Морфологический разбор существительного постоянные признаки. Морфологический разбор существительного: пример, основные моменты. Отвечает на вопросы

При синтаксическом анализе предложения нам может понадобиться выполнить морфологический разбор какого-либо из имеющихся в предложении существительных. Несмотря на то, что методике выполнения данного разбора обучают ещё в школе, довольно многие люди испытывают определённые трудности в попытке самостоятельного решения указанной задачи. Данный материал призван помочь таким пользователям, в нём я расскажу, как производится разбор существительного как части речи, и какова последовательность действий при выполнении данной операции.

Изучаем методику выполнения подобного разбора

Как и в отношении других частей речи, анализ существительного как части речи предполагает выполнение определённой последовательности шагов. Последние предполагают определённый уровень компетенции разбирающегося, знание им ряда правил, а также соответствующей терминологии (тезауруса).

Также при разборе нужно помнить, что в разных предложениях имя существительное может играть различную синтаксическую роль, а значит нужно учитывать его постоянные и непостоянные морфологические атрибуты.

Разберём стандартные шаги по выполнению разбора существительного:

  • Прежде всего, определяемся с частью речи и её общим грамматическим значением;
  • Затем находим начальную форму существительного (ставим его в именительный падёж, и в единственное число);
  • Пишем, какое это существительное – т.е. собственное (названия единичных предметов) или нарицательное (названия большой группы однородных предметов);
  • Одушевлённое (обычно они обозначают людей и животных) или неодушевлённое (растения, предметы, явления неживой природы);
  • Разбираемся с родом существительного (мужской, женский, средний, в некоторых случаях добавляют ещё общий род – т.е. существительное, которое может обозначать лицо и мужского и женского рода, e.g. – «сластёна»). Также имеются существительные «вне рода», не имеющие единственного числа и используемые только в числе множественном числе (pluralia tantum) – например, «ножницы»;
  • Определяем склонение существительного (I склонение – существительные женского и мужского рода, имеющие в именительном падеже окончания –а, –я; II склонение – существительные мужского рода в именительном падеже, имеющие нулевое окончание, а также существительные среднего рода в именительном падеже с окончанием –о и –е; III склонение – существительные женского рода в именительном падеже, имеющие мягкий знак на конце);
  • Какое число анализируемого нами существительного – единственное или множественное;
  • Устанавливаем падёж существительного (как известно, имеются 6 падежей);
  • Ну и, в конечном счёте, нам нужно будет определиться с синтаксической ролью существительного в разбираемом предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство и др.).

Примеры разбора существительного как части речи

Приведём примеры морфологического разбора существительного как части речи:

Пример №1

Существительное «моря »

  1. Начальная форма данного существительного – море;
  2. Род этого существительного – средний;
  3. Данное существительное имеет средний род и окончание –е – значит это II-е склонение существительного;
  4. Число этого существительного – единственное;
  5. Падёж данного существительного – родительный, так как слово «моря» отвечает на вопрос «кого? чего?»;
  6. В предложении данное существительное исполняет роль дополнения (второстепенного члена предложения, отвечающего на вопросы косвенных падежей).

Пример №2

Дети любят пить молоко.

В данном предложении разберём существительное «молоко ».


Заключение

При разборе существительного как части речи необходимо учитывать синтаксическую специфику использования существительного в конкретном, анализируемом нами, предложении. Сам разбор производится по шаблонному алгоритму, перечень шагов которого описан чуть выше. Также в выполнении указанного разбора может помочь ресурс uchim.org , на котором размещён удобный инструментарий выполнения морфологического разбора слова онлайн.

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

Учитель: Шуринова О.М.

Класс: 3 Г

Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».

Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.

Познавательные умения:

Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;

Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники

ХОД УРОКА

1 ЭТАП Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

    Мотивировать учащихся к изучению темы.

Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1):

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

В третьем классе учимся,

У нас всё получится!

На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла.

Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели.

(СЛАЙД3)

Личностные умения:

    проявлять интерес к изу­чению темы

Регулятивные умения:

    формулировать тему урока

    ставить цель

Коммуникативные умения:

    формулировать

понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Цели:

    Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи.

Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной?

Информационный стол

Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4)

Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?

Предметные умения:

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5):

Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор:

Мы остановились около школы.

(около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

На что нам нужно обратить внимание при разборе?

(СЛАЙД 6)

Работа по зонам.

А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений».

Зона «сомнений»:

(вместо) носа-

(на) голове-

(с) метлой-

Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой.

(из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п.

улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п.

красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

Самопроверка: Какие ошибки вы допустили?

Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

Адекватно использовать речь для представления результата.

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе)

Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки.

На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

(на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.

дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п.

гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.

Какое существительное разобрали правильно?

Какой совет вы бы дали ребятам?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

Учить:

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе)

Проверка. (СЛАЙД 7)

Предметные умения:

Знать алгоритм разбора имени существительного

Регулятивные умения:

Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

3 этап Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Учить:

    соотносить получен­ный результат с постав­ленной целью;

    оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ (СЛАЙД 8)

«Закончите предложения»:

1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9)

2. Чтобы разобрать имя существительное, надо...

(СЛАЙД 10)

Самооценка

«Закончите предложение»:

Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

    оценивать результат

собственной деятельно­сти.

    Регулятивные умения:

соотносить поставлен­ную цель и полученный результат деятельности.

Морфология - раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

Общая схема разбора частей речи

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. - для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. - для прилагательных, неопределенная форма - для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных - степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов - наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении - показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком - сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма - молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Основные правила морфологического разбора

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо - в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение - предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата - нет брата), у неодушевлённых - винительный и именительный (вижу книги - лежат книги).

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ - это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ - это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ - это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

А, -Я - это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор - все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму - средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот - коты, чудо - чудеса, человек - люди, новое пальто - новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди - слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год - это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса - слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса - это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных - слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить - слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд:
собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое;
- род,
- склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- числе,
- падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа .

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Д.падеже.
3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- мн.числе,
- Им.падеже.
3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Пр.падеже.
3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

Что с тобой, Алёша ? - сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Им.падеже.
3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву !

1. (В) Москву - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 3 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- несклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ср.род,
- разносклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и - давай о литературе.

1. Шахматы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

1. Балда - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- общий род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

1. (В) прачечную - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- склоняется как прилагательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- В.падеже.
3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)"Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль "Ну, погоди" и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях .

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. - 2002. - №3.

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)

3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)

Пример: На поляну выбежал заяц.

(На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,

ед.ч., П.п., обстоят.

Морфологический разбор имени прилагательного

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).

3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,

род (не по нач. форме)

5. Укажи, каким членом предложения является.

Пример: За высоким забором стоял дом.

(За) высоким (забором) – прил., высокий,

качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.

Обращение.

Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок , спой свою песенку еще разок.

Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.

Мы , Муренка , с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам , господа.

Обращение не является членом предложения .

Слова с удвоенными согласными.

ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.

КК – хоккей, аккуратный, аккорд.

ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.

ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.

ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма

НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.

СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.

РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.

ББ – суббота.

Правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов Пишете ь в конце

    существительных женского рода 3-го склонения : дочь , тишь , ночь

    наречий : прочь , наотмашь Исключения : уж , замуж , невтерпеж

    глаголов в неопределённой форме: жечь , стричь

    глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте

    глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь , смотришь

Не пишете ь

    в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка , дочка , денщик , нянчить

    у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ

    у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ

    прилагательных в краткой форме: могуч

Многозначные слова - этослова , которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота

Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка - 1) на ёлке; 2) – на лбу

Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать

Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой

Буква и после ц в корне слова. Буква ы на конце существительных

В корне слова после ц пишется буква и: цифра, циркуль, цирк, панцирь.

Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные (цыганский, цып-цып, цыплячий и др.);

В окончаниях существительных после ц пишется буква ы: молодцы, леденцы

Сложные слова

Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е . П осле твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е , например: землетрясение, пешеход, птицелов.