Паром булгария. Трагедия на Волге: затонул теплоход «Булгария

За 5 дней до катастрофы, во время предыдущего рейса «Булгарии» блогеры заметили, что судно сильно кренит вправо. Такое бывает, когда топливные баки заполнены только с одной стороны, справа у теплохода также находится канализационный резервуар — его, возможно, не вычищали
Бывший капитан «Булгарии» (тогда еще «Украины») 5 июля был сфотографирован на борту теплохода. На нем погоны старшего помощника
Сайт туроператора сообщил об аварии на теплоходе «Булгария» и приостановил продажу билетов на рейс за 3 часа до катастрофы. Как такое могло случиться? В настоящее время это сообщение стерто с сайта, но сохранено в Гугл-кэше. По клику — крупнее
Собственник теплохода: ОАО «Камское речное пароходство»;
Арендатор: ООО «Бриз»;
Субарендатор: ООО «АргоРечТур»
Основные характеристики
Год выпуска: 1955
Количество палуб: 2
Скорость хода: 20,5 км/ч
Мощность двигателя: 273 кВт
Количество двигателей: 2
Класс речного регистра: "о"
Пассажировместимость: 233
Длина: 80,2 м
Ширина: 14 м
Осадка: 1,9 м

По данным туристических агенств, пассажировместимость после модернизации - 140 чел.

Cамым запоминающимся событием в истории бывшего теплохода «Украина» (ныне «Булгария») стало ее участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Дизель-электроход «Украина» и 12 аналогичных судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда вернули в эксплуатацию.

15:00
Подняты тела 82 погибших. Против гендиректора ООО «АргоРечТур» Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ «Выполнение или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Согласно этой статье, если деяние повлекло за собой смерть двух и более лиц, наказание может включать в себя до 10 лет лишения свободы.

14:00
Гендиректор ОАО «Камское речное пароходство» (собственник теплохода) Валерий Кирчанов опровергает слухи о том, что владелец компании Михаил Антонов бежал за границу. Кирчанов особенно подчеркивает: «В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность ».

13:00
Названы официальные дата и время подъема затонувшего теплохода на поверхность — 16 июля, 17:00.

12:00
Официальное число признанных погибшими — 71 человек. В Речном порту города Казани началась гражданская панихида в память о жертвах трагедии. Разыскиваются два судна, прошедшие мимо тонувшей «Булгарии» и не оказавшие пострадавшим никакой помощи — капитаны судов будут привлечены к ответственности.

10:30
Водолазы сообщили о готовности войти в музыкальную комнату затонувшего теплохода, где на момент катастрофы находилось около 30 детей. Следственным управлением СКР по Пермскому краю производится выемка документов у владельца «Булгарии» - ОАО «Камское речное пароходство»

08:30
Опознаны тела капитана «Булгарии» Александра Островского и его жены.

07:30
Управление информации МЧС РФ сообщило о завершении разработок проекта по подъему «Булгарии» на поверхность. Представитель управления особенно отметил, что разработкой проекта занимался Санкт-Петербургский НИИ Минобороны РФ — они же разрабатывали проект подъема подводной лодки «Курск».

По данным агенства РИА-Новости, общее число жертв - 54 человека.

В ходе совещания с руководителями профильных министерств и ведомств президент Дмитрий Медведев потребовал « провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров». Чиновники и надзорные органы также обязаны будут проследить, чтобы судовладельцы в срок проводили капремонт или же выводили транспорт из эксплуатации.

В России, кроме «Булгарии», в эксплуатации до последнего времени находятся еще 4 судна проекта 785. Это теплоход «Композитор Глазунов» (его сегодня уже задержали в Саратове «для проверки»), теплоход «Петр Алабин» (в данный момент находится в рейсе «Самара—Чебоксары—Самара») и теплоход «М. Ю. Лермонтов» (использует ОАО «Пассажирречтранс» для перевозок по маршруту Красноярск—Дудинка) и «Римский-Корсаков» (до недавнего времени ходил регулярными маршрутами по Иртышу и Оби).

РИА «Новости»: «В настоящее время с затонувшего теплохода подняты тела 49 погибших. Таким образом, общее число жертв трагедии на данный момент составляет 50 человек», — сказал собеседник агентства, добавив, что тело одной погибшей было обнаружено на поверхности воды.

С места крушения теплохода «Булгария» к настоящему моменту поднято 40 тел, об этом сообщил на селекторном совещании глава МЧС России Сергей Шойгу. Среди поднятых погибших 26 женщин, 10 мужчин и 4 детей. К поисково-спасательным работам привлечено 89 водолазов и 5 врачей. Пока специалистами обследовано лишь 30 процентов судна.

«Вечерняя Казань» установила личность капитана «Булгарии». Им оказался 55-летний Александр ОСТРОВСКИЙ , более 20 лет работавший капитаном в Казанском речном порту: «В речном порту его характеризуют как профессионала высокого уровня. В 2000 году Островский уволился из речного порта и перешел на работу в частные фирмы - стал возить туристов по туристическим маршрутам. Работники речного порта исключают возможность крушения по вине капитана».

В списках спасенных (уточненных МЧС на 17:30) фамилия капитана не значится.

В последний раз «Булгарию» серьезно ремонтировали в 2007 году, а эксплуатировалось оно на основании выданного Камским филиалом речного регистра в Перми заключения о годности к плаванию, — сообщает газета «Вечерняя Казань». Очередной капитальный ремонт теплоход должен был пройти по завершении навигации 2011 года.

Туркруиз по Волге, в результате которого затонуло судно «Булгария», осуществлялся незаконно. У перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров, заявил сегодня в ходе заседания оперативного штаба по ЧС представитель Приволжской транспортной прокуратуры. По его словам, установлено, что судно «Булгария» приписано к Камскому речному пароходству в Перми. Теплоход был передан в аренду ООО «Бриз», а оно в свою очередь передало судно в субаренду некой гражданке (речь, видимо, идет о владельце ООО «АгроРечТур» Светлане Имякиной Ю.Ч. ). 25 мая «АгроРечТур» представил документ на получение лицензии на право перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, однако не успел его получить.

В ходе заседания оперативного штаба начальник отдела информации федеральной противопожарной службы МЧС республики Татарстан Рустам Минниханов сообщил, что по последним уточненным данным на борту могло находиться 208 человек. Вскоре после катастрофы называли гораздо меньшее количество — 175 человек: столько пассажиров и членов команды могло находиться на судне, если исходить из купленных путевок и штатной грузоподъемности. Позднее выяснилось, в Болгаре взяли на борт людей, которым нужно было добраться до Казани.

По последней пока информации (на 11 часов утра) спасено 79 человек: 50 туристов, 23 члена экипажа, 6 человек, не зарегистрированных на рейс. Обращает на себя внимание тот факт, что из 33-х членов экипажа спаслось большинство. Подтвержденное количество погибших составляет 13 человек.

По словам Рустама Минниханова, на месте трагедии работают 28 водолазов, в ближайшее время их количество увеличится. Условия для отдыха и проживания водолазов будут обеспечены на борту теплохода «Арабелла», прибытие которого к месту трагедии ожидалось в 13 часов. Это то самое судно, экипаж которого обнаружил вчера потерпевшую бедствие «Булгарию», поднял из воды и доставил в Казань абсолютное большинство ее спасшихся пассажиров.

МЧС РФ в течение нескольких часов планирует организовать работу по подъему со дна Волги затонувшего теплохода "Булгария", заявил в ходе селекторного совещания глава МЧС РФ Сергей Шойгу. До 15:00 будет организована работа по планированию подъема со дна затонувшего теплохода "Булгария". Из Волгограда к месту затопления судна должны прибыть два спецкрана.

Следователи обнаружили, что «Булгария» вышла в рейс неисправной.

Приволжское следственное управление на транспорте Следственного комитета России установило, что еще при выходе из Казани теплоход имел неисправность главного левого двигателя, но несмотря на это, судно вышло в двухдневный рейс. Также было установлено, что при выходе 10 июля в 11 ч. 15 мин. из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что могло быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и т.п.

Штормовое предупреждение 10 июля не объявлялось (скорость ветра ожидалась до 18 м\с). Однако в ходе допросов члены команды заявили, что «в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились и подул шквалистый ветер». Захлестыванию воды в трюм могли способствовать и открытые нижние иллюминаторы.

Проведены допросы спасенных пассажиров и членов команды по обстоятельствам происшедшего, выемки документации у эксплуатанта (субарендатора) судна - ООО «АргоРечТур», а также у владельца судна - ОАО Судоходная компания «Камское речное пароходство» и арендатора судна - ООО «Бриз». Продолжается осмотр места происшествия. Работа водолазов осложняется сильным течением, плохими погодными условиями и вытеканием топлива из корпуса судна.

По состоянию на 11 часов утра 11 июля в результате аварии на судне «Булгария» погибли 12 человек, из них трое мужчин, одна девочка и остальные женщины. Спасены 80 человек.

В больницах Татарстана продолжают лечение 8 пассажиров затонувшего теплохода. Самой старшей пациентке - 61 год, самому молодому - 25 лет. В эти минуты в травматологическом отделении РКБ начинает работу консилиум врачей, которые следят за состоянием шести спасенных с "Булгарии".

Ещё пятерых пострадавших ночью после осмотра отпустили домой. Пытаясь выбраться с тонущего теплохода, люди получили ушибы и резаные раны. Однако их психологические травмы - серьезней физических, - считают врачи.

Все госпитализированные в РКБ - жители Татарстана, а вот 61-летняя пассажирка из Волгограда Нина Чеснокова сейчас проходит лечение в БСМП-1. По данным минздрава республики, ее состояние - удовлетворительное.

В Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ опознан один труп. Это - Зиятдинова Г.Р., 1985 г.р. Ожидается, что в ближайшее время в бюро будут доставлены еще 6 трупов и будет произведено опознание.

В морг республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы в Казани вот-вот начнут поступать тела первых жертв с затонувшей «Булгарии».

В Приволжском следственном управлении на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по факту аварии возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта).

Список погибших на теплоходе «Булгария» увеличился до 9 человек.

«Подняли тела двух мужчин, одного ребенка, пяти женщин, плюс одна женщина, обнаруженная вчера. Всего девять человек», —сообщил начальник отдела информации федеральной противопожарной службы МЧС республики Татарстан Марат Рахматуллин.

К спискам незарегистрированных пассажиров добавились три женщины и трое детей и еще один член экипажа, родственники которых позвонили на телефон горячей линии.

По данным оперативного штаба ГУ МЧС РФ по РТ и по последним данным, которые поступили на телефон горячей линии от родственников тех пассажиров, которые в момент аварии находились на судне, на теплоходе первоначально было 199 человек, из них 148 пассажиров, следующих на теплоходе по путевкам.

Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров спасены 6 человек.

По состоянию на 8 часов утра 11 июля список погибших увеличился до 8 человек. Вместе с тем к спискам незарегистрированных пассажиров добавились три женщины и трое детей и еще один член экипажа, родственники которых позвонили на телефон «горячей линии»

На 7 часов утра водолазами «Центроспас» и Центр «Лидер» в зоне бедствия на поверхность поднят труп еще одной женщины. Всего на данный момент среди погибших числятся 6 человек. Напомним, 80 человек спасены и 101 человек считается пропавшим без вести.

На 6.00 часов утра списки спасенных пополнились гражданами, которые находились в момент крушения судна на борту, но не были зарегистрированы.

В 5.20 в район бедствия от берега отплыл катер с водолазами "Центроспас" и "Лидер" для извлечения тел погибших из затонувшего судна "Булгария" на поверхность.

В 5.55 в аэропорт "Казань" прилетел борт из Краснодара с 12 водолазами и двумя системами для видеонаблюдения под водой. Также ожидается помощь 9 спасателей из Уфы и мобильный водолазный комплекс с барокамерой.

Погибшими во время крушения теплохода «Булгария» считаются 5 человек. Всю ночь и утро 11 июля на месте ЧС работают 307 человек и 73 единицы техники, из них 234 личного состава МЧС РТ и 37 единиц техники. На 4 часа спасено 80 человек, из них один пострадавший в больнице, двое добрались до Казани на метеоре и остальные на теплоходе «Арабелла», трое погибло и 103 пропавших без вести.

Из Москвы прилетел самолёт со спасателями «Центроспас» - 17 человек и «Лидер» -16 человек.

В речной порт г. Казани прибыл теплоход «Арабелла» со спасенными на борту. В речном порту с родственниками и спасенными работают психологи МЧС РТ и Минздрава РТ.

16.58

«Вести» сообщают, что удалось спасти 169 человек. Новость до сих пор висит на сайте:
Ссылка: www.vesti.ru/doc.html?id=504460

В акватории Куйбышевского водохранилища идет спасательная операция.

По состоянию на 16.00 часов с теплохода спасены 85 человек из 188 находившихся на теплоходе, из них 150 пассажиров и 38 человек персонала. Их переправляют в Казань на 3-х палубном судне «Арабелла»,на метеоре. Также из Казани выехал теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу г. Булгар, одна женщина утонула.

В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступило сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария», на борту которого находились, по предварительным данным, 22 человека. Теплоход «Булгария» следовал рейсом из г. Болгар в Казань.

Момент катастрофы. Судно накренилось на правый борт, черпнуло воды и затонуло за 3 минуты. Многие пассажиры не смогли выбраться из кают. Почти все дети были собраны для проведения детского праздника в каюте на корме.

По материалам газеты «Вечерняя Казань»: «Как сообщают очевидцы, причиной кораблекрушения стал сильный шторм, в результате которого пароход с креном и буквально за 3 минуты ушёл под воду. Перед катастрофой лил сильный ливень, но больших волн не было ».

В ролике LifeNews, где реконструируются собятия катастрофы, неверно показано, что «Булгария» до Болгара не дошла. На самом деле корабль затонул на обратном пути из Болгара в Казань .

«Булгария» вышла в обратный рейс из Болгара в Казань .

Сообщение на сайте компании-туроператора, реализующей путевки на рейс теплохода «Булгар»:

«ООО «ИнтурВолга» с сожалением сообщает, что рейсы на тх «Булгария» в навигацию 2011 года не состоятся в связи с аварией теплохода ».

В настоящее время сообщение удалено с сайта, однако кэш интернет-поисковика «Гугл» сохранил его в памяти: (см. иллюстрацию)

По расписанию, именно в это время теплоход «Булгария» отправился из Казани в Болгар.

В 16.15 в ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды поступило штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении следующего содержания: «В ближайший час, с сохранением вечером 9 июля, ночью 10 июля 2011 г. местами по РТ и в Казани ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 - 27 м/с, крупный град. В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок.»

Основная новость на сайте «Вечерней Казани»: «Теплоход из Перми вчера около 40 минут «кружил» у речпорта и не причаливал. Пассажирам такую задержку никак не объяснили» .

«Нам ничего не объяснили, - делится одна из тех кто был на судне Галина. - Все люди устали с дороги, было душно и хотелось уже побыстрее попасть домой. Говорили, что-то сломалось. Но никакого объявления не было».

В справочной Казанского речного порта комментировать ситуацию отказались»

«Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!).

Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи .

В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую).

Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание.

За 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!»

Теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным - по заявлению Минтранса.

По некоторым данным, в 2003-2009 гг. судно не эксплуатировалось вообще. По другим - после переоборудования в 2007 г. дизель-электроход начал выполнять туристические рейсы из Казани.

По материалам газеты «Вечерняя Казань», телеканала Vesti.Ru, сайтов МЧС, новостных агентств, сообщениях в Twitter и Livejournal подготовили:

Юлия Черненко

Евгений Старшов

КАЗАНЬ, 10 июл — РИА Новости, Ирина Дурницына. Четыре года исполняется в пятницу с момента крушения в Татарстане двухпалубного дизель-электрохода "Булгария", во время которого погибли 122 человека.

Подсудимые по делу о крушении "Булгарии" по-прежнему не признают вины Сегодня с последним словом выступили фигуранты дела Тимергазеев и Семенов. Как и ранее, они заявили, что невиновны, и просили Верховный суд РТ отменить решение суда первой инстанции.

Теплоход, на котором должно было быть не более 156 человек (120 пассажиров и 36 членов экипажа), 9 июля отправился в двухдневный рейс по маршруту Казань — Болгар — Казань со 163 пассажирами и 38 членами экипажа на борту. Около 12.30 мск 10 июля 2011 года "Булгария", вышедшая из Болгара в штормовую погоду, в считанные минуты затонула в трех километрах от берега на глубине 17-20 метров. Теплоходу не хватило до спасительной мели, где его верхняя палуба осталась бы над водой, примерно 50 метров и нескольких секунд. Из 201 человека выжили только 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

Мимо плотов с уцелевшими людьми прошли сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский 66", которые не оказали помощи терпящим бедствие. Примерно через два часа оставшихся в живых пассажиров и членов экипажа "Булгарии" спас экипаж теплохода "Арабелла", следовавшего по тому же маршруту.

Поисково-спасательная операция в районе крушения продолжалась 16 суток. Последних погибших спасатели извлекли из кают "Булгарии" утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель. Последняя жертва была опознана лишь 17 августа 2011 года.

Расследование дела продолжалось около двух лет, в мае 2013 года начался судебный процесс. Уголовное дело составило 100 томов, было допрошено более 1000 свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, потерпевшими были признаны более 200 человек, порядка 50 из них подали иски о возмещении морального вреда на сумму 202 миллиона рублей.

Как установили следствие и суд, в навигацию 2011 года "Булгария", построенная в Чехословакии в 1955 году, выполнила семь рейсов, практически в каждом происходили поломки. Восьмой, когда судно в условиях шторма шло лишь на одном двигателе, с неисправной осушительной системой, отказавшим в ходе рейса топливным насосом, со статическим правым креном и открытыми иллюминаторами, стал последним.

Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года приговорил гендиректора ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор "Булгарии") Светлану Инякину, старпома "Булгарии" Рамиля Хаметова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова, старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова к срокам от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию. В результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции коллегия Верховного суда Татарстана в апреле 2015 года смягчила наказание Инякиной, которой окончательно назначено 9,5 лет лишения свободы, и ужесточила наказание Ивашову — до 5,5 лет заключения. Ивашов был арестован и направлен к месту отбывания наказания.

Теплоход "БУЛГАРИЯ" - дизель-электроход второй серии проекта 785. Прежнее название - "УКРАИНА" , переименован в феврале 2010 года в честь Волжской Булгарии - древнего государства на территории современного Татарстана. Оригинальное обозначение - Osobna Lod 800 (OL800). Теплоходы проекта 785 являются дизель-электроходами с мощностью 800 л.с.

Теплоход "БУЛГАРИЯ" - двухпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.
Дизель-электроход "БУЛГАРИЯ" был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno в Комарно, Чехословакия.

До 1962 года теплоход принадлежал Волжскому пароходству (порт приписки - Горький), затем был передан в Камское речное пароходство. Порт приписки - Пермь.

В 2011 году теплоход был арендован ООО «Бриз». В июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду компании ООО «Аргоречтур» из Казани. Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга».

Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.

Теплоход "УКРАИНА" принял участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 13 судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда (в том числе и "УКРАИНА" ("БУЛГАРИЯ")) вернули в эксплуатацию.

В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, теплоход "УКРАИНА" вышел за его границу и сел на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани. Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.

10 июля 2011 года около 13:58 в течение нескольких минут теплоход «Булгария» полностью затонул на глубине около 18 метров. Крушение произошло в 3 километрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

Технические характеристики теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")

Длина

80 ,2 м

Ширина

14 м

Осадка

1,9 м

Количество палуб

2

Скорость хода

20 ,5 км/ч

Пассажировместимость

140 чел

Максимальная пассажировместимость 233 чел
Тип двигателя 6NVD48 дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный

Количество двигателей

2

Мощность двигателя

800 л.с. (273 кВт)

Класс речного регистра

О

Фотографии теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")

Катастрофа произошла при выполнении двухдневного "круиза выходного дня" по маршруту Казань - Болгар - Казань.
Теплоход "БУЛГАРИЯ" вышел в это плавание с одним неисправным двигателем и креном около 5 градусов на правый борт.

При плохих погодных условиях (прошёл ливень и подул шквалистый ветер), при манёвре и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений.

Быстрое затопление судна связывают с конструктивной особенностью - отсутствием водонепроницаемых переборок в корпусе, износом и техническими неисправностями, которые в последний год часто наблюдались пассажирами.

С терпящего бедствие судна шлюпки спустить не удалось, были задействованы только 2 надувных плота. Из находившихся на борту 201 пассажир (в том числе 25 незарегистрированных и около 50 детей) и членов экипажа 79 человек спасены теплоходом «Арабелла».

Команда теплохода "БУЛГАРИЯ" не подала сигнал бедствия. Это могло произойти из-за отказа электрооборудования. Можно предположить, что катастрофа произошла из-за остановки единственного работающего двигателя, в результате которой команда могла потерять управление над судном и не смогла выправить нарастающий крен и его внутренние помещения залило водой, что привело к затоплению.

Капитан теплохода "БУЛГАРИЯ" А. Островский погиб, тело капитана и его супруги было найдено 12 июля.

12 июля 2011 г. следственный комитет завел уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") на арендатора судна, главу компании "Аргоречтур" Светлану Инякину, а также на старшего эксперта камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова.

После катастрофы мимо проходили два судна - "Дунайский-66" и "Арбат". На их капитанов завели уголовные дела по ст. 270 УК РФ ("Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие"). При этот вряд ли стоит говорить о том, что капитаны этих судов знали о крушении теплохода и умышленно не оказали помощь, в которой нуждались потерпевшие.

12 июля была обозначена дата подъема теплохода - 16 июля 2011 года. Позднее дата подъема была перенесена на 18 июля на 10 часов утра. В итоге "БУЛГАРИЮ" удалось поднять лишь 23 июля 2011 года. Сроки затягивались из-за огромных технических сложностей, возникающих при решении этой инженерной задачи. Теплоход увяз в иле, в акватории было волнение, пришлось ровнять дно для установки "БУЛГАРИИ" на ровный киль. Теплоход подняли до уровня верхней палубы, после чего началась откачка воды, песка и ила с борта теплохода, которые значительно увеличивали вес судна.

Фото РИА Новости, Валерий Мельников.

Катастрофа "БУЛГАРИИ" стала крупнейшей со времен крушения теплохода "АЛЕКСАНДР СУВОРОВ" в Ульяновске, что в 50 километрах южнее места гибели "БУЛГАРИИ".

После подъема теплохода, он был помещен в плавучий док, в котором должен был быть доставлен к берегу. 28 июля при погрузке "БУЛГАРИИ" в плавучий док, судно рухнуло с трехметровой высоты на палубу дока. Это могло произойти из-за неточных расчетов руководителей операции по переносу судна. К тому же, теплоход переносился с креном. Упав на правый борт, теплоход получил повреждения этого борта, которые, вероятно, затруднили экспертизу причин аварии.

15 августа 2011 года Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила свое расследование аварии дизель-электрохода «Булгария». Отчет комиссии приведен ниже.

Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу.

В ходе расследования было установлено, что 10 июля 2011 г. в 11:15 капитан д/э «Булгария», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с,), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала н.п. Болгары в Казань.

Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна «Булгария» проигнорировал это требование безопасности, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов.

При движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.

Около 12:25 10 июля 2011 г. судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э «Булгария» входил в левый поворот у осевого поворотного буя № 82, для чего рули судна были положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. Комиссия предполагает, что после начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Для уменьшения площади воздействия ветра на левый борт капитан принял решение лечь курсом «на ветер», для чего рули были положены на 15° влево, в результате чего судно еще больше накренилось на правый борт. В результате сложения имевшегося статического крена на правый борт, инерционных сил, возникающих при выполнении судном поворота, давления, вызванного действием ветра на левый борт, а также влияния волнения и качки судна, возник дополнительный кренящий момент, который образовал крен 13° на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.
Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:
1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:
- с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);
- с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий).
- при силе ветра более 7 баллов (13,5 – 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла – 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;
2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
- в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
- в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
- в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
- в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
- в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).
В работе Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принимали участие специалисты Ространснадзора, представители научных организаций (Центрального научно-исследовательского института морского флота), классификационных обществ (Российского Речного Регистра). Также Комиссией были учтены мнения независимых специалистов из числа ветеранов-судоводителей и судомехаников речного флота, представителей общественных организаций (Ассоциации судоходных компаний, Союза Российских судовладельцев), других лиц и организаций.
Материалы расследования в установленном порядке будут направлены в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.
Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства.

Дата Время

≈13 часов 30 минут

Погибших

122 человека

Пострадавших

79 спасено, из которых 9 человек госпитализировано в связи с порезами и ушибами, 5 после оказания первой помощи направлены на амбулаторное лечение.

Крушение теплохода «Булгария» - кораблекрушение , произошедшее 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан .

Общая информация

Теплоход «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария » проекта 785 (построен в Чехословакии в 1955 году), совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань , затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана .

Два судна - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла» , экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питье и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре» .

На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъему теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В район крушения были стянуты значительные силы МЧС России , Министерства транспорта России , МВД России , Минздравсоцразвития и коммерческих структур. В итоге теплоход «Булгария» был поднят и транспортирован в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском затоне. Параллельно были обнаружены все тела погибших.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечён к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц:

Все фигуранты упомянутых уголовных дел, за исключением двух капитанов, не оказавших помощь терпящим бедствие и старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова, были помещены под стражу.

Несколько ведомств представили общественности свои заключения по результатам проверок по факту крушения теплохода «Булгария» (см. раздел )

Крушение теплохода «Булгария» имело большой общественный резонанс в России и остальном мире, что в свою очередь стало причиной начала массовых проверок в отрасли речного флота, в органах Речного регистра и Ространснадзора.

Хронология событий

Память

В течение нескольких дней после крушения теплохода «Булгария» многие жители Казани приходили в Казанский речной порт, где был сооружен стихийный народный мемориал памяти, состоящий из тысяч мягких игрушек, цветов и горящих свечей.

10 июля 2012 года на берегу Волги возле села Сюкеево Камско-Устьинского района напротив места, где затонул теплоход «Булгария», открыт мемориал в память о жертвах этой трагедии. Комплекс включает в себя стену памяти и центральную площадь, а также часовню и мечеть. Стена памяти сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображен затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших .

На месте крушения установлен буй . Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе.

Родители пятилетнего Кирилла Чернова, погибшего при крушении теплохода «Булгария», объявили, что на компенсационные средства возведут детский городок вблизи посёлка Красногорский Республики Марий-Эл .

Итоги расследования

Ространснадзор

Из резолютивной части заключения проверки:

Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:

  • в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
  • в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
  • в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
  • в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
  • в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин :

Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения.

Относительно информации о пробоинах на корпусе теплохода, Владимир Маркин пояснил:

Распространенная в СМИ информация со ссылкой на результаты освидетельствования теплохода, проведенного Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра о том, что крушение «Булгарии» произошло по причине получения пробоин, не соответствует действительности. Следствие считает, что указание на анонимных экспертов намеренно используется для того, чтобы повлиять на общественное мнение с целью освобождения от уголовной ответственности должностных лиц, в отношении которых уже возбуждено уголовное дело, а также иных лиц, которые в ближайшее время могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Министерство транспорта Российской Федерации

Предварительная версия причины крушения теплохода «Булгария» - открытые иллюминаторы.

Общественная палата Российской Федерации

21 ноября 2011 года Общественная палата Российской Федерации представило заключение общественного расследования, из которого следует что экипажем не были приняты необходимые меры для подготовки судна к выходу в рейс, в соответствии с объявленным метеорологическим прогнозом для Куйбышевского водохранилища, в частности, экипаж «Булгарии» не обеспечил устойчивость судна, не задраил иллюминаторы, в том числе аварийные, не устранил поломку левого главного двигателя, а также не подключил средства связи к аварийным источникам питания, управление судном осуществлялось без учета его реальной нагрузки, говорится в сообщении. Наличие начального крена судна на правый борт, появление дополнительного крена при повороте судна влево, а также порыв шквального ветра и волнение (на водоеме) привели к интенсивному поступлению воды в корпус через открытые иллюминаторы и, как следствие, к потере устойчивости и затоплению судна.

Мнения о катастрофе

Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших

а на совещаниях дал поручение:

Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям и для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели

Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное! Если раньше проносило, то это не означает, что этого не могло произойти. Это случилось, причем с самыми страшными последствиями. Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

За это преступление должны отвечать не «стрелочники», кто бумаги подмахнул, а все, кто организует этот процесс… С тем чтобы в следующий раз любое должностное лицо, независимо от ранга, понимало, что ответственность за выход такого судна в море может быть не только дисциплинарной, но и уголовной. Эта уголовная ответственность должна воплотиться в весьма ощутимые меры наказания.

Необходимо разобраться, что произошло, изобличить и наказать виновных. Это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, включая организаторов этого бардака, а не только «стрелочников», зиц-председателей и других случайных людей, которые попали в эту орбиту.

Если техника устарела, разве можно использовать эту технику с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги? Не случайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, а с другой - примерами трусости и безрассудства… Если по-прежнему доминантой нашей жизни будет стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут ещё б ольшие катастрофы.

То, что произошло 10 июля с «Булгарией», без всякого преувеличения, потрясло всю страну. Столько жертв, столько детей погибло! Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности…

…Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?

Валерий Незнакин, Генеральный директор ОАО "Судоходная компания «Камское речное пароходство», на следующий день после крушения теплохода «Булгария» :

В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность.

Светлана Инякина, директор ООО «АргоРечТур», до своего ареста заявила прессе (текст в редакции источника) :

Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма.

Основные участники событий, связанных с крушением теплохода «Булгария»

  • Инякина Светлана Георгиевна - генеральный директор и единственный участник Общества с ограниченной ответственностью «Аргоречтур», которое являлось субарендатором и эксплуататором теплохода «Булгария» в сезон 2011 года. Обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст.143 УК РФ) и в отношении неё избрана мера пресечения в виде заключения под стражей .
  • Ивашов Яков - старший эксперт камского филиала Российского речного регистра, выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых Инякиной услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей.
  • Тимергазеев Ирек - начальник Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Тимиргазеев Ирек вместе с Семеновым Владиславом дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей.
  • Семенов Владислав - главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Семенов Владислав вместе с Тимиргазеевым Иреком дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей..
  • Тучин Юрий Владиславович - капитан сухогруза «Арбат», осужден Камско-Устьинским районным судом Республики Татарстан по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 130 тысяч рублей. В период предварительного расследования и суда находился на свободе в связи с избранием в отношении него меры пресечения не связанной с содержанием под стражей.
  • Егоров Александр Павлович - капитан толкача «Дунайский 66», осужден Московским районным судом города Казани по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 190 тысяч рублей. В период предварительного расследования и суда находился на свободе в связи с избранием в отношении него меры пресечения не связанной с содержанием под стражей.
  • Сафин Рашид - директор Казанского речного порта, уволенный с указанной должности 15 июля 2011 года «как допустивший выпуск теплохода „Булгария“ в круиз». Своё увольнение оспаривал в судебном порядке, однако суды первой и второй инстанции увольнение посчитали законным и обоснованным.
  • Островский Александр - капитан теплохода «Булгария», погиб при крушении теплохода «Булгария». В ходе поисковых работ на месте крушения, тело капитана Островского было обнаружено на капитанском мостике. Уголовное дело прекращено в связи с гибелью обвиняемого
  • Рамиль Хаметов - выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». В ходе расследования уголовного дела был обвинен в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ). Под стражу не помещался в связи с избранием в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
  • Храмов Александр Григорьевич - начальник отдела Волжского управления Госморречнадзора (Нижний Новгород), совершивший 22 августа 2011 года самоубийство в связи с увольнением с занимаемой должности. Александр Храмов проходил по делу о крушении теплохода «Булгария» свидетелем (таким же свидетелем, как до 15 августа 2011 года являлись Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов).
  • Лизалин Роман Евгеньевич - капитан теплохода «Арабелла» , организовавший, вместе , спасение выживших пассажиров и членов экипажа теплохода «Булгария». Впоследствии был награжден государственными и ведомственными наградами.
  • Чернышов Сергей Михайлович - генерал-майор юстиции, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета России, руководитель следственной группы, созданной для расследования уголовного дела, возбужденному по факту крушения 10.07.2011 года теплохода «Булгария» .
  • Антонов Михаил - крупнейший акционер ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», магнат. «Камское речное пароходство» опровергло слухи о бегстве Антонова за границу.
  • Незнакин Валерий - Генеральный директор ОАО "Судоходная компания «Камское речное пароходство» - владельца теплохода «Булгария».
  • ОАО Судоходная Компания «Камское речное пароходства» (Пермь) - собственник теплохода «Булгария», который не понёс ответственность, несмотря на действующее законодательство, согласно которому ответственность за ущерб, нанесённый от эксплуатации имущества, несёт юридический владелец имущества.
  • ООО «Бриз» (Пермь) - фирма, являющаяся фирмой-арендатором теплохода «Булгария», передавшая данный теплоход в субаренду ООО «Аргоречтур».
  • ООО «Аргоречтур» (Казань) - туристическая фирма, созданная Светланой Инякиной в конце 2010 года. Данное юридическое лицо по состоянию на 10.07.2011 года являлось действующим субарендатором теплохода «Булгария», полностью отвечающим за комплектование экипажа, текущие ремонт и содержание теплохода в надлежащем техническом состоянии.

Примечания

  1. По факту затопления пассажирского теплохода «Булгария» и гибели пассажиров Приволжским следственным управлением на транспорте Следственного комитета России возбуждено уголовное дело . Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ (11.07.11). Архивировано из первоисточника 14 августа 2012. Проверено 11 июля 2011.
  2. В порт Казани прибыл теплоход «Арабелла » со спасёнными пассажирами
  3. Фото с борта «Арабеллы»
  4. Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело с связи с крушением «Булгарии »:: Чрезвычайные происшествия:: РосБизнесКонсалтинг
  5. СК нашёл виновников катастрофы «Булгарии», а СМИ и блоггеры - владельца - миллионера-единоросса , Newsru.com, 12.07.2011
  6. Камско-Устьинский районный суд г. Камское Устье: 26 декабря 2011 года вынесен приговор по уголовному делу по обвинению Тучина Ю. В. по ст. 270 УК РФ.
  7. На берегу Волги открылся мемориал в память о погибших при крушении «Булгарии»
  8. На месте крушения «Булгарии» установили памятник на воде
  9. В республике Марий Эл построят детский городок в память о погибшем ребенке на теплоходе «Булгария»
  10. Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила расследование аварии дизель-электрохода «Булгария», находящегося в аренде у ООО «АргоРечТур» (г. Казань), затонувшего 10 июля 2011 г.
  11. Одновременно с этим, Следственный комитет России опровергает сведения об имеющихся пробоинах в корпусе теплохода «Булгария» ()

Контекст

Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

Московский районный суд Казани 7 июля Он затонул 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в трех километрах от берега. По данным Следственного комитета России, на судне в момент крушения находился 201 человек, из которых 122 погибли.

Институт персональной ответственности. Теплоход "Булгария"

Это крупнейшая катастрофа на воде в новейшей российской истории. Однако, при всей своей экстраординарности, состояла она из набора типичнейших элементов коррупции и халатности, благодаря которым экстремальность нашего туристического судоходства можно было приравнять едва ли ни к филиппинскому.

Три года назад эксперты не сомневались, что вся вина за крушение "Булгарии" будет свалена на капитана и его помощников, и их показательно накажут. Оставался один принципиальный, без преувеличения жизненно важный вопрос: что же будет с чиновниками, которые в лучших традициях Майкла Бэя создают сценарии будущих катастроф, обеспечивают функционирование системы распределенной ответственности, где никто не заинтересован в результате?
Катастрофический конец, построенной в 1955 году в Чехословакии "Булгарии", был предсказан еще за три месяца до трагедии. 24 апреля 2011 года на специализированном форуме владельцам судна и контролирующим органам было адресовано послание: "Все технические проблемы "Булгарии" известны… Если судовладелец вместо того, чтобы решить эти проблемы в межнавигационный период, выйдет с ними в новую навигацию - вся вина за возможные последствия лежит на судовладельце".

Для того, чтобы предотвратить катастрофу, достаточно было взглянуть на технические документы теплохода. "Капремонт на нем был проведен 30 лет назад, в 1980 году. Лицензия на перевозку пассажиров отсутствовала. Имелась неисправность левого двигателя, допущена перегрузка судна", - озвучила после катастрофы известные факты представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Кроме того, на "Булгарии" отсутствовали внутренние переборки, которые в случае пробоины должны удерживать судно на плаву.

Однако Минтранс признал корабль абсолютно исправным. "Очередное освидетельствование теплохода "Булгария" было проведено 15 июня 2011 года. Техническое состояние судна по всем элементам признано годным. Спасательное снабжение отвечало требованиям правил Российского речного регистра", - говорится в сообщении министерства.

Даже пассажиры и экипаж теплохода "Булгарии" пытались уговорить капитана прекратить рейс, говоря о поломках в двигателе и указывая на крен судна, но капитан настоял на продолжении плавания, - рассказал радист экипажа прессе. Но никто и ничто не могло предотвратить катастрофы. Спрашивается, почему, какова истинная природа этого рока?

Все просто: капитан не мог принять решения отправиться в рейс, как и прекратить его, без указания владельцев компании и теплохода. "Кто-то дал ему указание отправиться дальше", - рассказал СМИ один из членов экипажа. И перегрузка - один из факторов, приведших к кораблекрушению, стала прямым следствием указания, предъявленных капитану завышенных требований по достижению нормы выручки с эксплуатации судна, исчисляемой путем вычитания стоимости ремонта из суммы проданных билетов. По техническому регламенту на борту теплохода могли находиться не более 120 человек. На деле их оказалось едва ли не вдвое больше.

Отсутствие института персональной ответственности не только позволяло владельцам эксплуатировать неотремонтированные суда без спасательных средств (насколько известно, на “Булгарии” было всего два самораскрывающихся плота, число которых должно измеряться десятками), а капитанам соглашаться на смертельно опасный круиз. Она же позволяло членам команды, в нарушение всех писанных и неписанных правил, спасаться самим (из 33 членов команды спасено 23), бросив на погибель пассажиров и детей.

Что же мы имеем в итоге?

Возможно благодаря грандиозному резонансу в СМИ вокруг катастрофы, на этот раз суд принял поистине революционное, с точки зрения актуальности и реформирования правосознательности, решение. Фактически это прецедент внедрения в России института персональной ответственности.

Гендиректор ООО "АргоРечТур", компании-субарендатора затонувшего теплохода "Булгария", Светлана Инякина приговорена к 11 годам колонии общего режима. Начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева и бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова суд приговорил к 6 и 5 годам колонии общего режима соответственно. А старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова - к 5 годам лишения свободы, однако освободил его в зале суда по амнистии.

А вот бывшего первого помощника капитана затонувшего теплохода "Булгария" Рамиля Хаметова суд признал виновным только в нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, а вовсе не к непредумышленному убийству, и приговорил его к 6,5 годам колонии общего режима.

Капитаны: ответственность по умолчанию. Теплоход «Александр Суворов» и пароход «Адмирал Нахимов»

До этого решения суда практически всегда ответственность за любое происшествие на воде несли вовсе не владельцы, отправившие в плаванье непригодное судно, а именно капитаны. Так, например, к десяти годам лишения свободы был приговорен капитан "Александра Суворова" Владимир Клейменов.

© Максим Богданов

Теплоход потерпел крушение на Волге 5 июня 1983 года. При ясной видимости, хоть и в сумерках в 22 часа 45 минут, «Александр Суворов» на предельной скорости 25 километров в час вошел в непригодный для крупногабаритного судоходства пролет железнодорожного Ульяновского моста. Удар срезал ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом. Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Такая неопределенность связана с тем, что теплоход был перегружен.

Эксперты пришли к мнению, что причиной катастрофы стали четыре фактора: халатность первого штурмана, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту, а также то, что на пролете, через которое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями щит судового пролета. Кроме того, капитаны судов к тому времени уже несколько месяцев жаловались на аварийное состояние моста и прилегающего участка, однако железнодорожники так и не приняли необходимых мер.

Изучив все эти факторы, следствие предпочло возложить всю вину на капитана, который во время столкновения отдыхал в каюте. Поскольку на капитане не было обнаружено телесных повреждений, а команда судна не проявила никаких признаков дисциплины после катастрофы, на Клейменова также была возложена ответственность и за самоустранение от спасения пострадавших. На седьмом году заключения капитан “Александра Суворова” потом был освобожден по состоянию здоровья и через несколько месяцев умер от инфаркта.

Схожие обстоятельства сопутствовали «преступлению» капитана парохода «Адмирал Нахимов» Вадима Маркова. Собственно, его вина, за которую он был осужден на четыре года, заключалась в том, что капитан, задав обороты и курс судна, в 23 часа направился в свою каюту. На мостике остался второй помощник Чудновский, который 31 августа 1986 года обнаружил у выхода из порта Новороссийск опасное сближение с сухогрузом «Пётр Васёв». Он вышел на связь с ним и уточнил порядок расхождения, на что получил подтверждение, что сухогруз пропускает пароход.

В итоге, «Пётр Васёв», успев погасить скорость лишь до 5 узлов, вошел в середину правого борта парохода. По официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и членов экипажа. В марте 1987 года капитанов Маркова и Виктора Ткаченко («Пётр Васёв») признали виновными по статье 85 УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»): первый получил четыре года, второй - десять лет лишения свободы (по другим данным, они оба получили по 15 лет лишения свободы). В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана были помилованы и выпущены на свободу.

© Nautical encyclopedia

Таким образом, вместо разбора всех причин, создавших предпосылки для возникновения трагедии (аварийный мост, непродуманная система указателей, сбои в правилах движения по бухте…), поиска ответственных (при риске выйти на слишком высокое начальство), следствие зачастую проявляет аналогичную халатность, сбрасывая всю вину на капитана, даже если никак не мог совершить ошибку, находясь в тот момент во сне.

Капитаны как прикрытие. Лайнер Costa Concordia и линкор «Новороссийск»

Впрочем, в ХХI веке даже в европейских странах ситуация изменилась не сильно. Как и в Средние века, ответственность за все несут капитаны, а политика судовладельческих компаний и действия чиновников практически никогда не принимаются судом к рассмотрению. Даже такая громкая история как крушение Costa Concordia, «нового Титаника», очевидно, закончится приговором одному капитану. Удивить может, разве что, только рекордный срок заключения.

Представитель обвинения предложил дать капитану Франческо Скеттино 15 лет лишения свободы за причинение смерти по неосторожности, 10 лет за крушение лайнера, по 8 лет за каждого из более чем 300 пассажиров, оставшихся на борту Costa Concordia, после того как Скеттино успешно завершил операцию по спасению себя, и по столько же лет за каждого погибшего. В общей сложности Скеттино грозит 2697 лет тюремного заключения.

В этом можно найти определенную логику, гораздо сложнее обнаружить ее признаки в действиях следствия. Изучив многочисленные случаи нарушения правил судоходства, допущенные Скеттино, следователей и суд так и не заинтересовал парадоксальный факт: как это Скеттино удалось, начав свою карьеру в компании Costa Cruises (дочка Carnival Corporation & plc) в 2002 году в качестве главы службы безопасности, уже четыре года спустя получить назначение на должность капитана Costa Concordia, при том, что, по правилам, для этого требуется двадцатилетний профессиональный стаж?

© REUTERS/, Paul Hanna

По данным Der Spiegel, компания прощала Скеттино многочисленные выходки и закрывала глаза на нарушения, поскольку фирма Costa Cruises использовала его лицо в маркетинговых целях. Рекламные картины недавнего прошлого показывали Скеттино, стоящим на капитанском мостике и уверенно проводящим свой корабль через Гудзон на фоне силуэта Манхеттена. Вот такой образцовый капитан признался, что уже неоднократно совершал тот самый фатальный маневр: подводил судно ближе к берегу острова Джильо, чтобы поприветствовать проживающего там своего знакомого, бывшего капитана Costa Concordia. Трудно поверить, что об этом не знал никто из руководства компании.

Катастрофа произошла близ острова Джильо в Средиземном море 13 января 2012 года, когда на борту лайнера находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Судно отклонилось от курса на 3-4 мили и наскочило на каменный риф, получив пробоину длиной 53 метра и шириной до 7,3 метра. Экипаж Costa Concordia провалил спасательную операцию. Почти час после столкновения капитан препятствовал эвакуации, дважды объявив, что у судна просто небольшие проблемы с генератором. Сам Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Так он избежал паники и давки, которая началась ближе к 23 часам, когда крен достиг 30 градусов и раздался сигнал, означавший, что пассажирам надо покинуть судно.

После того как стало известно о 32 погибших, капитан Скеттино дал новые показания, обвинив менеджера компании Carnival Corporation & plc, которой принадлежало судно, в том, что он ему указывал куда плыть и заставил его подойти слишком близко к берегу. Однако судебного никакого продолжения эта информация не возымела. Получается, российское правосудие, посадившее в тюрьму руководство компании, которое, по некоторым данным, заставило капитана неисправной «Булгарии» выйти на рейс, оказалось более прогрессивным, чем итальянское.

Другой занимательная история катастрофы на воде, еще теснее связывающей Россию с Италией, загадка затопления линкора «Новороссийск», спустя более полувека, возможно, получила неожиданную развязку.

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся с мероприятий по празднованию столетия обороны Севастополя и занял место на «бочке». В полвторого ночи под корпусом корабля в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила. Он насквозь пробил корпус линкора, вырвал часть палубы и пробил в подводной части дыру в 150 кв.м. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек.

Оперативно прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку линкора на мелководье. Когда же он решил уже лично отдать аналогичное приказание, оно уже оказалось бессмысленным: носовая часть села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до тысячи человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. Линкор лег на левый борт, уткнулся мачтами в грунт и вскоре полностью исчез под водой. В катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Согласно официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Уже тогда эта версия вызвала большие сомнения у специалистов: источники электропитания вытраленных пятидесятых годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели - неработоспособными.

В результате расследования оказались понижены в звании и должности, с вынесением выговора: адмирал, главнокомандующий ВМФ СССР Николай Кузнецов, вице-адмирал, командующий Черноморским флотом Виктор Пархоменко, вице-адмирал Николай Кулаков, контр-адмирал Анатолий Галицкий, контр-адмирал Николай Никольский. Поскольку капитана в данном случае обвинить было никак нельзя, никто не сел.

И только в августе 2013 года бывший диверсант итальянского спецподразделения боевых пловцов Уго Д"Эспозито рассказал изданию 4Arts, что «взрыв советского линкора Черноморского флота в 1955 году в порту Севастополя был делом рук итальянского ВМФ. Командование 10-й флотилии не желало видеть "Новороссийск" в качестве советского линкора. Судно до 1949 года под именем "Джулио Чезаре" принадлежало итальянскому флоту».

После этого заявления российские ветераны-моряки, многие из которых стали после инцидента инвалидами, потребовали провести международное расследование по факту уничтожения корабля.

XIX век как точка отсчета. Пароходы Atlantic и Princess Alice

Нынешнее законодательство Западного мира, заточенное на капитанов, видимо, наследие XIX века, когда кодекс морских традиций был редуцирован устремившимися в погоню за первичным накоплением капитала компаниями до единоличной ответственности капитана, во избежание риска выплаты компенсаций.

Череде грандиозных кораблекрушений того века, число жертв которых исчислялось сотнями, посвящено множество книг. Из десятка примеров можно выделить два, характеризующих три главных причины «беспредела на воде»: завышенные требования экономической эффективности, слабая изученность морского дна, непроработанность законов и правил. Перед всеми тремя капитаны оказались бессильны, что не уберегло их от несправедливых обвинений.

Так, например, считается, что английский пассажирский пароход Atlantic погиб на скалах у побережья Новой Шотландии 1 апреля 1873 года из-за навигационной ошибки капитана Уильямса. Катастрофе, унесшей жизни 547 человек, предшествовал длившийся несколько дней сильный шторм. Он вынудил капитана сбавить ход и идти со скоростью пять узлов. Непогода плохо подействовала на команду и пассажиров: участились случаи драк, матросы начали воровать со склада спиртное.

Капитан же перед выходом в море получил от владельцев компании White Star строгое требование прибыть в Нью-Йорк точно в назначенное время. White Star боролась за контроль над «голубой лентой Атлантики», ради чего набирали молодых капитанов, готовых рисковать, и заставляли их нарушать требования безопасности и здравого смысла. Однако в этом рейса из-за шторма Atlantic настолько выбился из графика, что в его бункере оставалось угля на 15-20 часов, а воды и продовольствия хватило бы на двое суток, а идти предстояло еще 740 км.

Капитан Уильямс принял решение идти в ближайший порт Галифакс, где он еще ни разу не был. За несколько десятков метров до берега судно наскочило на подводные камни. Atlantic накренился на левый борт, и все шлюпки этого борта смыло огромными волнами. Через двадцать минут судно переломилось, носовая часть Atlantic опрокинулась на левый борт, а корма, где находились почти все женщины и дети, быстро утонула. Капитан Уильямс и старший помощник Ферт оставались на судне до конца.

При расследовании причин кораблекрушения выяснилось, что Atlantic наскочил на камни острова Марс за маяком Самбро, огонь которого так и не разглядел сквозь туман второй помощник капитана. Он искал огонь маяка с левого борта, а на самом деле Atlantic должен был оставить его справа. Во всем обвинили капитана, однако наказали относительно легко: Уильямса лишили капитанского диплома.

В еще более безысходную ситуацию попал капитан Princess Alice Уильям Гринстед. 3 сентября 1878 года этот английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым судном Bywell Castle. В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек, большую часть которых составили женщины и дети.

Заметили эти два судна друг друга еще в полвосьмого вечера, когда видимость была отличной, а ширина Темзы в месте встречи судов равнялась примерно 500 метрам. Единственной проблемой стало то, что в те годы в Англии еще не существовало единых правил расхождения морских и речных судов на фарватере реки.

Пока пароходы сблизились, наступила темнота, и каждый из капитанов смог судить о курсе встречного судна только по положению ходовых огней. Они не поняли маневров друг друга, угольщик своим прямым форштевнем ударил в правый борт Princess Alice чуть позади гребного колеса. Нос парохода вместимостью разрушил машинное отделение и фактически разрезал корпус судна пополам.

Столкновение еще можно было списать на случайность. При том, не совсем фатальную. После удара нос Bywell Castle некоторое время оставался в пробоине борта Princess Alice, которая еще держалась на плаву. Однако главную ошибку совершил капитан угольщика Томас Харрисон, который он дал команду «задний ход». Форштевень парохода освободился из пробоины, куда потоком хлынула вода. Корпус Princess Alice почти сразу переломился на две части и затонул.
Дело пересматривалось в Адмиралтейском суде, который пришел к выводу, что вина полностью лежит на погибшем капитане Princess Alice. Харрисон и законодатели оказались непричастны к трагедии.

Переломные процессы. Лайнеры Empress of Ireland и La Bourgogne

Ну рубеже XIX и XX веков катастрофы на воде стали настолько часты и приняли такие грандиозные масштабы, что дальше закрывать глаза на антигуманную политику компаний могло подорвать общественное доверие к водному виду транспорта в принципе, не говоря уж об ответных акциях и превращении некоторых кораблей в зоны свободного от права и законов поведения.

Важным прецедентом стал процесс по делу Empress of Ireland. Этот канадский пассажирский лайнер 29 мая 1914 года во время своего регулярного рейса столкнулся с норвежским углевозом Sturstadt на реке Святого Лаврентия. Через 14 минут он затонул, погубив 1014 человек из 1477. Детали катастрофы сильно напоминают происшедшее с Princess Alice - только произошло столкновение чуть позже, в 2 ночи, и при сильном тумане.

© wikipedia.org

Sturstadt сделал ту же ошибку, дав задний ход, но канадский суд, возможно, во избежание дальнейшего дублирования этого рокового промаха все-таки обвинил лоцмана углевоза в гибели лайнера. В число подозреваемых попал и выживший капитан Empress of Ireland. Канадская компания выиграла судебное дело против А. Ф. Клавенесса, владельца Sturstadt. Суд обязывал владельца выплатить Канаде 2 миллиона долларов США. Неспособный заплатить по счетам, Клавенесс был вынужден продать нуждавшийся в ремонте Sturstadt за 175 тысяч долларов и объявить себя банкротом. Тем самым, был создан прецедент привлечения к материальной ответственности владельца, а не только капитана или лоцмана.

Это был крайне актуальный прецедент, поскольку фактическая безответственность остальных членов команды, кроме капитана, привела к тому, что экипажи судов забыли обо всех традиционных нормах поведения на корабле и стали даже потенциально опасны для пассажиров.

После трагедии La Bourgogne 4 июля 1898 года стало очевидно, что если дальше продолжать сваливать всю вину на капитанов, то пассажирский флот, в конце концов, превратится в пиратский.

La Bourgogne вышла из Нью-Йорка с более чем 597 пассажирами и 128 членами экипажа на борту, и около 5 часов утра, недалеко от острова Сейбл, в густом тумане столкнулся с барком Cromartyshire. Шлюпки с правого борта лайнера оказались разбиты, капитан La Bourgogne принял решение выбросить судно на песчаную отмель, но затопление шло быстро и менее чем через час после столкновения лайнер затонул.

Однако это была только прелюдия к настоящей катастрофе гуманизма. Как только корабль начал тонуть на палубе воцарилась кровавая вакханалия. Многие пассажиры были убиты в борьбе за место в шлюпках, в драках за спасательные жилеты, и даже после погружения корабля в пучину. Зачинщиками беспорядков выступили австрийские матросы. Они начали стрелять в других пассажиров, прокладывая себе путь к шлюпкам. Их примеру последовали и пассажиры третьего класса: выходцы из низов пустили в ход ножи. Когда лайнер затонул, люди подплывали к шлюпкам или плотам, но сидевшие в них били тонущих веслами по голове, резали хватавшиеся за борта пальцы.