Апостол левий матфей. Апостол евангелист матфей

Житие святого апостола и евангелиста Матфея

Фактов из биографии святого апостола и евангелиста Матфея, которого еще называют Левий Матфей или Левий Алфеев, известно немного. В истории его имя возникает с того момента, как Христос, видя его сидящим у храма, как пишет святой евангелист Лука, велел ему оставить всё и следовать за ним. До сего момента Левий Матфей исполнял обязанности сборщика налогов в Галилее, городе Капернауме, развалины которого сохранились и сейчас, они называются Тель-Гум.

Галилея была частью Иудеи, а Иудея – римской провинцией, где иудеи люто ненавидели римских язычников – поработителей. Римские же правители понимали, что выполнять обязанности мытаря лучше поручить человеку, знающему и территорию, и материальные возможности населения, а потому нанимали на эту неблагодарную и нечистую работу людей из местного населения.

Сборщик податей – всегда гость в доме незваный и нежеланный, а уж если это человек из своих, он среди иудеев считался изменником, становился изгоем. С мытарями старались не общаться, не звали их к столу, вообще всякие сношения с ними считали осквернением веры и ставили их в один ряд с тяжелыми грешниками. Поскольку, выбивая подати в пользу римлян, сборщикам податей приходилось применять жестокосердие даже к тем, у кого они отбирали последнее, то уважения, конечно, они не снискали. К тому же занятие это было не подконтрольно, и среди мытарей случались нечистые на руку: те, что завышали подати, кладя неправедный излишек себе в карман.

Однако находились те, что шли на это, потому что во все времена профессия сборщика налогов была весьма доходной, и среди них были разные люди, в том числе добрые и чистые сердцем. Так и Левий Матфей был человеком не бедным: он имел и свой дом, и приличное состояние, но душа его была не испорчена ни жестокостью, ни излишним сребролюбием.

Господь избирает человека себе на службу, глядя в его сердце. В Капернауме Христос сотворил множество чудес, и, находясь возле храма, Матфей слышал Его речи, и душа мытаря склонялась к услышанным им истинам о Боге. Потому, видно, призыв Христа следовать за Ним был принят мытарем в одночасье и без сомнений. Он встал, оставил свою мытницу (кошель) в дорожной пыли со всеми средствами и последовал за Учителем.

Чувство благодарности бывшего мытаря было велико, и Матфей пригласил Господа на трапезу в свой дом, и Он согласился. Иудеи, книжники и фарисеи, главные иудейские проповедники и ревнители иудейской веры, видя, как Иисус ест и пьет в доме человека, к которому все относились с брезгливым презрением, стали осуждать Его. Ответ Христа известен из Евангелия – Он сказал, что во враче нуждаются не здоровые, а больные, призвал их пойти научиться тому, что есть милость, а что есть жертва, и поведал, что Он пришел спасти не праведников, но грешных (Мф. 9; 9–17).

Это была последняя трапеза Левия Матфея в своем доме. После он встал, оставил всё и последовал за Ним, чтобы проповедовать Его учение до конца дней своих. В своем неотлучном следовании за Христом он проповедовал, видел Христовы чудеса, слушал вместе с другими первыми учениками Его слова, запоминал их, он был с Христом до самой Тайной вечери и взятия Его, и Воскресения, и Вознесения. Память об этих днях, об этих событиях и проповедях легла потом в основу Евангелия от Матфея – первого, которое мы читаем, открывая Новый Завет. Оно написано по просьбе жителей Иерусалима, когда святой апостол Матфей после обретения Святого Духа собирался отбыть из города на проповедь Слова Христова.

Особенность Евангелия от Матфея состоит в том, что в нем подробно освещено Христово родословие, доказывающее, что Христос и есть Тот Самый истинный Мессия, о Котором возвещали все ветхозаветные пророки и о Котором упоминается во всех главных событиях Ветхого Завета. Свое Евангелие святой апостол-евангелист Матфей писал на еврейском языке, затем оно было переведено на греческий, а еврейского подлинника уже не существует.

Окончив писание Евангелия – год создания его историки предполагают как 41-й от Рождества Христова, святой апостол удалился из Иерусалима на проповедь. Ему была оставлена для обращения в веру истинную изрядная часть Малой Азии и часть Африки: он проповедовал среди персиян, сирийцев, парфян, мидян и прочих народов, населявших эту территорию.

Проповедовал он и в Эфиопии, где проповедь учения оказала чудесное влияние на жителей, и многие отступились от язычества, приношения человеческих жертв идолам и обратились в истинную веру. Он создал там небольшую церковь, оставив при ней в качестве епископа для поддержания и умножения веры спутника своих странствий Платона. Однажды во время уединенной молитвы на горе, что была неподалеку, святому апостолу явился Господь в облике светлоликого юноши. Он подал ему жезл и велел принести его в город Мирмены, чтобы водрузить возле храма. В этом городе тогда правил некто Фульвиан, что в переводе с латыни означает «рыжий».

По дороге в город святой апостол встретил жену и сына правителя Мирмен, а поскольку они были одержимы злым духом, то при виде жезла начали бесноваться и кричать, что святой Матфей идет в город, чтобы погубить их. Святой апостол вознес молитву Господу, и эти двое тут же исцелились и пошли вместе с апостолом.

Придя в город, святой апостол Матфей по велению Господню водрузил жезл возле храма, и жезл сразу превратился в красивое сильное дерево с привлекательными сладкими плодами, а от корней его зажурчал чистый ручей. И многие чернокожие жители стали приходить к храму, чтобы посмотреть на чудо. Они ели плоды с дерева, слушая апостольскую проповедь, которая входила в их сердца, как благодатная пища – в тело, и это было очень похоже на трапезу Учителя с учениками. Об особых свойствах этих плодов святому апостолу также было открыто в видении, которое было дано ему, когда он получил чудесный жезл. Все уверовавшие тут же крестились в чудотворных водах источника. Среди собравшихся возле храма были жена Фульвиана с сыном. Фульвиан, узнав об этом, разгневался и приказал взять святого Матфея под стражу.

Ночью святому Матфею явился Сам Христос и сказал, что апостола ждут мучения, однако велел ему все надежды возложить на Него, поскольку Он Сам отныне будет при святом Матфее неотлучно. Во время утренней молитвы за святым апостолом Матфеем прибыли четыре стражника, чтоб взять его, но тут храм окутала тьма, да такая, что они не знали, как из нее выбраться, и вернулись ни с чем. Фульвиан разгневался еще больше и снова послал за апостолом стражу, но теперь вокруг апостола воссиял свет, на который смотреть было невозможно. Воины в страхе бросили оружие и побежали прочь.

Тогда Фульвиан сам пошел арестовать апостола, и едва он подошел к нему, как ослеп. Испугавшись, он стал просить апостола вернуть ему зрение. Святой Матфей сотворил над ним крестное знамение, и Фульвиан вновь прозрел.

Однако лицемерный Фульвиан прозрел телесно, но не духовно. Он пригласил святого Матфея в свой дом якобы за тем, чтобы оказать почести, а в душе замыслил убить его – он полагал, что все чудеса, творимые апостолом, были не проявлением воли Божьей, а чародейством, и хотел уничтожить святого как волхва. Матфей, ведомый Господом, сразу прочел помысел Фульвиана и сказал ему, чтобы тот исполнил всё, что задумал, не лицемеря, ибо святой готов вынести все муки во имя Господа.

Фульвиан трижды предавал святого Матфея огненным мукам, но каждый раз апостол молитвой отводил огонь, в котором в конце концов оплавились, как воск, и сгорели идолы – предмет поклонения язычников, а затем огонь, из них вышедший, обратился в огненного змея, который начал преследовать самого Фульвиана. Тот в ужасе умолил апостола остановить змея, и уже был готов и сам воздать апостолу почести, но святой Матфей сотворил молитву и Господь принял его к Себе.

Кончина святого апостола Матфея произошла примерно в 60 году после Рождества Христова. Ныне его останки хранятся в Италии в городе Салерно, покровителем которого считается святой апостол, туда они были перенесены примерно в Х веке. Помимо православных икон, его образ трижды был запечатлен известным живописцем Ренессанса Караваджо.

Какое чудо произошло

Вместе с преставлением святого апостола Матфея чудеса, творимые им, не окончились. Несмотря на всё, увиденное Фульвианом, и данную ему защиту от огненного змея, его душа всё-таки была полна сомнений. Он приказал одеть останки святого в драгоценные одежды, положить их в кованый железный ковчег, запаять оловом и бросить в море, сказав, что если Тот, Кто оградил апостола от огня, не допустит, чтобы его мощи утонули, то и он, Фульвиан, поклонится Богу, и вместе с ним все откажутся от веры в идолов.

В следующую ночь святой Матфей пришел в видении другу и ученику его епископу Платону и сказал, чтобы епископ наутро пошел на берег к востоку от дома властителя – там будет выброшен из моря ковчег с его мощами. Платон так и поступил.

Когда Фульвиан узнал об этом, он также в сопровождении многих пришел на берег и увидел выброшенный из волн тяжелый ковчег. Тут и он уверовал, и народ вместе с ним. Фульвиан поклонился Богу, принял Святое крещение с именем Матфей, отказался от мирской жизни, стал жить церковной жизнью и получил священнический сан.

Значение иконы

Помимо того что святой апостол-евангелист Матфей является покровителем тех, чья деятельность связана с финансами, таможней, сбором налогов, его образ напоминает о необходимости чтения Священного Писания и, в частности, Нового Завета. Евангелие от Матфея отличается от прочих тем, что там особо подчеркнута родственная связь Иисуса с народом иудейским через родословную Богоматери, указывающую, что именно Он и есть Мессия, Первосвященник по чину Мехильседека, сына Давидова и Аврамова, Которого так ждали пророки и Которого не узнали и распяли их потомки. Поэтому часто на иконах святой апостол-евангелист Матфей изображается вместе с юношей, подобным ангелу, – очевидно в напоминание о том видении, когда святому Матфею Господь в юношеском облике передал чудесный жезл.

Апостол и евангелист МАТФЕЙ (†60)

Святой Апостол и Евангелист Ле́вий Матфе́й, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера) . Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мы́таря (сборщик податей и налогов) . Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Мы́тарь - лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник) . Мы́тари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мы́тари считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь — у них значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи — одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мы́таре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

— Иди за Мной!


Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мы́таря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мы́тари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мы́тарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых».

Господь же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

«Смотри, - говорит Иоанн Златоуст, - как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал.»

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных - малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии, и переведено на греческий.

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, показывая, что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран) , Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. С ам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, — и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. В есь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х.

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия - одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.

Храм св. Апостола и Евангелиста Матфея в Солерно (Италия)


Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно - во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.

Крипта - подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) - мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.


Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias) , поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий - последним. (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею:
О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Святой Апостол и Евангелист Левий Матфей, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера ). Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря (сборщик податей и налогов ). Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Мытарь — лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле - таможенник ). Мытари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мытари считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь - у них значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними - осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи - одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

Иди за Мной!

Призвание апостола Матфея

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? » А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых «.

Господь же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию » (Мф. 9:13).

«Смотри, – говорит Иоанн Златоуст, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал. «

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных – малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это - первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии, и переведено на греческий.

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, показывая, что Иисус - не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран ), Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, - и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, - предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х .

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия – одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.

Храм св. Апостола и Евангелиста Матфея в Солерно (Италия)


Базилика Сан-Маттео, г.Салерно (Италия)

Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.

Крипта – подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) – мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.

Гробница святого апостола Матфея

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.


Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).
Святой Матфей и ангел (Гвидо Рени. 1635-1640)

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Караваджо. Апостол Матфей и Ангел

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфия (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

Память святого апостола и евангелиста Матфея совершается в Православной Церкви 29 ноября по новому стилю, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов.

Новый Завет об апостоле Матфее
Матфей входил в число двенадцати ближайших апостолов Иисуса Христа, которые следовали на Ним в последние три года Его земной жизни. Имя апостола упоминается в некоторых Новозаветных книгах: в Евангелии от Луки и Марка, в книге Деяний, а также в первом Евангелии, автором которого Церковь считает самого святого Матфея. Иногда в евангельской истории он упоминается под именем Левий Алфеев.
Из Евангелия известно, что Матфей был мытарем, то есть сборщиком податей и налогов в древней Иудее. Эта должность считалась весьма постыдной среди иудеев, поскольку мытари служили римскому императору и, таким образом, воспринимались как предатели еврейского народа. В своем евангелии Матфей неоднократно подчеркивает род своих занятий до призвания Христом, что, как полагают, он делал из особого смирения.
Предание не донесло до нас никаких сведений о дальнейшей жизни апостола Матфея. Предполагают, что он проповедовал после Вознесения Христова в Эфиопии, где принял мученическую кончину около 60 года.

Евангелие от Матфея
Автором первого Евангелия церковное Предание называет апостола Матфея. Время написания книги невозможно точно установить, но большинство исследователей склоняется к тому, что она была создана в 40-50 годах. Это Евангелие было написано изначально на древнееврейском языке, в отличие от всех остальных Новозаветных книг, созданных на греческом языке.
Апостол Матфей адресовал свою книгу еврейской общине, что ярко отразилось в богословских особенностях его Евангелия, основной темой которого стала мысль о том, что Иисус из Назарета был тем Мессией, о приходе Которого писали пророки. Матфей убеждает своих читателей, что Иисус был именно Тем, Кого ожидало еврейское общество на протяжении многих веков. Матфей часто использует цитаты из Священного Писания для подкрепления своей мысли о мессианском достоинстве Иисуса, а также о Его божественном происхождении.
Важнейшей частью евангельского повествования является Нагорная проповедь с заповедями блаженства, в которой Христос раскрывает основы Своего нравственного учения. Считается, что в Нагорной проповеди сосредоточены основные мысли христианства, поэтому эта часть Евангелия от Матфея является наиболее важной для верующих.
В состав Евангелия от Матфея также входит большое количество притч, посвященных учению Иисуса Христа о Церкви как пути человека к спасению, а также говорящих о конце света и Его Втором пришествии. Многие из притч, записанных Матфеем, сохранились только в его Евангелии.

Иконописные изображения апостола Матфея
Первые иконы апостола Матфея появились достаточно поздно, около VIII века, и на них святой изображался старцем с седыми волосами. Такой образ сохранялся долгое время в византийском искусстве. Как евангелист, святой апостол изображается с атрибутами, указывающими на его писательскую деятельность, которыми являются книга или свиток в его руках. На некоторых иконописных изображениях Матфей пишется сидящим за столом с книгой и пером в руке и записывающим слова стоящего перед ним Ангела, который диктует апостолу слова Евангелия.
Символом святого Матфея является Ангел, поскольку в своем Евангелии он особое внимание уделял Боговоплощению и исполнению пророчеств о мессианском служении Сына Божия, о котором говорили ветхозаветные пророки, вдохновленные посланниками Божиими, Ангелами.

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве, моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав час судный.

Величание:
Величаем тя Апостоле Христов Матфее / и чтим болезни и труды твоя, // имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва:
О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Святой евангелист Матфей является одним из двенадцати апостолов. Мирское имя святого, которое он носил при обычной жизни – Левий. Он был братом апостола Иакова Алфеева. Получив классическое образование, он стал работать мытарем, собирая налоги из населения. Но в один день жизнь его изменилась, и обычный служитель государства услышал голос всемогущего Иисуса Христа. Божий сын призвал его за собой, и Матфей покинул все свои светские заботы, полностью отдав себя духовной жизни. С тех пор святой Матфей вместе с другими учениками Иисуса Христа пребывал с Ним неотлучно.

29-го ноября (16-го по старому стилю) церковь празднует память святого апостола и евангелиста Матфея.

Апостол Матфей вначале вел свои проповеди в Палестине, а со временем отправился в дальнее странствие в другие страны. Перед уходом по просьбе иудеев он написал первое Евангелие, которое известно нам под названием «Евангелие от Матфея». Оно на­пи­са­но на ев­рей­ском язы­ке. В нем описано три стороны служения Христа: как Про­ро­ка и За­ко­но­да­те­ля, Ца­ря над ми­ром неви­ди­мым и ви­ди­мым и Пер­во­свя­щен­ни­ка, при­но­ся­ще­го жерт­ву за гре­хи всех лю­дей. Странствование святого проходило через территории многих государств, таких как Сирия, Персия и Эфиопия.

В последней стране его настигла смерть, история которой очень восхищает. Племена Эфиопии были языческими. Они имели свои обычаи и верования, которые шли в разрез с верой апостола.

Для обращения народа в свою веру Матфей специально построил прекрасную обитель для общения с Богом в городе Мирмены. Когда он хотел разжечь святой огонь в этой обители, ему повстречались жена и сын правителя Фулвиана. Он изменил их верования, очистил дух, что очень не понравилось самому правителю. Он заподозрил, а потом и обвинил Матфея в колдовстве и обмане, приказал его казнить самым низким способом. Его по­ло­жи­ли ли­цом вниз, за­сы­па­ли сухим хво­ро­стом и по­до­жгли. Но горячие огненные пасма не причинили вреда святому. То­гда Фул­ви­ан при­ка­зал до­ба­вить дров в ко­стер, об­лив его смо­лой и по­ста­вив во­круг две­на­дцать языческих идо­лов. Но пла­мя рас­то­пи­ло этих идо­лов и опа­ли­ло их. Испуганный язычник обратился с просьбой о прощении и пощаде. По просьбе евангелиста пламя утихло, а он встретился с Господом. Позже эфиопский правитель приказал положить тело святого Матфея в железный гроб и отпустить в море, объясняя это тем, что настоящего праведника не должны брать ни огонь, ни вода. Фулвиан пообещал, что если вода не тронет тело величайшего помощника Иисуса Христа, то он тоже примет его веру. Священный гроб был выброшен на берег волной. После его открытия все удивились, ведь тело было невредимым. Тогда Фулвиан велел построить на территории своей страны храм во имя святого Матфея, где сам был окрещен и получил имя Матфей. Обреченный Матфей продолжил дело своего спасителя и посвятил жизнь просвещению своего народа, обучению его священным духовным писаниям.

Святой Матфей ежедневно читал молитвы и призывал к этому всех своих братьев и последователей. Поэтому молитвы к святому являются неотъемлемой частью почитания его памяти. Но молиться можно и нужно не только в этот день, а при первой необходимости. Апостол Матфей считается небесным покровителем всех таможенников, бухгалтеров и других финансовых служб. Поэтому его обычно просят о защите и успехе в финансовых делах, повышении или продвижении на службе. Также апостол Матфей может помочь в восстановлении справедливости в случае, когда к вам несправедливо отнеслись государственные структуры во время проверки. Кроме этого, он стоит на страже веры и укрепляет ее, когда его просят об этом.