Как динамический подход изучаемым объектам. Психология развития человека. Процессуально-динамический подход в психологии. Отрывок, характеризующий Динамический подход

Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов — А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина — наструктуру личности.

В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности.

А. Г. Ковалев предложил различать в личности три взаимосвязанных образования :

Психические процессы (очень динамичны),

Психические состояния (менее динамичны),

Психические свойства (устойчивы)

Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.

В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры , к которым относятся:

Темперамент (структура природных свойств),

Направленность (система потребностей, интересов, идеалов),

Способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Синтез структур образует своеобразный облик или характер . Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности.

Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова . Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности .

Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур:

1) Первая подструктура — это направленность личности . Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания.

2) Вторая подструктура - опыт . Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения.

3) Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов , ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями.

4) Четвертая подструктура — биопсихические свойства . В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки.

Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре . Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности. Первая подструктура - это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа.

Эти подструктуры постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности. В структурно-динамической концепции Платонова имплицитно содержится определение специфики предмета социальной психологии личности в отличие от общепсихологического и дифференциально-психологического. Последнее преимущественно анализирует третью подструктуру, общепсихологический анализ касается третьей и второй подструктур. Социальная психология изучает преимущественно первую подструктуру .

Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина . Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности .

Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности: статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору . Вводится новое понятие — психический настрой.

1) Под статической структурой Парыгин понимает предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные компоненты психики индивида.

В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психологические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности.

2) В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности.

В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.

Динамическая и статическая структуры личности могут находиться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена - духовный потенциал личности и социально-психологические ее барьеры.

( Светуньков С.Г., Хан Т.В. Логико-гносеологическая терминология в экономике (краткий словарь). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 38 - 40. )

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД – способ изучения объектов и явлений, рассматривающий их в процессе изменения во времени самих объектов, явлений, их элементов и соотношений между ними. С помощью динамического подхода выявляются закономерности в ходе анализа самих изменений. Для динамического подхода основной предпосылкой анализа является признание непрерывности изменений количественных и качественных характеристик процессов, взаимосвязей и показателей во времени.

«В тех случаях, когда элементы экономической жизни или их связи подвергаются изменениям, не исчерпывающимся изменением их числа, объема и вообще не сводимым к количественным изменениям, мы говорим о наличии качественных изменений. Сюда относятся, например, изменения в технике производства, в организации хозяйства, в составе и характере общественных потребностей и т.д.» (Н.Д.Кондратьев. Проблемы экономической динамики. – М., 1989).

Качественные изменения, приводящие к необратимости изменений структуры систем во времени, являются основной причиной развития систем. Изучение только количественных изменений без их связи с качественными изменениями характерно для статического подхода. Динамический подход к изучению экономических систем – подход, который опирается на положение о непрерывном изменении качественных свойств рассматриваемой экономической системы и систем, с которыми она находится во взаимосвязи. При этом сила и направление взаимодействий, как между системами, так и между отдельными элементами самой системы непрерывно меняются, приводя к изменению структуры самой системы и её количественных показателей развития. Именно в этом проявляется существенное отличие экономических систем от систем и объектов, изучаемых в разделе естественных наук. Выявление этой особенности и в отношении других систем привело к разделению теории систем на две составляющие – теорию жёстких систем, в которых взаимосвязи и основные характеристики остаются качественно неизменными (технические системы, физические системы); и теорию мягких систем, в которых взаимосвязи и основные характеристики претерпевают как количественные, так и качественные изменения.

Н.Д.Кондратьев, например, подчеркивал, что «понятие конъюнктуры представляет собой видовое понятие по отношению к более общему, родовому понятию экономической динамики» . Поэтому, рассматривая конъюнктуру, Н.Д.Кондратьев определял три понятия: экономической статики, динамики и конъюнктуры. По Н.Д.Кондратьеву под статической понимается теория, которая рассматривает экономические явления по существу вне категории изменения во времени. При этом не следует упрощённо понимать сам процесс изменения во времени. Рассмотрение простого количественного изменения экономического явления во времени ещё не означает наличия динамической точки зрения. Для этого необходимо в качестве главного принципа динамического подхода отмечать непрерывное изменение во времени экономических показателей, факторов и взаимосвязей между ними, причём это изменение должно носить количественный и качественный характер. Н.Д.Кондратьев, стоявший на позициях динамического подхода, дал оригинальное определение конъюнктуры:

«Под экономической конъюнктурой каждого данного момента времени мы понимаем направление и степень изменения совокупности элементов народнохозяйственной жизни по сравнению с предшествующим моментом» . Это понятие конъюнктуры и предопределило метод исследования конъюнктуры, который использовался учёным и возглавляемым им институтом.

Лит.: (1) Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989; (2) Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977; (3) Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики состояния социальных процессов. – М., 1992; (4) Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. – Ульяновск, 2000.

Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает большое место. При этом на перед­ний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматрива­ются ее разные стороны. В ряде теорий решающее значение прида­ется одному какому-либо фактору объединения разных сторон, эле­ментов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов - А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина - на структуру личности.

В этих концепциях заложены основания для целостного пони­мания личности в ее специфическом качестве как предмета соци­альной психологии, определяются социально-психологические качества личности.

А. Г. Ковалев предложил различать в личности три образова­ния: психические процессы, психические состояния и психичес­кие свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязанны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамич­ны состояния, устойчивы психические свойства личности. Психи­ческие процессы составляют фундамент личности. Они формиру­ют состояния. Из психических процессов образуются психичес­кие свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособле­ние индивида к воздействиям извне.

В процессе деятельности свойства определенным образом свя­зываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельно­сти. Образуются их сложные структуры, к которым относятся тем­перамент (структура природных свойств), направленность (систе­ма потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Синтез струк­тур образует своеобразный облик или характер. Образование струк­тур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независи­мость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выра­жается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности (Ковалев, 1970, с. 39).

Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры лич­ности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы струк­туры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, созна­ние, деятельность. Платонов выделил в личности четыре подструкту­ры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев: 1) от­ношение биологического и социального, врожденного и приобретен­ного, процессуального и содержательного; 2) внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих под­структур; 3) особый для каждой из подструктур вид ее формирования;

4) объективно существующая иерархическая зависимость этих под­структур. На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, Платонов дает целостную карти­ну личности. Она складывается из описания ее подструктур, структу­рирования самих подструктур, соотношения биологического и соци­ального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностя­ми, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур. В этой картине первая подструктура - это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремле­ния, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура - опыт. Его составляющие - при­вычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социально­го, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чув­ства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура - биопсихические свойства. В нее входят: темпе­рамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социаль­ного почти нет. Формируется она путем тренировки (Платонов, 1986, с. 138). Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой под­структуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности. Первая подструктура - это преимуществен­но социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа. При всей де­тальности структурирования психического содержания личности, не­которой формально-логической привязанности разных процессов, свойств и состояний к структурам и их подструктурам важной пред­ставляется мысль Платонова о том, что эти подструктуры нерядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соот­ношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности. В структурно-динамической концепции Платонова имплицитно содержится определение специ­фики предмета социальной психологии личности в отличие от обще­психологического и дифференциально-психологического. Последнее преимущественно анализирует третью подструктуру, общепсихологи­ческий анализ касается третьей и второй подструктур. Социальная психология изучает преимущественно первую подструктуру.

Существенное продвижение структурно-динамического подхо­да к изучению личности содержится в концепцииБ. Д.Парыгина. Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологи­ческую структуру личности. Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры лично­сти: статической и динамической. Особую роль в структуре лично­сти он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие - психический настрой. Под статической структурой Парыгин по­нимает «предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспек­ты, пласты или компоненты психики индивида» (Парыгин, 1999, с. 132). В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности. «Под динамической структурой лич­ности мы подразумеваем ту одномоментную фотографию или мо­дель психического состояния и поведения человека, которая позво­ляет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между со­бой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида» (там же, с. 133). В характеристике модели социально-психологичес­кой структуры личности выдвигаются два параметра: 1) тот, кото­рый связан с характером самой модели (статической или динами­ческой); 2) тот, который связан с определением инструментального подхода (способа исследования) (аналитический или интеграль­ный). В концепции Парыгина представлена развернутая характери­стика элементов той или иной структуры. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются:

свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специ­фические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие инди­видуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психо­логии личности выступает социально-специфический опыт. Осу­ществление этого опыта зависит от проявления специальных соци­ально-психологических феноменов: социальных ролей, соци­альных норм, ценностных ориентации, символов, социальных зна­чений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психоло­гические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности. В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального пове­дения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.

«В качестве эквивалентов различных моделей динамической структуры личности выступают: психический настрой личности и стереотип социального поведения. Психический настрой лично­сти представлен, с одной стороны, неосознанным эмоциональ­ным фоном, что соответствует невербальному психическому по­ведению, а с другой - умонастроением, осознанным переживани­ем, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психическому поведению» (Парыгин, 1999, с. 147).

Динамическая и статическая структуры личности могут нахо­диться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слажен­ности структур личности, противоречивость их в разных жизнен­ных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специ­ально исследовать два интегрирующих социально-психологичес­ких феномена - духовный потенциал личности и социально-пси­хологические ее барьеры. Анализом этих феноменов существенно дополняется структурно-динамическое представление о личности.

Социально-психологические аспекты психологии личности

Поиск специфики предмета социальной психологии личности как особой научной дисциплины осуществлялся путем сравнения общепсихологического, социологического и социально-психологического подходов к пониманию личности. Многообразны точки зрения на воп­рос о том, в чем заключается специфика социально-психологическо­го подхода к изучению личности. Наиболее четко эти представления сформулированы Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, Б. Д. Парыгиным, К. К. Платоновым, Е. В. Шороховой. Так, по мнению Г. М. Анд­реевой, «социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), и, с дру­гой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализу­ет свою социальную сущность (через какие конкретные виды совмес­тной деятельности)» (Андреева, 1999, с. 331). В этой связи «для соци­альной психологии главным ориентиром в исследовании личности яв­ляется взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения лично­сти с конкретной группой)» (там же, с. 323) Главными проблемами в этом изучении являются социализация и социальная установка.

Достаточно общим представляется определение личности в си­стеме социально-психологических понятий, данное К. К. Платоно­вым. Указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «ин­дивид», «индивидуальность», он так определяет личность: «Лич­ность - это человек как субъект активной деятельности, преобра­зующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания» (Платонов, 1972, с. 39). В этом определении слабо просматривает­ся специфика социально-психологического аспекта личности.

В учебнике «Социальная психология» под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова утверждается, что «социальная психология осуще­ствляет синтез социологического и общепсихологического подхо­дов в исследовании личности, интегрируя на основе данных кон­кретно-научных исследований... изучение структуры личности как объекта и субъекта исторического процесса, конкретно-соци­альных условий и отношений» (Кузьмин, 1979, с. 79). Предмет со­циальной психологии личности - «исследование субъектотипа, типологии социального субъекта как индивида, изучение истори­чески и социально конкретно обусловленных типов социальной деятельности, взятых на уровне внутренней психической структу­ры: мотивации, ценностных ориентации, социальных установок и других диспозиционных образований» (там же).

Определенную эволюцию на предмет социальной психологии личности претерпели взглядыБ. Д. Парыгина. В 1971 г. в книге «Осно­вы социально-психологической теории» он утверждал, что специфика, социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений и пред­ставляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивидуально неповторимого» (Парыгин, 1971, с. 109). В 1999г. Парыгин считает необходимым введение новых измерений в исследования социальной психологии личности. Это дополнение реализовано в положении о том, что это исследова­ние «предполагает соотношение всех психических сил и возможнос­тей личности, ее духовно-нравственного потенциала с ее же психоло­гической готовностью дать адекватный ответ на вызов времени. А это в свою очередь возможно лишь в условиях развития нового социаль­но-психологического видения путей решения вечно актуальной зада­чи личности, связанной с ее потребностью самореализации в качестве уникальной индивидуальности, вносящей свой посильный вклад в об­щечеловеческую и общенациональную культуру в отведенной для нее жизни, пространстве и времени» (Парыгин, 1999, с. 153).

Определенные представления о том, что изучает социальная пси­хология личности, содержатся в работах Е. В. Шороховой. Считая осно­вой социально-психологического понимания личности характеристи­ку социального типа личности как специфического образования, про­дукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь, Шорохова определяет предмет социальной психологии через перечисление объектов социально-психологического исследования. В качестве таких объектов выделены: общественно-историческая детерминация лично­сти и ее поведения; психический склад личности; социальная мотива­ция поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; становление духовного мира человека; черты личности, возникающие под воздей­ствием общественных отношений и взаимоотношений людей (соци­ально-психологические черты личности); социальные типы личности, национальные, профессиональные, поло-возрастные особенности личности; ценностные ориентации; ролевые функции; жизненная по­зиция личности; закономерности проявления и формирования обще­ственной активности личности; проблемы внутренней противоречиво­сти личности и пути ее преодоления; самовоспитание личности. Глав­ным в этом перечне является фактор социальности, который суще­ствует и проявляется в разных формах (Шорохова, 1975).

Несмотря на то, что в настоящее время не существует единого об­щепринятого определения предмета социальной психологии лично­сти, представленные взгляды и вновь получаемые данные при изуче­нии отдельных проблем в этой области составят основу, необходимую для того, чтобы сформулировать такое определение в перспективе.