Курды в европе. Кто такие курды и чего они хотят

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Занимает юго-восток Турции в районе города Диярбакыра и озера Ван. Численность турецких курдов, по приблизительным расчетам, составляет 15-20 млн человек. В Иране проживает примерно 7 млн курдов, чуть меньше в Ираке и Сирии, небольшие курдские диаспоры в Германии, Швеции, Великобритании и Франции. В России насчитывается около 20 тыс. курдов, живущих в Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, Новосибирской и Саратовской областях. В целом, численность этого народа оценивается в 40 млн человек.

Основная проблема курдов - в том, что они не имеют собственного государства. Курдов, проживающих в Сирии и Турции, притесняют в правах: в Сирии их не признают гражданами страны, в Турции курды не могут разговаривать на своем языке, пропагандировать свою культуру. Проблему осложняет богатые нефтью территории Курдистана, в связи с чем крупные мировые государства желают контролировать этот серьезный источник энергии. Играет свою роль и политическая разобщенность курдов. Большинство населения стремится к независимости и считает, что их народ отвечает всем нужным для этого критериям (язык, территориальная преемственность, культура, ).

Религия и культура

Подавляющее большинство курдов суннитского толка, значительная часть - -шииты, также есть христиане и . Небольшая часть курдов - приверженцы доисламской курдской - езидизма. Но своей исконной религией все курды считают зороастризм.

Курдская не однородна в плане языка. Существуют два самостоятельных, очень разных, курдских языка – сорани и курманджи. В сорани нет родов, в курманджи они есть, поэтому объединить их невозможно.

Большей части этого народа приходится жить в тяжелых экономических условиях, многие считают их дикими и необразованными. На самом же деле, культура курдов очень богатая и древняя. Курдский фольклор отличается большой оригинальностью и разнообразием. Известны множество национальных , песен, легенд, свадебных и погребальных обрядов. Первые памятники письменности курдов датируются VII веком. Литература развивается с XI века, достигая своей вершины в XIV-XVIII веках, в творчестве таких поэтов, как Факи Тейран, Ахмед Хани, Харис Битлиси. Основное занятие курдов с древних времен - полукочевое скотоводство и земледелие, также развиты ремесла.

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды , которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке , рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды в России и Казахстане .

До 20-х годов 20 века почти весь Курдистан, за исключением его иранской части, входил в состав Османской империи. После её распада в результате Первой мировой войны, курды надеялись обрести своё государство и даже создали Араратскую Курдскую республику в 1927 г. на востоке Турции, обратились в Лигу Наций о её признании, но в 1930 г. турки республику ликвидировали при помощи армии.

Курды не смирились и продолжали борьбу за создание своего государства. Новый подъём освободительного движения курдов пришёлся на 60-70-е годы 20 века. В Иране после свержения шаха в 1979 году, курды установили контроль над иранским Курдистаном, но их выступления были быстро подавлены Корпусом Стражей Исламской революции – военно-политическим формированием, которое создал аятолла Хомейни в ходе исламской революции в Иране.

Вот и для курдов историческая ситуация на Ближнем Востоке всегда складывалась не в их пользу. Землю, на которой они испокон века проживали, постоянно делили между собой более сильные политические игроки – персы и византийцы, турки и арабы, англичане и русские, сунниты и шииты. Курды воевали на протяжении всей своей истории – и за Иерусалим под знаменем ислама, освобождая его от крестоносцев (Саладин, возглавивший эти походы, был курдом), и за Османскую империю на Балканах и Кавказе, и за интересы Великобритании на Ближнем Востоке.

Курдская конница сражалась на стороне России против турок в Крымской войне 1853-1856 гг. Часто курды воевали против своих соплеменников, находясь по разные стороны баррикад, разделённые религиозно и этнически. Курды исповедуют мусульманство (подавляющее большинство – сунниты , но есть и шиииты , и алавиты ), христианство, иудаизм и езидизм – смешение первых трёх на основе зороастризма.

Он сказал: «Курды и езиды происходят от ариев . Но, поскольку езиды очень закрытое сообщество, они сохранили в своей внешности белокожесть, светлые волосы и голубые глаза. Они не сочетаются браком с не-езидами. ИГИЛ захватил 300 женщин-езидок из Синжара, чтобы взять их в жёны и иметь от них детей-мусульман. Если они не могут убить всех езидов, они попытаются уничтожить кровь белого человека (the blond bloodline)…»

Такая политика продолжается веками. Действительно, с момента вторжения арабов-исламистов на Ближний Восток , население покорённых стран подвергалось насильственной исламизации и ассимиляции. Те, кто отказывался предать веру предков, безжалостно уничтожались физически. Не стали исключением и езиды. Арабы нанесли им один из самых сильных ударов. Многих езидов заставили принять ислам.

В 1920 году недалеко от иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент» , 7 века н.э. с небольшим стихотворением, в котором оплакивается нашествие арабов (Crying about the Arabian invasion) и разрушение ими святынь зороастризма в курдских княжествах, включая Шахрезур.

Храмы разрушены, огни погашены.
Великие из великих спрятались.
Угнетатели-арабы разрушили
Крестьянские деревни до Шахрезура.
Женщины и девушки попали в плен.
Храбрые мужчины лежат в крови.
Вера Зардушта осталась покинутой.
Ахрумазда никому не делает добра.

Мы являемся свидетелями того, что до сих пор исламисты не оставляют попыток уничтожить остатки белой расы на Ближнем Востоке, будь то ассимиляция или физическое уничтожение. Иракские езиды говорят, что они пережили 72 геноцида со времён Османской империи и по сей день переживают, теперь уже от рук ИГИЛ. За это время их количество сократилось от нескольких миллионов до примерно 700 000 человек.

Ошибочно считается, что своё название езиды и езидизм ведут от омеядского халифа Язид I (Yazid ibn Muawiya) , войска которого в 7 веке н.э. разбили армию внука пророка Мухаммеда, имама Хуссейна и убили его самого. Отсюда тоже проистекает ненависть мусульман к езидам, хотя называются последние персидским словом изед (ized ) , что означает поклоняющийся богу .

Ещё одной причиной, которую мусульмане нашли для преследования езидов, является их «сектантство» и «поклонение дьяволу». Однако, никаких дьяволов в религии езидов нет, а есть Бог-творец, создатель Вселенной Хуаде, его семь ангелов и верховный ангел Малак Тавус в образе павлина, которого мусульмане отождествляют с Иблисом или с падшим ангелом.

«Сектантство» же езидов состоит в том, что все они должны соблюдать свои обычаи и строго подчинятся своим законам , в число которых входит кастовость их сообщества (вспомним, что у индусов общество тоже строго разделено на касты, которые им принесли славяно-арии).

У езидов две основные касты, которые представляют духовное и светское сословие, первая делится на несколько подкаст. Самая главная каста – шейхи (старцы) во главе с баба-шейхом, руководящим богослужениями в храме в Лалеше, месте паломничества езидов. Далее идут пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры ), сборщики пожертвований (кавалы ) и предсказатели (кучаки ). Вторая каста – миряне – последователи (мюриды) различных семейств шейхов.

Езиды могут сочетаться браком только внутри своей касты или подкасты. Они не имеют права жениться или выходить замуж за представителей других национальностей или религий , иначе они перестают быть езидами и общество изгоняет их. Езидом стать невозможно, если родители не являются езидами, причём, оба.

Принявший другую религию, автоматически перестаёт быть езидом. Езиды верят, что после смерти их душа воплощается в новорождённого члена их сообщества, и что очищение их души может происходить только через непрерывное перерождение. Поэтому, самым страшным для езида является изгнание его из общества , потому что тогда душа никогда не сможет быть очищена или спасена. Хотя сейчас, в связи с геноцидом езидов со стороны террористов Исламского Государства, курдам разрешено символически принимать езидизм, чтобы привлечь внимание к истреблению езидов.

Курды Езиды потомки древних арийских племё н

История развития цивилизации на нашей планете продолжает свое движение по спирали , стирая с памяти времена и целые эпохи. Но человечество в каждый исторический период пытается как можно глубже и точно воспроизвести те или иные прошлые события, многие из которых представляют загадки и задачу для просвещенных мыслителей.

В материале нашей статьи мы попытаемся приоткрыть некоторые исторические события о древнейшем народе, расселённом на обширной территории Ирака, Турции, Сирии, Ирана и других стран. Народу, насчитывающему численность, по разным оценкам почти сорок миллионов человек. Но при этом не имеющего своего государства. Речь идет о курдах и Курдистане.

Оговоримся сразу, что материалы этой статьи не претендуют на историческую и научную истину , оставим эту важную работу ученым историкам. Наша цель познакомить вас с удивительным и гордым народом, рассказать простым языком о его истории и современной жизни, основываясь на материале взятые из открытых публичных источников

Заголовок нашей статьи имеет в себе два вопроса, начнём с первого

Происхождение курдского народа

Вопрос о происхождении курдского народа до сих пор не получил окончательного и утвердительного ответа. Видимо так и останутся с правом на научное признание все существующие версии на наше с вами время.

Версия первая

Прародиной курдов было древнее государство Мидия (V,VI веков до н. эры). Занимало достаточно обширную территорию северо-западной части Ирана.

Некоторые ученые этнографы считают предками древних мидийцев, к которым они относят несколько проживающих компактно ираноязычных племен и возможно скотоводов из Восточной Европы, переправившихся через Кавказ и со временем расселись по территории Средней Азии.

Иранские племена начали основывать эти территории, начиная с XII с века до нашей эры и продолжали, вплоть до V века до нашей эры. После завоевания Мидии персами Ахеменидами курды – мидийцы уже не смогли восстановить свою государственность . Позже примерно (V по IX век) Курдистан будет поглощён арабским халифатом.

Вторая версия

Это вариант возможной истории происхождения Курдистана, относит нас к периоду существования шумерской цивилизации , а это не много ни мало, а конец IV тыс. до н. эры. По предположению курдские племена были частью хурритского народа.

Но здесь есть важная деталь, древние источники указывает на то, что хурритский язык отнесен к древним языкам народов Кавказа. А современный язык курдов имеет персидские корни . Ассимиляция языка могла произойти за счет продолжительного совместного проживания курдских племен под административным управлением персов.

Третий вариант версии

Есть и такие научные гипотезы о древнем происхождении курдских племен. Что ни в составе индоевропейской группы многочисленных переселенцев в конце первого тысячелетия заселили часть азиатской территории.

В эту же группу входили и палайцы. Исследователи настаивают на том, что палайцы составили основу зарождения армянского народа. А после завоевания ими территории древние империи Урарты значительно расширили границы, своей государственности.

Вот это один из главных предполагаемых исторических узлов возможного переплетения двух древних культур, армянской и курдской. Эта теория возникла на одномоментном периоде одних и тех же событий на одной и той же территории.

«Народы трех морей» имели мощное влияние на все исторические события того времени. Достаточно отметить только несколько из них.

В первую очередь, конечно, это завоеваниями ими Хеттского государства, в состав которого кроме хеттов входили и племена палайцев. В результате чего большая часть территории завоеванного государства примкнуло к Фригийскому стану.

Это исторический период объединения хурритов – курдов в урартскую государственность. В бедующем это будет многонациональным очень мощным государством Урарту.

Так было угодно истории, что на значительной приморской и азиатской территории, в географической близости своих границ возникли три мощных государственных образования фригийцев, урартов и ассирийцев. Племена прародителей курдов играли значительную часть в истории развития урартской государственности.

В рамки этой статьи просто невозможно втиснуть многие исторические пласты возникновения и развития древнейшего курдского народа.

Даже те крупицы материала, доступные публики в наше время, говорят о курдах, как о смелых и мужественных воинах, трудолюбивых и доброжелательных людях. Пусть и наша современная история станет к ним более благосклонной и они, наконец, получат свое полноценное государство Курдистан.