Философские воззрения николая коперника как представителя натурфилософии эпохи возрождения. Развитие естественных наук. Николай Коперник

Несмотря на ряд недостатков теории Коперника, значение его произведения для дальнейшего развития астрономии было огромно. Его труд показал миру новые истины о Вселенной, дал новый взгляд на окружающую нас действительность и - как великий научный труд о действительном строении мира - поистине бессмертен.

Воззрения Коперника имели величайшее значение для дальнейшего развития человеческой мысли. Они были продуктом революционной эпохи Возрождения с ее серьезными историческими переменами в экономической жизни человека, они были продуктом науки, требующей полной свободы мысли и стоящей на платформе познания мира таким, каким он есть в действительности, а не таким, каким его представляли признанные в то время авторитеты.

В начале XVI века основные факторы, способствовавшие развитию современной науки, еще слабо действовали, однако они нашли свое отражение в труде Коперника, который, опережая своими революционными мыслями современную ему эпоху, заложил прочные основы развития не только астрономии, но и вообще всех естественных наук. Таким фактором, знаменующим современный подход к решению научных проблем, было отсутствие у Коперника мистицизма, столь часто встречающегося в трудах его предшественников и современников. На мистических принципах различия „Неба" и „Земли" покоилась система Птолемея, отвечая таким образом духу средневековья, полностью порабощенного церковью и ее наукой о сверхъестественном. До Коперника труд астрономов средневековья сводился, помимо наблюдений, самое большее к комментированию геоцентрической системы Птолемея, которая, вследствие исключения возможности переноса земных законов на небесные явления, стала полностью бесплодной, препятствующей прогрессу.

Чтобы сдвинуть науку о Вселенной с мертвой точки, на которой она оказалась в результате принятия принципа геоцентрического строения мира, нужно было сделать очень смелый шаг, а именно: порвать с принципом комментирования древних авторов и заменить устаревшие концепции новыми взглядами, прежде всего признать реальность окружающего нас мира, и по-новому объяснить его строение. Этот смелый шаг впервые сделал Коперник.

Великий астроном-гуманист с большим уважением относился к мыслителям древности. Первоначально он намеревался лишь исправить труд Птолемея, которого высоко ценил. Эти исправления должны были заключаться в основании теории строения мира на принципе движения Земли. Однако вышло по-другому. Труд Коперника О вращениях небесных сфер не стал улучшенной теорией Птолемея, а явился совершенно новым произведением, подлинным фундаментом развития науки о Вселенной, коренным образом отличающейся от учений античного мира.

Революционность учения Коперника заключалась и в методике исследования, и в выводах. Известно, что методика исследования и осознание поставленной цели имеют огромное значение для каждого ученого. Коперник ясно видел эту цель - в познавании объективной правды о Вселенной, то есть в том, к чему стремятся современные ученые. Исследования, направленные на создание новой теории строения мира, он проводил не в отрыве от других научных проблем, а в тесной связи с ними. Так поступил он, связывая астрономические проблемы с земными явлениями. Он первым назвал Землю одной из планет и познанные на Земле физические законы перенес на небесные явления.

Одним из выдающихся достижений методической мысли Коперника было введение в теорию строения мира принципа относительности движений. Правда, этот принцип был в основном знаком античным математикам, однако никто до Коперника не применял его с целью выяснения наблюдаемых движений небесных светил.

Коперник последовательно проводил принцип относительности при интерпретации дневного движения небесной сферы и наблюдаемых перемещений Солнца и планет на небе. Сравнительно легко было, приняв принцип относительности движения, изложить аргументы в пользу движения Земли вокруг своей оси. Не трудно было также опрокинуть наивное утверждение Птолемея, что вращающаяся Земля могла бы разлететься и разбить все небо. Зато утверждение, что земная атмосфера участвует во вращательном движении Земли, требовало серьезных размышлений.

Еще большие трудности встретились на пути Коперника, когда он применял принцип относительности движения при объяснении наблюдаемого годового движения Солнца и движений планет. До Коперника в сущности один лишь Аристарх Самосский высказал конкретные мысли о движении Земли вокруг Солнца. Однако не подкрепленные достаточной научной аргументацией мысли эти игнорировались античными учеными и были забыты.

Коперник же не только ясно высказал мысль о движении Земли, но, последовательно применяя принцип относительности движения, логически увязал его с наблюдаемым на небе движением планет. Еще в геоцентрической теории Птолемея в движениях всех планет, как верхних, так и нижних, фигурировал звездный год, являвшийся по теории Коперника периодом обращения Земли вокруг Солнца, а по теории Птолемея - периодом обращения Солнца вокруг неподвижной Земли.

Существование такого рода связей между движением Солнца и планет в теории Птолемея было совершенно случайно, ибо оно не вытекало из положений теорий геоцентрического строения мира. И только в свете теории Коперника, на основе принципа относительности движений, эти связи стали логическим следствием центрального положения Солнца в планетной системе и движения Земли, как одной из планет, вокруг Солнца.

Ибо достаточно было в центре планетной системы вместо Земли поместить Солнце, а Землю и Луну перенести на место Солнца и рассматривать относительные движения планет, наблюдаемые с движущейся Земли, как движения тел, обращающихся вместе с Землей вокруг Солнца. Тогда эти необычные с точки зрения геоцентрической системы особенности движения планет стали простыми и понятными.

Кроме того, эти особенности в наблюдаемых передвижениях планет на небе послужили Копернику для вычисления размеров планетных путей вокруг Солнца по отношению к размерам орбиты Земли, благодаря чему удалось правильно разместить планеты в пространстве, что явилось крупным шагом вперед в познании планетной системы.

Нужна была большая смелость и независимость мышления, которыми был одарен Коперник, чтобы поменять местами Землю и Солнце в планетной системе. Это было не просто геометрическое перенесение центра системы с Земли на Солнце и описание наблюдаемых движений небесных тел в новой системе. Нужно было преодолеть привычные взгляды на мир, взгляды, сложившиеся на протяжении многих веков и освященные величайшими авторитетами, ибо с убеждением о неподвижности Земли были связаны религиозные догмы, против которых никто не осмеливался выступить, тем более, что непосредственное восприятие, казалось, говорит о неподвижности Земли.

Коперник отдавал себе отчет в смелости высказываемых им утверждений, а также в том, что он может подвергнуться нападкам за несоответствие его суждений тексту Библии. Однако, давая себе ясный отчет в том, что его суждения могут встретить отпор со стороны теологов, Коперник не отказался от опубликования своего труда. Он был глубоко убежден в правильности своих утверждений, отчетливо понимая, что его учение не является всего лишь удобной рабочей гипотезой, а отражает объективную реальность Вселенной.

Уже само последовательное проведение в теории строения мира принципа относительности в толковании движения планет принесло бы труду Коперника непроходящую ценность, но ведь великий автор книги О вращениях небесных сфер дал в своей работе еще и тщательный анализ наблюдений положения планет, сделанных древними астрономами и проведенных им самим. Этим труд Коперника отличается от множества написанных до него астрономических работ, авторы которых не заботились об истинном соответствии теории и фактов. Случалось, что факты резко противоречили теории, однако, несмотря на это, от теории авторы не отказывались. Примером здесь может служить созданная Птолемеем теория движения Луны, согласно которой Луна в квадратурах должна была находиться на расстоянии в два раза меньшем от Земли, нежели во время полнолуния или новолуния, хотя наблюдения противоречили этому. Находились такие интерпретаторы Птолемея, которые, подгоняя факты к теоретической концепции, утверждали, что Луна во время полнолуния расширяется, и поэтому угол, под которым виден ее поперечник, является таким же, как и во время квадратур.

Совсем по-другому подходил к наблюдаемым фактам Коперник. Для него единственным критерием правильности научной теории было ее соответствие истинному положению вещей. Именно в этом заключается великое методологическое значение труда Коперника для всех наук.

Требования методологической точности и логической последовательности, которым Коперник был верен во всех рассуждениях, способствовали правильной естественно-научной оценке явлений. Именно так, вполне по-современному, оценивал Коперник такие земные явления, как ветры и расположение морей; более того, он приписывал планетам такие же свойства, как и Земле, в частности, он полагал, что планеты, как и Земля, имеют шарообразную форму и им присуща тяжесть. До Коперника считалось, что небесные тела состоят из особого вещества - небесного эфира, не подчиняющегося известным на Земле физическим законам. Выдвинутое Коперником положение, что свойства небесных тел сходны со свойствами земной материи, привело в итоге к торжеству главного принципа современного научного мировоззрения - принципу единства материи во Вселенной.

Научный подход к окружающему нас миру, свободный от мистицизма и предрассудков, является характерной чертой труда Коперника, а также всей его деятельности как ученого. Это обнаружилось, между прочим, и в его отношении к астрологии. Почти все астрономы до Коперника и очень многие после пего с убежденностью занимались астрологией. Астрологией занимался также единственный ученик Коперника Рэтик; даже Иоганн Кеплер составлял гороскопы, а в молодости это делал и Галилей. Коперник же никогда не составлял гороскопов - ему совершенно чужды были астрологические предрассудки. В его труде нет о гороскопах ни строчки. Отделение астрономических исследований от астрологии, пользовавшейся в то время всеобщим признанием и большим уважением, - яркое свидетельство глубины и зрелости интеллекта ученого.

В научной деятельности Коперника следует особо отметить остро ощущавшуюся им необходимость тесной связи теории с опытом. Этим было продиктовано внимание Коперника к астрономическим наблюдениям. Умелое сочетание собственных наблюдений с наблюдениями, выполненными древними и средневековыми астрономами, позволило Копернику составить таблицы положения планет, которые были наиболее точными и удобными из всех существоваших в то время. Они вытеснили из употребления Альфонсинские таблицы и пользовались всеобщим признанием у астрономов и астрологов, ибо позволяли лучше определять положения планет.

Однако, несмотря на все эти огромные достижения, Коперник не сумел устранить из своей теории тормозившую ее развитие аксиому, гласившую, что небесные тела могут двигаться только равномерно по кругам. Правда, теория движения планет покоилась на логической основе - центр движения планет был перенесен на Солнце, а Земля отнесена к категории планет. Однако наблюдаемые движения планет не могли быть достаточно точно показаны Коперником при помощи сочетания круговых движений. Несомненным недостатком теории было то, что Коперник вынужден был ввести в ход своих рассуждений многочисленные эпициклы, но, что хуже всего, - Солнце не оказалось в общем центре всех планетных орбит.

Хотя принцип движения планет согласно теории Коперника был несомненно проще, чем в теории Птолемея, все же число кругов, которые Коперник должен был ввести для пояснения наблюдаемых движений планет вместе с Землей, было сравнительно велико, немногим меньше, чем в теории Птолемея. Поэтому система Коперника, изложенная в третьей, четвертой, пятой и шестой книгах труда О вращениях небесных сфер, в деталях довольно сложна кинематически, хотя эпициклы Коперника по сравнению с эпициклами геоцентрической теории Птолемея и невелики - самые большие из них исчезли, как отражавшие движение Земли вокруг Солнца.

Эти недостатки определялись категориями мышления тех времен, от чего Коперник не сумел еще освободиться. В частности, сохранение Коперником принципа равномерного движения планет по кругам вытекало из его убежденности в царящей во Вселенной гармонии, лучшим проявлением которой было то, что небесные тела движутся равномерно по кругам. Это положение Коперник постоянно и последовательно проводил во всех своих научных исследованиях. Он распространял его не только на Землю, но и на всю Вселенную, в которой Земля уже не занимала привилегированного положения по сравнению с другими планетами.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Естествознание»

на тему: «Николай Коперник»

Исполнитель:

Корнилова Анастасия Алексеевна

Екатеринбург 2008г.

Содержание

Введение

    История жизни

    Теория Николая Коперника

2.2 Суть теории Коперника

    Мировоззренческое значение теории Николая Коперника

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В средние века религиозные догмы занимали главенствующую роль в мировоззрении человека . Основной идеей, на которую опирались религии, была геоцентрическая модель мира. Земля и человек на ней считались центром вселенной, а звезды и другие планеты , обращающимися вокруг них. Все созданное, создано для человека, и последний является «венцом творения».

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными силами общества, религией и наукой, была астрономия .

Учение Коперника было революционным событием в истории науки . «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии...», - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в своих сочинениях.

Цель моей работы – изучить путь, размышления Николая Коперника, ведущие к открытию и понять, как гелиоцентрическое учение повлияло на мировоззренческие взгляды и развитие науки. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 г. в Торуни, торговом городе на Висле. Отец будущего астронома, тоже Николай, был богатым купцом, мать , Барбара, урождённая Ваченроде, - дочерью главы городского суда. Николай был четвёртым, младшим, ребёнком в семье. Начальное образование он получил в школе при костёле святого Яна. Когда ему исполнилось десять лет, отец умер во время эпидемии чумы, и заботу о детях взял на себя брат матери Лукаш Ваченроде, который в 1489 г. был избран епископом Вармийской епархии (Вармия – исконно польская земля , простирающаяся по берегам Вислы от города Торунь до Балтийского моря).

В 1491 г. он определил Николая и его старшего брата Анджея в Краковский университет, где они проучились четыре года.

Краковский университет был в ту пору знаменит своим резко выраженным гуманистическим уклоном, направленным против средневековой схоластики. Свободное, конечно, в известных пределах , и очень оживленное общение между академическими, церковными и просто просвещенными деятелями через университет и небольшие научные общества создавало высокий интеллектуальный потенциал, который не мог не оказать влияния на талантливого юношу. Здесь Николай увлекся астрономией . Этот интерес поддержали астрономические события, которыми были богаты годы его учебы, - три солнечных затмения, комета, соединение (видимое сближение) Юпитера и Сатурна . Тогда же Европу всколыхнула весть об открытии Христофором Колумбом заокеанских земель.

После Кракова братья продолжили образование в Италии, куда Лукаш послал их для получения степени доктора канонического (церковного) права. В Италии, которая в те времена была сердцем эпохи Возрождения, Николай и Анджей провели семь лет. Сперва они учились в Болонье, где Николай провёл ряд астрономических наблюдений. В Италии он познакомился с только что изданным сокращённым переводом на латынь «Альмагеста» Птолемея, выполненным Региомонтаном. В 1500 г. Николай посетил Рим, а после поездки на родину два года изучал медицину в Падуанском университете. В Италии он легко овладел древнегреческим языком. Знание этого языка позволило Копернику прочесть в подлиннике сочинения древних учёных – Аристотеля, Платона и, главное, Птолемея.

Получив степень доктора канонического права, 30-летний Коперник возвратился в Польшу и был избран каноником Вармии – членом высшей духовной и административной курии епископата. Он был всесторонне образован – гражданское и каноническое право , медицина, греческие и латинские авторы, математика и прежде всего астрономия. Но, быть может, еще более важным было то, что в годы странствий он общался со множеством знающих талантливых людей, окунулся в атмосферу подлинно научного обсуждения множества важнейших вопросов и как раз в ту пору, когда католическая церковь довольно благодушно смотрела на такие вольные рассуждения, не усматривая пока в них угрозы своему авторитету.

В отдаленную Вармию Коперник принес с собой новые знания и дух Ренессанса. Он принес с собой скепсис в отношении космологических построений великого эллинистического астронома – Птолемея, но ни у кого из общавшихся с ним астрономов он не заимствовал ничего положительного, созидающего новую теорию – по крайней мере ни от кого из известных нам.

Несколько лет Коперник жил в епископской резиденции, в Лидсбарке и находился в непосредственном подчинении епископа, своего дяди Лукаша, являясь одновременно его секретарем и врачом. В 1512 г. Лукаш Ваченроде скончался, и Коперник поселился в городе Фромборк в одной из башен крепостной стены, окружавшей собор. Это помещение, где ученый прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией; оно сохранилось до наших дней.

1 декабря 1514 г. в Риме состоялся собор Католической Церкви, на котором обсуждался вопрос о назревшей календарной реформе. Со времени принятия Церковью юлианского календаря действительное время весеннего равноденствия ушло от календарной даты на целых десять дней. Поэтому была создана уже не первая комиссия по реформе календаря, которая обратилась с просьбой к «императору, королям и университетам» прислать свои соображения по этому поводу. В число экспертов включили и Коперника. С того времени, возможно по просьбе комиссии, учёный занялся наблюдениями для уточнения длины года. Найденная им величина стала основой для календарной реформы 1582 г. Определённая Николаем Коперником длина года составляла 365 суток 5 ч 49 мин 16 с и превышала истинную всего на 28 с.

Тем временем обстановка в Вармии накалялась. Всё чаще случались набеги вооружённых банд со стороны орденской Пруссии. Переговоры и жалобы в Рим ничего не давали. Осенью 1519 г., когда Коперник возвратился во Фромборк, польские войска вошли на территорию ордена. В начале ноября 1520 г., в самый разгар войны с крестоносцами, он избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжо. Под командованием Коперника немногочисленный гарнизон Ольштына сумел его отстоять. Вскоре, после заключения перемирия, в апреле 1521 г. Коперник назначается комиссаром Вармии, а осенью 1523 г. – канцлером капитула.

В 1533 г. Копернику исполняется 60 лет, он еще выполняет отдельные административные и ревизорские поручения по Вармийской епархии. Все больше склоняется он к врачебным делам, в которых снискал себе широкую известность. Астрономические работы не отнимают больше у него много времени, они давно завершены, и Николаю Копернику остается подвести им итог.

2. ТЕОРИЯ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА

2.1 Размышления, предшествующие открытию

Кафедральный собор Успения Богородицы во Фромборке, в котором служил отец Николай, - одна из главных святынь польского католичества. Собор был окружён крепкой стеной с оборонительными башнями и мог, если надо, служить крепостью. Коперник выбрал для жилья не слишком уютное место – северо-западную башню соборной стены. На ее верхнем этаже он и устроил свой кабинет. Оттуда был выход на широкую крепостную стену с хорошим обзором. По ней можно было пройти к соседней башне, на которой была подходящая площадка для наблюдений другой части неба. Коперник собственноручно изготовил из дерева угломерные астрономические инструменты, подобные описанным в «Альмагесте». Среди них «трикветрум» - шарнирный треугольник, одна из планок которого наводилась на светило, а по другой велся отсчет, «гороскопий», или солнечный квадрант, - вертикальная плоскость с выступающим стерженьком в верхнем углу. Прибор устанавливался по линии север-юг и позволял по направлению полуденной тени в моменты солнцестояний судить о наклоне эклиптики к небесному экватору. Не менее важным инструментом была армиллярная сфера – вложенные друг в друга поворотные кольца , которые служили моделью небесных координат и давали возможность получать отсчёты по нужным направлениям.

Фромборк с точки зрения погодных условий и географического положения не был благоприятным местом для наблюдений, тем не менее Коперник много наблюдал, о чём можно судить по упоминаниям в его главном труде «О вращении небесных сфер».

Цель наблюдений Коперника заключалась не в открытии новых небесных явлений. Астрономы Средневековья занимались тем, что измеряли положения светил и сравнивали свои данные с результатами расчётов по схемам Птолемея. Многие поколения астрономов подправляли систему птолемеевых эпициклов, чтобы предсказывать положения планет более надёжно. В результате точность предсказаний оставляла желать лучшего, а Вселенная Птолемея усложнилась так, что было ясно – Бог не мог создать мир таким несуразным. В записи Коперника о наблюдении им Марса в противостоянии (по отношению к Солнцу) 5 июня 1512г. сказано: «Марс превышает расчет больше чем на 2 градуса». Как и другие астрономы, он думал об улучшении расчетных схем.

Первоначально и Коперник стремился сделать модель Птолемея более стройной и простой. В простоте, был он уверен, кроется истина . Путь к упрощению подсказал сам Птолемей , на страницах «Альмагеста» отвергнувший вращение и обращение Земли вокруг Солнца. Но то, что было несуразно полторы тысячи лет назад, стало предметом раздумий Коперника.

Движение Земли просто объясняло многие явления: годовое движение Солнца по эклиптике, прецессию земной оси (если уподобить Землю покачивающемуся волчку), «привязанность» Меркурия и Венеры к Солнцу, необычайную яркость Марса во время его противостояний и, наконец, петлеобразное движение планет (мы наблюдаем движущиеся планеты с движущейся Земли).

Тогда Коперник «принял на себя труд прочитать книги всех философов , которые только мог достать, желая найти, не высказывал ли когда кто-нибудь мнения, что у мировых сфер существуют движения, отличные от тех, которые предполагают преподающие в математических школах...». И он нашел у Цицерона , что мнения о вращении Земли вокруг оси придерживались пифагорейцы Экфант и Гикет. Аристотель сообщал о ее орбитальном движении согласно воззрениям пифагорейца Филолая. Коперник, к сожалению, не знал гелиоцентрической системы Аристарха Самосского, поскольку рассказ Архимеда о ней был опубликован в Европе после его смерти. Авторитет античных ученых укрепил Коперника в желании довести до конца гелиоцентрическую теорию.

2.2 Суть теории Коперника

Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как «Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях». Рукописное сочинение появилось около 1515 г. оно не было опубликовано при жизни автора. В «Малом комментарии» после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

Эта новая теория исходит из следующих требований:

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца

Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала XVI века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях, описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея.

Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры. Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.

Заканчивается «Малый комментарий» следующим утверждением: «Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет».

Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

2.3 «О вращении небесных сфер»

В «Малом комментарии» Коперник не дает математических доказательств своей теории, замечая, что «они предназначены для более обширного сочинения». Это сочинение – «О вращении небесных сфер. Шесть книг» («De revolutionibns orbium coelestium») – издано в Регенсбурге, в 1543г., оно разделено на шесть частей и печаталось под наблюдением лучшего и любимейшего ученика Коперника, Ретикуса. Автор имел отраду видеть и держать в руках это творение хоть на смертном одре.

В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а также изложены правила решения прямоугольных и сферических треугольников; во второй даются основания сферической астрономии и правила вычисления видимых положений звезд и планет на небесном своде. В третьей говорится о прецессии или предварении равноденствий, с объяснением ее попятным движением линии пересечения экватора с эклиптикой. В четвертой – о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой – о причинах изменения широт планет.

Написание «главной книги жизни» заняло больше 20 лет упорного труда. Астроном считал, что разработка гипотезы должна быть непременно доведена до чисел, больше того – до таблиц, чтобы полученные с ее помощью данные можно было сравнить с действительными движениями светил.

В начале книги Коперник вслед за Птолемеем излагает основы действий с углами на плоскости и, главное, на сфере, относящиеся к сферической тригонометрии. Здесь учёный внес в эту науку много нового, выступив как незаурядный математик и вычислитель. Среди прочего Коперник приводит таблицу синусов (правда, это название не применяет) с шагом в десять угловых минут. Но, оказывается, это лишь выдержка из более обширных и точных таблиц, которые он вычислил для своих расчетов . Их шаг составляет одну угловую минуту, а точность – семь десятичных знаков! Для этих таблиц Копернику потребовалось вычислить 324 тыс. величин. Эта часть сочинения и подробные таблицы были позже изданы отдельной книгой.

Книга «О вращениях» содержит описания астрономических приборов, а также новый, более точный, чем у Птолемея, каталог неподвижных звезд. В ней разбирается видимое движение Солнца, Луны и планет. Поскольку Коперник использовал только круговые равномерные движения, ему пришлось потратить много сил на поиски таких соотношений размеров системы, которые бы описывали наблюдаемые движения светил. После всех усилий его гелиоцентрическая система оказалась ненамного точнее птолемеевской. Сделать точной ее удалось только Кеплеру и Ньютону.

Книга также была снабжена анонимным предисловием , которое, как установил позднее И. Кеплер, было написано лютеранским богословом Осиандером. Последний, желая завуалировать прямые противоречия между Библией и учением Коперника, пытался представить его только как «удивительную гипотезу», не связанную с действительностью, но упрощающую вычисления. Однако истинное значение системы Коперника не только для астрономии, но и для науки вообще, было вскоре широко понято.

3. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА

Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико: оно произвело настоящую революцию не только в астрономии, но и во всем человеческом мировоззрении. Действительно, со взглядом на строение Солнечной системы неразрывно связан вопрос о положении Земли, а с ней и человека во Вселенной. Следовательно, астрономия входит как существенный элемент в миропонимание, обнимающее как философские, так и религиозные вопросы.

До Коперника, почти в течение 15 веков, Земля считалась единственным неподвижным телом Вселенной, центральной и важнейшей частью мироздания; все религии считали, что небесные светила созданы для Земли и человечества. Согласно же учению Коперника Земля – рядовая планета, движущаяся вокруг Солнца вместе с другими, ей подобными, телами. Поскольку Земля лишилась своего центрального положения и стала такой же, как и все остальные наблюдавшиеся на небе планеты, утверждение церковников о противоположности «земного» и «небесного» потеряло смысл. Возникла новая идея – о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Человек перестал быть «венцом творения», а превратился в обитателя одной из планет Солнечной системы. Из учения Коперника следовал общий вывод о том, что видимость есть только одно из проявлений многогранной действительности, ее внешняя сторона, а истинный механизм явлений лежит гораздо глубже.

Учение Коперника заставило пересмотреть и другие отрасли естествознания, в частности, физику, и освободить науку от устаревших и схоластических традиций, тормозивших ее развитие. После Коперника исследование природы, по существу, освободилось от религии и развитие науки пошло гигантскими шагами. Ф. Энгельс писал: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии..."

Новое научное мировоззрение завоевывало свои права в ожесточенной борьбе со старым мировоззрением , ярыми приверженцами которого были религиозные фанатики и реакционные ученые. Вначале все они отнеслись терпимо к учению Коперника, считая его систему мира лишь простой геометрической схемой, более удобной, чем система Птолемея, для вычисления положений светил на небе. Церковь не обратила внимания на философские следствия самой возможности постановки Земли в один ряд с другими планетами. Но уже к началу XVII в. религиозные круги хорошо поняли всю опасность для них учения Коперника и предприняли против него ожесточенное гонение. В 1616 году декретом инквизиции книга «О вращении небесных сфер» была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1832года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Утверждение гелиоцентрической системы мира представляет собой наглядную иллюстрацию к той бескомпромисной борьбе, которую на протяжении тысячелетий вели прогрессивные, передовые мыслители, стремящиеся познать объективную истину и законы развития мира, с представителями реакционных взглядов, сторонниками церковных догматов. Следует, правда, заметить, что гениальное творение Коперника не сразу подверглось гонению церкви. Основная причина этого состоит прежде всего в том, что трактат Коперника мог быть понят только высокообразованными людьми, умевшими разбираться в математических выкладках и формулах.

Намного быстрее поняли опасность учения Коперника для религии представители протестантства. Первые весьма резкие и оскорбительные нападки на Коперника со стороны основателей протестантского вероисповедания Мартина Лютера (1483-1546) и Филиппа Меланхтона (1497-1560) относятся уже к 1531 году. Эти представители протестантства сразу заметили глубокие расхождения и непримиримые противоречия между блестящими идеями Коперника и догмами библейских писаний и повели против нового учения фанатическую борьбу.

Первым защитником учения был Ретик, издавший «Первое повествование», еще при жизни Коперника. В 60-70 годах XVI столетия благодаря трудам Джона Фильда, Роберта Рекорда (1510-1558) и Томаса Диггса, коперниково учение получило некоторое распространение в Англии. Однако эти работы еще не делали систему Коперника известной широким массам. Лишь после того как в Европе раздалась страстная проповедь доминиканского монаха Джордано Бруно , гелиоцентрическая система мира заняла прочное место в умах людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Николай Коперник .

Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти. Учение Коперника было революционным событием в истории науки. "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы.

Гениальный реформатор естествознания, основатель новой астрономии, Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польской городке Торуни, расположенном на Висле. После смерти отца Коперника забота о семье переходит во властные руки брата матери, Луки Ватзетроде (1447-1512) , сыгравшего в жизни Николая исключительную роль. Он учился в лучших университетах того времени и, по-видимому, был незаурядной личностью. Начальное образование Николай Коперник получили в торуньской школе, а несколько позже он был переведен в кафедральную школу во Влоцлавске с целью подготовки для поступления в Краковский университет, славившийся во всей Европе высоким научным уровнем преподавания и лучшими гуманистическими традициями. На факультете свободных искусств, студентом которого был Коперник на первом году обучения, преподавались математика, физика, теория музыки. Здесь же он получил и

определенные познания в медицине. Большое внимание в преподавании уделялось учению Аристотеля, литературе Древней Греции и Древнего Рима. Астрономию читал известный профессор Войцех (Альберт) Бляр Брудзевский (1445-1497) , который в педагогической деятельности руководствовался лучшей в то время книгой по астрономии "Новые теории планет", написанной замечательным венским астрономом Пурбахом.

Воспитывая в молодежи глубокое уважение к древним мыслителям, оставившим грядущим поколениям впечатляющие астрономические результаты, Брудзевский учил сравнивать и сопоставлять различные теории и идти дальше простого освоения достижений древней науки.

Эту черту истинного исследователя Коперник пронес через всю жизнь

В 1497 году Коперник был избран каноником с официальным трехлетним

отпуском для получения ученой степени в Италии. Место каноника давало ему средства свободно продолжать свои ученые занятия.

Коперник провел в разных городах Италии почти десять лет, в течение которых стал образованным и широко эрудированным ученым.

Помня беседы по астрономии со своим профессором Брудзевским, Коперник увлекся астрономическими наблюдениями и стал помощником известного болонского астронома

Доменико Мариа ди Новара (1454-1504) , который также поощрял его посвятить себя астрономии.

В конце 1505 года Коперник навсегда покидает Италию и возвращается в родные

края. За девять лет пребывания в Италии Коперник из талантливого молодого человека превратился в ученого-энциклопедиста, математика, астронома и медика, впитавшего в себя все достижения теоретических и прикладных наук того времени.

Все исследователи жизни и научной деятельности Николая Коперника сходятся на том, что в этот период им осмыслены основные постулаты гелиоцентрической системы мира и начата ее разработка.

Авторитет Коперника как крупного ученого-математика и астронома, был настолько велик, что он получил от председателя комиссии по реформе календаря Павла Миддельбургского специальное приглашение высказать свое мнение относительно реформы. Конечно, Ватикан интересовался реформой календаря прежде всего для установления дат религиозных праздников, а не просто для правильного объяснения движений Солнца и Луны.

В ответ на просьбу председателя комиссии Коперник ответил, что считает реформу

преждевременной, так как для этого предварительно нужно существенно уточнить теории Солнца и Луны относительно звезд. Эти соображения также, несомненно, говорят о том, что уже в 1514 году (именно в этом году был поставлен вопрос о реформе календаря) Коперник серьезно размышлял над разработкой гелиоцентрического учения.

Один из величайших мыслителей человечества был похоронен во Фромборкском соборе без особых почестей. Лишь в 1581 году, т.е. спустя 38 лет после смерти, на стене собора против его могилы была установлена мемориальная доска.

БЕССМЕРТНОЕ СОЧИНЕНИЕ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА "О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР"

Из слов Коперника можно заключить, что уже в 1506-1508 годах у него

сложилась та стройная система взглядов на движение в Солнечной системе, которая и составляет, как принято сейчас говорить, гелиоцентрическую систему мира.

Но как истинный ученый, Николай Коперник не мог ограничиться высказыванием гипотез, а посвятил много лет своей жизни получению наиболее ясных и наиболее убедительных доказательств своих утверждений. Используя достижения математики и астрономии своего времени, он придал своим революционным взглядам на кинематику Солнечной системы характер строго обоснованной, убедительной теории. Следует заметить, что во времена Коперника астрономия еще не владела методами, позволяющими

непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца.

В учении вся гелиоцентрическая система мира преподносится лишь как некий способ расчета видимых небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мировоздания Клавдия Птоломея. Точка зрения Коперника в отношении предложенной им новой системы мира была совершенно иной. Католическая церковь не сразу оценила мощь того удара, который нанесло учение Коперника по вековым, казалось, незыблемым, религиозным догмам. Только в 1616 году собрание

богословов - "подготовителей судебных дел святой инквизиции" приняло решение об осуждении нового учения и о запрещении творения Коперника, мотивируя это тем, что оно противоречит "священному писанию". В этом постановлении говорилось: "Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священному писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно". Николай Коперник очень красиво и убедительно доказывает, что Земля имеет шарообразную форму, приводя как доводы древних ученых, так и свои собственные.

Все произведения Николая Коперника базируются на едином принципе, свободном от предрассудков геоцентризма и поразившем ученых того времени. Это принцип относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно. Понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается.

Интересны и оригинальные соображения Коперника касающиеся размеров видимой части вселенной:

"... Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному". Из этого видно, что Коперник придерживался правильных взглядов на размеры Вселенной, хотя происхождение мира и его развитие он объяснял деятельностью божественных сил.

Завершая характеристику труда Коперника, хочется подчеркнуть еще раз основное естественнонаучное значение великого произведения Коперника "О вращениях небесных сфер", которое состоит в том, что его автор, отказавшись от геоцентрического принципа и приняв гелиоцентрический взгляд на строение Солнечной системы, открыл и познал истину действительного мира.

Огромный рост естественнонаучного знания в эпоху Возрождения получил свое выражение в ряде откры­тий первостепенной важности. Осо­бенно большие успехи сделала математика. Строитель­ство больших зданий, прогресс в кораблестроении, радикальные изменения в военном деле, значительные изменения в системе и способах хозяйствования - все это требовало применения науки к производству. Раз­витие математики в Италии и в других странах Запад­ной Европы в XV-XVII вв. вызывалось именно этими потребностями. Так, в XV в. получили всеобщее рас­пространение арабские цифры, были воскрешены из забвения произведения античных математиков - Евк­лида, Архимеда и др. В конце XV и в XVI в. появля­ются произведения, в которых были превзойдены дости­жения античной математики. Ученые, занимающиеся математикой, стремились поставить ее на службу раз­вивающейся производственной практике; подобные устремления были почти неизвестны античности и тем более средневековью.

Исключительное значение в это время имело воз­никновение экспериментального естествознания. Как указывает Энгельс, именно в эту «грандиозную эпоху» были превзойдены достижения древних греков и средневековых арабов и возникло «современное естествозна­ние,- единственное, о котором может идти речь как о науке...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 608.)

Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на раз­витие материалистических тенденций в философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие от­крытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, раз­витие которой было обусловлено прежде всего потреб­ностями мореплавания и необходимостью исправления календаря. А поскольку богословско-схоластическое ми­ровоззрение было неразрывно связано с геоцентрической картиной мира, новые открытия в астрономии разрушали это мировоззрение. Важнейшим из этих от­крытий была гелиоцентрическая система великого поль­ского ученого Николая Коперника (1473-1543), зало­жившая основы научной астрономии.

Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, обоснованной Коперником в книге «Об обращени­ях небесных сфер» (1543), следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как счита­ли Аристотель, Птолемей, а за ними все схоластики и церковники, но вращается вокруг своей оси; 2) Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Все­ленной. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Движением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение Солнца относитель­но звезд, а также петлеобразное движение планет при наблюдении их с Земли.

Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника

Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Энгельса, польский ученый бросил «вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теоло­гии...» (Там же С.347)г. Теория Коперника оказала значительное воздействие на развитие философских идей и способство­вала углублению материалистического мировоззрения. Отношение католической церкви к теории Коперника первоначально было двойственным. С одной стороны, будучи заинтересованы в реформе календаря, церковники, как и многие ученые, обратили внимание на то, что кни­га Коперника дает возможность более точно вычислять движение планет, чем система Аристотеля - Птолемея. С другой стороны, многие церковники сразу поняли враждебность гелиоцентрической теории Коперника всей системе христианских взглядов на мир. Поэтому церковь рьяно защищала систему Аристотеля - Птолемея, по­скольку система эта составляла один из ее главных ми­ровоззренческих устоев.

Опровергая непосредственно чувственные представле­ния людей о неподвижности Земли и движении Солнца, открытие Коперника укрепляло и усиливало убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Этот гносеологический оптимизм, развивавшийся в дальней­шем в науке и философии, постепенно привел к выявле­нию материалистических революционных идей, вытекав­ших из теории Коперника. Но для того чтобы это про­изошло, наука и философия должны были преодолеть два фундаментальных заблуждения Коперника, свиде­тельствовавших о силе традиционных религиозных пред­ставлений, которые базировались на концепции Аристо­теля- Птолемея: 1. Хотя астрономические наблюдения убедили Коперника в том, что небо «неподвижных звезд» необъятно по сравнению с Землей, а расстояние до него неизмеримо велико по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, все же в принципе Коперник раз­делял господствующее убеждение в конечности мироздания. 2. Хотя Земля, согласно учению Коперника, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце. Коперник сохранил и аристотелевские идеально круговые орби­ты обращения планет вокруг Солнца, в связи с чем вы­нужден был сохранить часть эпициклов (малых кру­гов), которые будто бы совершают планеты в своем иде­ально круговом движении вокруг Солнца.

Опровержение этих ошибочных утверждений Коперника и тем самым дальнейшее развитие и выявление ре­волюционизирующей сущности его системы выпало на долю великого итальянского мыслителя Джордано Бруно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Очерк истории

Очерк истории.. Философии.. Под редакцией М Т Иовчука Т И Ойзермана И Я Щипанова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Марксистское понимание предмета истории философии как науки
История философии как наука всегда занималась и занимается исследованием возникновения и развития учений, дающих то или иное решение проблем философии, то или иное, материалистическое или идеалисти

Принцип партийности в истории философии
Марксизм-ленинизм исходит из того, что история философии всегда была и является ныне ареной борьбы партий в философии - материализма и идеализма; в этой борьбе находят свое выражение общественные и

Марксистский принцип историзма в применении к истории философии
Изучая и оценивая философски системы прошлого, марксизм подходит к, ним конкретно исторически Ленин говорил, что о мыслителях следует судить не по тому, чего они не дали в сравнении

История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии
Вокруг понимания истории философии, ее предмета и метода в настоящее время идет острая идеологическая борьба марксизма-ленинизма против реакционных идеалистических концепций совреме

Сущность марксистского метода в истории философии
Диалектический иисторический материализм видит в философии две стороны: познавательную, поскольку философия в той или иной мере осуществляет функции познания мира и в определенных условиях функции

Некоторые общие и особенные закономерности развития философии
Марксизм-ленинизм различает все общие диалектические, присущие всем формам развития бытия и познания, особенные закономерности, характерные для всех форм общественного сознания, в том числе и для ф

Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика
Философия, как и другие формы идеологии, характеризуется относительной самостоятельностью развитий. «Раз возникнув, всякая идеология, - писал Энгельс, - развивается в связи со всей совокупностью су

Основные периоды развития философии
Поскольку развитие философии, как и других форм общественного сознания, в конечном счете, определяется возникновением и развитием общественно-экономиче­ских формаций и их сменой, ма

Значение истории философии как науки
История философии есть философская и вместе с тем историческая наука. Изучение ее дает возможность понять развитие мысли человечества и ее закономерности, осмыслить великий опыт познания мира челов

Философия в Древней Индии
Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого

Джайнизм
В Результате развития древних учений «мудрецов» возникла философия джайнизма. Последний в ряду «мудрецов» - Вардхамана, живший, по преданию, в VI в. до н. э., получил прозвище Побед

Буддизм
В VI – V вв. возникает религиозное учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были

Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята
О первых учениях древнеиндийской философии судить не легко, так как сочинения, особенно произведения философов-материалистов, утеряны, а сообщения о древнейших учениях, идущие от по

Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта
В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. В этих системах тексты Вед рассматриваются в качестве священных книг подобно древнееврейской Библии и новозаветной

Философия санкхья
Очень древней формой философии в Индии было учение санкхья. Основатель его Капила жил, согласно некоторым источникам, около 600-х годов до н.э. Учение санкхья предполагает два начала: вeще

Материалестическая система ньяя
Основателем ньяи считается мудрец Готама (или Гаутама). Наиболее древние тексты школы восходят к III в. до н. э., остальные написаны не ранее чем в первых веках на

Материалистическая система вайшешика
Одна из наиболее зрелых систем древнеиндийского материализма - система ваишешика. Название школы происходит от слова «вишеша», означающего «особенность», и указывает, что для вайшеш

Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей
В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства основоположником которого был Конфуций (551-479 до н. э.). Он внес серьезный вклад

Учение Моцзы. Теория познания моистов
Против конфуцианской школы вы ступил Моцзы (Мо Ди) (479-400 до н. э.). Он призывал людей оказывать друг другу помощь независимо от социального положения. В противов

Учение Лаоцзы о дао и его последователи
В развитии философии Древнего Китая важное значение имел даосизм - учение Лаоцзы о дао - пути вещей. Основная идея Лаоцзы (VI-V вв. до н. э.) - жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а

Наивно-материалистические взгляды Сюньцзы
Наивно-материалистические идеи получили дальнейшее развитие в учении одного из крупнейших представителей конфуцианства - Сюньцзы (298-238 до н. э.). Сюньцзы в отличие от других конфуцианцев считал,

Материализм школы фацзя
Идеологами этих новых социальных сил были представители ведущего в то время идейного направления фанця (законники). Они были сторонниками установления государственных законов ради преобразования об

Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры
На рубеже нашей эры древнекитайское общество переживало глубокий кризис. Шли войны между различными группами знати, положение народных масс становилось все более тяжелым, восставали рабы, свободные

Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
Древний Вавилон и Египет были рабовладельческими государствами. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV -на

Греции и рима
Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII-VI вв. до н. э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Ита

Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развились рабовладельческое производство,

Пифагор
Выходцем с греческого Востока был также Пифагор из Самоса (ок. 580-500 до н. э.), переселившийся при тиране По­ликрате в Южную Италию, где он основал в греческом городе Кротоне рел

Возникновение противоположности диалектики и метафизики
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530-470 до н. э.). Гераклит по происхождению аристократ, отстранивш

Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
В V в. до н. э. в Южной Италии на­ряду с Элеей и городами, где жили пифагорейцы, новым очагом философской мысли стал сицилийский город Агригент, место деятельности Эмпедокла.

Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий
(V–IV вв. до н. э.) В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой

Атомистический материализм Демокрита
В V в. до н. э. возникает новая форма материализма - атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем, которого был Демокрит.После Зенона, доказывавшего, что гипотеза

Взгляды Демокрита на общество
Демокрит обнаруживает большой интерес к познанию общественных явлений. Политику он рассматривает как важнейшее ис­кусство, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладел

Аристотель
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель (384-322 до н. э.), создавший самобытное философское учение - одно из величайших в древне­греческой философии. Уроженец фра

Физика, космология Аристотеля
Если атомисты предполагали существование множества миров, а пифагорейцы - движение Земли вокруг центрального мирового огня, то космология Аристотеля гео­центрическая, т. е. основыва

Общественно-политическая теории Аристотеля
В своих исследованиях общественно-политической жизни Аристотель выдвинул ряд глубоких мыслей. Как отметил Маркс, Аристотель на­ряду с анализом явлений природы, общественных явле­ний

Первое течение охватывает период от IV В. до н. э. до III В. до н.э
и затем от I в. до н. э. и до II в. н. э. Основным уче­нием античного скептицизма был постулат воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с то

Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
В Риме, основой экономики которого издревле было земледелие, развитие рабовладельческих отношений оказалось тесно связанным с ростом государства в ка­честве сильной военной державы и с распростране

Борьба идейных течений в период раннего средневековья
В III-IV вв. нашей эры Китай пе­реживал глубокий кризис. В страну вторглись гунны, а за ними и дру­гие варварские племена. До конца VI в. вся северная часть Китая находилась под пятой иноземных зав

Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
Воззрения Хань Юя получили дальнейшее развитие в учениях неоконфуцианцев - братьев Чэн Хао (1032-1085) И Чэн И (1033-1107), а также Чжу Си (1130-1200). В истории китайской фи­лософии братья Чэн впе

Между материализмом и идеализмом
При династии Минов (1368-1644), когда резко обострились все противоречия феодального общества, матерйалистические учения, обращенные против неоконфуцианского идеализма, становятся

Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв
В XVI в. кризис китайского феодализма усугубляется новыми, все более частыми нападениями северных племен и нашествиями японцев. В середине XVII в. Китай был завоеван маньчжурами. В этот критический

Философская мысль в Индии
Феодальные общественные отношения в Индии заро­дились еще до нашей эры, но окончательную победу нового способа производства обычно относят к IV- VI вв. н. э. Завоевание Индии мусульманами в VII- VI

Философская мысль в Японии
Философская мысль в Японии зародилась в эпоху феодализма под влиянием китайской, индийской и ко­рейской философии. Господствующей идеологией в Япо­нии в XIII-XV вв. были конфуцианство и буддизм. Яп

Философская мысль в Византии
В эпоху феодализма в Византии, как и в других странах, от философии, считавшейся «служанкой бого­словия», требовали, чтобы она обосновывала догматы религии, доказывала бытие бога и бессмертие души.

Философская мысль в Иране
В Иране и сопредельных с ним странах Ближнего Востока с древних времен господствовал маздаизм (ре­лигия, в которой высшим богом признавался Ахурамазда, в греческой передаче Ормузд). В собрании свящ

Философия в арабских странах
В начале VII в. в Аравии в связи с глубоким пере­воротом в общественной жизни, связанным с разложе­нием первобытнообщинного строя и развитием фео­дальных отношений, возникает новая религия - ислам.

Арабоязычная философия на Западе
В то же время арабоязычная философия достигает блестящего расцвета на Арабском Западе (на территории нынешней Испании и в западной части Север­ной Африки). Дальнейшее развитие перипатетизм получает

Еврейская философия
В эпоху феодализма в тесной связи с арабоязычной философией разви­валась еврейская философия. Многие еврейские ученые в то время писали свои сочинения на арабском языке. В еврейской философии средн

Философская мысль Азербайджана
В Азербайджане феодальные отношения складываются в III-IV вв. В конце VII в. страна была завоевана арабами. Здесь, как и во всем Закавказье и Средней Азии, философская и общественно-политическая мы

Философская мысль Армении
Возникновение и формирование общественной и философской мысли в Армении относится к IV в., когда Ев стране начали складываться феодальные отношения. Значительное место среди армянских мыслителей эт

Философская мысль Грузии
В IV в. в Колхиде (Западная Грузия) существовала школа риторического и философского образования - средоточие античной культуры. В противовес церковной догматике уже в VI в. начинает складыватьс. св

Философия народов Средней Азии
Средняя Азия - один из древних очагов цивилизации. Феодальные отношения начали здесь склады­ваться в IV-VI вв. В IX-X вв. народы Средней Азии освобождаются от власти Арабского халифата, возни­кают

Феодальном обществе
На развалинах рабовладельческого философии в строя в Западной Европе возникло феодальное (крепостническое) общество. Основными его классами были крестьяне-хлебопашцы на землях, принадлежавших помещ

Христианская апологетика и патристика
Христианство на Западе не стало безраздельно господствующей религией. В Византии и Риме, в эллинизированных центрах Пе­редней Азии и Северной Африки, в принявших новую веру странах Западной Европы

Августин
Из всех западных «отцов церкви» наибольшее влияние на развитие философии феодального общества вплоть до XIII в. ока­зал Августин (354-430). Уроженец Тагаста в африкан­ской Нумидии,

Реализма с номинализмом
Главным направлением в развитии философии феодального общества была так называемая схоластика (от латинского слова schola - школа) - философия, преподававшаяся в школах, а с середины XII в. - в уни

Реализм» XIIв
В XI в. видным «реалистом» был уроженец Северо-Западной Италии Ансельм (1033-1109). Он начал свою деятельность в Нормандии, с 1903 г. и до своей смерти был архиепи­скопом Кентербер

Мистика в западной философии XII в
Мистикой называют веру в способность человека вступать в непосредственное общение с богом, «ра­створять» собственную личность в личности бога. Субъ­ективное чувство (иллюзию) связи или единения с б

Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в
XIII век был вершиной развития западной схоластики, эпохой ее зрелости и расцвета Причины этого подъема в конечном счете корени­лись в развитии общественной жизни. XIII век - время значительного ро

Главные представители схоластики XIII в
Самыми крупными схоластиками XIII в. были Альберт Больштедтский, Фома Аквинский, Дуне Скот и Раймунд Луллий. Альберт Больштедтский происходил из г

Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон
XIII век выдвинул не только крупных систематизаторов схоластики, но и ряд видных ученых. Крупней­шим из них был Роджер Бэкон (ок. 1214-1292). Образова

Номиналисты XIV в. Школа Оккама
XIV век был ознаменован новым плодотворным для философии и науки подъемом номинализма. Крупнейшим его деятелем был Уильям Оккам (ок. 1300 - ок. 1350).

Философская мысль в России в ix-xvii вв
На протяжении многих веков славянским народам пришлось вести упорную борьбу с гуннами, аварами, хазарами, печенегами, половцами и другими степными кочевниками, пытавшимися покорить их. В VI-VIII вв

Философские идеи в произведениях ХI – ХIV вв
В «Повести временных лет» Нестора ставится вопрос, «откуда есть пошла Русская земля». Автор за­дался целью проследить историю древних славянских народов, показать исконную об

Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв
Передовую мысль России в XI¾XIII вв. особенно волновали судьбы страны, вопросы о том, как покончить с удельной раздробленностью и враждой княжеств, как отстоять

Социальная философия в России в XV–XVII вв
Монголо-татарское иго XII-XV вв. нанесло Руси колоссальный урон, неслыханные бедствия и страшные опустошения. Оно на столетия задержало экономиче­ское, политическое и духовное разви

Философская мысль в XVII в
Видный писатель и мыслитель - Симеон Полоцкий (1629-1680) ратовал за «доброе» законодательство и «хороших» правителей, осуждал тиранов, невежество. В «Вертограде мног

Возникновение буржуазной гуманистической культуры
Отмеченные выше социально-экономические изменения привели к возникновению довольно многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. Если в средние века ученые и философы, как правило,

Политические и социологические учения
Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т. д. Один из главных моментов нового взгляда на общество - понимание общества как суммы независимых друг о

Николай Кузанский
Первым выдающимся пантеистом рассматриваемой эпохи был Николай Кузанский (1401-1464). Он идеалистически решал основной вопрос философии: природа, включая и чело­века, предст

Джордано Бруно
Характеризуя эпоху Возрождения, Энгельс указывает, что это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породи­ла титанов по силе мысли, страсти и характеру...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,

Натурфилософские взгляды Бруно
В учении о Вселенной итальянский мыслитель высказал еще одну очень важную мысль, порывавшую с аристотелевско-схоластическим представлением о принци­пиальной противоположности вещества Земли, состоя

Леонардо да Винчи
Среди блестящего созвездия художников, скульпторов и ученых выделяется своей многосторонностью и ученостью Леонардо да Винчи (1452-1519). Образование он получил в х

Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономи­ческие открытия, сделанные Галилеем с помощью скон­с

Галилей как представитель механистического материализма
Отмеченная особенность разработанной Галилеем методологии определила и отличительные черты его философских воззрений, которые в целом можно охарактеризовать как черты механисти­ческ

Основоположники буржуазной философии Ф. Бэкон и Р. Декарт
В течение XVI-XVII вв. в наиболее передовых стра­нах Западной Европы в недрах старого, феодального общества развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия все более выделяется

Френсис Бэкон
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы был Фрэнсис Бэкон (1561 -162

Проблема метода в учении Декарта
Как и Бэкон, Декарт видит важнейшую цель знания в господстве человека над силами природы и в усо­вершенствовании самой человеческой природы. Он ищет, безусловно, достоверный исходный тезис для всег

Томас Гоббс
Великий английский материалист Томас Гоббс (1588 – 1679) был современником английской буржуаз­ной революции, открывшей новую эпоху в истории Англии. Правда, после р

Учение Т. Гоббса о природе
Гоббс, как указывает Маркс, был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по учению Гоббса, есть совокупность тел, ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанц

Учение Т. Гоббса о познании
Эти материалистические и атеистические положения определяют общий характер теории познания Гоббса. Познание осуществляется посредством «идей». (Термин «идея» в английской философско

Учение Гоббса о государстве и праве
Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В этом учении он пытается разложить такое сложное целое, как государство, на его основные элементы, а послед

Философия Спинозы
В середине XVII Нидерланды были, так же как и Англия, передовой капиталистической страной Европы. Уже во второй половине XVI в. в Нидерландах про­изошла буржуазная революция. В резу

Учение Спинозы о познании
Теория познания Спинозы, как и все его учение, имеет материалистиче­ский и рационалистический харак­тер. Низшую ступень знания, по его мнению, составляет знание, основывающееся на воображении. Это

Атеизм Спинозы
Спиноза сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия Нового времени. Свои понятия о религии и свой взгляд на ветхозаветную Библию Спиноза изло­жил в обширном «Богословско-пол

Материалистическая философия Локка
Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Джон Локк (1632-1704). Он обосновал принцип материали­стического сенсуализма - происхожден

Социально-политические взгляды Локка
Локк разработал также учение о государстве, о государственной власти и о праве. Учение это - одна из виднейших в XVII в. теорий «естест­венного права». Кроме свободы, по мнению Локка, в естественно

Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
Философия Локка оказала сильное влияние на раз­витие английского Просвещения XVII-XVIII вв. (так называется широкое философское течение, направлен­ное против идеологии феодального общества). Просве

Субъективный идеализм Беркли
Джордж Беркли (1684-1753) родился в Ирландии в английской дворянской семье. Образование он получил в Дублинском университете. Здесь господство­вал дух схоластики. Главными п

Агностицизм Д. Юма
Английский философ, психолог исто­рик и экономист Давид Юм (1711 - 1776) был современником Беркли. Он испытал его влия­ние, но отклонился от него в своих выв

Объективный идеализм Лейбница
В сравнении с Нидерландами и Англией Германия второй половины XVII в. была страной отсталой. Вслед за потерпевшей неудачу. Крестьянской войной (1525 г.) в XVII в. разразилась Тридцатилетняя война,

Учение Лейбница о бытии
Так же как Декарт и Спиноза, Лейбница развивает учение о бытии в фор­ме учения о субстанции. Декарт свел материальность, или телесность, к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть

Французское Просвещение XVIII в
История Франции второй половины XVIII в. являет классический пример того, как в политической оболочке феодального общества развивается и зреет обществен­ный уклад нового, капиталистического обществ

Вольтер
Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказалВольтер (Франсуа Мари Аруэ,1694- 1778). Чрезвычайно одаренный, Вольтер вошел в исто­р

Кондильяк
Этьенн Бонно де Кондильяк (1715- 1780)-один из самых основатель­ных и систематических умов французского Просвещения. В развитии философии Кондильяка можно выделить три периода. В п

Немецкое Просвещение
В XVIII в. Германия развивалась по капиталистиче­скому пути, однако в сравнении с Англией и Францией развитие это было замедленным, запоздалым и ему при­ходилось преодолевать большие препятствия.

Лессинг
Над всеми деятелями немецкого просвещения возвышается гигант­ская фигура Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781). Он был одновременно выдающимся писателем, драма­тургом, критиком, э

Французский материализм XVIII в
Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский ма­т

Учение французского материализма о познании
На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания от опыта, от ощущений, преобразующихся на более высо­кой ступени развития в фор

Учение французского материализма о человеке и обществе
В учении об обществе французские материалисты остаются еще, как и все домарксистские философы, идеалистами. Однако они выступают против идеалистически-теологического понима­ния исто

Энциклопедия
Дидро был самым выдающимся мыслителем в кругу французских материалистов XVIII в. Он превосходил Ламетри, Гольбаха и Гельвеция своей разносторонней одарен­ностью и влиянием, какое ег

Конца XVII - первой половины XVIII в
С XVII в. в России в недрах господствующего фео­дально-крепостного строя на основе роста товарного производства начинают постепенно складываться но­вые, буржуазные экономические отношения. Одновре­

Материализм М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 -1765) был выдающимся ученым-естествоиспытателем и мыслите­лем-материалистом, оставившим неизгладимый след в развитии естественнонаучной и

Материалистическое учение Ломоносова о природе
Великой заслугой Ломоносова было то, что он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступил против мистицизма и идеализма, проложил новые пути в науке, соединяя сме

Теория познания
В теории познания Ломоносов придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал чув­ственные восприятия, перерабатываемые затем разу­мом в понятия и идеи. Все изм

Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в
Общественно-политические взгляды русских просве­тителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733-1788), Семена Ефимовича Десницкого

Философские идеи просветителей
Поставив вопрос о назначении философии, Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стре­мились освободить ее из-под опеки теологии, тракто­вали ее как вполне самостоятельную науку, доказыва

Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
В условиях господства религиозно феодальной идеологии большоезначение имели труды «Рассужде­ние из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» Аничкова (1769), «Юриди

Социологические идеи
В своих трудах русские просветители ставили вопрос о естественном праве и общественном договоре. Поленов, Фонвизин, Новиков и другие делали из теории естественного права антифеодаль

Украинские просветители. Г.С. Сковорода
Самобытным украинским мыслителем в XVIII в. был Григорий Саввич Сковорода(1722-1794). Пос­ле обучения в Киевской духовной академии Сковорода долгое время путешество

Философские воззрения А. Н. Радищева
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - зачинатель революционной мысли в России, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубокий мыслитель-материалист.

Материализм Радищева
Материалистические идеи Радищева опирались на достижения естествознания XVIII в., учения французских энциклопеди­стов и русскую материалистическую традицию, идущую от Ломоносова. Материализм Радище

Социологические воззрения Радищева
Главной движущей силой общественного прогресса Радищев считал человеческий разум, просвещение. Вместе с тем большое значение в развитии общества он придает труду, выражая сожаление о том, что труд

Просветители и ученые-материалисты
Под влиянием Радищева антикрепостнические идеи в России в конца XVIII -начале XIX в. проповедовали В. Пассек, Ф. Кречетов, И. Пнин, А. Бестужев, В. Попугаев, А.Кайсаров, В.Ма­линовский

Философские и социологические взгляды декабристов
Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической и философской мысли России первой четверти XIX в. была деятельность дво­рянских революционеров-декабристов. Говоря об осво

Философские воззрения декабристов
Философские воззрения декабристов не были однородными. Большинство декабристов были атеистами и вольнодумцами, материали­стами в своих взглядах на природу. Так, декабристы Иван Дмитриевич Якушкин,

Декабристы-идеалисты
Часть декабристов придерживалась религиозных воззрений, признавала учение церкви о божественном промысле и провидении. П. Бобрищев-Пушкин, возглавивший на каторге так на­зываемую религиозную конгре

Эстетика декабристов
Эстетические идеи декабристов были изложены в литературно-критических статьях и художественных произведениях А. Бестужева, К. Рылеева, В. Раевского, В. Кюхельбекера и других; под их влиянием развив

Критическая философия» И. Канта
Иммануил Кант родился в 1724 г. в семье ремеслен­ника в Кенигсберге. Здесь же Кант учился, учительст­вовал, стал профессором университета, а впоследствии и его ректором; зде

Докриткческий» период в работах Канта
В работах «докритического» периода наряду с философскими произведениями важное место занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. В этих работах Кант поставил вопрос о развитии в при

Философские работы Канта «критического» периода
В работах «докритического» периода Кант находился под влиянием рационалистической философии Лейбница - Вольфа. Рационалисты - учители Канта - полагали, что реальная связь между причиной и ее действ

Учение Канта о знании
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями: субъектом и преди

Учение о формах чувственного познания
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в матема­тике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания не поня­тия, а чувственные

Учение Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
Кант разработал очень сложную по структуре теорию опосредствующих форм синтеза (связи) между категориями как чистыми понятия­ми рассудка и формами чувственного созерцания. В этом построении большую

Этика Канта
Что касается противоречия и свободы, то и оно, гово­рит Кант, не настоящее противоречие: человек посту­пает необходимо в одном отношении и свободно - в другом. Человек поступает необходимо, посколь

Социально-политические и исторические взгляды Канта
Социально-политические и исторические взгляды Канта складывались под влиянием идей французского и английского Просвещения, в особенности под влиянием Руссо. Вслед за Руссо Кант разв

Субъективный идеализм И. Фихте
Иоганн Готлиб Фихте родился в 1762 г. в крестьян­ской семье, рано выделился своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование. П

Соотношение проблем теоретической и практической философии
Начав с критики немецких феодальных отношений, став борцом за воссоединение Германии, Фихте выдвигает на первый план вопросы «практической» философии - иссле­дование морали, а также государственног

Этика Фихте
В «практической философии» Фихте - в его этике, учении о праве и государстве, учении о воспитании - центральным понятием является понятие свободы. Это понятие складывалось у Фихте под непоср

Объективный идеализм Шеллинга
Философия природы Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма - Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854). Он полу

Диалектический идеализм Гегеля
Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г, в Штутгарте в семье крупного чи

Философия природы
Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происхо­дит переход от «чистой» л

Философия духа
Третья часть философской системы Гегеля – философия духа – посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в ка

Система и метод в философии Гегеля
В философии Гегеля необходимо строго разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессив­ную сторону его учения) и гегелев­скую систему, т. е. его учение о природе и обществ

Мировая фундаментальная наука зиждется на догадках, теориях и трудах учёных, которым ниспослано свыше стать первооткрывателями. Таким уникальным человеком миру явился польский каноник Николай Коперник (1473 – 1543). Догадки и предсказания мыслителя, оформленные за более чем полвека лишь в несколько фундаментальных научных трудов, привели на средневековый костер Инквизиции многих талантливых последователей и популяризаторов его теорий. Он родился в ХV веке — слишком рано для безоглядного признания алхимиками и лжеучёными правильности его научных выводов.

Широта его научного кругозора поистине невообразима. Основные труды и открытия сделал в области экономики, математики и астрономии. В университете Кракова, куда он поступил в 1491 году, основной упор делался, естественно, на медицину и богословие. Но юный Николай сразу нашел отрасль науки, которая пришлась ему по душе – астрономия. Учёную степень в Кракове ему получить не удалось, и с 1497 года он продолжил образование в университете Болоньи. Руководил его астрономическими наблюдениями Доменико Новара. Копернику повезло с наставником в Болонье — ему читал лекции отец европейской средневековой математической школы Сципион дель Ферро.

К этому же периоду относятся работы, посвященные другой области науки – экономике. «Трактат о монетах» (1519), «Monetae cudendae ratio» (1528).

Крепость Коперника

Образование Коперника завершилось в 1503 году в университете Падуи. В те годы начало складываться мировоззрение молодого поклонника астрономии, которой он мог спокойно заниматься, превратив в обсерваторию северо-западную башню крепости Фромборк на Балтике.

Научные труды Николая, датированные началом ХVI века, были посвящены новой теории построения мира — гелиоцентрической. Она была впервые изложена в монографии «Малый комментарий…» (лат.Commentariolus ). В 1539 году ученик Коперника Георг фон Ретик простым и понятным языком рассказал в своей книге о смысле открытия наставника. Главная книга, над которой Коперник трудился более сорока лет, называлась «О вращении небесных тел». Он постоянно вносил исправления в неё, основываясь на всё более точных астрономических расчётах.

Впервые прочитав Птолемеевы размышления об устройстве мира, Коперник сразу заметил, что выводы научного древнего мыслителя весьма спорны, а способ изложения очень сложен и малопонятен простому читателю. Вывод Коперника был однозначен – центром системы является Солнце, вокруг которого вращаются Земля и все известные в то время планеты. Некоторые элементы теории Птолемея всё же пришлось признать – поляк не мог знать о том, что такое орбиты движения планет.

Труд о принципиальных постулатах гелиоцентрической системы впервые был издан Георгом Ретиком в Нюрнберге в 1543 году под названием «О вращении небесных сфер». Опасаясь преследования инквизиции, издатель книги теолог Андреас Озиандер написал к ней предисловие. Он назвал теорию специальным приёмом математического характера, предназначенным для упрощения процесса астрономических расчётов. Монография Коперника в целом напоминает «Альмагест» Птолемея, только книг меньше – шесть вместо тринадцати. Коперник без труда обосновал, что планеты движутся возвратно, то есть по кругообразным орбитам.

Математическая часть книги содержит сведения об исчислениях месторасположения звёзд, Солнца и планет на небосводе. Принципы движения Земли по орбите вокруг Солнца описаны Коперником с применением правила прецессии равноденствий. Птолемей её объяснить не мог, а Коперник абсолютно точно говорит об этом с точки зрения кинематики. Упоминает в своём труде Коперник о принципах и законах движения Луны и планет, рассматривает характер и причины солнечных затмений.

Окончательно теория гелиоцентрическая теория мира Николая Коперника сформирована в виде семи постулатов, которые напрочь отметали геоцентрическую систему. Она оказала огромное влияние на формирование мировоззрения потомков Коперника в изучении астрономической картины мира.

Пятьсот лет признания

Активная научная деятельность Коперника продолжалась до 1531 года. Он сосредоточился на медицине, и по мере возможности старался, наконец, подготовить к изданию свою научную теорию. Историки и биографы Коперника не имеют единого мнения по вопросу, удалось ли ему увидеть книгу напечатанной. 24 мая 1543 года он, находясь в коме, умер после тяжелого инсульта. Останки захоронения гениального поляка были обнаружены во Фромборкском соборе в 2005 году, идентифицированы и с грандиозными почестями перезахоронены на прежнем месте 20 мая 2010 года. Только в 1854 году Ян Барановский издал полное собрание сочинений Коперника на польском языке и на латыни.

Николай Коперник увековечен потомками в сотнях памятников и наименований. Трансурановый элемент Периодической системы Менделеева №112 носит название «коперниций». На просторах Вселенной живёт малая планета (1322) Коперник.