Ребенка не принимают в классе. Конфликты в коллективе. Как попасть в школу не по прописке: особенности и рекомендации

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это - вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? - рассказывает одна из мам. - Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс . Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного - директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось - требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

"Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п."
Это важно!

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение - тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, - говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, - для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи - О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов - лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь - я умный и хороший, плохо учусь - я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, - говорит Александра Соболева, - то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно - зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

"Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом"
Это важно!

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы - умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты - например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе - желание учиться. Если ребенок говорит - не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав"
Это важно!

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока - то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами - темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

Журналист, редактор, мама двух дочек совсем разного возраста. Всю профессиональную жизнь пишу о детях, потому что уверена - мы знаем о них совсем мало.

Если ребенок — «аутсайдер» в коллективе.. Где искать причины? И что делать родителям?

С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту — установление стабильных дружеских привязанностей, позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от себе подобных. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и понимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя не принятыми в коллективе, и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников.

В качестве примера… В 5 классе одной из московских элитных школ на уроке литературы обсуждалась повесть В. Железникова «Чучело». И неожиданно оказалось, что многие дети, включая очень популярных и социально адаптированных, хорошо понимают переживания героини книги и идентифицируют себя с ней. Педагоги школы были удивлены тем, что так много успешных детей в классе сохранили эмоциональный след опыта отвержения сверстниками.

Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По наблюдению психологов, ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки.

Иногда дети скрывают от взрослых свои трудности, поскольку рассказывать о них им стыдно и слишком неприятно, либо они не верят в то, что могут получить помощь. Доктор Тэд Фейнберг, председатель национальной ассоциации школьных психологов (США), рекомендует родителям обратить внимание на отношения ребенка с детьми в классе, если:

ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
никогда не упоминает никого из одноклассников;
очень мало говорит о своей школьной жизни;
одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Как же помочь ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками? Что отвечать, если ребенок жалуется на то, что его обижают в классе или у него нет друзей? Перечислю три основных шага:

1. Оказать ребенку эмоциональную поддержку.

Итак, законом установлено, что граждане, в том числе и несовершеннолетние, обязаны регистрироваться по месту пребывания и жительства. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Однако, как показывает практика, образовательные учреждения требуют регистрацию ребенка по месту временного пребывания. При этом право ребенка на образование никак не ущемляется. В Законе об образовании указано, что на обучение принимаются граждане, проживающие на территории нахождения учебного заведения и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Кроме этого, в законодательстве сказано, что гражданам, не проживающим на территории района нахождения школы, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в этом учреждении.

Для того чтобы вашего ребенка зачислили в учебное заведение, необходимы два условия:

  1. Школа должна находиться непосредственно в районе проживания ребенка;
  2. Факт проживания семьи в этом районе должен быть документально подтвержден.

Таким документом может служить справка из жилищной организации, выданная на основании временной регистрации по месту пребывания. Если эти условия будут выполнены, то при наличии свободных мест администрация школы не вправе отказать в приеме ребенка в учебное заведение. Что касается лиц, признанных беженцами, то по законодательству они имеют право на устройство детей в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения наравне с гражданами РФ. Помощь в этом, в пределах своих полномочий, оказывают органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Регистрация по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ осуществляется органами внутренних дел. Получить регистрацию для ребенка можно следующим образом:
А) путем включения ребенка в свидетельство о регистрации по месту пребывания одного из родителей, для чего потребуются паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка;
Б) путем оформления на ребенка отдельного свидетельства о регистрации, для чего нужно только свидетельство о рождении.

Подача заявления в середине учебного года не может служить основанием для отказа в приеме ребенка в школу . Ограничений и препятствий для этого в российском законодательстве нет. Конечно, классы в начале учебного года уже укомплектованы, но даже в этом случае администрация не вправе отказать в приеме, если школа расположена по месту временного пребывания. Чтобы ребенка зачислили в класс, родители должны представить в секретариат школы следующие документы:

  1. Заявление о приеме. Кроме этого, в администрации школы могут потребовать и копию паспорта одного из родителей;
  2. Медицинскую карту ребенка (старую, которую можно забрать с предыдущего места учебы, или новую, для получения которой необходимо пройти медицинскую комиссию по месту пребывания);
  3. Справку о временной регистрации по месту пребывания.

Таким образом, чтобы исключить нежелательные ситуации, связанные с оформлением ребенка в школу, лучше сделать ему временную регистрацию по месту пребывания. А порядок приема детей в учебные заведения не зависит от времени обращения.

Пока школьники отдыхают на летних каникулах, многие родители ведут борьбу за право своего чада учиться в школе по месту прописки. Казалось бы, нет ничего естественнее, чем обучение ребёнка в образовательном учреждении, находящемся в непосредственной близости от дома. И школьнику удобно, и мама спокойна. Но современные реалии таковы, что, переезжая на новое место жительства, родители зачастую сталкиваются с отказом в принятии ребёнка в местную школу, так как классы в ней «переполнены».

С этой проблемой в редакцию Северо-Западного правового центра «Человек и Закон» обратилась жительница Санкт-Петербурга Ирина.

«В мае 2016 года наша семья переехала в новый жилой район Славянка. Радость от переезда очень скоро омрачилась невозможностью определить ребёнка в местную школу, — жалуется Ирина. — Причину отказа в приёме на обучение администрация школы объяснила очень просто: «Нет свободных мест». Нам предложили возить ребёнка в соседние населённые пункты - Колпино или Павловск. И все бы хорошо, но беда в том, что мне и мужу нужно к 9 часам ехать на работу на Выборгскую (станция метро, находящаяся в противоположном конце города - прим.). Могу ли я добиться приёма ребёнка в школу по месту прописки?»

Право выбора

Отстаивать право ребёнка на обучение в школе по месту жительства не только можно, но и нужно, считает адвокат Кирилл Селезнёв.

«В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года родители или законные представители детей вправе выбирать школы до получения последними общего образования. Иными словами, право на выбор учебного заведения для ребёнка закреплено за родителями на законодательном уровне, а потому директор образовательного учреждения не может беспричинно отказать в приёме школьника на обучение. Особенно это касается школ, обслуживающих тот микрорайон, в котором прописан ребёнок».

Таким образом, каждый родитель должен знать, что любая школа зарегистрирована в определённом микрорайоне, который она обязана обслуживать. И любой ребёнок, прописанный в закреплённом за общеобразовательным учреждением районе, имеет право обучаться именно в этом заведении.

«И родителям не имеют права отказать, — продолжает адвокат, — даже в том случае, если мест действительно не хватает. Директор школы обязан перепроверить список учащихся в соответствующем классе и предложить родителям перевести детей не из прикреплённого (к данной школе — прим.) района в учебное заведение по месту жительства».

Но, по словам эксперта, эта мера исключительная, и к ней прибегают крайне редко. В большинстве случаев удаётся подобрать школьнику класс на параллели, где имеются свободные места, либо выделить для обучения более просторное помещение, где поместятся все необходимые парты, и куда учителя по различным предметам будут приходить сами.

Правомерность отказа

Тем не менее, администрации некоторых школ нередко представляют совершенно необоснованные причины, по которым не могут принять нового учащегося. Кирилл Селезнёв считает, что мотивацией к отказу в таких случаях является коррупция.

«В престижной школе при приёме новых учеников даже при фактическом наличии свободных мест в классах директор может слукавить, сказав, что все параллели переполнены. Это связано с тем, что руководство учебного заведения рассчитывает на взятку».

Получив на руки кругленькую сумму, «сердобольный» директор подыскивает подходящий класс для школьника, где чудесным образом оказывается свободное место. Такое поведение, по мнению эксперта, можно трактовать как «прямое нарушение прав ребёнка на получение бесплатного образования». Поэтому, прежде чем смириться с фактом «отсутствия» мест школе, следует проверить его достоверность.

«Нужно попросить для ознакомления устав учебного заведения, — советует адвокат. - Из его содержания можно понять, насколько обоснован отказ в приёме в школу ребёнка. Одно из положений будет гласить, что единственная причина, по которой в случае отсутствия мест ребёнок не может быть принят в школу, — это его проживание на территории, не закреплённой за данным учебным заведением. Если отказ неправомерен, нужно требовать от администрации образовательного учреждения письменное объяснение причин со ссылками на законы. Этот документ с печатью школы следует направить в управление образования. Также можно обратиться и в прокуратуру с просьбой провести проверку на наличие свободных мест в данном учебном заведении».

Причины школьного дефицита

Переполненность классов в петербургских школах — проблема, всё же, не надуманная.

В начале текущего года комитет по экономической политике и стратегическому планированию города Санкт-Петербурга констатировал печальный факт: городской бюджет не сможет обеспечить население в необходимом количестве объектов общего образования как минимум в течение ближайших двух-трёх лет. Численность новых школ меньше требуемого количества в четыре раза, в то время как средства на строительство общеобразовательных учреждений будут выделены только в 2018 году.

Между тем, судя по данным Федеральной службы государственной статистики, с 2006-го года наблюдается стремительный подъём рождаемости. Так, ежегодное число новорождённых за десятилетие увеличилось почти на полмиллиона: если в 2006 году родились 1 миллион 480 тысяч малышей, то в 2015 году — 1 миллион 944 тысячи (в Санкт-Петербурге - 40,3 тысяч и 69 тысяч соответственно). Такой бум рождаемости явился закономерным результатом успешной демографической политики - введения материнского капитала и увеличения детских пособий.

Однако высокий порог рождаемости в сочетании с недофинансированием сферы среднего образования, в конце концов, привёл к тому, что жители культурной столицы столкнулись с острой нехваткой мест в школах.

Но стоит помнить, что не всегда заявленная переполненность классов в действительности является таковой. И практически у каждой школы есть резервы для увеличения количества классов в параллелях. Поэтому, получив отказ в приёме ребёнка в общеобразовательное учреждение по месту жительства, родители не должны опускать руки. Следует обращаться в вышестоящие инстанции, отстаивать права своего ребёнка и помнить, что закон - на стороне граждан, ведь получение среднего образования является обязательным для всех юных жителей России. А возможностей для определения ребёнка в местную школу существует множество, как и мер наказания для администрации учебного заведения.

Анастасия Вербицкая

Здравствуйте! в соответствии с Приказом Минобрнауки от 22.01.2014 г. № 32 В приеме ребенка в образовательное учреждение может быть отказано только при отсутствии свободных мест. Вам необходимо обратиться в Департамент образования либо местное управление образования.

ПОРЯДОК
ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

...5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования ...

Также данный вопрос регулирует ст. 67 ФЗ «Об образовании»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Также если Вы не согласны с действиями должностных лиц образовательного учреждения Вы можете подать жалобу в прокуратуру.

Удачи Вам! Всего доброго, надеюсь ответ был полезен.