Семь пятниц на неделе. Фразеологизмы с числительными

Цель урока: дать понятие о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. Научить умению употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф ):

ВОДА НЕ РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ

Например, существуют слова:

вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь;

как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.

Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.
Висеть на волоске - никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

ИЗ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКИХ ПРЕДАНИЙ

В а в и л о н с к о е с т о л п о т в о р е н и е

По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.
Употребляется выражение в значении: суматоха, бестолковщина, беспорядок, неорганизованность.

Г о м е р и ч е с к и й х о х о т

Гомер – легендарный древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои его поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами. Смех их подобен раскатам грома.
Выражение «ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ» употребляется в значении: неудержимый, громкий смех; эпитет «гомерический» ещё и в значении: обильный, огромный.

Л а в р о в ы й в е н о к. Л а в р ы п о ж и н а т ь. Л а у р е а т

Вот сколько различных выражений обязано своим существованием скромному деревцу, листья которого хозяйки преспокойно кладут в кастрюльку «для вкуса».

У греков был миф: не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дерево. С тех пор вечнозелёное растение стало деревом Аполлона, покровителя поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтических, музыкальных, а потом и спортивных состязаниях. Затем те же почести стали воздавать и за военные подвиги.
«Пожинать лавры» стало значить: пользоваться плодами завоёванного успеха.

(АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП, ГАННИБАЛОВА КЛЯТВА, ГЕРКУЛЕСОВ ТРУД, ДАМОКЛОВ МЕЧ, ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ, ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ, ЯБЛОКО РАЗДОРА, ЭЗОПОВ ЯЗЫК И ДР. см. в книге «Русский язык. Учимся играя» В.Волина, Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.)

II. Лексические задания.

1.Фразеологический зверинец.

а) вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как … Надут как …
Хитёр как … Нем как …
Труслив как … Грязный как …
Здоров как … Упрям как …
Изворотлив как … Болтлив как …
Колючий как …

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);

б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.

(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).

в) прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты. (см. книгу «Русский язык Учимся играя» В.Волина стр.471). (Приложение № 1 .)

2. Соревнование «Кто больше?»

(Класс разбивается на 3 группы, каждая группа на листке бумаги должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.)

Ответ:

Язык (язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, язык до Киева доведёт, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами, не сходить с языка.)

Глаз (мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.)

Нос (задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, не видеть дальше собственного носа, вешать нос, зарубить на носу, держать нос по ветру, встретиться нос к носу.)

3. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

Валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо); лёгкая рука; умывать руки; взять себя в руки; дать руку на отсечение; как без рук; мастер на все руки; прибрать к рукам; сидеть сложа руки.

4. Загадки – шутки.

а) Есть ли ноги у газеты, книги?
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответы: а) наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) вверх ногами; б) ясно как дважды два четыре; в) их можно… согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

5. Что это?

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

6. Как об этом говорят?

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём- нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

7. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

8. Вместо фразеологизмов – синонимы.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой.)

9. « Ни – ни!»

Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни».

(Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять.)

10. Рисунки – подсказки. (Стр.475, книга «Русский язык Учимся играя», В.Волина, г.Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.) (За приложением № 2 обратитесь к автору).

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Подобрать 3–4 статьи из фразеологического словаря и из словаря «Крылатые слова», объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений);
  2. Сделать свои рисунки к фразеологизмам, которые выбрали из словаря.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Экономический - относящийся к экономике, хозяйственный. Экономическая сфера.

Человеческий - достойный звания человека, отзывчивый, гуманный. Человеческий подход.

Человечий - относящийся к человеку, принадлежащий, свойственный ему. Человечий род

Обличие - лицо, наружность. Странное обличие.

Обличение - порицание, разоблачение. Обличение порока.

Существо - предмет индивидуализированный и обладающий душой. Живое Сущность - философское постоянное основное свойство вещи, без которого она немыслима; атрибут субстанции. Сущность индивида.

Проблемный - заключающий в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-либо проблемы. Проблемная статья.

Проблематичный - предположительный, только вероятный, неокончательный, остающийся проблемой. Проблематичное объяснение.

Удачный - успешный. Удачный день.

Удачливый - счастливый, тот, кому везет. Удачливый человек.

Задание 4

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

Запишите исправленный вариант.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либералами, относились равнодушно к вопросам религии.

2. Среди собравшихся преобладали представители молодежи.

3. Девушка по секрету призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее больше подходит ее внешности.

4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько ограничиваются финансовые расходы.

Задание 5

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

1) о том, кто часто меняет свои решения - у него семь пятниц на неделе;

2) о том, кто часто бездельничает - он бьет баклуши, плюет в потолок;

3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати - явился, как черт из табакерки, нелегкая принесла;

4) о кротком, безобидном человеке - тише воды, ниже травы, он и мухи не обидит;

5) о человеке высокого роста - как верста коломенская, как каланча пожарная;

6) о болтливом человеке - язык без костей;

7) о бесследном исчезновении кого-либо - канул в лету, как под землю провалился;

8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон - попасть между молотом и наковальней, из огня да в полымя;

9) о чувстве большой неловкости, стыда - готов сквозь землю провалиться;

10) об очень дальних родственниках - седьмая вода на киселе;

11) о бесшабашном человеке - без царя в голове;

12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо - черт ногу сломит, как в авгиевых конюшнях;

13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного - вчера родился, с луны свалился, дубина стоеросовая.

Грамматика

Задание 1

Определите род существительного.

Мужской род - кофе, тюль, атташе, ВУЗ, кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, сулугуни, шимпанзе, пемоксоль, Хоккайдо.

Женский род - иваси, пемоксоль, колибри, авеню, салями, цеце, плащ-палатка, «Юманите».

Средний род - повидло, ООН, коммюнике, меню, купе, пени, реле, сабо, танго, эскимо.

Множественное число - бигуди.

Задание 2

Запишите имена существительные в форме множественного числа.

1. Заводские (корпус) - корпуса

2. Опытные (штурман) - штурманы

3. Морские (порт) - порты

4. Молодые (инженер) - инженеры

5. Опытные (бухгалтер) - бухгалтеры

6. Дорожные (инспектор) - инспекторы

Задание 3

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.

Запишите полученный вариант.

Нет (петля) - петли

1. Пачка (макароны) - нет пачки макарон

2. Группа (грузины) - нет группы грузин

3. Пять (кочерга) - нет пяти кочерег

4. Килограмм (мандарины) - нет килограмма мандаринов

5. Порция (оладья) - нет порции оладий.

Задание 4

Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.

Мужские имена, оканчивающиеся на согласный, -й, -ь, склоняются, как обычные существительные мужского рода.

Мужские и женские имена, оканчивающиеся на -а, склоняются, как любые существительные с таким окончанием.

Мужские и женские имена на -я, -ья, -ия, -ея, независимо от языка, из которого они происходят, склоняются как существительные, имеющие данные окончания.

Русские женские имена, оканчивающиеся на мягкий согласный, склоняются, как существительные женского рода 3 склонения (дочь, печь).

Имена с прочими окончаниями не склоняются

1. Наталья не любила произведения Эриха-Марии Ремарка.

2. Мне очень нравились фильмы с Фанни Ардан.

3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии Дитмара Эльяшевича Розенталя.

4. После матча мне удалось взять автограф у самого Александра Буре.

5. На занятии мы долго спорили о концепции Александра Владимировича Бондарко.

6. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении Марселя Марсо.

7. У Этели Лилиан Войнич только три законченных романа.

8. В молодости он снимался с Чарльзом Чаплиным.

9. Это пособие составлено Валентиной Даниловной Черняк.

10. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю.Нагибин писал совместно с Акирой Куросавой.

Язык как средство общения

Задание 1

Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).

1. Что такое литературный язык? Перечислите основные признаки литературного языка.

Литературный язык - общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык - это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Признаки литературного языка:

1) наличие письменности;

2) нормированность - достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка;

3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;

4) стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;

5) относительная устойчивость;

6) распространенность;

7) общеупотребительность;

8) общеобязательность;

9) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

2. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? Подберите образцы текстов (8 - 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.

Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

1) Научный стиль -- стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля -- наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

«Предложенная в работе архитектура вычислительной системы массового параллелизма, поддерживает модель вычислений, основанную на управлении данными (data driven computation): вычисление операции (программы узла) активизируется появлением операндов на всех входах узла. Следствием этого принципа является необходимость использования глобальной ассоциативной памяти для сопоставления токенов-операндов, что порождает следующие проблемы:

1. Во избежание блокировки системы, связанной с переполнением АП, требуется потенциально очень большой объем АП, хотя реально используется лишь небольшая ее часть.

2. Ограниченная производительность в связи с необходимостью выполнять обработку запросов последовательно.

3. Энергия, потребляемая АП в режиме поиска очень велика, поскольку необходимо выполнять сравнение со всеми хранимыми ключами, а не только с тем, который совпадет.

Следует отметить, что все три проблемы технически связаны между собой: любую из них в отдельности решить легко за счет остальных. В свое время удалось радикально улучшить ситуацию по все трем проблемам за счет разделения АП на много небольших модулей АП (МАП). Это удалось, поскольку класс запросов, порождаемых моделью вычислений таков, что по ключу и маске токена можно сформировать поисковый код, по которому требуется простое совпадение (за исключением глобальных токенов). Любая хеш-функция от этого кода может служить адресом (номером) модуля АП, в котором должны встретиться токены, порождающую пару»

2) Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

«Очерк первый. Рождение учета.

Мы никогда не знаем подлинное начало: кто скажет, в какую минуту начался день? Когда возникло то или иное государство? С зачатия или рождения начинается жизнь человека? Все это - вопросы, на которые нельзя дать однозначного очевидного ответа. Точно такие же тонкости связаны и с возникновением бухгалтерского учета, ибо доподлинно никто не знает, когда из “ничто” произошло “нечто”.

И в самом деле - на вопрос “когда родилась бухгалтерия” ответить трудно. Обычно можно услышать три ответа:

6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

Ясно одно: истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за несколько тысячелетий до нас»

3) Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок.

«Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей»

4) Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность

«Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я - редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?»

5) Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

«Микки следовал за своим другом, пока вода не дошла ему до шеи. Тогда он остановился. Огонь был уже совсем близко и мчался к озеру со стремительностью скаковой лошади. Из-за вершин еще целых деревьев на озеро обрушилось черное облако дыма и пепла. Через несколько минут все было поглощено непроницаемым жарким мраком, в глубинах которого начали раздаваться дикие, пронзительные звуки: лосенок отчаянно звал мать, а она отвечала ему испуганным мычанием, тоскливо выл волк, в ужасе тявкала лисица, и, заглушая все остальные голоса, исступленно кричали две гагары, чье гнездо исчезло в огне. К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем.»

Задание 2

Прочитайте фрагменты газетных статей.

Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.

1. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги. выделенные из федерального бюджета, используются не по назначению, поступает постоянно.

2. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. В программе предложена новая концепция музыкальных передач, ставших более модными, стильными, современными, с добавлением большого количества компьютерных доработок и с применением новой техники монтажа.

4. Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы невероятно много. Я спросил у И., постоянного посетителя встреч с А. Кашпировским, о его ощущениях. Он рассказал, что после первого сеанса он испытывал такие чувства, что еле мог шевелиться.

Задание 3

Устраните тавтологию, используя синонимы.

Запишите отредактированный вариант.

1. В своей работе руководители детских учреждений пользуются методической литературой.

2. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми и он знает их возможности.

3. Нередко можно увидеть человека, пренебрегающего законами уличного движения.

4. Он снова ощутил охватывающее болезненное чувство одиночества.

5. Смысл в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все.

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Правописание безударных гласных в корне, гласных после шипящих и "ц" в разных частях речи, окончаний глаголов. Раздельное правописание "не" и "ни" с разными частями речи. Расстановка знаков препинания в тексте. Значения слов с разными ударениями.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2012

    Принадлежность текста к определенному стилю. Правильная расстановка знаков препинания. Основные лексические, морфологические и синтаксические черты текста. Ошибки в употреблении существительных, прилагательных, числительных. Расстановка ударения в словах.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2012

    Сущность речевой деятельности, ее значение для человека, этапы осуществления и свойства. Положение русского языка в мире. Понятие и признаки литературного, научного и разговорного языка, нормы и современные тенденции. Культура устной и письменной речи.

    учебное пособие , добавлен 08.05.2009

    Сущность и особенности морфологических норм русского литературного языка. Основные правила трудных случаев употребления имен существительных. Анализ содержания понятий "чистота речи", "уместность" и "понятность речи". Жаргонный характер профессионализмов.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2010

    Диалог и монолог в устной и письменной формах речи. Разновидности речи. Употребление устойчивых словосочетаний. Стандартизованный характер письменной речи. Случаи употребления языковых средств с точки зрения их принадлежности к устной или письменной речи.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Правила правописания и смыслоразличительная роль орфографии и знаков препинания в русском языке. Особенности написания безударных гласных в корне слова, а также правописание приставок, суффиксов, окончаний и предлогов. Расстановка запятых в предложениях.

    практическая работа , добавлен 12.01.2010

    Создание русского литературного языка. Виды литературного нормированного языка (функциональных стилей): научный, публицистический, официально-деловой, художественный и разговорный. Нелитературные типы речи: просторечие, жаргон, сленг, нецензурные слова.

    презентация , добавлен 16.09.2013

    Работа над стилями литературного языка. Изучение лексики, словообразования, орфографических и пунктуационных норм оформления официальных документов и деловых бумаг. Исследование языковых норм письменной и устной речи, фонетики, графики и фразеологии.

    методичка , добавлен 22.11.2011

    Происхождение русского языка. Характеристика понятия "культура речи". Функциональные стили литературного языка. Нормативный аспект культуры речи. Организация вербального взаимодействия. Основные единицы речевого общения. Понятие об ораторском искусстве.

    учебное пособие , добавлен 27.07.2009

    Становление норм современного русского литературного языка от А.С. Пушкина. Кодифицированные нормы литературного языка. Коммуникативный аспект культуры речи, выработанный в литературе и народной жизни. Стили речи, культура речи, этика и владение языком.

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Семь пятниц на неделе

Семь пятниц на неделе

Это выражение переносит нас из древней приказной Москвы, Москвы дьяков и подьячих, в Москву департаментов, секретарей, столоначальников, то есть в XIX век.

С. В. Максимов в книге «Крылатые слова», вышедшей впервые в 1890 году, уже дал то толкование поговорке про семь пятниц на неделе, которое бытует и сейчас. «Роковое мистическое число семь, примененное к одному из дней недели, - пишет С. В. Максимов, - обращается в справедливый упрек тем общественным деятелям, на которых ни в каком случае нельзя полагаться и им доверять. Это люди, давая обещания твердые и надежные, по-видимому, не исполняют их… виляют и обманывают, отлагая со дня на день на все семь дней недели».

Правда, затем он, отклоняясь от прямого истолкования происхождения этого выражения, переходит к рассказу о том, что на Руси с языческих времен пятница считалась праздничным днем.

Один из рецензентов поправил Максимова: «…Потому семь пятниц на неделе, что некогда в Москве на Красной площади вдоль Кремлевской стены стояло пятнадцать церквей и между ними большинство Пятницких», то есть во имя Параскевы Пятницы. Максимов возражал: «…Как могло уместиться столько зданий, хотя бы и малого размера, на таком сравнительно небольшом пространстве?»

Полемика увела от сути дела, и поскольку Максимов, в общем, ясного и определенного толкования выражения не дал, то версия про церкви на Красной площади получила широкое распространение.

Новейший толковый словарь (Шанский Н. М. и др. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., «Русский язык», 1987) дает выражению «Семь пятниц на неделе» такое толкование: «О том, кто часто меняет свои решения, мнения. Собств. русск. Примерно с XVIII в. В пятницу, которая была свободным от работы днем, в базарный день, устраивались всякие сделки (прежде всего торговые), заключались они обычно в присутствии свидетелей, нанимаемых за определенную плату. Если нужно было расторгнуть договор, зарегистрировать его выполнение и т. п., то это делалось опять-таки в пятницу, в присутствии тех же свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы». На наш взгляд, объяснение неубедительное, поскольку свидетели никогда не влияли да и не могли влиять на сделки, тем более свидетели, «нанимаемые за определенную плату».

Однако имеется возможность восстановить биографию выражения «Семь пятниц на неделе». Именно биографию, потому что оно не пребывало неизменным с момента своего возникновения, а изменяло свое значение с течением времени.

Пятница - особо важный день в христианской религии: в пятницу был казнен Христос. В дальнейшем в народных воззрениях на пятницу соединились самые различные языческие, бытовые и социальные обычаи, суеверия и предрассудки, выразившиеся в запрете работать в этот день. А раз можно не работать, значит, пятница - праздник, что и отразилось в пословице, помещенной в «Толковом словаре» В. И. Даля: «Семь пятниц (семь праздников) на неделе».

Главное влияние на запрещение работать в пятницу («Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться», «Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает». В. И. Даль) во времена крепостного права имели не религиозные праздники, приходившиеся на пятницу, а социальные условия. Царскими указами помещикам запрещалось занимать крепостных крестьян барскими работами только в субботу и воскресенье. Поэтому только в эти дни мужик мог работать на себя.

Помните, у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

«- Бог в помощь, - сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. - Бог в помощь, - повторил я.

Спасибо, барин, - говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.

Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он.

Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?

В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?

Не одни праздники, и ночь наша».

И вот поскольку из своих дней мужику для отдыха было выкроить нечего, то оставался единственный выход: посягнуть на барщинные. Вот откуда родилась и укрепилась поговорка про пятничные праздники.

А та поговорка, про которую говорит Максимов и которая заключает в себе совсем иной смысл, гораздо моложе и обязана своим происхождением другим причинам и другой среде. Она, можно сказать, однофамилица праздничной.

Все современники свидетельствуют, что московские бюрократические учреждения XIX века в отличие от петербургских сохраняли патриархальные черты: в них главенствовали не законы и правила, а воля начальства и обычай. Московские чиновники в пятницу работали рассеянно, занятые мыслями не о делах, а о предстоящих днях отдыха. Пятница из всех присутственных, то есть рабочих, дней недели была их любимым днем.

Отец драматурга А. Н. Островского, чиновник, писал в 1822 году своему приятелю: «У нас весь год состоит из пятниц; для них все хлопоты и занятия; и они ж так скоро бежат, одна за другой».

И в творчестве самого Островского имеется упоминание о пятнице в том же смысле. В «Очерках Замоскворечья» читаем: «А у меня вечеринка была; то есть не то чтобы бал какой, а так, по случаю пятницы: завтра, дескать, суббота - день неприсутственный; так можно и… таво… то есть ничтоже сумняшеся». И к этой фразе Островский еще дает авторское примечание: «Пятница очень уважается у чиновников по вышеописанной причине».

Можно представить, каково было отношение чиновников к просителям в пятницу и какова цена обещаниям, данным только для того, чтобы отделаться от докучливого посетителя. Эти обещания забывались тотчас же, и при новом обращении просителя решение чиновника, естественно, не имело ничего общего с прежним. Просители прекрасно знали это, свидетельством чего и является поговорка.

В 1826 году П. А. Вяземский написал стихотворение «Семь пятниц на неделе», о котором А. С. Пушкин тогда же в письме к автору писал: «„Семь пятниц“ - лучший твой водевиль».

В этом стихотворении Вяземский отмечал и поверье, что пятница - несчастливый день: «„День черный - пятница!“ - кричит нам суевер», и заключающийся в этом выражении смысл:

«Женюсь! Нет, путь женатых скользк.

Подам в отставку! Нет, ни слова!

В Париж поеду! Нет, в Тобольск!

Прочту Сенеку! Нет, Графова!» -

Так завсегда по колесу

Вертятся мысли в пустомеле,

Вот что зовется - на часу

Иметь семь пятниц на неделе.

О неверности «пятничных» обещаний, знаменитых «завтраков» - главного приема в отношениях с посетителями и нашей современной бюрократии - Вяземский также пишет в стихотворении:

У должников и знатных бар

Дню ныне - завтра не наместник:

День завтра часто очень стар,

И не упомнишь, чей ровесник;

Он день отменный, и сравню

Его я с первым днем в апреле:

Кто верит завтрашнему дню,

Тот знай семь пятниц на неделе.

Можно приблизительно определить время, когда поговорка «Семь пятниц на неделе» обрела современный смысл. В. И. Даль знает только прежнее - праздничное - значение поговорки, а С. В. Максимов - только новое, значит, это произошло около 1860–1870-х годов.

В современном нашем понимании, по сравнению с максимовскими временами, поговорка получила более расширительное значение, как и полагается «крылатому слову». Ныне о каждом человеке, не исполняющем своих обещаний, меняющем свои решения, говорят, что у него «семь пятниц на неделе».

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Семь мудрецов На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»;

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Семь врат Вот как дальше описывает храм кафиров Робертсон. Передний фасад этого храма имел семь ворот. Каждые из этих ворот были снабжены небольшой калиткой. Однако все семь врат открывались крайне редко. Очевидно, это происходило по большим праздникам или в случае войны,

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

1. Семь пар нечистых Поскольку эта глава, в общем, не только об «идейных» чужеземцах, оказавшихся участниками Гражданской, а обо всех иностранцах, вовлеченных в войну, то начать следует с народа совершенно безыдейного.С наемников. Об этом как-то подзабылось, но

Из книги Почти серьезно автора Никулин Юрий Владимирович

СЕМЬ ДОЛГИХ ЛЕТ Многие люда пережили трагедию, но не о каждом писал ее Софокл. Станислав Ежи Лец Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Семь голосов 1Спустя полтора десятка лет после того, как Унгерн был расстрелян, в китайском Калгане во Внутренней Монголии одиноким стариком в нищете доживал век Дмитрий Петрович Першин, уроженец Даурии, известный в прошлом журналист, публиковавшийся под псевдонимом

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток» Их семь – высотных зданий, построенных в Москве в конце 40-начале 50–х годов ХХ века. Их называют в народе «семь сестёр», или «сталинские высотки».Некоторые специалисты считают, что архитектурным прообразом Базлов Григорий Николаевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Семь божеств и семь творений Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) шесть

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Семь свойств Каков наш национальный характер? Т. Заславская выделяет следующие основные его черты:1) сакральное восприятие власти и государства. Установка на сильное государство, способное поддерживать общественный порядок даже суровыми методами: «с нами иначе

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ Среди захолустных обывателей и доныне пользуется большой популярностью так называемая рукописная духовная литература. Правда, духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины, но благочестиво настроенные мещанки,

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Семь претендентов Я не оговорился, именно кандидатом в кандидаты, так как по закону о выборах депутатов СССР выдвижение от коллектива еще не означало, что моя фамилия автоматом попадает в бюллетени для голосования. Необходимо было еще пройти через сито окружного

Небольшой список из 70 фразеологизмов русского языка, в составе которых есть числительные , в помощь школьникам (которые, впрочем, и сами могли бы порыться в словаре).

Существует множество фразеологизмов в русском языке , где одним из компонентов образного выражения является числительное . Причем, как это часто и бывает с фразеологизмами, этот самый компонент утрачивает свое прямое, в данном случае числовое, значение и приобретает смысл неопределенного количества. Иногда неопределенно малого, иногда неопределенно большого и значительного. А чаще всего количественное значение вообще отсутствует или переосмыслено. Например: используя фразеологизм «опять двадцать пять» , мы выражаем недовольство по поводу чего-либо много раз повторяющегося и надоевшего, а вовсе не пытаемся утверждать, что этих повторений было именно 25.

Попытаюсь привести ряд фразеологизмов в порядке возрастания числового значения (от нуля - «ничтожества» и единицы - «очень малого и незначительного» к мифической тройке и семерке, выражающей неисчислимо большое множество, и так далее… до ста).

Причем, когда я пишу о понятии, которое могут передавать те или иные числительные, помните, что исключения бывают очень часто, и закономерности, приводимые здесь, весьма общие и приблизительные.

Итак:
0 - передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется).

Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

1 - означает 1. ничтожно малое количество 2. одиночество, незначительность, беспомощность; 3. одинаковость, похожесть 4. единство.

Один как перст - одинокий.
Один - одинешенек - одинокий.
Одним миром мазаны - с одинаковыми недостатками.
Одного поля ягода - совершенно похожи по духу, по своему поведению или положению
На один покрой - одинаковый, подобный.
На одну колодку - одинаковый, подобный.
На одно лицо - очень похожи друг на друга, лишены индивидуальных, существенных отличий; о ком-либо или о чем-либо.
Одним махом - сразу, за один прием.
Одной веревочкой связан(ы) - объединен чем-то общим, неразрывным.
Одним словом - заключая что-либо сказанное, «короче говоря».
В один голос - 1. все вместе, одновременно (отвечать, спрашивать и т.п.). 2. единодушно, единогласно (утверждать, повторять и т.п.).
Мерить на один аршин - подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т.п. одинаково, без учета индивидуальных особенностей.
На один зуб - об очень малом количестве еды.
Один черт - (груб.) одно и то же, все равно.
Один к одному - один лучше другого.
Один конец - выражение отчаянной решимости: выбора нет, ждет печальный исход.
Один на один - без посторонних.
Один шаг до.. - совсем близко
Под одну гребенку (стричь всех) - уравнивать всех в каком-либо отношении.
Как одна минута - очень быстро.
Одна нога здесь, другая там - очень близко.
Жить одним домом - вместе, сообща вести хозяйство.
Хоть одним глазком - мельком (посмотреть, взглянуть и т.п. на кого-либо или на что-либо).
Одним махом; Одним духом - разом, быстро выпить или что-либо сделать
Одним росчерком пера - простой подписью под приказом, распоряжением и т.п., обычно не вникая в суть дела, мгновенно, быстро (делать что-либо).
Все до одного - (все) без исключения, полностью.
Одной ногой в могиле - близок к смерти.
Первая ласточка - самый первый среди подобных или самые ранние признаки появления чего-либо
Первый встречный - случайный человек.

2 - 1. мгновенность, быстрота, близость в расстоянии; 2. малое количество; 3. разделение (например: На два фронта)

Раз-два да и готово - о чем-то, что можно быстро сделать, приготовить и т.п.
Раз-два да и обчелся - так мало, что можно посчитать (или считать не нужно).
В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.
В двух шагах от... - очень близко.
Два сапога - пара - один другого не лучше.
Убить двух зайцев (значение фразеологизма ) - сразу выполнить два нужных, важных дела; добиться осуществления двух целей.
Похожи как две капли воды (как две капли воды - значение и употребление фразеологизма) - совершенно, очень сильно похож.
На два слова - (вызвать) коротко поговорить о чем-либо.
Черта с два - вовсе нет, этому не бывать.
От горшка два вершка () - мал ростом или мал по возрасту, неопытен.
Из вторых рук - через посредников (узнать, получить и т.п.) (= из третьих рук)
Есть в два горла - очень много есть.
На два фронта - действовать в двух разных направлениях.
Между двух огней - быть в трудном, опасном положении, когда неприятности грозят с двух сторон.
Сидеть между двух стульев - находиться в неопределенном положении.
Ни два ни полтора - нечто неопределенное.
Палка о двух концах - о том, что может кончиться хорошо или плохо.

3 - несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия.

В три шеи (гнать) - грубо, с побоями и руганью гнать.
С три короба (наврать, наговорить) - очень много наговорить неправды.
В три погибели (гнуться) - гнуться очень низко.
В три ручья (плакать) - плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.

В четырех стенах - жить, не выходя из дому

5 - вызывает ассоциации с чем-то лишним.

Пятое-десятое - употребляется при поверхностном перечислении чего-либо (неважного) вместо подробного перечисления.
Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо. Пятое колесо в телеге - об абсолютно ненужном.

7 - неисчислимо большое множество.

Семь пятниц на неделе - о том, кто часто меняет свои решения.
Семь пядей во лбу - очень умный, способный.
Седьмое небо - состояние высшей радости, счастья, «как в раю».
Седьмая вода на киселе - очень дальний родственник
Семеро по лавкам - очень много маленьких детей у кого-либо.
За семь верст киселя хлебать - далеко и попусту идти, ехать, тащиться и т.п. куда-либо.
Семь потов сошло - затрачено много усилий кем-либо для выполнения, осуществления чего-либо.
Работать до седьмого пота - очень много трудиться.

Девятый вал - грозная, несокрушимая сила

Десятая вода на киселе - то же, что и «седьмая вода на киселе», то есть дальний родственник.
Попасть в десятку - попасть точно в цель.

И другие фразеологизмы с числительными:

Опять двадцать пять - то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.
Дать сто очков вперед - значительно превосходить кого-либо в чем-либо.
Сто к одному - о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности.
Тридевятое царство. Тридесятое царство - о каком-либо очень отдаленном месте, в русских сказках - очень далекая страна, земля.
За тридевять земель - в отдалённой стороне, очень далеко (первонач. в сказках).

Семь пятницъ на недѣлѣ. Ср. «Кто въ пятницу дѣло начинаетъ, у того оно будетъ пятиться!» Ср. Семь разъ на недѣлѣ попятиться, отступиться отъ своего слова, измѣнять свое мнѣніе. Снегиревъ. Русскія пословицы. Ср. У торгаша семь пятницъ на недѣлѣ. А … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ - [у кого] Очень часто и непредвиденно меняются планы, настроения и т. п. Имеется в виду, что лицо (Х) легко и часто в течение короткого промежутка времени безответственно и внешне беспричинно меняет свои намерения, решения или настроение.… … Фразеологический словарь русского языка

семь пятниц на неделе - Разг. Неодобр. Неизм. О человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. п. У кого? у человека, у брата, у нее… семь пятниц на неделе. Смирдин меня в беду поверг; у торгаша сего семь пятниц на неделе. (А. Пушкин.) Ведь у него всегда… … Учебный фразеологический словарь

Ср. Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться! Ср. Семь раз на неделе попятиться, отступиться от своего слова, изменять свое мнение. Снегирев. Русские пословицы. Ср. У торгаша семь пятниц на неделе. А.С. Пушкин (неизвестного года).… …

Семь пятниц на неделе - у кого. Прост. Предосуд. Кто либо непостоянен в своих решениях, настроениях, часто и легко меняет свои мнения, суждения, оценки. У её матери семь пятниц на неделе: сегодня пожалеет, приласкает, а завтра булавки втыкать начнёт (А. Караваева. Огни) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Семь пятниц (Семь праздников) на неделе. См. ТОЛК БЕСТОЛОЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

У кого. Разг. Неодобр. О непостоянном, часто меняющем свои взгляды, намерения человеке. ДП, 462; ФСРЯ, 374; БМС 1998, 483; ФМ 2002, 376; Мокиенко 1986, 154, 162; ЗС 1996, 67; Мокиенко 1990, 108; Глухов 1988, 147; Жиг. 1969, 219 …

семь пятниц на неделе - у кого О том, кто часто меняет свои решения … Словарь многих выражений

У кого. Народн. Ирон. О бестолковом человеке. ДП, 462 … Большой словарь русских поговорок

Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (народн.) о непостоянстве в решениях У бабы семь пятниц (праздников) на неделе. Ср. По пятницам бабы не прядут (потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать).… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Семь пятниц на неделе: роман , Луганцева Т.И.. Груня Пичугина никогда не была за границей. И вдруг режиссер театра, где она работает художником-декоратором, буквально вынуждает ее лететь в Будапешт. ПрисутствиеАграфены в Венгрии оговорено…
  • Семь пятниц на неделе , Луганцева Т.. Груня Пичугина никогда не была за границей. И вдруг режиссер театра, где она работает художником-декоратором, буквально вынуждает ее лететь в Будапешт. ПрисутствиеАграфены в Венгрии оговорено…