Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Физический и умственный труд

Труд в любой сфере деятельности имеет биологическую и социально-экономическую основу. С физиологической точки зрения труд – это затраты физических и духовных сил человека, его жизненной энергии, связанные с достижением конечного, заранее намеченного результата. Общественный характер труда предполагает наличие экономических и социальных отношений между отдельными работниками и их группами, а также разделение труда, т. е. обособление трудовой деятельности и специализацию на отдельных видах труда.

Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд .

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т. д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны.

Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физического труда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники; труд работников, выполняющих преимущественно умственную работу, особенно руководителей и специалистов, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление – сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Чем сложнее и разнообразнее труд, тем требуется большая напряженность высших отделов центральной нервной системы (прежде всего, коры больших полушарий головного мозга) для его выполнения.

Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т. е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т. е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).

С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа (технические исполнители) выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группа (специалисты) выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа (руководители) обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства. К этой группе работников относятся директора предприятий и фирм, начальники различных уровней, главные специалисты, государственные чиновники и т. д.

Перечисленные особенности умственного, прежде всего управленческого, труда требуют от работников высокого профессионализма и хорошей теоретической подготовки, так как без этого невозможна эффективная деятельность инженерных работников, руководителей и лиц творческого труда.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного груда. В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н. Е. Введенским основные требования к организации умственного труда , состоящие в следующем: 1. Постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период. 2.Соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности. 3.Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться. 4. Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

Соблюдение перечисленных условий создает предпосылки для эффективного выполнения функций умственного труда. Однако для достижения высоких результатов умственного труда необходимо создание научно обоснованной действенной системы материального и морального стимулирования, в том числе его общественное признание.

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация , к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т. п.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, при- которой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует липших движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

Организация работы с источниками информации. Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготов­ленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Поиск информации целесообразно вести в трех направлениях: в библиотеках (прежде всего, в научных и специальных); в органах научно-технической информации (в государственной системе научно-технической информации, которая обеспечивает обработку научных документов, их обобщение и публикацию в специальных изданиях - реферативных журналах, различных обзорах, библиографических указателях и т. д.); в книготорговой сети.

Для получения в научной и специальной библиотеках наиболее полной информации в достаточно сжатые сроки необходимо уметь работать с каталогами и картотеками. Каталоги представляют собой перечень источников информации, имеющихся в библиотеке, а картотеки содержат перечень материалов по определенной тематике.

Все каталоги и картотеки подразделяются на основные и вспомогательные. К основным каталогам относятся алфавитный (по фамилии автора или названию книги), систематический (по отдельным отраслям знаний) и предметный (по содержанию литературы, конкретным предметам и объектам изучения, расположенным по алфавиту); к вспомогательным -различные тематические каталоги и картотеки, а также картотеки по видам документальных источников информации. В частности, вспомогательные картотеки могут быть библиографическими и фактографическими.

В качестве «ключа» к поиску информации используются библиографические указатели, т. е. перечни литературы, составленные по определенному принципу.

Большое значение в работе с отобранной книгой имеет умение быстро разобраться в ее структуре, оценить содержание и все наиболее интересное и необходимое зафиксировать в удобной для себя и понятной форме.

Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи.

Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации. Па этом этапе в зависимости от конечной цели ознакомления с книгой (чтение ее полностью, отдельных разделов или поиск конкретных сведений) происходит предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т. д.; чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста.

Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо соблюдать ряд общих требований, чтобы действительно зафиксировать прочитанное в памяти. В частности, обязательно следует записать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т. д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Основные условия эффективности делового общения. Эффективное использование рабочего времени, плодотворность деятельности работников умственного труда зависят от того, насколько Правильно строится их деловое общение. Последнее включает деловую переписку, телефонные разговоры, установление непосредственных деловых контактов. При плохом владении техникой делового общения возрастают потери рабочего времени, увеличиваются затраты труда на решение даже самых несложных вопросов, появляется чувство психологического дискомфорта, обиды или раздражения. Чтобы избавиться от подобных проблем, необходимо придерживаться определенных правил и использовать выработанные практикой приемы делового общения.

Так, при использовании личной деловой переписки следует иметь в виду, что и служебное, и личное письмо должно быть лаконичным и точным. Служебная переписка должна содержать информацию, изложенную в доступной для адресата форме, не включать липших сведений и общих положений, быть четкой, убедительной и простой по форме. Форма обращения к адресату также должна быть продумана и соответствовать тону письма. При выборе обращения в письме-ответе целесообразно остановиться на том варианте, который использовал в своем письме адресат.

Для разных категорий работников принята специфическая форма официального письменного обращения (например, для ученых, как правило, указывается ученое звание). Деловое письмо предполагает определенную концовку в виде выражения благодарности, надежды па дальнейшее общение (сотрудничество), пожелания успехов и т. и. Подписывая письмо, следует придерживаться сложившихся стандартов, что является нормальным как для служебной, так и для личной деловой переписки. В настоящее время все большее распространение получает стандартизация личной деловой переписки.

Ведение деловых переговоров по телефону также предполагает определенную культуру телефонного общения, позволяющую значительно сократить нерациональные затраты рабочего времени. Однако не все деловые вопросы могут быть решены по телефону. Поэтому необходимо продумать: какую форму следует избрать для делового общения.

Совершенствование телефонного общения предполагает: правильную и системную запись телефонных номеров с указанием всех данных абонента; обязательную подготовку к телефонному разговору, чтобы предмет разговора был конкретным, содержательным и непродолжительным (не "более 5-6 мин); правильный выбор времени для телефонного разговора; использование соответствующей формы обращения.

Техника установления непосредственных деловых контактов –важный элемент делового общения. Ведение деловых разговоров требует соблюдения определенных правил, от чего зависит их результат.

Основываясь на практике, можно условно выделить два основные типа деловых разговоров : информационный , целью которого является получение информации; дискуссионный , когда каждый из партнеров отстаивает свою позицию.

Техника проведения делового разговора предполагает соблюдение следующих правил: четкое определение предмета разговора (обсуждения), его целей; разработку проекта рабочей недели; составление планов рабочего дня.

Планирование личного бюджета времени, по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать.

Планирование трудовой деятельности работников умственного труда . Планирование личной работы осуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления: карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности, в том числе для черчения; пишущие машинки и др.

Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.

Умственный и физический труд

исторически сложившиеся виды человеческой деятельности.

Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Умственный и физический труд" в других словарях:

    ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ Энциклопедия социологии

    ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ - англ. labour, intellectual/ mental and manual; нем. Arbeit, geistige und korperliche. Две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности; соц. форма разделения труда в зависимости от способа воздействия на предмет труда. Труд умственный… … Толковый словарь по социологии

    труд - сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? труда, чему? труду, (вижу) что? труд, чем? трудом, о чём? о труде; мн. что? труды, (нет) чего? трудов, чему? трудам, (вижу) что? труды, чем? трудами, о чём? о трудах 1. Трудом называется… … Толковый словарь Дмитриева

    труд - а; м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Производительность труда. Продукты труда. Научная организация труда. Общественное … Энциклопедический словарь

    ТРУД - ТРУД, а, муж. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди… … Толковый словарь Ожегова

    труд - а/; м. см. тж. трудовой 1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Производительность труда. Продукты труда … Словарь многих выражений

    Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность функционирующих в обществе материальных и духовных благ, обеспечивающая производство средств к жизни; основа возникновения таких свойств человека, как общение, сознание,… … Социологический справочник

    труд - высокий (Надсон); гнетущий (Берг, Дрожжин); горький (Балтрушайтис); животворный (И.Аксаков); мирный (Башкин); многозаботный (Федоров Давыдов); напряженный (Серафимович); несносный (Некрасов); неусыпный (Суриков); «Ночей товарищ бледный» (Берг);… … Словарь эпитетов Подробнее Купить за руб электронная книга


Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую . Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной , при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.



В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

Наполуавтоматическом иавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формыинтеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД - - предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Физический и умственный труд

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком

энергетических функций в системе «человек - орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, - называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

I б при которой энергозатраты составляют 140-174 Дж/с, работы, проводимые

сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175-232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II б, при которой энергозатраты составляют 233-290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Ручной труд - это труд, в основе которого происходят преимущественно затраты физических усилий с использованием простейших ручных орудий труда.

Ручной труд обусловлен низкой механо- и энерговооруженностью труда рабочих, отсутствием эффективных средств малой механизации, применением устаревших технологий производства работ, а также спецификой отрасли, связанной с особенностями технологии различных работ (например, ручной труд при сборке конструкций из большого количества различных элементов, имеющих сложные соединения). Существенно повышает уровень ручного труда такая особенность, как необходимость перемещения больших масс грузов и связанных с этим различного рода погрузочно-разгрузочных, транспортных, демонтажных и монтажно-сборочных работ. Ручной труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Сопутствующими

условиями, ухудшающими негативные стороны ручного труда является то, что все эти процессы протекают обычно на открытом воздухе, в неблагоприятных климатических условиях и без достаточного набора социально-бытовых услуг.

Ручной труд имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированный труд - это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Механизированный труд изменяет характер мышечных нагрузок и усложняет программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика). При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.

Следует отметить, что механизация вне зависимости от трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и

производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

Следует иметь в виду, что переход к механизированному труду может сопровождаться упрощением трудовых функций и снижением квалификации рабочих. Это особенно характерно для ручного механизированного и механизированного труда, имеющего вспомогательный характер.

Труд на конвейере это система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.



Подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия. Недостатком этой системы производства является повышенная монотонность труда.

Труд на конвейере примечателен еще большей однообразностью и огромной скоростью. Индивидуум, трудящийся на конвейере, осуществляет одно или пару действий. Так как он является звеном цепочки, состоящей из других работников, то каждое его движение должно производиться в строго определенное время. Не сложно понять, что это очень изматывает. Монотонность и огромная скорость труда также могут стать причиной быстрой

утомляемости.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве затрачивает энергии меньше в связи с этим и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж

(2000-2400 ккал) в сутки. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Умственный труд выражается в следующих формах.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью. Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек - машина", в отличие от системы "человек - человек". Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно - управленческими работниками функций

управления в организации. Профессиографические особенности трудовой деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии.

Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг, труд учащихся и студентов - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-

эмоциональному напряжению. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т.к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм. В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или « ». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.

Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.


С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.


Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.


Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa , состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика - в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.


В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях