Почему маленький принц называют философской сказкой. Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Сказка и притча в сказке-притче

«Маленький принц» — детство, но в то же время глубокомысленное произведение. Антуан де Сент-Экзюпери поместил в легкую и небольшую сказку отражение реального взрослого мира с его достоинствами и недостатками. Местами это сатира, миф, фантастика и трагический рассказ. Поэтому многогранная книга нравится и маленьким, и большим читателям.

«Маленький принц» родился во время Великой отечественной войны. Началось все с рисунков Экзюпери, на которых он изображал того самого «маленького принца».

Экзюпери, будучи военным пилотом, однажды попал в авиакатастрофу, это произошло в 1935 году в Ливийской пустыне. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Он задумался о том, что каждый из нас несёт ответственность за место, где он живет, будь то маленькая квартира или целая планета. А борьба ставит эту ответственность под сомнение, ведь именно в ходе той ожесточенной схватки многих стран было впервые применено смертоносное ядерное оружие. Увы, многие люди наплевательски относились к своему дому, раз позволили войнам довести человечество до таких крайним мер.

Произведение было создано в 1942 году в США, спустя год оно стало доступным для читателя. Маленький принц стал заключительным творением автора и принес ему мировую известность. Автор посвятил свою книгу другу (Леону Верту), причем, тому мальчику, которым его товарищ когда-то был. Стоит отметить, что Леон, который был писателем критиком, являясь евреем, страдал от преследований в период развития нацизма. Ему тоже пришлось покинуть свою планету, но не по своей воле.

Жанр, направление

Экзюпери рассуждал о смысле жизни, и в этом ему помогал жанр притчи, для которого характерна ярко выраженная мораль в финале, назидательный оттенок повествования. Сказка в качестве притчи — наиболее распространенное скрещение жанров. Отличительной чертой сказки можно назвать то, что она имеет фантастический и простой сюжет, но при этом носит поучительный характер, помогает юным читателям сформировать нравственные качества, а взрослым задуматься над их взглядами и поведением. Сказка – отражение реальной жизни, но действительность подается читателю через вымысел, как бы это парадоксально не звучало. Жанровое своеобразие произведения говорит о том, что «Маленький принц» — философская сказка-притча.

Произведение также можно отнести к фантастическому рассказу.

Смысл названия

Маленький принц – история о путешественнике, который странствует всей вселенной. Он не просто путешествует, а находится в поиске смысла жизни, сущности любви и секрета дружбы. Он познает не только мир вокруг, но и себя, и самопознание – его главная цель. Он еще растет, развивается и символизирует непорочное и нежное детство. Поэтому автор нарек его «маленьким».

А почему принц? На своей планете он один, она вся принадлежит ему. Он очень ответственно подходит к своей хозяйской роли и, несмотря на скромный возраст, уже выучился за ней ухаживать. Подобное поведение наталкивает на мысль, что перед нами благородный мальчик, управляющий своим владением, а как его лучше назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью.

Суть

Сюжет берет свое начало в пустыне Сахара. Пилот самолета, совершив вынужденную посадку, встречает того самого Маленького принца, что прибыл на Землю с другой планеты. Мальчик рассказывал своему новому знакомому о своем путешествии, о тех планетах, на которых успел побывать, о своей прежней жизни, о розе, что была его верной подругой. Маленький принц так сильно любил свою розу, что готов был отдать за нее жизнь. Мальчику был дорог его дом, ему нравилось наблюдать за закатами, хорошо, что на его планете их можно было лицезреть несколько раз на дню, и для этого Маленькому принцу нужно было только двигать стул.

Однажды, мальчик ощутил себя несчастным и принял решение отправиться на поиски приключений. Роза была горда и редко одаривала покровителя своим теплом, поэтому не удерживала его. Во время своего путешествия Маленький принц встретил: Правителя, который уверен в своей абсолютной власти над звездами, Честолюбца, для которого главное, чтобы им восхищались, Пьяницу, который пьёт из чувства вины за злоупотребление алкоголем, как бы это парадоксально не звучало. Мальчик встретил даже Делового человека, главным занятием которого является подсчет звезд. Маленький принц столкнулся с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту. Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты. Последним местом положения путешественника стала планета Земля, где он нашел настоящего друга. Все основные события описаны нами в кратком содержании книги для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

    Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении.

    Человек должен беречь свой дом, а не раздирать его войнами на окровавленные, безжизненные части. Эта мысль особенно актуальна была тогда, в дни Второй Мировой Войны. Маленький принц ежедневно убирал свою планету, не позволяя баобабам принять угрожающие масштабы. Если бы мир смог вовремя объединиться и смести с лица земли национал-социалистическое движение во главе с Гитлером, то кровопролитие можно было предотвратить. Ибо те, кто любит мир, должны были позаботиться о нем, а не запираться на своих маленьких планетках, думая, что гроза пройдет мимо. Из-за этой разобщенности и безответственности правительств и народов пострадали миллионы людей, и писатель призывает, наконец, научиться преданно и ответственно любить ту гармонию, которую обеспечивает только дружба.

    Чему учит?

    История Маленького принца – удивительно проникновенная и поучительная. Творение Экзюпери повествует о том, как важно иметь верного друга рядом и как важно нести ответственность за тех, кого ты «приручил». Сказка учит любить, дружить, предостерегает от одиночества. Кроме того, не стоит запираться на своей маленькой территории, отгораживаясь от всего мира вокруг. Нужно выходить из зоны комфорта, познавать новое, искать себя.

    Экзюпери также призывает читателя слушать не только свой разум в принятии решений, но и свое сердце, ведь главного глазами не увидишь.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) – он не возвратился на базу из боевой задачи, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутоны и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и утонченные

Маленький принц – главный персонаж сказки – показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании.

На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза

Обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Он говорит о бездонности человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое – свое время: «Твоя Роза такая дорога тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза – единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазам не видно». Надо уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Вбирая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему смыслу произведения, можно согласиться с мнением О. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца… наверное, человеческие души всегда выдают свой последний лебедино-чистий, прощальный вопль…». Эта сказка – своеобразное завещание мудрого человека нам, что остались на этой неидеальной планете. И сказка ли вообще это? Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся его жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще – то, где и когда ты проявил трусливость и непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает что-то такое, что недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и потому с его уст в эти моменты истины и прозрения вырывается мольба: «Господи! Отведи бедствие, и я стану лучше, более благородным и великодушным!»

Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в ней и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к друзьям совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить. Именно в пустыне, вдалеке от суеты, которая целиком поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и пустынники узнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня – это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко…».

Волшебная, печальная притча, «загримированная под сказку» (О. Панфилов)! Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый», «Напыщенные люди являются глухими ко всему, кроме похвалы», «Но глаза не видят. Надо искать сердцем».

Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко – так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свою обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1942 год.

История создания – Толчком к написанию произведения послужили воспоминания писателя об авиакатастрофе над Аравийской пустыней, а также трагические события Второй мировой войны. Книга посвящена Леону Верту.

Тема – Смысл жизни, любовь, верность, дружба, ответственность.

Композиция – Произведение состоит из 27 глав, на протяжении которых главные герои путешествуют по планетам и беседуют друг с другом, размышляя о жизни.

Жанр – Философская сказка-притча.

Направление – Реализм.

История создания

Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всем мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.

В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни, и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.

В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу - вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.

Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя - Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища, и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.

Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что еще больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.

Тема

В своем произведении писатель поднял множество глобальных тем , которые на протяжении столетий волновали и продолжают волновать все человечество. Прежде всего, это тема поиска смысла жизни . Этим и занимается Маленький принц, путешествуя от одной планеты к другой.

Автора печалит, что жители этих планет даже не пытаются выйти за пределы своих привычных мирков, и найти ответ на извечный вопрос смысла бытия - их вполне устраивают привычные жизненные рамки. Но ведь только в поиске рождается истина, что и доказывает главный герой, вернувшись в финале повествования к любимой Розе.

Волнует писателя и проблематика дружбы и любви . Он не просто раскрывает эти животрепещущие темы, но и доносит до читателей всю необходимость ответственности за любимого человека, и весь мир в целом. Маленький принц без устали трудится, ухаживая и защищая свою крошечную планету. Он всем сердцем любит и заботится о Розе, которая остается жива лишь благодаря его стараниям.

Всепоглощающее зло представлено в произведении с помощью баобабов, способных быстро поглотить все живое на планете, если их регулярно их не выкорчевывать. Это яркий образ, вобравший в себя все человеческие пороки, с которыми нужно без устали бороться в течение всей жизни.

Основная мысль произведения заключается во фразе: « Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении ». Нужно учиться доверять людям, быть ответственным за любимых, не закрывать глаза на происходящее вокруг - вот чему учит знаменитая сказка.

Композиция

В произведении «Маленький принц» анализ построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры. В ее основе лежит прием диалога и путешествия центральных персонажей - рассказчика и Маленького принца. В сказке раскрыты две сюжетные линии - это история летчика-рассказчика, и напрямую связанная с ним тема реальности «взрослых» людей, и история жизни Маленького принца.

На протяжении 27 глав, из которых состоит книга, друзья путешествуют по планетам, знакомятся с разными героями, как положительными, так и откровенно отрицательными.

Время, проведенное вместе, открывает им ранее неизведанные горизонты. Их тесное общение позволяет соединить две совершенно разные вселенные: мир детей и мир взрослых.

Расставание не становится для них трагедией, ведь за это время они стали гораздо мудрее и смогли лучше понять друг друга, поделившись частичкой своей души, сделать важные выводы.

Главные герои

Жанр

«Маленький принц» написан в жанре философской сказки-притчи , в которой удивительным образом переплетена реальность и вымысел. За фантастичностью сказочной истории как нельзя лучше скрываются реальные человеческие отношения, эмоции, переживания.

Сказка в форме притчи является наиболее популярным скрещением литературных жанров. Традиционно сказка носит поучительный характер, однако воздействует на читателей в мягкой и ненавязчивой манере. По сути, сказка - это отражение реальной жизни, но только действительность передается через вымысел.

Жанр притчи также был выбран писателем неспроста. Благодаря ему он смог смело и просто выразить волновавшие его взгляды на нравственные проблемы современности. Притча становится своеобразным проводником размышлений автора в мир читателя. В своем произведении он рассуждает о смысле жизни, дружбе, любви, ответственности. Таким образом, сказка-притча приобретает глубокий философский подтекст.

Правдивое изображение реальной жизни, несмотря на фантастичность сюжета, указывает на то, что в произведении преобладает реализм, которому не чужды философские иносказания. Однако в сказке достаточно сильны и романтические традиции.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 634.

Контрольная работа

по зарубежной литературе (вторая половина 20 века)

Тема: «Сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: особенности жанра и образной системы»


Введение

Блистательной плеядой имен одарила мировую литературу Франция XX века: от Пруста и Бретона до Юрсенар и Саррот… Но если кто и стоит в этом ряду особняком, – по крайней мере, для русского культурного сознания, – то это Антуан де Сент-Экзюпери. Сент-Экзюпери был одним из пионеров авиации, талантливым писателем и поэтом, моралистом, мыслителем-гуманистом, искателем, героем.

Мы с детства верим в добрые сказки. Тем более если они написаны рукой талантливого, искреннего романтика. Таким был Сент-Экзюпери, которого друзья и знакомые звали попросту Сент-Эксом. Автор прогремевших по всему миру книг «Ночной полет», «Земля людей», «Южный почтовый» и, конечно же, «Маленький принц».

Мало какому писателю досталась читательская любовь, подобная той, какая выпала на долю автора «Маленького принца». Любовь такого рода можно испытывать к ветру, облакам, летнему вечеру, первому снегу, ночной бабочке, внезапно опустившейся на кисть вашей руки; чувства, которые связывают нас с другими людьми куда более громоздки и обременительны, они отягощены требовательной благодарностью, тягостным братством общей судьбы; в нашем восхищении ближними неизбежно присутствует неосознанная соревновательность. Читательская любовь к Антуану де Сент-Экзюпери сродни безнадежной страсти жителей пустыни к фонтанам и цветам, которые, как им казалось, должны бы ждать их в раю, а не при жизни.

Многие прочитали «Маленького принца» в детстве, или в очень ранней юности, как раз в то время, когда уже начинаешь осознавать свое одиночество и нелепую зависимость от воли окружающих взрослых, а стратегия «партизанской войны» с ними еще не продумана; мир кажется не только враждебным, но и весьма мрачным местом. И тут появляется Антуан – тот, который все понимает. Тот, который понимает немного больше, чем мы сами, и гораздо больше, чем прочие. «…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать», – снисходительно замечал Экзюпери.

Антуан де Сент-Экзюпери относится к разряду людей, которые не укладываются в обычные рамки. И не потому, что он ставил себя когда-либо над людьми. Наоборот, никто не был так близок к людям, так человечен во всеобъемлющем смысле этого слова. Но своими моральными качествами, своим интеллектом, своей деятельностью – одним словом, своей судьбой Сент-Экс возвышается над обычным человеческим уровнем и относится в некотором роде к числу людей, которые должны служить для других, и в особенности для молодежи, примером.

Ремесло пилота – битва, постоянное сражение с титанами, со стихиями: ураганом, грозой, мраком, холодом. В этом постоянном противоборстве происходило рождение человека, воспитание личности. Именно этот процесс и привлекал писателя больше всего. И хотя он писал, что полет – познание, что через стекло в пространство смотришь, как в микроскоп, влекло его прежде всего то, что происходило в кабине, в человеке у штурвала самолета, влекло и вдохновляло, поскольку там рождалась человечность, формировался «взгляд на мир», новое миропонимание, новая философия.

Немного о «Маленьком принце»

Сюжет сказки-поучения «Маленький принц» был навеян следующим событием: 29 декабря 1935 г. за 200 км от Каира, пролетая над Сахарой, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках. Лётчика спас друг Прево, который подоспел к нему с караваном на 5 день после аварии.

Уже в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика – когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Сказка, написанная для детей, получила столь широкую известность благодаря исключительной поэтической атмосфере, созданной образной и символической структурой рассказа, и тому, что она предназначена не только детям, «а и взрослым, которые остались детьми». Популярности сказки способствовали также выполненные автором рисунки.

«Прошу прощения у детей за то, что посвятил эту книгу взрослому. Но у меня есть для этого уважительная причина: этот взрослый – мой лучший друг. Есть у меня и другая причина: этот взрослый понимает все, даже детские книжки. И еще третья причина: этот взрослый живет во Франции, где ему холодно и голодно. Он нуждается в утешении. Если все эти причины недостаточно вески, я готов посвятить эту книгу ребенку, которым был когда-то этот взрослый. Все взрослые были раньше детьми. (Но мало кто из них помнит об этом.)» – так писал в предисловии книги Сент-Экзюпери.

Опубликованное в 1943 году как детская книжка, эта поэтическая сказка – о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.

«Маленький принц», пожалуй, если не лучшее, то самое известное произведение Сент-Экзюпери. Нередко, исходя из основных выводов и положений этой книги, судят о личности Сент-Экзюпери; иногда отождествляют его с героем сказки. Все это, конечно, не совсем так.

В произведении очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «…А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков…». Его простота – это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве:

Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери – это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что бы видеть мир так, как видел его Экзюпери.

Язык его произведения естественен и выразителен. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл. Столь же свежи и естественны многие его метафоры, писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать».

В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей – так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он никогда не обманет. Чувствуется присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранен от взрослого автора-летчика. Он рожден из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио – потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звездное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается еще в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли, развитые в сказке).

Сказка и притча в сказке-притче

Как донести до сознания ребенка простые истины? Прямой нравоучительный рассказ может вызвать противоположный эффект, а сказка не будет воспринята всерьез.

Для достижения этой цели Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. На самом деле, удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

Что такое «сказка»? Сказка – жанр литературного повествования. Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел. К главным признакам сказки относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется».

Не будем вдаваться в подробности относительно характеристики видов сказок. В нашем случае речь идет об авторской сказке. Для нее характерна повышенная степень психологизма, превращение персонажей из «знаков» в полнокровные «образы». Авторскую сказку от других отличает также «двойное бытование». Авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми. Причем не важно, какому читателю сказка адресована, о чем свидетельствуют два равноценных процесса: превращение «взрослых» книг в «детские» и обратно.

Соответствует ли «Маленький принц» данному определению? Необычная встреча летчика и Маленького принца с «астероида В-612» – маловероятный факт в реальной жизни. Сказочность можно подтвердить и по другим имеющимся в тексте жанровым признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи.

Однако не следует думать, что если используется жанр сказки, то она будет наивна. Очень часто Экзюпери ставили в упрек кажущийся примитивизм сказки. Писатель и не скрывал, что ищет простые истины. Простые, в данном случае, совсем не значит упрощенные. Скорее, очищенные от лишних деталей. Только такие истины могут более-менее адекватно быть восприняты людьми разных народов, религий, возрастов.

Если исходить из знаменитого определения, что «взрослые – это выросшие дети», и помнить об особой роли, которую играли в жизни Антуана де Сент-Экзюпери воспоминания о детстве, то, естественно, хочется связать произведение с его же словами о том, что он сам «из страны детства». Но тогда весь пафос «Маленького принца» легко уложить в формулу «берегите, сохраняйте в себе детство», формулу в общем-то хоть и верную, но несколько упрощающую сложное литературное произведение. Перед нами не просто сказка.

Светлана
ВОРОШИЛОВА

Светлана Сергеевна ВОРОШИЛОВА (1958) - учитель русского языка и литературы школы № 7 г. Заречного Свердловской области.

Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Урок в 8-м классе

Ты навсегда в ответе за всех,
кого приручил.

А.Сент-Экзюпери

Философская сказка французского писателя Сент-Экзюпери имеет большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Не всё здесь маленький читатель поймёт разумом, но многое разбудит его воображение, западёт в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнёшься, и взгрустнёшь, а главное - непременно задумаешься, ибо сказка Антуана де Сент-Экзюпери не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна.

«Маленький принц» - это сказка-размышление о человеке, его счастье, о смысле жизни. В 8-м классе мы впервые встречаемся с этим жанром (философская сказка), он сложен для детей своими аллегориями, символами, подтекстом. Но стоит ли расшифровывать каждый образный ход произведения, каждый символ: не лучше ли принять его сразу и целиком! Ведь мудрость её намёков приходит к нам и через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к серьёзным рассуждениям, от смеха к печальной перекличке с собственным детством. Эти полутона переходов так же улыбчивы и тонки, как изящные рисунки, которыми её сопроводил автор.

Чтобы передать “дух” сказки, необходимо создать в классе необычную (как в театре!) атмосферу. Урок может проходить в кабинете, в котором учитель имитирует ночное звёздное небо, используя и свечи, и фонарики, и так далее. Можно также использовать музыку. Это оказывает на детей эмоциональное воздействие, оставляя надолго след в их восприимчивых душах.

Урок начинается с вступительного слова учителя . Антуан де Сент-Экзюпери не просто поэт, но и философ. Просто и проникновенно говорит он о самом важном - о долге и верности, о дружбе и любви, о непримиримости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, ещё не очень-то устроенной, но любимой и единственной нашей планете Земля.

Берегите Землю! Эта мысль пронизывает всё произведение великого писателя-гуманиста, лётчика, бойца, проповедника духовных ценностей. Об этом его любимая сказка «Маленький принц».

По-настоящему мотивы «Маленького принца» начали складываться у Сент-Экзюпери в начале войны. В этот период он нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крыльями удивлённо смотрит из-за облака на Землю. Это удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, и незадолго до своей гибели в 1942 году Сент-Экзюпери написал философскую сказку «Маленький принц» и сам её иллюстрировал.

Ученик рассказывает биографию Сент-Экзюпери, которую готовил заранее дома.

Учитель. Об уважении к людям говорят все его книги. О любви к людям, об ответственности перед человечеством написана им и мудрая притча «Маленький принц». Как и в народных сказках, здесь речь идёт о добре и зле, также выражена мечта о лучшей жизни.

- В чём же специфика жанра философской сказки? Чем отличается от народной?

(Вопросы к уроку были даны заранее, чтобы учащиеся могли осмыслить содержание этой удивительно мудрой сказки.)

Учащиеся. Маленький принц - добрый и заботливый хозяин очень маленькой планеты (астероид «Б-612»), где зло воплощено в баобабах. Баобабы - это символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Уничтожить их легко, выкорчевав корни маленьких кустиков, что и делал Маленький принц каждое утро.

Учитель. Но если это зло уничтожить легко, почему же так взволнованно звучит голос автора: “Берегитесь баобабов! Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде я”?

(Учащиеся готовили материал из газет и журналов об экологических проблемах, о бездуховности, о жестокости и зависти. Обсудив и закончив разговор об этой проблеме, учитель переходит к другой, не менее важной.)

В сказке «Маленький принц» говорится о любви к своей Родине, о любви и верности, о счастье и дружбе, о том, без чего не может жить человек.

- Что изменилось в жизни Маленького принца с появлением на его планете розы?

Учащиеся. С появлением на планете розы Маленький принц узнаёт о более сложных чувствах, пробудившихся в нём, объяснить которые он не может. Он любит розу, заботится о ней, но она причиняет ему боль и страдания. Он не может понять кокетства розы, её капризов и притворства, его больно ранит неискренность её слов. Так, впервые испытав чувство любви, он познаёт и чувство страдания.

Учитель. Правда Маленького принца в том, чтобы научиться любить цветок на своём маленьком астероиде. Он же, поссорившись с розой, отправляется путешествовать.

Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, - приём путешествия.

- Каковы содержательные возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

Учащиеся. Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей.

Учитель. Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на их духовные ценности и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” - говорит он.

- Что же представляют собой эти взрослые? Почему Маленький принц отвергает их духовные ценности?

Можно дать задание ученикам подготовить рассказ о каждой планете.

1-я планета (10-я глава) - король;

2-я планета (11-я глава) - честолюбец;

3-я планета (12-я глава) - пьяница;

4-я планета (13-я глава) - деловой человек;

5-я планета (14-я глава) - фонарщик;

6-я планета (15-я глава) - географ.

Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления людей о могуществе, счастье, долге. И лишь в конце своего путешествия, обогатившись жизненным опытом, он познаёт подлинную сущность этих нравственных понятий. Это происходит на Земле.

Но прозрение происходит не сразу. Сначала, оказавшись в пустыне, Маленький принц чувствует себя одиноким. Но тут появляется Лис, который открывает ему высшую мудрость человеческой жизни. Чувство одиночества проходит, если кого-нибудь “приручить” к себе, вложить в него свою душу.

(Чтение по ролям эпизода «Лис открывает Маленькому принцу свой секрет» - конец 21-й главы.)

Далее учитель сообщает о том, что главным героем произведения Сент-Экзюпери, как это бывает в народных сказках, является ребёнок - маленький мальчик. Обращение к детству неслучайно, ибо оно привлекает Сент-Экзюпери тем, что в ребёнке потенциально заложены духовные способности, хорошие нравственные качества, которые реализуются в зависимости от условий жизни. Взрослый, если он по-настоящему добрый человек, в душе тоже остаётся ребёнком, искренним, щедрым, великодушным. Важно сохранить в себе чистую душу ребёнка во взрослой жизни.

- Какое “твёрдое правило” было у Маленького принца? Как он его выполнял?

Роза Маленького принца отличается от миллионов похожих роз тем, что он её “приручил”: заботился о цветке, оберегал его жизнь от ветра, сквозняков, холода, накрывал розу стеклянным колпаком, ставил ширму. Роза стала для мальчика единственной, неповторимой... родной. Однако всё это налагает на Маленького принца определённые обязанности, и он говорит: “...Я за неё в ответе. Она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира”.

Учитель. Так в сказке появляется идея ответственности - основная для всего творчества Сент-Экзюпери. Мы всегда должны помнить мудрые слова Лиса: “Люди забыли истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил...”

- Как постигает Маленький принц науку любви и чувство ответственности перед теми, кого приручил?

Учащиеся. Маленький принц, поссорившись с розой, отправляется путешествовать, оставив цветок в одиночестве. “Впервые он пожалел о покинутом цветке” на планете географа, когда узнаёт от учёного, что цветы “эфемерны”: “Моя краса и радость недолговечна, и ей нечем защищаться от мира, у неё только и есть что четыре жалких шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна!”

Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: “все они были похожи на его цветок”. “И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов!” Мальчик понял, что его роза - самый обыкновенный цветок, и горько заплакал.

Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза - “единственная в целом свете”. Маленький принц говорит розам: “Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком... Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя”.

Любовь - это сложная наука, оказывается, её нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться...

Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.

Так Маленький принц постигает науку любви и меру ответственности перед теми, кого приручил.

В тесной связи с проблемой ответственности перед обществом ставится проблема счастья. Как её решает автор?

Ученик, готовя это опережающее задание , заостряет внимание на образах лётчика, Лиса, Маленького принца, их дружбе.

Автор считает, что счастлив лишь тот, кто познал чувство привязанности, кто обогрел тёплым словом ближнего, кто по-настоящему испытал чувство любви. Лис не был счастлив, пока не подружился с Маленьким принцем. Умение дружить - очень нужное и необходимое качество. Как говорит Лис: “нет таких магазинов, где торговали бы друзьями”. Действительно, масло-то достанешь, а вот друга, увы, нет. Даже из-под прилавка, с переплатой.

На прощание Лис открывает своему другу простой, но мудрый секрет: “Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Не слышать голос сердца, по мнению автора, значит превратиться во “взрослых”, “которым ничего не интересно, кроме цифр”.

Учитель. Итак, на Земле Маленький принц постигает великую науку жизни: он понимает, что могущество человека - в единении, в дружбе, счастье - в любви к ближнему, долг - в служении народу, в ответственности перед обществом.

Дружба с Маленьким принцем также помогла лётчику понять силу и могущество человеческой любви, проникнуться чувством ответственности за всё, что происходит на Земле.

Но наступил час прощания: Маленького принца на его астероиде ждала роза.

(Инсценировка «Прощание с лётчиком» помогает учащимся лучше почувствовать атмосферу сказки, делает урок интересным и эмоционально насыщенным.)

И звёзды для лётчика приобретают особую прелесть, так как он знает, что на одной из них живёт его маленький друг; колосья ржи становятся ещё более красивыми, ибо их цвет похож на цвет волос Маленького принца.

В душе лётчика живёт образ его маленького друга с чистым и нежным сердцем. В душе каждого взрослого должен жить Маленький принц; если же он исчезает, то в душе умирает ребёнок.

(Звучит песня «Маленький принц» на музыку М.Л. Таривердиева.)

В конце сказки автор обращается к читателям: “И если к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться... вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите, что он вернулся...”

Очень хочется Антуану де Сент-Экзюпери, чтобы Маленький принц вновь вернулся на Землю, и тогда люди забудут ссоры и распри, прекратятся войны. Мир и согласие вновь воцарятся на нашей планете.

Когда же ты вернёшься к нам, Маленький принц?

Спонсор публикации статьи – поставщик массажного оборудования компания «Ямагучи», предлагает массажную продукцию японских и американских производителей (Yamaguchi, US Medica, Fujiiryoki) как для профессионального использования, так и для применения в личных оздоровительных целях. На сайте компании можно приобрести массажное кресло , в том числе в кредит. Массажное кресло – современный технологичный аппарат, позволяющий осуществлять многие виды массажа, заменяя руки массажиста. Вы просто садитесь в кресло для массажа и выбираете необходимую вам программу, а кресло обеспечивает вам комфортное улучшения самочувствия, снимает стресс, релаксирует, улучшает работоспособность.