Карамчанд Ганди
Кастурбай Ганди
Харилал Ганди (1888-1948)
Манилал Ганди (1892-1956)
Рамдас Ганди (1897-1969)
Девдас Ганди (1900-1957)
Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди (гудж. મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી , хинди मोहनदास करमचंद गाँधी , 2 октября , Порбандар , Гуджарат - 30 января , Нью-Дели) - один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании . Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.
Биография
Ганди в Южной Африке (1895)
Мохандас Ганди и его жена Кастурбай (1902)
Ганди в 1918 году
Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.
Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торгово-ростовщической джати бания, относящейся к варне вайшьев . Его отец, Карамчанд Ганди ( -), занимал пост дивана - главного министра - Порбандара . В семье Ганди строго соблюдались все религиозные обряды. Особенно набожной была его мать - Путлибай. Богослужение в храмах, принятие обетов, соблюдение постов, строжайшее вегетарианство , самоотречение, чтение священных книг индусов, беседы на религиозные темы - все это составляло духовную жизнь семьи юного Ганди.
В 13 лет Мохандас вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай. У супругов было четверо сыновей: Харилал ( -), Манилал (28 октября -), Рамдас ( -) и Девдас ( -). Представители современной индийской семьи политиков Ганди к числу их потомков не принадлежат. От старшего сына Харилала отец отказался. По свидетельству отца, он пил, развратничал и влезал в долги. Несколько раз Харилал менял религию; умер от сифилиса . Все остальные сыновья были последователями отца и активистами его движения за независимость Индии . Девдас также известен своим браком с Лакши - дочерью Раджаджи, одного из руководителей Индийского национального конгресса и горячего сторонника Ганди и индийского национального героя. Однако Раджаджи принадлежал к варне браминов , а межварновые браки противоречили религиозным убеждениям Ганди. Тем не менее в 1933 году родители дали Девдасу разрешение на брак.
Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов , так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению бывшей колонии Британская Индия в 1947 году на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан . После раздела вспыхнула жестокая борьба между индуистами и мусульманами. 1947 год для Ганди закончился горьким разочарованием. Он продолжал доказывать бессмысленность насилия, но, казалось, никто его не слышал. В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди прибегнул к голодовке. Он объяснил свое решение так: «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии».
Жертвенная акция Ганди оказала необходимое воздействие на общество. Лидеры религиозных групп согласились пойти на компромисс. Через несколько дней после того как Махатма начал голодовку, они приняли совместное решение: «Мы заверяем, что будем защищать жизнь, собственность и веру мусульман, и те инциденты на почве религиозной нетерпимости, которые имели место в Дели, больше не повторятся».
Но Ганди добился лишь частичного примирения индусов и мусульман. Дело в том, что экстремисты были в принципе против сотрудничества с мусульманами. «Хинду Махасабха», политическая организация с отрядами террористов «Раштра дал» и «Ваштрия сваям севак», решила продолжать борьбу. Однако в Дели ей противостоял авторитет Махатмы Ганди. Поэтому и был организован заговор, возглавляемый лидером «Хинду Махасабха», бомбейским миллионером Винайяком Саваркаром . Саваркар объявил Ганди «коварным врагом» индусов, а абсолютизируемую гандизмом идею ненасилия назвал безнравственной. На имя Ганди ежедневно поступали протесты от ортодоксальных индуистов. «Одни из них считают меня изменником. Другие полагают, что я усвоил свои нынешние убеждения против неприкасаемости и тому подобное от христианства и ислама», - вспоминал Ганди. Саваркар решил устранить неугодного философа, который пользовался такой популярностью у индийского народа. Бомбейский миллионер в октябре 1947 года создал из своих верных людей террористическую группу. Это были образованные брахманы . Натхурам Годзе был шеф-редактором крайне правой газеты «Хинду раштра», Нарайян Апте являлся директором этого же издания. Годзе было 37 лет, он происходил из ортодоксальной брахманской семьи, имел неполное школьное образование.
Покушения и убийство Ганди
Первое покушение на жизнь Махатмы Ганди произошло 20 января 1948 года, через два дня после того как он прекратил голодовку. Лидер страны обращался к верующим с веранды своего дома в Дели, когда беженец из Пенджаба по имени Маданлал бросил в него самодельную бомбу. Устройство разорвалось в нескольких шагах от Ганди, но никто не пострадал.
Индийское правительство, встревоженное этим инцидентом, настаивало на усилении личной охраны Ганди, но он и слушать об этом не хотел. «Если мне суждено погибнуть от пули безумца, я сделаю это с улыбкой». На тот момент ему было 78 лет.
Увековечение памяти
Господин президент, бывший федеральный канцлер Герхард Шрёдер назвал вас «демократом чистой воды». Считаете ли вы себя таковым?
- (Смеётся.) Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чём беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. …После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем.
- А. Эйнштейн писал:
Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколений. … Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле.
Сочинения
- Хинд Сварадж (главы из книги). Сатьяграха в Южной Африке (фрагменты). Мой Толстой. Статьи и речи
- Моя жизнь. М., Гл. ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1969
- Педагогические сочинения. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998
- Переписка Л. Н. Толстого с М. К. Ганди Публ. А. Сергеенко // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - М.: Изд-во АН СССР, 1939. - Кн. II. - (Лит. наследство; Т. 37/38).
- Письма Ганди к Гитлеру (оригинальный текст и перевод).
Примечания
Литература
- Роллан Ромен «Махатма Ганди» (1924) - Собрание сочинений, т. XX, - Л.: «ГИХЛ», 1936
- Рославлев У. Гандизм. - М.: Соцэкгиз, 1931
- Датта Д. Философия Махатмы Ганди / Пер. с англ. А. В. Радугина. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959
- Намбудирипад Е. М. Махатма Ганди и гандизм. - М.: Изд-во иностр. лит., 1960
- Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. - М.: Наука, 1969
- Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. - М.: Наука, 1970
- Бессмертный лотос: Слово об Индии / Сост. А. Сенкевич. - М.: Мол. гвардия, 1987
- Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения Индии XX в. / Пер. с англ., бенг. и урду; Редкол.: Э.Комаров, В.Ламшуков, Л.Полонская и др. - М.: Худож. лит., 1987
- Горев А. В. Махатма Ганди 2-е изд. - М.: «Международные отношения», 1989
- Полонская Л. Р. Махатма Ганди: Смысл жизни. Святой или политический деятель? // Новая и новейшая история № 4, 1991
- Девяткин С. В. Искусство сатьяграхи // Опыт ненасилия в XX столетии. Под ред. Р. Г. Апресяна. - М.: Аслан, 1996
- Рыбаков Р. Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди) // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998.
- Василенко В . Педагогическая философия Махатмы Ганди - предисловие к сборнику педагогических сочинений М.Ганди
- Оруэлл Дж. Размышления о Ганди // Человек. № 2, 2001
Ссылки
Портал «Персоналии » | |
Махатма Ганди в Викицитатнике | |
Махатма Ганди на Викискладе |
Человек года (по версии журнала Тайм) | |
---|---|
Махатма Ганди (полное имя – Мохандас Карамчанд Ганди) был рожден 2 октября 1869 года. Он известен как активист за независимость Индии от Великобритании, а также своей гениальной философией ненасилия – сатьяграхой . Его отцом был Карамчанд Ганди – диван (главный министр) княжества Порбандар. Мать Махатмы Ганди звали Путлибай , она была очень набожной, что передалось ее сыну. От отца Мохандас перенял философию ненасилия, которая позже переросла в его идеологию и инструмент против классовой и религиозной борьбы. Семья Ганди была торговой и принадлежала к варне вайшев. Великая душаБлагодаря воспитанию, поученному от родителей, Мохандас стал приверженцем непричинения вреда любому живому существу. Его учили самоочищаться, он всегда проявлял терпимость к другим кастам в Индии и религиям.
Индийский писатель Рабиндранат Тагор назвал его «Махатма» , что в переводе означает «Великая душа» . Но сам Ганди считал, что не достоин так называться и не принял этот «титул». Свыше 30 лет Ганди проповедовал сатьяграху и в конце концов доказал миру эффективность своей ненасильственной политики – в 1947 году Индия получила независимость от Британии. Личная жизньВ 13 лет родители женили Ганди на его одногодке – Каструбай . В этот же день свадьбы сыграли его родной и двоюродный братья. У супругов Мохандаса и Каструбай за весь период совместной жизни родились четыре сына: Харилал, Манилал, Рамдас, Девдас. Впоследствии, Махатма Ганди отказался от своего старшего сына Харилала в связи с тем, что тот вел непристойный и разгульный образ жизни. Учеба и первая работаВ 19 лет Махатма Ганди уезжает учиться в Лондон юриспруденции. После окончания обучения, в 1891 году, он возвращается в Индию. Его первой работой, которой он занимался 2 года в Бомбее, была адвокатская практика . Не достигнув успеха в адвокатском ремесле, в 1893 году, Махатма Ганди уезжает в Южную Африку. Там он работает юрисконсультом в гуджаратской торговой компании. Освободительная идеяРаботая в Южной Африке, Мохандас начал проникаться освободительными идеями . Он стал активистом в борьбе за равноправие и уничтожении дискриминации местного населения по отношению к индийцам.
Во время англо-бурской и англо-зулусской войн в Южной Африке, Махатма Ганди был организатором индийских санитарных отрядов , которые помогали англичанам. При этом саму борьбу буров и зулусов против британцев Ганди считал справедливой. Возвращение в ИндиюВ 1915 году Ганди вернулся домой, в Индию. Он вступил в Индийский национальный конгресс , а в 1921 году стал его руководителем. В 1934 году из-за разногласия в идейных взглядах с другими руководителями партии, Ганди покинул Конгресс. События в России 1917 года не прошли мимо Индии. В этот период там стало развиваться антиимпериалистическая идеология. Махатма Ганди ездил по штатам Индии вместе со своими последователями и агитировал население объединиться в мирной борьбе против британского господства.
Борьба за независимость ИндииПозиция Ганди в борьбе за независимость Индии совпадала с принципами индийской буржуазии, и поэтому Индийский национальный конгресс его поддержал. Эта борьба закончилась победой в 1947 году, когда Индия мирным путем получила независимость от Великобритании . Правда, страна была разделена на светскую Республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан . Все попытки Ганди примирить враждующие стороны окончились безрезультатно, но он не терял надежды на воссоединение Индии. 30 января 1948 года во время богослужения в Дели к Ганди подошел некий индус. Он поклонился, а когда выпрямился, вынул револьвер и произвел в него три выстрела. Махатма Ганди умер, став жертвой того, с чем боролся. Сегодня в Индии его имя произносится с великим почитанием наравне с именами святых. Он из немногих, кто мог бороться с насилием и агрессией, пользуясь лишь словом и даром убеждения. Он тот, кто стал «отцом нации» для Индии и «великой душой» для всего мира. Он – Мохандас Карамчанд Ганди, более известный как Махатма Ганди. Биография этого потрясающего человека насыщена важными для его страны событиями, его желанием изменить несправедливые устои, существовавшие тысячи лет на территории родной страны. Биография Mohandas Karamchand Gandhi Детство и юность будущего «отца нации»Родился Мохандас Карамчанд Ганди 2 октября в 1869 году в прибрежном городе Порбандар, находящемся в Фотография Махатмы Ганди в юностиштате Гуджарат. Так уж повелось, что семья Ганди не была бедной. Она занимала промежуточную ступень в классовом строе Индии, так как принадлежала к варне вайшьям – купцам. Отец Мохандаса Кармчанд занимал достаточно высокую должность министра города. Семья всегда следовала всем религиозным обрядам и традициям. Самой набожной в их семье была мать, которую звали Пулитбай. Она не пропускала ни одного богослужения, занималась чтением религиозной литературы, пропагандировала вегетарианство, соблюдение строжайшего поста и принципов самоотречения. Благодаря ей юный Мохандас вобрал в себя идеи индуисткой религии, которая помогла сформировать его мировоззрение и создать неповторимую личность будущего «отца нации». По традициям древней Индии Мохандас вступил в брак рано, как считается на сегодняшний день, – в 13 лет. Его женой стала Кастурбай, являвшаяся на тот момент ровесницей Ганди. Всю жизнь она была хорошим другом и помощницей своему мужу. В браке у них родилось четверо сыновей: Харилал (1888-1949), Манилал (1892-1956), Рамдас (1897-1969), Девдас (1900-1957). Mahatma Gandhi с женой Кастурбай 1902г По словам самого Мохандаса Ганди, его старший сын Харилал вел неправедный образ жизни, что выражалось в пьянстве и распутстве. Кроме того, он не был верен своей религии, менял ее с одной на другую. Со временем Мохандас отказался от своего сына. Такой образ жизни привел Харилала к тому, что он умер от сифилиса. Остальные сыновья пошли по стопам своего отца и были его ярыми соратниками. Девдас вошел в историю благодаря тому, что сочетался браком с Лакши, являвшейся дочерью Раджаджи, который хоть и был сторонником Ганди и руководителем Индийского национального конгресса, сам Махатма не мог поддержать такой союз их детей. А все дело в том, что семья Лакши принадлежала к варне браминов. Межварнавые браки по религиозным соображениям были запрещены. Несмотря на это, родители Девдаса смягчились и молодые в 1933 году получили разрешение на брак. Часто у интересующихся мировой историей и историей Индии в частности возникает вопрос: Махатма Ганди и – родственники? Нет, они не состояли в родственной связи. Но вот идеологическая связь между ними все-таки была. Когда маленькой Индире было 2 года, она познакомилась с уже тогда знаменитым и популярным «отцом нации». И хоть тогда будущая «железная леди» Индии не осознавала, насколько для нее важно это знакомство, в будущем ее взгляды формировались под его влиянием. Махатма Ганди и Индира Ганди во многом были соратниками, хотя и некоторые их взгляды относительно политики отличались.
Философские убеждения и политическая деятельность «великой души»Когда Мохандасу Ганди было 19 лет, он отправился на обучение в Лондон, где постигал юридическую науку. Когда в 1891 году он окончил учебу, то вернулся в . На родных землях профессиональная деятельность не задалась и в 1893 году Ганди принимает решение отправиться в Южную Африку, чтобы там защищать права индийцев. Ему удается получить должность юридического консультанта торговой фирмы. Именно в тот период своей жизни он впервые применил метод ненасильственного сопротивления, именуемый сатьяграхой. Благодаря такой тактике ему и его соратникам удается добиться отмены некоторых законов унижавших права индийцев. В то время Мохандас Ганди находится в периоде интенсивного формирования своих жизненных позиций, убеждений, взглядов, которые сделали его именно таким, каким его затем познают миллионы людей. На него оказала большое влияние Бхагавадгита – часть шестой книги «Махабхараты», основа индуистской философии. Другими вдохновителями для него стал Л. Н. Толстой, с которым он состоял в личной переписке, и философские взгляды Г.Д. Торо. Желая изменить мир в лучшую сторону, он полагал, что нужно начинать с себя. Ганди был очень требователен к своему образу жизни. Он стал еще больше поститься, отказался от европейской одежды в пользу национальной индийской, принял аскетичный способ существования. Кроме того, в 1906 году он отказался и от супружеских отношений. В 1905 году Ганди возвращается в Индию. Именно тогда с подачи , заслуженного Рабиндранат Тагориндийского писателя и лауреата Нобелевской премии в области литературы, он был именован Махатмой, что означает дословно «великая душа». Этот титул в Индии добавляют к имени только глубокоуважаемых и почитаемых людей, выдающимся общественным деятелям, высокодуховным личностям. Кстати, титул Махатмы Мохандас Ганди так и не принял, считая, что он недостоин его. В то время Махатма организовывает движение за независимость Индии от Британии. При этом он использует только ненасильственные методы борьбы – проповедует, участвует в митингах и мирных демонстрациях. Тогда же он советует индийцам бойкотировать все британское – товары, учреждения и прочее. В 1921 году он становится главой Индийского национального конгресса. Но так как у Ганди возникают разногласия между его убеждениями и взглядами других руководителей, в 1934 году он оставляет свой пост. Особого внимания заслуживает упорная борьба Махатмы Ганди с кастовым неравноправием. Всю свою сознательную жизнь он добивался того, чтобы индийцы освободились от глубоко укоренившихся несправедливых предубеждений относительно неприкасаемых, так как сам факт ущемления прав человека противоречит философии индуизма. Все люди, независимо от расовой, кастовой и религиозной предрасположенности, взглядов, социального и финансового положения являются созданиями божьими. Поэтому он назвал неприкасаемых хариджанами – детьми божьими. Такое мнение можно встретить в цитатах Махатмы Ганди, оставившего после себя много светлых мыслей, до сих пор вдохновляющих людей со всего мира и вселяющих в них надежду на лучшее будущее. Махатма пытался посредством введения законов добиться прекращения ущемления прав неприкасаемых. Он собственным примером старался показать, что они достойны уважения и равноправия с другими людьми. Вместе с ними он трапезничал и ездил в вагонах «третьего класса», предназначавшихся для представителей этой касты, а привлечь внимание общества к их проблеме старался путем мирных демонстраций, голодовок, митингов. Тем не менее, он не считал нужным бороться за то, чтобы неприкасаемым предоставляли места в учебных учреждениях, законодательных органах, так как не признавал их интересов относительно участия в общественной жизни. Казалось бы, Мохандас Ганди мог объединиться единой целью с главой неприкасаемых – доктором Амбедкаром. Но так как крайне радикальные настроения Амбедкара были не по душе Махатме, у них возникли серьезные разногласия, получившие широкую огласку. Даже известен случай, когда Ганди объявил голодовку в ответ на жесткие высказывания и деяния Амбедкара, добившись того, что доктор все-таки пошел на уступки. Хоть больших результатов борьба Махатмы с дискриминацией хариджан не принесла, но она имеет некоторые плоды. Главное его достижение в том, что появился закон, запрещавший ущемление неприкасаемых. Кроме вопроса неприкасаемых он был озадачен войной между индусами и мусульманами, населявшими Пакистан, образовавшимся в результате раздела Британской Индии на Пакистан и Индию. Он всеми силами пытался насаждать принципы ненасильственного решения конфликта. И когда это не приносило плоды, Ганди в 1948 году объявил голодовку. Результатом стало временное перемирие между религиозными группами, лидеры которых смогли на короткий срок договориться о прекращении вражды. Также стоит отметить, что Махатма пытался разрешить проблему ранних браков, которые, как он считал, истощают и физически, и нравственно. При этом достоинство женщин ущемляется. Чтобы это побороть, Ганди призывал женщин участвовать в общественной жизни, помогать мужчинам в их труде, отказаться от иностранных нарядов и роскоши.
Безусловно, за свою жизнь и политическую деятельность Мохандас Ганди «нажил» не только соратников и сторонников своей идеологии, но и ярых противников. Особенно большое количество их было среди религиозных фанатиков. Как умер Махатма ГандиТеррористические группировки «Ваштрия сваям севак», «Раштра дал» и экстремистская организация «Хинду Макасабха» жаждали продолжения войны. Миллионеру Винайяху Саваркару ненавистен был Мохандас Ганди, имевший такое огромное влияние. Он поставил для себя цель уничтожить «отца нации». Для этого создал террористическую группировку и планировал заговор против Ганди. 20 января 1948 года спустя два дня по истечении голодовки произошло покушение на Махатму. С террасы своего дома в Дели он проповедовал перед верующими. Среди присутствующих был пенджабский беженец по имени Маданлал, бросивший в сторону Ганди самодельную бомбу. Хоть она разорвалась в непосредственной близости от Махатмы, никто не пострадал. Правительство Индии, крайне обеспокоенное этим инцидентом, хотело усилить охрану «отца нации», на что тот ответил категорическим отказом. «Если мне суждено погибнуть от руки безумца, – изрек Ганди, – я сделаю это с улыбкой». 30 января 1948 года – роковой день не только для Мохандаса, но и для всех его идеологических поклонников. Произошло убийство Махатмы Ганди. В сопровождении своей племянницы он вышел на лужайку перед своим домом для выполнения вечерней молитвы. Как всегда он находился в окружении многочисленных приверженцев его учения. Воспользовавшись суматохой, Натхурам Годзе приблизился к Ганди и трижды выстрелил в него. Третья пуля оказалась смертельной и он, умирающий, произнес: «О, Рама! О, Рама» и показал жестами, что он прощает своего убийцу. Веки великого «отца нации» навсегда сомкнулись в 17 часов 17 минут. Годзе пытался на месте совершить самоубийство, но к нему бросилась обезумевшая толпа, пытавшаяся совершить самосуд. Однако один из телохранителей Ганди сумел вырвать его из рук людей и затем передать в руки правосудия. Двое из зачинщиков заговора были приговорены к смертной казни через повешение, а остальные получили пожизненные сроки тюремного заключения. Смерть Махатмы Ганди всколыхнула не только Индию, но и весь мир. Люди скорбели, оплакивали духовного учителя. Повсеместно даже вспыхивали различные бесчинства. В память о ГандиВ разных странах мира можно встретить мемориалы и памятники, возведенные в честь «великой души». Также есть памятник Махатмы Ганди в Москве. Везде его запечатлели уже в преклонном возрасте с посохом в руке и босиком. Именно таким его помнит мир. Столица штата, где родился Ганди, была переименована в его честь – Гандинагар. И даже наиболее известный и влиятельный клан политиков, в который входили Раджив, Индира, Соня и другие, назван именно в его честь – Ганди. Почитание Махатмы Ганди у индийского народа было безграничным, так как он был одним из главных лидеров против дискриминации народа. Детство и юностьМохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 году 2 октября в штате Гуджарат прибрежного города Порбандар. Семья не была бедной - (купцов), к которой они относились, занимала в обществе промежуточное положение. Отец был в должности главного министра Порбандара. В семье Мохандаса поддерживались религиозные традиции. В духовной жизни молодого Ганди присутствовали вегетарианство, посты, богослужение, самоотречение. Индуистская религия формировала его мировоззрение. Ганди обручили с девушкой Кастурбай в 13 лет. Жена была ему всегда верным другом и помощницей. В браке появилось четверо сыновей . Старший сын Харилал не оправдал доверия, вел неправедный образ жизни. В итоге он умер от сифилиса. Другие сыновья были активными сторонниками отца. Семья Мохандаса использовала возможность дать образование сыну. В 19 лет он учился в Лондоне на юриста. После учебы в 1891 году возвратился на Родину.
Мохандас Карамчанд Ганди, величайший из борцов за освобождение Индии, родился 2 октября 1869 в Порбандаре (в нынешнем штате Гуджарат), в состоятельной семье . Его отец был главой правительства небольшого княжества Раджкот, а мать – очень религиозной и благочестивой женщиной. 13-летним, в мае 1883, Мохандас женился на своей ровеснице, Кастурбай Маханджи. Позже имел от неё четырёх сыновей. В 1915 Мохандас Карамчанд вернулся в Индию. Как религиозный гуру он основал уединённую обитель для учеников – ашрам Сабармати – на окраине города Ахмадабада. Ганди и на родине продолжил общественную деятельность. Он вступил в крупнейшую патриотическую партию – Индийский Национальный конгресс (ИНК) – и в 1918 получил большую известность, возглавив направленные против британских притеснений сатьяграхи в Чампаране (область Бихар) и Кхеде (Гуджарат) . Народ преисполнился уважения к подвижнику-патриоту и стал называть его Бапу («Отец») и Махатма («Великая душа»). Протесты индийцев против сурового акта Роулетта привели к столкновениям с британцами и расстрелу туземной толпы в пенджабском городе Амритсар (апрель 1919, погибло около 400 человек). В ответ Ганди, ставший теперь уже самым авторитетным вождём ИНК, организовал общенациональную сатьяграху – «движение несотрудничества » с колонизаторами. Участники этого движения потребовали для Индии самоуправления – свараджа . Махатма распространял в народе и идею свадеши – экономической самостоятельности от Англии, выступая за бойкот привозимых из Европы товаров, за развитие внутри страны ручного прядения, ткачества и т. п. Махатма остановил сатьяграху после нарушения принципа ненасилия во время инцидента в Чаури-Чаура (февраль 1922), где толпа разъярённых индийцев сожгла 21 полицейского. В марте 1922 Ганди был арестован англичанами «за подстрекательство к мятежу» и осуждён на шесть лет тюрьмы. В феврале 1924 его освободили по состоянию здоровья. Индийское движение утихло, но в конце 1920-х вновь стало расти. В декабре 1928 Ганди и ИНК потребовали от британского правительства предоставить Индии статус доминиона, дав «год на размышление». Англичане отвергли это требование, и весной 1930 Махатма открыл широкую агитацию за массовый неплатеж налогов. В марте – апреле 1930 Ганди лично возглавил 400-километровый Соляной поход своих сторонников из Ахмадабада в местечко Данди, на морской берег, где выпарил соль в знак нарушения колониальной монополии на неё. Ганди во главе Соляного похода, 1930 Эта новая сатьяграха была остановлена весной 1931 в обмен на обещание англичан реформировать управление Индией. Но «конференция круглого стола», собранная в Лондоне по этому поводу, дала мало результатов. Британский Акт об управлении Индией 1935 года расширил права уже существовавших в стране провинциальных законодательных собраний и увеличил с 5 до 30 млн. число людей, имевших право избирать их депутатов, однако ИНК считал эту уступку недостаточной. С середины 1930-х Ганди деятельно агитировал за смягчение кастовой системы и особенно – за лучшее обращение с неприкасаемыми . Недовольство в Индии вновь резко возросло, когда англичане вовлекли страну во Вторую Мировую войну без её собственного согласия. Часть членов Индийского Национального конгресса во главе с Субхасом Чандрой Босом даже искала в войне союза против Англии с державами Оси и Японией. Ганди объявил любой альянс с фашистскими державами безнравственным, воздержался от новой массовой кампании протеста, но призвал до новых уступок англичан Индии вести индивидуальную сатьяграху и не поддерживать британских военных усилий. Английская «миссия Криппса» весной 1942 предложила вождям Конгресса статус доминиона после войны, но с правом любой области отказаться от этого него. «Правом отказа» могли воспользоваться прежде всего индийские мусульмане, которые уже тогда не желали жить в одном государстве со сторонниками индуизма. ИНК отверг предложение Криппса, усмотрев в нём стремление к расколу страны, и летом 1942 под влиянием Ганди издал резкую резолюцию «Покиньте Индию!» Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, 1942 Под её влиянием вновь началось массовое антибританское движение. Англичане подавили его, арестовав более 60 тысяч человек. В тюрьме оказались лидеры Конгресса и Ганди. Махатма был освобождён по здоровью лишь в мае 1944, а вожди ИНК – только к концу войны. По окончании войны уже никто не сомневался, что дни английского владычества в Индии сочтены. Ганди твёрдо ратовал за сохранение единства страны после падения колониализма, но Мусульманская Лига и её вождь Джинна тяготели к созданию отдельного независимого исламского государства – Пакистана. Английская миссия Петик-Лоуренса весной 1946 предложила создать на месте британской Индии рыхлую федерацию из одной индусской и двух мусульманских частей. Отношения между индусами и магометанами тогда уже столько обострились, что ИНК, вопреки мнению Ганди, принял этот план. Но ещё до его осуществления начались жестокие религиозные схватки. Весной 1947 новый английский вице-король Индии, Маунтбеттен, выработал новый план: раздела Индии на два доминиона, индусский и мусульманский, уже без всякой федерации. Этот проект и был воплощён в жизнь вслед за уходом англичан, 15 августа 1947. Махатма мучительно скорбел из-за провала двух главных идей его жизни: единства родины и ненасилия. Установление границ между доминионами сопровождалось усилением религиозной резни. В ходе неё более 10 млн. индусов и мусульман бежало из родных мест, около 1 млн. были убиты. В октябре 1947 началась уже формальная индо-пакистанская война . Ганди агитировал в Дели за примирение с мусульманами. Это вызвало ярость у крайних индусских националистов. 30 января 1948 один из них, Натурам Годсе, убил 78-летнего Ганди во время публичной проповеди выстрелами из пистолета. |