"Потемкинские деревни" - значение и происхождение фразеологизма с примерами? Значение фразеологизма «Потемкинская деревня

К сожалению, сейчас людям вспоминается не сам князь Потемкин и его поистине великий вклад в развитие государства, а «потемкинские деревни», происхождение которых сомнительно.

Откуда пошел фразеологизм

Трудно назвать выражение русского языка, имеющее более противоречивую историю. Как возникло выражение "потемкинские деревни"? Чтобы оно прижилось, потребовалось поверить в изрядно перевранный отрезок нашей истории. Выражение "потемкинская деревня" принято употреблять, когда ведут речь о показном блеске, обмане и очковтирательстве. Оно прочно вошло в русский язык. Об обманщике, втирающем очки, говорят, что он строит потемкинские деревни. Значение фразеологизма - "лучше говорить правду, чем приукрашивать неприглядную картину". Идиома родилась во времена, когда князь Потемкин был губернатором южных областей России и Крыма. Строительство городов на недавно присоединенных к России землях пожирало огромные деньги и вызывало критику недоброжелателей князя.

Инспекция Екатерины

Разберем, что же такое "потемкинские деревни", значение и происхождение фразеологизма. Екатерина II решила лично посетить полуостров Крым и южные области и ознакомиться с положением дел в Новороссии. Именно такое название получили только что присоединенные к России земли Причерноморья. Эту поездку, которая состоялась в 1787 году, императрица предприняла в сопровождении двора, самого князя Потемкина и множества иностранных послов. Часть из иностранных очевидцев поездки делилась впечатлениями об этом путешествии. Эту информацию использовали впоследствии зарубежные авторы, не принимавшие участия в вояже.

В некоторых из таких публикаций описывалась история про то, как Потемкин, желая ввести в заблуждение императрицу в ходе ее поездки, приказал в срочном порядке выстроить по пути ее следования фиктивные деревни. Якобы они состояли из одних только декораций, а увиденные на улицах люди согнаны были для видимости. Эта затея позволила князю укрепить императрицу в убеждении, что государство процветает, и за этим красивым фасадом скрыть от государыни многомиллионные растраты. Поговаривали, что самим Потемкиным присвоена сумма в три миллиона рублей.

Следуя по дороге, императрица видела радующие глаз картины. Солидные дома, нарядно одетые сельчане, радостно приветствующие кортеж. На полях пасутся коровьи стада, в амбарах полно зерна. Картина всеобщего благоденствия. Обрадованная и благодарная императрица осыпала покорителя Крыма Потемкина благодеяниями. Она не поняла, что все селения, мимо которых она проезжала, - на самом деле лишь декорации. Коровьи стада - в реальности одно стадо, которое перемещалось на новый участок, пока Екатерина спала. В мешках с зерном было не зерно, а песок. Всех сельчан красиво одели, а когда императрица проехала, они были вынуждены расстаться с пышными одеждами. Так появилась новая идиома. Выражение «потемкинские деревни» означает фикцию, то, чего на самом деле нет. Оно стало нарицательным. Каждая такая потемкинская деревня — пример мнимого блеска и показного благоденствия.

Растиражированная ложь

Документальные исследования показывают, что это фальсификация. Эту неправду про «картонные деревни» и «мошенника Потемкина» распространяют многочисленные опусы о не чуждой разнообразным удовольствиям императрице. Подобные рассуждения фигурируют и в исторических исследованиях, и даже в отечественных энциклопедиях. При этом, не имея достоверной информации, авторы заметок о Потемкине говорят «будто бы» и «якобы». Академик Панченко, проведя исследование множества описаний путешествий в те годы, не нашел ни одной ссылки на это явление.

Потемкин и Новороссия

Облеченный исключительными полномочиями, Потемкин начал воплощать в жизнь план освоения, обживания и укрепления военных рубежей южной части России. Он довольно быстро получил чин генерал-аншефа и вошел в Военную коллегию и Государственный совет, был пожалован княжеским титулом.

В 1775 г. Потемкин заложил основы запорожского казачьего войска, подчиняющегося короне Российской империи. В 1776 г. он становится, по сути, правителем юга России, генерал-губернатором Новороссийской, Астраханской и Азовской губерний. Потемкин раздумывает над возможностями борьбы с Турцией с амбициозной целью полной ликвидации турецкого государства и возрождения Византийской империи. В устье Днепра князь закладывает Херсон с верфью для строительства кораблей, осуществляет руководство строительством Екатеринослава (сейчас Днепропетровск), военными действиями России на Кавказе. Он управляет всем югом России, вплоть до Каспийского моря.

Имеется множество документальных свидетельств того, какой объем разноплановой работы был выполнен Потемкиным в рамках управления новыми территориями. Конечно, в его проектах порой ощущается некоторая поспешность, избыточная самооценка и постановка труднодостижимых целей. Он словно специально ставил себе планку, превышающую человеческие возможности:

  • строительство новых населенных пунктов;
  • завоз колонистов;
  • создание условий для занятия сельским хозяйством;
  • развитие виноградарства;
  • строительство школ, заводов;
  • кораблестроение.

Все эти проекты - далеко не полный список того, что предпринималось. Причем все делалось без детальной проработки в глобальных масштабах. Не давалось пощады никому, вкладывались значительные денежные и людские ресурсы. Кое-что не было доведено до конца, что-то так и осталось в планах. Воплотить удалось лишь небольшую часть поистине глобальных проектов Потемкина. Но все равно сделанное им поражает воображение.

Строительство Севастополя

Свершения князя Потемкина в Новороссии выдвигают его в ряд крупнейших политиков Европы XVIII века. Он был наиболее могущественным лицом России того времени. Многое из того, что было им создано, сохранилось до наших дней, поскольку в его деятельности было меньше всего показной мишуры. Инспекционная поездка в Севастополь была предпринята всего через три года после начала строительства города. А между тем участникам этой поездки были предъявлены порт и 40 военных судов, которые салютовали в честь Екатерины. Осмотр столь быстро появившихся укреплений, причалов, судостроительных верфей, а в городе - церквей, больниц и школ чрезвычайно поразил всех гостей.

Севастополь - лишь одна грань деятельности Потемкина. Он совершил целую череду деяний, которые достойны уважения и памяти.

Лишь малую часть запланированного удалось реализовать. Однако многое из того, что начал он, живо и поныне.

Закладка Николаева

Свидетельством свершений князя стали записки некоей англичанки-учительницы Мери Гатри, объективно описывающей поездку по Южной России, которую обустраивал Потемкин.

До нас дошло ее описание Николаева через 5 лет после основания. Она высоко оценивает новые улицы города, поразительной длины и ширины, на которых помещалось шестьсот домов. Помимо этого, было множество хижин и построек для матросов. Очень красивое здание адмиралтейства с находящимися при нем доками.

Все, что нужно для постройки и содержания флота. Население города достигает почти 10 тысяч человек.

Откуда взялись лживые слухи

Измышления о том, что все созданное Потемкиным - сплошная "потемкинская деревня", появились через некоторое время после поездки императрицы в Крым.

А уже после ее смерти немецкий писатель И. Г. Зейме написал биографию Екатерины. В то же время вышла в свет и биография Потемкина, написанная в жанре пасквиля без авторства. Позднее оказалось, что автор - саксонский дипломат Гельбиг. Его лживые записки стали популярными и легли в основу клеветы, посмертно возводимой на Потемкина.

Его доброе имя смог защитить лишь спустя полтора века ученый Г. Соловейчик, написав первую правдивую биографию князя. Однако восстановленное доброе имя князя Потемкина, не строившего «потемкинские деревни», значение фразеологизма не поменяло.

Реакция завистников

Как случилось, что история с «картонными деревнями» вызвала доверие не только иностранцев, но и россиян, в том числе придворных? Ответ на это дает важное положение, занимаемое Потемкиным при дворе. Фавориты Екатерины никогда не испытывали недостатка в недоброжелателях. Особенно велика была ненависть к Потемкину, который влиял на российскую политику. Завистники надеялись, что Крымская командировка означает отставку. Однако, убедившись, что он не утратил влияния на Екатерину и многого достиг в своих начинаниях, враги воспылали еще большей злобой, поддерживая все наветы.

Реакция Екатерины

Екатерина не могла не видеть козней против князя Потемкина. Это положение вызывало у нее досаду, но нисколько не уменьшало благодарности Потемкину. Уже одна такая «потемкинская деревня», как Севастополь, способна утихомирить самых активных злопыхателей. После южного вояжа императрица еще много раз писала Потемкину благодарственные письма.

Две удачных войны с Турцией сделали Россию обладательницей Крыма и Новороссии — широкой полосы земель вдоль северного побережья Черного моря. В 1787 году императрица пожелала получить, так сказать, наглядный отчет о расходовании огромных средств, отпущенных светлейшему князю Потемкину для благоустройства этого края. 18 января она покинула Петербург в сопровождении иностранных послов и чуть ли не всего двора. Царский поезд состоял из 14 карет и 124 саней с 40 запасными. На каждой станции его ожидали 560 лошадей. Вдоль всей дороги были сложены с небольшими промежутками гигантские костры, освещавшие путь с наступлением темноты. На Украине свита Екатерины пополнилась двумя европейскими монархами: польским королем Станиславом Понятовским и австрийским императором Иосифом II (путешествовавшего инкогнито, под именем «графа Фалькенштейна»).

Потемкин постарался на славу. По его приказу к дороге сбегались толпы нарядных крестьян, бурно приветствовавшие матушку-императрицу. А вдалеке из кареты можно было увидеть знаменитые «потёмкинские деревни», возведенные светлейшим князем на всем пути следования Екатерины.

Так родился миф.
Одним из его «отцов» можно считать шведа-очевидца Иоанна-Альберта Эренстрема, который писал: «От природы пустые степи были распоряжениями Потемкина населены людьми, на большом расстоянии видны были деревни, но они были намалеваны на ширмах; люди же и стада пригнаны фигурировать для этого случая, чтобы дать самодержице выгодное понятие о богатстве этой страны... Везде видны были магазины с прекрасными серебряными вещами и дорогими ювелирными товарами, но магазины были одни и те же и перевозились с одного ночлега (Екатерины II. — С. Ц.) на другой».
Правда, свои мемуары Эренстрем сочинял спустя десятилетия после путешествия (он дожил до 1847 года). К тому же его послужной список далек от «облико морале» беспристрастного свидетеля: это был политический авантюрист, который служил то своей родине, то России, стаивал у позорного столба (в буквальном смысле слова) и однажды чуть не потерял голову на эшафоте, получив помилование в самый последний момент.

Однако примерно то же писал и секретарь саксонского посланника Г. Гельбиг, отражая мнение императора Иосифа II: живописные селения были всего-навсего театральными декорациями; Екатерине несколько раз кряду показывали одно и то же стадо скота, которое перегоняли по ночам на новое место; в воинских магазинах мешки были наполнены не зерном, а песком (Брикнер А. Г. Потемкин. СПб., 1891. С. 101).

Между тем нельзя считать, что «таков был общий глас». Вовсе не легковерный принц де Линь, возвращаясь из Тавриды в Петербург, в Туле назвал рассказы о декорациях нелепой басней (из чего ясно, в частности, что миф о «потемкинских деревнях» — возник непосредственно во время путешествия Екатерины, и даже несколько ранее).

О том, что ее ожидает лицезрение размалеванных декораций, а не долговременных построек, царице твердили еще в Петербурге завистники и враги Потемкина. Еще оживленнее разговоры о непременной мистификации стали в Киеве, и Екатерина II вполне серьезно к ним прислушивалась. Не случайно в дневнике А. В. Храповицкого находим такую запись от 4 апреля 1787 года: императрица порывается как можно скорее отбыть в Новороссию, «не взирая на неготовность к<нязя> П<отемкина>, тот поход удерживающего».

Что же в действительности увидели в Новороссии императрица и ее великолепная свита? Что им показал Потемкин?

Светлейший приготовил и преподнес великолепное по разнообразию и пышности зрелище. Разумеется, не обошлось без того прихотливого самодурства, которым славился Потемкин. Такова, например, история с пресловутой амазонской ротой. Передают, что Потемкин незадолго до путешествия, еще в бытность в Петербурге, в разговоре с царицей «выхвалял храбрость греков и даже жен их». Екатерина выразила сомнение по этому поводу, и Потемкин обещался представить доказательства в Крыму. Тотчас (дело было в марте) в Балаклавский греческий полк поскакал курьер — с предписанием «непременно устроить амазонскую роту из вооруженных женщин». Ее командиром сделали Елену Сарданову, жену ротного капитана; «сто дам собрались под ее начальство».
Балаклавским амазонкам придумали маскарадный наряд: «юпки из малинового бархата, обшитые золотым галуном и золотою бахромою, курточки зеленого бархата, обшитые также золотым галуном; на головах тюрбаны из белой дымки, вышитые золотом и блестками, с белыми страусовыми перьями». Их даже вооружили — дали по ружью и по три холостых патрона. Недалеко от Балаклавы императрица в сопровождении Иосифа II делала смотр амазонкам. «Тут устроена была аллея из лавровых деревьев, усеянная лимонами и апельсинами» и т. д.

Великолепное зрелище являли собой иллюминации и фейерверки. В Каневе вечером 7 мая, при отъезде польского короля Станислава-Августа «с императорской яхты ему салютовали пушками с флотилии, как утром. Иллюминация обелиска с вензелем императрицы была весьма удачна, так же милы были жирандоль с букетом, в четыре тысячи ракет, и огненная гора, которая казалась лавою» (воспоминания одной из придворных дам польского короля). Особенно большое впечатление произвел фейерверк в Севастополе. Принц Карл-Генрих Нассау-Зиген, состоявший в русской службе, так описывает восторженную реакцию «графа Фалькенштейна»: «Император говорит, что он никогда не видел ничего подобного. Сноп состоял из 20 тысяч больших ракет. Император призывал фейерверкера и расспрашивал его, сколько было ракет, «на случай, — говорил он, — чтобы знать, что именно заказать, ежели придется сжечь хороший фейерверк». Я видел повторение иллюминации, бывшей в день фейерверка; все горы были увенчаны вензелями императрицы, составленными из 55-ти тысяч плошек. Сады тоже были иллюминированы; я никогда не видел такого великолепия!». Столь же роскошные и расточительные иллюминации были в Бахчисарае и других городах.

Оставим в стороне вопрос о пущенных на воздух миллионах казенных рублей. Уясним главное: Потемкин действительно декорировал города и селения, но никогда не скрывал, что это декорации. Сохранились десятки описаний путешествия по Новороссии и Тавриде. Ни в одном из этих описаний, сделанных по горячим следам событий, нет ни намека на «потемкинские деревни», хотя о декорировании упоминается неоднократно. Вот характерный пример из записок графа Сегюра: «Города, деревни, усадьбы, а иногда простые хижины так были изукрашены цветами, расписанными декорациями и триумфальными воротами, что вид их обманывал взор, и они представлялись какими-то дивными городами, волшебно созданными замками, великолепными садами».

Потемкинские сооружения вовсе не имели целью пустить пыль в глаза или обмануть императрицу видом ложного благоденствия. Художественные декорации были неотъемлемым элементом усадебной культуры того времени. Таким способом Потёмкин стремился оживить пустынные пространства южнорусских степей, сделать их вид приятным для взора государыни, и одновременно разворачивал перед ней грандиозный макет будущей Новороссии.

Все знали, что отвоеванная у Турции Новороссия — это пустынная степь, без городов, дорог, почти без оседлого населения. Целью Потемкина было продемонстрировать, что вместе с русской властью в этот обширный край пришла европейская цивилизация.
«Признаюсь, что я был поражен всем, что видел, — писал граф де Людольф, — мне казалось, что я вижу волшебную палочку феи, которая всюду создает дворцы и города. Палочка князя Потемкина могущественна, но она ложится тяжелым гнетом на Россию... Вы без сомнения думаете, друг мой, что Херсон пустыня, что мы живем под землей; разуверьтесь. Я составил себе об этом городе такое плохое понятие, особенно при мысли, что еще восемь лет тому назад здесь не было никакого жилья, что я был крайне поражен всем, что видел... Князь Потемкин... бросил на учреждение здесь города семь миллионов рублей». И далее следуют похвалы «кремлю», домам, планировке улиц, «саду императрицы» («в нем 80 тысяч всевозможных плодовых деревьев, которые процветают», построенному для императрицы дворцу, верфи и т. д.

Символом цивилизаторских усилий стала закладка Екатеринослава. Это произошло на другой день по приезде императора Иосифа II. Не все в этой церемонии удалось Потемкину так, как он задумал. В частности, не успела прибыть из Берлина гигантская статуя Екатерины. Но грандиозность планов Потемкина и без того поражала воображение. После того как в походной церкви (т. е. шатре, раскинутом на берегу Днепра) отслужили молебен, два монарха заложили первый камень в основу екатеринославского собора.
Согласно проекту, он должен был походить на собор Св. Петра в Риме. Существуют достоверные рассказы, что Потемкин приказал архитектору превзойти эту главную святыню католического мира, «пустить на аршинчик длиннее, чем собор в Риме». Увы, грандиозная постройка так и не осуществилась: возвели только фундамент, обошедшийся в семьдесят тысяч рублей; впоследствии, когда Екатеринослав из проекта превратился в реальный город, церковь все же была достроена, но такая скромная, что фундамент стал ее оградой.

Но в данном случае интереснее не реальность, а идея и планы Потемкина, которые были грандиозны до фантастичности. Екатеринослав предполагали сделать столицей Новороссии. Все было предусмотрено — не забыта даже музыкальная академия, которой предназначалось заведовать знаменитому Сарти. Если и позволительно говорить о «потемкинских деревнях», то к ним относился один Екатеринослав — город-мираж на днепровском берегу.

Екатеринослав призван был стать соперником Петербурга. Это вполне русская традиция; чтобы ее понять, приведем несколько исторических справок.
Еще со времен древней Руси идея преемства и государственного развития символизировалась «обновлением» столиц и патрональных храмов. Андрей Боголюбский противопоставил Киеву — Владимир с его Золотыми воротами и новыми храмами. Иван Грозный противопоставляет Москве Вологду с Успенским собором (называемый также Софийским) по образцу московского, который в свою очередь через владимирский Успенский собор преемственно связан с киевской Софией.
При Петре I роль Вологды играет Петербург. Он, по словам Феофана Прокоповича, олицетворяет новую, «златую» Россию, которая рассматривается как противовес и противоположность Московской Руси, России «древяной».

Апофеозом «путешествия в Тавриду» стало посещение царицей и ее свитой Севастополя. На парадном обеде в Инкерманском дворце, из окон которого открывался великолепный вид на севастопольский рейд. По знаку, данному Потемкиным, занавеси были отдернуты и стоявший на рейде черноморский флот салютовал Екатерине и ее гостям. Очевидец вспоминал: «Император был поражен, увидев... прекрасные боевые суда, созданные как бы по волшебству... Это было великолепно... Первой нашей мыслию было аплодировать». На прогулке граф Сегюр говорил «графу Фалькенштейну»: «Мне... кажется... что это страница из “Тысячи и одной ночи”, что меня зовут Джаффаром и что прогуливаюсь с калифом Гаруном-аль-Рашидом, по обыкновению его переодетым».

Как видим, декорации Потемкина выполнили свою задачу. И совсем скоро Турции пришлось убедиться, что миф о «потемкинских деревнях» — это действительно миф.

Использованы материалы :
А.М. Панченко. «Потемкинские деревни» как культурный миф // Русская литература XVIII - начала XIX в. в общественно-культурном контексте. Л., 1983. С. 93-104. (XVIII век. Сб. 14).
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга

В названии этого населенного пункта присутствует фамилия одного из известнейших царедворцев и полководцев Екатерининской эпохи Григория Александровича Потемкина. Прежде чем заняться вопросами крестьянских поселений, этот человек успел:

  1. Получить отличное образование и прослыл очень неглупым человеком, и за время своего отсутствия на воинской службе сделать там себе карьеру. В XVIII в. это было возможно.
  2. Принять участие в дворцовом перевороте против Петра III. Императрица, занявшая престол после смещенного супруга, изначально оценила качества Потемкина как офицера - отважного и решительного. Позже их связала любовная история.
  3. С середины 1770-х гг. князь Потемкин отправляется в поход против Блистательной Порты. Его цель - завоевание Крыма. В ходе военных действий Григорий Александрович продемонстрировал храбрость, граничащую с безумием и полную бездарность в организации осады крепостей.

Пока отважный князь завоевывал к своей фамилии добавку Таврический, его возлюбленная императрица проводила время в компании столичных кавалеров. Слухи дошли до Потемкина, и у него появился план, как вернуть себе расположение Екатерины. Просвещенную и ратующую за благо Отечества даму нужно было заинтересовать ударными темпами освоения присоединенных к России земель.

Григорий Александрович в 1787 г. устроил для Екатерины II увеселительную поездку в Крым. По дороге они проезжали некогда усеянное пустырями приграничье - Новороссию. Императрица не узнавала местности - повсюду располагались цветущие хутора.

На самом деле постройки в новых деревнях были сооружены по принципу театральных декораций. Крестьяне, встречавшие государыню, привозились из деревень Потемкина непосредственно к прибытию кортежа. После того, как деревенька скрывалась от взора царственной путешественницы, все ее обитатели грузились на телеги и отправлялись на север по домам.

Смысл фразеологизма

Потемкинской деревней называют иллюзорное процветание. Это красивая ширма, за которой скрывается истинное зачастую плачевное состояние вещей. Признаки, по которым можно на глаз определить Потемкинскую деревню:

  • ударные темпы возведения и обретения экономического благосостояния;
  • отсутствие причин вышеперечисленного взлета;
  • быстрое исчезновение.

В силу того, что у ответственных за масштабные проекты людей всегда было желание произвести впечатление на зрителя, выражение "Потемкинская деревня" прижилось. Так часто называют быстро и не до конца выполненные проекты. Создаваться таковые могут для проведения финансовых афер. Кроме того, Потемкинской деревней можно назвать город, или государство, где за внешним благополучием и красивой картинкой для туристов и местных правителей скрывается нищета и социальная незащищенность граждан.


Примеры предложений с фразеологизмом:

  • Эта строительная компания возводила потемкинские деревни до тех пор, пока ею не заинтересовалась прокуратура.
  • Эта потемкинская деревня была возведена специально для участников саммита.
  • Его быт был больше похож на потемкинскую деревню - за внешним лоском скрывалась разруха.

Не стоит путать потемкинскую деревню с полноценными городами, которые в определенный период своей истории были оставлены жителями и пришли в упадок. Потемкинская деревня возводится по случаю, и никто даже не предполагает длительное использование этой бутафории. После того, как нужда в создании красивой картинки исчезает, все, что может пригодиться в хозяйстве, или было одолжено у соседа, возвращается, а дешевые декорации сами собой разваливаются.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века

Потёмкинские дере́вни - исторический миф о бутафорских деревнях , которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье - территории современной России и Крыма, которые были отвоёваны у Османской империи (см. Путешествие Екатерины II в Крым).

Согласно легенде, в недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе . Эти достижения удивили не только государыню, но и представителей иностранных дворов, которые путешествовали вместе с ней, а также присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II .

В настоящее время авторство легенды приписывается саксонскому дипломату Георгу Гельбигу. Как считается, впервые легенда была опубликована анонимно, впоследствии - в книге-памфлете Г. А. Гельбига «Потёмкин Таврический» (русский перевод - «Пансалвин - князь тьмы»). В 1811 году эта книга была издана на русском, вызвав возмущение ещё живых родственников Потёмкина . На самом деле рассказы о бутафорских деревнях, написанных на щитах, и поселянах, приведенных к «месту жительства» за много верст, встречаются в европейских сочинениях о России и Екатерине II задолго до издания указанного труда. Французский путешественник Форсия де Пилес, побывавший в России в 1791-1792 гг. и опубликовавший материалы спустя четыре года, кратко касаясь путешествия императрицы в Крым, в частности, писал, что, как любого государя, её часто обманывали, и в этом путешествии она всему радовалась и восхищалась, не зная, что «дороги были починены тогда только, когда сделалось известно об её отъезде; что оные многочисленные деревни, предмет её восхищений, были созданы для проезду её и разрушены в тот же день, и несчастные крестьяне, пришедшие за тридцать и сорок лье, чтоб стать по сторонам пути и жить в оных домах в продолжение нескольких дней, были отосланы восвояси. То было изобретение гения Потёмкина, который сумел таковою хитростью нового рода убедить свою монархиню, что страна, почитаемая пустынею, процветает».

Спустя несколько лет вышло также французское произведение авторства Ж. Ш. Тибо (Лаво) «Тайные истории любви Екатерины II и её любовников». Это сборник фантастических историй о интимной жизни императрицы, и всерьез его воспринимать не стоит. Но в главе о путешествии в Крым автор сообщает опять о декоративных поселениях, написанных на холсте, мешках с песком, изображавших полные зерна амбары, и несчастных крестьянах, пригнанных издалека, чтоб изображать населенные деревни.

Предание о «потёмкинских деревнях» могло [ ] появиться благодаря использованию щитов, изображавших вымышленные сооружения, что вообще характерно для того времени (можно вспомнить украшения Царскосельской дороги на пути следования Генриха Прусского в 1770, изображавшие горы с извержением вулкана и архитектурные сооружения), удалённости маршрута от столичных городов, когда у зрелищ не было большого количества образованных зрителей, и большому количеству недоброжелателей Потёмкина.

Выражение «потёмкинские деревни » прочно вошло в употребление в значении показного благополучия, скрывающего неблаговидное положение вещей.

Примеры организации «потёмкинских деревень»