Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Мы не справимся с агрессией в школах без преподавания духовной культуры. Митрополит новосибирский и бердский тихон

Перед Богом обязан

Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский (родился в 1948 году)

с 28 декабря 2000 года – архиепископ Новосибирский и Бердский, с 8 января 2012 года – митрополит Новосибирский и Бердский.

Печатается по книге:

«Созидатели» : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I . С. 421-432.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

Наш суровый и холодный край обладает особо притягательной силой, способностью влюблять в себя и покорять тех, кто соприкоснулся с ним. Через это прошли многие тысячи людей. Думается, что эту таинственную силу земли сибирской испытал на себе теперь и высокопреосвященный владыка Тихон. Теперь. А ведь изначально относился к ней неприязненно.

Но пути Господни неисповедимы. Думал ли он, воронежский мальчик, что ему когда-нибудь предстоит посвятить себя служению Сибири и ее людям? Сибири, о которой так не любил рассказывать пострадавший от репрессий его отец, а если и рассказывал, то коротко и страшно: «Привезли нас, двух малолетних мальчишек вместе с мамой, вытолкнули из товарного вагона прямо в снег: живите, как хотите. Цивилизации никакой. Зимой снег. Летом болото. Не дали учиться... ». И эти короткие фразы глубоко запали в душу отроку. И он, как и отец... не любил Сибирь. Заочно, априори.

Но именно поэтому, как это ни покажется странным неверующему человеку, поехал сюда. Для него, служителя Церкви, нет ничего выше служения ей. А истинное служение – делать трудное дело, такое, которое не хотят делать другие. Сибиряку трудно понять, что его земля и его город вызывает почти что ужас у жителей средней полосы России и особенно у москвичей. И Новосибирск для них не столица края, а просто провинциальный город в этой ужасной Сибири. И отъезд сюда равносилен ссылке.

– Сан сниму! От веры отрекусь! – возмущался один из высоких церковных иерархов, узнав, что его могут направить в одну из сибирских областей.

Не таков владыка Тихон. Для него, патриота и гражданина, было понятно, что для Церкви и Отечества сейчас очень важно принести Слово Божие в атеистическую Сибирь. Вот почему, когда совершился обряд хиротонии – посвящения во епископа Новосибирского, он сказал в своем прощальном слове святейшему патриарху: «Мои дед и отец побывали в Сибири. Правда, не по собственной воле. Они были репpecсированы. Теперь вот вы и меня посылаете, за что я вам очень благодарен».

Нового владыку встречали восемь священников – именно столько батюшек трудилось тогда в нашем городе. При этом, замечу попутно, работало почти 200 тысяч работников идеологического, то бишь атеистического фронта.

Но, как говорится в Писании, – не бойся малое стадо. На гребне пробудившегося интереса к религии и Церкви новый руководитель епархии активно ищет новые формы свидетельства о православии. Во всех храмах обширной тогда епархии (Новосибирская, Томская области, Алтайский край) создаются воскресные школы для обучения взрослых и детей. В них преподаются Священное Писание, катехизис, литургические знания, Закон Божий. Священники выходят в школы и вузы, где читают лекции на духовно-нравственные темы, выступают в домах престарелых, интернатах, колониях, воинских частях. Открываются приходские библиотеки, а в епархиальном управлении заработали «богословские среды» – кружок, который посещают студенты новосибирских вузов. Организованы курсы для кандидатов в священнослужители – кадровый вопрос был самым острым в ту пору. Заработал редакторско-издательский совет, который занимается вопросами выпуска литературы духовно-нравственного содержания. Сотрудники епархии вместе с прихожанами стали оказывать материальную и духовную помощь инвалидам, сиротам, осужденным. Завязалась плодотворная работа со средствами массовой информации. И, конечно же, начали открываться новые приходы.

Буквально в считанные месяцы русская православная Церковь в Новосибирске становится заметным общественным институтом. В приемной владыки Тихона многочасовые очереди – в городе теперь считается хорошим тоном испрашивать благословения на открытие нового дела. Ходоки из глубинки, руководители вновь появившихся общественных организаций, военные, предприниматели приходили за советом, поддержкой, искали пути к сотрудничеству и взаимодействию. Начались массовые крещения. Ежедневно в единственном тогда соборе, Вознесенском, крестились по 500-600 человек. Батюшки падали от усталости, но пребывали в радости, воспринимая жажду людей принять святое крещение как милость Господню.

Свою первую архиерейскую службу в Новосибирске епископ Тихон совершил 28 августа 1990 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, а всего через 8 месяцев, в начале мая 1991 года в наш город прибыл Eго Святейшество Патриарх Всея Руси Алексий II. И новому управляющему епархией было что сказать и что продемонстрировать Святейшему. И самое главное – даже не вновь открытые приходы, не возвращенный в лоно Церкви храм Александра Невского, а разительные перемены в настрое общества, в готовности обратить свои взоры в сторону Церкви. Открывшиеся шлюзы демократии словно шелуху смели «единственно верное материалистическое миропонимание» и насаждавшийся десятилетиями атеизм. Время и титаническая подвижническая деятельность немногочисленных пастырей Божиих сделали свое дело - подавляющее большинство населения если еще не пришли к вере в Бога, то уже отреклись от веры в Ничто. И надо было видеть, с какой готовностью еще всемогущие тогда партийные боссы – недавние ревнители атеизма – рапортовали Святейшему о своей приверженности христианским идеалам и желании поддерживать православную Церковь! Говорили вполне искренне и позднее доказали это делами!

В то время владыка активно выступает в газетах, на телевидении, свидетельствуя о Господе. Многое тогда открывалось нам впервые: в частности, хотя бы то, что «образованный человек» – термин церковный, означающий, что человек несет в себе образ Божий, и многое-многое другое. Но особенно поразил и надолго запомнился ответ владыки на вопрос одной журналистки о том, почему в Церковь идет мало молодежи (так еще и было тогда): «То, что в Церковь идет мало молодежи – не укор и не позор для Церкви. И то, что в Церкви стоят старики и старушки – это СЛАВА ЦЕРКВИ! Значит, эти люди не нашли ничего другого в жизни и в конце ее пришли не в театр, а в Церковь. Молятся и просят Бога о прощении грехов. Потому что знают, что стоят перед Вечностью, а в Вечность грязным не войдешь ». Старики – слава церкви! Как сказано! В этом изречении и любовь, и философия, и истина. В этом выражении весь владыка с его потрясающим умением говорить просто и емко о самых глубоких и сложных понятиях, умением говорить на чистом и красивом русском языке, умением, которое почти утрачено нашими современниками. Речь владыки – это речь всесторонне образованного человека, прекрасно знающего европейскую культуру, человека, обладающего редкой широтой взглядов.

Старики – слава Церкви! А нам-то внушали: старики ходят в церковь потому, что малообразованны, некультурны. Образованный же человек не пойдет в храм, потому что овладел единственно верным марксистко-ленинским учением. Так целым поколениям прививалось пренебрежительное, неуважительное отношение к своим предкам, к своим корням и к своей истории, наконец.

Старики – слава Церкви! Сколько любви и уважения к тем, кто прожил долгую жизнь! Для него лично, для юного отрока Леонида, любовь к тем, кто прожил долгую жизнь, началась с любви к бабушке, которая привила внукам веру в Бога и учила их, как важно нести по жизни эту веру в чистоте и незапятнанности.

– Ребятишки – говаривала она, – храните веру в Бога. Не зарплата главное, не деньги, а вера.

Дом, семья, весь уклад жизни которой строился соответственно этой вере, где читались молитвы, соблюдались посты и чтились праздники, где всё основывалось на Божиих заповедях, конечно же, формировали с младенчества его религиозные убеждения. И он еще совсем маленьким мальчиком сделал свой первый нравственный выбор.

Сам он вспоминает об этом так:

В первом или втором классе учительница сказала: «Знаете, дети, Бога нет!» Я тогда подумал: мама и бабушка говорят, что есть, а учительница, что – нет. Значит, кто-то из них врет. Мама и бабушка не станут обманывать. Я ведь – ихний. Значит, врет учительница. Я-то ведь ей никто. Почему она должна мне правду говорить?

Так семилетний отрок, сам того не осознавая, проявил стойкость в вопросе веры. Сколько раз ему еще придется стоять за веру в атеистическом государстве! И, после службы в армии, после этих иссушающих душу политчасов, после всей этой пропаганды и неправды, против которых бунтовала юная душа, он решил пойти послужить в храм, оттаять душой и разобраться в себе и подумать о своем дальнейшем пути. Он тогда еще не собирался становиться священнослужителем – просто приехал в Переславль-3алесский, поступил в Покровский храм, алтарничал, пономарил, пел на клиросе, убирал в храме. Делал самое простое дело. Но с этого момента и началось его возрастание на ниве церковного делания. Не зря же говорят, что человека по жизненному пути ведет Господь. Настоятель храма отметил благочестие и усердие способного молодого человека и сказал: «Teбе надо поступать в духовную семинарию».

Предложение было неожиданным, и будущий владыка для себя решил положиться на волю Господа: поступлю – поступлю. Нет – значит нет. Времени на подготовку не было, но он поступил.

Одаренный и усердный семинарист, блестяще овладевавший науками, был замечен, и по окончании семинарии ему предложили поступить в Московскую духовную академию, которую и закончил в 1984 году со степенью кандидата богословия. Следующим шагом стала аспирантура при академии. Еще учась в семинарии, начал работать в издательстве московской патриархии, а в 1981 году принял монашеский постриг. В 1986 году архимандрит Тихон становится насельником Свято-Данилова монастыря, несет послушание помощника эконома обители, затем – эконома, а еще через год становится наместником того же монастыря.

Вот здесь, на самостоятельной работе, в полной мере начинают проявляться его недюжинные таланты организатора, созидателя. Ему выпала счастливая возможность принять на себя труды во имя Господня, восстанавливая Свято-Данилов монастырь, эту жемчужину XIII столетия. Кому хоть единожды выпадало строить, знает, сколь многотрудное и хлопотное это дело. Строить же в эпоху социалистического хозяйствования, да еще в застойные годы, – стократ труднее, потому что все – от гвоздя до железа – дефицит. Все надо выбивать, доставать, все добытое уберечь от алчущих заполучить себе эти вожделенные дефицитные вещи. Мало того, необходимо было со всей бережностью отреставрировать утраченные элементы росписи, живописи, лепнины, резьбы, соблюдая старинную технологию. Благодаря подвижническим усилиям нового наместника дивный памятник русской истории и культуры возвращен к жизни в своей первозданной красоте. Это являлось работой общероссийского значения. Не зря сей труд удостоен значительной награды – Патриаршего креста.

Это благословенное качество – ничего не делать с прохладцей, а работать, вкладывая в дело сердце, он несет через всю свою жизнь, что оценили и новосибирцы, и сам Святейший Патриарх, отозвав в 1995 году владыку Тихона в Москву, для налаживания работы в издательстве Московской Патриархии. Когда он вступил в должность председателя издательского совета и главного редактора, то оказалось, что его большой, в 80 человек штат сотрудников более полугода сидит без зарплаты, склады пусты, а материальной поддержки ждать неоткуда. И тогда опять, как уже бывало не раз, епископ Тихон превратил рабочее место в свой дом. Он буквально дневал и ночевал здесь: в смежную с рабочим кабинетом комнату была поставлена кровать. Дел предстояло переделать столько, что он считал непростительным тратить время на дорогу; ночь и усталость заставали его прямо в офисе. Но зато не прошло и года, как издательство стало подниматься. К моменту, когда владыке предстояло «второе пришествие» в Новосибирск, а это случилось в 2000 году, в издательстве уже забыли о былом неблагополучии – оно стало процветающим учреждением.

Труды владыки Тихона на ниве церковного делания отмечены многими наградами, в числе которых и орден «Равноапостольного великого князя Владимира» и орден «Преподобного Сергия Радонежеского», и медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но не ради славы и наград несет многотрудное бремя архиепископ Тихон, а для пользы Отечества и святой Церкви.

Приехав вторично в наш город, он ставит перед собой новую небывалую задачу – ввести основы религиозного образования в общеобразовательных учебных учреждениях.

Конституция в России не позволяет преподавать в школах Закон Божий, больше того, в последние годы в школы, под видом борьбы с сектанством, не допускают и священнослужителей православной церкви. Это тем более грустно и непонятно, что порой продавцы наркотиков чувствуют там себя вольготно.

– Да, Церковь отделена от государства, – с горечью говорит владыка. – Но мы же граждане своей страны, мы не можем равнодушно проходить мимо безобразий, которые происходят в нравственной атмосфере общества. Почему порнографию можно пускать в каждый дом, а слово Божие нельзя? Ведь нас стали выдавливать с телеканалов! Человеку необходимо напоминать о том, что он – высшее существо, что он должен чтить отца своего, не должен красть, убивать. Если люди не слышат эти спасительные истины, они легко впадают в забвение, ими начинают овладевать пороки. И чем больше у человека пороков, – со свойственной ему афористичностью отмечает владыка, – тем больше доходов от него можно получать! Вот почему выдавливаются религиозные передачи из телевизионных программ – капиталу это невыгодно. Но мы не собираемся сдаваться!

Так что можно сказать – православная Церковь в Новосибирске вступает в борьбу со всесильным капиталом, в сражение за нравственное состояние общества, за молодежь. На стороне противника – деньги с их обольстительной и одновременно губительной сущностью, здесь – всего лишь Слово. Но владыка верит и молится и надеется, что с помощью Слова можно отстоять лучшую часть молодежи от заманчивых, но смертельно опасных соблазнов, которые подстерегают юные души на каждом шагу. На карту поставлено самое дорогое – будущность нации, страны, ее молодое поколение.

Им вместе с настоятелем храма «Всех святых в Российской земле просиявших» протоиереем Борисом Пивоваровым впервые в России написан и издан учебник «История православной культуры России». Отрадно, что начинатели не остались на этот раз одиноки, идею с самых первых ее шагов поддержал министр культуры России Швыдкой. Сейчас в ряде школ города ведется преподавание нового спецкурса, и будем надеяться, что с помощью Божией новый предмет станет обязательным. Еще в школе нас учили, что личностные качества человека определяются по тому, как он относится к старикам и детям. Про стариков мы уже говорили, о детях хочется сказать особо.

– Я – монах, – говорит владыка. У меня нет своих детей. Но тем более мне хочется что-то сделать для них...

И он делает столько, что всего не перечислишь. Теплом и заботой он окружил две детские православные гимназии города, многочисленные воскресные школы, не остались без попечительства и дети-сироты, и инвалиды, и учащиеся кадетского корпуса, и просто городские и сельские детишки. Владыка с удовольствием приходит на различные детские праздники, конференции, не пропускает даже открытия городской елки. Больше того, он просто наслаждается детским обществом. Резвые игры, звонкий смех не раздражают его, а напротив дарят удовольствие. И он очень любит побывать среди ребятишек где-нибудь на природе, в загородном детском лагере, посмотреть, как носится ошалевшая от вольного воздуха и простора детвора, как радуется жизни и солнцу.

Кстати сказать, в области открыто семь детских загородных православных лагерей, в которых все, начиная от ремонта, кончая необходимым оборудованием, приобретается и делается за счет епархии. Для сравнения: в Московской области нет ни одного лагеря для православных детей! В 2003 году государство намерено отказаться от финансирования детского отдыха, от оплаты за путевки для детей. И владыка, со свойственным ему умением обобщать, высказывается:

Если государство не хочет это делать, то для чего такое государство? Зачем власть, если она не заботится о народе? Чтобы деньги перекачивать на счета богатых? Олигархов она не может обидеть, а детей можно? И кстати, не такие уж и деньги это великие...

Так что теперь к бесконечным заботам управляющего Новосибирской епархией добавилась еще одна: где раздобыть деньги на оплату путевок для детей?

И если уж заговорили о человеческих качествах архиепископа Тихона, то нельзя не сказать о его удивительном свойстве приходить на помощь новым начинаниям, организациям, людям. Так, при его поддержке начал издаваться популярный ныне журнал «Сибирская горница». Согласие такого высокоуважаемого человека, как владыка, возглавить попечительский совет нового издания привлекло многих авторитетных людей, которые, если бы не владыка, вряд ли согласились бы при своей занятости уделять внимание еще не родившемуся журналу, – ведь участие в этом проекте не прибавляло ничего к их карьере. Однако уже сама возможность работать и общаться со столь уникальным человеком привлекло внимание к новому начинанию. И журнал для семейного чтения вышел в свет в труднейшем 1995 году. Сегодня попечительский совет «Горницы» – содружество предпринимателей, писателей, политиков, объединенных общей идеей, имя которой – возрождение Отечества.

Благодаря моральной поддержке владыки не кануло в Лету, не исчезло добровольное общество книголюбов. Наоборот, оно приобрело новое дыхание, новый размах, вышло на новый уровень деятельности.

Наш именитый земляк Юрий Магалиф, талант которого так ярко раскрылся именно в последние годы его долгой жизни, годы, на которые пришлась дружба поэта и высокого церковного иерарха, написал, провожая в Москву своего духовного наставителя:

Вас от сердца отрываю,

Да испытываю тягость

И повсюду вспоминаю

Вашу мудрость, Вашу благость.

Эту благость испытывают многие люди, которым доводилось когда-либо общаться с владыкой. Нередко можно слышать о нем:

Владыка даже может ничего тебе не сказать, но постоишь возле него и вдруг понимаешь, что все у тебя получится, что твои «непреодолимые» проблемы перестают тебе казаться столь трудными, начинаешь понимать, что тебе по плечу сладить с ними.

Удивительная память владыки позволяет ему ничего и никогда не забывать. И, даже если прошло много времени, он никогда не забудет при первой возможности исполнить свое обещание. Так же не забывает он и людей, которые сотрудничали с ним. И как же радостно и неожиданно бывает получить вдруг поздравление от самого управляющего Новосибирской кафедрой с Рождеством или Пасхой, или приглашение на какое-либо мероприятие!

Даже путешествуя по Святой Земле, набираясь необыкновенными впечатлениями, служа в различных храмах, проводя ночи в душеспасительных беседах с сопровождающими, не имея буквально свободной минуты, он не забывает тех, кто сотрудничал с ним в Сибири. Именные иконки, освященные на земле Иисуса Христа, получили в подарок десятки людей. Это внимание трогает до слез даже людей несентиментальных: как при такой занятости нашел этот человек возможность вспомнить и обо мне?

Однако при своей феноменальной памяти он не копит обиды, которые понес от кого-либо, а умеет с удивительной добротой прощать повинившихся. Но, справедливости ради, надо сказать, что при всей своей доброте владыка Тихон далеко не добренький. Он может быть строгим и даже суровым. Не прощает лжи, искажения чистоты веры, не жалует лености со стороны священнослужителей. Его порицания, да что там порицания! – его неласкового взгляда побаиваются и прихожане и подчиненные, и даже сотрудничающие с ним миряне: – владыка!

Магнетизм этой личности настолько велик, что где бы ни появилась его внушительная фигура с пастырским посохом в руках, она моментально становится центром притяжения: вокруг начинают скапливаться люди. Одни стремятся попасть в поле его благодатной ауры, другие – услышать его душеспасительные речи, третьи – поймать хотя бы взгляд.

Он владеет бесценным даром устанавливать контакт с любой категорией слушателей. Понимая, как трудно многим преодолеть смущение от общения со столь неординарным человеком, владыка мягкой шуткой, веселой историей, новым анекдотом моментально снимает возникающее напряжение, что позволяет очень быстро переходить к деловому разговору. Где бы он ни был, он никогда не повторяется. Его выступлениями заслушиваются даже те, кто слушал их многажды, путешествуя, вернее, работая в поездках на поезде «За духовное возрождение России» или на корабле «Святой апостол Андрей Первозванный» по селам и деревням области. Организации таких поездок по самым отдаленным уголкам нашей огромной области, миссионерские свидетельствования о Господе, массовые крещения тысяч селян, душеспасительные беседы, организация материальной и медицинской помощи для нуждающихся сделали эти поездки столь важной частью жизни нашей губернии, что теперь им придан официальный статус, и они стали финансироваться из бюджета области!

Интересно, что единожды попав под благодатное влияние этой личности, люди начинают критичнее относиться к себе и своим поступкам, оценивать их как бы его оценками, мерить его мерами. И, удивительно, даже когда епископ Тихон был отозван в Москву на долгие пять лет, возникшие духовные связи не обрывались, и люди продолжали ощущать его незримое присутствие и стремились поступать так, чтобы не заслужить неодобрения владыки, чтобы не было стыдно перед ним, чтобы быть достойными уважения такого человека.

За последнее десятилетие жизнь так круто развернула свое русло, что никто, ни один общественный деятель так много не общается с народом, как руководитель епархии. При этом он не похож ни на одного из представителей политического «бомонда» – он такой один. И, думается, никто не оспорит того факта, что сегодня владыка Тихон самое популярное лицо в общественной жизни области. Когда он начинает говорить, его слово весомо и значимо. И он, словно сознавая свое ключевое положение, с каждым годом ставит перед собой все более трудные задачи, взваливает на себя все более тяжкие труды. Стоит только задуматься какую непомерную ношу несет этот человек и в какое трудное время работает и молится, то станет ясно, что без промысла Божия здесь не обходится.

За годы его работы святое крещение приняли свыше 200 тысяч человек! В епархии сегодня 100 приходов – сравните эту цифру с первым годом его служения, когда в городе действовал всего лишь один храм! Идет строительство 45 храмов, служение совершают более 200 священнослужителей. Кадровую проблему решает православный Богословский институт, который уже произвел первый выпуск дипломированных специалистов. При епархиальном управлении действует 15 отделов, которые ведут работу по самым разным направлениям – религиозному образованию, миссионерству, духовному окормлению молодежи, осужденных, воинов, по работе сестричеств, по работе с жертвами сект. Действует 57 воскресных школ, проходят масштабные мероприятия совместно с администрацией области и города. Стоит лишь вспомнить всеохватность празднований Дней славянской письменности и культуры, Дней равноапостольных Кирилла и Мефодия, в которых принимали участие тысячи жителей городов и сел. А Рождественские чтения, а Троицкие вечера? Список деяний владыки можно продолжать и продолжать.

Но особое значение владыка придает деятельности монастырей, которых никогда не было в наших краях. Монастыри всегда становились светочами духовной жизни, оплотами Руси в вере и правде. Неустанные молитвы монастырских насельников, неугасимые свечи монастырей необъяснимым образом очищали нравственную атмосферу вокруг, сплачивали народ, укрепляли его в православной вере, любви и преданности Святой Руси, Отечеству.

Теперь в области и городе возносят свои молитвы к Господу в восьми монастырях и 17 монастырских подворьях. Населяют их 70 женщин и 160 мужчин. Большинство монастырей имеют крупные хозяйства, содержат молочный и рабочий скот, птицу, пасеки. Некоторые осваивают рыбоводство и лесоразработки. Развивается овощеводство, выращиваются фрукты и ягоды, зерновые. Время показало, что даже простая хозяйственная деятельность монастырей несет миссионерскую нагрузку. Большинство населенных пунктов, в которых они расположены, влачат жалкое существование. За годы атеизма уничтожены духовная основа, культура труда и быта, подорвана нравственность. Большая часть населения страдает алкоголизмом и наркоманией, уничтожены запасы семян, вырезан скот. Однако с приходом монастырей безрадостная картина начинает меняться. Их насельники, подавляющее большинство которых - горожане и интеллигенция, показали своим примером, чего можно достичь с Божьей помощью усердным трудом. И на этом примере все больше сельчан возвращаются к нормальному быту, начинают добросовестно трудиться, приходить в храмы, оставляют пагубные пристрастия.

Видя первые подвижки, которые принесло монашеское делание, владыка воскликнул:

Раз в монастыри пошли мужчины, отечество начало возрождаться!

Благо России, благо соотечественников, благо сибиряков – постоянный предмет его встреч с властями предержащими. Счастливый талант архипастыря Тихона выстраивать отношения с людьми любого ранга помогает ему в решении многих задач, в необъятных его трудах. Полномочный представитель президента РФ, губернатор, мэр, главы районных администраций, деятели культуры, науки, военные – со всеми владыка находит взаимопонимание и пути совместной деятельности, направленные на благо народа.

Всего около семи лет окормляет епископ Тихон Новосибирскую епархию, но уже столь много сделано этим человеком, что можно с уверенностью сказать, что со времен академика Лаврентъева не было в нашем городе человека, масштабы созидательной деятельности которого были бы также всеохватны. И тот и другой благодатно преобразили наш край. Только на службе первого было все могучее государство с его бездонным в ту пору государственным бюджетом, партийно-чиновничий аппарат, покровительство генсека, а на службе второго – лишь промысел Божий. Новосибирску повезло, что под его небом вскрылилась такая яркая и значительная личность, которой суждено вписать свои страницы в его историю. А мы, современники, можем только гордиться, что нам повезло знать его, работать с ним, учиться у него.

Что же касается самого владыки, то он оценивает свои труды по-церковному скромно и смиренно:

Мы пришли в Церковь не для того, чтобы руководить, а чтобы спасти душу. Я делаю дело не потому что надо мной стоит надсмотрщик, а потому что я перед Богом обязан. Мне гордиться нечем – мой труд не только послушание, а и средство пропитания, я ведь за него еще и деньги получаю... Какой бы пост человек ни занимал, он должен себя чувствовать послушником, так учат отцы Церкви, так учили мои духовники, моя бабушка.

Вот таков он, владыка Тихон, управляющий кафедрой русской православной Церкви в Новосибирской области. Муж веры, он поставил себя на стражу русского православия, русского народа, русской культуры и делает все, чтобы единая некогда, могучая православная Россия не была разобщена, растаскана по различным духовным конфессиям и духовным центрам. Любя Россию всем сердцем, будучи ее горячим патриотом, он со своим воинством православных духовных пастырей противостоит наглому натиску бездуховности, ведущему к кризису чести, совести, семьи, государства. Отстаивая везде и всюду идеи православия, он отстаивает тем самым интересы России и ее драгоценной жемчужины – Сибири, к которой прикипел, которая вошла в его душу и кровь.

Издательство:

Клуб меценатов

Место издания.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился к клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской митрополии

Фото: Влад КОМЯКОВ

Изменить размер текста: A A

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит», - возвещает нам Церковь Христова.Ангелы с пастырями славословят Богомладенца Христа, восточные мудрецы за звездою путешествуют. И мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, последуя призыву Церкви, ныне приходим во святой храм, как в Вифлеем , чтобы здесь прославить Богомладенца Христа - «нас бо ради родися Отроча Младо Превечный Бог».

Нас ради Единородный Сын Божий вочеловечился, как исповедуем мы в Символе нашей спасительной Веры Православной. Нашего ради спасения Господь наш Иисус Христос пострадал на Кресте и «приобрел Себе Кровию Своею» Церковь (Деян. 20, 28). Воскреснув боголепно из мертвых, Спаситель мира через Святое Крещение призвал нас в Церковь Свою, чтобы в Церкви, как в спасительном ковчеге, мы достигли спасения вечного в Его Небесном Царствии.

Каким же является исторический путь Церкви на земле, и каков путь христианина в Царство Небесное? - Этот путь является крестным, как крестным являлся весь путь земной жизни Господа нашего Иисуса Христа от Вифлеема до Голгофы. Сначала богоборец Ирод послал своих воинов убить Христа. Затем языческие императоры несколько веков гнали Церковь Христову. Страшные гонения за Христа испытали и наши соотечественники - Новомученики и Исповедники Церкви Русской двадцатого столетия. А в целом ряде стран и в настоящее время людей преследуют и убивают за веру во Христа. Так исполняются пророческие слова Христа Спасителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Блаженство же изгнанных за правду Божию вознаградится обетованием нескончаемой радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Совсем недавно, 4 декабря минувшего года, исполнилось 100 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Тихона. Интронизация эта произошла в самый разгар революционных событий, когда Московский Кремль расстреливали большевики и когда уже начинались лютые гонения на Русскую Православную Церковь. И Промыслу Божию было угодно, чтобы именно в это время было восстановлено каноническое управление Русской Православной Церкви. А Святейший Патриарх Тихон стал символом православного единства для миллионов верующих России .

Принятое Поместным Собором 1917–1918 годов решение о возрождении Патриаршества, явилось поистине историческим событием в жизни Русской Православной Церкви, в годы начинавшейся эпохи гонений обретшей своего Предстоятеля и Заступника пред Богом - Святейшего Патриарха Тихона.

Деяния Поместного Собора Русской Церкви, проходившего сто лет назад в Москве , во многом определили исповедническую миссию Русской Церкви в годы гонений XX века. Несмотря на тяжелейшие испытания, Церковь всегда оставалась со своим народом, искренне радела о сохранении в нашей стране нравственных и патриотических ценностей, ежедневно вознося молитвы о Богохранимой стране нашей, о мире во всем мире, о спасении и Божией помощи всему народу нашему.

Благодаря жертвенному свидетельству о Христе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской «в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала Христианская Церковь». (Документ «О мерах по сохранению памяти Новомучеников, Исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонения пострадавших».)

В Послании Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, приведены следующие очень важные слова: «Памятуя о трагических событиях ХХ века и размышляя об их причинах, мы должны с глубоким смирением и искренним убеждением свидетельствовать пред ближними и дальними о главном уроке минувшего столетия: без Бога никакое государственное или общественное строительство не приведет к благополучию. История показала, что пагубными для государств и гибельными для людей являются революционные настроения, порожденные политическими провокациями, в том числе использующими запрос на социальную справедливость. Представители всех слоев общества должны приложить усилия, чтобы избежать повторения ошибок, приведших в прошлом веке к страданиям и смерти множества людей, к разрушению государственности».

Дорогие братья и сестры!

В 2018 году мы отмечаем 100-летие начала гонений на веру в нашей стране. Сегодня, прославляя Рождество Христово, мы благодарим Господа Бога за то, что в настоящее время Русская Православная Церковь вновь имеет возможность свободно совершать свое служение Богу и народу нашему. Церковь уделяет неустанное внимание проблемам просвещения и благотворительности, воспитанию подрастающего поколения, защите семьи, материнства и детства. Церковь вносит свой вклад и в консолидацию общества, помогает сбережению межнационального мира и согласия, имеет возможность возвышать свой голос в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Воссылая за все это благодарение Подателю всех благ Богу, нам надлежит свято помнить о стоянии за Православную Веру и за Христову Церковь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси . Следует также никогда не забывать и о великом жертвенном подвиге всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской XX века.

Почему так важно помнить и понимать подвиг христианского мученичества? - Подвиг мученичества во Имя Христа - это подвиг, который открывает двери в Царство Небесное. Господь наш Иисус Христос сказал: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32–33)

Святитель Игнатий Брянчанинов учит нас: «Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, - должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно, в большинстве своем, уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, противны, враждебны жительству богоугодному». («Аскетическая проповедь». Глава 29. «Поучение в Неделю Всех Святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих».)

Казалось бы, ничего сложного не составляет сказать, что я - христианин. Уже более четверти века нет советской, официально антирелигиозной власти, но многие до сих пор опасаются признаться в своем православном вероисповедании. Некоторые люди до сих пор боятся повторения репрессий и гонений, которые в течение семидесяти лет велись на Святую Церковь Христову. Они не знают или забыли, что Церковь устояла, ибо верен Сказавший: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Мы же сами должны иметь глубокую веру и помнить, что самое главное в жизни христианина - это верность Христу, Спасителю нашему.

В эти святые дни мы часто слышим рождественское славословие Ангелов и сами возносим Богу это славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

Если среди людей будет царствовать благая воля, а не злая, если сердца людей будут устремляться к делам любви и заботам не столько о себе, сколько о ближних, если люди станут понимать, что дела любви - это то драгоценное богатство, которое с нами уйдет в вечную жизнь, тогда они будут счастливы и счастье из земной жизни перейдет в вечное счастье.

Святитель Феофан Затворник учит, что наша радость или ее отсутствие в праздник Рождества Христова - это пробный камень нашего отношения к Богу. Христианину радоваться о Рождении Иисуса Христа надлежит так, как погибающие радуются о своем нечаянном, то есть неожиданном спасении. Если радость о Боге, Спасителе нашем, не наполняет наши сердца, значит мы еще не восприняли Христа в наши сердца и не поняли, что значит для нас Христос и от чего Он нас пришел спасти. А кто воспринял верою в свое сердце Христа, тот готов жить по Его святым заповедям и последовать Его призыву в Небесное Царство.

Будем усердно молиться о том, чтобы Господь укрепил в нас веру и молитвенным предстательством Новомучеников и Исповедников Церкви Русской наставил нас на путь святой добродетельной жизни.

«Утверди, Боже, святую православную веру - веру православных христиан - во век века!» Аминь.

С праздником Рождества Христова!

16.02.2015

Митрополит обвинил новосибирские ночные клубы в подготовке Майдана, заявил в прокуратуру на оперный театр и отказался признавать кагор алкоголем

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон провел ежегодную пресс-конференцию, на которой перечислил основные беды современного общества: подростки-безбожники, развратные рок-группы с Запада и богохульные спектакли. Он объявил войну ночным клубам и светским праздникам, а также вступился за православных активистов, которых, по его словам, не поддерживают правоохранительные органы. Пресс-конференция длилась 1,5 часа - вопросы задавали журналисты из разных изданий. Самые интересные моменты разговора - в материале НГС.НОВОСТИ.

Справка: Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Емельянов Леонид Григорьевич) родился 2 июня 1948 года в Воронеже. После окончания 8-го класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил на заочное отделение Московского техникума торговли. Отслужил в армии, а после поступил в Московскую духовную академию. Принял монашеский постриг в 1981 году в Троице-Сергиевой лавре. В 1990 году избран епископом Новосибирским и Барнаульским. 28 декабря 2011-го решением Священного Синода назначен главой Новосибирской митрополии.

Как вы относитесь к постановке «Тангейзер» и спектаклю «Глобуса», в котором фигурирует православный ежик?

Когда спрашивают - как церковь относится к [таким] явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции.

По поводу этих новых постановок я написал письма губернатору и в Законодательное собрание. Но ответов не получил, хотя прошло уже около месяца. Я там говорю только о соблюдении закона. По поводу «Тангейзера» я написал в прокуратуру, что там нарушаются права верующих людей - символика церковная используется не по назначению. Верующие возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут мне письма, звонят по телефону и просят посодействовать.

Патриарх Кирилл на архиерейском соборе в Москве заявил, что церкви необходимо обратить внимание на молодежные субкультуры, которые культивируют порок. В Новосибирске есть такие субкультуры?

Недавно в Искитиме девушка вошла в секту готов и покончила [жизнь] самоубийством - вонзила нож в сердце.

У нас работают мотоклубы, которые связаны с иностранцами. Я с ними тоже встречался. Спрашиваю: какие у вас идеи? Они говорят: распространение оружия, наркотиков и ненависти к России.

Спрашиваю молодых людей: кем вы хотите стать? Они говорят: Терминатором. Подростки замыкаются, работают больше с компьютером. Субкультуры имеют свою привлекательность, там есть элементы творчества. Но есть и опасность. И мы должны оградить детей от ошибок.

Какова ситуация с неоязычниками в Новосибирске и есть ли опасность от этого движения?

Знаю, что были секты, которые говорили о язычестве. Их последователи воюют сейчас в батальонах на Украине. Это подготовка была боевиков, а не языческая секта. Сейчас еще неоязыческие секты появились, нам [предстоит] изучить это явление.

Как вы относитесь к участию сибиряков в военном конфликте на Украине?

На Украине происходит трагедия с действительно близким нам народом. Помощь мы должны оказывать гуманитарную. То, что касается поездок добровольцев, в нашу компетенцию не входит. Не наша задача выявить правых и виноватых. Страдают люди, и многое делают политики, чтобы остановить этот конфликт. В первую очередь общество должно сказать свое слово, а не церковь.

Наш город терроризируют православные активисты. Началось с отмененного по их инициативе концерта Мэрилина Мэнсона, потом была драка у «Рок Сити». Каково ваше отношение к их агрессивной позиции?

Думаю, у вас просто тенденциозный подход к православным активистам. У нас много негатива происходит в области и городе, а вы зациклились на них.

У нас демократическое общество, к вашему сведению, и любой человек может высказать свое мнение. То, что там произошла потасовка, - у нас каждый день на улице они происходят. И потасовка произошла по вине охраны - это она применила силу. Все.

Чем православных задевают выставки, концерты, которые проходят за закрытыми дверями, не публично?

К православным людям себя относит 71 % населения России, в значительной степени они посещают храмы. Это большинство. Через термин «светскость» их пытаются загнать в гетто, где они прав никаких не имеют. И вопросы, [подобные вашему,] пытаются настроить общество, что верующие - это хулиганы и драчуны. Мы там разлагаемся потихоньку в клубах, но это якобы никого не должно касаться. Нет. Вами, сторонниками клубов, приносится дисгармония в общество. Готовятся последователи Майдана украинского. В 90-х годах по телевидению шли передачи сектантов, и там все эти проповедники адрес один давали - Киев, Украина. Были центры там созданы, которые влияли на Россию.

Я даже вам приведу слова Гитлера: «Когда украинцы забудут, что они русские, тогда мы покорим Россию». И вот для чего это привозится сюда 5 рок-групп сатанинских из Польши и США? Ведь это же не просто так, кто-то заинтересован.

Или наши клубы приглашают первокурсников на всю ночь праздновать День студента. Зачем это мы нашу молодежь будем отдавать этим акулам разложенным? Зачем нам эти заезжие развратники, которые глумятся над нашей культурой и литературой? Я призываю и журналистов вносить посильную лепту. А не смотреть и подсчитывать, сколько сделала церковь. Вот московские журналисты ездили тюленей спасать, какие-то акции проводили.

Как вы относитесь к тому, что новосибирцы празднуют День святого Валентина?

Этот праздник искусственно придуманный, он не входит и в список праздников католической церкви. Кому нравится, те празднуют. Мы же не полиция нравов, мы говорим только о православном вероучении.

Сохранилась ли идея построить православный храм возле здания Заксобрания, какова будет его высота?

Оформляются документы, дело продвигается. Будет обычная, средняя высота, 25–30 м.

Вы не могли бы рассказать о волонтерстве в Новосибирской епархии?

У нас 19 [волонтерских] лагерей, молодежь работает в больницах, реабилитационных центрах. Работают и с бомжами. В области есть приют на 25 человек. Через него 3 тыс. бомжей проходят. Мы много средств затрачиваем - за свой счет кормим, делаем ремонт, стараемся трудоустроить. Вы можете заметить, что исчезли бомжи из города.

До сих пор ли в церковных лавках продается кагор в нарушение закона об обороте спиртосодержащих напитков?

То, что в церковных лавках имеется кагор, это еще не значит, что это спиртное. В аптеках вы тоже можете купить настойки на спирте.

[Кагор] распространяется среди верующих людей, которые приходят в храм. Не для того, чтобы они пили, - это входит в атрибутику церковной жизни. Мы совершаем богослужение ежедневно, в котором используется кагор. Вы что - предлагаете запретить нам богослужения?

Я предлагаю вам получить лицензию на эти продажи и платить государству налоги.

Церковь освобождена от многих налогов, мы живем на пожертвования.

Есть список товаров, которые освобождены от налогов, алкоголь в него не входит. Кагор не перестал быть алкогольным напитком.

А вы помногу не пейте, и все будет нормально.

Какую вы музыку слушали и какие книги читали, когда были моложе?

Я не меломан, не увлекаюсь чем-то конкретным. Люблю военные песни, которые мама мне в детстве пела - «Катюшу», например.

Дарья Староверова
Фото Анны Золотовой

ФЕВ

Состоялась ежегодная пресс-конференция Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона

  • Новости Епархии

31 января в официальной резиденции Новосибирской Митрополии состоялась ежегодная пресс-конференция Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Владыка сказал об итогах прошедшего года и поделился с журналистами планами на нынешний год.

Владыка Тихон подчеркнул, что прошедший год в России был насыщен мероприятиями, посвященными столетию двух русских революций, в особенности, октябрьского переворота, и столетию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

В январе 2017 года в Москве прошли Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия», в работе чтений приняли участия 12 тысяч человек, в том числе многочисленная делегация из Новосибирской Митрополии. В ходе крупного международного православного форума в Москве были организованы круглые столы, секционные собрания, на которых обсуждались трагические события столетней давности и то, как они изменили страну.

В ноябре в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, в его повестке дня значились торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества и интронизации Патриарха Тихона. Перед началом пленарного заседания в Храме была совершена Божественная Литургия, после которой состоялась встреча честных мощей святителя Тихона, принесенных из Донского монастыря. На Архиерейском соборе присутствовали Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и другие архиереи Новосибирской Митрополии.

Наиболее значимым событием в жизни Новосибирска Владыка Тихон назвал открытие в городе мультимедийного исторического парка «Россия - моя история». Он отметил, что история на выставке в отношении Православия, сыгравшего огромную роль в жизни нашего народа, представлена некупированной и охватывает период со времен Крещения Руси. В мультимедийный список включены многие деятели нашей страны, канонизированные Русской Православной Церковью. Тем, кто еще не был на выставке, Владыка посоветовал это сделать, чтобы заполнить возможные белые пятна в своих знаниях. Особенно важно, по его мнению, посетить исторический парк молодым людям, потому что знание истории Отечества, способствует возрождению в человеке духовных и нравственных качеств.

Прошедший год для Новосибирской области - тоже юбилейный. Новосибирцы отмечали ее 80-летие. А поскольку Новосибирская Епархия много лет тесно и плодотворно сотрудничает с местной властью по вопросам духовно-нравственного воспитания, социальной и образовательной политики, то многие ее сотрудники были награждены юбилейной медалью «80 лет Новосибирской области».

Одним из крупнейших юбилейных мероприятий стала II Научно-практическая конференция «Государство, Общество и Церковь: образование и культура как основа обеспечения национальной безопасности России». Она проходила в большом зале Правительства Новосибирской области. Конференцию организовали власти города и области совместно с филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Сибирский институт управления» и Новосибирской Митрополией. Владыка выступил на конференции с докладом, в котором призвал «собраться с силами и преодолеть разрыв двух культур - светской и церковной, который ограничивает творческий и духовный потенциал нашего общества и ведет к саморазрушению».

Из не менее важных событий 2017 года, в организации которых приняла участие Новосибирская Епархия, Владыка назвал также Международный фестиваль «Книжная Сибирь», открывшийся в ГПНТБ СО РАН; праздничный молебен в День народного единства у стен Александро-Невского собора, за которым молились врио губернатора Новосибирской области Андрей Александрович Травников и первый заместитель мэра города Новосибирска Геннадий Павлович Захаров; Новосибирские Рождественские образовательные чтения в Доме культуры железнодорожников и прошедшие в их рамках в здании Законодательного собрания Новосибирской области Рождественские парламентские встречи, на которых Владыка выступил с докладом «Нравственный ценности как основа народного единства».

В большом зале Правительства Новосибирской области состоялось торжественное открытие I Съезда Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности». Организаторами съезда выступили Новосибирская Митрополия и Правительство Новосибирской области.

Владыка рассказал и о хорошо известных в городе и области ежегодных благотворительных и духовно-просветительских мероприятиях Новосибирской Епархии и городской и областной власти - Корабле-церкви «Святой Апостол Андрей Первозванный» и Поезде «За духовное возрождение России».

Отвечая на вопросы журналистов о строительстве новых храмов, Владыка сказал, что в прошлом году в Епархии были освящены храм в честь Богоявления Господня в Бердске, храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного в Новосибирске, часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо» в Первомайском районе города. В настоящее время в городе строится 48 храмов, 16 часовен. Большое строительство ведется в Дзержинском районе - здесь возводится храм во имя святителя Макария Алтайского. Близится к завершению строительство Троицкого храма в Колывани, сейчас в храме планируется установить иконостас, подвесить колокола, провести благоустройство прилегающего к храму парка.

В прошлом году по инициативе персонала Городской клинической больницы № 1 было принято решение о возведении на больничной территории часовни во имя страстотерпца праведного Евгения , врача - лейб-медика Евгения Боткина, принявшего мученическую кончину вместе с царской семьей.

Из строящихся в Епархии крупных нехрамовых сооружений Владыка отметил строительство административного помещения Новосибирской Православной Духовной семинарии в городе Оби и трехэтажного Дома молодежи в центре Новосибирска с часовней на третьем этаже, который планируется открыть уже в этом году.

В 2017 году на территории Александро-Невского собора был установлен и освящен памятник святым страстотерпцам Царю Николаю и Царевичу Алексию. В новом году планируется установить и освятить памятники святителю Николаю (место установки находится на согласовании), и в честь 1030-летия Крещения Руси - святому князю Владимиру на территории Троицкого сквера.

Правящий архиерей сообщил, что и в новом году планируется провести немало мероприятий, в том числе совместно с мэрией и Правительством Новосибирской области. Тем более что в 2018 году будут праздноваться 95-летие Новосибирской Епархии и 105-летие Вознесенского кафедрального собора.

В завершение встречи Владыка Тихон поздравил журналистов с прошедшими праздниками и пожелал всем успехов в новом году.

Епархиальный медиа-центр, фото М. Пучкова

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Леонид Емельянов) выступил в конференц-зале администрации Бердска с докладом, в котором раскрыл положительные стороны правления Иосифа Сталина и осудил запрещенный Минкультом фильм британского режиссера Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина". Выступление состоялось перед представителями духовенства Новосибирска и Бердска, работниками администрации города в рамках III Парламентских Рождественских чтений на церковно-общественном форуме, сообщает официальный сайт города Бердска. Митрополит Тихон, возглавляющий этот форум, заявил темой своего доклада "Нравственные ценности, как основа народного единства". Рассказывая о тесном переплетении духовности и государственности, морали и нравственности, он цитировал высказывания президента Владимира Путина и патриарха Кирилла о том, что основа успешного будущего страны - нравственность, а духовный ориентир - православие.

"Духовные скрепы - это народное единство, это нравственные основы человеческой жизни. Их надо укреплять, а не расшатывать. Как священные заветы мудрых предков наших, духовные скрепы надлежит передавать новому поколению граждан России. И об этом же нам напоминают слова гимна России: "Предками данная, мудрость народная", - говорилось в докладе митрополита. "Наша верность Отчизне дает нам силу к созиданию будущего - это верность духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям и традициям России", - сказал митрополит Тихон.

Священник не ограничился общими словами о нравственности, но раскрыл это понятие в контексте внешней политики РФ. Как сообщает издание "Бердск Онлайн", в западных странах конфессии, по словам Тихона, "капитулировали под давлением аморальности", а в России, наоборот, церковь стала оплотом нравственности. Тихон осудил молодых людей, которые, по результатам соцопросов, ставят любовь к Родине на последнее место в списке своих приоритетов, допуская возможность, что начнут любить Родину, если та даст им хорошее образование и различные материальные блага.

В таком стиле была выстроена основная часть доклада, лейтмотивом которого служила мысль о том, что вера укрепляет государство, пока митрополит не перешел к рассуждениям об истории, отвечая на вопрос молодого человека из зала. Павел спросил у митрополита о том, как он оценивает деятельность Иосифа Сталина "с точки зрения нравственности". "Иосиф Виссарионович - семинарист, правда, недоучившийся. Он очень любил священные писания и, по воспоминаниям его дочери, у него дома всегда стояли книги о жизни Иисуса Христа. И когда дочка спросила у него: "Папа, а Иисус Христос был?", он сказал: "Я считаю, что Иисус Христос - историческая личность". То есть, это он не подвергал сомнению", - сделал вывод митрополит Тихон.

"Ну, а то, что у него не все получалось, чтобы, так сказать, нравственности соответствовать… - продолжил он. - Ну, раз он ушел из церкви, объявлял себя человеком атеистической идеологии, то, наверное, у него были свои понятия о нравственности. Но сейчас даже не об этом идет речь". "Я понимаю, что в обществе идет дискуссия, кто прав, кто виноват и что делать. Но наша задача: не плевать на свою историю. И о том, что сделано хорошо, так и говорить - это хорошо", - сказал Тихон.

Священник рассказал, что его отец, которому сейчас 101 год, участвовал в Великой Отечественной войне и, по его убеждению, "Сталин фактически победил фашизм". "Никто не сможет отрицать, что он стоит во главе победы над фашизмом", - согласился Тихон.

Упомянув о гонениях Сталина на церковь, священник вспомнил Петра I и его распоряжение снять колокола с церквей и переплавить их на пушки. "Говорить о том, что эта личность (Сталин) была такая плохая… Во-первых, он был не один. Это же была целая идеология. И когда время пришло более благоприятное, на оккупированных территориях начали открывать храмы и монастыри. Сталин собрал членов священного синода русской православной церкви и сказал им: "Берите Свято-Троицкую Сергиеву лавру, открывайте храмы на возвращенных территориях". То есть он сразу скорректировал это все", - пересказал митрополит историю.

По мнению митрополита Тихона, о сталинском периоде нельзя говорить однозначно. "Хотя, как говорится, если сейчас устроить нравственный суд над любым человеком, то у любого человека есть и положительные, и отрицательные стороны", - добавил он.

Он осудил запрещенный фильм британского режиссера Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина", назвав его американским. "Нельзя, конечно, делать так, как вот сделали американцы сейчас. Фильм о Сталине, который Министерство культуры запретило. Там унижают его (Сталина) личность и достоинство. Он все-таки был главой нашего государства", - сказал глава новосибирской митрополии.

Парламентские встречи с митрополитом Тихоном проходят в Бердске третий год подряд. В прошлом году он выступал с докладом "Эволюция нравственности", в котором изложил взгляд церкви на события XX века.