В красивом человеке все должно быть прекрасно. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли


«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Так сказал Антон Павлович Чехов. Он великий классик, и его слова давно стали классикой. Но что они могут значить для нас, современной молодёжи?

Если говорить об одежде, то, конечно, тут важна опрятность и аккуратность. Но по большому счёту, это то же самое, по чему составляется представление о нас. Но какие принципы в отношении одежды можно применить, чтобы мы выглядели прекрасно, как и сказал об этом Антон Павлович? Кроме аккуратности следует иметь в виду следующее: никогда не старайся одеться первым в новомодные вещи и не снимай то, что вышло из моды самым последним. То есть не следует быть экстравагантными, но и не старомодными тоже стремится быть не стоит.

Душа.. Можно сказать, что это наш внутренний мир. Наши чувства, наши стремления, наши желания. Можно даже сказать, что душа – это наше внутреннее «я». О многом из нашего «я» не знает никто, кроме нас самих.

Но как сделать прекрасным наш внутренний мир? Прежде всего, надо быть честным с самим собой. Это так во всех отношениях. Если мы честны с самим собой, то мы и честно оцениваем себя. Правилен ли наш поступок? Корректны ли мы по отношению к другим? Справедливо ли то, что мы делаем? Если будем давать себе честную самооценку, то наша душа будет прекрасна.

И, наконец, мысли. Отчасти мысли тоже связаны с душой. То есть нашим внутренним «я». Но мысли бывают мимолётными. Иногда приходит в голову неправильная мысль. Как к этому относиться? Мысли, они как птицы. Если не отгонять птиц, то они совьют гнездо на крыше. Так и если не гнать неправильные мысли, то они тоже совьют гнездо. Только в голове. Обдумывая постоянно что-то неправильное, мы уже привыкаем к такому неправильному образу мышления, и он становится для нас привычным. Будут ли в этом случае наши мысли прекрасны? Это очень серьёзный вопрос.

Вот такие размышления навевают мне слова великого классика Антона Павловича Чехова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2013-09-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Воспитательный час на тему:

«В человеке должно быть всё прекрасно…»

Цель : формировать и расширять у учащихся понятие о подлинной красоте человека.

Задачи:

Раскрытие понятия «красота души человека»;

Развитие способности анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

Воспитание стремления быть отзывчивым и добрым человеком.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, шоколадки – 3 шт., крупный рисунок с изображением Снежной королевы, сердечки, карточки с заданиями «Изобразить…», планшет «накопление мнений».

Предварительная подготовка:

  1. презентация для воспитательного часа;
  2. Крупный рисунок с изображением Снежной королевы.
  3. сердечки;
  4. разучивание стихов;
  5. разучивание движений для физкультминутки;
  6. создание проекта по данной теме с одним из учеников.

Сценарий воспитательного часа:

(Дети разделены на 3 группы)

(Слайд 1)

(Сообщается тема занятия)

На занятии мы с вами должны разобраться, что автор этих слов А. П. Чехов имел в виду, когда произносил эту фразу. Попытаемся её закончить. На планшете «Накопление мнений мы будем записывать все ваши мнения по поводу, что в человеке считается красивым.

(Слайд 2)

На слайде вы видите изображения людей. Выберите тех, кто вам симпатичен. Объясните свой выбор.

(Проводится работа в группах.)

(Один человек из группы объясняет, что выбрано и почему.)

Почему эти люди вам симпатичны? (У них приятная внешность, они совершают хорошие поступки, здоровы, приветливы и активны.)

Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека? (Из внешнего вида, поступков, доброжелательности, физического состояния.)(Ответы записываются на планшет)

Вы почти ответили на мой вопрос, но давайте убедимся в верности ваших ответов, на других примерах.

Я вам приготовила сюрприз:

Что чувствовали, о чём думали до того, как развернули шоколад7

Что почувствовали после?

Чему научило вас это упражнение?

Обобщение: Конечно же, упражнение вы выполнили не шутки ради. Оно помогло нам наглядно убедиться, что не всякое яркое, красочное бывает действительно ценным.. Недаром русская народная пословица гласит: «Не всё то золото, что блестит». Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не кажутся окружающим привлекательными.

Почему так бывает?

Какого человека можно назвать красивым?(Ответы записываются на планшет)

Рассказ воспитателя.

А сейчас я расскажу вам одну историю.

«В одном доме жили две девочки – подружки Карина и Даша. Карина считала себя очень красивой девочкой. Она всё время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрёстку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу. Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

Вам помочь?

Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу. Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее её», - подумала Карина., обиженная тем, что её красоту не заметили. А вслух она спросила:

Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

Красоту этой девочки сможет увидеть, даже слепой, потому что её красота идёт от сердца, - ответил дедушка.»

О какой красоте говорил дедушка?

Какую из девочек считаете вы красивой? Почему?

Обобщение. (Ответы записываются на планшет)

А сейчас послушайте стихотворение А. Барто «В зеркале».

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Я не красавиц, не урод

Обыкновенный парень.

Обычный нос, обычный рот!

Глаза какие? Карие.

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой,

Ну что ж, случается в игре,

Её задели клюшкой!

Она – словцо, и я – словцо

Война у нас в разгаре,

Вдруг вижу в зеркале лицо

Губастый злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

Оно так исковеркало,

Испортило меня!

Обычный нос, обычный рот,

Но, оказалось, я урод!

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём,

И каждый раз по-разному

Себя я вижу в нём.

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре.

Иду домой мимо зеркал –

Смотрю: красивый парень!

Меняюсь 10 раз на дню.

С сестренкой начал я возню

И мячик отнял силой –

Смотрю: я не красивый!

Обычный нос, обычный рот, (Слайд 3)

То я пригож, то я урод!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица.

И наши мысли и дела

В них могут отразиться.

Какое открытие для себя сделал герой стихотворения?

Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

Какие же поступки считаются хорошими? (Ответы записываются на планшет)

Каждой из трёх групп предлагается придумать и изобразить хороший, добрый поступок, который делает человека красивым (жалость к братьям меньшим – животным, уважение к старикам, помощь людям с отклонениями в состоянии здоровья. Ситуации даются группам на карточках .) После каждой инсценировки, остальные ребята отгадывают изображённые действия и отвечают на вопрос

Можно ли назвать этот поступок красивым? Почему?

Если я назову хороший поступок, вы хлопаете в ладоши, если плохой - не хлопаете.

  1. Здороваться при встрече.
  2. Толкнуть и не извиниться.
  3. Взять в автобусе билет.
  4. После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
  5. Вымогать деньги у одноклассников.
  6. Бросить фантик мимо урны.
  7. Отправиться на лыжную прогулку.
  8. Взять чужую вещь без разрешения.
  9. Забраться на скамейку ногами.
  10. Записаться в спортивную секцию.

Вы отлично разбираетесь в том, что хорошо и что – плохо. Молодцы!

Хорошее дело –занятие спортом. Оно тоже красит человека.

Наши мальчики все посещают спортивную секцию. Поднимите сейчас руки те, кому нравится этим заниматься. Что даёт вам спорт?

(Спорт помогает мне…, я получаю удовольствие от …)

Сейчас мы продемонстрируем ваши награды: (Слайды 4 - 9)

Ребята приняли очень правильное решение заниматься спортом. Они не только укрепляют своё здоровье и становятся привлекательными, но у них не остаётся времени на то, чтобы делать пакости. Подумайте над этим!

Давайте сейчас с вами обсудим, к чему может привести безделье и какие последствия от этого ждать.

(Многие начинают курить, пробовать спиртные напитки и даже наркотики. Последствия, конечно, при этом будут самые плачевные: совершение правонарушений, вред здоровью и т. д.)) (Слайды)

А теперь скажите, что вы выбираете? (Обращаюсь к тем, кому не нравится спорт)

(слайд 10)

А знаете ли вы, что на дела человека влияет его настроение? Чаще всего настроение складывается из добрых слов, которые мы слышим, из улыбок, которые мы дарим друг другу. Когда человеку хорошо, то у него и желания хорошие. Но в жизни мы очень мало говорим добрых слов. Поэт Эдуард Асадов написал стихотворение, в котором призывает нас к этому:

«Нежные слова»

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова…

…И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите,

Самые хорошие слова!

Давайте потренируемся говорить друг другу добрые слова в виде комплиментов.

Тренинг «Комплимент»

Детям предлагается сказать комплимент рядом сидящему.

Леночка, какое красивое у тебя платьице! Дима, а ты очень добрый мальчик! …

Приятно ли получать комплимент?

Что было на ваших лицах, когда вы получали комплимент?

Дарите друг другу улыбки. Они делают нас добрыми, а наши лица милыми и приятными.

Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.

(-В человеке должно быть всё прекрасно…)

Давайте попытаемся закончить эту фразу и поставим вместо многоточия конкретные слова.

(-внешность, душа, трудолюбие, здоровье, вежливость и т. д. – слова с планшета)

А хотите узнать, какими словами эту фразу закончил А. П. Чехов?

(Слайд 11)

«В человеке должно быть всё прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Как вы понимаете это высказывание?

Какого человека вы считаете красивым?

Встречались ли вам красивые люди?

На доске у нас имеется рисунок с изображением Снежной королевы. Давайте сейчас сделаем её душу, сердце красивым.

Задание.

Я вам раздам сердечки, а вы напишите на сердечко совет. Который поможет ему стать красивым и прикрепите вокруг него по окружности.


Есть в литературе много емких высказываний и крылатых фраз, с которыми мы знакомимся раньше, чем с произведениями, которым они принадлежат. Мы слышим их в речи взрослых, видим оформленными в рамки в стенах воспитательных и образовательных учреждений. Такие фразы как: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, да верится с трудом», «Человек – это звучит гордо»…

И высказывание «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - не исключение. Я услышала и запомнила эту фразу гораздо раньше, чем узнала имя Чехова, и гораздо раньше, чем познакомилась с его творчеством. Странное чувство испытываешь, когда узнаешь в незнакомом что-то знакомое.

И вот именно тогда начинаешь серьезно и вдумчиво вникать в то, что раньше лишь запоминала.

Что же это за фраза такая, и как соотнести ее с творчеством Антона Павловича, как связать ее с лицом Беликова в рассказе «Человек в футляре», или душонками и мыслишками семьи Туркиных в рассказе «Ионыч», или отсутствием своих мыслей у Душечки в одноименном рассказе.

А все дело в том, что высказывание это, как никакое другое, говорит о единичности и цельности самого автора – Антона Павловича Чехова.

Вглядимся в этого удивительного человека глазами его современников.

«Так и видишь его в это время: (импровизировал с братом Александром «Хирургию») высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущим к себе всех». К. Чуковский.

«…Глаза Чехова, голубые, лучистые, глубокие, светили мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Казалось, из глаз его струился источник остроумия и непосредственного веселья…» В.Г. Короленко.

И еще одно высказывание не могу не упомянуть. «Три художника связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяют собой Россию: это Чехов, Чайковский и Левитан»,- говорил К.Т. Паустовский.

Обратите внимание – лицо России, прекрасное лицо России. Не случайно Чехов в своем высказывании не употреблял слово «красиво», а сказал «прекрасно». Красота понятие меняющееся во времени, кроме того его можно употребить в уменьшительно-уничижительном значении, например, красивенький, но пустенький. Со словом прекрасно – это не пройдет.

Первое слово в предложении «В человеке…». Именно в человеке, а не в природе, не во вселенной. Почему? Все очень просто: в природе и во вселенной царят порядок и гармония, несовершенен лишь человек, и именно он должен стремиться к совершенству, постоянно работая над собой.

Чехов сделал себя сам. Ведь он родился в купеческой семье, сам о себе говорил так: «В детстве у меня не было детства». Но в семье была «душа», душой семейства была мать – Евгения Яковлевна. Правда, нельзя думать, что душу можно передать как наследство. Душа рождается в муках: в труде, часто непосильном, и страданиях. А этого в жизни А.П. Чехова было с избытком, ранняя самостоятельная жизнь давалась нелегко. В борьбе с трудностями, неся ответственность за всех членов семьи, он становился мужественные и взрослее. Не очерствела, а окрепла его душа, стала поистине прекрасной.

Он любил людей. «И как весело ему было с людьми! С теми, кого он любил… И как неистощима была его душевная щедрость, что многих людей он был готов наделить богатствами своей собственной души».

В его письмах к друзьям, знакомым, родным (писал он много и многим) можно прочитать «славный малый», «душа-человек», «великолепный парень», «симпатичный малый и прекрасный писатель», «милый человечина»…

И это характеризует Антошу Чехонте как человека с прекрасной душой. Ведь мы знаем, чем душевнее человек, тем больше он видит вокруг себя хороших людей.

Он не просто любил людей, он их уважал. Дом и в Мелехова, и в Ялте «кишмя кишел» людьми, гостеприимство его не знало предела, люди жили месяцами. Но никто и никогда не видел его в халате. И даже к утреннему чаю в отсутствии гостей он выходил в костюме, с тщательно выбритыми щеками, аккуратно подстриженной бородкой. Это говорит о том, что внешне он был тоже прекрасен, т.е. одежда была аккуратна и к лицу.

Но а мысли у человека с прекрасной душой, любящего людей не могут быть плохими. Ведь они, мысли, не могут всегда расходится с поступками, значит, у Чехова они были прекрасными тоже.

И это еще раз подчеркивает то, что только цельный человек отвечает за то, что он пишет. В высказывании все слова ключевые и все о Чехове.

А его герои разные – есть удивительные, например, доктор Дымов в «Попрыгунье», есть смешные – Кулдаров в рассказе «Радость», есть отвратительные – Беликов в «Человеке в футляре», есть трогательные – Оленька из рассказа «Душечка».

Для того чтобы совершенствовать себя, нужно видеть пороки в других, тогда захочется искоренить их и сказать самому себе: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В человеке должно быть все прекрасно!

Тема «Дяди Вани» - жизнь «маленьких людей», с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.

Из воспоминаний Н. К. Крупской мы знаем, что Ленин высоко ценил эту пьесу.

Горький писал Чехову после спектакля «Дяди Вани» (пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в октябре 1899 года, до этого она с успехом шла в провинции):

«Ваше заявление о том, что вам не хочется писать для театра, заставляет меня сказать вам несколько слов о том, как понимающая вас публика относится к вашим пьесам. Говорят, например, что «Дядя Ваня» и «Чайка» - новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа. Я нахожу, что это очень верно говорят. Слушая вашу пьесу («Дядю Ваню». - В. Е.), думал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей, и о многом другом, коренном и важном. Другие драмы не отвлекают человека от реальностей до философских обобщений - ваши делают это…»

Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев и их страданий.

Дядя Ваня и его племянница Соня всю жизнь свою работают не покладая рук для чужого счастья: для того чтобы создать материальное благополучие отцу Сони профессору Серебрякову, которого они привыкли считать талантливым, передовым, крупным ученым.

Серебряков, ныне уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно.

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. Дядя Ваня отказался в свое время от принадлежавшей ему доли наследства в пользу своей покойной сестры, которую он горячо любил. Благодаря его отказу их отец и имел возможность купить это имение. Отец уплатил за имение далеко не всю стоимость, образовался большой долг. В продолжение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того, чтобы погасить долг и привести расстроенное имение в порядок. Двадцать пять лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалованье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до последней копейки, чтобы Серебряков мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры. Дядя Ваня и Соня похоронили себя в четырех стенах, недоедали куска, не знали никакой иной жизни, кроме заботы о профессоре. Им даже и в голову никогда не приходило вспомнить о том, что и по существу и по закону имение принадлежит им, а не Серебрякову: они добровольно обрекли себя на роль безропотных, самоотверженных работников.

Дяде Ване сорок семь лет. Он - нищий. Он никогда не знал ни радости, ни отдыха.

И вот теперь, когда жизнь его на закате, у него открылись глаза на ужасную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, молодость, всего себя на служение ничтожеству, «идолу». Он ясно увидел, что его кумир - просто напыщенная бездарность, набитая претензиями и самомнением, «старый сухарь, ученая вобла». Это стало особенно ясным теперь, когда Серебряков «вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен; значит, двадцать пять лет он занимал чужое место». Двадцать пять лет читал он лекции об искусстве, ничего не понимая в искусстве, пережевывая чужие мысли, и, следовательно, двадцать пять лет дядя Ваня трудился для того, чтобы профессор Серебряков мог занимать чужое место.

Избалованный легко давшейся ему успешной карьерой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его мизерному жалованью.

И вот он приезжает со своей красавицей женой в имение, чтобы по необходимости поселиться здесь навсегда; он вышел в отставку, у него не хватает средств для жизни в столице.

Его приезд нарушает весь строгий трудовой порядок жизни в доме. Профессор тиранит всех окружающих своими капризами, своей подагрой, своим черствым эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем.

Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмысленности всей прожитой им жизни. Если бы он не пожертвовал своих сил и способностей на служение «идолу», то он сам мог бы сделать много полезного, заслужить благодарность людей… Быть может, он был бы счастлив, мог любить и быть любимым!

Так приходит дядя Ваня к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Он влюбляется в жену профессора. Он впервые в жизни начал пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.

А тут профессор подливает последнюю каплю в чашу. Он торжественно созывает домочадцев на совещание и объявляет им свой проект: продать имение, чтобы на вырученные деньги профессор мог жить в столице. Он не переносит жизни в деревне, он привык к городскому шуму.

Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал и все свои средства и всю жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней, в благодарность за все, гонят в шею на все четыре стороны из родного угла.

Бунт дяди Вани доходит до своего апогея.

«Ты погубил мою жизнь! - кричит он Серебрякову:- Я не жил, не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!»

Профессор бросает ему в лицо: «Ничтожество!»

«Пропала жизнь! - восклицает дядя Ваня в полном отчаянии. - Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский… Я зарапортовался! Я с ума схожу…»

У нас не возбуждают улыбки недоверия слова дяди Ванн о том, что из него мог бы выйти большой человек. За время нашего знакомства с ним на протяжении трех актов мы успели почувствовать и его ум, и одаренность, и способность к подвигу самопожертвования во имя того, что казалось ему общей идеей: во имя науки, прогресса, разума, носителем которых представлялся ему Серебряков. Зная чеховских героев, мы не удивляемся, обнаруживая в них маленьких великих людей.

«Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в Серебрякова. После этой кульминации дядя Ваня еще некоторое время лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нeжной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду - все на того же Серебрякова.

После случившегося профессор с женой уже не могут оставаться в имении. Они уезжают, правда, не в столицу, а в Харьков. Происходит «примирение», и дядя Ваня говорит Серебрякову, что все останется по-прежнему. Отставной профессор, как и раньше, будет аккуратно получать весь доход.

Такова история жизни, отданной «идолу». И, конечно, Горький был прав, обнаруживая в ней символический смысл. Сколько таких «дядей Ваней», никем не замечаемых тружеников, отдавали в прошлом свои лучшие силы счастью ничтожеств, ложным кумирам, убежденные в том, что служат своим трудом «общей идее», обманутые жизнью.

Сколько душевной красоты, веры, чистоты погибало напрасно!

В пьесе пробивается протест против законов жизни буржуазно-дворянского общества, воплощением которого является тупой, самодовольный, бездушный Серебряков. Этот протест звучит в выстрелах дяди Вани, в недовольстве Астрова, во всей атмосфере пьесы. Недаром неглупый царский бюрократ, директор императорских театров Теляковский, был так возмущен пьесой: он почувствовал в ней угрозу всем «устоям» реакционного режима. В своем дневнике Теляковский записал 22 ноября 1899 года:

«…Присутствовал в Художественном театре на представлении пьесы Чехова «Дядя Ваня». Общее впечатление от пьесы получилось крайне тяжелое. Невольно приходит в голову мысль, для чего такая пьеса ставится и какой конечный вывод из нее можно сделать. Публика сидит тихо, слушает внимательно, притаив дыхание, и все ждет - что будет.

В третьем акте чувствуется сильное напряжение, раздаются два выстрела… Вообще появление таких пьес - большое зло для театра.

Если их можно еще писать - то не дай бог ставить в наш и без того нервный и беспочвенный век… На таких пьесах публику театр не воспитывает, а развращает, потому что к массе неразрешенных жгучих вопросов прибавляет еще новые… Где уже театру заниматься такими вопросами, когда за отсутствием религии, уважения к дому и собственности общество не знает, как решать и как поступать в тех простых вопросах, на которые у наших родителей были воспитанием подготовлены, может быть, и тупые, но определенные ответы, ответы спокойные… При этих готовых ответах человек был спокоен, имел ничем не смущенную волю - эту волевую силу, отсутствием которой так страдает современное поколение, убивающее свой ум, здоровье и нервы на разбор сумбура понятий…».

Вы чувствуете, как испуган царский чиновник тем настроением недовольства, протеста, которое привлекало зрителей к «Дяде Ване». Очень выразительна заключительная фраза цитируемой записи Теляковского:

«А может быть я по поводу пьесы «Дяди Вани» ошибаюсь. Может быть, это действительно современная Россия. - Ну, тогда дело дрянь, такое состояние должно привести к катастрофе…»

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни является лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

Что такое подлинная и ложная красота?

Мы знаем, что только труд, творчество, с точки зрения Чехова и его героев, создают человеческую красоту.

Как никто другой в мировой литературе до Горького, Чехов был вдохновенным поэтом труда. Все его творчество было и скорбной и светлой песней о труде, мечтой о творчестве во имя счастья родины. Труд был для него основой человечности, основой всей морали и эстетики, и тема труда всегда связывалась у него и у его героев с мечтой - о труде творческом, свободном. Вспомним, как тоскует о таком труде Ирина, младшая из трех сестер, и как жизнь разбивает ее мечту. «Труд без поэзии, труд без мыслей», - тоскует Ирина.

Поэзия труда и тоска по этой поэзии - вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Всевозможные Абогины, «княгини» и прочие лишены подлинной внутренней красоты именно потому; что они чужды и враждебны труду.

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене профессора Серебрякова, Елене Андреевне:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для всех других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. «Что меня еще захватывает, - говорит он о причинах своего увлечения Еленой Андреевной, - так это красота. Неравнодушен я к ней». Однако в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто, оскорбляющее чувство красивого. Он видит в ее красоте нечто нечистое. «Мне кажется, что если бы вот Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день. Но ведь это не любовь, не привязанность…»

Ложная, нечистая «красота» не может внушить глубокого человеческого чувства.

Красиво то, что служит творчеству, созиданию. Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий оттого, что леса вырубаются хищнически, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, - народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астров скорбит о разрушении красоты родной земли, красоты человека. Когда он делится с Еленой Андреевной своими мыслями, он вдруг прерывает свой взволнованный рассказ и говорит холодно: «Я по лицу вижу, что это вам неинтересно».

«Да, уезжайте, - говорит он ей. - …(В раздумьи.) Как будто бы вы и хороший, душевный человек, но как будто бы и что-то странное во всем вашем существе. Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься только подагрой вашего мужа и вами. Оба - он и вы - заразили всех нас вашею праздностью. Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях, мужики пасли СВОЙ скот… Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение… и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное».

Чуждая труду и творчеству и поэтому чуждая самой жизни, опустошенная и опустошающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встречается на ее пути. Она - хищница, которая сама не понимает этого. Вот она разрушила дружбу и возможную любовь Астрова и Сони.

Астров - творческий человек большого размаха. Верно говорит о нем Елена Андреевна Соне:

«Милая моя, пойми, это талант! А ты знаешь, что значит талант? Смелость, свободная голова, широкий размах… Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества… Он пьет, бывает грубоват, - но что за беда!.. Сама подумай, что за жизнь у этого доктора! Непролазная грязь на дорогах, морозы, метели, расстояния громадные, народ грубый, дикий, кругом нужда, болезни, а при такой обстановке тому, кто работает и борется изо дня в день, трудно сохранить себя к сорока годам чистеньким и трезвым…»

Астров любит жизнь; как все любимые герои Чехова, он рвется к будущему, пытается увидеть его лицо, угадать облик завтрашнего счастья родины, человечества. «А что касается моей собственной, личной жизни, - говорит он Соне, - то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идешь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу… Я работаю - вам это известно, - как никто в уезде, судьба бьет меня не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду…»

Но все же была и у него маленькая светлая точка в жизни: это его дружба с Соней и дядей Ваней.

Соня любит Астрова.

Если бы не вторжение Елены Андреевны в их жизнь, то Соня, быть может, стала бы его женой. И, во всяком случае, ему не пришлось бы потерять дружбу с нею.

А. П. Чехов (1897)

Но Елена Андреевна «из участия» решила помочь застенчивой Соне, взялась переговорить с Астровым, - любит он Соню или нет? Если не любит, пусть не ездит больше сюда, - так, дескать, Соне будет легче. Соня колеблется: нужен ли этот разговор? Ведь если он скажет «нет», то конец всем надеждам и конец дружбе! А не лучше ли оставить хоть надежду? В ее жизни, отданной непрерывному труду и заботам, Астров - единственная светлая точка, «огонек», который светит вдали в темном лесу…

Но все же она решается, под влиянием Елены Андреевны, поручить ей этот разговор.

А зачем понадобился этот разговор Елене Андреевне? Она, быть может, не отдает в этом себе полного отчета, но причина, конечно, ясна: она сама увлечена Астровым. Тонкий, умный Астров догадывается об этой причине.

«Только одного не понимаю: зачем вам понадобился этот допрос? (Глядит ей в глаза и грозит пальцем.) Вы - хитрая!

Елена Андреевна. Что это значит?

Астров (смеясь). Хитрая! Положим, Соня страдает, я охотно допускаю, но к чему этот ваш допрос?.. Хищница милая, не смотрите на меня так…»

Да, как хищница, она похитила у Сони ее счастье, заставив Астрова сказать, что он не любит Соню. Вся сущность отношений Астрова и Сони и заключалась в том, что эти отношения еще нельзя, не надо было определять. Елена Андреевна почувствовала это, добилась «ясности» и тем самым разрушила все.

Разрушив чужое счастье, она не способна создать счастья ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная, некрасивая красота!

Лейтмотив пьесы - гибнущая красота - звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собою образ гибнущей красоты.

Соня умоляет его не пить водку. «Это так не идет к вам! Вы изящны, у вас такой нежный голос… Даже больше, вы, как никто из всех, кого я знаю, - вы прекрасны. Зачем же вы хотите походить на обыкновенных людей, которые пьют и играют в карты? О, не делайте этого, умоляю вас! Вы говорите всегда, что люди не творят, а только разрушают то, что им дано свыше. Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя?»

Но красота Астрова, его прекрасный внутренний и внешний образ разрушаются самой жизнью. В финальном акте он говорит дяде Ване:

«Наше положение, твое и мое, безнадежно… Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, - те, быть может, найдут средство, как быть счастливыми, а мы… Да, брат. Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все…»

Это слишком строго и сурово. Ни Астров, ни дядя Ваня не превратились в обывателей, живущих презренной, самодовольной жизнью. Но их покидает свет, их ожидает пустота. В Астрове мы уже различаем черты опускающегося человека. Тление коснулось его.

Астров - увы! - не ошибается в диагнозе своего положения. Оно и в самом деле было безнадежным. Иначе и не могло быть у человека, презиравшего либеральное филистерство и вместе с тем далекого от революционного движения рабочего класса, которое добивалось в девяностых годах все больших успехов. Астров, как и его» друг Войницкий, не сможет найти какую-нибудь спасительную идейку, утешиться «малыми делами», сладкими иллюзиями; не сможет он и обрести высокую цель жизни, будучи далек от тех людей, которые вели борьбу за цели, близкие Астрову, - за разумную, чистую, справедливую жизнь. Трагедия чеховского героя и заключалась прежде всего в его аполитичности, мелкобуржуазной ограниченности.

Конечно, Астров сохранил бы себя и свою мечту, и в полбеды были бы ему все трудности его жизни, если бы его согревало сознание, что его скромный труд включен в общее дело изменения, созидания жизни. Но этого сознания у него нет.

Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, уходит навсегда из жизни Сони. И вновь, как когда-то, остаются вдвоем дядя Ваня и Соня. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее все надежды.

«Что же делать, надо жить, - говорит Соня. - Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит час, мы покорно умрем, и там, за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную… Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир… (Вытирает ему платком слезы.)

Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… (Сквозь слезы.) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… (Обнимает его) Мы отдохнем!»

Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка».

Конечно, неправильно было бы думать, что Чехов, с его чуждостью каким бы то ни было религиозным переживаниям, ищет для своих героев утешения в религиозной вере. Но Соне больше не на что надеяться, ей нечем больше утешить дядю Ваню. И это делает еще более ясной всю безнадежность мечты об отдыхе и радости для нее и для дяди Вани. Мудрость финала пьесы заключается в том, что упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» - это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других…

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких людей», над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно! И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о творческом труде: эстетическое сливается с этическим. Правда и труд - основа, вечный живой источник красоты. И жизнь должна быть такою, чтобы не разрушалась красота «маленьких великих людей», чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное трудолюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани, Сони могли украшать родную землю творческим, свободным трудом.

Слова Астрова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - формула неразрывного единства красоты и правды, - были записаны в записной книжке Зои Космодемьянской в числе самых дорогих для нее мыслей.

Из книги Жаклин автора Вентура Джеффри

Глава 11. «Я, ДОЛЖНО БЫТЬ, МЕЧЕНАЯ…» Через шесть недель после окончания работы над экранизацией «Долины кукол» компания Эй-Би-Си выпустила часовую передачу под названием «Жаклин Сьюзен и „Долина кукол“». Перед самым выходом в эфир руководство компании настояло на том,

Из книги Чехов. 1860-1904 автора Ермилов Владимир Владимирович

XXVI. В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО! Тема «Дяди Вани» - жизнь «маленьких людей», с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.Из воспоминаний Н. К. Крупской мы знаем, что Ленин высоко ценил эту

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

«Он, должно быть, сошел с ума!» Через два дня мы полетели в Мюнхен. Гитлер совершил восхождение на гору, а я поехал к своей семье на Пильгернзее. Стояла чудесная погода, и все мои мысли были сосредоточены вокруг предстоящей рыбалки. Однако внезапный телефонный звонок,

Из книги Я вспоминаю... автора Феллини Федерико

Глава 20. «Это, должно быть, ее муж, Феллини» На протяжении многих лет происходит одно и то же. Кто бы ни обрушивался на меня с нападками, кто бы ни делал мне ту или иную гадость, на нее всегда болезненнее всего реагирует Джульетта. Она принимает близко к сердцу любой упрек -

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Все должно быть гармонично…» Медхудожником была я только в нерабочее время; основная же работа у меня была в перевязочной хирургического отделения. Фактически до меня перевязочной как таковой и не было. Заведовал ею какой-то вольнонаемный - дурак и алкоголик. Ксчастью,

Из книги Смерть не заразна автора Бротиган Ианте

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДАЛЬШЕ Дальше должно быть начало. Началом первым, вероятно, можно считать ту ночь, когда я, изнывая от страха за отца, вот уже несколько дней не дававшего знать о себе, попросила кого-то из знакомых, чтобы зашли посмотрели, не оставил ли он записки. В ту же

Из книги Мэри Пикфорд автора Уитфилд Айлин

Денег должно быть больше Вступив в гастролирующую труппу Хэла Рейда, ставившего спектакль «В маленькой красной школе», Мэри надеялась распрощаться с нищетой и начать работать по-настоящему. Она мечтала вступить в большой театральный мир захватывающих пьес и крупных

Из книги Два брата - две судьбы автора Михалков Сергей Владимирович

Все ли будет так, как должно быть? Прошло около двух педель. Женева живет в своем привычном размеренном ритме. Дни стоят теплые. На аккуратно подстриженных газонах, обрамляющих виллы богачей, цвели георгины и розы, а их хозяева, дельцы и боссы из Америки и Англии, выезжают

Из книги В лабиринтах смертельного риска автора Михалков Михаил Владимирович

Все ли будет так, как должно быть? Прошло около двух недель. Женева живет в своем привычном размеренном ритме. Дни стоят теплые. На аккуратно подстриженных газонах, обрамляющих виллы богачей, цвели георгины и розы, а их хозяева, дельцы и боссы из Америки и Англии, выезжают

Из книги Синдром удава автора Витман Борис Владимирович

44. Предначертание должно быть выполнено Потребность рассказать правду о событиях, имевших существенное влияние на ход войны и на судьбы миллионов людей, с каждым годом становилось все настоятельней. Видно, самой судьбой было мне предназначено пройти все испытания и

Из книги Танковые сражения 1939-1945 гг. автора

Из книги Бронированный кулак вермахта автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

«Неудачи не должно быть» В конце марта 1943 года на Восточном фронте наступила оттепель. «Маршал Зима» уступил свои права еще более властному «маршалу Грязи», и активные действия сами по себе прекратились. Все танковые дивизии и ряд пехотных дивизий были отведены с

Из книги Моя настоящая жизнь автора Табаков Олег Павлович

Демократии в театре быть не должно Олег Ефремов - человек высокой судьбы. Просто в силу характера он иногда боролся со сталинизмом сталинскими же методами. Одной из главных его ошибок было стремление перераспределять блага, даваемые нам государством, среди актеров

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

«Должно быть, тесно под землей…» Должно быть, тесно под землей, Когда лежишь, зарыт, Но жить не легче над тобой Зияет и кружит Простор, огромный до того, Что лучше не глядеть в него. И не глядишь, но разве здесь Без неба, взаперти Всю боль, и стыд, и холод весь Легко

Из книги Товарищ Ванга автора Войцеховский Збигнев

1. Книга, которой быть не должно А если бы суждено ей было родиться, то первые ее строчки были бы выцарапаны на бетонной стене мрачного бомбоубежища, первыми читателями ее стали бы изможденные, голодные, бледные от недостатка солнечного света люди. Или бы первые слова

«В человеке всё должно быть прекрасно…»

(Классный час о красоте, физической и духовной для старшеклассников)


(1860- 1904 )
Цель:
формирование представления учащихся о душевной и физической красоте человека;
Задачи:
развивать у учащихся эстетический вкус в одежде, манере говорить, вести себя в обществе;
познакомить учащихся с моделью совершенного человека;
воспитывать у учащихся желание красиво одеваться, ухаживать за своей внешностью и достойно вести себя в обществе.
Пояснительная записка:
Мы живём каждый день и в суете и спешке проходящих дней порой не замечаем главного: как мы одеты, следим ли мы за собой, как мы говорим, как мы ведём себя в обществе. А ведь это очень важно. Этот классный час поможет старшеклассникам построить модель совершенного человека, опираясь на знаменитую фразу А.П. Чехова.
Учитель: Сегодня мы попытаемся представить, построить модель совершенного, является составляющими совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с безобразным, некрасивым лицом?
Вряд ли. Однако далеко не все люди (и мы с вами не исключение) обладают классическими чертами лица: греческим носом, изумительным разрезом глаз, длинными ресницами
Что же делает наше лицо, часто несовершенное красивым? Как вы считаете? (Ребята отвечают)
А вот как об этом пишет Лев Николаевич Толстой: « Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадёжно смотрели на себя в зеркало. « Она мне льстит?», - подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Чтец (1):
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица-подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.


Другие - как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда – то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!


Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих ног
Составлена песня небесных высот.
Н. Заболоцкий.
О красоте человеческих ли ц


Сияющие счастливые лица
Чтец (2):
Среди других играющих детей,
Она напоминает лягушонка,
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы,
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду,
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу,
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого,
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг,
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Н.Заболоцкий. Некрасивая девочка.
Учитель: А вот какой совет юноше даёт Эмилия Бронте в романе « Грозовой перевал»
Чтец (3) : « Подойди к зеркалу, и я покажу тебе, чего ты должен желать. Видишь эти две чёрточки у тебя между бровями? И густые эти брови, которые вместо того, чтобы им подниматься дугой, западают вниз у переносья? Видишь ли ты эту пару чёрных бесенят, так глубоко схоронившихся? Они никогда не раскрывают смело окон, а только смотрят в них украдкой, точно шпионы дьявола! Так вот пожелай и научись разглаживать угрюмые морщины, поднимать смело веки; смени бесенят на доверчивых, невинных ангелов, глядящих без подозрений, без опаски и всегда видящих друга, когда не знают твёрдо, что перед ними враг. Не гляди ты угрюмо и злобно…»
Чтец (1): Итак, можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом? (Дописывает к высказыванию А.П. Чехова слово «лицо» )
Представим себе человека с прекрасным лицом и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли назвать такого человека совершенным?
(Ребята отвечают)
Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма.
Чтец (2): Давайте вспомним принцессу Диану, её безупречный вкус в одежде, манере говорить, вести себя на людях. Её наряды сводили с ума всех женщин планеты, ей подражали и завидовали. Она была высокой, необыкновенно красивой женщиной. Для каждого случая жизни у неё были особенные наряды, ей шили лучшие модельеры планеты.







А вот что думает об умении одеваться у молодых людей академик Д.С. Лихачёв…
Чтец (2):
«Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если молодой человек чересчур тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Девушки, женщины – это другое. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен».
Учитель: А что по – вашему, является главным признаком вкуса у человека?
(Ребята отвечают)
Обратимся за помощью к классической литературе.
Чтец (3):
« В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы, одна пожилая, другая молоденькая… Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)


Учитель: Итак, главный признак вкуса у человека – это чувство меры. Да, те платья, шляпки устарели, но никогда не устареют вкус, хорошие манеры, отсутствие вульгарности в одежде и поведении. Наверное, именно поэтому Татьяна Ларина – вечный идеал. Вспомним посвященные ей строки.
Чтец (1):

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…
Никто б не мог её прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовётся vulgar…
А. Пушкин « Евгений Онегин»
(отрывок из романа)


Учитель: Какое же ещё слово нужно добавить к фразе А. П. Чехова: « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и…»
(Дописывает слово, произнесённое ребятами: «одежда».)
А мы продолжаем находить слагаемые совершенного человека. Без чего невозможно обойтись человеку? Подсказкой пусть послужит высказывание Д.И. Фонвизина из комедии «Недоросль»
Чтец (2): «Без… (души) просвещеннейшая умница – тварь, невежда без…(души) – зверь»…
(Учитель дописывает в высказывание А.П.Чехова отгаданное ребятами слово «душа».)


Учитель: Воспитывать в себе культуру чувств, душу – это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления лучших, высоких, душевных качеств.
Американский просветитель восемнадцатого века Бенджамин Франклин, будучи ещё рабочим типографии, составил для себя « тринадцать принципов мелкой, повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества. Путём самообразования он стал одним из самых просвещённых людей своего времени, а путём самосовершенствования – гуманистом.
Воспитывать культуру чувств, культуру человеческого общения, души – дело не только долгое, но и трудное.
Общепризнано: нелегко человеку ощутить в себе человека, вырастить в себе душу, которая соответствовала бы идеалу.
Чтец (3) :
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку,
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по – человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
. Н. Заболоцкий. Не позволяй душе лениться.


Учитель: Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить всё человечество, но всё это останется втуне до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей. И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствии. И как важно окружить вниманием и заботой человека вовремя.
Чтец (1):
Мне с отчимом невесело жилось,
Всё ж он меня растил,
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем – нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал,-
Рассказывает мать,-
День ото дня
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня не возвратят века.
Теперь прошёл я тысячи дорог-
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
А. Яшин. Спешите делать добрые дела
Учитель: Да, своевременная помощь конкретным людям-одно из главных проявлений душевных качеств человека.
Чтец (2):
До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста.



Перед этой
Жёлтой, захолустной
Стороной берёзовой
Моей,
Перед ленивой
Пасмурной и грустной,
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Пред всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
Н. Рубцов. До конца.
Учитель: Как вы понимаете слова поэта « Пусть душа останется чиста»?
(Ребята отвечают)
Для того, чтобы приблизиться к идеалу, необходима ещё одна последняя составляющая.
Это – «мысли». (Дописывает в высказывание А.П. Чехова слово «мысли».)
Богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из впечатляющих форм их выражения являются афоризмы, жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Как сказал древнегреческий поэт Феокрит:
Есть у мудрейших обильный запас изречений
Много для жизни полезных советов может в нём каждый найти.
Чтец (3): « Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством» (Л.Н. Толстой)
Чтец (1): «Мужество ума состоит в том, чтобы … узнавать и познавать…окружающий мир и действующие в нём силы: идеи и факты, опыт прошлого и настоящего…
Честность ума состоит в том, чтобы…иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком» (Р. Роллан)
Учитель: Вот мы и построили с помощью А.П. Чехова модель совершенного человека. (Читает)