Olympus OM-D E-M10 Mark II: первые впечатления. Olympus OM-D E-M1 — беззеркальная камера нового поколения

Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

Следите за обновлениями! Каждый день в течение недели мы будем публиковать новые главы нашего большого теста.

Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

Сегодня мы рассмотрим одну из новинок в мире беззеркальных фотоаппаратов - Olympus OM-D E-M10 Mark II (далее по тексту - E-M10 II). Данный фотоаппарат является развитием довольно успешной модели Olympus E-M10, и занимает нижнюю ступеньку в иерархии камер серии OM-D. Нижнюю, в первую очередь, в ценовом диапазоне, а вот как это сказалось на функциональности устройства - это нам предстоит проверить.

Напомню, что в данный момент у компании Olympus есть две актуальные линейки беззеркальных фотоаппаратов: OM-D и PEN. В линейке OM-D две модели получили обновление в этом году. Это протестированная мной весной E-M5 Mark II и герой сегодняшнего обзора - E-M10 II. Так же есть флагманская модель - E-M1, для которой в конце ноября будет доступна новая прошивка , которая добавит все те новые функции, что появились в моделях этого года.

Спецификация

Отступлюсь от стандартного представления спецификаций, и сделаю небольшую сравнительную таблицу. С полными характеристиками модели можно ознакомиться по ссылке .

Комплектация

Поставляться все должно в красивой коробке, но мне пришел тестовый экземпляр, в котором нет ни родной коробки, ни части комплектации.
А выглядеть все должно примерно так:

Комплектация следующая:
E‑M10 Mark II Корпус;
M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake;
BLS‑50;
BCS-5 Зарядное устройство;
Крышка корпуса Микро 4/3 (ВС-2);
Плечевой ремень;
CB-USB6 USB кабель;
ПО Olympus Viewer;
Инструкция;
Гарантийный талон.

Также есть несколько вариантов комплектации:
E‑M10 II - только корпус (тушка);
E‑M10 II объектив «блинчик» - с компактным зумом, тот вариант что у меня на тесте;
E‑M10 II двойной кит - в дополнение к «блинчику» идет второй объектив m.ZD ED 40‑150mm 1:4.0‑5.6 R;
E‑M10 II комплект 14-150 - тушка с объективом M.ZD ED 14‑150mm 1:4.0‑5.6 II.

Сама камера доступна в двух цветовых вариантах - серебристый и черный.

Дизайн, эргономика, управление.

Обновленный дизайн камеры сохранил черты первой десятки, но стал более современным. Камера выполнена в одном стиле со старшей моделью - E-M5 II.
Многие черты камеры упростились, но камера не стала выглядеть хуже, скорее наоборот. Дизайн стал больше напоминать ретро-камеру, он стал дороже. Да и новые колеса управления, выполненные в стиле E-M5 II, безумно приятные на ощупь.
На лицевой стороне расположен небольшой выступ, теперь он идет немного под наклоном, что позволяет держать камеру более удобно. Стандартный байонет, кнопка снятия объектива и лампа подсветки автофокуса (подсветка осуществляется красным цветом).

Есть встроенная вспышка, которая прячется в стилизации под горб видоискателя.
Наличие встроенной вспышки в самой дешевой модели линейки, и отсутствие таковой в более продвинутых моделях не должно вас смущать. Настоящие фотографы знают, что встроенная вспышка - зло.

На другой стороне большую часть поверхности занимает откидной 3" экран. По заверения компании он получил новое олеофобное покрытие и функцию выбора зоны фокусировки касанием при визировании в видоискатель.
Сам экран откидной, такой же как был в первых E-M10 и E-M5. Над экраном расположен видоискатель.

Правее экрана расположены кнопки навигации и 4 функциональные кнопки. Под большой палец есть небольшой выступ, как это сделано в остальных камерах OM-D.

Одна боковая грань пустая, а на другой, под резиновой заглушкой, находятся разъемы для подключения USB и HDMI кабелей.

На нижней грани по центру расположено стандартное штативное гнездо, а правее - отсек для аккумулятора и карты памяти. При использовании стандартных штативных площадок доступ к отсеку не перекрывается, что позволяет оперативно заменить аккумулятор или карту памяти.

На верхней грани расположены основные элементы управления. Небольшие отверстия с обоих сторон горба видоискателя - стереомикрофоны.

В левой части расположен рычажок включения. Переключение осуществляется с небольшим усилием и негромким щелчком. Этот же рычажок отвечает за подъем вспышки, достаточно еще немного довернуть и выскакивает вспышка. Ощущения чем-то схожи с работой ключа зажигания автомобиля. Сделано очень стильно и исключает случайные нажатия.
Тут же находится функциональная клавиша Fn3. Назначить ее можно практически на любое действие. Я, например, назначил на нее включение режима фокус-пикинга.

В правой части расположены 3 колеса управления и 3 кнопки.
Основное колесо отвечает за выбор режима съемки - автоматические, полуавтоматические, ручной и сценические режимы, а также видеосъемка и арт-фильтры. Два других служат для быстрого изменения основных настроек в зависимости от режима. В ручном режиме одно колесо меняет выдержку, а второе - диафрагму.
Кнопки Fn1, Fn2 и видеозаписи (красная кнопка) - настраиваемые. При необходимости можно поменять функцию кнопки видеозаписи на любую необходимую (например быстрой смены ИСО).

В сравнении с первой десяткой кнопки стали немного больше и их ход, а соответственно и нажатие, ощущается более четко. Колеса также стали более приятными на ощупь и с более четким ходом. В переднем колесе расположена кнопка спуска затвора, полунажатие отвечает за фокусировку, а полное нажатие - экспонирование.

Комплектный объектив - «блинчик», назван так за свою толщину. Он обладает складной конструкцией, которая в выключенном состоянии позволяет заметно снизить общие габариты.

Есть еще один новый и очень важный момент, который столь очевидный, что странно почему этого не было сделано раньше. Теперь, при выборе одной из продвинутых функций (таких как Live Composite, Live BULB и Live Time) по нажатию кнопки MENU сразу открывается страница с настройками данных функций, а значит не надо судорожно вспоминать в каком пункте меню их искать. Для фокус-пикинга настройка параметров доступна при нажатии кнопки INFO.

Эргономика
В руках камера лежит не так удобно как Е-М5 с дополнительной ручкой. Мизинец не находит опоры - это не критично, но привыкать придется. Два колеса управления позволяют оперативно менять основные параметры, вспомогательные клавиши облегчают доступ к остальным параметрам. Причем кнопка Fn2 многофункциональная - если ее зажать и прокрутить колесо, то можно выбрать за какую функцию она будет отвечать. Это, конечно, не так удобно как режим работы 2х2 в E-M5 II и E-P5, но на то это и более бюджетная камера. Хотя некое подобие этой системы есть. На кнопку Fn2 (или любую другую программируемую кнопку) можно назначить функцию смены режимов колес управления, и после нажатия этой кнопки колесами можно менять ИСО и баланс белого, но тогда мы теряем одно из программируемых кнопок.
Несколько улучшить хват можно если докупить дополнительную ручку.

Видоискатель

Видоискатель стал лучше, чем был в первой десятке, но по размерам меньше чем в E-M5 II. Для видоискателя доступны несколько вариантов отображения информации и подстройка диоптрий. Появился режим эмуляции оптического видоискателя. В этом режиме камера показывает картинку такой, какую бы мы ее увидели в оптический видоискатель по яркости и контрасту. Все настройки экспозиции, фильтры, настройки цвета будут игнорироваться для просмотра в видоискателе, а при съемки они учитываются.
В E-M10 II появился режим AF Targeting Pad - при использовании электронного видоискателя можно менять зоны фокусировки, используя экран как тачпад, просто водя по нему большим пальцем. После небольшого привыкания к чувствительности сенсора, отказываться от подобного метода выбора зоны автофокуса уже не захочется.

Функции

Доступная функциональность очень напоминает старшую модель E-M5 II, за исключением отдельных фич, которые стали прерогативой пятерки. Так, например, в Е-М10 II нет режима High Res, который позволяет получать 40 МП снимки смещением матрицы. В остальном же я не нашел каких-то больших отличий в доступных функциях. Есть 2 режима HDR, арт фильтры, сценические программы, мультиэкспозиция, коррекция трапецеидальных искривлений, фотоистории, фокус-пикинг, Live Composite, Live BULB и Live Time - все тоже самое что и в Е-М5 II.
Без HDR:

HDR1:

HDR2:

Фотоистории

Мультиэкспозиция

Автофокус

В камере используется точно такая же матрица и процессор как в Е-М5 II, так что не удивительно, что разницы в скорости автофокуса я не почувствовал. Одиночная фокусировка быстрая, цепкая и точная. Следящая фокусировка далека от идеала, при съемке серией возможны выпадения быстро движущегося объекта из зоны фокуса.

Брекетинг автофокуса (Focus Bracketing Mod)

Что дает большая матрица в фотоаппаратах? В первую очередь - малую зону резкости и эффектное размытие заднего плана. Для съемки портретов это большой плюс, а вот при попытке снимать мелкую предметку или макро - это станет проблемой. В подобных съемках надо чтобы весь объект съемки был резким. Есть несколько путей решения данной проблемы. Один из них - стекинг. Стекинг - метод увеличения глубины резкости за счет сложения нескольких кадров с разной фокусировкой. Вы делаете серию кадров, при чем для каждого кадра немного меняете зону фокусировки, а потом все эти кадры складываете в одном из редакторов, в результате чего получается одна фотография с большой глубиной резкости.
Olympus сделал самую трудозатратную часть работы автоматической - изменение фокусировки и съемка. Достаточно сфокусироваться на ближней к фотографу точке объекта, и нажать кнопку спуска. А далее камера все сделает сама в соответствии с установленными ранее настройками: сделает кадр, перефокусируется, сделает кадр, перефокусируется и т. д. Среди доступных настроек: количество кадров (1-999) и шаг фокусировки (1-10). Съемка производится с использование электронного затвора. Причем шаг фокусировки задается в условных единицах, каких-то пояснений тут нет, и все приходится изучать методом тыка. Один и тот же шаг фокусировки может давать разное смещение между кадрами - в зависимости от установленной диафрагмы. Ведь при f/2.8 и f/5.6 ГРИП будет разной, а значит при f/5.6 понадобится меньше кадров. А еще расстояние с каждым шагом постепенно увеличивается, что тоже соответствует поведению ГРИП в зависимости от расстояния до объекта съемки.

Данная функция впервые появилась в E-M10 II, в камеры E-M1 и E-M5 II ее добавят в новой прошивке, выход которой запланирован на конец ноября 2015 года.

Качество изображения

Камера способна выдавать потрясающе детализированную картинку, естественно при использовании достойных объективов. В E-M10 II отсутствует антиалиасинговый фильтр, борьба с муаром полностью возложена на процессор камеры. За все время использования я так и не смог найти муар ни на одной из отснятых фотографиях. Выдаваемый цвет также выше всяких похвал.

100% кроп:

Каждую волосинку можно различить. И это при проявке RAW файла в родном редакторе. По опыту предыдущих камер могу сказать, что Lightroom способен вытащить чуть больше деталей из RAW.

100% кроп:

Тест ИСО

Как я писал ранее, матрица и процессор тут унаследованы от E-M5 II, а значит и ждать какой-то особой разницы по шумам не стоит. Тестирование только подтверждает мои догадки, разница если и есть, то на уровне 1/3 стопа, что практически не играет значения.
Сравнительная таблица.
Jpeg, настройка подавления шумов - низкое.

RAW, проявка в RPP, все функции подавления шумов выключены.

Оригиналы снимков доступны в .

Выводы:
- нет бандинга, даже на высоких ISO;
- с повышением ИСО в целом сохраняется цвет, не искажаются оттенки, нет падения контраста и нет посторонних оттенков;
- шум равномерный и с ним довольно легко бороться.

Wi-Fi

Wi-Fi режим в камере ничем не ограничен. Хотите ли вы просто передать фотографию на телефон, управлять параметрами съемки, использовать телефон как беспроводной экран или привязать GPS координаты к снимкам - все это вы с легкостью сможете сделать с помощью стандартного приложения Ol.Share.

Видеосъемка

Камера обладает продвинутыми возможностями видеозаписи, аналогичными E-M5 II. Максимальный битрейт достигает 77 Мбит/c - вариант сжатия ALL-I, при этом количество кадров в секунду может быть: 24, 25 или 30. При качестве Super Fine битрейт более 50 мегабит, на выбор 24, 25, 30, 50 или 60 fps. Замедленные и ускоренные режимы съемки можно выбрать как сразу в камере, так и сделать в процессе обработки в редакторе.
Основное отличие - стабилизация. В Е-М10 II используется более простой вариант матричного стабилизатора изображения - 4 ступени против 5 в E-M5 II, что сказалось и на плавности картинки в режиме записи видео. Прямого сравнения я сделать не могу, но по ощущениям стабилизация немного хуже.
Примеры видео:
ALL-I 24р

Super Fine 0.5х

Time Laps

В Е-М10 II появилась возможность создавать видеоролик из отснятых кадров в формате 4к, но всего при 5 кадрах в секунду. Остальные настройки стандартные: количество кадров (1-999), ожидание (1 секунда - 24 часа), интервал между кадрами (1 секунда - 24 часа).
Камера рассчитывает примерное время начала и конца съемки, что очень удобно.
При съемке стоит помнить, что нет возможности использовать 2 аккумулятора одновременно, а значит надо рассчитывать съемку так, чтобы камера не отключилась в процессе. На одном заряде аккумулятора я успел отснять более 500 кадров и объединить их в 4к ролик:

Если немного ускорить картинку, например до стандартных 24 кадров в секунду, то смотрится уже гораздо интереснее:

Для экономии батареи советую отключать стабилизацию (на штативе она не нужна), отключить просмотр отснятого снимка, включить электронный затвор.

Объектив

Данный китовый объектив мне попался впервые. Его отличительная черта - компактность. В сложенном виде его толщина чуть больше 2 см.

Корпус выполнен из пластика, байонет металлический.

Диаметр резьбы для светофильтров - 37 мм.

Кольца фокусировки и зумирования пластиковые, с небольшими засечками. Кольцо фокусировки имеет свободный ход в обе стороны, связь с механизмом фокусировки электрическая. В настройках камеры можно выбрать направление вращения кольца фокусировки.
А вот кольцо зумирования обладает совсем небольшим ходом, это связанно с тем, что зум только электронный. Скорость зумирования можно выбрать в настройках, доступно 3 значения: медленно, нормально, высокая. Регулировка выбирается отдельно для фотоснимков и отдельно для видеозаписи.

Фокусное расстояние стандартное для китового объектива: 14-42 мм (24-84 мм ЭФР). Диафрагма 5 лепестковая, максимальная - f/3.5-5.6, минимальная - f/22.
Основное достоинство объектива - компактные размеры. В выключенном состоянии он не сильно увеличивает габариты камеры. Подобную связку легко можно спрятать даже не в самый большой карман.

Что же касается качества, то я ожидал худшего. По ощущениям он немного лучше m.ZD 14-42мм 1:3.5-5.6 II R. Но много ждать от него не стоит, как и в любом темном ките углы немного мыльные, на 14мм есть небольшая бочка. Центр достаточно резкий на всем фокусном расстоянии.

14мм f/3.5

25мм f/4.7

42мм f/5.6

Еще пара примеров:

Автономная работа

Главная проблема всех беззеркалок - количество кадров от одного заряда аккумулятора. Используется аккумулятор Olympus BLS‑50 емкостью 1150 мАч, такой же используется в камерах серии PEN.

Заявленное количество кадров - 320 по стандарту CIPA. Реальность же отличается, причем в нужную нам сторону. Так, например, при съемке time laps на одном заряде у меня получилось отснять более 600 кадров и объединить их в видеоролик. Наиболее прожорливый режим работы - использование wi-fi для управления или сохранения фотографий.

Выводы

Также как и в случае с E-M5 II, новая десятка это качественное развитие прошлой модели. Новый дизайн, обновленные функции, полноценный матричный стабилизатор изображения, качественный видоискатель - все это делает камеру сильным игроком на рынке системных камер. Да, камеру немного упростили, чтобы развести все модели по разным ценовым категориям, но главное - матрица и процессор, остались как и у более продвинутых камер системы. Управление камерой стало немного удобнее, новые диски, больше настраиваемых кнопок, чуть лучше хват.
Отдельно хочу отметить, что в Olympus не стали специально урезать функциональность камеры - все режимы записи видео, программные функции, все это соответствует возможностям более продвинутых камер (за исключением того, что завязано на аппаратную составляющую). И пусть тут нет ни всепогодного исполнения, ни режима HiRes, но всё равно данная камера способна на многое.
Среди конкурентов данной камере можно выделить следующие камеры: Samsung NX500, Sony Alpha ILCE-5000, FujiFilm X-T10. Все камеры очень близки по характеристикам и возможностям, у каждой можно найти свои плюсы и свои минусы. Выбор что для вас более предпочтительней зависит только от ваших желаний и возможностей.
Olympus E-M10 II способна выдавать отличные снимки, насыщенные, с высокой детализацией и резкостью. Раскрыть весь потенциал поможет широкая линейка оптики системы micro4/3, хотя и со штатным зумом можно получить довольно неплохие кадры.
Есть такое выражение: «Лучшая камера - та, которая с собой». В комплекте с китовым зумом «блинчиком» камера помещается даже в кармане куртки или маленькую женскую сумочку. И вы всегда сможете брать ее с собой.

Плюсы:
компактный размер;
пятиосевой стабилизатор изображения(на основе сдвига матрицы);
сенсорный экран с функцией AF Targeting Pad;
быстрый автофокус;
высокая скорость съемки;
электронный затвор до 1/16000 сек;
брекетинг автофокуса;
дополнительные функции: Time Laps, фотоистории, фокус-пикинг, Live Composite, Live BULB и Live Time и т. д.;
высокие возможности видеосъемки (битрейт до 77 Мб/с);
полноценный режим управления камерой по wi-fi.

Минусы:
отсутствует возможность подключения внешнего микрофона.

Несколько примеров, без обработки.
Оригиналы снимков доступны в



















Задумывался как наиболее доступный фотоаппарат в премиальной линейке Olympus OM-D: при сравнительно небольшой цене и габаритах он обладал уникальным комплексом характеристик, дать ответ на который конкурентам было очень тяжело. Конечно, у камеры были и недостатки: короткие серии снимков на максимальной скорости, простенькие и не развитые функции управления при помощи сенсорного дисплея, отсутствие режима точки доступа у модуля Wi-Fi и приличный вес. Но в любом случае фотоаппарат получился крайне интересный.

Спустя полтора года компания Olympus представила OM-D E-M10 Mark II, однако новинка стала не заменой первой версии, а дополнением. На сайте компании OM-D E-M10 и OM-D E-M10 Mark II выделены в разные подгруппы: первый отнесён к камерам «для начинающих фотографов», второй - «для фотоэнтузиастов». Пусть это и работа маркетологов, а различия камер не кардинальны, но рациональное зерно в этом разделении есть, ведь стоимость OM-D E-M10 сейчас составляет порядка 34 тысяч рублей, тогда как за OM-D E-M10 Mark II просят значительно больше - порядка 40 тысяч рублей. А за эти деньги уже можно взять Sony Alpha a6000 (41-46 тысяч рублей) или миниатюрный Panasonic Lumix DMC-GM5 (42 тысячи рублей), который поставил абсолютный рекорд в цепкости автофокуса при слабом освещении. Немного добавив, можно уже присматриваться к Fujifilm X-T10 , цены на который на данный момент в рознице стартуют от 47 тысяч рублей.

В шесть тысяч ценовой разницы между Mark I и Mark II вошел пятиосный стабилизатор вместо трёхосного, видоискатель с разрешением 2360 тыс. точек (такой же, как на E-M5 Mark II), режим видеозаписи 1080/60p (против 1080/30p у предшественника), аккумулятор немного увеличенной емкости и поддержка карт памяти типа SD UHS-II со скоростью записи до 250 Мбайт/с, что должно положительно сказаться на длительности серийной съёмки.

Технические характеристики

Olympus OM-D E-M10 Mark II
Сенсор изображения 4/3"" MOS, 17,3 × 13,0 мм
Эффективное количество точек, Мп 16,1
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW 12 bit, MPO
Видео: MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Байонет Micro 4/3
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
4608 × 3456, 3200 × 2400, 1280 × 960
Видео: 1920 × 1080, 1280 × 720, 640 × 480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100-25600 с шагом 1/3, 1 EV
Диапазон выдержек, секунд 1/4000 - 60 с шагом 1/3, 1/2 и 1 EV
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250
Экспозамер, режимы работы Замеры в 324 зонах;
мульти, точечный, центрально-взвешенный, тень, светлая зона
Экспокоррекция + 5 EV с шагом 1, 1/2, 1/3 ступени
Встроенная вспышка TTL, GN 8,2 при ISO 200
Автоспуск, с 1-30 секунд (до 10 экспозиций)
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC(UHS-I/UHS-II)
ЖК-дисплей Наклонный, сенсорный дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1 037 тыс. точек
Видоискатель Цветной видоискатель с разрешением прибл. 2 236 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, A/V-выход
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS-50, 8,5 Вт*ч
Габариты, мм 119,5 × 83,1 × 46,7 (без выступающих частей)
Масса, грамм 390 (вкл. батарею и карту памяти)
342 (только корпус)
Актуальная цена 40 000 рублей за версию body (без объектива), от 48 000 рублей за версию kit (с комплектной оптикой)

Комплект поставки

Традиционно у Olympus довольно много вариантов поставки, которые различаются цветовым оформлением камеры и объективами. Есть варианты, включающие объективы на 14-42 мм (компактная версия с телескопическим трансфокатором), 14-150 мм, а также включающие оба объектива. Нам на тестирование была предоставлена чёрная модификация, комплект поставки которой включает:

  • объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake;
  • наплечный ремень;
  • аккумулятор BLS‑50;
  • зарядное устройство BCS‑5;
  • крышка корпуса ВС‑2;
  • USB-кабель CB‑USB6;
  • ПО Olympus Viewer;
  • инструкцию;
  • гарантийный талон.

Внешний вид и удобство использования

Olympus заслуженно гордится внешностью своих камер - дизайнеры компании очень талантливо скрещивают в них ретростиль и современность. Выполненная в «зеркальном» стиле, с декоративным горбом «пентапризмы» со встроенным в него электронным видоискателем, камера очень здорово смотрится. Конкурировать в плане дизайна с OM-D E-M10 Mark II может только Fujifilm X-T10. Разумеется, качество сборки металлического корпуса великолепно, никаких проблем из-за того, что камера собрана во Вьетнаме, нет.

Это компактная и лёгкая камера, которая при этом весьма удобно лежит в руке благодаря обрезиненным выступам в лицевой и тыльной части корпуса. Весит она примерно столько же, сколько и прямые конкуренты, Fujifilm X-T10 и Sony Alpha a6000. А вот малютка Panasonic DMC-GM5 чуть не вдвое легче - при сравнении с ней все камеры этого сегмента смотрятся великанами.

На лицевой панели находится байонет и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоспуска затвора.

На тыльной панели есть изменения в сравнении с первой E-M10. Прежде всего бросается в глаза исчезновение рычажка питания и клавиши замка подъёмной вспышки: первый был расположен в нижнем правом углу, поэтому при работе с камерой одной рукой дотянуться до него большим пальцем было не так уж и легко; вторая была установлена слишком близко к выступающему наклонному дисплею, пользоваться ей было неудобно. Оба эти элемента у тестируемой камеры свели в один и перенесли на верхнюю панель.

Над дисплеем установлен видоискатель с датчиком приближения и регулятором диоптрий. В верхнем правом углу осталась только программируемая клавиша Fn1. Чуть ниже находятся клавиши входа в основное меню, смены режима отображения дисплея, а также четырёхпозиционный манипулятор с клавишей ввода по центру. Каждая из клавиш манипулятора может быть запрограммирована в меню, что весьма удобно. У нижней кромки находятся клавиши воспроизведения и удаления снимков или видеофайлов.

Bид сверху

На верхней грани находится горб подъёмной вспышки, с «горячим башмаком» в основании и встроенными микрофонами по бокам. Левее установлена программируемая клавиша Fn3, а также рычажок включения питания и подъёма вспышки. В правой части находится небольшой круглый селектор режимов съёмки, клавиша видеозаписи и программируемая клавиша Fn3, а также пара дисков управления, по центру одного из которых установлена кнопка спуска затвора. Придраться тут можно разве что к размещению клавиши видеозаписи, к которой не так-то просто подобраться из-за второго диска управления. Привыкнуть к этому можно, хотя, с субъективной точки зрения, лучше было бы перенести клавишу видеозаписи в пустующий центр второго диска управления.

Снизу ничего нового: разъём установки на штатив, а также дверца, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти.

Левая грань пустует, а справа под резиновой заглушкой скрыты разъёмы подключения HDMI и USB/AV-кабеля.

Повороты диска режимов сопровождаются появлением на экране информации о смене режима и о его сути. С режимами P (программный автомат), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки) и M (ручное задание экспопараметров) всё понятно, это классика. Кстати, когда вы находитесь в режимах группы P-A-S-M, нажатие кнопки быстрого меню выводит на экран панель управления SCP – ту самую, что на предыдущей иллюстрации.

«Зеленый» авторежим AUTO предназначен для тех, кто не хочет задумываться над настройками камеры. В этом режиме камера сама распознает, какого типа сюжет вы снимаете, и с учетом условий съемки автоматически устанавливает оптимальные параметры.

В режиме AUTO кнопка быстрого меню (или прикосновение к правому краю сенсорного дисплея камеры) включает функцию Live Guide («Гид по легкой смене настроек»). Справа появляется столбик с пиктограммами, позволяющими изменить Насыщенность, Оттенок (ввести цветовой сдвиг), Яркость (ввести экспокоррекцию), Размыть фон (изменить диафрагму) и включить Динамичный сюжет (настроить выдержку).

Шестой, самый нижний пункт «Гида по легкой смене настроек» называется – Советы по съемке. Это как бы микроучебник по съемке, где даются краткие советы по кадрированию, а также съемке детей, животных, цветов, цветов и продуктов.

Намерение облегчить жизнь начинающему фотографу при помощи «Гида по легкой смене настроек» стоит приветствовать, хотя я не уверен, что разноцветные квадратики так уж наглядны и с ходу понятны.

Вообще-то, большинство фотографов, даже начинающих, к «зеленому режиму» относятся немного свысока. На самом же деле за его внешней простотой (включил, и больше ничего делать не надо) скрываются сложные алгоритмы и весьма широкие изменения в поведении камеры. Например, она может сама ввести экспокоррекцию или включить съемку в HDR. Я довольно долго ходил по городу и снимал именно в режиме AUTO, и порой он приятно удивлял.

Например, на полном автомате сделан вот этот кадр.

На первый взгляд он может показаться если не пересвеченным, то все же излишне светлым, в пасмурную-то погоду. Однако на самом деле камера проанализировала сюжет, увидела съемку людей, распознала лица и, сделав экспозамер по лицам, в соответствии с этим выставила экспопараметры. Ну, поворот камеры – это уже моё :).

Для сравнения, вот как выглядела съемка в тех же условиях (и в том же режиме AUTO), но без лиц на переднем плане:

Положение диска режимов SCN – это сюжетные программы (Scenes). Доступ к ним организован совершенно не так, как во всех других камерах Olympus. Очевидно, разработчики посчитали, что перебор однообразного (и длинного, обычно более двадцати пунктов) списка слишком утомителен (особенно для любителя беспроблемного общения с камерой – а ведь именно с прицелом на него как раз и выстроен весь интерфейс E-M10 Mark III).

Когда вы поворачиваете диск режимов в положение SCN (а также, если, уже находясь в режиме SCN, нажимаете кнопку быстрого меню на верхней панели), на экран выводится шесть заголовков – Люди, В движении, В помещении, Ночная съемка, Пейзаж и Крупный план – внутри которых уже находятся сгруппированные сюжетные программы.

Передвигаться по экранному меню можно и кнопками навипада, и дисками управления, и простым прикосновением к сенсорному экрану. Причем первым касанием вы активизируете заголовок группы (он будет обведен рамкой), а уже второе касание откроет доступ к сюжетам этой группы. Это похоже на работу с мышкой, когда вы можете перебирать ярлыки приложений на рабочем столе одним кликом, а запускать приложение – двойным кликом.

Откроем первую группу, «Люди».

Там нам предложат пять сюжетных программ – Портрет, e-Портрет (с приукрашиванием)…

…Ландшафт+Портрет…

…Ночь+Портрет…

…как видите, каждая сюжетная программа сопровождается своими «обоями» (картинкой во весь экран), пояснениями о её сути, а иногда и рекомендациями (использовать штатив, поднять встроенную вспышку)…

…и, наконец, Дети.

Группа «В движении» включает в себя три сюжетных программы.

Вы уже начинаете уважать режим AUTO, не так ли? Ведь там камера сама определяет и условия, и снимаемые объекты… по сути, выбирает сюжетную программу автоматически.

Сюжетную программу Дети встречаем уже второй раз. Да, такова особенность организации нового меню – одна сюжетная программа может входит в несколько разных групп. Сюжет Дети входит в три группы: Люди, В движении и В помещении.

К сюжетам Портрет и e-Портрет также можно адресоваться через разные группы.

Любопытен сюжет съемки с проводкой. По-видимому, здесь замаскирована возможность переключения стабилизатора в режим «гасить только вертикальные колебания», которого в явном виде теперь нет.

Хотя индикация режима на панели управления по-прежнему остается просто как «S-IS On».

Группа «В помещении» включает в себя целых шесть сюжетных программ. Это уже знакомые нам два портретных сюжета и съемка детей, а кроме того, Свет свечи…

…и «Беззвучная» сюжетная программа. Именно здесь мы по-сути включаем электронный затвор (которого нет среди режимов работы затвора, выбираемых нажатием клавиши навипада Вниз). В переводе описания сюжета «Беззвучный» допущена курьезная ошибка – в словах «при низком качестве звука и света от камеры». Имеется в виду, что сюжет полезен «в условиях, когда издаваемые камерой шумы и свет нежелательны». То есть, помимо отключения механического затвора, отключается вспышка, подсветка автофокуса и звуковое подтверждение его срабатывания.

В сюжете «Подсветка HDR» делается несколько кадров, которые автоматически объединяются в один для расширения динамического диапазона. Этот же режим может включаться, порой неожиданно, при работе камеры в режиме AUTO.

В сюжете «Подсветка HDR» никаких настроек не предусмотрено, в отличие от «Продвинутого фоторежима HDR». Кстати, во всех случаях результирующий кадр может сохраняться не только в формате JPEG, но и в RAW.

Пять сюжетный программ помещены в группу «Ночная съемка».

Отметим, что встроенная вспышка сама не выскакивает – о необходимости поднять её предупреждает надпись «Вспышку POP UP».

Здесь есть как режимы, где нужен штатив, так и ночная Съемка с рук (делается несколько снимков с относительно высоким значением ISO, ради укорочения выдержки, а затем эти несколько снимков объединяются в один для снижения шумов).

Сюжет Фейерверк – это «обычная» съемка со штатива с длинной выдержкой…

…а под «Съемкой полос света» скрывается более интересный режим Live Composite, в котором процесс экспонирования при длинных выдержках наглядно виден на дисплее камеры.

Запуск «полос света» (режима Live Composite) здесь максимально упрощен, он включается одним нажатием кнопки – причем делать это можно как из сюжетных программ SCN, так и из «продвинутых функций» AP.

Четыре сюжета группы «Пейзаж» – это Ландшафт, Закат (с усиленной передачей красных и желтых оттенков), Пляж и Снег (с сохранением ярко-белых участков), а также уже знакомая нам Подсветка HDR.

Последняя, шестая, группа сюжетных программ названа «Крупный план».

Два сюжета посвящены Макросъемке.

Конечно, макросъемка здесь фигурирует только в смысле настроек камеры, но не масштаба изображения; для получения настоящих макроснимков с большим увеличением потребуются специализированные объективы.

Сюжет Документы оптимален для съемке контрастных монохромных текстов.

Наконец, сюжетная программа «Расширенный фокус» включает функцию брекетинга по фокусировке. Как и в случае «Полос света», а также «Подсветки HDR», запуск из сюжетных программ получается максимально беспроблемным, «однокнопочным», подходящим для самых начинающих фотографов.

Мы добрались до группы режимов, для которых на диске режимов выделено отдельное положение АР, что расшифровывается как Advanced Photo, или «Продвинутые фоторежимы», или, как на экране – «Расширенный режим съемок».

Напомню, что меню режима АР, которое вы видите на следующем скриншоте, появляется как при повороте диска режимов в соответствующее положение (то есть, когда вы только попадаете в режим АР), так и при нажатии «кнопки быстрого меню» (если вы уже в режиме АР находитесь).

Функция Live Composite (переведённая в этой камере как «Коллаж в реальном времени») – воистину продвинутый инструмент для ночной съемки. Камера сначала записывает неподвижную картинку, а дальше те объекты в кадре, которые не двигаются и яркость которых не изменяется, уже такими и остаются; добавляются лишь более светлые объекты. Наблюдая за дисплеем, вы можете ждать, пока сформируется нужное изображение, или рисовать его сами – и остановить съемку, когда достигнут желаемый результат.

Запуск функции Live Composite из режима АР максимально упрощён, вы нажимаете кнопку один раз, задумываться ни о чем не нужно, установку экспопараметров берет на себя автоматика камеры.

Вместе с тем, сохранена и возможность более осознанного запуска Live Composite (а также Live Bulb и Live Time) с большим количеством настроек – через внутрикамерное меню.

Более подробно о работе с режимами Live Composite и Live Time можно посмотреть в моём .

Live Time – более простой режим, чем Live Composite. Он позволяет смотреть на экране, как проявляется изображение при длинной выдержке, и остановить съемку, когда достигнут нужный результат, нажав кнопку спуска затвора.

Перед запуском режима Live Time можно задать максимальную выдержку, после которой камера автоматически прекратит экспозицию, даже если вы забыли нажать кнопку.

В режиме «Мультиэкспозиция» вы последовательно делаете два снимка, которые затем автоматически складываются в один.

Результат сохраняется в форматах JPEG и/или RAW.

Режим HDR полезен при очень высоком контрасте освещения в кадре. Камера делает три быстрых последовательных снимка с разной экспозицией, которые затем автоматически объединяются в один. Грубо говорят, от недодержанного снимка берутся самые светлые участки, а от передержанного – тёмные. В результате получается изображение с расширенным динамическим диапазоном.

Есть два варианта – более реалистичный HDR 1 (с меньшей эксповилкой) и более «эффектный» HDR 2.

Посмотрите три примера работы функции HDR. Во всех случаях использован вариант HDR 1.

Если в кадр попадают движущиеся предметы (а такое бывает нередко), то камера не формирует несколько полупрозрачных «призраков», а успешно разбирается с проблемой, используя лишь один из дублей, так что двоений и троений в итоговом снимке не наблюдается.

Заметьте, что во всех трёх случаях динамического диапазона матрицы хватало, чтобы информация в светах и тенях не терялась, и в принципе было достаточно снимать в RAW, не используя HDR. Ну а поскольку в результате съемки в HDR получается кадр RAW, то… мы можем при необходимости вытянуть детали из него, и получится как бы двухступенчатое сохранение деталей!

Следующий режим в группе АР – «Беззвучный». С ним мы уже знакомы, он встречался среди сюжетных программ SCN, в группе «В помещении». Включается беззвучный электронный затвор, выключаются издаваемые камерой звуки и подсветка автофокуса.

В режиме «Панорама» вы делаете последовательно несколько кадров, при этом на экране отображаются метки, облегчающие кадрирование (вам показывают край предыдущего кадра, который надо совместить со следующим).

Внутрикамерной склейки панорам у E-M10 III нет, как нет её и в других системных камерах Olympus. Можно посетовать по этому поводу, хотя я бы особенно не расстраивался – редакторы изображения прекрасно справляются с этой задачей, склеивая панораму из отдельных кадров быстро и качественно.

Пример панорамы из четырех кадров, снятых камерой E-M10 III и склеенной за пару минут во внешнем редакторе (по клику – файл разрешения 4564×1080 точек):

Функция коррекции трапецидальных искажений может использоваться для изменения геометрии снимка прямо во время съемки. Можно выпрямлять сходящиеся вертикали, можно наоборот, добавлять снимкам драматизм.

Первую цифровую камеру я купил в 2002 году, через пару месяцев после переезда в Москву. Тогда приличные фотографы еще не воспринимали «цифру» всерьез, но мне на пленке было уж совсем тоскливо. После первого же знакомства в 1999 году с простенькой камерой Epson, разрешение сенсора которой равнялось аж одному мегапикселю, я понял, что это мое. К сожалению, на тот момент желания еще не совпадали с возможностями, но как только они сблизились, я тут же начал выбирать цифровую камеру.

Некоторое время присматривался к «мыльнице» Fuji с умопомрачительным разрешением матрицы (аж 4 мегапикселя!), но Евгений Козловский сказал, что мыльницы для лохов, и только зеркалки выбор серьезных парней. Козловскому я доверял, и в итоге купил Olympus Camedia C-2500L. На тот момент (весной 2002-го) она продавалась уже третий год, особым чудом техники не была. Но зато и стоила около 700 долларов. По тем временам очень гуманно.

Что можно сейчас, спустя 14 лет, сказать о качестве съемки на квази-зеркалку с матрицей 2.5 мегапикселя? Да сейчас смартфоны лучше снимают. Но тогда лично для меня это было словно прорывом в другое измерение. И карточка объемом целых 64 мегабайта казалась почти бесконечной.

Но уже через год возможностей C-2500L мне стало не хватать. Я продал ее другу Юре, у которого камера благополучно трудилась еще много лет, а сам купил Olympus Camedia E-10. И вот это было уже совсем круто. «Десятка» так ловко и красиво фиксировала реальность, что даже через десятилетие мне очень приятно смотреть на многие кадры. Их было отснято порядочно – многие тысячи. И по работе, и в поездках, и для души. Мне очень нравилось, что у нас с камерой одинаковые представления о прекрасном. Каюсь, никогда не был хардкорным фотографом, и до сих пор предпочитаю пользоваться автоматическими режимами. Нет, если прижмет, то, конечно, настрою все, как полагается. Но лучше, конечно, просто нажать кнопку – и чтобы было красиво. Так вот на E-10 было именно так. В автоматическом режиме она снимала именно так, как мне нравилось. Как настроил бы я сам.

Но шли годы. После не очень удачной модели Е-20 в стане Olympus начались какие-то брожения и метания, а вот Canon и Nikon, наоборот, основательно продвинулись вперед. И когда пришло время апгрейдить камеру, коллеги по «Компьютерре» убедили брать Nikon D70. Не могу сказать, что камера мне совсем уж не понравилась. В конце концов, она снимала в RAW – формате, позволяющем исправить многие огрехи пост-фактум. Но в автоматическом режиме получалось вообще не то, что мне хотелось. И в первые месяцы после расставания с Е-10 было ужасно некомфортно. Потом привык, куда деваться. Но воспоминание о камере, с которой мы жили в полной гармонии, осталось.

Не буду описывать все свои камеры, перейду к главному. Осенью 2014-го Алекс Экслер попросил меня отвезти в Москву камеру Olympus OM-D E-M1. И сказал, что если хочу, могу на нее поснимать.


Прилетел домой, вставил в камеру карточку, сделал несколько снимков… и обалдел. Вернулось то же самое ощущение, что десять лет назад с E-10. Камера «видела» мир ровно так же, как и я. Но, конечно, стала на порядок лучше – быстрее, удобнее, точнее в деталях. У меня не было планов менять камеру. Мы на тот момент были вполне счастливы с Sony RX100, совершенно уникальным аппаратом, после знакомства с которым я продал зеркалку Nikon D90 и думал, что вообще навсегда перестал носить с собой камеру, сильно отличающуюся по габаритам от пачки сигарет.

Но, поснимав на OM-D E-M1, понял, что гармонии с RX100 пришел конец. С годами я стал все меньше фотографировать, что называется, для души, и гораздо больше – по работе. Типичный сценарий – поехать куда-то, в течение пары дней нащелкать кадров 300-400, отобрать из них 50 и использовать в тут же написанном репортаже. На выставках и конференциях о правильном свете на стендах мало кто думает. Точнее, мне иногда кажется, что люди стремятся максимально осложнить работу фотографов. Украсить все какой-нибудь жуткой неонкой, затемнить зоны, где лежат новые продукты, накрыть их самыми бликующими на свете стеклами. Все это лечится в Photoshop. И если снимаешь в RAW, лечится почти без следов. Но времени уходит очень много. Когда ты, отмотав пару десятков километров по выставке, пишешь в номере текст, потом отбираешь те самые 40-50 кадров, и потом еще лечишь почти каждый из них… Ну, часа в два ночи обычно заканчиваешь, конечно. Но потом с некоторой нервозностью реагируешь на вопросы – как там Лас-Вегас? Как там Лондон? Да хрен его знает как. Не видел я их.

А вот E-M1 снимала сразу, как надо. И даже профили объективов записывала в сами RAW-файлы, что избавляло от необходимости корректировать оптические искажения (они есть у любых «зумов», независимо от цены). И баланс белого ловила правильно. И фокусировалась мгновенно. И дивно размывала фон.

В общем, E-M1 меня покинула, но тоска по ней осталась. Я посмотрел – почем ее продают, и показалось дороговато. Мне нужна была версия с объективом Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro, где светосила 2.8 сохраняется на всем диапазоне фокусных расстояний. Именно такая связка обеспечивала так порадовавшие результаты. Но инвестировать сразу сотню тысяч рублей…

Решил попробовать камеру Sony a6000, которую в мае 2015-го в Штатах продавали с дивной скидкой в честь Дня матери. Мамы-фотографы, наверное, были в диком восторге. C двумя объективами она обошлась мне примерно в 45 тысяч рублей.

Хорошая камера, спору нет. Наверное, если бы не попробовал E-M1, снимал бы да нахваливал. Но все же разница с Olympus была настолько заметной, что через полтора месяца я a6000 продал и взял китовую версию OM-D E-M1 с правильным объективом. Последней каплей, заставившей принять решение, стало отсутствие на a6000 входа для стандартного микрофона. Я тогда всерьез планировал писать видео в промышленных масштабах, и покупать какую-то адскую конструкцию вместо уже имеющегося нормального микрофона мне не улыбалось категорически.

И вот с июня 2015-го снова снимаю на Olympus.

За что я люблю Olympus E-M1?

Можно, конечно, написать «за всё» и поставить точку. Но это будет не очень вежливо по отношению к читателю, хотя и честно. Расскажу все же поподробнее.

Данная модель относится к классу беззеркалок. Первые представительницы этого племени ничем особенным не радовали, но постепенно они научились снимать не хуже зеркальных камер аналогичного ценового диапазона при гораздо более компактных габаритах. Да, сразу оговорюсь, что суровым парням и девчонкам, считающих все с неполным кадром фигней, дальше лучше не читать. Полный кадр, спору нет, отличная вещь. И если вы а) можете его себе позволить, б) можете полностью использовать его возможности и в) готовы таскать с собой саму тушку и подходящие объективы, респект вам и уважуха. Нет, серьезно, я прекрасно понимаю, что на полном кадре можно добиться большего. Но для моих потребностей и, боюсь, возможностей, как фотографа, покупка полнокадрового фотоаппарата – деньги на ветер.

Тут есть еще один… пикантный момент. Недавно беседовал с действительно хорошим фотографом, имеющим полный арсенал профессиональной техники. И он пожаловался, что большую камеру зачастую приходится носить с собой исключительно для умиротворения заказчиков. Они судят о фотографе исключительно по размерам камеры и объектива, и если габариты не впечатляют – начинают возмущаться. Я, кстати, несколько сталкивался с таким, когда ездил с RX100. Снимаешь какие-нибудь экспонаты на стенде, а сотрудники вежливо уточняют: мол, не прислать ли вам потом нормальные фотографии, а то на эту пукалку ничего толкового не получится.

Правда, был и другой случай. Года полтора назад фотографировал Ноэля Ли, хозяина Monster, и попросил его не удивляться размерам камеры. А он в ответ – да чего удивляться, она ж классная, у меня самого такая. И достал из кармана RX100.


Ноэль Ли в объективе Olympus E-M1. Темнота в зале кромешная.

Но мы отвлеклись. В E-M1 использована матрица 4/3 МОП, разработанной Panasonic. По площади она относительно невелика – почти в полтора раза меньше APS-C, не говоря уж о Full Frame. Законы физики никто не отменял. Но в цифровой фотографии значение имеет не только размер сенсора, но и то, как под него заточен объектив. И еще качество программных алгоритмов. Уже оскомину набил пример, что в смартфонах других производителей фотомодули Sony почему-то снимают сильно лучше, чем в Xperia… Разрешение сенсора 16 мегапикселей, что не рекорд по нынешним временам, но мне этот показатель вообще не критичен. Все, что больше 10 мегапикселей, уже больше, чем на самом деле нужно.

E-M1 вышла в 2013 году, и Olympus ее с тех пор непрерывно улучшает. В конце 2015-го вышла четвертая версия прошивки, добавившая ряд действительно полезных вещей. Например, макросъемку сразу с восемью точками фокусировки, из которых потом можно выбрать одну по вкусу. Упоминаю это в начале рассказа о камере, чтобы подчеркнуть 2 вещи. Первая – несмотря на солидный по нынешним временам возраст, компания о ней не забывает и продолжает совершенствовать. Вот, прямо сейчас заглянул в раздел прошивок и обнаружил совсем новую прошивку, вышедшую 4 февраля. Второй момент – запас производительности E-M1 настолько велик, что даже годы спустя позволяет добавлять ресурсоемкие функции. В 2013-м, когда камера только вышла, она стала настоящим прорывом и получила кучу престижных наград. Но и сейчас она абсолютно современна. И не придумано пока фишек, которые были бы для меня важны, и которых бы в ней не было.

Так вот – о том, что для меня важно.

Абсолютно необходимая в современной камере вещь – это поддержка Wi-Fi. Она позволяет не только скачать фотографии на ноутбук, если в последнем забыли разместить кардридер, но и, что еще важнее, обеспечивает оперативную синхронизацию со смартфоном или планшетом. У Olympus E-M1 тут все на высоте: есть удобное приложение для iOS и Android, через которое можно и готовые снимки в телефон/планшет отправить, и использовать последний в качестве беспроводного видоискателя. Теперь во время зажигательных презентаций я могу делать качественные снимки и мгновенно отправлять их в редакцию или выкладывать в Facebook. Фотографировать сразу на смартфон не вариант: в полумраке даже лучшие модели справляются так себе, да и оптический зум в мобильных устройствах пока редкость.

Вторая полезная штука – поддержка HDR. Когда снимаешь против источника света (увы, иногда приходится), без HDR убивается слишком много деталей. На E-M1 есть два режима HDR, базовый и продвинутый. В обоих случаях камера делает серию снимков с разной выдержкой, а потом на их основе готовит что-то вроде среднего арифметического. Результат отличается по качеству и времени, требуемому для съемки.

Третье, что очень нравится – большой сенсорный видоискатель с поворотным механизмом. То есть, конечно, в основном я смотрю через глазок, но если камеру приходится держать над головой, экран очень выручает. Там заодно можно выбрать точку фокусировки и даже сразу сделать снимок с ней. При просмотре фотографии на экране листаются, как на экране смартфона, жестами.

Пятиосевая оптическая стабилизация встроена в саму тушку, а это значит, что у владельца камеры есть возможность сэкономить на объективах. Я без особых надежд купил недорогой M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:4.0‑5.6 R (от 10 тысяч рублей в Москве), и вдруг обнаружил, что на него можно на максимальном зуме снимать четкие кадры с относительно маленькой выдержкой. Да, по четкости он все же уступает M.ZUIKO DIGITAL ED 12–40mm 1:2.8 PRO, но этот шедевр не зря стоит около 50 тысяч. Светосила 2.8 на всем диапазоне в сочетании с молниеносным автофокусом – это, скажу я вам, просто чудо какое-то. Не любитель носить с собой несколько «стекол» и менять их во время работы, и был соблазн подобрать универсальный ультразум. Но пока рисунок ED 12–40mm 1:2.8 PRO удерживает от экспериментов. Шедевр! У него еще есть интересная особенность – одним движением руки можно переключиться между автоматической и ручной фокусировкой.


На Olympus E-M1 можно снимать уважаемых людей с безопасного расстояния.








С первыми версиями прошивки E-M1 основательно ела аккумулятор. В обзоре Алекса Экслера говорится, что хватало кадров на 200. Сейчас это починили: я, врать не буду, специально не считал, но на 400-450 кадров одного заряда хватает точно. Со мной в январе случай произошел: прилетел на CES, первый день яростно фотографировал с утра до вечера, на второй день тоже щелкал от души, но где-то к обеду заморгал значок – мол, батарея садится, надо зарядить. И тут я обнаружил, что забыл зарядник дома… В окрестных магазинах ничего подходящего за разумные деньги не нашлось, а платить 70 долларов мне как-то не улыбалось. И я пошел на стенд Olympus. Объяснил ситуацию и попросил выручить. Я-то думал, что мне просто зарядят аккумулятор. Но вместо этого бородатый дядька достал из сумки свой экземпляр Е-М1, вытащил оттуда батарею и отдал мне. С ней я снимал до конца выставки, сделав в общей сложности 932 кадра. И второй аккумулятор к тому моменту еще сохранял процентов 30 заряда. Вот и считайте. Да, замечу, что снимал в RAW, а в JPEG расход энергии меньше.

Видео снимает чудесно. В новой прошивке добавили переменную частоту кадров и такую профессиональную вещь, как синхронизация с линейным PCM-диктофоном. Встроенный микрофон пишет звук очень прилично, но и подключить петличку, благодаря наличию разъема, вообще не проблема. Единственный момент – при съемке в максимальном качестве необходима быстрая карта памяти. Обжегшись на медленных, использую сейчас Kingston SDA3 с максимальной скоростью записи 80 Мб/с. С ней все в порядке.

Итого

Знаете, я, наверное, не самый крутой фотограф. Моя дочь снимает гораздо лучше . Мне важна не столько художественная ценность кадра, сколько его информативность. И еще возможность мгновенно зафиксировать какие-то ситуации, сценки существующие считанные секунды. Также регулярно снимаю репортажи – о людях и устройствах.






В этом смысле Olympus OM-D E-M1 идеальна: если я осознанно нажал на кнопку спуска, кадр будет качественным. Разумеется, если я начну снимать без вспышки зайца, мчащегося по полю в кромешной темноте, у меня вряд ли получится что-то толковое. Но даже в полумраке я с руки снимаю своих очень быстро двигающихся детей, и получается неплохо.


Такие коллажи можно делать прямо средствами E-M1.





Корпус из магниевого сплава с пыле- и влагозащитой позволят особенно не переживать, если неудачно приложишь рюкзак или попадешь с камерой под дождь. Кстати, прошу прощения, что на портретах самой камеры многовато пыли: работе это не мешает, а когда налетаешь и наездишь вместе добрых 70 тысяч миль, чего только не осядет.


Можно ли назвать E-M1 лучшей беззеркальной камерой в мире? Понятия не имею. Но это определенно лучшая камера, которая у меня когда-либо была. Камера-спутник. Камера-помощник. Я понимаю, что чудес не бывает. Но очень жаль, что ее не было со мной десять лет назад. Некоторые снимки с техническим браком, вызванным техническими ограничениями того времени, которые я храню, как документы своего времени, можно было бы показывать окружающим.


Фото на закате. Как говорится, “без фильтров”

Лично мне не хватает в камере только автоматической съемки панорам. Их можно легко склеить потом из нескольких снимков, но, привыкнув к этой функции на Sony, отвыкать трудно. В то же время, панорамы теперь отлично снимают смартфоны, так что если она вдруг срочно нужна – проблем не возникает.


Просмотры: 11 559