Затаённые обиды. Техника работы с обидами

упражнение по преодолению затаённых обид (для уже продвинутых любителей психотерапевтических техник самоисцеления)

Психология сильно различает (и по-разному привечает) такие эмоции как «гнев» и «затаённая обида». И как Вы можете догадаться, одно психология считает - полезным и допустимым, а вот другое - безусловно вредным!

Да, да - гнев - допустим. Чего совсем не скажешь о... затаённой обиде.

Это чувство уже никто не сможет реабилитировать, как бы ни старался.

Затаённая обида... Этот пролонгированный во времени процесс может длиться годами. И все эти годы он оказывает постоянное стрессовое воздействие на человека.

У некоторых людей на душе лежит пыльный нетронутый хлам: обиды, копившиеся годами. Огромное количество этого хлама признак - старости. Той старости, которая устраивает скандалы в общественном транспорте и в очереди в кассу, старости, которая не даёт житья соседям и невесткам с зятьями.

Так уж получилось, что именно некоторое количество накопленных на душе застарелых обид внезапно вдруг переходит в качество - и все вокруг констатируют - для данного человека пришла его старость, предмаразм. Он стал - жёлчным, невменяемым, постоянно «жующим» одно и то же, стал человеком, закрытым для добрых перемен и неожиданных сюрпризов Вселенной...

Обиженный человек- быстро высыхает, так как перестаёт питаться со всеми «из общего котла» - из почвы - брезгует).

А сухая ветка ломается первой. Сухая ветка - это и есть старая ветка.

Но - долой лирические отступления! Перейдём непосредственно

к упражнению по преодолению затаённых обид

Психология утверждает: если вначале гнев может бытьпродуктивен , то оставшись в душе на долгое время, он перерождается в затаённую обиду и вызывает в организме человека

повышенное физиологическое и эмоциональное напряжение.

Вот с этим мы сейчас и будем работать.

Упражнение для преодоления затаённой обиды

Первая часть упражнения (Исходная позиция - препарасьон)

Сядьте удобно, но так, чтобы Ваши стопы твёрдо опирались на пол. Это взято из на вооружение в психологию вообще и называется «заземление». (Старайтесь вообще сидеть так всегда - и сейчас тоже).

Закройте глаза. Всё это мы делаем для того, чтобы войти в , из которого, как из исходной позиции и начинается большинство психологических упражнений.

Вторая часть упражнения по преодолению затаённых обид(визуализация)

Мысленно представьте себе человека, к которому Вы испытываете Ваши сильные негативные эмоции. Этот этап работы называется .

Третья часть упражнения по преодолению затаённых обид - активная визуализация

Ну а теперь представьте себе, что с этим самым человеком происходит нечто... однозначно... ХОРОШЕЕ! (не удивляйтесь, и я ведь никогда не учу плохому).

В Вашем воображении с этим человеком должно случиться то, что он сам рассматиривал бы для себя как величайшее счастье и удачу!

Вам трудно?

Психология даёт на это только один ответ: это же упражнение! А кто сказал, что будет легко? Лишь по мере повторения данного психологического упражнения, Вам будет всё легче и легче справляться с данной визуализации.

Четвёртая часть упражнения по преодолению затаённых обид «Если б жизнь мою как киноплёнку...»

После того, как Вы справились с подарком Вашему обидчику (и испытали от этого некие эмоции - не скажу какие - сами постарайтесь) переходим к воспоминаниям о той ситуации .

Теперь мы смотрим на ту стрессовую ситуацию с высоты птичьего полёта и видим - себя и Их, (Его, Её)...

Какова была наша роль тогда? Попробуем по-иному увидеть те события и поведение того человека? Не спровоцировали ли мы сами в чём-то те события?

Активно визуализируйте, представьте себе - как эта ситуация выглядела глазами вашего обидчика.

Упражнение окончено. Откройте глаза и скажите несколько слов - резюмируя этот опыт.

Это психологическое упражнение рассчитано на людей, которые ещё не засохли, подобно той бедной веточке, о которой я говорила чуть выше.

Или же на тех людей, которых долгая работа с психотерапевтом уже «размочила» и реанимировала, и эти люди, поставленные в скляночку с чистой водой, пустили росток и зазеленели себе радостно на окошке.

Это упражнение по преодолению затаённых обид совсем не подойдёт людям, которые к нему ещё не готовы

Не готовы к нему те, кто сразу же отметёт это упражнение как чушь и даже не станет пробовать...

А другим я посоветую вот что: не надо «дарить подарки» только нашим сильным обидчикам .

Проделывайте это психологическое упражнение с любыми людьми. Начните с тех, кто почему-то просто неприятен Вам. Вот увидите, какие позитивные результаты ожидают Вас самих и Вашу жизнь!

Для проработки обиды и выведения ее вон из сознания требуется особая методика. И в этом нам поможет совет Яна Гоулера (кстати, Гоулер такое большое внимание уделяет этому вопросу потому, что обидчивость довела его до рака и ампутации ноги). Его совет заключается в следующем. Представьте своего обидчика как можно более ярко (если есть фотография, то смотрите на нее), как будто он сидит перед вами, и произнесите одну за другой следующие фразы. Каждую из них надо произносить до тех пор, пока она не прозвучит искренне, и только потом надо перейти к следующей.


Я прощаю тебя.

Прости и ты меня.

Благодарю тебя.

Благословляю тебя.


Начиная выполнять эту рекомендацию, вы обнаружите, что от вас требуется немалое волевое и умственное усилие для того, чтобы одновременно сосредоточиться на зримом образе этого человека и на фразе «Я прощаю тебя». Вы ощутите внутри себя сопротивление, разного рода помехи и аргументы в пользу того, что данного человека нельзя прощать. И даже вы можете почувствовать внутри себя, где именно «сидит» обида (если ее не вывести, то вскоре в этом месте возникнет болезнь). Ваша обида, обидчивость стали живым существом – вампиром, пьющим вашу жизненную силу. Она будет сопротивляться, ведь вы хотите ее уничтожить. Вот так мы нечто бездумно порождаем в самих себе, а потом не может от этого избавиться – наоборот, всю жизнь только и делаем, что обслуживаем обидчивость и другие вредные и ненужные черты характера.

Произнося первую фразу – «Я прощаю тебя» и встречая внутри себя сопротивление, неприязнь и другие отрицательные эмоции, вам придется поразмыслить над тем, что ваша неприязнь, ваша ненависть, обида в первую очередь разрушает вас. Снова и снова повторяя фразу: «Я прощаю тебя», – вы вступите в своего рода медитацию, внутренний диалог. Постепенно у вас родится новое понимание проблемы, отношений со своим обидчиком. Она предстанет перед вами в совершенно ином цвете. Когда человек обижается, он как бы находится внутри обиды. Но когда он, поразмыслив, выйдет из нее, обида перестанет для него существовать. Она потеряет свою эмоциональную сторону и станет всего лишь информацией, прошлым опытом. Только после проделывания большой и нужной внутренней, осознанной работы в своем сознании вы можете убежденно и искренно сказать: «Я прощаю тебя». Как только это произойдет – проблема обиды отпала, вы стали свободнее, счастливее и здоровее. Ах, как это прекрасно!!!

В зависимости от натуры человека, степени духовной зрелости на выполнение этого «простого» упражнения может уйти от нескольких дней до… нескольких лет!

Теперь можете приступать к следующей фразе – «Прости и ты меня». Теперь дело пойдет несколько легче. Выполняя это упражнение снова и снова, вы все яснее поймете, какую роль вы сами сыграли в возникшем конфликте. Если бы вы повели себя иначе, то отношения могли бы развиваться совершенно по-другому. В результате выполнения этого упражнения вы осознаете свои ошибки, покайтесь в них и раскайтесь. Град очищающих слез смоет с вашей души грязь совершенного и… вы удивленно посмотрите на мир совершенно иными глазами. Мир станет ярче, красочнее, волшебнее! Дай Бог Вам ощутить это чудо внутреннего прозрения!!! Оно прекрасно, я испытываю его сейчас, когда пишу эти строки… и передаю это ощущение вам. Оно одно способно мгновенно исцелить человека!

Если с вами произошла описанная мной внутренняя трансформация при произнесении фразы «Прости меня», то выполнение следующих двух упражнений пойдет уже само собой. Здесь проявляет себя феномен духовного прозрения.

Фраза «Благодарю тебя», а следом за ней «Благословляю тебя» вырвутся сами собой. У человека духовно слепого, язык не повернется благодарить своего обидчика. В качестве контрольного теста попробуйте представить своего главного обидчика и мысленно поблагодарить и благословить его. У большинства сразу же возникает неприязнь, физический дискомфорт и огромное внутреннее сопротивление. А ведь именно его надо действительно благодарить и благословлять. И знаете за что? За то, что он разбудил вас от духовной спячки, заставил активно душевно работать, а главное – открыл в вас умственные и духовные несовершенства, пришел отработать вместе с вами кармические должки. Вы поймете простую истину, что ничего в этой жизни не происходит просто так. Карма сводит ваши судьбы вместе лишь для одной цели – чтобы вы оба стали совершеннее. Благодаря своему обидчику вы проделали огромную внутреннюю работу, многое поняли, очистились от ненужной шелухи, стали сильнее и совершеннее. Вы побороли свои обиды, изжили из себя негатив, стали совершенно иным человеком. Гнилостная чернота обиды, недовольства, разочарования, подтачивающие ваше здоровье, исчезли !

Поэтому, если правильно выполнены первые два упражнения, остальные два идут сами собой. Иначе и быть не может. Они рвутся наружу естественно и восхищенно. Вы будете благодарить обидчика за преподанный вам урок и, восхищаясь мудростью провидения, благословлять его и весь мир. И иначе быть не может. Понимаете – не может быть !!!

Проделав указанные упражнения, вы ощутите освобождение от непонятного внутреннего напряжения, осознаете ценность другого человека, каким бы он ни был. Пусть у вас с ним будут серьезные различия во взглядах, но теперь вы сможете свободно развиваться независимо друг от друга. Между вами больше нет отрицательной связи. Теперь вы ведете себя естественно и свободно в жизни. И будете наслаждаться внутренней свободой и раскованностью.

Гоулер советует начинать проработку обиды с самых простых взаимоотношений и мелких обид. Например, пассажира, который нечаянно вас толкнул или наступил на ногу. Полезно вначале выполнять упражнение по проработке обиды регулярно, хотя бы по разу в день. Постепенно переходите к самым трудным и запутанным взаимоотношениям в своей жизни. Именно они вызывают самый главный энергетический дисбаланс и проводят человека к хроническим недугам.

Некоторые наши конференции так или иначе скатываются на конфликтные ситуации, из которых, порой, не видно выхода. Умение общаться в виртуале, оказывается, посложнее, чем общаться в реале. Как показывает опыт, не только обычные участники дискуссий, но и психологи часто ведут себя не совсем адекватно. Более того, вторым есть чему поучиться у первых. Вот мы и учимся друг у друга …
В основе многих форумных конфликтов лежит чувство обиды.Как всегда рекомендации Николая Козлова предельно практичные. Решил разместить их в виде топика:

"Работа с обидой - приемы и процедуры, снимающие обиду (чувство обиды) либо переводящие ее проявления в цивилизованное русло.
Важно иметь в виду, что не всякую обиду нужно снимать: если чувство обиды подсказывает вам, что перед вами - не уважающий вас хам, то, возможно, надо не обиду снимать, а перестать с таким человеком иметь дело и начать налаживать другие перспективные контакты.
Обида часто имеет форму скрытого гнева, поэтому работа с обидой во многом пересекается и похожа на работу с гневом.
Обиды бывают мелкие (душу задело совсем немного), серьезные (душу задело серьезно) и застарелые (серьезные, застрявшие и окопавшиеся в душе) - работа с этим видами обид немного отличается.

Мелкие обиды и недоразумения.

Иногда мы обижаемся просто совсем зря. Молодым людям и девушкам специально рассказывают, когда обижаться имеет смысл, а когда это глупо - может быть, это будет интересно и вам. Если обида мелкая, ее лучше всего игнорировать и забыть. Чем меньше ей внимания, тем лучше. Начнете с ней серьезно работать, разбирать ее причины и выгоды - она только разрастется. А если заметить: «Хм, даже немного обидно! Ну и ладно, само пройдет!» - и заняться делами, то скоро все естественным образом забудется. «Ну плюнул кто-то не туда. Утерся - и прошла беда!».

Серьезная обида.

Если обида не мелкая, душу задело серьезно и душа болит, с обидой можно поработать в разных направлениях. Первые шаги: включите голову и прекратите себя накручивать, поймите правоту другой стороны и взгляните на человека позитивно, поищите причины обиды и подумайте, как можно разрядиться от физического напряжения.

Старая обида.

Многие люди очень долго помнят нанесенные им обиды. С человеком уже расстались, а обида в душе живет, не проходит неделями, месяцами, а то и годами. Если это ваш случай, это не здорово, и лучше всего обратиться к психологу. Некоторым для самостоятельной работы помогает следующий алгоритм:

  • Включите голову и разум, скажите себе: «Что произошло, то произошло». Если лошадь сдохла, с нее нужно слезать. Если уже ничего не изменишь, нужно заняться тем, где можно сделать хоть что-то. Наметьте дела, которыми вам стоит заняться сегодня и сейчас.
  • Отвлекайтесь от негатива, переключайтесь на позитив. Можете применять для этого все что угодно: игру, песню, речевку, молитву, главное чтобы помогало. Если есть хорошие, позитивные друзья, которые не жалеют и сочувствуют, а бодрят и настраивают на дело - почаще встречайтесь с ними.
  • Лучший способ завершить обиду - начать делать что-то доброе в отношении того, на кого вы держите обиду. Подумайте, как можно начать с ним общение, пусть и ритуальное: может быть, будет уместно поздравить его в какой-то праздник и с каким-то хорошим событием. Если найдете возможность его честно поблагодарить - сделайте это, легче от этого станет в первую очередь вам..
  • Если внутри себя вы часто вспоминаете этого человека, приучите себя каждый раз его за что-то благодарить. Что-то хорошее у вас с ним было: что? Поблагодарите его за это. Если сможете написать ему об этом письмо - будет замечательно, а отправлять его не обязательно: вы делаете это для себя..
  • Будет очень хорошо, если вы сможете обратиться к этому человеку за помощью - такой, которая ему не сложна, в которой он не откажет. Возможно, что тому человеку будет приятно вам помочь, а для вас важно научиться принимать от него помощь. Мы все - люди, и каждый может кому-то чем-то помочь. Чем чаще это происходит, тем быстрее люди налаживают хорошие отношения".
    (Рассылка Н. Козлова)

/ Методы работы с обидой, виной, стыдом, гневом..

Красникова О.М.

Особенности эмоционально-мотивационной сферы ЛЖВС.

Методы работы с обидой, виной, стыдом, гневом.

До 6 мес. у ребенка работают только центры возбуждения и он сам не может успокоиться, пока не доведет себя до состояния изнеможения. Поэтому рекомендуется маме гладить ребенка по спине и не нервничать самой. Пик эмоциональности у детей - 3-4 года - ребенок начинает осознавать обиду, злость. Родители при этом начинают давить, например, мальчики не плачут, на обиженных воду возят, не смей злиться на маму. И тогда либо дети прячут эмоции, либо идет во все тяжкие, и получают урок неприятных эмоциональных состояний. В результате этого мы совершенно не умеем обращаться со своими эмоциями.

Методика работы с обидой

Огорчение - чувство горечи. «Мне жаль».

Обида - это неоправданные наши ожидания. Люди не всегда оправдывают наши ожидания. Мы идем помогать людям, и если мы будем ожидать, что они будут нас слушать, выполнять и т. д. - пользы от нашей помощи не будет.

Только я сам отвечаю за свое эмоциональное состояние, и какие чувства я испытываю по отношении к кому-либо.

Обида - это когда мы держим на кого-то зло. Тогда в теле где-то образуется очаг напряжения на каком-то уровне и потихонечку там начинает образовываться болезнь. Так множество психосоматических заболеваний имеют ярко выраженную обидчивость (например, онкология). Обида - это ожидание выгоды:

Можно манипулировать

Заниматься оправдыванием

Уходить от ответственности, от деятельности

Поэтому люди годами хранят свою обиду. Свойство обиды - аккумулятор, она подзаряжается. Если меня обидели 1 раз, потом я буду собирать подобные ситуации в мешочек, который потом взорвется и произойдет эмоциональный неадекватный выплеск.

Эмоции - это сигнал о благополучии или неблагополучии:

Гнев - вторглись на мою территорию.

Вина - я влезла куда-то.

Обида - не оправдали моих ожиданий.

Стыд - я не оправдала собственных ожиданий.

«Могла бы и лучше!» - скрытая форма гордости, тщеславия.

Нарисуй себя и свою обиду.

От 5 до 30 мин. требуется для осмысления своей эмоции. Бывают случаи, когда обида попадает на детскую травму, например, обида женщины на опоздания мужа до трясучки и паники.

Что происходит после того, как вы на него обижаетесь?

Например, если идет позитивное подкрепление, то это обида демонстративная.

Самоценность связана с эмоциями и нашим эмоциональным фоном. Чем выше самоценность, тем лучше эмоциональный фон.

Самооценка снижается:

Смущение невротического характера

Уныние, тоска

Большая раздражительность

Скрытая агрессия

Самооценка повышается:

Вытесненное чувство вины (на других)

Агрессия

Работа со злостью.

Если есть злость, то сначала нужно работать с ней, а затем переходить к другим чувствам.

Покажи мне как ты злишься. (Бумага, стопка газет, топание ногами, интенсивность за счет усилия).

Умение прощать обиды.

Дать домашнее задание «напиши обвинительное письмо», и когда человек придет на консультацию и читает его, мы предлагаем ему заменить имя обидчика на свое имя.

«5 шагов прощения».

0 шаг - принятие решения - «я хочу простить». Простить - не значит забыть или вытеснить, обесценить (ничего плохого), поменять знак поступка, оправдать. Простить - значит принять человека, его отношение. Например, если он не отдал долг, то в следующий раз подумать над тем, сколько я могу дать.

Прощение - это когда я разделяю ответственность:

Я понимаю, что человек сделал что-то плохо, он человек, и все мы ошибаемся, и он несет ответственность за это

Моя ответственность за ситуацию заключается в том, что я отвечаю за свои чувства, поступки, отношение на случившееся.

Не человек нам враг, а его поведение, отношение. Оно принимается очень тяжело, т.к. есть вторичная выгода. И если решение не принято искренне, дальнейшая работа бесполезна.

1 шаг - обвинение.

Например, она меня не уважает, не ценит, перечит моему мнению, не работает, сидит без дела, завидует, обсуждает меня с другими коллегами, жалуется начальникам.

2 шаг - ожидания (здесь не должно быть частицы НЕ).

Например, я хочу, чтобы она относилась ко мне с уважением, моим идеям, помогала и вносила свои предложения, делала бы мне шаг на встречу, и мы обсуждали бы все, относилась без хитрости, зависти, по доброму.

3 шаг - объяснение (почему человек так ко мне относиться, поступает, здесь не должно быть ПОТОМУ ЧТО Я…)

Например, для нее работа не имеет большого значения в жизни, ей вообще не хочется работать, ей больше нравиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми, болтать и т. п., ей не хватает знаний.

4 шаг - прояснение, выражение чувств

Например, что ты чувствуешь, когда обижена. Ненужная, униженная, оскорбленная, беспомощная. Разочарованная, обманутая, использованная.

Необходимо выбрать самое больное место и изобразить это чувство позой, образом, т.е. дать прочувствовать.

Наша задача: принять это состояние, погружаться до того, пока оно не перестанет тревожить, и пока человек не перестанет сопротивляться, успокоится. Например, ключ находиться за решеткой, нужно подпрыгнуть, или дойти до дна, а потом достать ключ.

Следующий шаг проговаривание

Должно быть спокойное чтение, если нет - значит где-то не доработал, т.е. это нужно пробубнить как констатация факта.

«Дорогая Люба, я обиделась на тебя за то, что ты ….

Я бы хотела, чтобы …..

Я думаю……, потому что…..

Когда ты так делала, я чувствовала…»

5 шаг - разделение ответственности

И в этом состоянии распределяем ответственность.

Твоя ответственность….

Моя ответственность, в том, что я так реагировала.

Экологическая поверка.

Представь себе, на кого ты была похожа, когда была обиженной. Представь образ из мазайки (например, Бабы-Яги), подбрось его на подносе и представь новый образ себя простившей. Если он чем-то не нравиться, значит где-то еще не доработали.

Если ты его не простишь, измениться ли что-либо в твоей жизни?

Представьте, что вы снова попадете в эту ситуацию, как вы будете реагировать?

А теперь посмотри «нет ли бревна в твоем глазу»?

А теперь попросите у человека прощения и будьте благодарными, что он вам это показал .

Я ОТВЕЧАЮ ЗА РЕАКЦИЮ И ОЖИДАНИЯ,

ОН ЗА ПОВЕДЕНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЯ (СИТУАЦИЮ).

Д/З: разобрать несколько мелких обид самостоятельно. Это поможет научиться размышлять, прежде чем эмоционально реагировать. В идеале можно научиться давать обратную связь СРАЗУ!

Мне сейчас плохо.

Меня что-то напрягает, давай разберемся.

Методика работы с чувством вины

Очень нужное чувство. Оно показывает те места, где мы были не правы.

- Что я сделала не так?

- Могу ли я что-то изменить?

- Что мной руководит? (осознание). Это могут быть установки из детства, ситуации.

- Прощаем.

Тогда чувство вины переходит в чувство греха.

Методика работы со страхами

В страхах тоже есть выгода. Например, боязнь ночного времени, а женщину и муж, и взрослые дети встречают после вечерних курсов.

Страх - это «вытесненное желание» (то чего боюсь, больше всего хочу). Например, женщина боится поссориться со своей падчерицей.

А что будет, если вы с ней поссоритесь? Она хочет разругаться с ней, чтобы та уехала жить к бабушке, и они с мужем останутся вдвоем.

Например, женщина боится что ее посадят в тюрьму.

Вас посадят, и что будет?

Оказывается тюрьма - это курорт, санаторий по сравнению с той жизнью, в которой она живет. Т.к. образом она перекладывает ответственность и не сама отказывается от заработка.

А обязательно ли вам нужно садиться в тюрьму, чтобы наладить свою личную жизнь?

Оказалось, что ее жертва не обязательна, т.к. другие смогут сами о себе позаботиться.

Страх может быть основан на реальной ситуации, например, человека покусала собака или на ее глазах что-то произошло. Он парализует, мешает жить.

Страх может быть необоснованным, т.е. без реальной почвы, надуманным. Например, очень много строгости, запретов, а ей очень хочется.

Или, например, тревога за ребенка. Действительно ли ребенку что-то угрожает? Хочет смерти ребенка, если он, например, помешал ее карьере или рожден от нелюбимого мужчины.

Неврозы/фобии - это работа психиатра.

Работа с жизненными целями

Д/З: написать свою собственную эпитафию.

Такой-то, такой-то (в 3-м лице)…. Жил ……, и в своей жизни сделал то-то, то-то ….., и то-то, то-то … не успел.

Это поможет человеку посмотреть и увидеть, что он хоть что-то сделал в своей жизни и увидеть зоны своего ближайшего развития.

Что ты можешь сделать, чтобы это реально осуществить?

Что реально?

Ставим цели

Ищем то, где можно реализоваться

Что может помочь в этом