Апостол первозванный. Андрей Первозванный: Неразгаданные тайны. Как умер апостол Андрей

В первом кондаке акафиста прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

Святой родился в городе Вифсаиде Палестинской в I веке нашей эры, и первым был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, став Его первозванным учеником. Для христианской проповеди он был направлен в Вифинию, Фракию, Македонию, Ираклию и Великую Скифию. «Также, Апостол посетил с проповедью Босфорское царство, страну Абасков (Абхазия), страну Аланов (Северный Кавказ), далее он вернулся в низовье Днепра, и поднимаясь вверх по реке, проповедовал живущим здесь славянам и русам» .

На Киевских холмах Апостол, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю» .

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия...»

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1816–1882), писал о важности записей этих двух древних церковных писателей, сохранивших письменные свидетельства, так как «Ориген учился у Климента Александрийского (150–215), который сам был учеником Пантена (+203), и обращался с другими мужами апостольскими» . «Ипполит называет себя учеником святого Иринея (130–202), который пользовался долгое время особенною близостию у святого Поликарпа и любил расспрашивать непосредственных учеников апостольских обо всем, касающемся их божественных учителей. Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст!»

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» .

«Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: « , протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю» . Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей) » .

О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» .

Нестор Летописец в «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) описывает посещение киевских холмов и его учениками. Однако, из жизнеописания учеников апостола Андрея Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула известно, что они были им направлены на Евангельскую проповедь в другие страны: Стахий – в Византию, Амплий, Урван, Амплий были оставлены управлять местной Церковью в Диосполе Палестинском, Наркисс проповедовал в Афинах и Греции, Апеллий – в Ираклии и Аристовул – в Британии. Значит, они никак не могли быть рядом с апостолом Андреем в его миссионерском путешествии в Великую Скифь-Русь, так как были оставлены управлять своими епархиями . О каких тогда учениках говорит летописец? Утверждаем твёрдо: это русские ученики апостола Андрея. Несомненно, многие из них были рукоположены им в священники и епископы.

В.Н. Татищев (1686–1750) справедливо замечает, что «…они (Апостолы) проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших» . «Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское слово Киви то же значит, пустыми горами именовал. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населён, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал… да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, горы град пропустил» .

Первозванный Апостол прошел с учениками вверх по Днепру, пришел к киевским горам, далее дошел до озера Ильмень, поднялся к Ладожскому озеру, по Варяжскому (Балтийское) морю приплыл к южному побережью Вагрии , где проповедовал западным славянам, наконец, пришел в Рим, и «исповеда, елико научи и елико виде …» . Насколько важна эта примечательная строка: сказано кратко, но на удивление ёмко о великих трудах , понесённых им и его русскими учениками!

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Во время правления славяно-русского (антского) царя Божа (+375), готы, возглавляемые своим князем Витимиром, начали войну против славян. В одной из битв царь Бож был захвачен в плен и распят со своими сыновьями и семьюдесятью старейшинами (может быть, – священниками?) на крестах ! . Готы, будучи язычниками, так могли расправиться только с христианами , так как общеизвестно, что смерть единоверному врагу для всех готов, варягов и викингов положена от меча ввиду древнего языческого верования, боготворящего меч, как тотем бога Одина. А смерть на кресте для славяно-русского царя, его родственников и приближённых была для готов местью отступившим от язычества славяно-русам, принявших Православную веру.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский!

В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565) . Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда . Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии.

На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая . Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный.

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Память об была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Апостол Андрей был братом апостола Петра. Так же, как и старший брат, он занимался с отцом рыбной ловлей, но не был привязан к семейной жизни и мирским удовольствиям. Презирая суету мира сего, будущий апостол предпочел девство брачной жизни. Недолго Андрей оставался и в доме родительском. Когда проповедь Иоанна Крестителя огласила Иордан, Андрей стал его учеником. Вскоре Андрей последовал и за Христом.

Однажды Иоанн Креститель стоял с учениками на берегу Иордана. В это время Иисус, после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем, возвращался из Своего уединения. Иоанн, не раз говоривший ученикам о Христе, указал на Него и воскликнул: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…» На другой день Иоанн с двумя учениками, Андреем и Иоанном, опять стоял у Иордана. Увидев идущего мимо них Иисуса, он повторил: «Се Агнец Божий». Эти слова были как бы особенным указанием для учеников Крестителя. Они тотчас оставили учителя своего и пошли за Иисусом. Иисус, обернувшись, спросил: «Что вам надобно?» Они отвечали на вопрос вопросом: «Учитель, где живешь?» - «Пойдите и увидите», - сказал Господь. Они пошли за Христом и провели у Него весь этот день (Ин. 1:29−40).

Это было первое призвание учеников Христом. Апостол Андрей поэтому и получил наименование Первозванного. Вскоре Андрей еще раз был призван Христом. Это произошло после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Всех объял ужас при виде необычайного чуда. Тогда Господь, обратившись к рыбакам, сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», - и Андрей с братом своим Симоном Петром, оставив сети, последовали за Христом (Мф. 4:18−20). С этого времени Андрей уже неотступно был с Господом.

После вознесения Господня все апостолы разошлись с благовестием по разным странам. Главным местом проповеди Андрея стала Малая Азия и собственно побережье Черного моря. Много скорбей и страданий за имя Христово претерпел здесь апостол Андрей, но, укрепляемый силою Божией, с радостью перенес все бедствия. В городе Синопе его влачили за руки и за ноги, без пощады били палками, бросали камнями. Только благодатью Христовой апостол остался жив и невредим от ран. Мужественное терпение, с которым он переносил страдания, значительно умножило число верующих. Из Синопа Андрей двинулся на восток по берегу Черного моря и прибыл в Амосию.

В первую же субботу в еврейской синагоге он обратился к присутствовавшим с проповедью о Христе. Окончив речь, тотчас же удалился из синагоги, оставив слушателей одних размышлять о сказанном. На улице апостола окружила толпа с больными и бесноватыми - молва о нем, как о великом целителе, уже успела достигнуть Амосии из Синопа. Прежде чем подать врачевство, Андрей обратился к народу со словом, убеждая познать истинного Бога. После этого он начал исцелять принесенных недужных. Тогда множество жителей Амосии, и бедных, и знатных, и здоровых, и больных - обратилось ко Христу.

Затем Андрей направился в закавказские области и долго пробыл в Иверии, насаждая там веру Христову. В Вифинии Андрей посетил многолюдный город Никею. Жители города приняли апостола очень грубо. Сначала его проповедь о Христе имела здесь мало успеха. Но когда Андрей умертвил своим жезлом страшного дракона, который жил в пещере, недалеко от города, и пожирал путников, тогда, изумленные этим чудом, жители Никеи во множестве уверовали во Христа. Проповедь апостола и исцеления недужных стали умножать число верующих в Никее и ее окрестностях. Здесь Андрей пробыл два года. Устроив христианский храм на месте еврейской синагоги и поставив епископа, апостол отправился дальше.

На самом берегу моря лежало селение Византия, впоследствии славный и знаменитый город Константинополь. Здесь Андрей первый проповедовал учение Христово. Научив жителей Византии вере Христовой, поставив для новой церкви священников и диаконов и рукоположив епископом ученика своего Стахия, апостол опять возвратился в Малую Азию. Он несколько лет ходил со словом Евангелия по городам и селениям Малой Азии, преимущественно по берегам Черного моря. Потом Андрей повернул на север. Он посетил Иверскую землю, Сванетию и Осетию и прошел по горам Кавказа. Проповедовал в Тавриде (нынешний Крым) - в городах Феодосии и Херсонесе. Из Тавриды пошел к северу и, достигнув Днепра, по нему поднялся к горам Киевским. Переночевав при их подошве, апостол наутро сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Поверьте мне: на них воссияет благодать Божия, и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить святым крещением все эти страны». Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил крест, предвещая, что земля эта просияет верой Христовой. По преданию, апостол направил путь свой и дальше, на север от Киевских гор, и был на том месте, где ныне находится Новгород. После этого он посетил страны, лежащие на берегу Балтийского моря, и наконец опять вернулся в Грецию, в город Патры, где ему суждено было пострадать и умереть за имя Христово.

В Патрах апостол Андрей поселился в доме некоего Сосия. Вскоре Сосий сильно занемог и был уже при смерти, но Андрей исцелил его от лютой болезни. Слух о чуде быстро распространился по городу. Множество больных принесено было к апостолу, и он исцелял их возложением рук. Все они обращались ко Христу. И другие, видя чудеса врачевства, уверовали во Христа, и скоро почти весь город был просвещен верою Христовой. Между уверовавшими были Максимилла, жена Егеата, правителя города, получившая от апостола исцеление, и брат Егеата, ученый Стратоклий. Но сам Егеат оставался в заблуждении и принуждал христиан приносить жертвы идолам.

Однажды Андрей встретился с Егеатом на дороге и сказал ему: «Тебе, судии земному, следовало познать Судию небесного, и познав - поклониться Ему». Егеат, не знавший еще в лицо апостола, но много слышавший о нем, с любопытством спросил: «Не ты ли Андрей, разоряющий храмы богов и проповедующий людям ту недавно появившуюся веру, которую повелели истребить римские императоры?» - «Римские императоры еще не познали, - с внушительной строгостью отвечал апостол, - что Сын Божий пришел на землю для спасения рода человеческого. Он явно показал, что идолы не только не боги, а напротив, нечистые бесы и враги людям, потому что научают тому, что прогневляет Бога и отвращает Его от человека. А от кого прогневанный Бог отвратит милость Свою, того эти бесы пленяют в рабство себе, и до тех пор обольщают, пока душа не отойдет от тела, не имея при себе ничего, кроме грехов».

Егеат презрительно усмехнулся и сказал: «Пустые басни проповедовал ваш Иисус и за них-то иудеи пригвоздили Его ко кресту». - «Создатель наш, по любви к нам, претерпел крестную смерть не неволею, но по Своей воле, чему я сам был свидетелем, - с воодушевлением возразил Андрей. - Он наперед знал время страданий Своих и предсказал, что в третий день воскреснет. На последней вечери, возлежа с нами, возвестил Он о Своем предателе, говорил о будущем, как о прошедшем, и добровольно пришел на то место, где, как знал заранее, будет предан в руки иудеям…» - «Удивляюсь, - нетерпеливо перебил апостола Егеат, - как ты, будучи человеком умным, следуешь Тому, Который волею или неволею, но - распят на кресте». - «Велико таинство святого креста!» - благоговейно воскликнул Андрей. - «Крест не таинство, но казнь злодеям. Как по безумию прославляешь крест, так по дерзости не боишься и смерти», - надменно возразил Егеат. - «Не по дерзости, но по вере не боюсь смерти», - кротко отвечал Андрей, - честна смерть праведников, и люта - смерть грешников. Познав истину, уверуешь, и уверовав - обретешь душу свою". - «Обретается только то, что потеряно, - улыбаясь, возразил Егеат, - ужели и душа моя потеряна, что ты велишь обрести ее верою, не знаю - какою!»

«Первый человек древом преслушания ввел смерть - и нужно было древом страдания изгнать смерть, - начал говорить апостол. - Виновник смерти, первый человек, был создан из чистой земли: от чистой Девы надлежало родиться совершенному человеку, Христу, Сыну Божию. Древом креста низложив древо похотения, надлежало Ему, Сыну Божию, за невоздержание рук человеческих, простереть на кресте Свои неповинные руки, за сладкую пищу запрещенного древа - вкусить на кресте желчь, и прияв на Себя смерть нашу - даровать нам Свое бессмертие». Выслушав апостола, Егеат с решительным видом сказал: «Не принесешь жертвы богам - прикажу бить тебя палками и распять на кресте, который так прославляешь». Андрей твердо и торжественно отвечал: «Единому, истинному и всесильному Богу приношу я не дым кадильный, не мясо волов, не кровь козлов, но - непорочного Агнца. Все верующие причащаются Его пречистого тела и крови - однако Агнец этот всегда жив и невредим, хотя Он подлинно повсюду закалается». - «Как же это может быть?» - с недоумением спросил Егеат. - «Согласись быть учеником, - отвечал апостол, - и узнаешь». - «Я выпытаю это от тебя муками», - воскликнул Егеат с раздражением. - «Дивлюсь, - осторожно возразил Андрей, - ты - человек умный, и - говоришь безумно. Можно ли тайны Божии выпытать муками? Ты слышал от меня таинство креста, таинство жертвы. Когда уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый иудеями, есть истинный Бог, тогда открою тебе, как убитый - жив, как приносимый в жертву и вкушаемый - пребывает невредимым. Не уверовав - не узнаешь эту тайну никогда!..» Егеат сильно разгневался на апостола и велел заключить в темницу. Множество народа собралось у ворот темницы. Все хотели освободить Андрея. Но апостол удержал народ от возмущения. Он говорил, что не нужно бояться временных земных страданий, ведь после них человек переходит к вечной радости в царство Христово. Всю ночь учил народ апостол Андрей.

Утром Егеат велел привести апостола в судилище. «Надумал ли ты, - спросил Андрея правитель, - оставить безумие и не проповедовать Христа, чтобы вкушать с нами веселье в этой жизни?» - «Тогда только возвеселюсь с тобою, - отвечал Андрей, - когда уверуешь во Христа и отринешь идолов. Самим Христом я послан в эту страну, и немалое число людей приобрел Ему здесь». - «Для того и принуждаю тебя, - сказал Егеат, - принести жертвы идолам, чтобы прельщенные тобою оставили вредное учение. Ведь нет ни одного города в Ахаии, в котором не запустели бы наши храмы. Прогневанные тобою, боги тобою же должны быть умолены». Так злочестивый правитель убеждал апостола, но тот был непреклонен.

Разгневанный, Егеат велел растянуть Андрея на земле и троим приказал бить его. Семь раз сменялись мучители, приходя в совершенное изнеможение. Наконец, подняли апостола и снова привели в судилище. Егеат опять принялся убеждать узника. «Не проливай напрасно своей крови, Андрей, - убеждал он. - Говорю, и в последний раз: распну тебя на кресте».

Апостол твердо отвечал: «Я - раб креста Христова! Не только не боюсь я крестной смерти, но и желаю вкусить ее. Я более сокрушаюсь о твоей погибели: мои страдания чрез день-два окончатся, а твои муки не будут иметь конца. Послушай, сын смерти, послушай меня, слугу Господня! Не распаляй сам для себя огня вечного…» Тогда Егеат приказал распять апостола на кресте, но не прибивать гвоздями, а привязать за руки и ноги, чтобы он дольше оставался жив и терпел ужасные мучения.

На место казни стал собираться народ. «Что сделал этот праведный человек, друг Божий? За что ведут его на распятие?» - слышались возгласы отовсюду. Андрей убеждал не препятствовать его страданиям - он бодро шел на место мучения, не переставая учить народ. Но вот издали апостол увидел приготовленный для него крест и радостно воскликнул: «Радуйся, о кресте, радуйся, телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Страшен ты был людям, пока не был распят на тебе Христос. Знают верные, какая награда приготовлена за крест. Пусть от тебя примет меня Тот, Кто тобою искупил меня!..» Так в духовном восторге говорил апостол. В то же время он снимал с себя одежды и отдавал их мучителям. Они подняли Андрея на крест и, привязав к нему руки и ноги апостола веревками, распяли и повесили на кресте. Крест этот имел особую форму - буквы X, и с тех пор потому и называется Андреевским.

Около креста собралось множество людей, и все до глубины души были возмущены жестокостью правителя. Стоял тут и брат Егеата, Стратоклий, и вместе со всеми восклицал: «Несправедливо страждет этот святый муж!» Андрей же, в продолжение двух дней, наставлял собравшихся около него. Наконец негодование народа возросло неимоверно, и все громко возмутились: «Не должно страдать так учителю доброму, кроткому и премудрому, - вися на кресте, не перестает он учить людей правде!..» Тогда Егеат, убоявшись народа, пошел сам снять Андрея со креста. «Для чего ты пришел, Егеат? - обратился к нему Андрей, - снять меня с креста, пока я жив, невозможно. Я уже вижу Царя нашего, уже поклоняюсь Ему, - сожалею только о тебе, Егеат. Позаботься о себе, пока еще есть время, а после и пожелаешь спасения, будет поздно…»

Слуги Егеата хотели снять апостола со креста, но не могли и прикоснуться к нему. Также многие из народа безуспешно принимались за это. У всякого замирали руки. Наконец, Андрей громко воскликнул: «Иисусе Христе! не попусти снять меня со креста, на котором распят я ради имени Твоего. Мой Учитель, Тебя возлюбил я, Тебя познал, Тебя исповедую. Господи! прими дух мой с миром…» Когда Андрей так молитвенно взывал, внезапно совершилось чудо, видимое всем. Как будто яркая молния, озарил Андрея с неба свет, который осиял вокруг так светозарно, что окружающие не могли смотреть на апостола. Целые полчаса озарял Андрея этот чудный небесный свет. Когда он исчез, апостол испустил дух и отошел ко Господу.

Жена Егеата, Максимилла, обращенная Андреем ко Христу, с честью сняла со креста тело апостола, помазала драгоценными ароматами и положила в новом гробе. Между тем Егеат не был вразумлен чудом и помышлял об отмщении. Он хотел всенародно казнить восставших на него, а Максимиллу, женщину знатного сенаторского рода, оклеветать пред царем. Когда он помышлял так, то внезапно умер в страшных мучениях посреди города. Тотчас известили об этом брата его Стратоклия, веровавшего во Христа, и он приказал похоронить правителя, но не взял ничего из его имения. «Не дай мне, Господи Иисусе Христе, - сказал он, - прикоснуться к чему-либо из принадлежавшего брату моему, чтобы не оскверниться грехом его». Город был в ужасе от совершившегося, и все единодушно обратились ко Христу.

Это случилось 30 ноября (13 декабря), и этот день Церковь посвящает празднованию памяти апостола Андрея.

По прошествии многих лет со времени кончины апостола Андрея, святые мощи его, повелением Константина Великого, были перенесены мучеником Артемием в Константинополь, и положены, вместе с мощами евангелиста Луки и апостола Тимофея, во храме во имя святых апостолов.

Основание Патрской Церкви обагрено честной кровью Первозванного из Апостолов – святого Андрея. Патрская Церковь имеет драгоценную привилегию быть хранительницей его могилы и честной главы, других частей его святых мощей, а также честного древа Креста, на котором принял мученическую смерть святой апостол Андрей.

Ковчег с Честной главой и Крест апостола Андрея Первозванного в соборе в Патрах

Известно, что христианская Церковь всегда почитала и поныне почитает мощи святых, а также священные предметы, имевшие отношение к их жизни и, конечно же, к их мученической смерти. Почитая священные предметы, Церковь благоговейно поминает святого и его мученичество. Предметы, связанные с жизнью святого, по причине непосредственной близости к нему получили особенную благодать от Бога. Это подтверждается и тем фактом, что через них Бог веками совершает для верующих множество чудес (Мф. 16:17–18).

Поэтому архиепископ Керкирский Арсений (Х век), обращаясь с благоговением к святому апостолу Андрею, говорит: «Пусть будет благословенно и то древо, к которому тебя привязали, потому что оно исполнилось благодати после того, как его коснулось твое святое тело, Андрей».

Так объясняется факт неописуемой радости, исполнившей боголюбивое население города в связи с событием возвращения с Запада в город Патры Креста мученичества его святого покровителя.

История Креста апостола Андрея до 1980 года

Естественно, что Крест апостола Андрея хранился в Патрах как драгоценная и священная реликвия с самого дня распятия святого и до начала периода господства в Греции Священной Римской империи (XIII век).

В те мрачные для Православной Церкви времена западной колонизации многие священные реликвии, среди которых и Крест святого Андрея, по разным причинам были перенесены на Запад.

Согласно архивным данным герцогства Бургундского, Крест был перенесен из Ахаии и помещен в монастыре Weaume близ Массалии, откуда около 1250 года был доставлен в монастырь святого Виктора, находящийся в том же городе, где и пребывал до дня своего возвращения в Патры.

Во время Французской революции 1789 года Крест был брошен революционерами в огонь для уничтожения, но, рискуя жизнью, один католический священник изъял из пламени его большие части.

Спасенные части Креста были обнаружены в подземной крипте монастыря святого Виктора в Массалии и заключены в большой кивот, имеющий форму правильного Креста, части которого пересекаются перпендикулярно, – он сейчас хранится в старом храме во имя святого Андрея в Патрах.

Храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, Греция

Во время своего хранения в Массалии крест почитался местными христианами, но, как замечает ныне покойный бывший митрополит Патрский Никодим, «спустя годы и поколения к нему уменьшился интерес, и сохранившиеся части креста уже не почитались постоянно, а стали, так сказать, музейной реликвией».

Смерть святого апостола Андрея Первозванного

Традиция Церкви свидетельствует единогласно, что духовный покровитель города Патры завершил свою удивительную жизнь крестной смертью в Патрах. Синаксарии (биографы, составляющие жития святых для прочтения их во время богослужебных «собраний верующих») и гимнографы, а также древние и последующие письменные памятники согласно свидетельствуют, что святой «скончался» на кресте.

Синаксарии за 30 ноября, день памяти святого апостола Андрея, сообщают: «Эгеат (проконсул города Патры), после того как пригвоздил апостола на кресте, умертвил его…»

В книге, повествующей о чудесах апостола Андрея, написанной епископом Туронским Григорием и переведенной отцами священной обители Хрисоподаритисса города Патры, читаем: «После этого блаженный апостол, будучи схвачен проконсулом Эгеатом, был заключен в темницу. Собрались туда все, чтобы услышать слово спасения, а он, не переставая, проповедовал день и ночь слово Божие.

Спустя несколько дней он был выведен из темницы и, подвергшись нещадному бичеванию, повешен на кресте, на котором пребывал живым три дня, не переставая благовествовать Спасителя Бога. До тех пор, пока на третий день не предал дух свой Господу перед скорбящим народом, как описывается в повествовании о его мученической кончине.

Жена проконсула Максимилла приняла тело блаженного, похоронила его, умастив благовониями, положила его в гробнице, где непрестанно молилась ко Господу, чтобы помянул ее блаженный апостол».

Форма Креста

Стихи Синаксария празднику святого апостола Андрея сообщают: «Апостол Андрей был распят главой вниз в тридцатый день месяца ноября». Старые письменные источники, такие как текст Ипполита Римского (II век), ясно говорят о том, что апостол был распят: «Апостол Андрей был распят в Патрах Ахаийских…»

До сего дня существует убеждение, что Крест святого апостола Андрея имел форму Х. Данное мнение стало настолько преобладающим, что Х- образный крест стал именоваться «Крестом апостола Андрея». Когда Крест был принесен в Патры, его поместили в большой величественный ковчег той же Х- образной формы.

Материал, из которого изготовлен Крест

Как сообщает церковная традиция, Крест святого апостола Андрея был изготовлен из дерева оливы, которая произрастает в области Ахаия. После обнаружения Креста в Массалии учеными были проведены специальные научные исследования, которые показали, что Крест принадлежит к той эпохе, в которую был распят святой Андрей, и изготовлен из дерева оливы, выросшей в Ахаии.

Возвращение и прибытие Креста в Патры

В 1980 году служивший в Гальской митрополии священник, происходивший из города Патры, ныне покойный отец Панагиотис Симигиатос, посетил то место, где хранились части Креста святого апостола Андрея, и после осмотра доложил покойному митрополиту Патрскому Никодиму о возможных действиях совместно с Римско-Католической Церковью по возвращению Креста святого апостола Андрея в Патры.

Таким образом, после необходимых процедур, Крест был передан Патрской Церкви и был принесен с великими почестями 19 января 1980 года в Патры, где его встречали с благоговением клир, городские власти и тысячи людей, пришедших поклониться древу, на котором принял мученическую кончину Первозванный из Апостолов.

Крест хранится в специальном кивоте в Новом храме, посвященном святому апостолу Андрею, в Патрах, позади того места, где хранится честная глава апостола.

Крест апостола Андрея Первозванного в соборе св. Андрея в Патрах

Чудеса по молитвам к св. Андрею

Множество верующих ежедневно прибегают к Кресту Первозванного апостола и коленопреклонно просят о помощи в решении их проблем.

Пусть будет благословенным Имя Господа, Который даровал городу Патры великое благословение, и пусть покроет апостол Андрей своими молитвами ко Господу всех благочестивых христиан, приходящих в его храм и почитающих его могилу, честную главу и Крест его мученичества.

Мы верим, что принесение Креста святого апостола Андрея в Украину, Россию, Белоруссию является великим благословением, и что святой своим заступничеством и благодатью своего Креста осенит православный, благочестивый и благословенный народ Руси.

Мы вседушевно этого желаем.

Информация предоставлена Патрской митрополией

БЛАГОСЛОВЕНИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ

☨Фильм "Голос Андрея Первозванного"

Андрей Первозванный

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный".
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города - Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.
В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: "Равви, где Ты живешь?" - "Пойдите и увидите", - ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: "Мы нашли Мессию". Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия известно, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: "Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков". Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Россия.
Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. "Верьте мне, - сказал апостол своим ученикам, - что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей". Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры.
Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.
Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни.
Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста.
Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62 г.). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Святой Апостол Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя Святой Апостол Андрей следовал за Ним. После крестной смерти Иисуса Христа, святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Спасителя. В , через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса, в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Евангелие об Андрее Первозванном до Воскрешения и Вознесения Христова.

Святой Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2 ), от Марка (Мк. 3:18 ), от Луки (Лк. 6:14 ), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13 ).
Св. апостол Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) родились в городе Вифсаиде в Галилее. Их отца звали Ионою. Галилея - северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный". Позже, братья перебрались в Капернаум (город на берегу Генисаретского озера), где обзавелись собственным домом и занимались рыбной ловлей.
Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Евангелия от Матфея, от Марка и от Иоанна по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна (Ин. 1:35-40 ) говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: "Вот Агнец Божий". Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Позже св. Андрей привел своего брата Симона (св. Петра) к Иисусу.
В Евангелиях же от Матфея (Мф. 4:18-19 ) и от Марка (Мк. 1:16-18 ) говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили сетью рыбу. Иисус обратился к ним со словами: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков". Андрей и Симон (Петр) последовали за Иисусом, оставив свои сети.
В Святом Писании приводятся сведения об апостоле Андрее. Так, в Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов, Андрей указал на мальчика, имевшего "пять хлебов ячменных и две рыбки" (Ин. 6:8-9 ). Андрей же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22 ). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса (Петр, Иаков, Иоанн), которые вопрошали Его на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя, и которым Спаситель открыл судьбы мира (Мк. 13:3-4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19 ).

Третье путешествие св. апостола Андрея Первозванного. Служении в Скифии.


Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где проповедовал долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".
По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Православные Церкви

Апостол Андрей воскрешает усопших.

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших: - В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
- В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
- В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
- В Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
- Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его.
- Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
В городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила.
- Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
- В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури.
- Филопатр обратился с просьбой апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
- В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа найденного в яме убитым.
- В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

Мученическая кончина св. апостола Андрея Первозванного.


Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Святой апостол взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола и велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского. Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный пожелал крестной смерти за Господа. Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. Случилось это, когда святому апостолу Андрею было 62 года. Дата кончины: 13 декабря около 70-го года.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного.

Мощи святого Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция) с момента кончины св. апостола Андрея и до середины 4-го века.
В 357 году, при императоре Константине Великом мощи (кроме честной главы) были перенесены военачальником великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. В 1208 г. Константинополь был взят крестоносцами. Мощи св. апостола Андрея были перевезены кардиналом Петром Капуанским (духовником четвертого крестового похода) в Италию и помещены в кафедральном соборе Святого Андрея Первозванного в г. Амальфи, где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.
Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1458 (1462) году, при Папе Римском Пие II честная глава и крест св. апостола Андрея Андрея были перенесены в Рим и положена в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного - крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом - большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол.

Богослужение в День Памяти Святому Апостолу Андрею Первозванному. 30 ноября с.с. (13 декабря н.с.).

30 ноября с.с. (13 декабря н.с.) 13 декабря (30 ноября по старому стилю) Русская православная церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. На Руси рост почитания Андрея Первозванного относится к XI веку. В 1030 году Всеволод Ярославич – младший сын князя Ярослава Мудрого получил в крещении имя Андрей, в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году в Переяславле был освящен каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До ноября 1917 года (с петровских времен) Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 июня 1992 года Андреевский флаг был вновь поднят на кораблях и судах военно-морского флота России. Также с именем Андрея Первозванного издавна связано начало христианской проповеди в Грузии. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской церковью неопровержимым фактом.

Богослужение. Гимнография.

Тропарь Апостола Андрея Первозванного, глас 4.

Яко апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Дважды.

Кондак Апостола Андрея Первозванного, глас 2

Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кондак 1 Акафиста Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Величание Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Иконография.

Апостол Андрей представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов.
Наиболее ранние его изображения сохранились:
- на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.;
- в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V века;
- редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина).
- в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 года;
- в церкви Сан-Витале (Равенна), около 547 года;
- в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 года;
- на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI век;
- в апсиде церкви Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 года и др.
- в византийской агиографической литературере встречаются упоминания о чудотворных образах Андрея Первозванного;
- по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе;
- другой образ апостола находился над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополеполе.
Уже в ранних памятниках облик Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: - седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода;
- как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий.
Согласно описанию Епифания Монаха, "он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен ".
В после иконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался:
- со свитком в руке, например на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.№ - - с крестом на длинном древке, например на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; на мозаике капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; на мозаике кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.
Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях "Евхаристия", "Тайная вечеря", "Вход Господень в Иерусалим", "Уверение Фомы", "Вознесение Господне" (например, в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., Андрей Первозванный изображен с крестом), "Сошествие Св. Духа", "Успение Пресвятой Богородицы" и др., а также – "Умножение хлебов и рыб" (мозаика Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна), ок. 520), "Крещение Господне" (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах "Собор 12 апостолов" (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).
Особое почитание Андрея Первозванного на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в. ).
Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено:
- в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг. );
- на иконе "Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь", XII в. (монастырьрь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие Андрея Первозванного на древе.
В XVII-XIX вв. иконография мученичества Андрея Первозванного, распятого на кресте получила развитие в русской иконописи (например, "Апостольские деяния и страдания", XVII в. (ГММК ). Эта тема была распространена в католическом искусстве.
Полный цикл из 80 миниатюр с житием Андрея Первозванного содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об ).
Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова:
- на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ );
- на иконе из деисуса 1444-1445 гг. церкви Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках;
- на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»);
- на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК ),- со свитком в руке;
- На иконе середины XVI в. (ЦАК МДА ) он представлен вместе с архангелом Михаилом;
- на образе из Николо-Коряжемского монастыряря (до 1661; СИХМ ) - в рост, в молении Христу;
- на вологодской иконе "Ап. Андрей Первозванный в житии" 1717 г. (ВГИАХМЗ ). Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей Первозванный – один из апостолов Иисуса Христа. Свое прозвище Первозванный Андрей получил из-за того, что стал самым первым призванным учеником Христа.

Происхождение, юные годы

Родился в начале I века нашей эры в Вифсаиде, небольшом городке, стоящем на севере Галилейского озера. Андрей – родной брат апостола Петра (изначально его звали Симоном). Их отца звали Ионой. До того, как стать учеником Иисуса, Андрей был рыбаком, также, как и его брат.

Детство Андрей и Петр провели в родной Вифсаиде. Став взрослыми, они перебрались в Капернаум, оборудовали себе собственный дом и всерьез занялись рыбалкой, обеспечивая себя.

О том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу, Андрей стал подумывать еще в юности. Будучи совсем молодым, он наотрез отказался искать себе жену, решив сохранить целомудрие во имя высокой цели. Как только до Андрея дошли слухи о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) призывает народ к искреннему покаянию и уверяет, что скоро их посетит Мессия, Андрей бросил дом, бросил рыбалку и немедленно отправила к реке. Вскоре он стал самым преданным и самым близким учеником Иоанна.

Евангелия

Андрей Первозванный упоминается в Евангелии от Марка, в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Иоанна, а также в «Деяниях святых апостолов».

В Евангелии от Матфея и от Марка сказано, что призвание Андрея и его брата Петра произошло одновременно недалеко от Галилейского озера. В Евангелии от Иоанна же утверждается, что призвание Андрея случилось возле Иордана сразу же после крещения Иисуса Христа. В этом же жизнеописании сказано, что изначально Андрей был учеником Иоанна Крестителя. В Евангелии от Иоанна Андрей фигурирует дважды: в время разговора с Иисусом о рыбе и хлебе перед тем, как пять тысяч людей были волшебным образом накормлены, и во время проведения к Христу Еллинов в компании с апостолом Филиппом.

Историкам известны еще два текста об Андрее: апокрифический текст «Деяния Андрея», созданный приблизительно в III веке, а также Евангелие от Андрея, которое было отклонено Геласием I и впоследствии безвозвратно утеряно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Встреча Андрея Первозванного и Иисуса Христа

Евангелисты Иоанн и Матфей по-разному описывали момент встречи Андрея и Иисуса. В Евангелии от Матфея сказано, что Христос обнаружил Андрея и Петра, когда те ловили рыбу в Генисаретском озере. Иисус велел братьям следовать за ним. Мужчины послушались его и побросали свои сети. Иоанн же утверждает, что Петр увидел Иисуса Христа, когда Иоанн Креститель, указав на него рукой, крикнул, что, мол, вот идет наш спаситель. Услышав эти слова, Андрей оставил Иоанна Крестителя и последовал за Иисусом. Чуть позже Андрей отыскал своего брата и привел его к Христу.

Андрей Первозванный был очень близок с Иисусом. Андрею и еще трем апостолам Иисус открыл судьбы мира. Удостоившись такой небывалой чести, Андрей Первозванный стал еще более преданно служить Христу. Он шел за ним по пятам и всегда был рядом с ним до самого последнего его дня на земле. Как утверждают евангелисты, именно апостол Андрей был очевидцем Воскресения и Вознесения Христова. Спустя пятьдесят дней после Воскресения Иисуса Христа (в религии этот день именуется Пятидесятницей) на территории Иерусалима произошло настоящее чудо – Святой Дух в образе языков пламени сошел с небес и охватил апостолов, после чего те не только остались живы, но и стали обладать даром исцеления, даром пророчества и умением свободно изъясняться на всех языках.

Учение Христа из уст Андрея Первозванного

После того, как апостолы были наделены нечеловеческой силой для привлечения языческого народа к учению Христа, они решили поделить между собой страны с помощью жребия. Апостолу Андрею Первозданному достались земли Вифинии, Пропонтиды, Фракии, Македонии, Скифии, Фессалии, Эллады, Ахайи и еще несколько городов. Храбрый Андрей Первозванный обошел все эти места, неся свою проповедь и призывая людей обратиться к Богу. Практически везде люди встречали его недовольством, его гнали из городов, Андрею пришлось стерпеть немало унижений, оскорблений и даже жестоких пыток, однако искренняя вера помогала ему стойко переносить все лишения.

Чудеса

Андрей Первозванный, обладая даром воскрешения умерших, не раз демонстрировал свою способность прилюдно, доказывая людям свое право на слово Божье. Так, историки выделяют несколько ярких случаев чудесного воскрешения апостолом Андреем мертвых:

1. Город Амасеев. Некий Деметрий попросил Андрея помочь вернуть ему сына Египития, скончавшегося от лихорадки. Апостол выполнил просьбу и мальчик ожил.

2. Город Никомидия. Местные жители хоронили мальчика, разорванного собаками буквально на лоскуты. Апостол Андрей Первозванный смог воскресить несчастного и подарить ему жизнь.

3. Город Фессалоники. На виду жителей города Андрей вернул к жизни ребенка, умершего от удушения. Там же он воскресил еще одного маленького мальчика, который умер от укуса ядовитой змеи.

4. Город Патры. Андрей воскресил выброшенного на берег утопленника, который впоследствии оказался сыном Сострата, жителя Македонии, затонувшего на корабле. Сострат, увидев, какое чудо сотворил апостол, попросил его воскресить его друзей и слуг, которые тоже были на корабле. Андрей Первозванный принялся читать молитву и вскоре из моря выбросило еще почти сорок человек. Апостол указал сложить тела в одно место и воскресил их всех одним разом.

5. Город Синоп. Местная жительница нашла в яме тело своего мужа. Убитая горем, она обратилась за помощью к Андрею. Тот вернул мужчину к жизни.

Кончина

Конечно, несмотря на чудеса и уверенность Андрея с своей правоте, на его пути встречались и те, кто считал его обманщиком и глупцом. Так и случилось в городе Патры примерно в 70-м году I века. Местный правитель по имени Эгеат приказал своим слугам поймать Андрея Первозванного и распять его на кресте. Апостол Андрей не испугался ожидавшей его участи, а, напротив, был рад тому, что ему предстоит принять смерть во имя Иисуса Христа, своего спасителя. Он даже сам выбрал для себя крест – немного скошенный, так как апостол не считал себя достойным умирать на таком же кресте, что и Иисус. Тогда разгневанный Эгеат придумал, как можно наказать Андрея. Он приказал не прибивать его руки и ноги к кресту, а просто привязать их веревками. Так, подумал Эгеат, апостол будет погибать очень долго, испытывая страшные муки. Но даже это не отвернуло Андрея Первозванного от своего долга. Два дня он проповедовал прямо с креста. Люди слушали его, внимали его словам и в итоге дружно потребовали прекратить казнь и освободить апостола. Эгеат, испугавшись, что народ может свергнуть его, поспешил удовлетворить их просьбу, однако у него ничего не вышло. Андрей Первозванный так сильно хотел погибнуть ради Христа, что веревки ни в какую не хотели развязываться. В итоге Эгеат оставил попытки совладать с Андреем.

В момент смерти Андрея Первозванного крест озарился ярчайшим сиянием. Через много лет на месте гибели самого верного апостола Христа забил источник с чистейшей водой.

Видео Апостола Андрея Первозванного

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...


Фотографии Апостола Андрея Первозванного

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Интересная статья! Икона Святого Апостола Андрея Первозванного должна быть в каждом доме. Святой Андрей будет вашим защитником и оберегом жилища.

2017-05-18 13:33:54