Проповедь в день святой троицы митрополита сурожского антония. Проповеди на праздник пресвятой троицы

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.

Деян. 2:1-4 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе… и исполнились все Духа Святого…» Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил …»

Вступление.

Иисус Господь перед своим вознесением к Отцу, дал повеление Апостолам не отлучаться от Иерусалима, но ждать обещанного от Отца Святого Духа – Деян. 1:4:8 . Апостолы были в единодушной молитве и молении в ожидании исполнения слов Христа – Деян. 1:14 ; Деян. 2:1 . И при наступлении праздника – дня Пятидесятницы на них сошел Дух Святой. Сошествие Духа Святого сопровождалось знамениями от Бога. Исполнились слова Христа об обетовании Святого Духа. Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю на Апостолов с конкретной великой миссией создать церковь Господа Иисуса Христа. Сошествие Духа Святого было в день праздника Пятидесятницы по Ветхому Завету и в день пятидесятый после воскресения Иисуса Христа из мертвых. И этот день христианами стал называться праздником Троицы или, иногда этот праздник в народе называют, Пятидесятница, Семуха или Духов день. Но смысл этих названий один и тот же – Дух Святой, как 3-е лицо Бога сошел на землю и выполняет свою миссию или задачу – привести грешников ко Христу и создать церковь Господа Иисуса Христа. Со дня Пятидесятницы и до сего дня Дух Святой пребывает на земле и выполняет Свою миссию. Миллионы людей на земле приняли Иисуса Христа Господом и находятся в церкви Христа, как на земле, так и на небесах.

Изложение.

Тема этой проповеди или духовной статьи о Троице. Говоря о Духе Святом, мы постоянно подчеркиваем, что Дух Святой не только сила и влияние, исходящее от Бога, но Дух Святой есть Бог, есть 3-е лицо Бога. Об этом многократно говорится во многих местах Слова Божия. Давайте посмотрим только один текст, который в этой статье в предисловии – Деян. 2:33 «Итак, Он, быв вознесен десницею Божией и принял от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».

Господь Иисус Христос воскрес силою Божией из мертвых.

Десницею Божией был вознес к Отцу.

От Отца принял обетование Святого Духа.

Послал (излил) Дух Святой на Апостолов.

В этом стихе говорится об Отце, об Иисусе Христе и о Святом Духе.

Отец – Бог! Иисус Христос – Бог! Дух Святой – Бог! В этом нет никакого сомнения. Об этом говорит все Слово Божие и об этом я говорил в первых моих проповедях. Кто-то пытается ввести нас в смущение, и задают нам вопрос: «А есть ли в Библии слово «Троица?» И этим самым хотят нас убедить, что, если нет такого слова, значит наши понимания о Боге не правильные. Да простит Господь таких учителей! Думаю, нам нет нужды глубоко и всесторонне рассматривать вопрос и о Боге, и о Троице, чтобы не перегружать читателей и слушателей богословием. Но все, же коротко рассмотрим некоторые мысли.

О троице.

Первая мысль о Боге – есть только Единый Бог, Который, как мы уже ранее говорили, есть Творец, Создатель, Сохранитель, Всевышний, Верный, Сущий, Всемогущий и так далее. Не один Бог, а Единый Бог. И это слово «Единый» означает, что Бог открывается нам в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Не три Бога, а Единый Бог, Который по сущности Своей есть Дух, Высший творческий Дух, Божественный Дух, Единый Дух, и в тоже время мы в Библии встречаем такие выражения: Божий Дух, Христов Дух, Святой Дух, Дух Отца. Все это Один и тот же Дух, Один Господь, а более правильно, Единый Бог, как мы выше и говорили. Но открывающийся нам людям в трех лицах. Целью данной статьи или проповеди не является теологическое раскрытие и обоснование учения о Троице Божией, но краткое раскрытие истины о Боге, Который на страницах Библии показывается нам, как Бог — Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой.

О личности.

В том, что человек является личностью, мы не сомневаемся. Бог тоже есть личность. А что такое личность вообще?

Личность – это существо обладающее волеизволением и имеющее следующие признаки:

Разум – то есть способность мыслить.

Чувство – способность воспринимать внешние впечатления.

Волеизволение – способность выбирать действия и принимать решения. Все эти признаки есть в полноте в Боге. Поэтому Бог есть личность.

Обоснование Троицы.

В Библии нет выражения «Троица». Оно создано теологией, как необходимость, чтобы более правильно раскрыть учение о Боге. Троица – это значит, что в Едином лице Бога соединены три различных лица, которые все самостоятельные и по отдельности открываются человеку, как Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух. Хотя Бог и троичен в лицах, но Он Единосущ, то есть три лица соединены воедино в их сущности, намерении и конечной цели.

Иногда нам трудно уразуметь такое понимание Бога, но мы должны принять этот важный догмат Библии о Боге и держаться здравого учения.

Простое размышление или простой пример может укрепить наше знание. Взрослый человек мужчина женат и имеет семью. Для других таких же взрослых людей – он мужчина, личность. И в тоже время для жены – он муж, а для детей – отец. Один и тот же человек одновременно является мужчиной, мужем и отцом. Или другой пример. Мы знаем, что вода – это химическое соединение водорода и кислорода – Н₂О.

Вода – это жидкость, но та же вода при охлаждении становится льдом, а при кипении – паром.

Библейские обоснование Троицы.

Учение о Троице есть наиболее правильное, единственно правильное Учение о Боге. В Ветхом Завете на троичность указывается, а в Новом Завете говорится о Троице ясно и понятно.

Что говорит Ветхий Завет о Троице?

Одним из имен Божиих есть Элоим. Так вот слово «Элоим» есть множественное число от слов Эл и Элла: «и сказал Бог сотворим человека…» — Быт. 1:26 .

При сотворении мира действовала Премудрость (Троица). «Господь имел Меня началом пути своего» — Притчи 3:19; Притчи 8:22.

Троекратное прославление Бога Святыми Серафимами – «И взывали они друг к другу, и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» — Ис. 6:3 .

Троекратное священническое благословение народа Божия: «Да благословит тебя Господь…» Числа 6:24:27.

В Библии есть некоторые места, которые указывают на Теофанию Сына Божия Иисуса Христа.

Теофания – это Богоявление. Иисус Сын Божий открывается в образе Ангела – Быт. 22:15 и Исх. 3:2:6 . Авраам и Моисей поклонились Ангелу Господню, хотя Ангелы не требуют Божеских почестей. И далее в разговоре с Авраамом и Моисеем мы видим, что говорит Господь Бог. Можно с уверенностью сказать, что в данном случае Ангел Господень — это было теофания или Богоявление Иисуса Христа, как сына Божия. Так же эта мысль подтверждается в книге пророка Даниила: «И вид четвертого подобен Сыну Божьему» — Дан. 3:25 .

Если Ветхий Завет только указывал на Троицу, то Новый Завет дает нам полное откровение об Отце, Сыне и Духе Святом. В деле спасения грешного человечества вся Троица Божия принимает участие и выполняет свою миссию.

Бог Отец возлюбил мир и ради спасения грешников отдал Сына Своего Единородного – Ин. 3:26 . «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Иисус Сын Божий умер за грехи человеческие, став Агнцем Божиим – Ин. 1:29 . «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира…», «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» — Рим. 5:8.

Дух Святой ведет грешника ко Христу, обновляя и возрождая его к новой жизни – 1 Пет. 1:12 «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа». Иисус Господь говорил Никодиму – Ин. 3:5 «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»,

Вся работа на земле по созиданию церкви Господа Иисуса Христа совершается Духом Святым. Мы живем во время благодати Божией, действующей через Дух Святой.

Учение о Едином Боге в 3-х лицах : Отец, Сын и Дух Святой является единственно правильным учением о Боге и такого учения необходимо держаться и провозглашать его по Писанию – 1 Ин. 5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух и сии – три суть едино». Благослови всех нас Господь!

Аминь.

Пастор Александр Мелюхов.

«Церковь нас собирает ко Христу, мы входим в единство со Христом в крещении, преображаемся по Христу, становимся христоподобными силой Святого Духа, который увенчивает нас и выводит из этого мира. Далее мы попадаем на сборный пункт, где мы ожидаем подхода тех, кто позже родился, дольше трудился, чтобы преобразиться. А вот когда вся наша армия соберется вместе, то Дух Святой нас заберет на Родину, мы с вами сбежим в Небеса. Наша Родина - за пределами космоса, там, где Бог…»

Священник Даниил Сысоев

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с днем Пятидесятницы, с днем Сошествия Святого Духа на апостолов, с днем явления Единосущной Нераздельной Святой Троицы! В день Пасхи Господь дал своим ученикам дар от Духа Своего. Это еще не было полнотой, но, тем не менее, он предвосхищал сегодняшний праздник, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов и тем самым преобразил, переделал, переквасил апостолов, сделал их новыми существами, причастными новой жизни, и ввел их, а через них и всех нас, в Царство Божие на земле. Примечательно вспомнить Воскресение Христа, апостолы сидят в маленькой запертой комнате страха ради иудейского (Ин. 20:19 ), обсуждают исчезновение тела из гробницы, и тут Христос проходит через запертые двери и дает им Живоначальный Дух, избавляющий их от грехов. Христос дуновением Своим разгоняет затхлость этой комнаты. На самом деле, весь этот мир – это огромная затхлая комната, в которой люди находятся под гнетом смерти, скованы пространством и временем, они закованы в узы тления и распада. Куда бы человек ни шел, он несет гибель и тление вместе с собою.

Человек, живущий в этой маленькой комнате, только и вынужден заниматься борьбой за кусочек маленькой земли, на которой он находится. Недаром все человечество со времен грехопадения только и занимается разделениями. Сначала разделились муж и жена, которые стали друг друга стесняться, муж свалил вину на жену, жена оказалась чужой для мужа. Это разделение продолжилось и дальше, брат восстал против брата. После потопа появились расы, после вавилонской башни – нации как великое проклятье Бога. Человек стал драться за границы, ресурсы, богатство. Отсюда возникают и войны, и ненависть, и жестокость, которые царят в этом мире. Нации были созданы Богом, оберегая людей от великого зла, от единства ненависти людей против Бога. Но нации не давали человеку в полной мере почувствовать в другом человеке своего собрата, который тоже создан по образу Божьему и который тоже должен стать дитем Отца Небесного.

И вот в этот затхлый воздух врывается ураган Святого Духа, который пришел по ходатайству Иисуса Христа, упросившего Отца дать людям Утешителя: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26 ).

Дух Святой изливается на нас, Он как благодатная река низвергается с Небес и омывает скверну греха, омывает нечистоту, наполняет силой и жизнью. Он выдувает из нас смрад нашего самолюбия, национализма, эгоизма. Дух Святой делает людей чадами одного Отца, членами одного единого народа, который говорит на множестве разных языков. И Дух Святой дал дар Пятидесятницы – дар многоязычия, как преодоление разделения Вавилона. Этот дар, когда на множестве языков провозглашается одна единственная весть о Троице Единосущной и Нераздельной, Которая не осталась в своей безмерной запредельности, Которая пришла к нам, потому что через Сына в Духе Святом мы имеем доступ к Отцу.

Мы с вами уже стали не русскими, не татарами, не евреями, не чеченцами, а православными христианами – народом Божиим, который славит единого Бога! И на всей планете раздается многоголосый, но единый гимн в честь Святой Троицы. Это удивительное единство создается не человеком, а Богом . Бог создает великое единство людей, преодолевает разделение и раздробленность, которые были благом на пути к сатане, но которые стали злом, когда стали мешать в распространении благовестия. Сегодня, в день Пятидесятницы, мы отмечаем день рождения нашей Матери – Православной Церкви, которая родилась в пламени Святого Духа, в великой сионской горнице.

Православная Церковь, включая в себя все народы, собирает их для величайшего похода, как Господь предсказывал: «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24 ).

Церковь нас собирает ко Христу, мы входим в единство со Христом в крещении, преображаемся по Христу, становимся христоподобными силой Святого Духа, который увенчивает нас и выводит из этого мира. Далее мы попадаем на сборный пункт, где мы ожидаем подхода тех, кто позже родился, дольше трудился, чтобы преобразиться. А вот когда вся наша армия соберется вместе, то Дух Святой нас заберет на Родину, мы с вами сбежим в Небеса. Наша Родина - за пределами космоса, там, где Бог. Мы найдем нашу Родину там, где Бог-Отец собирает к себе объединенных вместе, невзирая ни на цвет кожи, ни на происхождение и богатство, ни на греховное прошлое, лишь бы человек изменился, преобразился и облагоухался Духом Животворящим, лишь бы он расцвел. Дух Святой - источник всякой жизни и всякого преображения, Ему принадлежит «вина» всякого спасения, потому что в кого Он по достоинству вдохнет, тот быстро поднимается с земли, у него вырастают крылья, и он возносится к Небесам.

Этот Дух, окрыляющий, возвышающий, пришел сегодня к нам, и мы стоим перед Ним и ждем Его дуновения. Он уже с нами, ибо в таинстве Миропомазания мы получили Духа, мы причастны Святому Духу и помазаны Им в день, когда мы крестились и получили Его печать . Но мы просим, чтобы Он действовал в нас, пришел и поставил внутри нас шатер, как в древности Бог в Скинии действовал среди Израиля, так пускай и Дух Святой войдет в наше сердце и в нем поставит себе Скинию. И пускай мы с вами будем вместе певчими великого хора, у которого финансист, регент, управитель – Дух Святой, ведущий нас и дающий нам петь Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. В Святом Духе мы познали тайну Троицы, и благодаря Ему мы освящаемся, и причащаемся, и объединяемся с ангелами. Святой Дух - источник жизни и для ангелов, и для людей .

Пускай никто из нас не будет мертвецом, пускай Дух Святой подует на нас и все мертвенное из души нашей и из тела выдует. И чтобы в день нашего великого сбора, в день, когда Господь придет собрать к Себе, Дух Святой вознес нас, преобразил, оживотворил, и чтобы мы жили вечно в Царстве Святого Духа , где царствует вечно Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная, которой мы поем, которую мы благословляем, которую мы благодарим, которую мы величаем и утром, и днем, и вечером и, преклонив колена, возносим ей благодарственные молитвы.

Да поможет нам в этом Господь Всемогущий! Храни вас Господь!

День Святой Троицы — это особое событие в жизни Церкви. День Святой Троицы — это день, который является своего рода кульминацией всего Нового Завета. Это тот день, в который осуществилось то, к чему человечество очень долго шло после грехопадения. В грехопадении не только человек был проклят Богом, в грехопадении не только человек вступил в отношения с Богом, как в отношения с праведным Судиёй и Мздовоздаятелем. Самое страшное, что случилось в момент грехопадения, — это то, что Дух Святой оставил человеческое естество. Дух Святой, Который был дыханием жизни в человеке, той Истиной животворящей, которая давала человеку возможность беседовать с Богом и ходить в свете Лица Его, покинула человеческое естество. И весь драматизм истории человечества заключается именно в попытке и невозможности вернуть себе это дыхание жизни.

Что было совершено нашим Господом Иисусом Христом? Самым главным догматом является догмат о спасении, как мы знаем. Можно много рассуждать о том, что такое спасение. Это вечная жизнь, это рай, это блаженство, это воскресение всего человека — и души, и тела. Но и здесь, пожалуй, самое важное, что мы можем сказать, — это то, что человек спасённый — это тот, кто смог соединиться с Богом Духом Святым. Не соединившийся — не спасённый. И Спаситель возвращает нам через Свой подвиг — крестный — возможность приобщения к Богу Духу Святому.

Сегодняшнее Евангелие очень хорошо раскрывает эту суть. Евангелие от Иоанна говорит, что ученики и все те, кто слушал Иисуса, хотели принять Духа Святаго, потому что на них не было ещё Его. А также, объясняет евангелист, потому, что Иисус не был прославлен. Прославление Иисуса, по толкованию святых отцов, есть Его восшествие на крест, Его смерть, воскресение и вознесение. И как он обетовал своим ученикам, чтобы они, находясь в граде Иерусалиме, находились вместе до тех пор, пока не облекутся силою свыше (слова эти Он говорит в момент Вознесения, за 10 дней до Сошествия Святого Духа), то и осуществилось обетованное Господом. Дух Святой уже не в виде голубя и не прикровенно, а в виде огненных языков, дыханием бурным нисходит на каждого из апостолов, почиет на каждом из них, исполняя их преизобильно дарами благодатными, изливая на них изобильно благодать, делая их храмами Бога Духа Святаго. Они начинают говорить на разных языках, они идут бесстрашно во всю вселенную, проповедуя, будучи свидетелями, по заповеди Христовой, нашего Господа Иисуса Христа, а самое важное — того дела, которое Он совершил.

Какое совершил дело Иисус? С одной стороны, Своей крестной Смертью, Своим вознесением на небо, воскресением и вознесением, Он ниспосылает к человечеству Духа Святаго от Отца, но этот Дух нисходит не на каждого, Он не может насильно войти в человека, Он не может взять и облечь человека во спасение. И в сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: «Жаждущий пусть приходит и пиет» (ср.: Иоан.7:37, Отк.21:6, также Ис.55:1). Только тот, кто жаждет богообщения, тот, кто жаждет блаженной вечной жизни в Боге и со Христом, кто испытывает это чувство подобно тому, как путник в пустыне хочет пить, — только тот, пожалуй, и может дерзнуть и придти ко Христу и испросить у Него этот великий дар. Это значит, что каждого из нас Господь призывает привести себя в чувство этой жаждой, привести себя в чувство осознанием того, что мы без Бога не можем ничего, что мы без Бога очень одиноки, очень унылы, очень греховны, что без Бога мы находимся в узах, в челюстях вечной смерти, которая постоянно терзает нас самыми разными проявлениями и болезнями, и общением, и обстоятельствами, и жутким унынием, которое часто охватывает нашу душу.

И в сегодняшний день Святая Церковь исповедует и свидетельствует для каждого из нас, что, если мы жаждем, то для нас закончилось это время — время рабства вечной смерти, рабства греху, хождения под проклятьем. Для нас начинается новое время хождения в Духе Святом, возможность сделать себя храмом для Бога Духа Святаго. Господь говорит: «Жаждущий, приходи и пей!» Это значит, что абсолютно нет никаких преград, нет никаких причин, по которым бы Господь не дал нам возможность приобщения к этому живоносному источнику, кроме одной: нашего нежелания; и нашего нежелания именно исправления своего.

В сегодняшний день, когда мы прославляем и всю Святую Троицу, и, конечно, дар Святаго Духа, мы говорим, является днём рождения Церкви Христовой, потому что именно в этот день зародилось то, что впоследствии Церковь сама стала называть богочеловеческим организмом — Тело Христово, главой которого является Господь и которое водится и оживотворяется Богом Духом Святым. И в сегодняшний день, прославляя Бога Троицу, давайте возблагодарим Его за то, что Он нас, недостойных, приобщил к этой великой тайне спасения, сделав нас чадами Церкви Христовой, сделав нас членами Своего Святого Тела. Тот, кто вживляется в богочеловеческий организм, тот, кто питается божественными струями и токами от Духа Святаго, тот пребывает вовек. Это слова самого Священного Писания. И дар, который постоянно подаёт нам Святая Церковь в святых Таинствах, и, самое главное, в Таинстве Святой Евхаристии, — это всё дары благодати Духа Святаго. Он нам дарует такую возможность приобщения к Телу Христову. Аминь.

Учение о Троице – непостижимая, но все же безошибочная доктрина Священного Писания. Подробно изучив этот вопрос, Джонатан Эдвардс отметил следующее, «я думаю, что учение о Троице – это наивысшая и глубочайшая из всех Божественных тайн» (Неопубликованный трактат о Троице). Несмотря на то, что полнота учения о Троице находится далеко за пределами человеческого понимания, Бог предельно ясно открывает себя на страницах Писания – один Бог вечно сущий в трех Лицах.

Конечно, это не означает, что Библия представляет нам трех различных богов (ср. Втор. 6:4). Правильнее понимать, что Бог – это три Личности одной сущности; Божественная сущность едина и неделима, вечна и действует одновременно в трех Лицах одного Божества – Отца, Сына и Святого Духа.

Писание ясно говорит, что эти три Личности – одно, и являются одним единственным Богом (Втор. 6:4). Евангелие от Иоанна 10:30 и 33 объясняет, что Сын и Отец – одно. 1 Коринфянам 3:16 показывает нам, что Отец и Дух Святой – одно. Послание к римлянам 8:9 ясно говорит, что Сын и Святой Дух – одно. А также Иоанна 14:16, 18 и 23 демонстрирует, что Отец, Сын и Дух Святой – одно.

Кроме того, при существующем единстве в Троице, Слово Божье никоим образом не отрицает одновременного существования и индивидуальности каждого из трех Лиц Божества. Другими словами, Библия ясно говорит, что существует только один Бог (а не три), но Он Триедин.

В Ветхом Завете Библия раскрывает понятие Троицы несколькими способами. Например, имя Элохим («Бог») – это существительное множественного числа, которое может означать многочисленность (ср. Быт. 1:26). Это соответствует факту, что местоимение множественного числа («мы») иногда используется для описания Бога (Быт. 1:26; Ис. 6:8). Есть еще более конкретные тексты, где имя Бога применяется к более, чем одной личности в одном и том же тексте (Пс. 109:1; ср. Быт. 19:24). А также есть отрывки, где видна деятельность всех трех Лиц Божества (Ис. 48:16; 61:1).

Новый Завет многозначительно опирается на эти истины, открывая их более четко и ясно. Формула крещения в Матфея 28:19 указывает на все три Личности Троицы: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В своем апостольском благословении Павел подчеркивает ту же самую истину. Он пишет, «Благодать Господа нашего, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:14). Другие отрывки Нового Завета также расшифровывают славные истины о Триедином Боге (Рим. 15:16, 30; 2 Кор. 1:21-22; Еф. 2:18).

При описании Троицы в Новом Завете ясно различаются три Личности, которые действуют одновременно. Это не просто формы или проявления одной личности (как ошибочно утверждает богословие единственников), которая иногда действует как Отец, иногда как Сын, и иногда как Дух. При крещении Иисуса Христа вся Троица действует одновременно (Матф. 3:16–17), Сын принимает крещение, Святой Дух нисходит свыше и Отец говорит с неба. Сам Иисус молился Отцу (ср. Матф. 6:9), учил, что Его воля отличалась от воли Отца (Матф. 26:39), обещал умолить Отца и Он пошлет Духа (Иоан. 14:6), просил Отца прославить Его (Иоан. 17:5). Эти действия не имели бы смысла, если бы Отец и Сын не были двумя отдельными Личностями. В других местах в Новом Завете Святой Дух является Заступником перед Отцом от имени верующих (Рим. 8:26), как и Сын, который также является нашим Ходатаем (1 Иоан. 2:1). И снова налицо индивидуальность каждой Личности.

Библия ясно говорит: существует только один Бог, в то же время он существует и всегда существовал в трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой (ср. Иоан. 1:1-2). Отрицание или неправильное понимание Троицы означает отрицание или неправильное понимание природы Самого Бога.

Оригинал статьи на английском языке был опубликован 27 марта 2009 г. в разделе «Pulpit» на сайте служения «The Shepherds’ Fellowship» (www.shepherdsfellowship.org). Переведено на русский язык и опубликовано с разрешения.