Александр шаргей. Шаргей – Кондратюк – Луна

Судьба Александра Игнатьевича Шаргея удивительна и трагична. Он был самоучкой, но сейчас его работы признаны во всем мире и он по праву стоит в ряду пионеров мировой космонавтики.


Александр Игнатьевич Шаргей родился 9 июня (21 июня по новому стилю) 1897 года в Полтаве (ныне территория Украины). Мать Людмила Львовна Шаргей (в девичестве Шлиппенбах) вскоре после рождения Саши тяжело заболела и была помещена в приют для душевнобольных, где и скончалась около 1910 года. Отец Игнатий Бенедиктович Шаргей, играл в воспитании сына лишь эпизодическую роль. Вскоре после рождения мальчика, он покинул семью, учился в Киевском и Петербургском университетах, в Германии в Дармштадской Высшей школе технических наук. Человек яркий, одаренный, он так и не смог преуспеть в жизни. В Петербурге Игнатий Шаргей вступил в гражданский брак с Еленой Петровной Гиберман. В 1910 году он умер от "гнилостного заражения крови". Маленький Саша воспитывался в семье двоюродной бабушки Екатерины Кирилловны и деда Акима Никитича Даценко. В силу сложившихся жизненных обстоятельств именно они, дед с бабкой, стали его воспитателями и настоящими родителями. Детские и юношеские годы будущего учёного прошли в атмосфере украинского патриархального быта.

С 1910 по 1916 годы учился во Второй полтавской мужской гимназии и окончил ее с серебряной медалью. Уже в старших классах гимназии он увлекся проблемой межпланетных перелетов, а через несколько лет закончил рукописную работу, посвященную этим вопросам: "Тем, кто будет читать, чтобы строить" (1918-1919 гг.). В этой работе, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого. Им были предложены: использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль (предложение реализовано в программе "Apollo"); использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе (пертурбационный маневр). В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

В 1916 году он поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный технический университет), но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте. После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был мобилизован в белую армию, но дезертировал из нее. В конце 1919 года был вновь мобилизован. Чтобы не воевать в Белой армии, по пути из Киева в Одессу он бежал из воинского эшелона, лишившись при этом всех документов.

Когда большевики прочно обосновались у власти, Александр Шаргей понял, чем грозит ему прошлое царского офицера. И в связи с этим в течение некоторого времени вынужден был жить у знакомых на полулегальном положении. 15 августа 1921 года его мачеха Елена Петровна Гиберман (по второму браку Кареева), которая очень любила и уважала пасынка, раздобыла документы Георгия (в православном произношении – Юрия) Васильевича Кондратюка, который был на три года младше Александра. С этого момента ученый был неподвластен своей дальнейшей судьбе (вряд ли он остался бы жив, если бы ГПУ знала его истинную биографию).

Несколько слов о человеке, который подарил свое имя Александру Шаргею. Настоящий Кондратюк родился 13 августа (26 августа по новому стилю) 1900 года в городе Луцке Волынской губернии (ныне территория Украины), а 1 марта 1921 года, будучи студентом Киевского университета, скончался от туберкулеза легких. Его родной брат Владимир Васильевич Кондратюк преподавал в одной из киевских школ, в которой училась сводная сестра Александра - Нина Игнатьевна Шаргей. Елена Петровна Гиберман-Кареева уговорила его передать документы умершего брата Александру. Эту тайну знали всего несколько человек и хранили ее долгие годы. Елена Петровна сообщила её дочери Нине лишь перед своей смертью. В 1977 году Нина Игнатьевна Шаргей дала письменные показания Специальной комиссии об обстоятельствах смены имени и фамилии её сводным братом Александром Игнатьевичем Шаргеем.

С 1921 по 1927 годы новоиспеченный Кондратюк работал на Южной Украине, на Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и кончая механиком на элеваторе. В 1927 году Кондратюка пригласили в Новосибирск для работы в "Хлебопродукте", где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор "Мастодонт" – зернохранилище на 10000 тонн, построенное без единого гвоздя).

В 1929 году он издал в Новосибирске на собственные средства тиражом 2000 экземпляров книгу "Завоевание межпланетных пространств", в которой была определена последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассматривались вопросы, поднятые в его ранней работе "Тем, кто будет читать, чтобы строить". В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в виде транспортной системы "Прогресс"). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.

Любопытен тот факт, что в предисловии к книге Кондратюк написал, что предложенные им технические решения могут быть реализованы уже на достигнутом уровне развития техники, особенно американцами. Но пришлось ждать еще несколько десятилетий, чтобы все предложения постепенно нашли свое применение в ракетостроении и космонавтике в СССР и США.

В связи с тем, что книга была опубликована вдалеке от Москвы очень маленьким тиражом, она не смогла получить широкую мировую известность и оказать существенное влияние на развитие реальных образцов ракетной техники и практической космонавтики. И, хотя в 1947 году книга была опубликована повторно уже издательством "Оборонгиз", она так и не получила широкой известности. В настоящее время ее можно рассматривать только в историческом аспекте.

Жизнь заставила Ю.В.Кондратюка заниматься вопросами, не относящимися к освоению космического пространства, хотя, как он сам писал, всё, чем он занимался помимо космоса, было лишь способом заработать денег для дальнейших исследований в области выхода во внеземное пространство.

30 июля 1930 года Ю.В.Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками "Хлебопродукта" был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил "Мастодонт" не только без чертежей, что само по себе являлось серьезным нарушением правил постройки, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10000 тонн зерна. 10 мая 1931 года его осудили на три года лагерей (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Совета РСФСР своим определением № ОС-70-8 от 26 марта 1970 года реабилитировала Кондратюка за отсутствием состава преступления). Однако вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечен к работе в образованном в Новосибирске специализированном бюро № 14 по проектированию угольных предприятий. Там он проработал до августа 1932 года, успев получить патент и авторское свидетельство в области горношахтного оборудования. Им были опубликованы статьи по ряду специальных проблем: ускорение и облегчение проходки шахт с опалубной механизацией бетонных и породоуборочных работ, хранение бетона высокого сопротивления и постоянной крепи шахтных стволов, железобетонный копер.

Еще работая в Бюро № 14, Ю.В.Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжелой промышленности (Наркомтяжпром). Проект станции был выполнен в соавторстве с П.К.Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н.В.Никитина, будущего создателя Останкинской телебашни в Москве. Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 года и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. По настоятельной просьбе Наркомтяжпрома в 1933 году Кондратюка досрочно освободили от высылки. На конкурсе проект был призван лучшим. Окончательно технический проект был доработан к середине февраля 1934 года. В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Однако уже в 1938 году было принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось занимался проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций (ПЭКВЭС).

Надо отметить, что только сейчас, спустя полвека, человечество начинает возвращаться к идее использования ветра, как экологически чистого источника энергии.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. До сих пор неизвестно, как и когда закончилась жизнь Юрия Васильевича Кондратюка. Достоверно известно, что 4 июля 1941 года он записался в ряды народного ополчения и служил в роте связи 2-го стрелкового полка Дивизии народного ополчения Киевского района Москвы. 7 июля полк отправился на фронт и занял оборону в 150 километрах от Москвы. 3 октября 1941 года бойцы народного ополчения, зачисленные к тому времени в состав Красной Армии, вступили в бои с немецко-фашистскими войсками.

Дальнейшая судьба Кондратюка покрыта тайной. Некоторые сослуживцы в своих воспоминаниях называют 3 октября 1941 года датой его гибели. Однако более поздние исследования позволили установить, что еще в январе 1942 года Кондратюк получал денежное довольствие в части, о чем свидетельствует его автограф в раздаточной ведомости.

Существует несколько версий судьбы Ю.В.Кондратюка.

Как я уже отметил, по одной из них он погиб в боях под Москвой. Кстати, именно эта версия отражена во всех советских и российских справочниках.

Согласно другой версии, Кондратюк не погиб, а был взят в плен немцами (либо сам сдался в плен) и впоследствии работал вместе с Вернером фон Брауном над проектом ракеты "Фау-2". В пользу этой версии свидетельствуют документы одного немецкого ракетчика, в которых упоминается какой-то человек по фамилии Кондратюк, с которым этому ракетчику пришлось работать.

Я позволю высказать несколько предположений о возможной судьбе Кондратюка. Вполне возможно, что по той или иной причине он оказался у немцев и работал вместе с фон Брауном. Вероятно, что в этом случае ему вновь пришлось сменить свое имя. После окончания войны, когда часть немецких ракетчиков оказалась в США, а другая часть в СССР, Кондратюк, с новой фамилией и новой биографией, также был вынужден перебраться в США, где и работал по ракетной тематике, вновь сменив свое имя.

Почему я считаю, что следы Кондратюка могут быть найдены именно в Америке. Во-первых, если ему пришлось работать в Германии, то возвращение в СССР сулило только гибель. Во-вторых, на эту мысль меня наводит тот факт, что при реализации проекта "Apollo", в значительной степени разработанном немецкими специалистами, были использованы многие идеи Кондратюка, которые, как я уже отмечал, не были широко известны мировой научной элите. Их мог предложить только человек, который либо сам участвовал в проекте, либо был близко знаком с Вернером фон Брауном и его окружением.

Как бы то ни было, истинные причины смерти Шаргея-Кондратюка неизвестны и неизвестно, удастся ли когда-нибудь их установить.

Учёный, один из пионеров ракетно-космической техники

Александр Игнатьевич Шаргей родился 9 (по новому стилю - 21) июня 1897 г. в Полтаве. Первые годы жизни провёл с матерью, но затем из-за её тяжёлой болезни жил и воспитывался у бабушки. Примерно с десятилетнего возраста жил с отцом в Петербурге и учился в гимназии. Окончил её с серебряной медалью в 1916 г., поступил в Петроградский политехнический институт, но уже в ноябре 1916 г. был призван в армию и отправлен в школу прапорщиков. В 1917 г. свежеиспечённый офицер попал на Кавказский фронт. После Октябрьской революции началась всеобщая демобилизация, но по пути домой Александр Шаргей был задержан и мобилизован в Белую армию. При первой же возможности сбежал и некоторое время жил в Полтаве у товарища по гимназии, а в конце июня 1918 г. приехал в Киев, где тогда находилась его мачеха Е. Кареева. Здесь работал электриком, грузчиком, кустарём-слесарем, занимался репетиторством. После захвата Киева деникинцами 31 августа 1919 г. Шаргей снова против воли оказался в Белой армии. Следуя в Одессу в санитарном эшелоне, к которому был прикомандирован, бежал, но остался без документов. До начала 1921 г. работал сцепщиком и смазчиком вагонов в г. Смела, а затем перебрался в Малую Виску Херсонской губернии. Мачеха достала для Александра документы умершего от туберкулеза студента Киевского университета Ю.В. Кондратюка. Таким образом, с 15 августа 1921 года Александр Игнатьевич Шаргей стал Юрием Васильевичем Кондратюком 1900 года рождения, уроженцем г. Луцка Волынской губернии. После этого он был Шаргеем лишь в течение нескольких месяцев в 1922 году, когда безуспешно попытался перейти польскую границу для продолжения учёбы в Копенгагене.

Проблемами межпланетных полётов Александр заинтересовался ещё в годы учёбы в гимназии. «С шестнадцатилетнего возраста, - с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, - достижение этого стало целью моей жизни», - писал он впоследствии К.Э. Циолковскому. Увлечение фантастикой подтолкнуло его к серьёзным занятиям физикой, математикой и химией, превосходящим по объёму гимназический курс, и затем привело к идее межпланетных полётов. Свою первую рукопись (без названия) он закончил в школе прапорщиков перед отправкой на фронт. В ней привёл выведенную собственным методом основную формулу ракетодинамики, т. е. формулу Циолковского, и обосновал целесообразность вертикального взлёта ракеты в условиях наличия плотной атмосферы (Циолковский спустя десять с лишним лет всё ещё предлагал старт под небольшим углом к горизонту). Он также показал возможность значительной экономии топлива при посадке космического аппарата за счёт торможения в атмосфере.

Вторую, более детальную рукопись, озаглавленную «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (впервые опубликована только в 1964 г.), Шаргей написал в 1918-1919 годах в Киеве. Рукопись содержала более десятка перспективных идей, реализованных на первом же этапе полётов в космос. К ним относятся предложения использовать гравитационные манёвры, изменяемые сопла, сбрасываемые теплозащитные экраны, индивидуальные ложементы кресел, топливные насосы, гироскопы, шлюзы и скафандры для выхода в открытый космос, шахматное расположение форсунок для лучшего перемешивания кислорода и водорода, малый посадочный аппарат для аппарат для высадки людей на небесные тела и др.

Летом 1925 года Кондратюк закончил рукопись задуманной им книги по космонавтике. Передал её в Государственное издательство РСФСР и затем в Главнауку, которая координировала выпуск научной литературы в стране. Оттуда рукопись попала в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Ж

уковского (ЦАГИ) на отзыв известному учёному, специалисту в области аэрогид родинамики, ученику Жуковского В.П. Ветчинкину. В рецензии на рукопись (это был третий вариант из четырёх, он носил название «О межпланетных путешествиях») Ветчинкин писал: «В предисловии автор статьи указывает, что ему так и не удалось ознакомиться с достижениями иностранных учёных в этой области, не удалось даже достать основных трудов Циолковского. Но это не помешало автору получить результаты, достигнутые всеми исследователями межпланетных путешествий в совокупности, что следует считать очень важной его заслугой. В то же время, совершенно оригинальный язык автора и необычные для учёных выражения и обозначения дают основание полагать, что автор является самоучкой, изучившим дома основы математики, механики, физики и химии. […] Такие крупные таланты-самородки чрезвычайно редки и оставление их без внимания с точки зрения Государства было бы проявлением высшей расточительности. […] Ради сохранения приоритета СССР не следует откладывать печатания готового труда». По совету Ветчинкина Кондратюк несколько изменил систему обозначений и терминологию, включил в статью не приводившийся ранее вывод основной формулы полёта ракеты и дополнил её четвёртой главой «Процесс сгорания, конструкция камеры сгорания и извергающей трубы». Этот 4-й вариант был отправлен в Москву уже под названием «Завоевание межпланетных пространств». В дальнейшем Ветчинкин предложил Кондратюку стать редактором его книги, так как из-за волокиты, которую устроили чиновники Главнауки, не желавшие признавать гениального самоучку, Кондратюк принял решение издавать книгу на свои средства.

Устроиться на работу в научные учреждения не удавалось, и Кондратюк решил сменить место жительства и устроился на элеватор на станции Крыловская (Кубань). Здесь разработал и внедрил, чаще всего и изготовляя собственноручно, большое количество технических новинок, которые преобразили старое элеваторное хозяйство. Среди них - оригинальной конструкции полиспаст, который позволял механизировать выполнявшуюся вручную подкатку вагонов для погрузки; регулятор подачи зерна на ленточный транспортёр; счётчик к автоматическим весам на элеваторе; устройство для отбрасывания зерна к задним стенкам вагона; пульт управления технологическими процессами на элеваторе - с его помощью запускались те или иные процессы. И это - неполный список разработок.

В августе 1927 г. по приглашению районного инженера Новосибирской краевой конторы Всесоюзного акционерного общества «Хлебопродукт» (в дальнейшем переименовано в «Хлебострой») П.К. Горчакова Кондратюк переезжает в Новосибирск. Здесь, работая под руководством Горчакова в должностях техника, заведующего проектно-монтажным под отделом, помощника районного инженера по механической части строящихся хлебохранилищ, занимается проектированием и строительством механизированных амбаров, элеваторов и зернохранилищ в Западной Сибири. Особенно замечателен механизированный элеваторно-складской комплекс, построенный в 1929-1930 годах в г. Камень (ныне Камень-на-Оби). Сама идея, проект и руководство строительством принадлежали Кондратюку. Комплекс включал крупнейшее в мире деревянное зерно хранилище на 10 000 тонн, имел длину 60 метров и ширину - 32, по высоте соответствовал 5-этажному дому. Построенный по принципу русской избы, как сруб из круглого леса без единого гвоздя, экономно, этот зерносклад значительно превосходил по ёмкости и малозатратности применявшиеся тогда в Сибири элеваторы так называемого «канадского» типа. Для сооружения каждого такого элеватора требовались целые составы шпал, реек, гвоздей, а круглый лес был подручным материалом, которого было кругом предостаточно. Автор назвал свое детище «мастодонтом».

В 1929 году в Новосибирске выходит книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой определена последовательность первых этапов освоения
космоса. В книге Конд ратюк, независимо от Циолковского, вывел основное уравнение движения ракеты, дал схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя. С этого момента Юрий Васильевич стал известен как один из талантливых пионеров ракетной техники. Циолковский, получив от автора книгу в подарок, в том же 1929 г. в предисловии к своей работе «Космические ракетные поезда» упомянул Кондратюка в числе «активных работ ников ракетного дела».

В книге Кондратюка содержатся конкретные расчёты всех стадий космических полётов. Один только пример: есть страницы с описанием орбитальных космических станций и доставки туда грузов с помощью транспортных кораблей. Спустя многие годы, именно эти рекомендации и расчёты легли в основу практической космонавтики. А были открытия и в других разделах теории космических полётов. В частности, пертурбационный манёвр - изменение траектории полёта космического аппарата без затрат топлива за счёт гравитационных полей Луны, планет при близком полёте около них. Впервые предложен Кондратюком в рукописи «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Этот эффект может применяться не только для торможения, но и для разгона, и его действие использовали впоследствии как наши «Веги», так и американские «Вояджеры» и «Кассини». Впервые гравитационный манёвр для сокращения времени полёта космического зонда «Пионер-11» к Сатурну был совершён при пролёте Юпитера 3 декабря 1974 г.

В июле 1930 г. Кондратюк по доносу, вместе с другими работниками конторы «Хлебострой», был арестован по делу о вредительстве в элеваторном строительстве Сибири. Вредительство в те годы квалифицировалось как особо опасное государственное преступление. Клеймо с необоснованно осуждённых было снято лишь 18 мая 1970 года. Определением Коллегии Верховного суда СССР постановление коллегии ОГПУ от 10 мая 1931 г. по этому делу было отменено как незаконное, и все осуждённые по этому делу полностью реабилитированы.

После приговора они с Горчаковым (коллега, соавтор многих проектов Кондратюка и его сопроцессник) были направлены на строительство завода горного оборудования (ныне Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова). В июле 1930 г., учитывая крупный объём капиталовложений в строительство на Кузбассе (свыше 1 млрд руб.) и необходимость концентрации всего строительного дела в одном органе, ВСНХ учредил Всесоюзный трест «Кузбасстрой». Проектную мастерскую «Кузбасстроя» в Новосибирске возглавил Н.А. Чинакал, будущий член-корреспондент АН СССР и директор Института горного дела СО АН СССР. В первое время Особое проектное бюро № 14 под его руководством занималось привязкой готовых зарубежных проектов к строительству в Кузбассе. Кондратюк, в частности, ещё в бытность заключённым, провёл работу по проверке цифровых расчётов в этих проектах. Он не просто проверил расчёты, а в очень сжатые сроки доказал, что проекты импортных шахтных копров непригодны для Кузбасса. Затем по заданию Чинакала Кондратюк разработал проект копра собственной оригинальной конструкции - это была башня с эллиптическим основанием и тонкостенной железобетонной оболочкой. Копёр должен был возводиться в скользя щей опалубке, т. е. так же, как возводились железобетонные элеваторы.

Путём тяжелейших хлопот Н.А. Чинакал способствовал освобождению Кондратюка и Горчакова из заключения и замене заключения «высылкой для работы на предприятиях „Союзхлеба” и „Хлебостроя” в Западной Сибири». В 1932 г. Юрий Васильевич и Пётр Кириллович приняли участие в конкурсе на разработку эскизного проекта мощной Крымской ветроэлектростанции, их проект выиграл конкурс, и 12 февраля 1933 г. по личному вызову наркома С. Орджоникидзе они приехали в Москву. Во время пребывания в столице Кондратюк посетил ГИРД (Группа изучения ракетного движения), но на приглашение С.П. Королёва перейти в эту ракетную организацию (прочил его на место недавно умершего руководителя ГИРДа Ф.А. Цандера) ответил вежливым отказом. Вероятней всего, причиной тому была слишком большая вероятность раскрытия его истинной биографии во время тщательных проверок при приёме на засекреченную работу. Тем более, что освободился от двухлетнего заключения и ссылки всего год назад и не мог тут же снова рисковать жизнью.

Л.А. Лифшиц, которому посчастливилось работать под началом Кондратюка в конторе по строительству Крымской ветроэлектростанции (ПЭК ВЭС), вспоминал об умении своего руководителя вдохновить коллектив на решение совершенно необычных инженерных задач. Примером может служить математическое моделирование колебаний башни ВЭС при ураганах. Ученики и соратники Кондратюка по проекту «Крым-ВЭС» Н.В. Никитин и Б.А. Злобин уже после войны возвели Останкинскую телевизионную башню - самое высокое сооружение того времени (533 м). Вращающееся «Седьмое небо» телебашни на высоте 334 метров создано по типу разработанного Кондратюком узла ВЭС. По мнению людей, близко знавших Юрия Васильевича, «в башне заключена частица его души». Идеи Кондратюка заложены и в других высотных сооружениях Н.В. Никитина - Дворец культуры и науки в Варшаве, здание МГУ на Ленинских горах.

Проект первой в мире ВЭС такой мощности - 12 000 квт - был одобрен Академией наук СССР. Кондратюка выдвинули на представление к званию доктора технических наук, но в ВАКе отказали: в характеристике, в частности, присутствовал такой «важный» аргумент, как отсутствие общественной работы. Ретрограды не дали осуществиться и проекту Крымской ВЭС: после смерти С. Орджоникидзе начатое на Ай-Петри строительство было законсервировано.

После конкурса Кондратюк некоторое время работал над проектом в Харькове, а потом их группу перевели в Москву. Здесь в июле 1938 г. Юрий Васильевич
передал рукописи своих работ по космонавтике на хранение Б.Н. Воробьёву (издатель, редактор и хранитель творческого наследия Циолковского). От него в начале 1960-х годов научный архив Кондратюка попал в Институт истории естествознания и техники АН СССР.

6 июля 1941 г. Кондратюк вместе с другими сотрудниками ПЭК ВЭС уходит на фронт добровольцем в составе московского ополчения. Он был определён в роту связи 2-го стрелкового полка 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Моск вы (21-я МДНО). Долгое время считалось, что Кондратюк пропал без вести 3 октября 1941 г. Поскольку теоретически существовала возможность попасть в плен к немцам, время от времени стали появляться домыслы о возможном его сотрудничестве с В. фон Брауном при создании ракеты «Фау-2». Такие предположения, наравне с тайной превращения Шаргея в Кондратюка, установленной сотрудниками КГБ, являлись дополнительной причиной умалчивания его имени в печати. Но сослуживец, однополчанин, один из лучших биографов Кондратюка, Б.И. Романенко выявил новые материалы о военной судьбе Юрия Васильевича. Установил, что командир отделения взвода связи 1-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии 3-й армии Брянского фронта Ю.В. Кондратюк погиб 23-25 февраля 1942 г. в Болховском районе Орловской области во время боя (3-я армия вела наступление на Кривцовский плацдарм). Эти данные имеются в 15-м томе Книги Памяти Москвы и в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Мамонтова Е. А. Кондратюк Юрий Васильевич (Шаргей Александр Игнатьевич)[…] //

ИСТОЧНИКИ

1. РАППОПОРТ А.Г. Клеймо // Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. - Новосибирск, 2014. - Вып. 4. - С. 618-630: ил.

2. РАППОПОРТ А.Г. Траектория судьбы: док. повесть о Ю.В. Кондратюке (А.И. Шаргее). - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2008. - 238, с. : ил. - Библиогр.: с. 236-237.

3. МАКСИМОВ А. Пионеры космической эры // Наука в Сибири. - 2007. - № 47 (6 дек.). - С. 10-11: портр. - Описание по: http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?id=13&nid=442 .

4. РАППОПОРТ А.Г. Ю.В. Кондратюк (А.И. Шаргей). Траектория судьбы: док. повесть. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. - 199 с., л. ил. - (Земляки).

5. СЕВЕРИКОВА Н.М. В космос по «трассе Кондратюка» [Электронный ресурс] // Разум или

вера? Реальность или вымысел? - Электрон. дан. - М., 2016. - Режим доступа: http://razumru.ru/humanism/journal/50/severikova.htm . - Загл. с экрана (дата обращения 15.10.2016).

Шаргей Александр Игнатьевич (Кондратюк Юрий Васильевич)
21 июня 1897

Жизнь этого человека с поливариантной биографией достойна монументальных книги и фильма.
Александр Игнатьевич Шаргей родился в Полтаве 21 июня 1897 года. Его отцом был еврей-католик, а матерью баронесса немка Людмила Шлиппенбах. В 1916 году он поступил в Петроградский политехнический институт. Но закончить не удалось. В том же году Шаргей был призван в армию. В чине прапорщика честно воевал на турецком фронте.
В 1918 году вернулся в Полтаву. И написал давно обдумываемую книжечку, которую издал за свой счет в Киеве, «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В ней он описал и инженерно точно рассчитал полет управляемого корабля на Луну. С выводом ракетой аппарата на лунную орбиту, посадкой челнока с человеком на поверхность спутника, с возвращением космонавтов на Землю, используя для доразгона и торможения силы гравитации Земли и Луны. Время для публикации оказалось не самым подходящим.
Потом судьба сделала неожиданный кульбит. В ходе Гражданской войны Шаргей был призван в Добровольческую армию. Однако воевать не хотел и дезертировал. Полтаву заняли красные. Шаргею грозил визит чекистов и арест. Но ему по-соседски перешли документы умершего от туберкулеза ровесника, простого украинца. И оставшуюся жизнь Шаргей прожил под именем Юрия Васильевича Кондратюка.
Он принялся кочевать по всей стране, трудясь рабочим и зарабатывая себе известность, как талантливый инженер. В 1927 году Кондратюк оказался в Новосибирске. В городке Камень-на-Оби требовалось спасать урожай зерна в условиях отсутствия элеватора и строительных материалов. Кондратюк по своему проекту без единого гвоздя построил деревянный элеватор «Мастодонт», прослуживший более 60 лет.
В 1929 году он издал вторую книжку «Завоевание межпланетных пространств». Был арестован, как вредитель, но работал в томской шарашке. Затем трудился в Крыму, где по его проекту началось строительство мощной ветряной электростанции, но не было закончено.
В начале Великой отечественной Кондратюк добровольцем пошел на фронт и погиб в 1942 году.
Когда в 1969 году американцы высадились на Луне, то сами признались - расчет их полета в точности совпал с расчетом, сделанным Шаргеем-Кондратюком за полвека до этого. Во время своего визита в Новосибирск первый человек на Луне Нейл Армстронг с почтением собрал в кулечек землю возле дома, где жил Кондратюк.
Существует версия, что во время войны Кондратюк не погиб, а попал в плен. Кто-то из немцев оказался знаком с его трудами. В результате Кондратюк начал работать в КБ Вернера фон Брауна, где думали не только над ракетами «Фау», но и замышляли замахнуться на космос. После войны засекреченный Кондратюк вместе с шефом фон Брауном работал в США. И лунный проект Америки во многом его детище.

Основоположник теоретической космонавтики Кондратюк Юрий Васильевич внес в эту науку вклад, равный вкладу Циолковского, Кибальчича, Цандера. Однако признание к нему пришло только после смерти, когда забытые открытия ученого были вновь «переоткрыты» исследователями следующих поколений. Работы ученого были неизвестны еще и из-за его загадочной биографии.

Детство

Будущий ученый Васильевич появился на свет 21 июня 1897 года в Полтаве. Имя, под которым он вошел в историю, на самом деле является псевдонимом, а точнее, именем совсем другого человека, с чьими документами долгое время жил исследователь. Родился же он как Александр Иванович Шаргей. Мальчик рано осиротел и воспитывался дедом. В 13 лет он пошел учиться в Полтавскую мужскую гимназию, где на одаренного ученика обратили внимание учителя. Преподаватель направили интерес Александра в нужном русле - физики, математики и химии.

Уже в самом раннем детстве у мальчика появилась тяга к изобретательству. Он проводил много времени за автомобилями, рессорами, водяными турбинами, насосами барометрами и другими попадавшимися под руку диковинками. Поэтому неудивительно, что позже Кондратюк Юрий Васильевич стал автором удивительных и опережающих свое время научных теорий.

Оборвавшееся образование

Еще одной идеей, захватившей сознание Александра Шаргея, была мечта о межпланетных полетах. В 1930 году в письме Циолковскому он упомянул, что уже в 16 лет точно определил, что существует техническая возможность вылета с земной поверхности в космос. С тех пор у Шаргея появилась собственная идея-фикс. Накануне окончания Полтавской гимназии молодой человек закончил свою первую серьезную рукопись - «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В черновике книги будущий Кондратюк Юрий Васильевич сформулировал (хоть и нечетко) проект будущих межпланетных путешествий. Позже эти идеи он развил в других своих произведениях.

Тогда же Шаргей поступил в Петроградский политехнический институт. Однако учеба его продлилась недолго. Вскоре Александра призвали в армию, а в 1917 году он оказался на Кавказкам фронте Первой мировой войны. Прапорщик вернулся домой после Октябрьской революции и объявления большевиками всеобщей демобилизации.

Новое имя

Очень скоро Полтава оказалась в эпицентре гражданской войны. Шаргей был офицером, и поэтому его призвали в армию генерала Деникина. Александр участвовать в кровопролитии не хотел и при первой возможности дезертировал. Следующие два года молодой человек жил на полулегальном положении, довольствуясь случайными заработками. Он находился под постоянной угрозой ареста. В 1921 году родственники смогли раздобыть для него паспорт на имя Юрия Васильевича Кондратюка - студента Киевского университета, умершего от запущенного туберкулеза.

Однако оставаться в родной Украине все равно было небезопасно. Красные или белые могли разоблачить полтавского уроженца. Тогда ученый Васильевич бежал на Кубань и устроился на Крыловский элеватор. Оказавшись в относительной безопасности, он наконец принялся за свои теории полетов между планетами. Как и любой ученый-самоучка, он страдал от безденежья. Кондратюк собирался построить собственную ракету, однако средств на осуществление своей мечты у него не было. Все что оставалось делать самородку, это излагать свои теоретические соображения на бумаге.

Кондратюк и Циолковский

Одновременно с Кондратюком схожие исследования проводил Константин Циолковский. Впервые молодой ученый наткнулся на его заметку в 1918 году в старом номере «Нивы». Из материала стало ясно, что идеей межпланетных полетов одержим не только Кондратюк Юрий Васильевич.

Биография этого человека представляет собой типичный пример эпохи - из-за революции и войны ему пришлось на много лет забыть о привычной жизни. Поэтому к материалам Циолковского он вернулся только в 1925 году, когда прочел «Вестник воздухоплавания».

«Завоевание межпланетных пространств»

Удивительно, но оба ученых пришли к одинаковым выводам, при этом пользуясь разными методами. При этом немного опередил своего коллегу именно Кондратюк Юрий Васильевич. Достижения физика были связаны с его главным трудом - книгой «Завоевание межпланетных пространств». Это произведение автор закончил в 1926 году, когда жил в станице Октябрьской. На этот раз он сформулировал свой проект не просто в виде теории, а снабдил его многочисленными деталями и цифрами.

Ученый попытался издать «Завоевание межпланетных пространств» в Москве. Книга получила положительный отзыв профессора Владимира Ветчинкина. Он много исследовал динамику ракетного полета и поэтому по достоинству оценил труд Кондратюка. издать книгу не удалось. На протяжении всех последующих лет только Ветчинкин поддерживал никому неизвестного самоучку.

В Сибири

В 1927 году Кондратюк Юрий Васильевич, биография которого представляет собой пример жизнеописания постоянно странствующего человека, переехал в Новосибирск. На другой конец страны он отправился по приглашению местного «Хлебопродукта». Эта контора отвечала за на территории нескольких областей. Еще на Кубани Кондратюк изобрел несколько новых технологий для элеваторов. Его работой заинтересовались в Новосибирске. Так человек, мечтавший о звездах, стал отвечать за хранение зерновых.

На новом месте ученый обзавелся новыми товарищами и друзьями, однако никто из них не оценил его все еще юношеской увлеченности космическими полетами. А меж тем Кондратюк помнил о своей главной написанной работе. Несколько лет он копил деньги, ведя спартанский образ жизни, и наконец отправил свою рукопись в местную типографию. Издание продвигалась очень медленно. Наборщики не разбирались в сложных научных математических формулах, допускали ошибки и переделывали все заново.

Издание книги

В январе 1929 года «Завоевание межпланетных пространств» было издано небольшим тиражом в 2 тысячи экземпляров. Книга включала в себя 72 страницы и несколько вкладок с графиками и чертежами. Владимир Ветчинкин написал к ней предисловие, в котором назвал исследование Кондратюка наиболее полным из всех тогда существовавших, причем изданных не только на русском, но и на иностранном языках.

Что принципиально нового написал Кондратюк Юрий Васильевич? Интересные факты в книге заключались в том, что он разрешил несколько теоретических вопросов, таким образом открывая теоретическую возможность для полета на соседние планеты. Кондратюк отправил один экземпляр Циолковскому и через месяц получил ответ, в котором старший коллега положительно отозвался о его произведении. Большую часть тиража ученый раздал своим сослуживцам. Некоторые прочитали книгу из уважения, но едва ли они могли понять суть написанного. Для окружающих изобретатель так и остался странным чудаком.

Арест и заключение

Вскоре после издания книги Кондратюк вместе с пятью товарищами был арестован и приговорен к трехлетнему заключению по 58-й «политической» статье. На него написал донос один из сослуживцев. Через некоторое время первый приговор заменили на работу в Особом бюро №14 - «шарашке», где трудились другие арестованные ученые и исследователи. Там Кондратюку нашли новое применение - он стал проектировать оборудование, используемое в добыче кузбасского угля.

Также заключенный создал эскиз Крымской ветроэлектростанции, аналогов которой еще не было во всем мире. К проекту Кондратюка присоединилось несколько инженеров, в том числе позже построивший Останкинскую телебашню в Москве.

Встреча с Королевым

В 1933 году в Наркомате тяжелой промышленности ходатайствовали о том, чтобы ГПу как можно быстрее освободило ученого. Так оказался на свободе Кондратюк Юрий Васильевич. Фото исследователя и сегодня являются редкостью, из-за того, что ему пришлось жить сначала в изгнании, а потом под арестом. Проект ветроэлектростанции был одобрен, и Кондратюк даже съездил в Москву.

В столице сибирский самородок встретился с Сергеем Королевым, наслышанном о его удивительных теоретических идеях. Будущий конструктор космических ракет предложил гостю работать вместе в достойных условиях и коллективе коллег-единомышленников. Однако Кондратюк отказался. Его мотивы точно неизвестны, но биографы сходятся на мнении, что при поступлении на работу, связанную с военными проектами, Королева ученого могли дополнительно проверить в НКВД. Ревизия не сулила ничего хорошего. Если бы в органах узнали о настоящей личности Кондратюка и его связях с белыми во время гражданской войны, ученому бы вновь грозили лагеря или расстрел.

Судьба рукописей теоретика

В 1938 году во Всесоюзную аттестационную комиссию АН СССР пришло ходатайство, подписанное несколькими видными учеными. Они просили для теоретика присвоения докторской степени без защиты диссертации, что было бы заслуженным признанием исследовательских успехов, которых достиг ученый Кондратюк Юрий Васильевич. Фото его реализованных инженерных проектов и отсылки к написанным работам были серьезным поводом рассмотреть кандидатуру. Однако ходатайство было отклонено.

Безусловно, в высших инстанциях не привыкли к таким фигурам, как Кондратюк Юрий Васильевич. Краткая биография ученого выходила за какие-либо привычные рамки. В том же году исследователь, опасаясь за свои неопубликованные произведения, передал архив рукописей Борису Воробьеву, уже хранившему работы Циолковского. Эта предосторожность позволила сохранить для потомков ценные документы. Воробьев буквально спас от забвения и потери первые, еще юношеские, рукописи ученого.

Гибель

Как только началась Великая Отечественная война, в числе многих других добровольцев в военкомат прибыл и Кондратюк Юрий Васильевич. Физик и теоретик попал в 62-й стрелковый полк. Как специалист он стал отвечать за обеспечение связи между батальонами и штабом. Последний бой Кондратюка произошел в ночь с 25 на 26 февраля 1942 года на окском берегу в Орловской области. Ученый погиб в столкновении с немцами. Его тело было похоронено недалеко от деревни Кривцово.

В течение последующих лет сначала советское, а потом и все международное сообщество постепенно осознало значимость трудов Кондратюка. В 1957 году на заседании АН СССР, посвященном 100-летию Циолковского, Сергей Королев зачитал доклад, в котором оценил заслуги Юрия Васильевича. Всего через несколько дней после этого мероприятия в космос отправился первый искусственный спутник земли.

Непосредственные идеи Кондратюка впервые были реализованы американцами в лунной программе «Аполлон» в 60-е гг. В НАСА использовали траекторию, за пятьдесят лет до того предложенную русским ученым. Широкая советская публика узнала о Кондратюке в 1969 году. Тогда в «Комсомольской правде» была напечатана статья, в которой впервые на всю страну было объявлено, что ученый создал технологию, по которой американцы высадились на Луну. В 1970-м специальная судебная комиссия оправдала Кондратюка по делу, по которому он несколько лет отсидел в «шарашке».

В мае 2014 года мы организовали поездку на Кривцовский мемориал (Болховский район Орловской области). Именно тогда я впервые услышала, о гениальном самоучке, который рассчитал полеты на Луну. Он погиб под Кривцово в феврале 1942 года. Хочется немного напомнить об этом уникальном человеке. Оказывается, американский астронавт Н. Армстронг специально посетил Новосибирск и набрал горсть земли у дома, где жил изобретатель Юрий Васильевич Кондратюк. Армстронг сказал: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». Доктор Дж. Лoy, американский ученый, участвующий в лунной программе NASA, после ее завершения признал, что полет астронавтов на Луну был осуществлен согласно выводам Кондратюка: «Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор ее, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны - старт на Луну с орбиты - возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем - полет на Землю».

Ю́рий Васи́льевич Кондратю́к - советский учёный, один из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная в 1916 году Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка (англ.)русск.»

Алекса́ндр Игна́тьевич Шарге́й родился 9 (21) июня 1897 года в городе Полтаве Полтавской губернии (сейчас Полтавская область, Украина) в семье обрусевшей немки, баронессы Людмилы Львовны Шаргей (в девичестве Шлиппенбах) и крещёного в католичество еврея - Игнатия Бенедиктовича Шаргея. Его прадед - Антон Андреевич Шлиппенбах, участник Отечественной войны 1812 года. Людмила Львовна до замужества жила в Киеве, где преподавала французский язык и географию в Киево-Подольской женской гимназии и познакомилась с будущим мужем, тогда студентом естественного отделения физико-математического факультета Киевского университета; 12 января 1897 года он принял крещение и они смогли зарегистрировать брак. Игнатий Бенедиктович Шаргей (1873-1910) был уроженцем Бердичева, куда его родители, Бендыт Срулевич Шаргей и Фридриха Айзиковна Розенфельд (во втором браке - Екатерина Кирилловна Даценко, ум. 1917), переехали из местечка Кретинген Тельшевского уезда Ковенской губернии.

Александр Шаргей родился и провёл детские годы в доме бабушки (по профессии акушерки) и её второго мужа, земского врача и впоследствии начальника III-го отделения казённой палаты Акима Никитича Даценко, на улице Сретенской № 4. Когда ему был год, отец уехал в Германию продолжить учёбу в Высшей технической школе в Дармштадте; у матери развилось психическое заболевание и она была помещена в лечебницу для душевнобольных под селом Малые Будищи, где провела остаток жизни. В 1903 году он переехал с отцом в Петербург, где отец в 1906 году вторично женился на Елене Петровне Гиберман, дочери известного врача-гинеколога и переводчика медицинской литературы П. И. Лурье-Гиберман (её тётя, Мария Петровна Гиберман, была замужем за экономистом В. П. Воронцовым). В 1907 году Александр Шаргей поступил в гимназию на Васильевском острове, в 1910 году родилась его сводная сестра Нина Игнатьевна Шаргей и в том же году отец скоропостижно скончался, а Александр вновь вернулся в дом своей бабушки в Полтаве.

С 1910 по 1916 год учился во Второй полтавской мужской гимназии и окончил её с серебряной медалью.

В 1916 году поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ.

Еще учась в гимназии, молодой человек начал интересоваться вопросами межпланетных перелетов. А в 1918-1919 годах он создал рукописную работу под названием «Тем, кто будет читать, чтобы строить», в которой высказал множество интересных мыслей.

Интересно, что к этим идеям Юрий Васильевич пришел самостоятельно, независимо от идей К. Э. Циолковского. Так, Кондратюк вывел уравнение движения ракеты, привел схему описания четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, описание камеры сгорания двигателя с различным расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многое др. Кондратюк писал, что с целью экономии топлива можно использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске, а гравитационное поле встречных небесных тел - для доразгона или торможения. Кондратюк предполагал, что при полетах к другим планетам можно выводить корабль на орбиту искусственного спутника. Для посадки человека на другие планеты и возвращения на корабль подойдет маленькое взлетно-посадочное судно. Примечательно, что эта идея в дальнейшем была использована американским агентством NASA в программе «Аполлон».

До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте, прапорщик. После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был мобилизован в Белую армию, но дезертировал из неё.

После того, как Киев был взят Красной Армией, попытался пешком уйти за границу, но был задержан и возвращён обратно. Опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, при помощи своей мачехи Елены Петровны Гиберман (во втором браке - Кареевой) получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка 1900 года рождения - под этим именем прожил до конца жизни.

1921-1930 годы

Зернохранилище «Мастодонт»

С 1921 по 1927 годы Шаргей-Кондратюк работал на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и заканчивая механиком на элеваторе. В 1927 году, опасаясь репрессий ЧК, он переехал в Сибирь, где было легче скрываться под чужим именем. Он устроился на работу в Новосибирске на предприятии «Хлебопродукт», где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов (именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби - зернохранилище на 13 000 тонн, построенное без единого гвоздя; в условиях тотального дефицита это было невероятным сооружением). В этот же период неоднократно приезжал в Бийск, где читал лекции по механизации зернохранения.

В 1929 году на свои средства Кондратюк издал книгу «Завоевание межпланетных пространств». В этом произведении он сформулировал этапы освоения космоса, продолжив тему работы «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Он писал о том, что для снабжения спутников можно было бы использовать ракетно-артиллерийские системы. В дальнейшем эта идея была использована в виде транспортной системы «Прогресс». Кондратюк думал над тем, как можно осуществить тепловую защиту космических аппаратов во время движения в атмосфере. Книга была выпущена незначительным тиражом, поэтому осталась практически незамеченной. Однако в 1947 году издательство «Оборонгиз» выпустило книгу повторно.

В течение всей жизни Кондратюк интересовался вопросами освоения космоса. Но обстоятельства складывались так, что ему приходилось работать в сферах, которые никак не были связаны с космосом. Однако сам Юрий Васильевич писал, что все это было необходимо лишь для зарабатывания денег для исследования космоса

30 июля 1930 года Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10 тыс. тонн народного зерна. 10 мая 1931 года его осудили на три года лагерей (судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР своим определением № ОС-70-8 от 26 марта 1970 года реабилитировала Кондратюка за отсутствием состава преступления). На самом деле, «Мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов[комм. 1].

Однако свой срок Юрий Васильевич отбывал не в лагерях. До августа 1932 года ему пришлось работать в специализированном бюро № 14 в Новосибирске по проектированию угольных предприятий. Здесь он получил патент и авторское свидетельство по оборудованию горных шахт. Кондратюк написал несколько статей по ускорению и облегчению проходки шахт с опалубной механизацией бетонных и породоуборочных работ, хранению бетона высокого сопротивления и др

Им были опубликованы статьи по ряду специальных проблем: ускорение и облегчение проходки шахт с опалубной механизацией бетонных и породоуборочных работ, хранение бетона высокого сопротивления и постоянной крепи шахтных стволов, железобетонный копёр.

Проектирование ВЭС


Мемориальная доска на месте дома, где в 1933-1934 годах работал Кондратюк в Харькове

Ещё работая в бюро № 14, Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжёлой промышленности (Наркомтяжпром). Проект станции был выполнен в соавторстве с П.К. Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н.В. Никитина, будущего создателя Останкинской телебашни в Москве.

Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 года, и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. По настоятельной просьбе Наркомтяжпрома в 1933 году Кондратюка досрочно освободили от высылки. На конкурсе проект был признан лучшим. В 1933-1934 годах Шаргей работает в филиале Института промэнергетики в Харькове, в то время столице Украины. Окончательно технический проект был доработан к середине февраля 1934 года. В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Однако уже в 1938 году было принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций (ПЭКВЭС).

В этот же период получил настойчивые и выгодные предложения о сотрудничестве от С. П. Королёва, однако ответил отказом, мотивируя его обязательствами по строительству ВЭС.

Другая версия истории говорит, что причина отказа была в том, что работа над военными проектами подразумевала жёсткий контроль со стороны НКВД. При проверке биографии мог быть вскрыт факт подделки документов и белогвардейское прошлое - со всеми вытекающими последствиями.

Великая Отечественная война

После начала Великой Отечественной войны Ю.В. Кондратюк пошёл добровольцем в народное ополчение. Зачислен рядовым телефонистом в роту связи 2 стрелкового полка21-й Московской дивизии народного ополчения Киевского района(впоследствии переименована в 173-ю стрелковую дивизию 2-го формирования, а затем - в 77-ю гвардейскую стрелковую дивизию) 33-й армии Резервного фронта. После выхода из Вяземского окружения в октябре 1941 года служил в роте связи 470-го стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии, затем командир отделения и помкомвзвода во взводе связи 1-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии (2-го формирования) 49-й Армии Западного фронта.

Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110 стрелковой дивизии 33 армии, в должности помощника командира взвода 1291 стрелкового полка, погиб 25 февраля 1942 года, похоронен у деревни Кривцово Болховского района Орловской области.

NASA и разработки Кондратюка

Кондратюк дал схему полета, по которой космический корабль будет вращаться вокруг Луны, и там от него будет отделяться аппарат, совершающий спуск на поверхность Луны, а после выполнения программы аппарат пристыкуется к космическому кораблю на окололунной орбите.

В наше время можно лишь удивляться инженерному предвидению Ю. В. Кондратюка. После тщательных исследований всех возможных вариантов американские специалисты приняли в 60-е годы именно эту схему для осуществления своей первой лунной программы "Аполлон". Американский ученый, доктор Лоу, после благополучного путешествия к Луне корабля "Аполлон", сказал: "Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции.

Автор ее, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны - старт на Луну с орбиты - возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем - полет на Землю". А это значит - он признал, что полет американских астронавтов на Луну выполнен по "трассе Кондратюка".

Первый человек, ступивший на Луну, американский астронавт Нейл Армстронг, специально побывал в Новосибирске, чтобы увезти с собой как святыню горсть земли от стен неказистого дома, где жил и работал Юрий Кондратюк. Потом Армстронг скажет: "Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт".

В этой работе, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.

Им было предложено:

Использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;

При полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано агентством НАСА в программе «Аполлон»);

Использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе («пертурбационный манёвр»).

В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

«Завоевание межпланетных пространств» (1929)

В этой книге автор изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в видетранспортных грузовых кораблей «Прогресс»). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.

Восстановлению доброго имени Ю.В. Кондратюка посвятил немало усилий его бывший сослуживец и однополчанин, а позже инженер-конструктор КБ им. Лавочкина Борис Иванович Романенко, после выхода на пенсию посвятивший себя «космической» журналистике.


Мраморная памятная доска в Санкт-Петербурге (14 линия Васильевского острова, д. 31/33)

В Полтаве Ю. В. Кондратюку открыт памятник.

В 1992 году имя Ю. В. Кондратюка присвоено Новосибирскому аэрокосмическому лицею.

В честь Кондратюка названа одна из площадей Новосибирска.

На Украине учреждена медаль имени Ю. В. Кондратюка.

Одна из улиц Киева носит имя Юрия Кондратюка. На одном из домов улицы висит мемориальная доска.

В 1997 году имя Ю. В. Кондратюка присвоено Полтавскому техническому университету, ныне это Полтавский национальный технический университет имени Ю. Кондратюка.

В 1970 г. именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.

В Москве существует улица Кондратюка, названная в честь учёного и входящая в комплекс улиц, названия которых посвящены освоению космоса. До 1965 года улица называлась 2-м Новоостанкинским переулком.

На Украине были выпущены юбилейная монета «Юрий Кондратюк» и две почтовые марки (1997 и 2002) его памяти.

В городе Рубцовске есть улица Юрия Кондратюка, на ней расположено одно из старейших предприятий по хранению и переработке зернопродуктов.

В городе Камень-на-Оби существует улица Юрия Кондратюка и на набережной установлен памятник. Остатки мастодонта виднеются до сих пор.

В городе Комсомольск Полтавской области возле техникума установлен памятник Кондратюку.

В станице Октябрьской Крыловского района Краснодарского края находится «Мемориальный музей Ю. В. Кондратюка».

18 октября 2014 года Юрий Кондратюк был принят в Галерею международной космической славы в городе Аламогордо (штат Нью-Мексико, США). В Болховском районе Орловской области на территории военного мемориала близ деревни Кривцово установлен памятный знак Ю.В. Кондратюку, предположительно погибшему здесь в результате кровопролитных боёв во время Великой Отечественной войне.


Памятный знак Ю.В. Кондратюку на Кривцовском мемориале в Орловской области

Почтовая марка, 1997 год

Почтовая марка, 2002 год