Кто был главой государства при конституции 1924. Принятие конституции ссср

Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

Причины принятия Конституции

30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

Первая Конституция СССР: история ее утверждения

Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

Структура Конституции

Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

Декларация как первый раздел Конституции

Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

Взаимоотношения с иностранными государствами;

Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

Вопросы войны и мира;

Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

Транспортное сообщение и почтовое дело;

Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

Законодательная власть

Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

Исполнительная и судебная власть

Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

Несколько заместителей (вице-премьеры);

Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.

История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г . «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР как высший представительский орган союзного государства наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.

В период подготовки проекта Конституции шли ожесточенные споры, борьба мнений с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма . Так, дискутировались предложения о ликвидации РСФСР, непосредственного вхождения в состав СССР автономных республик РСФСР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы в Конституции были отражены не только потребности всех национальностей Союза, но и специфические процессы отдельных национальностей.

После XII съезда РКП(б) была сформирована Конституционная комиссия из 25 человек, которую возглавил М.И. Калинин . В процессе работы над проектом Конституции этой комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.

6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР , о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.

Главное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту конституционного закрепления самого СССР, прав СССР, системе высших государственных органов СССР и союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.


В Декларации отмечалась невозможность решения национального вопроса в условиях капитализма . Его решение, по Конституции, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления хозяйства. Само строение Советской власти, интернациональной по своей природе, также способствовало объединению Советских республик.

В декларации были изложены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в СССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.

Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы и т.д.

Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Такова была компетенция Союза ССР. Вслед за Декларацией Договор вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти , по Конституции, являлся съезд Советов СССР . В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета национальностей. В двухпалатной структуре ЦИК СССР просматривается будущий двухпалатный Верховный Совет СССР.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР образовывал Советское правительство. СНК, состоявший из председателя СНК, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров, являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе подотчетен ему и его Президиуму.

Создавалось 10 комиссариатов СССР, в которых сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. Народный комиссар имел право единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегий. Конституция СССР 1924 г. установила следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК.

Специальные главы Конституции были посвящены Верховному суду СССР (глава 7) и ОГПУ (глава 9).

Заключительная глава Конституции СССР говорит о гербе, флаге и столице СССР. Столицей СССР объявлялся город Москва.

Конституция СССР 1924 г. закрепила построение федерации на базе Советов, соблюдение принципа добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправие субъектов союзного государства, принцип демократического централизма. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Как уже было сказано, Декларация и Договор об образовании СССР были приняты в своей основе 10 января 1923 г.; ЦИК СССР избрал свой Президиум, который образовал шесть комиссий по различным направлениям для разработки проектов положений о наркоматах СССР, СНК, СТО, ЦИК, флаге и гербе СССР. Речь о какой-либо конституции пока не шла. Па съезде о ней также не было сказано ни слова. Это указывает на тот факт, что конституционное оформление нового союзного государства могло вызвать нежелательные осложнения с объединением, и, возможно, было решено не рисковать. Однако вскоре совокупность шести комиссий стали называть конституционной комиссией, в документах появилось наименование "Конституция СССР". Далее используются понятия Союзного Договора и Конституции. Вопрос стал достаточно острым, принял характер спора. По предложению Д. И. Курского была принята компромиссная формулировка: "Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза... составляют основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик". Сам текст конституционного проекта с конца апреля 1923 г. разрабатывала расширенная комиссия. В конце июня 1923 г. Пленум ЦК РКП(б) поддержал проект Конституции. Затем ее обсудили на специальных сессиях ЦИК союзных республик, а 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел ее в действие. Па II Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 г. с небольшими поправками Основной закон (Конституция) Союза ССР был утвержден.

Таким образом, процесс создания Конституции СССР 1924 г. носил довольно сложный характер. Споры между сторонниками централизации и противниками создания eдиного государства возникли вновь. Обе стороны пытались провести свои взгляды в конституционный проект. Работники центрального аппарата РСФСР - сторонники "автономизации" - выступали за сокращение прав союзных республик, некоторые предлагали ограничиться созданием при наркоматах РСФСР секретариатов для непосредственного руководства экономикой союзных республик, а общесоюзные наркоматы в этой сфере не создавать вовсе. Партийно-государственные деятели Украины и Грузии предлагали сохранить у республик наркоматы иностранных дел и внешней торговли, выступали против института союзного гражданства и создания Конституции вместо Договора, т.е. фактически пытались приблизить новое образование к конфедерации. Некоторые татарские и башкирские деятели выступали за непосредственное вхождение автономных республик РСФСР в состав СССР, грузинские - за ликвидацию ЗСФСР и вхождение ее республик непосредственно в СССР. Этот процесс в какой-то мере предвосхитил В. И. Ленин, обратившийся 30-31 декабря 1922 г. с письмом "К вопросу о национальностях или об “автономизации”", где призвал принять меры по соблюдению равенства и интересов союзных республик.

Конституция 1924 г. состояла из двух составных частей: Декларации и Договора об образовании СССР. Она имела некоторые серьезные особенности. Текст Основного закона не содержал положений о правах и свободах граждан, о социально-экономическом строе, об основах избирательной системы и местного самоуправления, которые находились в конституциях союзных республик. Это, по всей видимости, должно было подчеркивать сохранение части суверенных прав за союзными республиками. Конституция давала право свободного входа республик в состав Союза ССР и выхода из него. Союз состоял из четырех советских социалистических республик: РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской ССР).

В гл. 1 Конституции 1924 г. закреплялись предметы, отнесенные к ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов. Список практически полностью повторял подобный перечень Договора об образовании СССР. Сохранялся пункт, позволяющий отменять постановления органов власти союзных республик, нарушающих Конституцию СССР. Изменение или отмена Конституции подлежали исключительному ведению съезда Советов СССР. Суверенитет союзных республик был ограничен только в пределах, указанных в Конституции. Однако, с точки зрения теории, на вопрос, может ли существовать суверенитет у отдельных частей государства (субъектов федерации), нет однозначного мнения. В данном случае научные соображения уступили место политической целесообразности. Конституция устанавливала единое союзное гражданство.

Верховными органами власти Конституция провозглашала съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК, состоявший по Договору об образовании СССР из двух палат - Союзного Совета и Совета национальностей. Первая избиралась съездом из представителей республик пропорционально их населению, а вторая - из представителей союзных, автономных республик и автономных областей по особой норме (от союзных и автономных республик по пять представителей от каждой, от автономных областей - по одному). Палаты были равноправны. Нормативные акты (декреты, постановления и т.д.) издавал ЦИК, который мог приостанавливать и отменять акты Президиума ЦИК и других органов власти. Он избирал Президиум ЦИК в количестве 21 члена, который в период между сессиями, проходившими три раза в год, признавался высшим органом власти (законодательным, исполнительным и распорядительным). Президиум возглавлялся четырьмя председателями по числу союзных республик и обладал законодательными правами, мог отменять постановления СНК СССР и СНК республик, а также приостанавливать постановления съездов союзных республик. Этот орган можно назвать коллективным главой Советского государства. Исполнительным и распорядительным органом Союза ССР являлся СНК, образуемый ЦИК СССР в составе председателя, заместителя и 10 наркомов. В компетенции СНК СССР было издание декретов и постановлений. Из этого следует, что Конституция СССР продолжала отрицать принципы теории разделения властей. Список наркоматов повторял подобный перечень Договора об образовании СССР.

В гл. 7 Конституции подробно говорилось о Верховном суде СССР при ЦИК СССР, который действовал в составе пленарного заседания, гражданской, уголовной, военной и военно-транспортной коллегий. Суд давал руководящие разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР решения и приговоры верховных судов союзных республик по соображениям их противоречия общесоюзному законодательству, давал заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик и рассматривал дела о преступлениях высших должностных лиц. Таким образом, Верховный суд СССР имел и отдельные функции конституционного правосудия. Конституция закрепляла должности прокурора Верховного суда и его заместителя. Прокурор поддерживал обвинение в Верховном суде, но мог и опротестовать решение пленарного заседания Верховного суда в Президиум ЦИК СССР.

Конституция окончательно разделила все наркоматы на общесоюзные, объединенные и республиканские (об их отличиях говорилось выше). Однако она уже не предусматривала республиканских наркоматов по делам национальностей.

Первоначально съезды Советов СССР созывались ежегодно, но с 1927 г. была внесена поправка к Конституции СССР, согласно которой съезды должны были проходить через год. Широко практиковались совместные заседания палат ЦИК СССР. Для преодоления их разногласий, которые порой возникали, создавались согласительные комиссии. Постепенно увеличились промежутки между сессиями ЦИК, ас 1931 г. он собирался не менее трех раз между очередными сессиями. Усиление централизации советской федерации привели к тому, что к середине 1930-х гг. в состав СП К СССР вошли союзные наркоматы совхозов, водного транспорта, тяжелой и лесной промышленности, а также союзно-республиканские наркоматы - земледелия, снабжения, финансов, легкой промышленности. При СНК находились и главные управления гражданского воздушного флота, дорожного транспорта и т.д. Соответственно число наркоматов в республиках уменьшилось до пяти: финансов, здравоохранения, просвещения, юстиции, социального обеспечения. С начала 1930-х гг. сложилась практика издания совместных постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР - партийных и советских органов.

Одной из важнейших проблем Советского государства после окончания Гражданской войны стала задача реформирования и восстановления народного хозяйства. Органом, осуществляющим координацию экономической политики, стал реорганизованный СТО. В феврале 1921 г. при СТО создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан) для разработки государственного хозяйственного плана. Происходит отход от управления промышленностью только с помощью главков. В 1921 - 1922 гг. часть предприятий сдается в аренду кооперативам и частным лицам или передается в местное подчинение, для чего создаются местные хозяйственные органы - губернские экономические совещания (Губэкосо), затем - областные и уездные, а в губерниях, где было районное деление, - районные. В результате данных преобразований ВСНХ РСФСР перестал быть высшим хозяйственным органом и был преобразован (фактически превратился в наркомат промышленности). С 1921 г. возникает новая форма управления промышленностью - хозрасчетное объединение предприятий (государственный промышленный трест). Это было веяние нэпа. Работавшие на новых началах главки, местные совнархозы различных уровней, тресты стали основной формой управления промышленностью. С 1922 г. торговые организации начинают объединяться в добровольные объединения - государственные синдикаты.

С образованием СССР был создан СТО СССР под председательством В. И. Ленина, а при СНК РСФСР и других республик - экономические совещания (Экосо). Промышленные предприятия стали делиться на общесоюзные, республиканские и местные.

С 1926 г. экономическая политика Советского государства стала меняться: был взят курс на индустриализацию страны. В таких условиях начался новый этап централизации управления народным хозяйством. В ВСНХ появились новые структуры, призванные осуществить данные меры: Планово-экономическое управление, Строительный комитет, Главная инспекция и т.д. С 1927 г. возросла самостоятельность предприятий по отношению к трестам, которые превращались теперь скорее в органы государственного управления промышленностью. Рост промышленности, дифференциация ее отраслей привели к необходимости создания отдельных отраслевых наркоматов. В 1932 г. ВСНХ был преобразован в союзный наркомат тяжелой промышленности и наряду с ним созданы наркоматы речной, лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Конституция СССР 1924 г. Формирование органов власти

В январе 1923 г. ЦИК СССР из представителей всех республик была образована комиссия по подготовке проекта новой союзной Конституции. Проект Конституции был одобрен ЦИК, и Конституция введена в действие в 1923 г., а текст ее было решено представить II съезду Советов СССР для окончательного утверждения. Собравшийся в январе 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР.

Конституция определяла верховным органом власти нового государства съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет Союза, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Президиум ЦИК СССР стал постоянно работающим учреждением, заседаниями которого поочередно руководили четыре председателя: М. И. Калинин (1875–1946), Н. Н. Нариманов (1870–1925), Г. И. Петровский (1878–1958) и Л. Г. Червяков (1892–1937). ЦИК СССР образовал первое союзное правительство – Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным.

Следует отметить, что, формально являясь федеративным государством, по сути СССР таковым никогда не был. Право на выход республик из его состава существовало только на бумаге, в действительности же СССР представлял собой практически унитарное государство с достаточно жесткой централизацией, в котором в основу административно-территориального деления страны был положен национально-этнический принцип.

Для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Принципиальное значение для развития советского конституционного законодательства имела глава 7, регламентировавшая деятельность Верховного Суда СССР, который учреждался при ЦИК СССР. Таким образом, в Конституции СССР впервые появился раздел о правоохранительных органах и принципах правосудия. К компетенции Верховного Суда СССР относились:

– рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности;

– обеспечение единства и законности деятельности нижестоящих судов;

– разрешение судебных споров между союзными республиками, а также подготовка заключений о законности тех или иных нормативных документов союзных республик с точки зрения их соответствия Конституции СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. была учреждена должность прокурора Верховного Суда СССР, который давал заключение по всем вопросам, подлежавшим разрешению этим судом; поддерживал обвинение и опротестовывал в ЦИК СССР судебные решения.

В целях объединения усилий союзных республик в борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Конституция оформила при СНК СССР особый государственный орган – Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ), надзор за законностью действий которого осуществлял прокурор Верховного Суда СССР.

Заключительная глава Конституции устанавливала герб и государственный флаг СССР, определяла Москву столицей СССР.

3 апреля 1924 г. в РСФСР была образована комиссия под председательством Д. И. Курского для приведения Конституции России в соответствие с общесоюзным Основным законом. 14 мая 1925 г. XII съезд Советов РСФСР утвердил новый текст Конституции.

Органами отраслевого управления в Союзе являлись общесоюзные и объединенные наркоматы. Общесоюзные наркоматы создавались только в Союзе. Это наркоматы иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа. Объединенные наркоматы имелись в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. Третью группу составили республиканские наркоматы, которые имелись только в союзных республиках. Конституция подчеркивала добровольность объединения республик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза. Гарантировалось право союзных республик на постоянство территорий, хотя и допускались территориальные изменения, но только с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гражданином Союза.

Переход от восстановления народного хозяйства к периоду его дальнейшего развития поставил задачи перестройки аппарата управления экономикой. Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК РКИ на работу государственного аппарата. Органам ЦКК РКИ большую помощь оказывал актив, общественные организации. При ЦКК РКИ было создано Центральное бюро жалоб трудящихся.

В это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР. В 20-30-е гг. XX в. шел непрерывный рост национально-государственных образований, перерастание менее развитых форм национальной государственности в более развитые. Так, если в декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик), то к декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных – 22. Это объясняется национально-государственным размежеванием в Средней Азии, проходившем в 1925–1929 гг. III съезд Советов СССР (май 1925 г.) принял в состав союзного государства Узбекскую и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Новое государство нуждалось не только в дипломатическом признании, но и в экономическом сотрудничестве с зарубежными странами для подъема разрушенной экономики. Однако этому сотрудничеству препятствовал отказ России выплачивать долги прежних правительств. Крупные державы воздерживались от дипломатического признания нового государства, настаивая на соблюдении СССР норм международного права:

– выплате дореволюционных государственных долгов России;

– возмещении национализированной собственности иностранных граждан и компаний на российской территории.

В конце 1921 г. советское правительство направило западным державам ноту, в которой выражало готовность признать царские долги в обмен на экономическую помощь кредитами и предлагало созвать для урегулирования этих проблем конференцию.

В 1922 г. по предложению советского правительства в Генуе состоялась международная конференция. Ее участниками стали 34 страны. Советскую делегацию возглавил народный комиссар иностранных дел Г. Чичерин. Однако конференция не принесла желаемых результатов. Чичерин потребовал возмещения ущерба, нанесенного интервенцией, сумма которого превышала долги России.

В период конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан договор с Германией. Согласно Рапалльскому договору Россия и Германия:

– отказывались от взаимных претензий;

– возобновляли дипломатические отношения;

– обменивались консулами;

– предоставляли друг для друга режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Кроме этого Германия получала возможность:

– разместить в советской стране свои центры подготовки военных;

– производить на территории России при участии своих специалистов оружие.

1924 год стал годом дипломатического признания СССР. Были установлены дипломатические отношения более чем с 20 странами мира: Англией, Францией, Италией, Данией, Швецией, Австрией, Грецией, Мексикой, Китаем, Японией. Однако не обошлось и без конфликтов: разрыв отношений с Англией в 1927 г. (отношения были возобновлены в 1929 г.), с Китаем в 1929 г.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России К 27 февраля у некоторых членов социал-демократической фракции Государственной Думы, союза рабочих кооперативов Петрограда созрела идея создания Совета рабочих депутатов, подобного Советам,

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК-ГПУ-ОГПУ) и милиции Переход к нэпу, развитие демократических начал Советского государства обусловили необходимость реорганизации ВЧК и ее органов на местах.Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА СССР возникал как новое государство. Ему нужна была другая конституция. Первый Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции. Конституция СССР была принята Вторым съездом Советов в январе 1924 года.«Декларация об

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Роль органов государственной власти Рассмотрим роль органов государственной власти, а именно - муниципалитетов и штатов. Федеральное правительство играло незначительную роль, по крайней мере, до New Deal. Самое большое, что правительство предприняло, это решение о

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Реформы центральных и местных органов власти К февралю 1549 г. относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. «Земские соборы, - писал Л.В.Черепнин, - это орган, пришедший на смену вечу», воспринявший древнерусские «традиции

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

Образование республиканских органов власти Вечером 9 ноября по инициативе Ф. Эберта начались переговоры с руководством НСДПГ на предмет создания коалиционного правительства. Они завершились днем 10 ноября созданием «революционного правительства», названным Советом

Из книги Тайные операции ВЧК автора Голинков Давид Львович

Часть первая Образование и методы действий советских органов государственной безопасности в

Из книги Политические солдаты Гитлера автора Семенов Константин Константинович

Путь к власти 1924–1929 гг Начало нового 1924 г. было крайне тяжелым для НСДАП, партия была поставлена вне закона и лишилась своего руководства. Вождь партии Адольф Гитлер был заключен в тюрьму города Ландсберг. 26 февраля 1924 г. в Мюнхене начался судебный процесс над

автора Автор неизвестен

51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г Первый шаг на пути объединения советских социалистических республик был сделан в 1919 г., когда был создан их военно-политический союз при главенстве РСФСР. К 1922 г. существовало уже две советские федерации:

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

70. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г. Решение о необходимости выработки и принятия новой Конституции СССР было принято XXII съездом КПСС (1961), кот. взял курс на полную победу социализма. Было объявлено, что советское государство действительно стало общенародным.Для разработки проекта

Из книги Правда о врагах народа автора Голинков Давид Львович

Глава 1 Образование и методы действий Советских органов государственной безопасности в 1917-1924 гг. Создание советских судебных и следственных учрежденийПервым советским органом борьбы с врагами государства стал Военно-революционный комитет, образованный

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№3п Из краткой справки об организации окружного управления и местных военных органов за 1924-1928 гг. 1937 г.*1924-1927 гг.[...]** 2. Окружной аппаратК 1 октября 1923 года территория Союза ССР в военно-административном отношении делилась: на два фронта (Западный и Туркестанский), шесть

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

64. Новая конституция СССР Как построено наше государство. Великая пролетарская революция разрушила и уничтожила ненавистную царскую монархию с сё законами, державшими в цепях рабочих и крестьян.Освободившиеся рабочие и крестьяне на развалинах старой России построили

Из книги Хозяин Брянских лесов автора Грибков Иван Владимирович

Глава 1 Формирование местным органов власти на оккупированной территории РСФСР в первый период оккупации (октябрь 1941 - февраль 1942 гг.) Предпосылки образования коллаборационистского движения в СССРПоявление сотен тысяч «русских коллаборационистов», в годы Второй

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

3. Формирование новых органов власти 3.1. Временный комитет членов Государственной думы. В ходе революции различные политические силы обсуждали вопрос о новых органах власти. 27 февраля после получения царского манифеста о приостановке работы Думы депутаты приняли

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Отношения М.С. Воронцова с представителями центральных органов власти Я не придерживаюсь никакой партии, кроме партии моего Отечества; я русский, и только русский. Граф М.С. Воронцов Генерал-губернаторы 20-30-х гг. XIX в., назначаемые на этот пост, конечно, были заинтересованы

К состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода).

2. который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов властиСССР;

3) О съезде Советов СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

10) О союзных республиках;

В компетенцию СССР

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К.

В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых-республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.

Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Со?п™з (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР.

Совет народных комиссаров СССР

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.

Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

Разработка и принятие Конституции 1923–1924 гг. Особенности ее структуры и содержания.

Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.

К состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз

ССР (добровольность, равноправие, право выхода).

2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;

2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

3) О съезде Советов СССР;

4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

6) О Совете Народных Комиссаров СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

8) О народных комиссариатах СССР;

9) Об Объединенном государственном политическом управлении;

10) О союзных республиках;

11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.Союзные республики Всесоюзный съезд Советов, который состоял из:

союзного

Совета Национальностей являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССР

Вопрос 74.

30-е гг. - сложное время в истории советского гос-ва. Реализуется курс на проведение форсированной индустриализа­ции, административным путем осуществляется массовая коллективизация с/х, свертывается НЭП, из всех отрас­лей хозяйства решительно вытесняется частник. Происходит коренная ломка общественных отношений. Под влиянием сложившегося культа личности Сталина деформируется пол. система.

С точки зрения формально юридической, закрепленной в Кон­ституции СССР 1936 г., советское гос-во по форме правления являлось республикой Советов. Однако действительность резко расходилась с текстуальным содержанием Конституции. Фактически представительные органы в лице Сове­тов не располагали реальными властными полномочиями. Они формировались партийным аппаратом и выполняли его волю.

Немаловажные процессы происходят и в самой партии, кото­рые стали следствием острой борьбы за власть среди партийных олигархов во второй половине 20-х- начале 30-х гг. Постепен­но расправившись со внутрипартийной оппозицией («новая оп­позиция», троцкистско-зиновьевский блок, правый уклон в ВКП(б), попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде), последовательно устранив с пол. арены Каменева, Зи­новьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова и Томского, Сталин к се­редине 30-х гг. сосредоточивает в своих руках все властные пол­номочия и фактически устанавливает диктаторскую форму прав­ления.

Признаки абсолютной власти Сталина:

1. Сталин единолично принимает все важнейшие партийные и гос решения, которые затем лишь оформлялись в постановления Политбюро, Пленумов ЦК, советских органов и в законодательные акты, т. е. Сталин - первая инстанция, а после­дующие инстанции лишь штампуют его решения.

2. Сталин формирует преданный ему партийный аппарат. Партийные руководители всех рангов назначаются сверху вниз, хотя и создается видимость их выборности.

3. Занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКПб), Сталин использует такой важный рычаг власти, как право номенклатурно­го подбора кадров на все важнейшие гос и хоз. посты. Он лично осуществляет формирование правитель­ства и руководит его деятельностью. С 6 мая 1941 г. Сталин стано­вится Председателем Совнаркома СССР. Происходит сращивание партийного аппарата с государственным. Становится нормой при­нятие совместных партийно-государственных постановлений, ру­ководители партии одновременно занимают ответственные гос посты.

4. В руках Сталина была сосредоточена и идеологическая власть. Сталин являлся главным идеологом партии. Любое его выступление, а порой даже фрагментарная фраза не­медленно подхватывались средствами массовой информации и ти­ражировались миллионными экземплярами.

5. Сталин осуществляет непосредственное руководство воору­женными силами. В годы ВОВ он стано­вится Наркомом обороны СССР.

Важнейшей опорой диктатора были правоохранительные орга­ны. В этих целях в начале 30-х годов проводится их реорганиза­ция. В значительной мере они утрачивают правоохранительную природу, на первый план выдвигается карательная направлен­ность в их деятельности. В 1932 г. образовано Главное управле­ние милиции при ОГПУ. Тем самым органы общественного по­рядка включаются в систему органов гос безопасно­сти. С 1931 г. по июнь 1941 г. численность милиции увеличилась почти втрое, с 86,7 тыс. до 227,6 тыс. человек. В 1933 г. создается самостоятельная Прокуратура СССР. Она выводится из подчине­ния Верховному Суду СССР. На нее были возложены надзорные ф-ии, но в условиях тоталитаризма она не могла их осуще­ствлять. Более того, сами органы Прокуратуры участвовали в мас­совых репрессиях.

В 1930 г. был образован ГУЛАГ (Главное управление лагерей), который представлял систему исправительно-трудовых лагерей, находившихся в ведении ОГПУ, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, приговоренных к лишению свободы на сроки свыше 3 лет. Завершением формирования едино­го мощного репрессивного аппарата стало учреждение в 1934 г. НКВД СССР, в ведении которого концентрировались все силовые структуры.

Диктаторской форме правления был адекватен и пол. режим. Существовавший в СССР авторитарный пол. ре­жим в период сталинизма приобретает крайнюю форму. Он стано­вится тоталитарным, внешне прикрытым демократическими юр. формами. Для тоталитарного режима характерно уста­новление абсолютного контроля гос-ва над все­ми сторонами жизни общества. Особенностью сталинского тотали­тарного режима являлось управление страной посредством массо­вого террора, который приобретает масштабные размеры.

В пол. систему, наряду с гос-вом, входят также общественные организации. Массовые орга­низации трудящихся советской страны - профсоюзы и комсомол фактически не имели самостоятельности и были «приводными рем­нями» партии в целях целенаправленного влияния на массы. С лик­видацией в 1934 году Наркомата труда СССР значительная часть его ф-ий была передана профсоюзам.

В связи с характеристикой пол. системы и правового статуса ее компонентов возникает вопрос о церкви. Формально церковь, поскольку она была отделена от гос-ва, не может входить в пол. систему. Такой позиции придерживалась советская юр. наука. Но реальное влияние церкви на об­щественно-пол. жизнь страны было велико, ибо в 30-е гг. значительная часть населения, особенно крестьянство, была верующей. Несмотря на то, что с 1927 г. руководство церкви призвало верующих лояльно ис­полнять гражданские обязанности, отрицательное отношение со­ветской власти к церкви усилилось. В массовом порядке закрывались, разрушались церк­ви. Священнослужители были отнесе­ны к категории классово-враждебных элементов и репрессирова­лись.

Т.о. к середине 30-х гг. в результате деформации в основном сложилась тоталитарная политическая система. Ее ха­рактерными чертами были:

1) культ вождя «всех времен и народов»;

2) единственная пол. партия, являющаяся согласно Конституции ядром всех организаций трудящихся;

3) единственная официальная идеология, обещавшая в скором будущем построение совершенного общества. Эта идеология провозглашала в качестве ведущих принципов: подчинение личных интересов государственным; верховенство идеологии над законом и законнос­тью: наличие особой морали и нравственности; абсолютная моно­полия гос-ва на СМИ;

4) всеобъемлющая система тайного и открытого пол. контроля, которая предполагала наличие мощного, многочислен­ного и разветвленного репрессивного гос механиз­ма, развитого террористического законодательства. Основной за­дачей этой системы являлась жестокая борьба с инакомыслием, формирование системы тотального страха и доносительства;

5) экономической основой пол. системы являлась то­тальная собственность на орудия и средства производства, которая предполагала жесткое централизованное управление экономикой. Широкое использование внеэкономических (репрессивных) стиму­лов, по сути дела, рабского труда заключенных;

6) конечной целью этой пол. системы являлось созда­ние мощного во всех отношениях гос-ва, монолитного обще­ства, способного реализовать идею создания Мировой Советской Социалистической Республики.

Система, порядок формирования и компетенция федеральных органов по Конституции СССР 1923–1924 гг.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К. В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР. Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей). ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора. Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы - СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Вопрос 76.

Вопрос 77.

Права, свободы и обязанности граждан СССР по Конституции 1936 г.

Политической основой СССР в ней назва­ны Советы депутатов трудящихся, экономи­ческой основой - социалистическая систе­ма хозяйства и социалистическая собствен­ность на орудия и средства производства.

Конституция предусматривала две формы социалистической собственности - государственную (всенародное достояние) и колхоз­но-кооперативную.

Конституция переименовала Советы рабо­чих, крестьянских и красноармейских депута­тов в Советы депутатов трудящихся, пока­зывая, что за годы советской власти народ стал единым целым.

Конституция провозгласила, что в СССР побе­дили социалистические общественные от­ношения и создались такие основы социа­лизма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической соб­ственности, наличие дружественных клас­сов рабочих, крестьян и народной интел­лигенции, наличие всеобщего избиратель­ного права и др. Конституция закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет.

Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть ста­тус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936г. образовались Грузинская ССР, Ар­мянская ССР, Азербайджанская ССР.

Автономные республики Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.), входившие в состав РСФСР, в том же году получил и статус союзных.

В1939-1940 гг., согласно секретному допол­нению к пакту Молотова-Риббентропа, были присоединены значительные территории на за­падной границе. Во время вторжения Гитлера на территорию Польши советские войска перешли границу и начали захват польских террито­рий с востока, получив назад земли, потерянные в первые годы советской власти. Операции стро­ились по единому плану: вначале советские вой­ска оккупировали территории, затем проводили плебисциты и «народные собрания» и выносили решения о присоединении к СССР.

В октябре 1939 г. в состав СССР вошли Запад­ная Украина (как часть Украинской ССР) и За­падная Белоруссия (как часть Белорусской ССР). В марте 1940 г., после войны с Финлян­дией и часть ранее принадлежавшей ей терри­тории была присоединена к Карельской авто­номной республике, преобразованной в Каре­ло-Финскую ССР (в 1956 г. ей был возвращен статус автономной республики).

В августе 1940г. было принято решение о вклю­чении Северной Буковины и нескольких уездов Бессарабии, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР. Часть Бессарабии была преобразована в Молдавскую ССР. В августе 1940 г. в состав СССР вошли Лат­вия, Эстония, Литва.

Присоединение новых республик или час­тей республик сопровождалось массовыми высылками населения, арестами, расстре­лами. Накануне войны такие репрессии за­тронули проживавшие на территории страны «нерусские» народности, которые могли пе­рейти на сторону врага - поляков, финнов, энемцев, латышей, эстонцев, литовцев.

Во время войны были выселены в Сибирь и " Среднюю Азию крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. Государственное устройство страны К определяла

как федеративное (союзное) объединение республик, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик. К устанавливала единое гражданство и провозглашала право каждого гражданина СССР на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на образование, женщины уравнивались в правах с мужчиной. К закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их расы и национальности. К гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, право на объединение в общественные организации.

Прогрессивный характер К был положительно воспринят трудящимися буржуазных государств, служил примером для многих стран. Однако многие демократические принципы К не нашли практического воплощения, так как ее нормы не имели решающего значения в жизни государства и общества, грубо нарушались органами государства.

Вопрос 78.

Политика индустриализации и коллективизации. «Большой террор» 1930-х гг.

В апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух вариантов пятилетнего плана (на 1928/29 - 1932/33 гг.), разработанных Госпланом СССР, она одобрила первый. Задания по нему были на 20% выше. «Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли», - заявил И. В. Сталин, и под гипнозом этих слов плановые задания с ноября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. неоднократно повышались.
Характерной чертой второго этапа индустриализации (осень 1928-1937 г.) был упор на новое строительство - преимущественно объектов группы «А» (производство средств производства), на что выделялось свыше 80% всех капиталовложений в промышленность.

Шаги индустриализации. Затертые от частого употребления слова о том, что в годы первой и второй (1933-1937 гг.) пятилеток страна превратилась в грандиозную строительную площадку, тем не менее точно отражали действительность.
За это время создаются:
- вторая (после Криворожско-Донбасской) угольно-металлургическая база на востоке. Ее основой стали домны Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, шахты Кузнецкого и Карагандинского угольных бассейнов; вторая нефтяная база в Башкирии при одновременной коренной реконструкции первой - Бакинской;
- мощные объекты электроэнергетики: Днепрогэс и ряд других, гидро-и теплоэлектростанций;
- отсутствующие в дореволюционной России отрасли промышленности: качественной и цветной металлургии, подшипниковой, трубопрокатной, тяжелого машиностроения, тракторостроения и производства сельхозмашин, авиационной и автомобильной, химической, шинной и др.;
- новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск-Ленинск, Караганда-Балхаш, Курган-Свердловск и др.).
Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Специфика их индустриализации заключалась в том, что львиную долю материальных средств они получали за счет щедрых взносов России и отчасти Украины. В результате были обеспечены более высокие по сравнению с общесоюзными темпы промышленного развития бывших отсталых окраин Российской империи (примерно в полтора-два раза).
Происходили также важные сдвиги в управлении всем промышленным комплексом СССР. Произвольно изменяемые в сторону увеличения планы не соответствовали реальным возможностям производства. Ежегодно закладывались сотни новых заводов и фабрик, но строительство их не доводилось до конца из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы.

Тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20-30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП(б)-ВКП(б) стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

В 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т. д. В результате политики произвола и беззакония пострадали миллионы невиновных людей.

Складывалась административно-командная система управления, при которой государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов.

Сталин и его окружение объявили 1929 г. годом великого перелома, был взят курс на форсирование темпов коллективизации и индустриализации.

Вопрос 79.

В 1929 г. началась массовая коллективизация, заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. 5 января 1930 г. ЦК решил, что к весне 1931 г. или к осени 1930г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. Принудительная коллективизация вызвала забой скота и падение урожаев, а выкачивание хлеба из села выросло. В итоге - голод 1932-1933 гг. Людоедство стало обычным явлением. Мы не знаем точных цифр жертв голода, вызванного самой властью. Западные ученые называют от 3 до 10 млн. человек. Не знаем мы и числа погибших от раскулачивания. Согласно постановлению СНК и ЦК ВКП(б) заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями. "Примерный устав сельскохозяйственной артели" был принят в разгар коллективизации, второй - после ее завершения (1935г). В уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные и кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности - постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п. "Кулаки" и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались. С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового примерного устава. По истечении определенного срока и с соответствующими рекомендациями в колхоз могли приниматься бывшие "кулаки". Была установлена очередность выполнения колхозом своих обязательств: сначала перед государством и МТС, затем создается обязательный семенной фонд, фонды социальной поддержки (нетрудоспособным, детям и т.п.), выделяется часть урожая на продажу, а оставшаяся часть урожая распределяется по трудодням.

В начале индустриализации в апреле 1928г. было заявлено о "саботаже" старой технической интеллигенции ("шахтинское дело"). Старые кадры были отстранены и прошло широкое выдвижение на руководящие посты рабочих - членов партии, что негативно сказалось на развитии производства. В июне 1931г. была сделана попытка остановить этот процесс. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничение доступа их детей к высшему образованию). В июле 1931г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932г. были введены трудовые книжки. С ноября 1932г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Власть директоров существенно возросла. В 1929г. был принят первый пятилетний план развития. С этого времени "косвенное регулирование" вытесняется элементами непосредственного управления. С начала 1933г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. (На деле Первая пятилетка провалилась).

С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления.Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром. В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки. С января 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК "О кредитной реформе". Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип, усиливалось влияние отраслевых наркоматов.

Большой террор - серия репрессий и политических преследований в СССР, в 1936–1938. Название дано по книге Р. Конквеста «Большой террор» (англ. The Great Terror ). Период репрессий 1937–1938 гг. называется «Ежовщиной» и связан с народным комиссаром внутренних дел Ежовым.

Массовые репрессии периода «ежовщины» осуществлялись руководством страны на основании «спущенных на места» Николаем Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию т.н. «врагов народа».

В ходе «ежовщины» к арестованным нередко применялись пытки, не подлежавшие обжалованию приговоры к расстрелу часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.

По данным современных историков, общее число лиц, осужденных к высшей мере наказания и расстрелянных в период «ежовщины» за два года (1937-38) составляет 681 692 человек.

Массовые репрессии периода «ежовщины» (1937-1938) осуществлялся на основании «спущенных на места» Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию людей, вредивших советской власти (так называемых «врагов народа»).

В период 1936-1938 состоялись три больших открытых процесса над бывшими высшими функционерами компартии, которые были в 20-е годы связаны с троцкисткской или правой оппозицией. За рубежом их назвали «Московскими процессами» (англ. «Moscow Trials»).

Обвиняемым, которых судила Военная коллегия Верховного суда СССР, вменялось в вину сотрудничество с западными разведками с целью убийства Сталина и других советских лидеров, роспуска СССР и восстановления капитализма, а также организация вредительства в разных отраслях экономики с той же целью.

Первый Московский процесс над 16 членами так называемого «Троцкистско-Зиновьевского Террористического Центра» состоялся в августе 1936. Основными обвиняемыми были Зиновьев и Каменев. Помимо прочих обвинений, им инкриминировалось убийство Кирова и заговор с целью убийства Сталина.

Второй процесс (дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра») в январе 1937 прошёл над 17 менее крупными функционерами, такими как Карл Радек, Юрий Пятаков и Григорий Сокольников. 13 человек расстреляны, остальные отправлены в лагеря, где вскоре умерли.

Третий процесс в марте 1938 состоялся над 21 членами так называемого «Право-троцкистского блока». Главным обвиняемым являлся Николай Бухарин, бывший глава Коминтерна, также бывший председатель Совнаркома Алексей Рыков, Христиан Раковский, Николай Крестинский и Генрих Ягода - организатор первого московского процесса. Все обвиняемые, кроме трёх, казнены. Раковский, Бессонов и Плетнёв тоже были расстреляны в 1941 году уже без суда и следствия.

Ряд западных обозревателей в то время считали, что вина осуждённых, безусловно, доказана. Все они дали признательные показания, суд был открытым, отсутствовали явные свидетельства пыток или накачивания наркотиками. Немецкий писатель Леон Фейхтвангер, присутствовавший на Втором московском процессе, писал:

Позднее стала преобладающей точка зрения, что обвиняемые подвергались психологическому давлению и признательные показания были вырваны силой.

В мае 1937 сторонники Троцкого основали в США комиссию Дьюи. На московских процессах Георгий Пятаков дал показания, что в декабре 1935 он летал в Осло для «получения террористических инструкций» от Троцкого. Комиссия утверждала, что, по показаниям персонала аэродрома, в этот день никакие иностранные самолёты на нём не приземлялись. Другой обвиняемый, Иван Смирнов, признался в том, что принял участие в убийстве Сергея Кирова в декабре 1934, хотя в это время уже год находился в тюрьме.

Комиссия Дьюи составила 422 страничную книгу «Невиновны», утверждавшую, что осужденные были невиновны, а Троцкий не вступал ни в какие соглашения с иностранными державами, никогда не рекомендовал, не планировал и не пытался восстановить капитализм в СССР.

Чистка внутри НКВД

Во время первого московского процесса наркомом внутренних дел и главой генерального управления госбезопасности являлся Генрих Ягода. Он активно участвовал в расследовании убийства Кирова, которое легло в основу судебного процесса.

Процесс состоялся в августе 1936, и уже в сентябре Ягода был перемещён на пост наркома связи, 4 апреля 1937 арестован. В феврале 1938 предстал на Третьем московском процессе, где был обвинён в сотрудничестве с иностранными разведками и убийстве Максима Горького.

6 сентября 1936 наркомом внутренних дел вместо Ягоды назначен Ежов, под руководством которого были проведены Второй и Третий Московские процессы, и «Дело военных». Сама чистка 1937-1938 годов ассоциируется, в первую очередь, с именем Ежова («ежовщина»). В этот период вычищены были в том числе и 2500 сотрудников НКВД.

В 1937-1938 были арестованы и расстреляны такие сотрудники НКВД как Я. С. Агранов, Ф. И. Эйхманс, Л. М. Заковский, И. М. Леплевский, К. В. Паукер, Г. А. Молчанов, В. А. Балицкий, З. Б. Кацнельсон, С. Г. Фирин, Л. Б. Залин, С. М. Шпигельглас и другие работники НКВД которые сами принимали непосредственное участие в проведении массового террора.

Массовый террор

28 июня 1937 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло следующее решение: «1. Признать необходимым применение высшей меры наказания ко всем активистам, принадлежащим к повстанческой организации сосланных кулаков. 2. Для быстрейшего разрешения вопроса создать тройку в составе тов. Миронова (председатель), начальника управления НКВД по Западной Сибири, тов. Баркова, прокурора Западно-Сибирского края, и тов. Эйхе, секретаря Западно-Сибирского краевого комитета партии».
2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик следующую телеграмму:

«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, - являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке». Телеграмма была подписана Сталиным.