Святые Петр и Феврония. Справка. История Петра и Февронии. История святых Петра и Февронии Муромских

8 июля (25 июня по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII‑XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни; считалось, что они своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.

История жизни Петра и Февронии много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. В XVI веке историю любви Петра и Февронии подробно и красочно описал в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии" талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного, священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм). Исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV веке.

Согласно Житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час ‑ 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято‑Троицком женском монастыре в Муроме.

В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше ‑ о семейном согласии. День Петра и Февронии считается в народе счастливым для любви. Также, по народным приметам с этого дня следует ждать сорок жарких дней.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника 8 июля в День покровителей святых князей Петра и Февронии ‑ "Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья". Первое празднование пройдет 8 июля этого года в Муроме, на родине святых Петра и Февронии.

Святые Петр и Феврония – супруги, достигшие святости не монашеским подвигом или мученичеством, а соблюдением в семейной жизни. Их пример стал идеалом православной семьи.

Петр был сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Согласно «Повести о Петре и Февронии», написанной в XVI веке, во время схватки с бесом в облике змея на Петра попали капли змеиной крови, и он покрылся струпьями. Долго никто не мог его вылечить, пока однажды Петр не узнал, что вылечить его сможет крестьянка Феврония, дочь рязанского пчеловода. Петр разыскал Февронию, и она действительно смогла его исцелить. Феврония взяла с Петра слово, что он женится на ней, если исцелится, и он выполнил обещание, несмотря на то, что муромская знать осудила брак княжича с простой крестьянкой.

Когда Петр стал Муромским князем, бояре потребовали от него развестись с Февронией и взять себе в жены боярскую дочь, не желая, чтобы муромская княгиня была из крестьянского рода. Петр отказался, и бояре изгнали его с Февронией из города. Но после их изгнания в Муроме началась кровавая борьба за власть, и муромцы упросили князя Петра с супругой вернуться. Петр и Феврония вернулись.

Они жили и правили долго, в любви и согласии. В старости они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Супруги молили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и произошло. Даже похоронить себя они завещали в одном гробу.

Канонизированы святые Петр и Феврония были в 1547 году при Московском митрополите Макарии, но почитались в народе как чудотворцы и угодники Божии уже задолго до этого. Многие верующие свидетельствуют, что чудотворная благодать исходит от любой иконы Петра и Февронии, если обращаться к святым супругам с искренней молитвой и чистыми помыслами.

Интересные факты о Петре и Февронии Муромских

    После канонизации святой пары в середине XVI века митрополит Макарий поручил Ермолаю (Еразму) Прегрешному, известному в то время русскому писателю, литературно оформить устное народное предание о Петре в Февронии. Так появилась "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - единственный письменный источник сведений о жизни святых супругов. Автор "Повести..." особенно восхищался умом и прозорливостью Февронии.

    День памяти святых Петра и Февронии со времени их канонизации отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю). В 2008 году этот день официально объявлен всероссийским государственным праздником - Днем семьи, любви и верности . Икона Петра и Февронии есть практически в каждом храме.

    Мощи святых до революции находились в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме. В советское время они были выставлены в муромском музее в целях антирелигиозной пропаганды, а потом хранились в запасниках. С 1992 года мощи святых князя и княгини пребывают в муромском Свято-Троицком монастыре , а день памяти Петра и Февронии отмечается вместе с Днем города Мурома.

    Еще в XV веке, до канонизации святых супругов, у их мощей молился Иван III. Иван IV Грозный за несколько лет до канонизации Петра и Февронии молился у их мощей перед походом на Казань, а после победы сделал пожертвование на строительство нового храма над гробницей святых.

    До Февронии единственной русской официально канонизированной женщиной была .

    В России с начала XXI века существует орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских за значительный вклад в укрепление института семьи.

Святой преподобный Петр (в миру князь Давид) происходил из рода Муромских князей. В тот период существовало единое Муромо-Рязанское княжество, внутри которого шла ожесточенная борьба между князьями за первенство. Согласно Никоновской летописи, в 1153 году князю Владимиру Муровскому, деду святого Петра, удалось даже стать великим князем Рязанским (3). А вот его сын князь Юрий Владимирович решил порвать с рязанскими князьями и перешел на сторону святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который в то время возглавлял быстро набирающее силу Великое Владимирское княжество. С тех пор Муромские князья верно служили князьям Владимирским, с которыми потом даже породнились при Муромском князе Давиде-Петре.

У князя Юрия Владимировича (1162-1176) было три сына: Владимир, Давид (в иночестве Петр) (4) и Юрий. После его смерти Муромский престол унаследовал сначала старший сын Владимир (1176-1203), а по его кончине – князь Давид-Петр (1203-1228) (5).

За несколько лет до этого князь Давид-Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь древолаза (так называли сборщиков дикого меда), благочестивая дева – крестьянка деревни Ласково в Рязанское земле (эта деревня с тем же названием сохранилась до наших дней в Рязанской области). Он послал в ту деревню своих людей (6).

Когда князь увидел святую деву, то полюбил ее за благочестие, мудрость, целомудрие и добpoтy и дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж (6).

Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре Муромские не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь либо отпустил ее, либо сам отказался от княжества и покинул Муром. Князь Давид-Петр не захотел отступить от супружеского долга и предпочел изгнание и нищету, лишь бы не нарушить заповедь Божию о святости и нерушимости супружеского союза. На лодке они отплыли из родного города. Княгиня Евфросиния (так звали святую Февронию в миру) поддерживала и утешала своего супруга, говоря, что Господь не оставит их своей милостью.

И действительно, вскоре город Муром посетил гнев Божий. Бояре перессорились из-за власти, пролилась кровь. Народ, негодуя, потребовал, чтобы бояре вернули князя вместе с княгиней. Святые супруги со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Они прославились благочестием, чистотой, целомудрием и милосердием.

Когда наступила старость, святая чета приняла монашеский постриг с именами Петр и Феврония и молила Бога, чтобы Он сподобил им умереть в одно время. Жили они в разных монастырях, но похоронить себя завещали в одном гробу. Господь внял их молитвам и оба супруга, согласно Лаврентьевской летописи, скончались в один день и час 25 апреля 1228 года (8). Согласно завещанию святых положили в один гроб.

Принято считать, что святые преподобные Петр и Феврония своими молитвами низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Согласно Родословной Муромских князей, князь Давид-Петр и княгиня Евфросиния-Феврония имели детей.

Известны имена трех из них: Юрий, Святослав и Евдокия (7). Наряду с этим известны имена и их четырех внуков: Ярослав (сын князя Юрия), Василий и Иван (сыновья князя Святослава) и Дмитрий (сын княгини Евдокии) (8,10).

Судьба детей сложилась по-разному. Младший сын Святослав умер на той же недели, что и его родители, только на 2-3 дня раньше (8). Старший сын князь Юрий героически погиб в 1237 году в битве с Батыем, защищая родную землю (9).

Судьба дочери Евдокии оказалась еще более удивительной и отмечена многими знаками милости Божией. Согласно многочисленным источникам (10), она вышла замуж за князя Святослав, сына великого князя Владимирского Всеволода и стала княгиней Юрьевской. В летописях упоминается, что ее отец – Муромский князь Давид-Петр присутствовал на этой свадьбе.

Брак этот был очень удачным с духовной точки зрения. Муромские князья напрямую породнились с великим родом Владимирских князей, среди которых было немало святых. Одной из них была мать Святослава, княгиня Мария Ясыня (11), которая прославилась своим чадолюбием и благочестием. Она родила 12 детей, после чего её святого супруга стали называть Всеволодом Большое гнездо (т.е. имеющим большое семейство). Они воспитали детей в страхе Божием и христианском благочестии. В результате четверо из сыновей ныне прославлены в лики святых как благоверные князья (12).

Благотворное духовное влияние святой Марии на княжескую чету Святослава и Евдокии проявилось весьма зримо. Так, известно, что у княгини Евдокии родился сын Дмитрий (13), который после отца стал князем Юрьевский (1253-1269). После кончины князь Святослав и его сын князь Юрий стали почитать как святые, что было отмечено еще в старых святцах (14, 15). Ныне они официально входят в собор Владимирских святых (16).

Княгиня Евдокии недолго прожила в браке со своим супругом. В 1228 году она упросила мужа, чтобы он отпустил ее в Муромский Борисоглебский монастырь, где подвизались ее родители, приняла там монашеский постриг уже после смерти родителей и в том же году умерла вслед за ними и младшим братом. Так, в один год почти вся семья святых преподобных Петра и Февронии по промыслу Божию оставила этот мир, чтобы навечно соединиться вместе в Царствии Небесном.

Итак, краткая родословная семьи святых князя Давида-Петра и княгини Евфросинии-Февронии. Она включает в себя:

  • Двух сыновей – князя Юрия Муромского (†1237) и князя Святослава (†1228);
  • Дочери – княгини Евдокии Юрьевской (†1228);
  • Трех внуков – Ярослава, Василия и Ивана;
  • А также внука – святого князя Дмитрия Юрьев-Польского (†1269);
  • Зятя – святого Великого князя Владимирского и Юрьевского Святослава (†1253);
  • Его матерь – святую Великую княгиню Владимирскую Марию Ясыню (†1206);
  • Его отца – благоверного Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо (†1212),

Ныне почти половина из них, включая святых супругов Петра и Февронию, их зятя князя Святослава и их внука князя Дмитрия, прославлены в лике местночтимых святых и входят в собор Владимирских святых (13).

Источники и примечания :

1. Минея. Июнь. Т. 10, М.
2. Именно так именуются Петр и Феврония в старых святцах. И это единственно правильный вариант, как их надо именовать: обязательно добавлять к их именам слова «Преподобные» или «Святые», так как из летописей однозначно явствует, что имена «Петр» и «Феврония» князь и княгиня получили при их постриге в схиму. Имена «Давид» и «Евфросиния» им были даны при рождении и именно так их звали в миру. Подробнее смотри летописи: Лаврентьевскую, Ипатьевскую, Троицкую и др.
3. подробнее смотри сайт Википедия: статья «Муромское княжество».
4. В некоторых источниках и прежде всего в Википедии князь Давид именуется «Давыдом».
5. Родословная Муромских князей: Генеалогия русской знати. Княжество Муромское
6. Повесть о Петре и Февронии.
7. Главным источником является Родословная Муромских князей, где точно обозначены имена детей и место, которое они занимают в общем генеалогическом древе Муромских князей: Муромские князья hrono.info geneal/ryuriki/geanl _rk_11.php , см. также: 93122 - Святые Петр и Феврония Муромские и их дети cirota.ru Часть форумчан › view.php…
8. В Лаврентьевской летописи о смерти младшего сына Святослава и самого князя Давида сказано: «В лето 6736 (1228) умре сын Давида Муромского, месяца апреля, святыя неделя праздная (пасхальная неделя). Той же недели представися и сам Давид Муромский в черньцих и в схиме ».
9. О гибели Юрия Давыдовича в битве с Батыем под Рязанью сказано в нескольких источниках, в том числе в Википедии: статья «Юрий Давыдович».
10. Главным источником по княгине Евдокии Давидовне Муромской является прежде всего Родословная владимиро-суздальских князей, где говорится не только о самой княгине и дате ее кончины в 1228 г., но и о ее детях и потомках: указаны их имена и судьбы как Юрьева-Польских князей: Князья Владимиро-Суздальские hrono.ru Генеалогические таблицы Вдадимиро-Суздальских ;
во вторых, есть несколько сайтов по родословной княгини Евдокии, в том числе сайт: Евдокия Давыдовна Муромская - Родовод ru.rodovid.org wk/Запись:629793
в-третьих, в Интернете выложено несколько житий ее супруга – Великого князя Владимирского Святослава, в каждом из которых обязательно говорится о его супруге, княгине Евдокии и о их сыне князе Дмитрии.
11. В последнее время о великой княгине Владимирской Марии Ясыни в Интернете стали публиковать довольно много материалов. Из них наиболее интересными являются: Благоверная великая княгиня Мария Владимирская...
liveinternet.ru community/3803422/post225535881/ Осетины - Аланка Мария общая прапра...бабушка А.С.Пушкина... ossetians.com rus/news.php?newsid=783
12. Это святые благоверные князья Юрий (Георгий) Всеволодович, Ярослав Всеволодович (отец святого князя Александра Невского), Владимир Всеволодович и Святослав Всеволодович (супруг княгини Евдокии Муромской).
13. Список князей канонизированных русских .
14. К сожалению, о сыне Святослава и Евдокии – князе Дмитрии Юрьевском, несмотря на то, что он прославлен как святой, сохранились весьма скудные сведения. Наиболее полно и научно они изложены в «Православной энциклопедии», М., Т.15, С.154-155. Есть неплохая подборка информации о нем на сайте: димитрий-святославич worklib.ru dic/димитрий-святославич/
15. Что касается супруга княгини Евдокии Муромской - великого князя Владимирского Святослава, то о нем написано немало житий, среди которых наиболее интересными являются:

  • Житие благоверного князя Святослава upblago.ru ›житие-благоверного-князя-святослава/
  • Взвесь - Князь Святослав Юрьевский diak-svyatoslav.livejournal.com ›373831.html
  • Русские святые. Жития святых. Святослав-Гавриил Юрьевский, благоверный князь

Молитвы

Тропарь, глас 8:

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако с супружницею твоею премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся: с нимиже молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8:

Мира сего княжение и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре, купно с супружницею твоею, премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодише. Темже и по смерти нерузлучно во гробе лежаще, и исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым Петру и Февронии Муромским

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение.

И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину.

Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь

Православные святые и персонажи народных легенд. Часть исследователей отождествляет Петра и Февронию с реальными историческими персонажами - князем Муромским Давыдом Юрьевичем и его женой, княгиней Ефросинией, которые стали монахами и приняли имена Петр и Феврония.

Легенда

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» появилась в середине XVI века. Автор этого жития святых, инок Ермолай, обработал и записал устные муромские предания. Исследователи считают, что Ермолай соединил два сказочных сюжета - о мудрой деве и об огненном змее.

Эти мотивы волшебной сказки инок использовал, создавая историю муромских святых Петра и Февронии по заказу митрополита Московского. Заказ был сделан после того, как Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе. Сюжет набрал популярность и стал разрабатываться дальше в иконописи и литературе.

По легенде, к жене Павла, который княжил в городе Муроме, являлся огненный змей. Происходило это, когда самого князя не было дома. Чудовище склоняло супругу князя к блуду. Другие люди видели на месте змея самого князя Павла и не могли распознать в том «чужака».


Когда настоящий Павел узнал об этих посещениях, то повелел супруге разузнать у змея, каким способом можно его убить. Чудовище рассказало, что убийцей его станет некий Петр, которому для того, чтобы справиться с ним, потребуется некий «Агриков меч».

Петром звали княжеского брата, и тот решил расправиться со змеем. Для выполнения поставленной цели оставалось найти «Агриков меч», который нашелся в монастырской церкви - в полости между камнями алтарной стены.


Петр взял меч, и вскоре ему представилась возможность им воспользоваться. Как-то раз, заявившись к брату, Петр застал того дома. Потом Петр заглянул к жене брата и там тоже обнаружил Павла. Поговорив с «первым» Павлом, Петр выяснил, что это змей, который умеет принимать облик князя. Петр велел брату оставаться дома, вооружился «Агриковым мечом», снова отправился к жене брата и там убил змея.

Кровь волшебного монстра попала на Петра, и он заболел проказой. Петр страдал от болезни, и никто не мог помочь ему, пока однажды во сне ему не привиделся путь к спасению. Исцелить князя могла крестьянка Феврония, дочь бортника, который добывал дикий мед.


Феврония согласилась исцелить князя, но в ответ потребовала, чтобы Петр на ней женился. Тот дал слово, но в итоге, когда девушка его вылечила, нарушил обещание. Феврония была из незнатного рода и по этой причине не привлекала Петра как супруга.

Хитрая целительница, однако, нарочно вылечила князя не до конца, оставила одну язву и позволила болезни разыграться снова после того, как обещание было нарушено. После того как Феврония исцелила Петра второй раз, тот женился на ней.


Когда Петр стал князем Муромским после своего брата Павла, бояре воспротивились тому, чтобы простолюдинка Феврония стала княгиней и возвысилась над ними. От нового князя потребовали либо покинуть Муром, либо удалить от себя жену. В результате Петр вместе с супругой на двух кораблях уплыли из города, а в Муроме началась смута. Борьба за власть привела к убийствам, и в итоге бояре попросили князя вернуться обратно. Петр вернулся вместе с супругой, и горожане со временем полюбили Февронию.

Реальные факты

Реальные исторические персонажи, впоследствии канонизированные церковью как святые Петр и Феврония, - князь Муромский Давыд Юрьевич и его супруга. О жене князя мало что известно, а сам он взошел на престол в Муроме после своего старшего брата Владимира. Давыд Юрьевич был сторонником Великого князя Всеволода Большое Гнездо и сражался на его стороне во всех значимых битвах того периода.

В 1208 году Всеволод Большое Гнездо отдал Давыду Юрьевичу город Пронск, который отобрал у предыдущего князя Олега за провинности. Однако в том же году Олег собрал братьев и выгнал Давыда Юрьевича из города.

После того как Всеволод Большое Гнездо умер, князь Давыд стал поддерживать его сыновей Юрия и Ярослава и участвовать в организованных ими походах.


Если верить летописям, князь Давыд постригся в монахи и умер в один день со своим младшим сыном Святославом, на Пасху 1228 года. В летописях нет свидетельств о том, что супруга князя тоже стала монахиней, как и о дне ее смерти. Однако церковное предание утверждает, что князь и княгиня умерли в один день.

Были ли у легендарных Петра и Февронии дети - неизвестно. У реально существовавшего князя Муромского Давыда Юрьевича было двое сыновей - Юрий и Святослав, и дочь Евдокия.

Смерть

По легенде, состарившись, Петр и Феврония отправились по разным монастырям и там стали молиться о том, чтобы умереть в один день. Похоронить их супруги попросили в одной гробнице, но это оказалось несовместимо со званием монахов. В итоге тела умерших в один день Петра и Февронии похоронили в разных монастырях, но уже на другой день святые явили чудо, оказавшись в одном гробу.


В летописях говорится, что княжеская чета скончалась и была похоронена в апреле 1228 года. Однако день церковного почитания Петра и Февронии не совпадает с днем смерти и выпадает на 8 июля по современному календарю.

Местом погребения святой четы стала соборная церковь Мурома, или Богородице-Рождественский собор. велел в 1553 году возвести этот храм над их мощами. В советские годы мощи отдали местному музею и экспонировали в антирелигиозной экспозиции. После перестройки мощи снова «переехали» и оказались в храме Свято-Троицкого монастыря, где верующие могли поклоняться им.

Память

К Петру и Февронии православные женщины обращаются с акафистом (хвалебно-благодарственным пением) и молитвой о замужестве и семейном благополучии. Считается, что икона Петра и Февронии помогает рождению детей и установлению крепких семейных отношений.

Документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви»

Памятники Петру и Февронии как небесным покровителям брака поставлены во многих городах России и продолжают воздвигаться. Установка этих монументов - часть общенациональной программы, направленной на укрепление семейных ценностей. Открытие памятников обычно приурочено к празднику 8 июля - Дню семьи, любви и верности, который отмечается с 2008 года.

В том же году появился 25-минутный документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви», снятый студией «Остров».

Мультфильм «Сказ о Петре и Февронии»

В 2017 году вышел комедийный мультфильм для семейного просмотра «Сказ о Петре и Февронии». Главных героев здесь озвучивают актеры Владислав Юдин и Юлия Горохова. В основе сценария - сюжет легенды о Петре и Февронии.

События разворачиваются в Муромском княжестве XIII века. Бесстрашный Петр выходит на бой со злым и жестоким колдуном, который захватил власть в княжестве. Герой побеждает в схватке, но оказывается отравлен ядовитой кровью колдуна. Феврония - юная целительница, хочет спасти Петра, и между молодыми людьми вспыхивает любовь.

В православном календаре можно найти один очень удивительный день - праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника - ромашки.

Петр и Феврония Муромские. История святости

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

Поэтичная повесть

История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

О любви и верности

Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.

Спаситель Петр

Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Знакомство с Февронией

Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

Уйти, чтобы вернуться

После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного - отдать ей ее благоверного Петра.

Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено - то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.