Реформы Николая I. Реформы Николая I кратко

В определении политической концепции Николая 1 и его правительства сыграли важную роль два фактора. После поражения Наполеона и Венского конгресса значительно усилилась роль России в международной европейской политике. Россия, добровольно взяв на себя функцию «жандарма Европы», стала защитником всех европейскизх монархов. Это создавало иллюзию всемогущества российского царизма.

Царствование императора Николая 1 можно рассматривать как время подготовки к преобразованиям 60-х годов Х1Х в., получивших название Великие Реформы. Целью реформ, проводимых Николаем, было сохранение и укрепление государственного строя. Материалы следствия по делу декабристов свидетельствовали о недостатках в государственном устройстве. На основании этих материалов была составлена «Особая записка», где содержались проекты, разработанные декабристами, протоколы допросов. Эти материалы фактически и легли в основу программы царствования. На рабочем столе Николая постоянно находился «Свод показаний злоумышленников 14 декабря о внутреннем состоянии государства», где содержалась широкая программа преобразований.

Для выработки программы реформ Николай I создает Секретный комитет 6 декабря 1826 года, задачей которого было рассмотрение бумаг Александра I, «обозреть настоящее положение всех частей управления и определить что ныне хорошо, что оставить нельзя, и чем заменить». Членами комитета стали Кочубей (председатель Государственного Совета) и Сперанский. Комитет работал 4 года, он внес предложение о реформе центральных органов власти, основанной на идее разделения властей, а также о реформе сословного строя и о ограничении крепостного права. Однако революции 1830 года во Франции и Бельгии похоронили проекты реформ.

Николай 1 стремился придать всей системе управления «стройность и целесообразность», добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба. «Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает, прежде чем сам научится повиноваться, все подчиняет одной определенной цели: все имеет одно назначение, - говорил он, - потому-то мне так хорошо среди этих людей и потому я всегда буду держать в почете звание солдата. Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый должен служить». Отсюда и стремление Николая I к милитаризации управления. Почти все министры и почти все губернаторы при Николае I были назначены из военных.

Одной из реформ Николая I стала перестройка административного аппарата. Ее целью стало усиление надзора за органами власти, последовательное проведение принципов бюрократизации, что рассматривалось им как эффективное средство борьбы с революционными движениями и укрепления самодержавных порядков.

Для этого были образованы новые органы. Таким органом стала Собственная его Императорского Величества канцелярия, значительно расширенная в 1826 г. С середины 20-х гг. XIX в. она фактически становится органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Существенно была ограничена компетенция Сената и Государственного совета, так как многие дела, подлежащие их ведению, решались в специально созданных комитетах и комиссиях.

В составе Собственной его Императорского Величества канцелярия было шесть отделений. I отделение осуществляло контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников. Это отделение занималось также назначением и увольнением высших чинов.

П отделение ведало кодификацией законов Российской империи.

III отделение ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами. В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введении этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбургская и Петровская, Алексеевский равелин. В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов и Главное жандармское управление. С 1826 г. Главным начальником 3 отделения и шефом жандармов был А.Х. Бенкендорф (1783-1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.

IV отделение руководило женскими училищами и благотворительными заведениями.

V отделение занималось реформой государственных крестьян.

VI отделение ведало управлением Закавказьем.

По структуре и функциям каждое отделение приравнивалось к министерству, и было даже более влиятельным. Таким образом, была создана система органов личной власти императора. Это привело к росту бюрократического аппарата. В свите Николая I было очень много немцев. Он говорил «Русские дворяне служат государству, а немцы - мне». Среди министров Николая I были выдающиеся реформаторы - министр просвещения Уваров, министр государственных имуществ Киселев, министр финансов Канкрин. В сороковые годы XIX века происходит резкий рост чиновников, увеличение делопроизводства, выросли штаты губернского правления, полиции, и чиновник стал важнейшей фигурой провинциальной жизни, оттеснив знатных аристократов.

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П.Д. Киселева, который провел реформу управления государственными крестьянами (1837-1841). Она включала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний.

Государственные крестьяне составляли 1/3 населения России. Ими управляло министерство финансов, для которого главной проблемой был сбор налогов. Крестьяне не знали, сколько платить податей, и за что, учет был в хаосе. Царили произвол и нажива чиновников, так чиновники перераспределяли подати между деревнями для сбора необходимой суммы, получалось, что богатые деревни платят за бедных, что крестьяне считали не справедливым. В государственной деревне было распространено пьянство, помещик не разрешал устраивать кабаки в крепостных деревнях, а в государственных они процветали.

Изменить такое положение взялся граф Павел Дмитриевич Киселев, друг декабристов. В 1836 году он провел ревизию 4 губерний, после которой подал доклад царю. В нем он доказывал, что надо изменить взгляд на крестьян как на источник податей. Крестьяне были переданы в созданное 1837 году министерство государственных имуществ. Был четко регламентирован выбор сельского управления: десять дворов выбирали десятского, сто - старосту, село - старшину. Высший орган управления в селе был сельский сход, который кроме старшины избирал местный суд, сельскую управу, смотрителя хлебного магазина, пожарных старост. Своеобразие аппарата заключалось в том, что высшие чины назначались сверху, низшие - снизу.

Деятельность министерств государственных имуществ была гласной, с 1843 года для всех желающих публиковались отчеты министерства.

Основная идея реформы Киселева заключалось в следующем - крестьяне будут исправно платить налоги в том случае, если они будут состоятельными. Для этого было сделано следующее:

· Роздано крестьянам 2.5млн. десятин земли из государственного фонда + 2 млн. десятин леса.

· Переселено 200тыс душ из мало земельных сел на еще 2.5 млн. десятин казенных земель. Земельный надел у государственных крестьян составил 8-15 десятин на душу мужского пола.

· Были созданы вспомогательные кассы для выдачи кредита крестьянам. Ежегодные ссуды составили 1500’000 рублей. В селах было создано 500 сельских сберкасс и 3000 хлебных магазинов - складов, в которых крестьяне хранили запасы хлеба на случай неурожая.

· Вместо уравнительной подушной подати была введена подать с учетом качества земель, то есть подать была переложена с работника на землю.

· Рекрутская повинность теперь не висела над крестьянином всю жизнь, призвать в армию могли лишь до 20-ти лет.

· Для улучшения жизни крестьян было построено 600 казенных кирпичных заводов, введено оспопрививание, устроены опытные поля, пасеки и сады, открыты сельские школы. До реформы в казенных селах было всего 60 училищ с 1800 учениками, стало 2500 училищ со 110 тысячами учащихся, в том числе и девочками.

· Правительство стало вести борьбу с кабаками. Если в селе закрывали кабак, то правительство выдавало сельскому обществу на строительство церкви, при которой обязательно была церковно-приходская школа. Правительство Николая I понимало, что душа крестьянина важнее, чем доход от водки.

Особенностью проведения было то, что от казны не было взято ни рубля. До реформы недобор податей составлял 10%, после реформы - 3%. Сбор податей увеличился с 391 млн. до 506 млн. У графа Киселева была идея постепенно скупить частные помещичьи имения и сделать крепостных крестьян государственными. Ему удалось скупить 178 имений с 55 тыс. душ.

Недостатком проведения этой реформы было то, что выросло число чиновников, контролирующих деревни, а так же то, что местные власти отходили от идеи Киселева, не объясняли крестьянам сути необходимых преобразований. Так, например, картофель внедряли розгами и штыками, что вызывало картофельные бунты.

В 1839-1843 году была проведена денежная реформа министра финансов Канкрина, которое оказало положительное воздействие на экономику России, выросла внутренняя и внешняя торговля. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, и облагал высокими пошлинами ввозимый товар, это приносило доход казне и защищало Российскую промышленность.

Главной задачей Канкрин считал наведение порядка в денежном обращении. Во время царствования Александра I финансы, вследствие войн, были расстроены, внешний долг России достиг 102 млн. рублей серебром. Страна была наводнена бумажными деньгами, которые печатало правительство для военных расходов и платежей по внешнему долгу. Курс бумажного рубля постоянно колебался: существовал вексельный курс для торговли с иностранцами, податной курс рубля, по которому принимали подати государственные учреждения, и простонародный курс для частных сделок. Кроме того, имели хождение различные иностранные монеты. Канкрин принял в 1839 г. закон об обязательном совершении всех сделок на серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно свободно обменивать на серебро. Манифестом 1 июля 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. При этом Канкрин следил за тем, чтобы количество кредитных билетов соответствовало размером государственного серебряного запаса.

В царствование Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов), куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. В 1832 г. издан 15-томный «Свод законов Российской империи», заключивший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства.

В области просвещения и печати политика правительства была крайне консервативной. Был издан цензурный устав, согласно которому любая рукопись и даже ноты перед изданием должны были быть прочитаны цензором. История донесла до нас анекдотические случаи запретов. Например, такое поэтическое признание в любви: «Один твой взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной» не получило разрешения на издание, поскольку, как объяснил цензор, нельзя взгляд женщины ставить выше законов, официальных властей, и уж тем более императора и Бога!

В 30-е годы многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников. Средством подчинения бюрократии контролю со стороны государя были его личные попытки бороться со злоупотреблениями чиновников. «Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и проделки» (Ключевский). Впрочем, подобные налеты оказывались средством малоэффективным. И взяточничество, и казнокрадство продолжали процветать.

Повсеместным явлением стало взяточничество. В конце 40-х годов, по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: Киевский губернатор Писарев — как очень богатый, Таврический губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, Ковенский губернатор Радищев, сын А.Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал.

Реакционная политика Николая 1 больше всего проявилась в области просвещения. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г. Уставе учебных заведений. Согласно ему начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий (крестьян) предназначались одноклассные приходские училища; 2) для средних сословий (мещан, купцов) - трехклассные училища с более широкой программой обучения. 3) для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями, поскольку уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащегося. В уставе откровенно говорилось, что такое деление школьного обучения сделано для того, чтобы «никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться»

Университетский устав 1835 г. ограничил автономию университетов, устанавливался строгий полицейский надзор за студентами (положительные стороны - поднималось значение университетов, восстанавливалось преподавание философии, большое место заняли история, российское законодательство).

Для обсуждения крестьянского вопроса в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее, грозило суровое наказание. Принятые указы были лишь направлены на некоторое смягчение крепостного права. Так, запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);

— не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);

— крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле. Указ гласил: «Вся без исключения земля принадлежит помещику, это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может». Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли в пользование, за что крестьянин был обязан выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842-1858 гг. на положении «обязанных» было переведено всего лишь 27.173 души муж. пола.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая 1 дали незначительные результаты. Положение крепостных крестьян не улучшилось, зато много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия, создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1,2 гильдии) и почетных граждан (присваивались чиновникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати, то есть получали некоторые права дворян. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту».

В 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее; в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждались неделимые наследственные имения, то есть не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным. Важнейшими экономическими мерами правительства Николая 1 были следующие: установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного Совета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В общественном движении и идейных направлениях в 30-40-е гг. Х1Х в. существовало несколько течений. Консервативное было представлено сторонниками «теории официальной народности», сформулированной министром народного просвещения Уваровым. Суть ее выражалась формулой - самодержавие, православие, народность. Самодержавие они считали единственно приемлемой формой российской государственности, верность россиян православию - признаком их истинной духовности. Народность понималась как необходимость для образованных сословий учиться у простого народа верности престолу и любви к правящей династии. Единство царя и народа - залог внутреннего спокойствия страны. Эта теория насаждалась в просвещении, литературе, искусстве.

Либеральное направление выразилось в таких течениях общественной мысли как западники и славянофилы. Главный вопрос, который интересовал в это время русское общество, заключался в определении путей, по которым пойдет Россия. Славянофилы (А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин) считали, что русскому народу присущи свои специфические особенности, которые определили исторический путь страны, отличный от западного. Эти особенности они видели в извечном существовании крестьянской общины - «мира» и православной религии. Община, главной функцией которой были уравнительные переделы земли, способствовала формированию русского национального характера и нравственности, которую сохраняла православная церковь.

В отличие от Запада, власть в России не была отделена от народа. Об этом говорит и факт добровольного призвания князя Рюрика русским народом, осознавшим необходимость государства. Между властью и общиной - «миром» установились добрые патриархальные отношения. Власть выполняла свои функции и не вмешивалась в дела мира. Все беды, по мнению славянофилов, начались с реформ Петра 1, который насаждал чуждые европейские порядки. России необходимо идти по своему самобытному пути, развивая нравственные качества, которые присущи русскому народу. Осуждали славянофилы засилие бюрократии, взяточничество и крепостное право. Славянофилы внесли большой вклад в изучение фольклора, быта, обычаев и нравов русского народа.

Противниками славянофилов были западники (С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский и А.И.Герцен). Они считали, что Россия идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от него, и поэтому должна заимствовать достижения западной цивилизации. Западники выступали за буржуазный путь развития страны, тогда как славянофилы считали, что Россия должна развиваться как крестьянская страна, где община является препятствием к распространению «язвы пролетариатства». Движущей силой истории западники считали борьбу личности за свободу. Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение, так как ставили важнейшие проблемы исторического развития.

Для общественной жизни России 30-40-х годов характерно возникновение различных революционных кружков - братьев Критских, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.В.Станкевича, М.В.Петрошевского, и др.

Итоги внутренней политики Николая I. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в чиновничьей бюрократии (С.Ф. Платонов). Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.

Оценивая итоги царствования, надо отметить, что именно в условиях николаевского самодержавия вырос будущей царь-реформатор, уже не испытывавший страха ни перед «дворянской удавкой», ни перед гвардейским переворотом, который тяготел над сыновьями Павла 1. Тогда же сложился и слой либеральной бюрократии, убежденной, подобно императору Николаю 1, в необходимости реформ, в частности в ликвидации крепостного права. К концу его эпохи лица, слой этот составлявшие, обладали и необходимыми для преобразований знаниями, и определенным административным опытом. Не следует забывать и того, что признанным их лидером в эпоху Великих реформ стал один из сыновей Николая I - великий князь Константин.

Ни современники, ни наследники, ни далекие потомки не сумели дать однозначной оценки роли, сыгранной императором Николаем 1 в русской истории, не смогли определить кем он был для России - злым гением или ангелом-хранителем. Во всяком случае, это была личность выдающаяся и неординарная.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().

Николай Первый является одним из самых известных императоров России. Он правил страной 30 лет (с 1825 по 1855 год), в период между двумя Александрами. Николай I сделал Россию поистине громадной. Перед его смертью она достигла своего географического зенита, растянувшись почти на двадцать миллионов квадратных километров. Царь Николай Первый также носил титул Короля Польши и Великого князя Финляндии. Он известен своей консервативностью, нежеланием проводить реформы и проигрышем в Крымской войне 1853-1856 годов.

Ранние годы и путь к власти

Николай Первый родился в Гатчине в семье Императора Павла I и его жены Марии Федоровны. Он был младшим братом Александра I и Великого князя Константина Павловича. Первоначально его не воспитывали как будущего российского императора. Николай был младшим ребенком в семьи, в которой, кроме него, было два старших сына, поэтому не ожидалось, что он когда-то взойдет на престол. Но в 1825 году Александр I умер от тифа, а Константин Павлович отказался от трона. Следующим в линии наследования был Николай. 25 декабря он подписал манифест о своем восхождении на престол. Дата смерти Александра I называлась началом правления Николая. Период между нею (1 декабря) и его восхождением называют промежуточным. В это время несколько раз власть пытались захватить военные. Это привело к так называемому Декабрьскому восстанию, но Николаю Первому удалось его быстро и успешно подавить.

Николай Первый: годы правления

Новому императору, по многочисленным свидетельствам современников, не хватало духовной и интеллектуальной широты его брата. Его не воспитывали как будущего правителя, и это сказалось, когда Николай Первый взошел на престол. Он видел себя в качестве самодержца, который управляет людьми так, как считает нужным. Он не был духовным лидером своего народа, вдохновляющим людей на труд и развитие. Нелюбовь к новому царю пытались объяснить также тем, что он взошел на престол в понедельник, который издавна считается тяжелым и несчастливым днем в России. К тому же 14 декабря 1825 года было очень холодно, температура опустилась ниже -8 градусов по шкале Цельсия.

Простой народ сразу посчитал это плохим предзнаменованием. Кровавое подавление Декабрьского восстания за введение репрезентативной демократии только укрепило это мнение. Это событие в самом начале правления очень плохо повлияло на Николая. Все последующие годы своего царствования он станет навязывать цензуру и другие формы образования и прочих сфер общественной жизни, а Канцелярия Его Величества будет содержать целую сеть всевозможных шпионов и жандармов.

Жесткая централизация

Николай I боялся всевозможных форм народной самостоятельности. Он отменил автономию Бессарабской области в 1828 году, Польши - в 1830, а Еврейского кагала - в 1843-м. Единственным исключением из этой тенденции стала Финляндия. Ей удалось сохранить свою автономию (во многом благодаря участии ее армии в подавлении Ноябрьского восстания в Польше).

Характер и духовные качества

Биограф Николая Ризановский описывает жесткость, целеустремленность и железную волю нового императора. Он говорит о его чувстве долга и тяжелой работе над собой. По словам Ризановского, Николай I видел себя в качестве солдата, посвятившего жизнь службе на благо своего народа. Но он был только организатором, а вовсе не духовным лидером. Это был привлекательный мужчина, но крайне нервный и агрессивный. Часто император слишком зацикливался на деталях, не видя целой картинки. Идеологией его правления является «официальный национализм». Она была провозглашена в 1833 году. Политика Николая Первого базировалась на православии, автократии и русском национализме. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Николай Первый: внешняя политика

Император был успешен в своих кампаниях против южных врагов. Он отобрал последние территории Кавказа у Персии, которая включала современную Армению и Азербайджан. Российская империя получила Дагестан и Грузию. Его успех в окончании Русско-Персидской войны 1826-1828 годов позволил получить преимущество на Кавказе. Он завершил противостояние с турками. Его часто называли за глаза «жандармом Европы». Он действительно постоянно предлагал помочь в подавлении восстания. Но в 1853 Николай Первый ввязался в Крымскую войну, что привело к катастрофическим результатам. Историки подчеркивают, что в страшных последствиях виновата не только неудачная стратегия, но и огрехи управления на местах и коррумпированность его армии. Поэтому чаще всего говорят, что правление Николая Первого - это смесь неудачной внутренней и внешней политики, которая поставила простой народ на грань выживания.

Военное дело и армия

Николай I известен своей большой армией. Она насчитывала около миллиона человек. Это означало, что приблизительно каждый пятидесятый мужчина был военным. У них была устаревшая техника и тактика, но царь, одетый как солдат и окруженный офицерами, каждый год праздновал победу над Наполеоном парадом. Лошади, к примеру, были не обучены для битв, но отлично смотрелись во время шествий. За всем этим блеском скрывалась настоящая деградация. Николай ставил своих генералов во главе многих министерств, несмотря на отсутствие у них опыта и квалификации. Он старался распространить свою власть даже на церковь. Во главе ее был поставлен агностик, известный своими военными подвигами. Армия стала социальным лифтом для знатной молодежи из Польши, Балтики, Финляндии и Грузии. Военными стремились стать также преступники, которые не могли адаптироваться в обществе.

Тем не менее на протяжении всего правления Николая Российская Империя оставалась силой, с которой приходилось считаться. И только Крымская война показала миру ее отсталость в техническом аспекте и коррупцию внутри армии.

Достижения и цензура

Во время правления наследника Александра Первого была открыта первая в Российской Империи железная дорога. Она протянулась на 16 миль, соединяя Санкт-Петербург с южной резиденцией в Царском Селе. Вторая линия была построена за 9 лет (с 1842 по 1851 гг.). Она соединила Москву с Санкт-Петербургом. Но прогресс в этой области шел все равно слишком медленно.

В 1833 году министр образования Сергей Уваров разработал программу «Православие, автократия и национализм» как основную идеологию нового режима. Люди должны были демонстрировать лояльность к царю, любовь к православию, традициям и русскому языку. Результатом этих славянофильских принципов стало подавление классовых различий, обширная цензура и слежка за такими независимыми поэтами-мыслителями, как Пушкин и Лермонтов. Деятели, которые писали не на русском или принадлежали к другим конфессиям, строго преследовались. Великий украинский поет и писатель Тарас Шевченко был отправлен в ссылку, где ему запрещалось рисовать или сочинять поемы.

Внутренняя политика

Николай Первый не любил крепостное право. Он часто играл с идеей о том, чтобы его отменить, но не сделал этого по государственным соображениям. Николай слишком боялся усиления свободомыслия среди народа, полагая, что это может привести к восстаниям, подобным Декабрьскому. К тому же он остерегался аристократов и боялся, что такие реформы заставят их отвернуть от него. Однако государь все же попытался несколько улучшить положение крепостных. В этом ему помог министр Павел Киселев.

Все реформы Николая Первого как раз и сосредотачивались вокруг крепостных. На протяжении всего своего правления он пытался усилить контроль за помещиками и другими влиятельными группами в России. Создал категорию государственных крепостных с особыми правами. Ограничил голоса представителей Почетной Ассамблеи. Теперь это право было только у помещиков, в подчинении которых находилось больше ста крепостных. В 1841 году император запретил продажу крепостных отдельно от земли.

Культура

Правление Николая Первого - это время идеологии русского национализма. Среди интеллигенции было модно спорить о месте империи в мире и ее будущем. Дебаты постоянно велись между прозападными деятелями и славянофилами. Первые верили в то, что Российская империя остановилась в своем развитии, а дальнейший прогресс возможен только через европеизацию. Другая группа, славянофилы, уверяла, что нужно сосредоточиться на исконно народных обычаях и традициях. Они видели возможность развития в русской культуре, а не в западном рационализме и материализме. Некоторые верили в миссию страны по освобождению других народов от жестокого капитализма. Но Николаю не нравилось любое свободомыслие, поэтому министерство образования часто закрывало философские факультеты из-за их возможного негативного влияния на подрастающее поколения. Польза славянофильства не рассматривалась.

Система обучения

После Декабрьского восстания государь решил посвятить все свое правление сохранению статуса кво. Начал он с централизации системы образования. Николай I стремился нейтрализовать привлекательные западные идеи и то, что он называет «псевдознаниями». Однако министр образования Сергей Уваров скрыто приветствовал свободу и автономию учебных заведений. Ему даже удалось повысить академические стандарты и улучшить условия обучения, а также открыть университеты для среднего класса. Но в 1848 году царь отменил эти нововведения из страха, что прозападные настроения приведут к возможным восстаниям.

Университеты были маленькими, и министерство образование постоянно следило за их программами. Основной миссией было не пропустить момент появления прозападных настроений. Главной задачей было воспитать молодежь настоящими патриотами русской культуры. Но, не смотря на репрессии, в это время произошел расцвет культуры и искусств. Русская литература получила всемирную известность. Работы Александра Пушкина, Николая Гоголя и Ивана Тургенева закрепили за ними статус настоящих мастеров своего дела.

Смерть и наследники

Николай Романов умер в марте 1855 года во время Крымской войны. Он простудился и умер от пневмонии. Интересным фактом является то, что император отказался от лечения. Пошли даже слухи, что он совершил суицид, не выдержав гнета катастрофических последствий своих военных неудач. Сын Николая Первого - Александр Второй - занял престол. Ему было суждено стать самым известным реформатором после Петра Великого.

Дети Николая Первого рождались как в браке, так и нет. Супругой государя была Александра Федоровна, а любовницей - Варвара Нелидова. Но, как отмечают его биографы, император не знал, что такое настоящая страсть. Он был слишком организованным и дисциплинированным для этого человеком. К женщинам был благосклонен, но ни одна из них не смогла вскружить ему голову.

Наследие

Многие биографы называют внешнюю и внутреннюю политику Николая катастрофической. Один из самых преданных сторонников - А. В. Никитенко - отметил, что все правление императора было ошибкой. Однако некоторые ученые все же пытаются повысить репутацию царя. Историк Барбара Джелавич отмечает многие ошибки, включая бюрократию, которая приводила к нарушениям, коррупции и неэффективности, но не считала все его правление сплошной неудачей.

При Николае был основан Киевский национальный университет, а также еще около 5000 других подобных заведений. Цензура была вездесущей, но это совсем не мешало развитию свободомыслия. Историки отмечают доброе сердце Николая, которому просто пришлось вести себя так, как он себя вел. У любого правителя есть свои неудачи и достижения. Но создается впечатление, что именно Николаю народ не смог простить ничего. Его правление во многом определяло время, в котором ему пришлось жить и управлять страной.

Поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был , который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император , не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Вконтакте

Основные направления внутренней политики Николая 1, кратко

На вектор развития страны, который выбрал император, оказало очень большое влияние восстание декабристов , произошедшее в тот год, когда правитель взошёл на престол. Это событие и определило то, что все реформы, изменения и вообще весь курс внутренней политики правителя будут направлены на любое уничтожение или недопущения оппозиции.

Борьба с любыми недовольными – вот то, чего придерживался взошедший на престол глава государства всё время своего царствования. Правитель понимал, что России необходимы были реформы, но его первоочередной целью была надобность в стабильности страны и устойчивости всех законопроектов.

Реформы Николая 1

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь.

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность , но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай 1 предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных :

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая 1, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Политика в области образования

Правитель государства решил выделить три вида школ : приходские, уездные и гимназии. Первыми и самыми важными предметами, изучаемыми в школах, были латинский язык и греческий язык, а все остальные дисциплины считались дополнительными. Как только Николай первый взошёл на престол, в России насчитывалось около 49 гимназий, а к концу царствования императора их число равнялось 77 по всей стране.

Изменения потерпели и университеты. Ректора, а также профессора учебных заведений теперь избирались министерством народного просвещения. Возможность обучаться в Вузах давалась только за деньги. Кроме Московского университета, высшие учебные заведения находились в Петербурге, в Казани, в Харькове и в Киеве. Кроме того, высшие образование людям могли дать некоторые лицеи.

Первое место во всём образовании занимала «официальная народность», которая заключалось в том, что весь русский народ является хранителем патриархальных традиций. Именно поэтому во всех университетах, независимо от факультета, преподавались такие предметы, как церковное право и богословие.

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция — в 31 раз.

Первый раз за всю историю России началось строительство шоссейных дорог, обладающих твёрдым покрытием. Были сооружены три крупные трассы, одна из которых – Москва-Варшава. При Николае 1 было также положено начало строительству железных дорог. Бурный рост промышленности послужил увеличению городского населения более, чем в 2 раза.

Схема и характеристика внутренней политики Николая 1

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае 1 – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Итоги внутренней политики Николая, как и общая оценка современных историков, политиков и учёных, неоднозначны. С одной стороны, императору удалось создать финансовую стабильность в государстве, «возродить» промышленность, увеличив её объёмы в десятки раз.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Вывод

Итог всему можно сформулировать следующим образом: для Николая 1 самым важным аспектом во время его правления была именно стабильность внутри своей страны. Ему не была безразлична жизнь обыкновенных граждан, но сильно улучшить её он не смог в первую очередь из-за самодержавного режима, который император полностью поддерживал и старался всячески укреплять.