Аксаков лед трескался ломался на отдельные глыбы. Сергей Аксаков. Ледоход

Интересные и чудные рассказы для детей о весне, о ледоходе, о весеннем солнышке, о проталинах, о первых весенних цветах. Рассказы Сергея Аксакова и Константина Ушинского.

Сергей Аксаков

ЛЕДОХОД

На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда мы поедем в Сергеевку?» — обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдёт».

И наконец пришёл этот желанный день и час!

Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал:

— Белая тронулась!

Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, тёмного, а иногда и жёлтого льда.

Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная чёрная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого.

Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рёв долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко.

Река на повороте загибалась за крутой утёс — и скрылись за ним дорога и бегающая по ней чёрная корова. Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими.

Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лёд всё ещё шёл крепкою, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне:

— Пойдём, соколик, в горницу; река ещё не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лёд начнёт трескаться.

Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.

В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришёл сказать мне, что лёд на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись ещё теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду.

Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдалённый стон, явственно долетал до наших ушей.

Полюбовавшись несколько времени этим величественным и страшным зрелищем, я воротился к матери и долго, с жаром рассказывал ей всё, что видел. Приехал отец из присутствия, и я принялся с новым жаром описывать ему, как прошла Белая, и рассказывал ему ещё долее, чем матери, потому что он слушал меня как-то охотнее.

С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону.

Каждый день картина изменялась, и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь вёрст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

Константин Ушинский

ВЕСНА

День начинает заметно прибавляться ещё с половины декабря; а к 9-му марта он займёт уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта.

Солнце весною не только дольше остаётся на небе, но и греет с каждым днём заметно сильнее.

Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра. Скоро и лёд на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдёт ещё с неделю — и весь лёд подымется прибывающей водою, почернеет, начнёт ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть вёрст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.

На полях появляются сначала проталины: но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдёт ещё неделя, другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится всё синее, а воздух всё теплее.

Ещё не весь снег сойдёт, когда там и сям начнёт уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зелёная травка. На полях, где крестьяне ещё с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зелёный бархат.

Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и жёлтый одуванчик, тот самый, что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того лёгкую, что стоит только на неё дунуть — и она вся разлетится.

Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору берёзы или клёна, то из-под неё закаплет сладкий и душистый сок.

Почки листьев подготовлены деревом ещё с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья.

На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в Вербное воскресенье? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья берёзы. Прошло ещё дней десять — и кудрявая, ярко-зелёная берёзка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: весёлая, яркая, душистая. За берёзой спешит распуститься липа, ольха, дуб. Лапчатые листья клёна не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки ещё малы, да и сквозь зелёную яркую траву кое-где просвечивает ещё чёрная земля. Но листочки и трава растут быстро, — к маю всё зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: всё один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернётся благоухающая чашечка ландыша, а ещё вчера её не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Всё празднует весну, всё цветёт и благоухает.

Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.

Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9-го марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно ещё безмолвные.

Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнёт свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на всё лето; те, которые остаются, принимаются вить гнёзда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.

Хлопотливые муравьи, пёстрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчёлка, проспавшая долгую зиму в тёплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мёд с цветов.

В зверином царстве заметно меньше перемены. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.

Рады люди первому снегу, но рады ещё более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату. Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стёклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овёс, сено и даже солома — все переведется: одно на пищу людям, другое на корм скоту. Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.

Исправляет крестьянин телегу, ладит борону и соху и, когда земля немного по- обогреется и пообсохнет, едет в поле. Он пашет, боронит поле и сеет на нём яровое, что должно быть посеяно и собрано в одном и том же году: овёс, гречиху, ячмень, просо. В огородах копают гряды, садят картофель, лук, горох, бобы, капусту; сеют коноплю, свёклу, морковь, репу. В столицах люди достаточные переезжают на дачи, где садовники устраивают клумбы, садят и сеют цветы. Радуется весне и бедняк: слава Богу — стало теплее! Божье солнышко светит для всех даром, для всех одинаково; дров нужно меньше и худое платье сноснее.

Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 .. 27 > .. >> Следующая
386. Диктант.
84
387. План.
1. Имя числительно е как часть р ечи. Колич еств енны е и порядковые чистительны е.
2. Простые и составные числительные.
3. Колич еств е нны е числительны е:
а) ц елы е;
б) дробны е;
в) собирательны е.
4. Порядковые числительны е, их склон ени е.
5. Морфологич е ский разбор им е ни числительного.
388. Стиль - художеств енный (с элем ентами научного).
С емьдесят-восемьдесят раз в минуту; четыреста шестьдесят раз; при т мп ратур тридцать с мь ипять, сорок два градуса, сорок пять градусов.
389. (устно)
390. 1. Я (И.) услыхал с егодня п ервый гром, он (И.) в полд ень прогр ем ел из тучки малой. 2. Я (И.) пришел ктебе (Д.) с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно (И.) горячим св етом по листам затр е п етало. 3. Св етла, как д етский взор, река, и в етви ив склонились к ней (Д.). 4. Вс е чащ е снится мн е (Д.) мой кораб ельный бор. В нагорной вышин е раскинул он (И.) шатер.
в.нагорной"!
391. С_зе_мли. еще не сошел снег, а в_ду^у._уже просится весна. (Пов еств., невоскл.,сложное, из 2-хпростых.) Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам изв е стно блаж енно е со-стояни, когда замира шь от смутных пр дчувствий и улыба шься без всякой причины. По-видимому, тако е же состояние пер еживает те п ерь иприрода.
(А. Чехов.)
I. (От) пр едчувствий - сущ. Замираешь (от чего?) от пр едчувст-вий. Н. ф. - пр едчувстви е.
II. Пост. - нариц., неодуш., ср. р., на -и е; непост. - вР.п., мн. ч.
III. Замираешь (от ч его?) от пр едчувствий.
85
392. Ранняя весна.
Солнце светит ярко, илучи его (Р.), играя и улыбаясь, купаются влуж х вместе с воробьями. Речк н дув ется и темнеет; он уже проснулась ине сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дыш т.
В такое (В.) время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в к н в х, пуск ть по воде кор блики или долбить к блук ми упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую (В.) высь поднебесную или л зить н деревья и привязыв ть т м скворечни. Да, все (И.) хорошо вэто (В.) счастливое время года.
393. 1. Я з ходил к учительнице, но ее не было дом.
2. После сн первый отряд пошел влес. Он долго не возвр щ л-
ся.
3. Вр г был силен, но он скоро сд лся.
4. Соб чонке было три недели, иу нее н ч ли прорезыв ться зубы.
Сдались - дать, отдать, давать, раздаваться.
394. Я (И.), нет меня (Р.), ко мне (Д.), вменя (В.), со мной (Т.), обо мне (П.).
395. Приблизился (ккому?) ко мне (Д.), беспокоился (оком?) обо мне (П.), соревновался (скем?) со мной (Т.), расстилалась (перед кем?) передо мной (Т.), не смейся (н д кем?) н до мной (Т.), приготовить (для кого?) для меня (Р.), не р сстр ив й (кого?) меня
(В.).
«Бабушка давно скучает по вас», - задумчиво сказала мама. «Ты тоскуешь по нас, правда?» - спросил Саша ущенка, итот вответ вильнул хвостом.
396. 1. Мы (И.) молодой весны гонцы, она нас (В.) выслала вперед. (Ф. Тютчев.) 2. Ласточка свесною в_сени к_нам (Д.) летит, сней (Т.) и солнце краше, и весна милей. (Повеств., невоскл., сложное, сост. из 2-х простых.) (А. Плещеев.) 3. Лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними (Т.). (С. Аксаков.) 4. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась внем (П.) сирень. (А. Плещеев.)
86
397. 1. «Весна!» - читаешь в каждом взоре; иты, как празднику, ей рад. (А. Плещеев.) 2. Здравствуй, мама! Как ты себя чувствуешь? 3. Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весною до зари? Вы выходите на крыльцо... Вот вы сели: лошади разом тронулись... Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. (И. Тургенев.)
(Местоимения обозначают любое лицо в 1-ми 3-м предложениях.)
398. 1. Раз мы поймали молодого журавля идали ему лягушку. Журавль ее проглотил. Дали другую, третью, четвертую, пятую -проглотил. 2. Подрезали мы этому журавлю_крылья, и стал он за женою Всюду ходить. (Повеств., невоскл., сложное, сост. из 2-хпро-стых.) 3. Жена корову доить - иЖуркасней, ивогород за ней, ина полевые колхозные работы ходит сней, иза водой. 4. Привыкла к журавлю она. Ибез него ей уже скучно, без него никуда. 5. Крикнет: «Фру-фру!», журавль кней бежит. Такой умница!
(По М. Пришвину.) I.Третью - числит. Лягушку (какую?) третью. Н. ф. - третий.
II. Пост. - прост., порядк.; непост. - вВ. п., ж. р., ед. ч.
III. Лягушку (какую?) третью.
399. Что такое титульный лист?
Первая страница книги называется титульным листом. По нему делается описание книги.
На титульном листе вашего учебника крупным шрифтом набрано заглавие «Русский язык». Подзаголовок «Учебник для 6 класса» объясняет назначение книги. В самом низу титульного листа помещены выходные данные: где, каким издательством и когда выпущена книга.
Важно, чтобы описание книги было правильным, по нему мы разыскиваем книгу в библиотеке.
Слова из области библиотечного дела: титульный лист, шрифт, подзаголовок, выходные данные.
400. 1. В необычной тишине ранним туманным утром; надо мной (Т.) серо-голубое весеннее небо; передо мной (Т.) необъятные поля; слева от меня (Р.) невысокие деревья с бархатисто-серым стволом;

Ледоход-это рассказ о ранней весне, о таянии снегов на реках. Рассказ о весне для школьников

ЛЕДОХОД

На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда мы поедем в Сергеевку?» — обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдёт».

И наконец пришёл этот желанный день и час!

Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал:

— Белая тронулась!

Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, тёмного, а иногда и жёлтого льда.

Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная чёрная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого.

Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рёв долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко.

Река на повороте загибалась за крутой утёс — и скрылись за ним дорога и бегающая по ней чёрная корова. Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими.

Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лёд всё ещё шёл крепкою, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне:

— Пойдём, соколик, в горницу; река ещё не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лёд начнёт трескаться.

Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.

В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришёл сказать мне, что лёд на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись ещё теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду.

Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдалённый стон, явственно долетал до наших ушей.

Полюбовавшись несколько времени этим величественным и страшным зрелищем, я воротился к матери и долго, с жаром рассказывал ей всё, что видел. Приехал отец из присутствия, и я принялся с новым жаром описывать ему, как прошла Белая, и рассказывал ему ещё долее, чем матери, потому что он слушал меня как-то охотнее.

С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону.

Каждый день картина изменялась, и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь вёрст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить…..

М. Волошин
“Сквозь сеть алмазную зазеленел восток”.

Цели урока :

  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста;
  • творческая работа учащихся;
  • умение работать в коллективе;
  • развитие наблюдательности;
  • через восприятие текста воспитывать умение понимать (чувствовать) внутренний мир (душевное состояние) героя.

Оборудование: тетради, черновые листы, ручки, карандаши, тексты (по количеству учащихся) с отрывком из главы “Зима в Уфе” повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”. Фотографии из различных журналов и настольных календарей, иллюстрации картин: Б.Щербаков “Приход весны”, “Разлив реки Сороть”, И. Левитан “Март”, “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасов “Весенний день”, “Грачи прилетели”, “Ранняя весна. Дали” 1870- е г., “Ранняя весна”1880- е г., “Начало весны”. А. Уткин иллюстрации к книге “Весна”. Стихи русских поэтов, К. Соколов иллюстрации к очеркам М. Пришвина “В краю непуганых птиц”, иллюстрации В. Костицына к книге И.З. Сурикова “Стихотворения”; фонограмма с записью музыки П.И. Чайковского “Времена года” (“Весна”). “Словарь русского языка” С.И Ожегова.

(Эпиграф и тема урока пишутся на доске )

Читаю отрывок из стихотворения И.З. Сурикова “Весна”

Над землёю воздух душит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.

Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
У хат играют дети, -
Веселятся, крошки!

Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;

Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.

О каком времени года идет речь в стихотворении?

Ответ: о весне…(объясняют почему )

Запишите на черновых листах:

Каковы ваши представления об этом времени года?

(Ученики записывают, затем зачитывают свои записи )

Эмих Юлия : “День ото дня все теплее, журчат ручьи, солнце выше, воздух чист и свеж, все оживает, появляются проталины, зеленеют деревья, теплый ветер, дождь”.

Тупяков Дима: “Солнечные дни, тающий снег, проталинки, ручьи, реки освобождаются от льда, пение птиц, свежесть, набухание почек на деревьях, оживление на улицах”.

Гоглоев Шота: “Светло, тепло, шумно, зелено, ледоход, много воды, солнце припекает, отличное настроение”.

Абадзе Малика: “Тепло, солнце припекает, тает снег, бегут ручьи, по реке плывут льдины, зеленеют деревья, появляется травка, пение птиц” и т.д.

Многие русские поэты воспевали приход весны в своих стихах. Алексей Николаевич Плещеев о весне писал так:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

... (читаю стихотворение “Весна” )

А какие стихи о весне знаете вы?

(Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихи или строчки из стихотворений).

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Е. Баратынский.

Гонимый вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга

Скоро проснуться деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.

Н. Заболоцкий.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз неторопливо ждет.
Все весны дыханием согрето.
Все кругом и любит и поет.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Ф. Тютчев
“Весенние воды”.

Читаю четверостишие из стихотворения Е. Баратынского.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

О чем прочитанное мною стихотворение?

Ответ: о ледоходе; о бушующей весной реке.

Как в народе называют период, когда лед на реке начинает трескаться и приходит в движение?

Ответ: река вскрывается; река трогается; ледоход.

Я вижу, что вы очень наблюдательны. Как вы уже подтвердили стихам, прочитанным вами, все в природе весной оживает, меняется и настроение человека.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!..

Е. Баратынский.

Напишите, какими бы словами вы хотели передать свои чувства, которые испытываете весной.

“Восторг, радость, бодрость, легкость, счастье, желание весь день быть на улице”. Татаринцев Саша.

“Радость, хорошее настроение, Хочется петь, летать, танцевать”. Явнова Яна.

“Нежность, ласку, одухотворенность, прилив сил”. Соловьева Ира.

Запишите в черновики “река вскрылась”, составьте из данного сочетания слов новые слова.

(Работа в группах )

Ответы: Ласка, слава, леска, сера, весна, века, карась, канва, рак, рвал, рыл, крыса, лак, ларь, сыр, высь, рысь, сел, рвалась, Влас, Валера, Лера и т. д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем работать с текстом, в котором говорится о том, что происходит весной с рекой.

I. Знакомство с текстом.

(говорю: из какого произведения взят текст, что мальчика зовут Сережа; читаю текст, а учащиеся слушают).

Текст

С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: “Когда же мы поедем в Сергеевку?” - обыкновенно отвечали: “А вот как река пойдет”.

И наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно – радостным голосом сказал: “Белая тронулась!” Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда….

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а прыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и сам смеялся вместе с другими Собаки не замедлили оправдывать общее ожидание и скоро перебрались на берег. Лед все еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: “Пойдем, соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться”. Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.

В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей…

С.Т. Аксаков “Детские годы Багрова - внука”

II. Задание.

2. О чем этот текст?

Ответы: Этот текст о ледоходе на реке Белой. В тексте говорится о том, как Сережа наблюдал картину вскрытия реки, какое впечатление произвело на него это событие.

3. Определить стиль и тип текста.

(работа в группах).

Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”.

В тексте дана словесная картина вскрытия реки Белой.

эпитеты : “шла полоса синего, темного льда”, “они набегали одна на другую”, “Белая тронулась”, “река вскрылась”;
сравнение : “шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон”;
оксюморон : “глухой шум”, “величественным и страшным зрелищем”, “тревожно – радостным голосом”;
градация : от слов “лед трескался, ломался на отдельные глыбы….” до “разрушались на мелкие куски”.

По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи.

В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка.

В тексте дано подробное описание вскрытия реки, до движения по ней льда.

4. Как можно озаглавить текст?

(Записывают различные варианты ).

“Начало ледохода на Белой”, “Ледоход”, “Река вскрылась”, “Вскрытие реки Белой”, “Необычное зрелище”, “Белая тронулась”.

5. Найдите в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова толкование слов: вскрыться, ледоход. (Работа в группах ).

Вскрыться –

1. Прорваться наружу, лопнуть.
2. Очиститься весной ото льда (о реках).
3. перен. Стать явным, обнаружиться.

Ледоход – Движение льда по течению (во время таяния или в начале замерзания рек).

С.И. Ожегов “Словарь русского языка”
М. “Русский язык”1988 г. С.86,258.

Как же сказать о реке, что с ней происходит весной? (По тексту ).

Ответ: Река вскрывается и начинается ледоход.

6. Найдите в тексте слова, которые на ваш взгляд, так же требуют объяснения в правильном написании, выпишите их.

Река Б елая, Евсеич , же ланн ый, суетливый, в сплескива лась, явственн о, путешественн ицы, тревожно радостным голосом, на крыльце , горница , по любо вавшись, не виданн ую мною ка ртину, жё лтого, от да ленн ый.

(объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов)

7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ).

План I

1. Мой вопрос отцу.
2. “Белая тронулась!”
3. Неожиданные пассажиры.
4. Ледоход.

План II

1. Нетерпеливое ожидание.
2. Желанный день и час.
3. Собаки на льду.
4. Река вскрылась.
(возможны различные варианты).

III. Беседа по содержанию текста.

Что с нетерпением ожидал мальчик?

Ответ: когда река вскроется, и он поедет с отцом в Сергеевку.

Какое радостное известие получил мальчик от Евсеича?

Ответ: Белая тронулась, и ему первый раз в жизни разрешили посмотреть это зрелище.

Какую неожиданную картину увидел мальчик на льду?

Две собаки прыгали с льдины на льдину. Вскоре их путешествие закончилось благополучно, они перебрались на берег.

IV. Подробно передайте устно, а затем письменно (записать в тетрадь) картину ледохода.

“Белая тронулась. Между неподвижных берегов шла огромная полоса синего, темного, а иногда желтого льда. Лед шел крепкою, сплошною, бесконечною глыбою; затем он стал трескаться, ломаться на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с трескам погружались в воду.

Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей”.

Какое впечатление произвело увиденное на мальчика?

Он любовался несколько времени этим величественным и страшным зрелищем.

V. Прошу рассмотреть иллюстрации (картинки).

Приложение 1. [часть иллюстраций, предложенных в “оборудовании урока”]

Соответствуют ли эти иллюстрации описанному в тексте времени года?

Какие строчки стихотворений русских поэтов вам припомнились, глядя на эти иллюстрации?

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно;
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно

С горы бежит поток проворный,
В лесу не мокнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторят весело громам.

Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий.
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…

Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

В лес весна нагрянула в апреле,
Шумная – от птичьей кутерьмы.
И стоят в весенних платьях ели,
Будто бы и не было зимы.
И ручьи, ожив от ветров вешних,
Песни разнесли по всем концам.
Воробьи покинули скворешни,
Чтобы сдать их на лето скворцам.

А. Дементьев
“Весна”.

Вывод. Прошу учащихся вновь вернуться к тексту и дать письменный ответ на вопрос:

Как вы думаете, что чувствовал герой нашего рассказа, наблюдая картину ледохода?

(Ученики дают письменный ответ под фонограмму музыки П.И. Чайковского “Времена года” ).

Творческие работы учащихся:

“Мальчик оделся и выскочил на крыльцо, с которого была видна река Белая. Наконец – то пришел этот желанный день и час. Белая тронулась. Сережа первый раз увидел это величественное и страшное зрелище. Он жадно следил глазами за тем, как проносился лед, как трескались и крошились льдины. Тревога и радость смешались в его душе. Да разве такое забудешь! ”

Явнова Яна

“Наблюдая картину вскрытия реки, каким бы страшным и величественным оно ни казалось, Сережа чувствовал радость, и какое – то нетерпение, он так долго ждал этого момента. Счастье увиденного ледохода и того, что он скоро поедет в Сергеевку, переполняло его”.

Шипунов Данил

“Сережа почувствовал, что наступила весна. На улице было холодно, а на душе тепло. Радость и восторг переполняли мальчика. Ему было очень интересно наблюдать за рекой: как трескался и ломался лед, как льдины громоздились одна на другую, с каким страшным шумом проносились они по реке.
Чувство тревоги уходило, на душе становилось спокойно.Скоро в Сергеевку!”.

Москолева Полина

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение – миниатюру (по выбору учащихся ).

“Ледоход на нашей реке”, “Мне в окно постучалась весна”.