Философ баксанский о е биография. Большая биографическая энциклопедия. Смотреть значение Баксанский, Олег Евгеньевич в других словарях

(р. 19.11.1966) - спец. по филос. естествознания, методол. науки, теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

В1991 окончил физ. ф-т МПГУ, в 1996 - психол. ф-т МГУ. В 1993 защитил канд. дисс. на кафедре филос. МПГУ. Работал преп. на той же кафедре.

С 1996 - в ИФ РАН: ст. н.с, затем вед. н. с. Центра био- и экофилос.

ИФ РАН. Параллельно преподает филос., социол. и психол. дисциплины в МПГУ, Росс. экон. акад. им. Г.В.Плеханова и др. моск. вузах, а также на кафедре филос. РАН. Докт. дисс. - "Единство научных и социальных репрезентаций познания" (2000). В своих работах Б. исходит из следующих идей: 1) осн. факт функц. человеч. психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях; 2) опыт определяет человеч. познание через врожденные структуры познания; эти структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т. е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюц. развития, т. е. филогенетически апостериорны; 3) познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они д.6. достаточно адекватны миру; 4) когнитивной нишей человека, в к-рой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является "мезокосм" (Г.Фол-лмер), соответствующий миру средних размерностей.

Осн. направление науч.-иссл. работы Б. - всесторонний системный анализ "социального конструирования реальности" (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый, исходя из методол. гипотетического реализма (Д.Кэмп-белл, К.Лоренц, Г.Фоллмер).

Это достигается путем иссл. онтол., методол., аксиол. и праксиол. аспектов теории соц. представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж. А.Келли, построенной на базе филос. альтернативного конструктивизма.

В данном контексте рассматриваются филос. рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемол. статуса когнитологии; проблема смены науч.-иссл. парадигмы (переход от класс. познавательной модели к информац.). Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении совр. когнитивной науки, к-рая изучает устройство и функц. концепт. структур в человеч. сознании, прежде всего механизмы, с помощью к-рых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания.

Соч.: Место человека во Вселенной. [В соавт.] // Земля и Вселенная. 1993. № 6; Схемы понимания и объяснения физической реальности. [В соавт.] // ВФ. 1998. № 11; Коэволюционные репрезентации современной направленности сознания.

М., 1999; Эпитафия как выражение портрета эпохи. [В соавт.] // Идея смерти в российском менталитете.

СПб., 1999; Коэволюционные репрезентации современного познания // В. Российского философского общества. 1999. № 4; Гуманистические идеи и проблема эвтаназии. [В соавт.] // ФН. 1999. № 3, 4; Коэволюционные репрезентации эволюционной теории познания // Научные труды МПГУ. М., 2000; Моделирование и когнитивные репрезентации. [В соавт.]. М., 2000; Образ мира: когнитивный подход. [В соавт.]. М., 2000; Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров. М., 2000.


Когнитивная наука представляет собой семейство дисциплин, объединенных единой проблематикой и сходными методологическими принципами. Традиционно к ним относят философию (эпистемологию и методологию науки), лингвистику, психологию, нейрофизиологию, область искусственного интеллекта науки


Что такое когнитивная наука? Когнитивная наука представляют собой междисциплинарный синтез наук связанных единой проблематикой (сознание-мозг-язык). Когнитивная наука занимается познанием познания – метапознание. Главная особенность когнитивной науки в исследовании познания в многодисциплинарном диалоге – философия науки, нейронаука, теория информации, лингвистика, психология.


Познание в философии Феномен познания исследуется в философии, начиная с Парменида и Платона больше двух тысяч лет. В философской теории познания традиционно ставились вопросы о познаваемости мира, об источниках знания, границах познания, критериях истины и многие другие, в которых анализировалась природа познания. Были выявлены онтологическая и социокультурная обусловленность познания Исследуются проблемы методологии познания Выделены различные когнитивные практики в качестве моделей познания.


Исследование познания в науке С XX в. познание начинает изучаться не только в философии, но и средствами конкретных наук – психологии, физиологии, медицины, кибернетики, лингвистики. С середины ХХ в интересы ученых концентрировались на когнитивных темах, сформировалось новое понимание человеческого поведения как детерминированного знаниями.


Этапы развития когнитивной науки Когнитивно ориентированные исследования познания были дополнены кибернетическими, в которых познание рассматривается под информационным углом зрения, а человек рассматривается как канал передачи информации. Этот этап развития когнитивной науки называют символьным, здесь доминирует компьютерная метафора познания. В связи с расшифровкой генома человека возрастает интерес к поиску генетических основ отдельных когнитивных функций и индивидуальных различий. Происходит сближение когнитивных исследований с теми разделами нейрофизиологии, которые изучают аффективно-мотивационные аспекты поведения. Одновременно когнитивная лингвистика стремится использовать язык в качестве инструмента проникновения в структуры мозга.


Коннекционистская модель когнитивной науки В коннекционисткой модели исследование познания не сводится к тому, что происходит в мозгу, а включает постоянное взаимодействие организма и его окружения. Когнитивная система рассматривается как включающая в себя мозг, тело, внешнее окружение. В основании функционирования нейронных сетей мозга лежит не абстрактное логическое мышление, а распознавание паттернов.




Роль философии в когнитивных исследованиях Роль философии в когнитивных исследованиях заключается не в том, или не только в том, чтобы выполнить интегрирующую или коммуникативную функцию, но и в переосмыслении понятий, в постановке таких вопросов, которые выводят когнитивные исследования на новый уровень концептуализации.


Междисциплинарность и образование Междисциплинарные исследования имеют два аспекта интеграции. Первый связан с переходом от дискретногомировосприятия к системному. Второй аспект междисциплинарной интеграции характеризуется мышлением, сопрягающим познание и сложность саморазвивающихся природных систем. Междисциплинарность это интеграция отдельных дисциплин по различной проблематике, в результате которой возникает новое системное качество


Трансформация системы образования на основе достижений когнитивной науки Образование должно учить не предметам, а когнитивным умениям и навыкам (Р. Шенк) Три фундаментальных навыка, формирующих умение думать: 1- способность описывать 2- интеллектуальный процесс, в котором формируется умение понять, что происходит и как происходит; 3- планирование как ключевой процесс, без которого не возможна какая-либо деятельность.


Трактовка познания В когнитивной науке познание понимается как функция универсального эволюционного процесса. Познание понимается как создание и переработка информации. Моделью познания, которая адекватна практике когнитивной науки, является эволюционная эпистемология Когнитивная наука является технологией знания, главная особенность которой социально-практическая ориентированность


Познание в когнитивной науке (эволюционный когнитивизм) Когнитивная наука изучает структуру субъективного опыта человека не в традиционной для философии абстрактной форме, а в практическом аспекте. Эволюционный когнитивизм осуществляя системный инжениринг знания, конструирует знание в соответствии с законами и запретами эволюции (Д. Денет).


Проблема «Сознание-мозг» философии и в когнитивной науке Когнитивная наука позволяет преодолеть противоречия и обнаружить пересечения в различных философских трактовках сознания. Сознание не сводится к анатомии или нейрофизиологии мозга. Сознание сложный феномен, формирующийся на стыках биологического (природного) и культурного, функциональный процесс или операция с когнитивной информацией (Д. Деннет)


Проблема природы человека Тема природы человека стала актуальной проблемой современности, требующей научного и философского анализа, в связи с возможностями науки и технологий, особенно, NBICS-технологий, трансформировать генетику человека, его когнитивные способности. Термин NBIC конвергенции был введен в 2002 г. Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем, авторами доклада «Конвергирующие технологии для улучшения природы человека». В связи с конвергентными технологиями возник вопрос о том, до какого предела мы готовы пойти в этих преобразованиях, когда они касаются самого человека? Человеческая природа воспринимается как некий относительно устойчивый образ человека, некий инвариант В философии природу человека соотносят с биологическим естеством человека, а сущность человека с социальностью.


Философские и научные программы исследований природы человека В философской антропологии ХХ в. подчеркивалось, что деятельность человека определяется не биологически заданными потребностями, не генетической программой, а исторически сформированными социокультурными программами «Реалист упорно отстаивает устремленность исследовательского взгляда вовне, не отдавая себе отчета, что сам является зеркалом. Идеалист настаивает на том, чтобы смотреться только в само зеркало, отвращая свой взор от внешнего мира. А это значит, что они оба не дают себе труда понять, что у всякого зеркала есть оборотная сторона. Но эта оборотная сторона сама по себе ничего не отражает, и в этом смысле зеркало относится к тому же роду объектов, которые отражаются в нем. Физиологический механизм, в чьи функции входит постижение реального мира, сам не менее реален, чем мир» К. Лоренц


Природа человека в когнитивной науке В когнитивной науке происходит выход на новый уровень концептуализации через интеграцию естественнонаучных, культурологических, естественнонаучных подходов (Н.Хомский, С.Пинкер – о языке; М.Хаузер, Д. Деннет – о когнитивной активности, У. Матурана, Ф.Варела – о познании) Когнитивная активность оказывается эволюционно обусловленной, характеризующейся многоуровневой природой человека - существа биологического, разумного и социального. Сознание призвано играть роль жизнесохраняющего фактора (Кэмпбел).


NBIC-технологии как средство самосохранения Применение когнитивных технологий для усиления человеческого разума – дело науки. Могут ли NBICS-технологии, которые сформировались в ходе развития науки, стать технологией закрепления в природе человека тех свойств, которые необходимы для обретения динамического равновесия между наделенным интеллектом субъектом и реальностью?





1959 г. Лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман заявляет, что в будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно г. Создание Бинигом и Рорером сканирующего туннельного микроскопа - прибора, позволяющего осуществлять воздействие на вещество на атомарном уровне гг. Достижение атомарного разрешения г. Создание атомно-силового микроскопа, позволяющего, в отличие от туннельного микроскопа, осуществлять взаимодействие с любыми материалами, а не только с проводящими г. Манипуляции единичными атомами г. Начало применения нанотехнологических методов в промышленности. Основные этапы в развитии нанотехнологии:


Направления нанотехнологий: 1. изготовление электронных схем (в том числе и объемных) с активными элементами, размерами сравнимыми с размерами молекул и атомов; 2. разработка и изготовление наномашин; 2. разработка и изготовление наномашин; 3. манипуляция отдельными атомами и молекулами и сборка из них макрообъектов. 3. манипуляция отдельными атомами и молекулами и сборка из них макрообъектов.


Создание молекулярных роботов-врачей, которые "жили" бы внутри человеческого организма, устраняя или предотвращая все возникающие повреждения, включая генетические. Срок реализации - первая половина XXI века. Создание молекулярных роботов-врачей, которые "жили" бы внутри человеческого организма, устраняя или предотвращая все возникающие повреждения, включая генетические. Срок реализации - первая половина XXI века. Медицина.


Эритроциты и бактерии - перевозчики нанокапсул с лекарствами Эритроциты с приклеенными к ним нанокапсулами, способными прилипать только к определённым типам клеток (больным), доставят эти капсулы клеткам-адресатам. Способ доставки наночастиц с лекарствами или фрагментами ДНК (генами) для лечения клеток


Геронтология. Достижение значительного увеличения продолжительности жинзни людей за счет внедрения в организм молекулярных роботов, предотвращающих старение клеток, а также перестройки и улучшения тканей человеческого организма. Достижение значительного увеличения продолжительности жинзни людей за счет внедрения в организм молекулярных роботов, предотвращающих старение клеток, а также перестройки и улучшения тканей человеческого организма. Срок реализации: третья - четвертая четверти XXI века.




Слева - капля не смачивает поверхность, состоящую из нановолосков, и поэтому не растекается по ней. Справа – схематическое изображение поверхности, похожей на массажную щётку; тэта - краевой угол, величина которого говорит о смачиваемости поверхности: чем больше тэта, тем меньше смачиваемость.


Сельское хозяйство. Замена природных производителей пищи (растений и животных) аналогичными функционально комплексами из молекулярных роботов. Они будут воспроизводить те же химические процессы, что происходят в живом организме, однако более коротким и эффективным путем. Например, из цепочки "почва - углекислый газ - фотосинтез - трава - корова - молоко" будут удалены все лишние звенья. Останется "почва - углекислый газ - молоко (творог, масло, мясо)". Такое "сельское хозяйство" не будет зависеть от погодных условий и не будет нуждаться в тяжелом физическом труде. А производительности его хватит, чтобы решить продовольственную проблему раз и навсегда. Срок реализации – вторая - четвертая четверть XXI века.


Б ББ Биология Станет возможным внедрение наноэлементов в живой организм на уровне атомов. Последствия могут быть самыми различными - от "восстановления" вымерших видов до создания новых типов живых существ, биороботов. Срок реализации: середина XXI века.




Освоение космоса По-видимому, освоению космоса "обычным" порядком будет предшествовать освоение его нанороботами. Огромная армия роботов-молекул будет выпущена в околоземное космическое пространство и подготовит его для заселения человеком - сделает пригодными для обитания Луну, астероиды, ближайшие планеты, соорудит из "подручных материалов" (метеоритов, комет) космические станции. Это будет намного дешевле и безопаснее существующих ныне методов.


Кибернетика Произойдет переход от ныне существующих планарных структур к объемным микросхемам, размеры активных элементов уменьшаться до размеров молекул. Рабочие частоты компьютеров достигнут терагерцовых величин. Получат распространение схемные решения на нейроноподобных элементах. Появится быстродействующая долговременная память на белковых молекулах, емкость которой будет измеряться терабайтами. Станет возможным "переселение" человеческого интеллекта в компьютер. Срок реализации: первая - вторая четверть XXI века.




Сколько стоят нанотехнологии США (гг) - 4 млрд. долл. Китай (гг) – 300 млн. дол ЕС - 3,5 млрд. евро. Россия (2015г) – 200 млрд. рублей.


В США на конец июля 2007 г. по крайней мере 300 видов потребительских товаров, включая солнцезащитные кремы, зубные пасты и шампуни, делаются с использованием нанотехнологий. FDA пока разрешает продавать их, не снабжая специальной наклейкой «Содержит наночастицы». В то же время многие исследователи утверждают, что проникая внутрь такие наночастицы могут вызывать воспалительные или иммунологические реакции. Поэтому в какой-то мере, вступая в эру нанотехнологий мы ставим себя на место подопытных морских свинок. (NewScientist.com, 26 July, 2007) Безопасность нанотехнологий?


За последние десятилетия человечество, по сути, не совершило никакого принципиального технологического прорыва. Технический прогресс развивался линейно, путем модификации, усовершенствования уже изобретенного, как, например, увеличение числа элементов на электронном чипе. Никаких глобальных открытий сделано не было, собственно, они и не требовались.
Во времена Ньютона (более 300 лет назад) была, фактически, только одна научная специальность натурфилософия, естествознание, и только один «тип» ученого натурфилософ, естествоиспытатель, который изучал мир, единую и неделимую природу, непонятую на том уровне знаний и, в частности, поэтому обожествленную. Затем, по мере роста знаний о природе, развития исследовательского инструментария человечество начало искусственно делить единую природу на сегменты для их более легкого понимания, изучения. Так возникли физика, химия, биология, геология и т.д. В результате этих процессов человечество постепенно сформировало узкоспециализированную систему науки и образования, которая существует и успешно функционирует до сегодняшних дней.



Всего несколько десятилетий назад появились информационные технологии, которые поначалу рассматривались в прежней отраслевой парадигме: появилась еще одна отрасль, еще одна новая технология. Но в действительности в лице информационных технологий впервые появилась технология, имеющая НАДотраслевой характер. И уже вслед за информационными технологиями появились нанотехнологии, внутренняя логика развития которых призвана соединить существующую узкоспециализированную науку и отраслевую экономику в единую картину естествознания, но уже на новом уровне развития цивилизации, новом укладе промышленного производства, основанном на использовании отдельных атомов и молекул. Играя столь же важную надотраслевую роль, как информационные технологии, нанотехнологии, в отличие от первых, дают принципиально новый способ конструирования материалов. А любая область знаний, любая отрасль промышленности предполагает в первую очередь создание материалов.








Развитие нанотехнологий подразумевает развитие двух самостоятельных направлений


Логика развития науки привела от узкой специализации к междисциплинарности, затем наддисциплинарности, а теперь фактически к необходимости объединения наук. Но не к простому геометрическому сложению результатов, а к их синергетическому эффекту, взаимопроникновению


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Bainbridge M.S., Roco M.C. // Managing nano-bio infocogno innovations: converging technologies in society. Springer Веркор, Коронель // «Квота или «Сторонники изобилия». М: Прогресс, Ковальчук М.В. // Кристаллография на рубеже веков: итоги и перспективы. Кристаллография. 44 (6) Ковальчук М.В. // Органические наноматериалы, наноструктуры и нанодиагностика. Вестник Российской академии наук. 73 (5) Ковальчук М.В. // Нанотехнологии как новая технологическая революция. Индустрия наносистем и материалы. Сборник Министерства образования и науки РФ



(р. 19.11.1966) - спец. по филос. естествознания, методол. науки, теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. В1991 окончил физ. ф-т МПГУ, в 1996 - психол. ф-т МГУ. В 1993 защитил канд. дисс. на кафедре филос. МПГУ. Работал преп. на той же кафедре. С 1996 - в ИФ РАН: ст. н.с, затем вед. н. с. Центра био- и экофилос. ИФ РАН. Параллельно преподает филос., социол. и психол. дисциплины в МПГУ, Росс. экон. акад. им. Г.В.Плеханова и др. моск. вузах, а также на кафедре филос. РАН. Докт. дисс. - "Единство научных и социальных репрезентаций познания" (2000). В своих работах Б. исходит из следующих идей: 1) осн. факт функц. человеч. психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях; 2) опыт определяет человеч. познание через врожденные структуры познания; эти структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т. е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюц. развития, т. е. филогенетически апостериорны; 3) познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они д.6. достаточно адекватны миру; 4) когнитивной нишей человека, в к-рой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является "мезокосм" (Г.Фол-лмер), соответствующий миру средних размерностей. Осн. направление науч.-иссл. работы Б. - всесторонний системный анализ "социального конструирования реальности" (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый, исходя из методол. гипотетического реализма (Д.Кэмп-белл, К.Лоренц, Г.Фоллмер). Это достигается путем иссл. онтол., методол., аксиол. и праксиол. аспектов теории соц. представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж. А.Келли, построенной на базе филос. альтернативного конструктивизма. В данном контексте рассматриваются филос. рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемол. статуса когнитологии; проблема смены науч.-иссл. парадигмы (переход от класс. познавательной модели к информац.). Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении совр. когнитивной науки, к-рая изучает устройство и функц. концепт. структур в человеч. сознании, прежде всего механизмы, с помощью к-рых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания.
Соч.: Место человека во Вселенной. [В соавт.] // Земля и Вселенная. 1993. № 6; Схемы понимания и объяснения физической реальности. [В соавт.] // ВФ. 1998. № 11; Коэволюционные репрезентации современной направленности сознания. М., 1999; Эпитафия как выражение портрета эпохи. [В соавт.] // Идея смерти в российском менталитете. СПб., 1999; Коэволюционные репрезентации современного познания // В. Российского философского общества. 1999. № 4; Гуманистические идеи и проблема эвтаназии. [В соавт.] // ФН. 1999. № 3, 4; Коэволюционные репрезентации эволюционной теории познания // Научные труды МПГУ. М., 2000; Моделирование и когнитивные репрезентации. [В соавт.]. М., 2000; Образ мира: когнитивный подход. [В соавт.]. М., 2000; Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров. М., 2000.


Смотреть значение Баксанский, Олег Евгеньевич в других словарях

Вавочкин Владимир Евграфович (евгеньевич?) — (? - ?). Социал-демократ. Арестован в 1921 и 26.4.1921 заключен в Ярославский политизолятор, в феврале 1922 находился там же. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал", И.З.
Политический словарь

Львов Георгий Евгеньевич — (21 октября 1861, Дрезден, - 7 марта 1925, Париж). Князь. Крупный помещик. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). Председатель Тульской губернской земской........
Политический словарь

Мотылев Александр Евгеньевич — (ок. 1901 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1919. В конце 1921 жил в Москве, работал в штабе Московского военного округа. Дальнейшая судьба неизвестна.
Т.С.
Политический словарь

Талычиh Cергей Евгеньевич — (ок. 1885 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Иваново-Вознесенской губ., работал в типографии Соколова. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Уфимцев Тимофей Евгеньевич — (ок. 1886 - ?). Член ПЛСР. Кулак. Образование «сельское». В конце 1921 жил в Екатеринбургской губернии. Местными чекистами характеризовался как «рядовой» и «пассивный» партийный........
Политический словарь

Слуцкий Евгений Евгеньевич (1880-1948) — русский (советский)
экономист. Слуцкий оказал большое
влияние на экономико-математическую теорию поведения потребителей при изменении их доходов и товарных........
Экономический словарь

Олег — Это имя собственное восходит к древнескандинавскому Helgi, однокоренного современному heilig – "святой".
Этимологический словарь Крылова

Олег — Романович (в крещении Леонтий - в иночестве Василий) (ум. ок. 1285),князь Брянский, преподобный. Внук мученика Михаила Черного. Память вПравославной церкви 20 сентября (3 октября).

Олег (?-912) древнерусский князь. Правил с 879 в Новгороде, с 882 вКиеве. В 907 совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с нейдоговоры.
Большой энциклопедический словарь

Олег Иванович (?-1402) великий князь рязанский (с 1350). Подчинил рядудельных княжеств; в 1378 рязанские войска участвовали совместно смосковскими в битве на р. Вожа. Позднее враждовал с Дмитрием........
Большой энциклопедический словарь

Олег Святославич (?-1115) — древнерусский князь. Княжил вРостово-Суздальской земле, на Волыни; потеряв владения (1076), бежал вТмутаракань, дважды при поддержке половцев захватывал Чернигов, был........
Большой энциклопедический словарь

Антонов Олег Константинович (25.01/7.02.1906 - 4.04.1984) — авиаконструктор. Под его руководством создан ряд самолетов, в т. ч. транспортные турбовинтовые Ан-10, Ан-22 ("Антеи", грузоподъемностью 80 тонн), Ан-24 и др.
Исторический словарь

Астафьев Петр Евгеньевич — Астафьев, Петр Евгеньевич, писатель по философским вопросам. Родился 7 декабря 1846 года в богатой дворянской семье. Еще гимназистом он написал свой первый литературный........
Исторический словарь

Васильковский Петр Евгеньевич — - писатель. Родился в 1878 г. По окончании Павловского военного училища недолго состоял в военной службе; позднее окончил Археологический институт. Производил много раскопок, между прочим,
Исторический словарь

Введенский Вячеслав Евгеньевич — - публицист. Родился в 1855 г., сын священника; учился в физико-математическом факультете СПб университета. Состоит директором тотемской учительской семинарии. Сотрудничал........
Исторический словарь

Введенский Николай Евгеньевич — Введенский Николай Евгеньевич - физиолог. Родился в 1852 г. Образование получил в Петербургском университете, по естественному разряду физико-математического факультета;........
Исторический словарь

Габрилович Леонид Евгеньевич (галич) — Габрилович (Галич), Леонид Евгеньевич - писатель (родился в 1879 г.). Окончил Петербургский университет по физико-математическому факультету; был ассистентом в Томском........
Исторический словарь

Грузинский Алексей Евгеньевич — - историк литературы, родился в 1858 г., учился в Московском университете, который окончил в 1883 г. С 1886 г. стал преподавать в среднеучебных заведениях Москвы, вел практические........
Исторический словарь

Жаботинский Владимир Евгеньевич — Жаботинский Владимир Евгеньевич - талантливый писатель и общественный деятель. Родился в 1880 г.; учился в Римском университете; кандидат прав ярославского лицея. Рано........
Исторический словарь

Жаботинский Владимир Евгеньевич (зеев) — (1880-1940), политический деятель, идеолог сионистского движения. Организатор отрядов еврейской самообороны для защиты от погромов (1903). Один из создателей Союза для достижения........
Исторический словарь

Иероним (в Миру Иоанн Евгеньевич Лаговский) — Иероним (в миру протоиерей Иоанн Евгеньевич Лаговский) - писатель (1827 - 1884), архимандрит, магистр Петербургской академии; был ректором Пермской семинарии, членом Петербургского........
Исторический словарь

Казанский Петр Евгеньевич — Казанский, Петр Евгеньевич - юрист. Родился в 1866 г.; учился в Московском университете. В 1893 г. приват-доцент международного права в Казанском университете, а в 1896 г., по........
Исторический словарь

Корш Федор Евгеньевич — Корш, Федор Евгеньевич - филолог (родился в 1843 году), сын Евгения Федоровича Корша, профессор римской словесности в Новороссийском и Московском университетах, ординарный........
Исторический словарь

Кошевой Олег Васильевич — (1926-1943), русский патриот, командир партизанской организации "Молодая гвардия" в годы Великой Отечественной войны, убит германскими оккупантами.
Исторический словарь

Лагорио Александр Евгеньевич — Лагорио, Александр Евгеньевич - петрограф, был профессором минералогии в Варшавском университете и директором варшавского политехникума. Состоит управляющим учебным........
Исторический словарь

Лансере Евгений Евгеньевич — Лансере, Евгений Евгеньевич - живописец (родился в 1875 г.), сын скульптора Евгения Александровича Лансере. Учился в школе Общества Поощрения Художеств, затем в Париже........
Исторический словарь

Львов Георгий Евгеньевич — (1861-1925 гг.) - князь, общественный и государственный деятель. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета. С 1886 г. работал в Тульском окружном суде. В........
Исторический словарь

Марков (марков 2-й) Николай Евгеньевич — (1866-1945), политический деятель, один из лидеров "Союза русского народа". Глава фракции крайне правых в 3-й и 4-й Государственной думе. С 1915 член Особого совещания по обороне.........
Исторический словарь

Марков Николай Евгеньевич — Марков, Николай Евгеньевич (в Государственной думе - Марков 2-й) - политический деятель (родился в 1866 г.), крупный землевладелец Курской губернии, сын Е.Л. Маркова (см. выше).........
Исторический словарь

Мерклин Карл Евгеньевич — Мерклин Карл Евгеньевич - ботаник (1821 - 1904). Кончил курс Дерптского университета. Был приват-доцентом в лесном институте, потом физиологом в Императорском ботаническом........
Исторический словарь

Баксанский, Олег Евгеньевич

(р. 19.11.1966) - спец. по филос. естествознания, методол. науки, теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. В1991 окончил физ. ф-т МПГУ, в 1996 - психол. ф-т МГУ. В 1993 защитил канд. дисс. на кафедре филос. МПГУ. Работал преп. на той же кафедре. С 1996 - в ИФ РАН: ст. н.с, затем вед. н. с. Центра био- и экофилос. ИФ РАН. Параллельно преподает филос., социол. и психол. дисциплины в МПГУ, Росс. экон. акад. им. Г.В.Плеханова и др. моск. вузах, а также на кафедре филос. РАН. Докт. дисс. - "Единство научных и социальных репрезентаций познания" (2000). В своих работах Б. исходит из следующих идей: 1) осн. факт функц. человеч. психики заключается в существовании тенденции судить о реальности, основываясь на своих ожиданиях; 2) опыт определяет человеч. познание через врожденные структуры познания; эти структуры приобретаются филогенетически; они независимы от жизненного опыта индивида, т. е. онтогенетически априорны, но сформировались в ходе эволюц. развития, т. е. филогенетически апостериорны; 3) познавательные способности мозга, развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, адекватно выживанию; для этого они д.6. достаточно адекватны миру; 4) когнитивной нишей человека, в к-рой он живет и действует, реконструирует и идентифицирует, является "мезокосм" (Г.Фол-лмер), соответствующий миру средних размерностей. Осн. направление науч.-иссл. работы Б. - всесторонний системный анализ "социального конструирования реальности" (П.Бергер, Т.Лукман), осуществляемый, исходя из методол. гипотетического реализма (Д.Кэмп-белл, К.Лоренц, Г.Фоллмер). Это достигается путем иссл. онтол., методол., аксиол. и праксиол. аспектов теории соц. представлений (С.Московичи), когнитивной теории персональных конструктов Дж. А.Келли, построенной на базе филос. альтернативного конструктивизма. В данном контексте рассматриваются филос. рефлексия теории каузальной атрибуции Г.Келли; проблема эпистемол. статуса когнитологии; проблема смены науч.-иссл. парадигмы (переход от класс. познавательной модели к информац.). Разработка всех этих вопросов свидетельствует о становлении совр. когнитивной науки, к-рая изучает устройство и функц. концепт. структур в человеч. сознании, прежде всего механизмы, с помощью к-рых индивид приобретает, преобразует, представляет (репрезентирует), хранит и воспроизводит информацию, строит когнитивные репрезентации знания.

Соч.: Место человека во Вселенной. [В соавт. ] // Земля и Вселенная. 1993. № 6 ; Схемы понимания и объяснения физической реальности. [В соавт. ] // ВФ. 1998. № 11 ; Коэволюционные репрезентации современной направленности сознания. М. , 1999 ; Эпитафия как выражение портрета эпохи. [В соавт. ] // Идея смерти в российском менталитете. СПб. , 1999 ; Коэволюционные репрезентации современного познания // В. Российского философского общества. 1999. № 4 ; Гуманистические идеи и проблема эвтаназии. [В соавт. ] // ФН. 1999. № 3 , 4 ; Коэволюционные репрезентации эволюционной теории познания // Научные труды МПГУ. М. , 2000 ; Моделирование и когнитивные репрезентации. [В соавт. ]. М. , 2000 ; Образ мира : когнитивный подход. [В соавт. ]. М. , 2000 ; Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров. М. , 2000.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Баксанский, Олег Евгеньевич" в других словарях:

    Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика Адыгея … Википедия

Книги

  • Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность , Кучер Елена Николаевна, Баксанский Олег Евгеньевич. Настоящая книга посвящена анализу методологии процесса познания и является логическим продолжением и развитием идей предыдущей работы авторов`Когнитивный образмира: пролегомены к философии…