Архангел михаил побеждающий дьявола. Архангел Михаил — покровитель и защитник всех верующих людей

Господь поставил архистратига Михаила главным над девятью ангельскими чинами. Его имя с еврейского языка обозначает «Кто как Бог». Михаил Святой (архангел) почитается Православной Церковью с самых древних времен человечества, так как обладает необыкновенной беспримерной духовной силою. Кто он - архангел Михаил? Какие подвиги совершал?

Святой первый подвиг

Архангел Михаил свой первый подвиг совершил на небе, когда некогда светлейший небесный ангел решил восстать против Бога и унизить славу Его. Зло сотворило первое богоотступничество, увлекшее за собою множество других ангелов.

Тогда служитель Божий, Святой Михаил (архангел), собрал все и небесное воинство, не поддавшихся пагубному примеру, и воззвал их на борьбу со злыми ангелами, чтобы низвергнуть их с неба, запев торжественную песнь Господу.

Откровение

В «Откровении Иоанна Богослова» тоже описываются эти события. На небе произошла война. Михаил Святой и ангелы его вступили в битву с драконом и его прислужниками. Но не устояли последние, и уже не нашлось для них места на небесах. Великий дракон, называемый сатаной, змием и дьяволом, обольщающий всю вселенную, был изгнан на землю вместе с ангелами зла.

В «Откровении» дается утешение для верующих, чтобы они увидели, что вечная борьба добра и зла закончится совершенною победою Агнца. Человечество в борьбе со змием имеет высших небесных покровителей и защитников, во главе которых стоит Святой Михаил.

Еврейский народ

Когда еврейский народ стал излюбленным и избранным у Господа, то и здесь Святая Церковь указывает на то, что архангел Михаил стал хранителем народа Божия. В «Ветхом Завете» у пророка Даниила Михаил Святой тоже представляется покровителем иудейского народа.

Молитвы и иконы

Церковь в своих молитвах и песнопениях именует архангела Михаила воеводой небесных сил бесплотных, Ангелом первым, вождем полков ангельских, старейшим наставником небесных чинов.

На иконах Михаил Святой изображается как воин с мечом и щитом в руке, а иногда с копьем или с пальмовой ветвью. Ногами он попирает змия. Белая хоругвь (знамя) по верху копья означает непоколебимую чистоту и верность ангелов своему Царю Небесному. А крест, которым заканчивается копие, обозначает, что любая брань с царством тьмы и зла и победа над ними совершатся во имя Креста Христова посредством самоотвержения, смирения и терпения.

Библиейские сюжеты

В Святом Писании рассказывается о том, как Святой Михаил (архангел) спорил с диаволом о Моисеевом теле. Архангел скрыл могилу великого пророка, чтобы евреи, впадавшие час от часу в идолопоклонство, не стали поклоняться ему как Богу.

В Библии также описывается, как архангел Михаил явился Иисусу Навину, когда тот брал Иерихон. Иисус увидел человека с мечом в руке и спросил его о том, свой он или чужой, тот ответил, что он вождь воинства Господня, и повелел ему снять обувь, ибо место, на котором он стоял, было свято. Иисус сделал это, его вдохновило явление святого воеводы. А затем и сам Господь стал говорить с Иисусом Навином, который научил его, каким способом взять первый мощный город на ханаанской земле, что в итоге было сделано.

Храм

В подлинности этого явления еще с древности глубоко были уверены люди, поэтому на этом месте воздвигнут монастырь в честь Святого архангела Михаила. Он, служитель славы Божественной и воевода всехвальный, как описано в Священном Писании, помогал израильтянам в боях и сопровождал Моисея по всему пути в обетованную землю.

6 (19) сентября весь православный люд отмечает праздник «Память чуда архистратига Михаила, совершенного в Хонех».

История эта началась с того, что недалеко от города Иераполя, что во Фригии, в местности под названием Херотопа находился храм Святого Михаила, а при нем бил священный источник. Храм построил один местный житель - отец исцелившейся от немоты девочки. Сам архангел явился к этому человеку во сне и сказал ему, что дочь получит исцеление, если выпьет воды из источника. В связи с этим чудесным событием вся семья разом крестилась.

Однажды недовольные язычники решили уничтожить это святое место. И тогда они попытались соединить две горных речки в одно русло, и течение их направили прямо на церковь Святого Михаила. Живший при этом храме Святой Архип взмолился, и к нему было явление архистратига Михаила. Он ударил жезлом своим и открыл трещину в земле, которая и поглотила всю воду, потом это место стало называться Хоны (расселина, отверстие).

Почитание в Киевской Руси

В 1108-1113 гг. князь (внук Ярослава Мудрого), при крещении нареченный Михаилом, соорудил в Киеве в честь своего небесного покровителя Михайловский Златоверхий собор. С тех самых пор архангел Михаил стал считаться небесным покровителем Киева.

Защитник России

В России тоже было явление архистратига Михаила. В 1608 году Свято-Троицкую осаждали поляки. К архимандриту Иосифу - настоятелю лавры - явился сияющий святой воевода Михаил со скипетром и предупредил, что немного осталось им потерпеть, так как господь скоро воздаст им отмщение. И враг вскоре отступил.

Пресвятая Богородица стала защитницей городов русских вместе с ее воинством небесным во главе с архистратигом Михаилом. Вера православных людей в его помощь очень велика, так как он - победитель супостатов, избавитель от бед и скорбей, защитник от злых духов, врагов видимых и невидимых.

Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом, просят покровительствовать на троне в управлении и спасении государства Российского.

Собор Святого архистратига Михаила

Отмечают праздник Собора Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных Сил Небесных 8 (21) ноября. Эта дата была установлена за несколько лет в начале IV века до Первого на Поместном Лаодикийском Соборе. 35-м правилом было осуждено еретическое поклонение ангелам как создателям мира, утвердив только православное их почитание.

Праздник отмечается в девятом месяце от марта (в древности именно с этого месяца начинался год) - в ноябре, в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца говорит о том, что будущий Собор всех Сил Небесных будет в день Страшного Суда, когда придет опять на землю Сын Человеческий и все святые ангелы с ним.

Святая Церковь запечатлела в себе величественную историческую панораму богосветлых подвигов и деяний архистратига всех небесных сил бесплотных Святого Михаила. Он самый первый в чину всего ангельского воинства, действующий всегда во Славу Божию и во спасение человечества.

Читая Библию, время от времени хотелось бы задаться вопросом: а почему о Христе, нашем Господе и Спасителе, нет ни каких явных указаний в Ветхом Завете [кроме пророчеств]? Почему до пришествия Христа Бог считался Единым и у верующих евреев никогда не возникало вопросов о том, что, кроме Всевышнего Яхве, они должны поклоняться кому-то ещё (Марк. 12:29,32)?

И всё же в Еврейских Писаниях есть немало мест на которые следовало бы обратить внимание в связи с темой: Тайна о Христе Иисусе.

Например, возьмём для рассмотрения место из книги Исход:

‘’ вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего , ибо имя Мое в Нем’’ (Исх.23:20,21).

Так что это за Ангел, который имеет власть прощать или не прощать грехи? Итак, давайте исследуем с вами данную тему по порядку.

Часть 1 Архангел Михаил, кто Он?

В книге Бытие написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… (Быт.1:26). Далее в Быт.2:18 слово ‘’сотворим’ ’ так же указывается во множественном числе. Так кто был этим вторым? Например, ангелы не могли участвовать в сотворении вместе с Всевышним по той причине, чтобы потом никто из них не заявлял, что он является сотворцом вселенной (Быт.14:22,23, Иов.38:4,7). В то же время, нельзя утверждать и то, что Всевышний являлся единоличным Творцом. Почему? Например, в книге Исход, в 19 и 20 главах, пишется о том, что Бог непосредственно разговаривал с Моисеем; однако в Деян.7:37,38 указывается на Посредника – Свидетеля, Архангела Михаила (Иуды9).

В дальнейшем одно из ярких упоминаний о Свидетеле – Архангеле Всевышнего является место из кн. ИисНав.5:13-15. По взаимоотношению между этим Князем Воинства (Дан.10:21; 12:1.) и Иисусом Навином можно судить о том, что это была та же Личность, что и во время явления Моисею на горе Хорив из горящего куста (Исход.3:2-5.)

В следующей главе [ИисНав.6:1-19.] описывается пророческое знамение, которое указывает на семь труб и семь печатей из книги Откровение и конце нечестивого мира (Откр.11:17-19.).

И это так же происходило и ещё произойдёт под предводительством Архангела Михаила (Исх.23:20-23. Дан.12:1. Откр.12:7-9; 19:11-14).

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В книге Откр.19:13,14 Апостол Иоанн пишет о Царе царей, Который называется так же Словом Божиим и Князем воинств. Например, пророку Даниилу было сказано:

‘’И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге’’(Дан.12:1).

А наш Учитель Христос сказал так:

‘’и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше’’ (Лук.21:27,28).

Так не являются ли эти описания тем, что указывает на одну и ту же Личность? Или всё же это Личности совсем разные?

Чтобы ещё ближе приблизиться к ответу, обсудим вопрос о том, почему наш Господь Христос назван Иисусом?

Многие из нас понимают, что дословно это имя означает: ""спасение от Яхве’’. Однако в смысле прообраза, мы можем обратится к месту Писания из Евр.3:15-19; 4:3-9, где указывается на то, что предводителем Израиля, ведущим в ‘’покой’’ т.е. обетованную землю, был Иисус Навин.

*** Иисус Навин, преемник пророка Моисея в деле управления еврейским народом. Он происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя евр. הוֹשֵׁעַ (Оси́я), однокоренное со второй частью имени Йехошу́а, и также означающее «спасение», но не упоминающее имя Бога в явном виде. Был переименован Моисеем в Иисуса в знак того, что через него Бог спасет народ Израиля от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю обетованную. [скопировано из Википедии] ***

Однако на самом деле куда более важную роль в этом отводилось Архангелу Михаилу, Который шёл перед ними в облаке (Исх.13:21,22; 23:20-23.) и назывался Князем Израиля – Дан.10:13,21. Позднее наш Господин сказал: ‘’Сын Человеческий есть господин субботы’’ т.е. ‘’покоя’’; именно Он, Христос Иисус, является главным преемником Моисея, бОльшим Иисусом Навином [Тот, Кто ведёт в истинный покой]; и вот как об этом говорится:

‘’Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам’’ (Деян.7:37,38)

Так же Апостол Иоанн писал:

‘’Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца’’ (Иоан.1:3,4,14).

Эти сильные выражения указывают на весомость такой Личности как наш Господь Христос; однако все важные события ветхозаветного времени указывают на Архангела Михаила, как представителя Всевышнего Бога. При таком рассмотрении фактов, можно прийти к выводу о том, что это указывается на одну и ту же Личность.

В Евангелии от Иоанна написано: ‘’Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца’’ (Иоан.5:30). Именно ‘’при двух и трёх свидетелях будет твёрдо всякое слово’’ (2Кор.13:1.), поэтому Отец не творил вселенную один – но вместе с Первородным Сыном, Архангелом Свидетелем. Так же о этом довольно ярко писал Апостол Павел: ‘’ Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота’’ (Кол.1:15,19.). И всё же, несмотря на поистине великую роль нашего Господа, стоит обратить внимание на такой вопрос: ‘’является ли Он Всевышним Владыкой’’?

Часть 2. Триединство?..

Господь сказал: ‘’Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его’’ (Иоан.5:22,23).

Однако обратите внимание на пророчество: ‘’Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле’’ (Иер.23:5). Так же у пророка Даниила, о Христе указывается в БУДУЩЕМ времени: ‘’ Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины…’’ (Дан.9:25).

Несмотря на то, что наш Господин имел у Небесного Отца особое благорасположение всегда (Иоан.17:5.), помазание как Сына Господа Он получил здесь, на земле, в 1-м веке н.э. Пророк Давид писал по этому поводу: ""Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я НЫНЕ родил Тебя; ПРОСИ у Меня, и ДАМ народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе"" (Пс.2:7,8). Это можно утверждать на том основании, что нигде в Еврейских Писаниях мы не найдём того, что хоть как либо указывает, что Иисус Христос до своего прихода на землю был Сыном Богом (Исаия.9:6.).

Возьмём к примеру место из пророчества Исаии: ‘’Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников’’ (Ис.42:1,6). Обратите внимание на то, что в оригинальном тексте слово ‘’Отрок’’ переводится как ‘’слуга’’, ‘’раб’’ [так же смотреть: Исаия.52:13,15; 53:11.].

Когда Всевышний указывал на Ангела Михаила, Вождя Евреев (Исх.23:20-23.), то этот ‘’Слуга’’ - Вождь не был ещё Первосвященником, т.к. в Евр.10:4-7 указывается, что это произошло в 1-м веке н.э. Кроме того, что Первенец Сын был рождён Небесным Отцом ‘’прежде всякой твари’’ (Кол.1:15.); Первородным Он является и в том смысле, что до нашего Господина ещё никто не рождался от Духа Святого (Матф.11:11,12.). Так же, Царём и Господом Он стал лишь тогда, когда принёс Себя в жертву - Исаия.53:12. Евр.10:12,13. И только с 1-го века н.э. мы принимаем Отца Сына и Святого Духа [три Свидетеля].

И наконец, стоит обратить внимание на такой вопрос: а что из Писания мы можем узнать о будущем нашего Господа Христа? Например, в книге Откровение, 21 и 22 главах, указывается на то, что Христос Агнец будет всегда на престоле с Небесным Отцом. А вот Апостол Павел пишет так: ‘’А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем’’ (1Кор.15:24-28). Как понимать эти места Библии, которые на первый взгляд могут показаться противоречивыми?

Апостол Павел, кроме того что имел высшее фарисейское образование, он был рождён от Духа Святого; а значит, мог правильно понимать Писание (Иоан.14:26.). Если мы рассмотрим такие места из его посланий как: Галат.4:22-31. Евр.7:1-22. и т.д., то мы увидим, что в Еврейских Писаниях существует множество пророческих знамений [Матф.12:40-42]. Одно из них, которое поможет нам более ясно понять роль Христа, мы сможем увидеть в 41-й главе книги Бытие.

Обратите внимание на это: ‘’ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской’’ (Быт.41:40,42-44). После предательства братьев и пребывания в тюрьме – преисподней, Иосиф получил власть быть вторым правителем на земле, вождём всего царства Египет, так же обеспечителем – кормильцем Израиля. Именно такова же роль была у Архангела Михаила и позднее Учителя Христа – Иоан.6:27,30-33. Матф.4:4. Иоан.1:14. Несмотря на такое величие власти Иосифа в Египте он был вторым у фараона; такое же положение Сын Бога занимает по отношению к Небесному Отцу.

Итак, во время путешествия в обетованную землю, вождём еврейского народа был Архангел Михаил; но пострадав от собратьев Иудеев, став Мессией Искупителем, Он получил власть над всем что существует (Матф.28:18.). Именно поэтому в книге Откровение 21 и 22 главах, указывается на то, что Агнец Господь будет царствовать с Отцом во веки – но… В 1Кор.15:24-28 Апостол Павел более чётко объясняет роль Архангела Христа после того, когда пройдёт тысячелетний период суда неправедных (Откр.20:1-3,7-10.). После того, когда всё нечестие и сам дьявол будут уничтожены, тогда полностью исполнятся слова из молитвы: ‘’Отче наш… да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе’’. Всё оставшееся человечество получит святость [это будет приблизительно начало 8-го тысячелетия – обрезание евреев в 8-й день, являлось прообразом этого]. Тогда человечество уже не будет нуждаться в священстве; небесный храм сосвященников Христа (Откр.20:4-6.) упразднится и станет частью Небесного Иерусалима, Царства Всевышнего – Галат.4:26. Откр.21:1,10,12,14,17.

Когда будет окончательно истреблено нечестие, а следовательно и последний враг смерть, тогда миссия Христа, Ходатая и Священника будет исполнена; и наш Господь имея величественное положение Сына Царя, Сам покорится Отцу. Да будет Бог всё во всём (1Кор.15:28)!.. Аминь.

Имя: Архангел Михаил (Michael)

Страна: Иудея

Создатель: религия

Деятельность: один из ангелов

Семейное положение: не женат

Архангел Михаил: история персонажа

Архангел Михаил почитается во многих странах как один из главных святых. Его образ считается возвышенным в христианской религии, а также среди последователей иудаизма и ислама. Этот персонаж стоит во главе Святого Воинства, состоящего из ангелов и архангелов, поэтому ему даровано звание архистратига. Молитва, обращенная к Святому Михаилу, дает защиту и покровительство верховного существа, управляющего девятью чинами ангелов. Значение имени Михаила – «кто как Бог» – отождествляет его с небесным владыкой и наделяет невиданной духовной силой.

История происхождения

Воин света почитается в трех мировых религиях, но происхождение его образа покрыто тайной. Исследователи расходятся во мнениях по этому вопросу. Считается, что имя Михаила было известно уже в 8 веке до нашей эры и употреблялось людьми, населявшими берега Тигра и Евфрата. Ученые предполагают, что легенды о святом корнями уходят в религию древней Персии, в которой принято разделять воинов света и тьмы на два противоборствующих лагеря.


Культ архангела связан с фольклором. Поверья гласили, что Михаил появлялся на трех горных вершинах, на бывшем месте обитания языческого божества Одина. Отсюда и день памяти святого, приходящийся на 29 сентября. Это дата сбора урожая и праздника в честь плодородия. С 8 века изображения архистратига Михаила наносились на немецкие боевые знамена.

Он покровительствовал германским войскам, противоборствующим вторгшимся на чужие земли венграм. Михаила часто ассоциировали с Зигфридом, победителем дракона. Оккультные учения упоминают имя архангела. Священные тексты тоже содержат рассказы о нем.

Биография архангела Михаила полна событий, которые сделали его почитаемым даже у мусульман. Истории и легенды, сопровождающие его, гласят, что Михаил, предводитель света, ведет войско Господне на битву с силами зла и тьмы, управляемыми Велиалом. В исламе, равно как и в христианстве, архангел Михаил занимает высокий пост. Он – божий посланник, дарующий человеческим сердцам доброту и благодать. Михаил также повелевает облаками. Он следит за соблюдением божьего закона и будет присутствовать на Страшном суде, как защитник всех погибших верующих.


История архангела Михаила насчитывает не одно столетие, так как ее источником стала Библия. Она повествует о том, как задолго до появления первого человека на небесах произошла война из-за того, что Денница, испытавший гордость, поднял восстание против Создателя. Он был изгнан вместе с несколькими ангелами, поддержавшими его. Превратившись в бесов, они представили собой сторону тьмы, а архангел Михаил, выступавший в защиту Творца, возглавил его войско. Книга Откровения описывает борьбу ангелов с драконом, когда древний змий, воплощение дьявола, был низвергнут на землю.

Архангел Михаил упомянут как небесный воин и в «Книге пророка Даниила». Также бытует верование в то, что Михаил помог израильскому народу в поисках земли обетованной. Ученые, занимающиеся исследованиями Священного Писания, предполагают, что он провел израильтян через Черное море, с помощью огненного столпа заставив воды разойтись. Ветхий Завет повествует о деяниях небесного вестника, которого олицетворяют с архангелом Михаилом.

К святому часто обращаются, прося о здравии. Считается, что он защищает от злых сил, которые провоцируют недуги, и помогает им противостоять. В мире существует множество волшебных источников, носящих имя святого. По преданию, Михаил охраняет райские врата, защищая их мечом от непрошеных гостей.

Атрибуты и значение


Святого Михаила чаще других изображали деятели искусства разных эпох. Его образ крайне востребован в живописи и иконописи, скульптуре и витражном деле. Обычно архангела изображают в воинских латах, модернизируемых в соответствии со временем создания образа. Он предстает перед зрителем в облике римского легионера, наделенного обычным или пламенеющим мечом. Иногда в его руках появляется копье, встречающееся на изображениях, где он выступает в качестве защитника пути к древу жизни.

Голова архангела редко защищена шлемом. Убор заменяет корона, символизирующая власть. Порой Михаил держит щит, украшенный монограммой из сплетенных греческих букв «Х» и «Р», звезды Давида и креста. Под его ногами – дракон, змей или уродец, пораженный воином света.


Западные художники считали весы атрибутом, сопровождающим Михаила. Именно весы символизировали роль героя на Страшном суде, в ходе которого Михаил будет взвешивать положительные и отрицательные поступки, пропуская в рай или обрекая на муки ада.

Гораздо реже архангела описывают со знаменем или штандартом в руках. По латинской традиции он считается знаменосцем Спасения и Пресвятой Троицы. Знамя также является атрибутом воина, верного своему делу.

На русских иконах Михаила писали верхом на крылатом коне с рогом у рта. Он держал книгу и крест или меч, поражающий дьявола в образе дракона. Этот образ именовался Архангел Михаил Воевода и был традиционным в 16-17 веках.


Многие иконы изображают не только то, как архангел убивает змея, но и житие великого святого. Некоторые сюжеты связаны с явлением в Херопте или «чудом о Флоре и Лавре», которых он обучил править лошадьми, сделав их покровителями животных.

Архангел Михаил в культуре

Святой Михаил часто упоминается в литературных памятниках: в Ветхом и Новом Заветах, в Книге пророка Даниила. В Апокалипсисе идет речь о собранном им войске и о том, как шла битва с . В Послании Иуды он описывается в качестве архистратига Божьего.


Религиозная литература подразделяется на канонические тексты и апокрифы, которые не получили официального церковного признания. Книга Еноха, относящаяся к апокрифам, описывает значимость и роль Михаила в жизни древних евреев. Кумранские свитки, найденные на побережье Черного моря, повествуют о Михаиле – предводителе войска, идущего против ангелов тьмы. Кумранская община существовала во 2 веке до нашей эры, и этот факт позволяет оценить глубину истории, связанной со Святым Михаилом.

Апокриф, в котором впервые упомянут Михаил, вторит древнееврейскому сюжету. Эсхатологические произведения, поднимающие вопрос о конце света и загробной жизни, взывают к истории Михаила и Люцифера.

Архангел в роли судьи, призывающего души на Страшный Суд, изображен на иконах.


В 4 веке написано «Евангелие от Никодима», описывающее миссию Михаила как перевод спасенных душ в рай. Ему вторит и «Откровение Павла». В «Хождении

Богородицы по мукам» рассказывается о том, что Михаил сопутствовал Царице Небесной на пути в ад. «Апокрифическое откровение Иоанна Богослова» повествует о покровительстве смертным на Судном дне.


Древние евреи и мусульмане звали Михаила Микаэлем, считая, что он является стражем одной из сторон света, как , Рафаэль и Уриэль. Коран называет святого Микаилом. Мусульмане веруют, что архангел наделен крыльями изумрудного оттенка.

В православии Михаил – страж Божьего закона, защитник и воитель. Он – покровитель «воинствующей церкви», объединяющий всех, кто хранит верность Создателю. Сакральный смысл носят молитва и акафист, посвященные архангелу. Они обладают мощной энергетикой и произносятся верующими и духовными наставниками в ходе службы или посещения храма. Это часть религиозной культуры, хранимая народами мира в течение многих столетий.


Православные иконы изображают архистратига Михаила бесчисленное количество раз. Он – борец с дьяволом, защитник правды Божьей, чей образ располагался в каждом храме и церкви. Самым знаменитым изображением архангела Михаила считается икона, которую написал .

На ней воин света изображен в алом облачении с золотистыми крыльями и копьем в руках. Его чело украшают длинные, ниспадающие на плечи волосы, взгляд пронзителен и обличающ. Это изображение создано в канонической традиции православной иконописи.

«Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имена). Защити, Архангеле, нас от врагов, видимых и невидимых.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Запрети всем врагам, борющим меня, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылатых первый княже и воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, в скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище!

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся тебе и призывающих имя твое святое.

Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы, молитвами святых апостолов, святителя чудотворца Николая, Андрея, Христа ради юродивого, святаго пророка Илии, и всех святых великомучеников: Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцев наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Помози нам, грешным (имена), избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасныя смерти, и от всякого зла, от врага льстивого, от бури наносимой, от лукавого избави навсегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Молитва архангелу Михаилу на каждый день

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый с воинствы своими главу прегордаго Денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом лица Божия, иже выну сияет на молниевиднем челе твоем, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас, благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотении плоти, увлекающеся по подобию несмысленных детей скорогибнущими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумне забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дний временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечнаго, подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час окончания нашего, освобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас. Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ног Его, в радости и умилении воскликнем: слава Тебе, дражайший Искупителю наш, Иже за премногую любовь Твою к нам, недостойным, благоволил еси послати Ангелы Твоя в служение спасению нашему! Аминь.

Слушать молитву Архангелу Михаилу:


Молитва архистратигу Михаилу от злых сил

«О, святой Михаил Архангел, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, рабов Божиих (имена), от всех видимых и невидимых врагов, паче же подкрепи от ужаса смертного и от смущения дьявольского и сподоби нас непостыдно предстать Создателю нашему в час страшного и праведного Суда Его. О всесвятый, великий Михаил Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков».

Молитва архангелу Михаилу об усопших

«Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших… и сродников по плоти до Адамова колена) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи. Аминь».

Молитва святому Архангелу Михаилу от врагов

«О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Архангел Михаил - один из высших Ангелов, предводитель всех Ангелов. Почитается Церковью как защитник веры, борец против ересей и всякого зла. На иконах изображается с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим дьявола. Наверное каждый христианин знает эти сведения. Но все ли это из того, что известно об Архангеле Михаиле? Мы собрали 10 занимательных фактов, которые мы могли не знать или знать не полностью.

1. Архангел или Архистратиг?

Как правильно называть Ангела Михаила: Архангелом или Архистратигом? Случалось вам сталкиваться с таким вопросом? Слово «ангел» переводится с греческого языка как «вестник, посланник» - ангелы в Священном писании часто приносят людям важные вести. Приставка же «арх» значит «главный, старший». Получается, что Архангел - это главный, старший, вестник, посланник. Архистратигом Ангела Михаила называют в славянской Библии и переводится это слово как «старший воин, вождь», «главнокомандующий». Ангел Михаил единственный из Архангелов, которого изображают на иконах как воина, с огненным мечем. Нам известно несколько Архангелов (Гавриил, Рафаил, Уриил и тд), но из них, как правило, Архистратигом называют именно Михаила.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». Церковь в песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником.

Таким образом, Ангела Михаила мы можем называть как Архангелом, так и Архистратигом.

2. Архангел Михаил и Люцифер

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или «Тот, кто подобен Богу». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. Именно Архангел Михаил низвергнул Люцифера и его сторонников с Небес.

Архангел Михаил повергает Люцифера. Francesco Maffei

3. Архангел Михаил в Ветхом Завете

Согласно апокрифической Книге Адама и Евы, Михаил внимательно следил за парой после того, как они были изгнаны из Эдема. Он научил Адама земледельчеству и убедил Бога позволить душе Адама вернуться на Небеса после смерти Адама.

Древняя традиция говорит о том, что Михаил сообщил Саре, жене Авраама, о том, что она родит сына. И хотя его не называют по имени, но считается, что именно Михаил был «Ангелом Господним», который остановил Авраама от жертвоприношения своего сына, Исаака. (Бытие 22:10).

По Завету Авраама, именно Михаил сообщил Аврааму о том, что тот скоро умрет. Авраам попросил Бога о возможности увидеть все чудеса света, чтобы он мог умереть без сожаления. Тогда Михаил вознес его на небо, чтобы он увидел все дела Божии. После этого он отправил Авраама домой готовиться к смерти.

4. Архангел Михаил и Новгород

Архангел Михаил являл чудеса в самых разных частях света, в том числе и на Руси. В 1239 году шедшие на Новгород войска хана Батыя неожиданно поменяли свое направление на противоположное. Историки считают, что поход Батыя на Новогород был остановлен весенней распутицей, которая заставила его уйти в Половецкие степи. Но в Волоколамском патерике описана совсем другая версия событий. Согласно патерику, на защиту Новгорода явился архистратиг Михаил, который запретил Батыю идти на этот город. Позже Батый увидел в Киеве фреску с изображением Михаила, узнал его и сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

5. Страшный Суд и Архангел Михаил

Представление о том, что у Архангела Михаила будет своя роль на Страшном суде, возникло сравнительно поздно. В некоторых христианских апокрифах Архистратиг Михаил изображается как тот, кто будет созывать трубным гласом (трубя в бараний рог) души людей на Страшный суд. В некоторых апокрифах ему даже дается роль судьи, а согласно другим, он будет горько плакать о грешниках, и Бог помилует их. В одном из гимнов Архангелу Михаилу поется: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

6. Архангел трех религий

Архангел Михаил любим и почитаем не только в христианстве. В исламе Михаил (Микал) - это один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) с великолепными крыльями из топаза изумрудно-зеленого цвета. Его длинные волосы цвета шафрана достигают ног, и каждый волос содержит миллион лиц. У каждого лица миллион глаз, которые плачут. Названо даже количество слез - их 70000.

Микал очень серьезный и никогда не смеется. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов. Отвечает за силы природы, управляет ветрами и облаками и имеет в подчинении армию ангелов, которые помогают ему. А еще у Михаила миллион языков, каждый из которых говорит на миллионе языков. Он упоминается как Ангел милосердия и как Ангел, который раздаёт пропитание.

Согласно еврейской традиции, Михаэль - один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Евреи почитают Архангела Михаила, опираясь на Ветхий завет. К тому же, именно Михаил считается покровителем еврейского народа.

7. Архангел Михаил и Жанна д’Арк


«Жанна д’Арк и архангел Михаил» авторства Эжена Тириона, 1876.

Жанна д’Арк (1412-1431) сначала услышала Михаила, а вскоре и увидела его — в возрасте тринадцати лет. Он оказывал ей постоянную поддержку, и даже предложил ей флаг для ее войска.

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию - короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

8. Явления Михаила

В 1961-1965 годах в Испании (Сан Себастиан де Гарабандаль) являлась Дева Мария. Она разговаривала с детьми (их было четверо) и говорила им, чтобы они чаще ходили в церковь, чаще каялись и вообще – изменили свой образ жизни. Четыре года спустя им явился уже Михаил и повторил это же сообщение. Он также сказал им, что если они будут молиться искренне, то они получат все, о чем они молились.

Папа Лев XIII написал знаменитую молитву, которая начинается так: «Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, удержи нас от зла и козней дьявольских «. Он написал ее после того, как ему было видение, в котором он увидел Михаила, который отправил Сатану обратно в ад. Эта молитва и сегодня помогает многим людям.

9. Архангел Михаил и египтяне

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

10. Чума в Риме

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.

А знали ли Вы, что…

В геральдике Архангел Михаил изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй - архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева, Малоархангельска, Архангельской области, а также ряда других городов и изображён на их гербах…