Значение имени даниил, происхождение, характер и судьба имени даниил. Именины Даниила по церковному календарю — день ангела

Когда по церковному календарю именины Даниила : 5 апреля – Даниил Угличский, игумен, священномученик; 30 декабря – Даниил Египетский, преподобный, исповедник; 24 декабря – Даниил Столпник.

Характеристика именинника Даниила:

Из древнееврейского языка – «Бог – мой судья», божий суд Народная русская форма – Данила. В мифологии – легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»). Даниил - человек добрый, никогда не повышает голоса. В толпе кажется незаметным, но его мощный ум, трудолюбие и неиссякаемое добродушие скоро выделяют его среди внешне эффектных соперников. Очень большое значение придает семейным, родственным связям. Это для него - святое. Обычно праздники проводит среди многочисленной родни. Общителен и гостеприимен. Очень бережно относится к своему жилью, вполне разделяя с женой хлопоты по его обустройству. Относится к мужчинам, выдерживающим бурю. Первопроходец. Неспешен в думах, но реши телен. Дом - полная чаша, кругом полно вещей сработанных предками. Не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит. Он кажется иногда несколько робким - женщина не сразу разглядит в нем мужскую силу.

Поздравление с именинами Даниила:

Не забывайте отмечать именины Даниила и поздравлять Даниила с днем ангела.

Немало в жизни, Даниил, тебе дано.

Характер, интеллект и знание чувства меры.

Ты для друзей являешься давно

Во многих отношениях примером.

Ты дань любви со всей семьи собрал

И дань восторга - даже с сослуживцев!

И не случайно кто-то о тебе сказал:

"Он просто - Даниил Счастливцев!"

Что можно в этот день еще сказать о Дане?

Что должен подчеркнуть мой эпиграммный стих? -

Чем больше жизнь дает ему заданий,

Тем легче Даня выполняет их!

Так, как же нам бокалы не поднять,

За эту "ценность" - Даню, Даниила?!

Даня, Даня, Данечка!

Сегодня праздник твой!

Прими же поздравления,

Наш мальчик озорной!

Пусть радость и здоровье

Тебе приносит мир!

Друзей, любви и счастья,

Даниил - одно из древнейших христианских имен, означающее в переводе с древнееврейского языка "Бог мой судья". Так звали одного из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Даниил (пророк) был единственным носителем этого имени в Библии. Позже появились и другие святые покровители имени. Особенно распространено оно было на Руси (XIII-XV века).

Именины Даниила отмечаются несколько раз в году. О том, когда следует поздравлять обладателя этого имени и кто является его покровителем, расскажем в нашей статье.

Именины Даниила по церковному календарю

Даниил - одно из самых распространенных русских имен. Популярно оно было и во времена княжеской Руси, и сейчас. Чтобы ангел-хранитель оберегал обладателя этого имени от невзгод и неприятностей, желательно, чтобы день памяти святого совпадал или находился рядом с датой, когда празднует свой день рождения Даниил.

Именины по православному календарю отмечаются практически в каждом месяце:

  • январь - 2, 12 числа;
  • март - 1, 6, 17, 31;
  • апрель - 20 числа;
  • июнь - 4, 5, 26;
  • июль - 23;
  • сентябрь - 12, 25;
  • октябрь - 4;
  • ноябрь - 25;
  • декабрь - 11, 12, 24, 30 числа.

Важно не забыть поздравить с именинами Даниила, день памяти покровителя которого совпадает с указанной датой.

Даниил Московский. Именины 17 марта и 12 сентября

Младший сын Александра Невского Даниил родился в 1261 году и получил свое имя в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого отмечается 11 декабря. Он до самой смерти оставался покровителем будущего князя. Изображение святого было нанесено на печать, и в честь него был возведен монастырь.

После смерти Александра Невского каждый из его четырех сыновей получил в наследство одно из русских княжеств. Младшему сыну Даниилу досталась Московское княжество со столицей в городе Москве - самое бедное и маленькое на то время. Но в руках князя его площадь очень быстро стала увеличиваться, а благосостояние народа приумножаться. Даниил Московский старался избегать войн, а землю расширял путем заключения мировых соглашений. Впрочем, князь умел воевать, и во время нашествия татаро-монгольской Орды ему удалось совершить несколько внушительных побед.

Князь Московский Даниил очень много сделал для города и для России в целом. Он построил несколько монастырей и стал основателем династии Рюриковичей. Перед самой смертью князь решил постричься в монахи. В 1303 году 17 марта (4 по старому стилю) Даниил Московский скончался после тяжелой болезни. Его похоронили в Даниловском монастыре, а в 1791 году канонизировали как святого благоверного князя Даниила Московского.

Именины Даниила отмечаются дважды в году: 17 марта - в день смерти святого, и 12 сентября - в день обретения мощей. Даниловский монастырь, основанный князем, действует и сегодня. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси.

День памяти Даниила Сербского - 2 января

Святитель Даниил - единственный сын богатых и знатных родителей, был приближен к сербскому королю Стефану Милютину. Однако несмотря на свое высокое положение, он отрекся от всех богатств и принял постриг от игумена монастыря города Кончула.

Через некоторое время Даниил был избран игуменом Хилендарского монастыря на Святой горе Афон. Здесь ему пришлось пережить вместе со своими братьями и штурм, и осаду, и голод. Когда наступил мир, святитель снял с себя игуменство и принял обет безмолвия, отправившись в келлию святого Саввы Сербского. Во время междоусобной войны между королем Стефаном и его родным братом Даниил был возвращен, чтобы примирить их. После этого он был посвящен в епископы и назначен настоятелем монастыря святого Стефана. Еще через время Даниил Сербский стал архиепископом.

Именины Даниила, чьим покровителем является святитель Даниил Сербский, празднуются 2 января и 12 сентября. Не забудьте поздравить в этот день человека с таким именем.

Даниил Никопольский - 23 июля

Во время правления императора Ликиния в армянском городе Никополе проводились страшные гонения на христиан. Правитель издал указ, в котором велел каждого, кто не захочет вернуться к язычеству, предать пыткам и мученической смерти. Однако 45 христиан, которых возглавляли святые исповедники Даниил, Леонтий, Александр, Антоний и Маврикий, решили прямо явиться к императору и рассказать об истинной христианской вере.

За то, что исповедники не захотели отречься от своих убеждений, их предали мученической смерти через сожжение, а кости бросили в реку. Люди, которые нашли останки святых, основали на том месте монастырь в честь 45 никопольских мучеников.

В этот день, 23 июля, празднуются именины Даниила. Святой покровитель имени будет всегда оберегать его обладателя.

Считается одним из древнейших у христиан. День ангела должен отмечать каждый его носитель. Памятная дата бывает несколько раз в году. Не обязательно праздновать все подряд. Достаточно подобрать для именин одну, самую ближнюю к дню своего рождения. Церковный календарь такую возможность предоставляет.

  • 02.01. – св. Сербский
  • 01.03. – м. Даниил
  • 31.03. – преп. Даниил
  • 20.04. – преп. Даниил Переяславский
  • 05.06. – преп. Даниил
  • 23.07. – муч. Даниил Никопольский
  • 12.09.. – свят. Даниил Сербский
  • 25.09. – преп. Даниил
  • 04.10. – преп. Даниил Шужгорский
  • 11.12. – преп.муч. Даниил
  • 12.12. преп. Даниил
  • 24.12. – преп. Даниил Столпник
  • 30.12. – пророк Даниил

Даниил имеет древнееврейское происхождение. Точный перевод значения слова: «Бог мой судья». Иногда объясняется как “суд Божий”. На Руси, особенно среди купечества и простолюдинов, была в ходу форма – Данила (Данилка).

Церковное написание встречается еще в преданиях. Так звали мудреца, пророка, жизнь, страдания, которого показаны в древней «Книге пророка Даниила».

Характеристика человека с именем Данила

Основные черты

Будучи ребенком спокоен, не доставляет хлопот. Свое умение держаться невозмутимым, уравновешенным проносит через долгие годы. Сорваться может только столкнувшись с откровенной ложью. Быстро подавляет гнев, но прощения обманщик уже не дождется. Детские увлечения могут перерастать в профессию. Работник из него получается добросовестный, чувствующий ответственность. В коллективе всегда считаются с его мнением.

Семья, отношения

В браке счастлив не всегда. Случаются скоропалительные браки. Сильно любит своих малышей, но не слишком усердствует в воспитании, отдавая лидерство супруге. Часто женится многократно. При повторных браках не стремится к новым детям. Поддерживает и помогает своим. Решает все сам, пребывая какое-то время в одиночестве.

Судьба

Даниил – человек, которого не сломит ни одна буря. Обладает решительностью, хотя долго все обдумывает. Умеет проложить путь в новое для других. Хранит память о предках. Всегда имеет уютный дом.

Истории святых с именем Даниил

Даниил Московский

Дни памяти:

  • 17.03. – день смерти.
  • 12.09. – обретение мощей

Будущий святой родился в семье кн. Невского. Из числа сыновей был младшим. Назван в честь св. Даниила Столпника. Всю жизнь почитал его, говорил, чувствует святое покровительство. Имел собственную печать с ликом мученика. Возвел во имя его монастырь. С уходом отца в мир иной, сыновья стали править каждый в своем княжестве.

Даниле отошли Московские земли, самые захудалые на тот период. Новый правитель старался, и владения стали приумножаться. Мудрый князь умел договариваться мирно, избегал кровопролития, войн. Несмотря на это, пришлось и ему успешно повоевать с монголо-татарами.

Московский Даниил будучи у власти укрепил Москву, возводил монастыри, считается основателем Рюриковичей. Незадолго до кончины постригся в монахи.

  • Скончался — 17.03. (новый стиль) 1303 г.
  • Канонизирован – в 1791 г. как св. благоверный кн. Даниил Московский.

Похоронен в Даниловском монастыре, где настоятель Патриарх московский и Всея Руси. Действует.

Даниил Сербский

День памяти:

Будучи знатного рода, богатым по рождению, входил в окружение короля Сербии Стефана. Ушел из дворца, оставил в миру все, постригся в монастыре г. Кончула.

С годами стал игуменом Хилендарского монастыря. Вместе с монахами претерпевал голод в военное время, осаду, нападения врагов. С наступлением мирного времени отказался от игуменства, жил в келье св. Саввы. Помог погасить междоусобицу, в результате стал епископом. Пребывал настоятелем монастыря св. Стефана, а затем получил чин архиепископа.

Даниил Никопольский

День памяти:

В г. Никополе при императоре Ликинии христиане повсеместно преследовались. Их пытали, уничтожали, требовали отречения. По государскому повелению всех, кто не желает вновь стать язычником, терзали до смерти. Многие скрывались, но 45 граждан во главе с Даниилом, Маврикием, Александром, Леонтием заявили правителю о своей вере открыто, явившись к нему лично.

За нежелание исповедников отступиться от христианства их убили, предав живыми огню. Обугленные кости утопили в реке. Святые останки были обнаружены, а в честь 45 никопольских мучеников воздвигнут храм.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня".
Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.
Как будете готовы - тяните карту:

Князь Даниил родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря) .

Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными.

И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было.
Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу.

Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль.

Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – выразил то в словах – «Бог не в силе, а в правде «.

Святые благоверные князья отец и сын — Александр Невский и Даниил Московский

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. При­няв схи­му, св. бла­го­вер­ный князь на 42 го­ду жиз­ни мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 мар­та 1303 го­да.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам.

Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих, и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту.

Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил бо’льшую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному «Калитой».

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова). Слово в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского

Ныне особенно радуется обитель Даниловская, которая была создана святым великим князем Даниилом и в которой покоятся его святые мощи, но не менее радуется и наша обитель Богоявленская, ибо она является родною сестрою обители Даниловской, так как и она была создана святым благоверным князем Даниилом; а вместе с ними ликуют и все благочестивые люди, празднуя память своего святого, и, припадая к раке его святых мощей, получают от нее благодатные исцеления и, обозревая его житие, черпают из него уроки жизни.

В самом деле, часто люди говорят: «Мы светские, а как трудно в миру спастись, гораздо труднее, чем в монастыре, где все приготовлено ко спасению». О, поверьте, все дело спасения не в обстановке, а в душе человека, стремящегося ко спасению.

Пример этого показывает нам великий князь Даниил. Не он ли был высокогоположения? Не он ли имел все, чтобы наслаждаться жизнию? Но, находясь в мирском обществе, он не соприкасался с ним; находясь среди мирских людей, он был собеседником Ангелов, как это пелось в песнопениях, составленных на день его памяти. Словом сказать, здесь, на земле, он приготовлял себя к вечности. По происхождению принадлежал к благочестивой семье, ведь и отец его Александр Невский был благочестивым князем, он восприял с ранних лет семя благочестия, и это семя возросло и принесло плод. В особенности всех поражало его смирение, незлобие, кротость.

Вы знаете, в то время Русь находилась под тяжелым игом татарским, а среди князей не было мира: они часто враждовали между собою; призывали себе в помощь иногда татар; страдала Русская земля и от татар, и от междоусобиц. В это-то время князь Даниил и явился миротворцем. Он всю свою жизнь употреблял на то, чтобы мирить князей, чтобы отвращать нападения татар, чтобы среди русских людей было спокойствие и мир; его вера и благочестие поражали всех; в самом деле, не в пиршествах и веселии, а в молитве, усердной молитве и посте он находил себе утешение, его радостью было, чтобы множество церквей возрастало, чтобы благочестие распространялось, его счастие состояло в том, что он созидал обители; сию обитель Богоявленскую он основал, а затем и другую, Даниловскую; и вот в конце жизни Господь удостоил его постричься в схиму и быть погребенным в основанной им обители Даниловской.

Затем, через много лет после его кончины, Данилов монастырь, пришедший в ветхость, снова был украшен благолепно, а затем, в царствование Царя Алексея Михайловича, по особому указанию Божию, святые мощи его были обретены нетленными. И вот он нас учит в жизни идти христианским путем, невзирая ни на что: ни на скорби, ни на вражду, ни на искушения. Правда, время, в которое мы живем, очень смут-ное, опасное; но нам не грозит такая опасность, какая была в те времена, вести христианскую жизнь, посещать храмы Божие нам никто не возбраняет.

Итак, будем усердно молиться святому благоверному князю Даниилу, чтобы он помог нам идти путем смирения, терпения, кротости, чистоты и пламенной веры.

Благоверный князь Даниил Московский: «Не забыл меня Бог». Роман Савчук

Родоначальник московских князей и царей святой благоверный князь Даниил Александрович жил в сложное время. Получив скромный Московский удел, он вынужден был участвовать в борьбе своих братьев за великое княжение. В те времена военное мастерство князя и его дружины вместе с политической хитростью, казалось, были единственным условием выживания. Только так и можно было противостоять коварству братьев и свирепости врагов. Однако святой князь Даниил сумел найти оружие, силе которого не смогла противостоять даже самая твердая историческая логика. Ведь этот тихий правитель скромного второстепенного удела должен был остаться навсегда малоизвестным князем, владение которого рано или поздно было бы разделено сильными соседями. Но вышло по-другому: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21: 42)…

Есть в истории христианства, в истории Руси моменты, о которых хотелось бы помнить всегда – и в оценках происходящего в мире, и в отношении жизни конкретного человека. Ведь некогда, 2000 лет назад, скромные рыбаки из небольшой римской провинции противостали всей Вселенной. Их последователи 300 лет уничтожались, их не понимали, гнали, однако терпением и кротостью они в конечном итоге победили вопреки всякой логике.

То же самое мы видим и в жизни благоверного князя Даниила Московского. В 1282 году он вместе с братом Андреем и другими князьями выступил против другого брата – Димитрия. Однако при первой встрече у града Дмитрова благодаря стараниям святого был заключен мир и кровь не лилась.

Когда в 1293 году брат святого Даниила, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Святой вынес врагу ключи от города, чтобы избежать кровопролития, и вместе со своим народом переживал ужасы варварского нападения.

В 1300 году, когда святой Даниил разбил коварного рязанского князя с татарскими пособниками, он не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

В 1302 году переяславский князь Иоанн Димитриевич передал свое княжество благоверному князю Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако святой князь остался верен скромной по тогдашним меркам Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль…

Митрополит Московский Платон в составленном им Житии святого князя так пишет о великом деле этого подвижника благочестия: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю». И здесь припоминается сюжет из Ветхого Завета. Илия, великий пророк, в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. Пророку был дан такой ответ: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь » (3 Цар. 19: 11–12).

И действительно, величие дела, совершенного кротким и тихим нравом благоверного князя, убеждает в том, что не в силе Бог, а в правде. Святой и сам после своей смерти засвидетельствовал о том, что победил мир любовью Христовою. Ведь много лет спустя, во времена великого князя Иоанна III (1462–1505), преподобный Даниил явился юноше из окружения великого князя и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». И в этих словах, вопреки логике любых событий, политической конъюнктуре и исторической перспективе, начерталось победоносное знамение благоверного князя: «Не забыл меня Бог»…

Жизнь и подвиг святого благоверного князя Даниила Московского являют нам пример настоящего христианского мужества, достойного памяти не только властителей, политиков, но и самых обычных христиан. Это было мужество – любить вопреки всему, оставаться верным евангельским заповедям, когда логика событий, происходящих вокруг, отрицает это. История снова и снова оправдывает истину о том, что самым твердым основанием всякого дела является камень любви Христовой, ведь «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Помолимся усердно почитаемому нами родному нашему, святому благоверному князю Московскому Даниилу.

ДАНИИЛУ МОСКОВСКОМУ
Тропарь, глас 4

Княжения твоего славу отложив, / озаряемый Божественною благодатию, / Богомудре княже Данииле, / весь разум в сердце от суетнаго мира сего / к Зиждителю неуклонно возложил еси / и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, / целомудрием же и равноангельным твоим житием / течение добре совершая, / веру соблюл еси непорочну, / тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, / яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; / сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. / Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, / моли спасти отечество твое / и мирней быти державе нашей.

Иной тропарь, глас 3

Явился еси стране нашей, / яко звезда пресветлая, / благоверный княже Данииле, / лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, / людем православным поборник еси, / пленным свободитель и нищим защититель, / моли Христа Бога / державе Российстей даровати мир / и спасти души наша.

Кондак, глас 4

Избранный Богом от чресл родительских / и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна / и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием, / верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле, / ихже образом своим наставляя / и поучая заповедем Господним выну, / путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя, / Небеснаго Царства достигл еси, / идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Иной кондак, глас 6

Еже по образу соблюд непреложно, / и яже в мире тленная оставив, / со ангельскими лики предстоиши Христу, / преподобне княже Данииле, / никакоже забывая чад твоих, / но милостивно посещая и глаголя им: / аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание

Ублажаем тя, / благоверный княже Данииле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши о нас / Христа Бога нашего.

Молитва

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".