Жизнь с богом. Как жить в мире с Богом и оставаться самим собой

А вот как Вы Ольга отвечаете людям у, к-х Бог в душе?
Просто я до сих пор помню глаза одной мамы, к-я на вопрос «Так вы не верующие?» ответила 6 «Нет, верим, но у нас Бог в душе!»

Нажмите, чтобы раскрыть…

Вы, Анечка, наверное, хотели спросить, как я отвечаю людям, которые, считая, что у них Бог в душе, не понимают зачем ходить в Храм? И при этом, очень сильно заблуждаются, считая себя православными христианами, которые могут надеяться на спасение души?
Для начала, конечно, оговоримся, что мы не говорим о инвалидах, которые в силу своей физической немощи, не могут пойти в Цервковь. Это отдельная тема и о ней можно будет поговорить после.
В первую очередь, если мы слышим от человека, что он верит в Бога, но не собирается посещать Храм, мы сразу можем сделать вывод, что данный человек является либо маловерным, либо заблуждающимся и т.д. Скорее всего такой христианин был крещен в Православной церкви, а может быть иногда и заходит в храм на уровне…

Как восстановить в своей душе желание жить с Богом?

Как восстановить в своей душе желание жить с Богом?

Добрый день, дорогие наши посетители!

По началу, нам легко дается наш путь к Богу, но потом наступает охлаждение к вере. От чего наступает эта сухость?

Человек делает все положенное – ходит на исповедь, перечисляет вещи, которые, как он знает, называются грехами, читает правило, приступает к Чаше, и чем дальше, тем больше это кажется формализмом, тем больше в этом механических действий «прочитать», «отстоять», «сказать на исповеди». Что делать в таких ситуациях? Как снова возжечь в себе огонек любви к Богу?

Отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов):

«Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель – не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью.

Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще…

«Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои» .

Пророк словно говорит: «Жизнь моя полна обмана, злобы, гордыни - как бесовской, так и человеческой, - противоречащей Богу. Но, несмотря на все это, я не становлюсь соучастником лжи, которая окружает меня. Я не возражаю, не спорю, не ропщу и не спрашиваю себя, за что в мою жизнь пришло это зло, и почему именно со мной должны происходить все эти вещи». Пророк будто безразличен ко всему вокруг. Он похож на человека, который ничего не слышит, никого не слушает и ни на что не обращает внимания. Он говорит только одно: «Я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои». То есть все мое существо направлено на то, чтобы постигать и узнавать Божии заповеди. Это - моя работа, мой труд, и никто не властен отнять его у меня - ни гордые демоны, ни гордые люди.

«Отвердело, как (сгустившееся) молоко, сердце их, а я закону Твоему поучался».

«Сердца людей, противящихся Богу, подобны молоку,…

Люди часто не правильно понимают, что духовный путь и жизнь отделимы друг от друга. Они считают, что чтобы идти путем духовным, нужно отбросить богатство свое. Богатство – Богом дано, рождено свыше, а это любовь и мудрость. Богатый человек - значит духовный, духовность вне меры. Материальные же ценности должны быть в меру, что вне меры - считается грехом.

На духовном пути человек часто отбрасывает свою жизнь на второй план, ограничивая себя какими-то условностями, а ограничивать себя нужно лишь от греха. Жизнь человеку дана Богом, и проживать ее он должен с Ним. Ведь жизнь человеческая всех прекрасней и милее всего на свете (как об этом говорится в сказке «Василиса - Прекрасная», когда Иванушка пришел за «мечом – кладенцом» и попал в сети паутины. Паук ему поставил условие, что если тот ответит на загадку правильно, отпустит его, и отдаст меч. И на вопрос: «Что всего прекраснее и милее на белом свете?» вначале Иванушка ответил, что – Василиса, а затем, осознав,…

МНОГОКРАТНЫЙ ЧЕМПИОН МИРА ПО СМЕШАННЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ ФЕДОР ЕМЕЛЬЯНЕНКО: «Я СТАРАЮСЬ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ ОТНОСИТЬСЯ ХОРОШО»

— Вы кажетесь глубоко верующим человеком, не мешает ли вера в таком жестоком виде спорта?

— Нет, мне кажется, что вид спорта не является жестоким. Этот вид спорта очень интересный. Он включает в себя все виды боевых единоборств. Все, что привлекает в бойцовских видах спорта, включено здесь. Он может быть жестким, но не жестоким. Жестоким его делают отдельные люди, которые, например, после остановки судьи продолжают драться. Этот вид спорта не ограничен во всех направлениях, как стоя, так и лежа. Мне кажется, вера помогает во всех видах спорта. Не вижу ничего плохого в том, что занимаюсь этим видом спорта.

— Что Вам нужно для полного счастья?

— Я счастливый человек. Я живу с Богом в душе. Я хожу в храм. У меня есть семья и хорошие друзья. Я счастливый человек. Мне больше ничего не надо.

— Какую последнюю книгу Вы прочитали?

Что значит «жить с Богом»

Я расстаюсь с людьми, потому что они хотят жить свою отдельную жизнь. Как бы ни было это глупо, но у меня никак не получается соединиться с Богом по той же причине — я живу свою отдельную жизнь.

Чувствительное сознание

Нужно искать не спутника жизни (не компанию), а основу жизни — закон, по которому строится сама жизнь. Нужно искать Любовь — не чувство, а Закон. Иначе человек не выбирает — иначе он все оценивает совокупностью принятых им законов (традициями), и такое сознание не пропускает своей ревизии, не позволяет отвергнуть традиции, с огромным сопротивлением пропуская новые познания, давая человеку подниматься…

Во времена, когда в Америке была провозглашена свобода для негров-рабов, одна дама путешествовала по южным штатам. И там она встретила негритянку, которая по-прежнему состояла рабыней у своего господина, исполняя свою тяжелую работу. Она просто не знала, что всем рабам была дарована свобода. Правда, негритянка припоминала, что об этом что-то говорили. Но ее хозяин сумел представить подобные слухи как ложь, и поэтому она продолжала оставаться рабыней. Когда же теперь она узнала, что больше не обязана служить ему, то она просто встала и ушла на свободу!

Иисус Христос еще 2 тысячи лет назад освободил людей от греха. Но многие продолжают жить в нем до сих пор. Почему? Потому что кто-то не знает об этом. А кто-то слышал об этом, но не верит. Или, по крайней мере, он не настолько в это верит, чтобы просто встать и уйти, начать новую жизнь с Богом.

А кто-то просто привык так жить, и он просто скептически относится к идее о новой жизни. Ведь его родители так жили, он всю…

Множество моих знакомых, наверное, как и ваших, живущих в любимом городе Сумы, да и в других городах, имеют интересное отношение к христианской вере. Во-первых, среди них нет атеистов, все верующие. Во-вторых, им, «верующим людям» не нужна церковь, им не нужно работать над своей душой по причине, которая стала уже классической: «вера у меня в душе». Итак, поставим ряд вопросов: Что значит Бог в душе? Что значит вера, которая спасает? Как определить какая вера в душе человека спасает его, а какая нет? На все эти вопросы нам поможет ответить один человек по имени Закхей, о котором повествует евангельская история. В начале немного статистики. На Украине 79% считают себя верующими из них в селе церковь посещает 25% в городе 10%. То есть, в городе 69% это верующие, которые в церкви бывают, максимум, пару раз в году, а то и реже. 75% россиян считают себя православными, из них 46% не верят в жизнь после смерти. Для 36% вера это дань предкам. Регулярно храмы посещает 4 %. А теперь…

Конспект урока «Основы Православной культуры»

по теме «Заповеди Блаженств»

Подготовила учитель начальных классов

ГБОУ Школы №902 «Диалог»

Афанасова Анастасия Александровна

Москва 2016

Урок 20. «Заповеди блаженств».

Цели урока:

познакомить с содержанием Заповедей блаженства;

научить понимать смысл евангельских выражений «нищета духа», «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «изгнанные за правду», «наследовать землю», «чистые сердцем»;

формировать интерес к православной культуре и мотивацию к её изучению, основных моральных норм, создать условия для осмысления нравственных ценностей учения Христа.

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, желание совершать добрые поступки в своей жизни;

способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.

развивать контрольно-оценочную деятельность и волевые качества личности на основе опознавания своих…

21 июня Высокопреосвященнейший Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский встретился с медперсоналом городской больницы Энергодара

Состоявшийся откровенный разговор в очередной раз показал, что наша Церковь — это не закостенелый, а постоянно развивающийся организм, который не может жить в стороне от общества. Всякие попытки вынести веру за рамки человеческих отношений обречены, и неизбежно ведут к краху. «Стремление современного человека везде искать комфорт для своего тела, непременно приводит к дисконфликту внутри его души, — говорит Его Высокопреосвященство. — Жизнь тела — это жизнь души, а жизнь души — это пребывание в ней благодати Святого Духа, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, то естественно там, где нет благодати Святого Духа, там нет жизни души, а, следовательно, и жизни тела. Церковь — единственная силы в обществе, которая говорит об этом открыто, поэтому и является гонимой. Жить с Богом в душе — это значит жить в гармонии с миром и людьми. Обрести…

С чего начинать новую Жизнь с Богом

Что такое Жизнь с Богом? Прежде всего – это желание стать лучше, это желание избавляться от грехов, это желание очищать и развивать духовно свою душу, для чего именно ваша душа родилась в этом Мире.
Основными составляющими нового вашего этапа жизни с Богом должны быть:
  • Вера в Бога.
  • Меняем мировоззрение, меняем мысли. Например, ходим на Божьи науки, учим духовные законы жизни
  • Прощение всех и всего – начало новой жизни.
  • Покайтесь и веруйте в Евангилие

Загляните на пару минут в калейдоскоп вашей жизни… Что бы вы хотели там поменять? Или что хотели бы еще сделать? Чего вам не хватает? Конечно, если цепляться только за материальную сторону нашей жизни, то будем как белка в колесе крутиться. А если же человек, настроив струны своей души к Богу, посягнет и духовные законы его, то легко находит своей путь реализации и предназначения. В храме мы встречаемся с Господом Богом. И соблюдать церковную жизнь надо постоянно, а не только 2 раза в год, по праздникам, “забегая” в храм. Ведь церковная жизнь – это комплекс всего:

  • Доброделание
  • Участие в богослужебной жизни Церкви
  • Участие в Таинствах, особенно в регулярном Таинстве Исповеди и Причастия
  • Индивидуальная молитва дома
  • Чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным и многое другое.
  • Помогать и другим обрести путь истинный.


Прежде хочу выделить основные две духовные цели каждого в этой жизни с Богом:

1. Избавление от грехов и обращение на путь спасения души

  • Перестаем делать сознательно кому-то “больно”: словами, поведением, кражей, изменами, нелюбовью, жадностью, действиями “на зло” и т.д.
  • Отдаем все долги (материальные, финансовые и духовные), если есть.
  • Учимся прощать и любить ближнего, миримся, делаем добрые дела, помогаем.
  • Изменяемся в лучшую сторону (избавляемся всего “плохого” а нашей душе и характере.)
2. Очищение и духовное развитее души.
  • Осознание себе грешника и желание покаяться
  • Принятие (для некрещеных)
  • Принятие и Таинства причастия
  • Принимаем участие в службе Божьей по воскресеньям и праздникам (18 основных)
  • Принятие участие в Таинстве Соборования
  • Заказываем требы или молебны за здоровье себя и близких
  • Заказываем требы за упокой предков
  • Ставим свечи за здравье себя и близких
  • Ставим свечи за упокой предков
  • Читаем основные молитвы дома утром и/или вечером
  • Принимаем, по необходимости, участия в вычитках (экзорцизм)
  • Принимаем участие в Таинстве Миропомазания
  • Принимаем Таинства Брака (венчания)
  • Размещаем дома основные иконы
  • Очищаем свой дом – заказываем освящение дома
  • Соблюдаем пост
  • Слушаем Божьи науки (реколлекции, святые миссии, школа катехизиса)
  • Читаем Библию и другую духовную литературу.
  • Приклоняемся в церковным святыням

Эти 2 основные духовные цели должны идти нога в ногу с нашими земными целями, не забывать о здоровье души ни на миг, так как любое заболевание души сразу проявляется негативно на внешней стороне нашей с вами жизни.

И напоследок, хочу добавить, что начинать очищение и развитие души надо сразу всей семьей вместе, и в комплексе и с серьезностью подходить к этому делу. Если уже решили начинать жизнь с Богом и хотите, что бы он вам и Вселенная всегда помогали, тогда и вы должны часть своей души и времени посвятить Богу. Главное не останавливаться при разочарованиях, не терять веры, и помнить, что все только к лучшему. Да, и не надо сразу от Бога ждать перемен к лучшему, сначала будет тяжело, так как очищение, это как уборка помещения, только в нашем случае, это уборка души, энергетики человека. Только очистившись от всего плохого, душа сразу начнет наполняться светом, и вы сами почувствуете по положительным событиям в вашей жизни.

Очередная встреча благочинного Ступинского церковного округа священника Александра Крали со студентами МАТИ была посвящена вопросам духовной жизни и месту христианства в современном мире. После того, как о. Александр рассказал юношам и девушкам о том, как важно жить с Богом, студенты задали немало вопросов, касающихся истории и современных проблем Православной Церкви.

«Что есть истина?»
(Ин. 18,38)

В Интернете на разных молодежных сайтах высказываются самые разнообразные мнения о христианстве. Среди них есть и такие, которые выставляют христианство в совершенно неприглядном свете, говорят что христианство – религия уныния, печали, смерти; религия запретов, предписаний, которая ограничивает свободу человека. И приводится множество различных доказательств, аргументов в пользу этой точки зрения.

У меня сложилось такое впечатление, что люди, которые писали эти статьи, очень мало знают о христианстве, знают его, быть может, лишь по какому-то соприкосновению. Глубокого знания у них нет. Почему же они при этом так категорично отвергают и христианство, и Православную Церковь? Единственный ответ на этот вопрос есть, но я его скажу чуть позже, в конце нашей встречи.

Итак, что же такое христианство? Каковы его основные характерные черты? И вообще, зачем человеку быть верующим, зачем ему жить духовной жизнью, приходить в храм, читать духовную литературу? Ведь можно в принципе, как говорят эти критики, вполне обойтись и без этого.

Это глубокое заблуждение, потому что святое место пустым не бывает, а любой человек, я в этом уверен, – любой человек – независимо от своего возраста и положения, имеет духовные искания, его душа жаждет духовного опыта. Он может выражаться по-разному, и эти искания могут приводить к разным итогам, к разным результатам – мы с вами все это прекрасно знаем и видим, потому что кроме христианства существуют многочисленные религиозные течения, философские системы, которые так или иначе удовлетворяют духовные потребности человека. Но христианство предупреждает нас о пагубности увлечения различными течениями, псевдорелигиозными учениями. Почему?

Потому что для Православной Церкви Истина – это Христос, или, наоборот, Христос – это Истина. Поэтому христианство утверждает, что истина одна, ее невозможно заменить или изменить, ее можно только исказить. И эта истина – Христос. И именно Христа Православная Церковь проповедует.

«Се стою у двери и стучу…»
(откр. 3, 20)

Сегодня я хотел бы поговорить о принципах христианской жизни, о тех характерных чертах, которые выделяют и отличают христианство от прочих религиозных или философских течений.

Итак, что в первую очередь отличает христианство? Это синергия, слово греческое, может быть, не совсем понятное. Но оно точно выражает суть отношений между Богом и человеком, о которых говорит христианство. Синергия – это взаимодействие двух воль – Божественной и человеческой. Почему это важно? Потому что без воли человека Бог ничего не может сделать в его жизни. Свобода воли, которая дана человеку, не может быть никем нарушена.

Человек тем и отличается от всех прочих созданий, что он имеет право и возможность выбора. Он может выбрать между добром и злом, между грехом и добродетелью, между тьмой и светом. Он сам определяется, на какую сторону ему встать. И этот принцип, принцип взаимодействия, синергии очень важен – можно сказать, это один из краеугольных принципов христианской жизни.

Постараюсь проиллюстрировать это утверждение примерами из нашей обыденной жизни.

Люди становятся христианами через Крещение – это таинство, которое является первым таинством, совершаемым над человеком, приходящим в этот мир, и которое открывает ему дверь для участия во всех прочих таинствах, в церковной жизни. Дает благодать. Но само по себе это таинство еще не бронирует человеку место в Царстве Небесном: крестился – и все: «Я билет уже получил, там для меня место отвели, и я могу дальше спокойно жить себе до того момента, когда меня опять принесут в храм».

Крещение само по себе как внешнее действие мало что значит для человека. Мало быть крещеным – необходимо быть и просвещенным, понимать, для чего тебе это нужно, какие обязательства и какую ответственность ты берешь на себя. И здесь необходимо помнить, что без этого желания, без направления воли человеческой благодать Божия, которая преподается в таинстве, остается нераскрытой.

Человек входит в купель Крещения, в воду, ветхим – и таким же выходит, ничего не меняется в нем. Каким вошел, таким и вышел, потому что не было никакого изменения, не было желания измениться. Многие прибегают к помощи Церкви в каких-то исключи- тельных случаях своей жизни, желая что-то получить. Это очень характерно, особенно для нашего времени.

Потребительское отношение переносится из обыденной жизни и на жизнь духовную. Когда больше всего людей в церкви? На Пасху, когда освящают куличи и прочие пасхальные яства, на Крещение, когда можно взять святой воды, – вот, собственно говоря, и все, – то есть, в те дни, когда в Церкви можно взять что-то материальное. Взять и использовать это как некую «волшебную силу». Но это поверхностное понимание того, что происходит в Церкви.

В моей практике был такой случай. Девушка пришла креститься, и я попытался поговорить с ней о причинах ее прихода, о том, что она знает о христианстве и духовной жизни. В ответ она только раздражалась и возмущалась: «Что вы меня спрашиваете? Зачем мне это нужно? Я заплатила деньги и хочу покреститься. Больше я ничего не хочу слушать!» Это меня насторожило, я попытался еще поговорить. Она сорвалась и в раздражении убежала. А пришедшие с нею подруги остались, попытались извиниться и рассказали, что у этой девушки проблемы на работе и в личной жизни, и ей сказали, что если она покрестится, то все будет хорошо. Она так и сделала: пришла, чтобы прибегнуть к такому радикальному способу устранения неприятностей в своей жизни.

То есть это было не стремление ее души, а желание получить некую пилюлю, некий «аспирин», чтобы решить возникшие жизненные проблемы. Конечно же, это в корне неправильно, потому что здесь должно быть внутреннее желание, стремление человека измениться. А ведь она после такого Крещения в храме больше не появится. Таких примеров можно привести немало. Это касается любой области духовной жизни.

Часто люди освящают дома, квартиры, машины и видят в этом некий магический ритуал, который был совершен: священник что-то там прочитал – никто даже не вникал в смысл того, что произошло. Главное то, что совершилось действие.

Но ведь все это совершается не ради того, чтобы машина не попала в аварию или дом не ограбили, или чтобы он не сгорел. Конечно же, в молитвах обращаются к Господу и просят, чтобы Он сохранил человека от различных неприятностей. Но здесь имеется в виду более глубокое значение.

Священник или человек, который приходит с этой просьбой, молятся о том, чтобы было освященным место, помещение, в котором он будет проводить значительную часть своей жизни – будь то машина, дом или рабочее место. Освящается место, среда пребывания человека, а не просто стены. Бывает и так, что люди после освящения машины попадают в аварию. «Не сработало!» – скажете? А дело-то не в этом. Дело в том, что человек остался жив.

В моей практике были случаи, когда люди, освятившие машины, попадали в аварию, но при этом в машине, которая не подлежала восстановлению, люди оставались живы. Это самое главное, потому что сохранилась человеческая жизнь, – а что может быть ценнее? Нет цены человеческой жизни. Именно об этом испрашивается благословение, а не происходит «заклинание» стен.

Один знакомый священник мне рассказывал, как однажды он проходил мимо ночного клуба и его остановил вышедший оттуда человек. Он попросил освятить здание. На вопрос: «А чем же вы здесь занимаетесь?» – этот человек ответил: «Батюшка, это неважно. Вы нам просто стены покропите, молитву прочитайте».

Потребительское отношение характерно для магических религий, когда свободная воля человека заменяется ритуалом. Но часто это пытаются перенести и на христианскую религию. А магия характерна там, где имеет значение только внешняя форма, правильно совершенное действие, а внутреннее состояние при этом значения не имеет.

Христианство говорит: «Внутреннее состояние имеет значение в первую очередь», – даже если, может быть, все было прочитано или сказано не в том порядке, в каком принято (конечно же, за исключением каких-то основополагающих формулировок). Но самое главное – это внутреннее, духовное состояние человека, состояние очищения души.

Мы говорили о воле человеческой, о том, что если она стремится к духовной жизни, то она должна быть открыта, должна быть внутренне направлена к Богу. А вот что касается воли Божественной – что мы знаем об этом?

В Православной Церкви богословы выделяют два аспекта Божественной воли: желание Божие и попущение Божие.

Желание Божие выражается в том, что Бог всякому человеку желает спасения. Желает, чтобы каждый человек был любим и любил – любил Бога через человека и, любя человека, любил Бога. Но при этом Бог не может нарушить свободу воли человека. И здесь вступает в действие второй аспект Божественной воли – попущение.

Бог не вмешивается, но попускает скорби, испытания, трудности, посредством которых человек может и должен задуматься о своей жизни, о своих поступках и постараться исправиться, изменить что-то в своей жизни. Поэтому даже то зло, которое происходит с человеком, страдание, утрата, лишение, скорбь, в любом случае тоже имеет определенный смысл. Неприятности, происходящие с нами, не бессмысленны – это сигнал, который человеку необходимо услышать, понять и сделать определенный вывод.

Вот одна сторона христианской жизни.

«Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко»
(Мф. 11,30)

Христианство упрекают в том, что оно является религией смерти, запретов, предписаний, ограничений. А ведь религия христианская – это религия радости.

В негативном ключе о христианстве может говорить человек, который или не понял суть христианства, или видит радость только в каких-то сиюминутных земных удовольствиях.

О радости много сказано в Священном Писании – в Евангелиях, в Посланиях. Христос говорил: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас», – имея в виду Свое Воскресение, которое стало радостью для людей. Апостол говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». А если взять всю христианскую историю, можно увидеть, что радость была свойственна всем подвижникам и святым. Прп. Серафим Саровский постоянно говорил о радости. Любого приходящего к нему он встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» – даже в то время, когда не было пасхального периода.

Эта радость, конечно, имеет своей причиной именно Воскресение Христово. Это средоточие христианской радости, и этого нет ни в какой другой религии. Воскресший Бог дает человеку возможность радоваться, потому что человек оказывается не чужим Богу. Не неудавшимся продуктом Божественного эксперимента, а дорогим Богу существом, которое Он сотворил и которое спас от греха и смерти. И эта радость в полноте своей ощущается только тогда, когда человек становится все ближе и ближе к Богу.

А что касается заповедей и запретов, то здесь есть некое узкое понимание, что они, якобы, ограничивают свободу человека. Заповеди, которые Бог дает, можно уподобить ограждению, которым обозначено болотистое место. Это ограждение дает возможность человеку чувствовать себя в безопасности. Он знает, что для своего же спокойствия не стоит заступать за ограждение. А если человек говорит: «Мне нужно больше территории, больше свободы» – и ломает ограждение, он неизбежно попадает в болото, в трясину, из которой самостоятельно выбраться ему довольно сложно.

Заповеди – это тоже признак любви Бога к человеку. Бог не хочет, чтобы человеку было плохо, чтобы он страдал. Свобода воли как раз часто и является причиной этого страдания, потому что человек вместо добра избирает зло, не прислушивается к опыту предыдущих поколений и наступает на те же грабли, на которые другие уже наступали и совет уже дали. Но он этот совет не услышал. Поэтому можно много говорить, приводить различные примеры. Но все-таки основные признаки христианской религии заключаются в свободе, в любви, в радости и в вере.

И это можно постичь лишь опытным путем. Теоретически понять это сложно, ведь вы можете привести мне другие, прямо противоположные примеры, которые известны в истории Православной Церкви.

Вы можете привести примеры жестокостей, которые совершались в определенные исторические периоды под именем Христа, вы можете привести в пример тех «злых бабушек», которые вас или кого-то другого выгоняли из храма, потому что были неприлично одеты, и еще многое другое.

Но здесь необходимо понимать, что христианство – это еще и религия людей. Церковь Христова – это живые люди, умеющие чувствовать, переживать, способные ошибаться, но знающие, что нужно возвращаться на тот пусть, с которого они сошли.

Церковь называется Святой, но не потому, что святы люди, которые ее наполняют, хотя они и призваны к святости. Святость Церкви состоит не из святости тех людей, которые наполняют ее, а потому что свят ее Глава – Христос, Бог, а не человек.

Это объясняет многочисленные аномалии, патологии христианской истории, христианской жизни, которые мы знаем. Любое зло, совершенное под именем Христа оправдано быть не может, оно является злом, и ничего общего с христианством не имеет. Люди, которые совершали зло от имени Церкви Христовой, глубоко заблуждались, искажали суть христианства.

Конечно, христианская жизнь сопряжена с определенными сложностями. Она требует от человека ответственности и труда, внутренней работы над собой. Но скажите, какая область человеческой жизни не требует этой работы над собой? Учеба – требует усилий, работа – требует усилий, любая область занятий требует от человека усилий, труда, ограничений. Почему же область религиозной жизни, которая является неотъемлемой частью человеческой жизни, должна быть легкой?

Христианство не обещает легкости и безоблачности. И уже при Крещении человек, будучи или младенцем, или в зрелом возрасте, называется «воином Христа Бога». Он вступает в военную дружину – и с этого момента начинается борьба против самого себя, против тех страстей, которые живут в человеке, начинается борьба против соблазнов и искушений, которые существуют в этом мире, начинается борьба против сатаны. И только тот человек, который проявит твердость – победит.

«Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное…»
(Мф.7,21)

Много людей сейчас, которые крещены, которые являются христианами, но в храм приходят очень-очень редко, стараются обращаться к Богу в трудных обстоятельствах своей жизни с просьбой о помощи близким людям и т.д. Но это обращение форс-мажорное, оно бывает только тогда, когда человеку что-то необходимо. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А до этого на такие нюансы духовной жизни мало кто обращает внимание.

Необходимо понимать, что обращение должно быть искренним и сознательным. Не должно быть в этом магизма, ритуальности: «Прочитайте три раза «Отче наш», и у вас обязательно получится». Как будто если вы прочитаете молитву два или четыре раза, то ничего «не сработает». Или «закажите сорокоуст в сорока церквах, и все грехи умершему простятся». Но ведь дело совсем не в этом.

Мало просто прочитать «Отче наш», условно говоря, или перекреститься – это должно быть сделано с верой в то, что Господь поможет. Какой «Отче наш»? Кто это – Отче наш? Отец наш – кто Он? Должен быть внутренний анализ: к кому мы обращаемся, чего мы просим, чего мы желаем? Осознанное обращение к Богу – это самое главное.

Если ты считаешь себя человеком верующим, ты должен знать свою веру, быть искренним, должен постоянно самосовершенствоваться, двигаться дальше. Нельзя обращаться к религии, к вере только в каких-то исключительных случаях, когда тебе плохо, когда тяжело.

Конечно же, хорошо, что не идешь к экстрасенсам, к знахаркам и т.д., а обращаешься к Богу, у Него просишь помощи – пускай даже таким способом, но нельзя на этом останавливаться.

А Бог-то многого не просит, Он просит сердце человека. Он стоит у дверей сердца и стучит. Стучит по-разному: то через болезнь близких людей, то через какие-то скорби, через испытания, трудности, и задача человека – услышать этот призыв, этот стук.

Но часто в суете повседневной жизни человек не слышит даже самого себя. Иногда люди, живущие в городе, не могут себя комфортно чувствовать на природе или где-то в тиши: они вдруг ощущают внутри себя определенные процессы, которых там, в шуме, в суете, в беготне они не ощущали. Вот почему необходим анализ своих внутренних процессов: движение к Богу, религиозное чувство должно быть действенным.

Необходимо понимать, что вера пронизывает все, пронизывает все стороны жизни и человеческой деятельности, и когда Церковь стремится участвовать в жизни общества, армии, учебных заведений, медицинских или исправительных учреждений, она это делает не потому, что ей нужна какая-то сфера влияния или распространение авторитета. Она руководствуется тем, что необходимо освятить все стороны человеческой жизни, помочь человеку, чтобы он свое дело совершал с чистым сердцем, нравственно, чтобы он сам был примером не только профессионального мастерства, но и нравственным образцом. Ведь сама по себе вера ни в коем случае не заменяет профессионализма, но возвышает его, облагораживает.

Если, к примеру, врач верующий – это не значит, что Сам Бог будет водить скальпелем, а ему самому ничего не нужно будет делать. Вера помогает человеку приносить многократный плод своей деятельности – как в одной из притч сказано: зерно падает в плодородную почву, но у одних оно приносит урожай в 30 крат, у других 60, а у третьих в 100 крат. То есть этот плод зависит от готовности нашего сердца отозваться на призыв Божий, открытость его для входа Божией благодати.

А разгадка негативного отношения к Церкви кроется в том, что люди не могут пересилить себя и измениться. Им легче жить без заповедей, без Церкви, без Христа. Но совесть не обманешь, она обличает, она взывает к благоразумию, и поэтому ее заглушают потоком грязи и лжи, направленных на Христа и Его Церковь.

Материал предоставлен пресс-службой
Ступинского благочиния.

Папы Пия XII . - 1952. - 11 с.
  • Арсеньев Н. С. Единый поток жизни. - 1973. - 298 с.
  • Арсеньев Н. С. О Достоевском. - 1972. - 64 с.
  • Арсеньев Н. С. О жизни преизбыточествующей. - 1986. - 277 с.
  • Байгачев И. Н. Спаситель мира: Евангелие для детей. - 1956. - 88 с.
  • Беломорский А. Православие и папство. 1965. - 36 с.
  • Беломорский А. Правы ли отрицатели религии. - 1965. - 91 с.
  • Беломорский А. Что значит быть православным? - 1954. - 55 с.
  • Бем А. Л. Церковь и русский литературный язык. - 1988. - 84 с.
  • Библия для детей. - 1983. - 64 с.
  • Библия . - 1973. - 2357 с., 8 карт.
  • Библия . - 1983. - 2535 с.
  • Библия . - 1989. - 2535 с., 8 карт.
  • Беломорский А. , иеромонах . Вселенский Собор : Слово Папы Иоанна XXIII при открытии II-го Ватиканского собора . - 1963. - 40 с.
  • Беломорский А. , иеромонах . О первенстве святого славного и всехвального апостола Петра : Как понимал его святой отец и учитель Церкви Иоанн Златоуст . - 1962. - 24 с.
  • Божественная литургия: [Объяснение]. - 1963. - 40 с.
  • Божественная литургия: Нотный сборник. - 1976. - 364 с.
  • Большаков С. На высотах духа. - 1971. - 48 с.
  • [Борисов Александр, свящ.] Начало пути христианина: В помощь катехизатору. - 1990. - 48 с.
  • [Борисов Александр, свящ.]. Начало пути христианина: В помощь катехизатору. - 1989. - 48 с.
  • Босси Г. Он и я. - 1961. - 99 с.
  • Буйе Л. О Библии и Евангелии. - 1965. - 232 с.
  • Буйе Л. О Библии и Евангелии. - 1988. - 232 с.
  • Ванеев А. А. Два года в Абези: В память о Л. П. Карсавине. - 1990. - 386 с.
  • Ватиканский Собор II: Декларация о религиозной свободе. 1967. 16 с. Декларация о христианском воспитании. 1968. 15 с. Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям. 1967. 8 с. Декларация о восточных католических Церквях. 1968. 15 с. Декрет о миссионерской деятельности Церкви. 1968. 46 с. Декрет о пастырской должности епископа Церкви. 1967. 31 с. Декрет о подготовке к священству. 1967. 20 с. Декрет о служении и жизни священников. 1967. 37 с. Декрет о средствах социального сообщения. 1968. 15 с. Декрет «Об апостольстве мирян». 1967. 36 с. Декрет об обновлении монашеской жизни с применением её к современным условиям. 1968. 16 с. Догматическая Конституция «О Божественном Откровении». 1967. 22 с. Догматическое Постановление о Церкви. 1966. 75 с. Конституция «О богослужении». 1967. 39 с. Об экуменизме: Постановление Ватиканского Собора. 1965. 22 с. Пастырская Конституция «Радость и надежда»: О Церкви в современном мире. 1967. 102 с. Указатели к документам Ватиканского Собора. 1975. 57 с.
  • Вениамин (Милов), епископ. Чтение по литургическому богословию. 1977. 344 с.
  • Вианней Ж.-М. Проповеди и уроки Закона Божия. 1969. 282 с.
  • Виновска М. Маранафа. 1970. 148 с.
  • Виновска М. Тайна Максимилиана Кольбе. 1972. 174 с.
  • Воротников А. Подвижник Карл Фуко. 1956. 48 с.
  • Гаврилов М. Н. Льва Великого, Папы Римского… житие. 1953. 48 с.
  • Гаврилов М. Н. Ватикан. Война и мир. 1953. 27 с.
  • Гаврилов М. Н. Духовные основы русской культуры: Основные идеи творчества Ф. М. Достоевского. 1954. 24 с.
  • Гаврилов М. Н. Новые явления миру Пресвятой Богородицы: Повесть о Фатиме… 1949. 29 с.
  • Гаврилов М. Н. Православие и Ферраро-Флорентийский собор. 1954. 16 с.
  • Гаврилов М. Н. Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. 1950. 32 с.
  • Гаврилов М. Н. Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. 1987. 32 с.
  • Гаврилов М. Н. Тайна Рождества и Успения Пресвятой Богородицы. 1950. 17 с.
  • Гаврилов М. Н. Туринская плащаница: Описание и научное объяснение. 1964. 24 с.
  • Гаврилов М. Н. Ферраро-Флорентийский собор и Русь. 1955. 28 с.
  • Гейтерс Г. Краткое изложение христианской жизни. 1946. 32 с.
  • Георгий, блаженный. Акафист Божией Матери. 1954. 55 с.
  • Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. 1963. 38 с.
  • Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. 1976. 38 с.
  • Гуардини Р. О Боге живом. 1962. 74 с.
  • Гуардини Р. Познание веры. 1955. 80 с.
  • Дидимов П. Пути Господни неисповедимы. 1952. 44 с.
  • Дондейн А. Христианская вера и современная мысль. 1974. 284 с.
  • Дондейн А. Христианство может и должно быть силой миролюбия в современном мире. 1974. 15 с.
  • Дудко Димитрий, прот. Вовремя и не вовремя. 1978. 327 с.
  • Евангелие от Луки и Деяния апостолов. 1989. 128 с.
  • Евангельское повествование: Слово жизни вечной / прот. Иоанн Корниевский, ред. и сост. 1959. 508 с.
  • Желудков Сергий, свящ., Любарский К. А. Христианство и атеизм. 1982. 241 с.
  • Зандер В. Христос - новая Пасха. 1964. 31 с.
  • Зандер В. Христос - новая Пасха. 1988. 38 с.
  • Иванов В. И. Духовные стихи. 1986. 57 с.
  • Иванов В. И. Собр. Соч. В 4-х томах: Т. 1. 1971. 872 с.; Т. 2. 1974. 852 с.; Т. 3. 1979. 896 с.; Т. 4. 1987. 800 с.
  • Иванов В. И. Эссе, статьи, переводы. 1985. 221 с.
  • Извольская Е. А. Американские святые и подвижники. 1959. 199 с.
  • Извольская Е. А. Явления Гуадалупской Бохией Матери. 1965. 24 с.
  • Ильин В. Н. Арфа царя Давида в русской поэзии. 1960. 77 с.
  • Иоанн (Шаховской), архиепископ. Удивительная земля. 1983. 95 с.
  • Каррель А. О молитве; Ладриер Ж. Как научная деятельность включается в христианскую жизнь / Серия: Религия, философия и наука. 1967. 31 с.
  • Каррель А. Путешествие в Лурд. 1951. 20 с.
  • Карсавин Л. П. Католичество. 1974. 151 с.
  • Карух М. Шарль де Фуко и его последователи. 1968. 182 с.
  • Клостер И. Вечная юность. 1962. 86 с.
  • Ключ к пониманию Библии. 1960. 24 с.
  • Ключ к пониманию Священного Писания. 1982. 698 с.
  • Кологривов Иоанн, иеромонах Очерки по истории русской святости. 1961. 419 с.
  • Куртуа Р. Что говорят о Боге современные ученые? 1960. 62 с.
  • Лев Ж. Великие учители молитвы. 1986. 214 с.
  • Легион Пресвятой Богородицы: Информационная брошюра с выдержками из «Руководства Легиона» / Ставровский А.В, Ильин В. Н. перевод и редакция. 1963. 99 с.
  • Лелотт Ф. Где Правда? 1962. 80 с.
  • Лелотт Ф. Решение проблемы жизни: Христианское мировоззрение. 1959. 390 с.
  • Лобье де П. Социальная доктрина католической Церкви. 1989. 254 с.
  • Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. 1978. 183 с.
  • Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. 1988. 183 с.
  • М. В. [Волконская Мария] и С. Т. [Тышкевич Станислав]). Дон Боско - друг беспризорных. 1951. 52 с.
  • Мень Александр, прот. Истоки религии. 1981. 428 с.
  • Мень Александр, прот. Как читать Библию. 1981. 228 с.
  • Мень Александр, прот. Небо на земле. 1969. 236 с.
  • Мень Александр, прот. Сын Человеческий. 1976. 327 с.
  • Мень Александр, прот. Сын Человеческий. 1983. 494 с.
  • Мень Александр, прот. Таинство, слово и образ. 1980. 285 с.
  • Мережковский Д. С. Испанские мистики. 1988. 378 с.
  • Мережковский Д. С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. 1990. 137 с., XI; 100, XV; 177 и 47 с.
  • Молитвенник для католиков латинского обряда. 1979. 144 с.
  • Молитвенник для католиков латинского обряда: Господу помолимся. 1949. 159 с.
  • Молитвенник. 1980. 502 с.
  • Молитвенник. 1989. 510 с.
  • Молитвенник: Миром Господу помолимся. 1948. 76 с.
  • Монфор Гриньон, де. Тайна Пресвятой Богородицы. 1953. 70 с.
  • Мориак Ф. Во что я верю. 1981. 110 с.
  • Моррен Л. Бог свободен и связан. 1990. 143 с.
  • Неведомая стихия. 1967. 200 с.
  • Никодим (Ротов), митр. Иоанн ХХШ, Папа Римский. 1986. 756 с.
  • Николай (Ярушевич), митр. Радость и утешение христианина. 1991. 181 с.
  • Новый Завет и Псалтирь. 1985. 1023 с.
  • Новый Завет. 1964-1965. 758 с., 2 карты.
  • Новый Завет. 1979. 758 с.
  • Новый Завет. 1989. 790 с., 8 карт.
  • Новый Завет. 1990. 758 с., 2 карты.
  • Новый мир. 1957. 93 с.
  • Новый мир. 1961. 94 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Вечная Премудрость Божия». 1962. 24 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Мать и наставница». 1962. 77 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Мир на земле». 1963. 51 с.
  • Окружное послание Папы Павла VI «О всестороннем развитии народов». [Б.г.]. 69 с.
  • Окружное послание Папы Пия XII «Сияющий венец славы». 1954. 30 с.
  • Отечник. 1963. 549 с.
  • Павлов А. Откуда явилось все это? 1972. 132 с.
  • Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII «О положении трудящихся». 1942. 115 с.
  • Пение на литургии Св. Иоанна Златоуста. 1976. 51 с.
  • Перспективы для ума и сердца. 1962. 92 с.
  • Повесть о Фатиме, величайшем чуде нашего времени. 1962. 127 с.
  • Поль, аббат. Замысел Божий и чудеса его милосердной любви: Изложение христианского вероучения. 1990. 496 с.
  • Поснов М. Э. История христианской Церкви до разделения Церквей (1054 г.). 1964. 614 с.
  • Поснов М. Э. История христианской Церкви до разделения Церквей (1054 г.): Юбилейное издание. 1988. 614 с.
  • Потерянная драхма: Из материалов самиздата. 1986. 200 с.
  • Псалмы: Молитва народа Божия. 1965. 24 с.
  • Раннехристианские отцы Церкви. 1978. 734 с.
  • Ранние отцы Церкви. 1988. 734 с.
  • Ратцингер Иосиф. Введение в христианство. 1988. 318 с.
  • Ришом А. Винцент де Поль, или созидательная сила любви. 1968. 162 с.
  • Рождественское радиопослание Папы Пия XII. 1952. 26 с.
  • Свет и жизнь. 1990. 568 с.
  • Светлов Э. [Мень Александр, прот.]. В поисках пути истины и жизни. Т. 1. Истоки религии. 1970. 415 с. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей. 1971. 669 с. Т. 3. У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине I-го тысячелетия до н. э. 1971. 332 с. (Второе издание 1986). Т. 4. Дионис, логос, судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. 1972. 396 с. Т. 5. Вестники царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации «ХШ - IV века до н. э.». 1972. 647 с. (2 изд. 1986). Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. 1983. 827 с.
  • Сенкевич Г. Камо грядеши? 1981. 528 с.
  • Сергиев Иоанн [Кронштадтский], прот. Моя жизнь во Христе. 1988. 64 с.
  • Сирот И. М. Русские пословицы библейского происхождения. 1985. 112 с.
  • Словарь библейского богословия. 1974. 1287, Х с.
  • Словарь библейского богословия. 1990.
  • Смерти нет. 1954. 75 с.
  • Сокрытые сокровища и новая жизнь: Археологические открытия и Евангелие. 1959. 193 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1958. 143 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1973. 143 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1982. 143 с.
  • Соловьев В. С. О христианском единстве. 1967. 489 с.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1952. 32 с.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1964.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1987.
  • Соловьев В. С. Собр. соч. в 12 томах (6 книгах + том писем): Фототипическое издание. Т. I-II. 1966. 415 с. Т. III-IV. 1966. 658 С. Т. V-VI. 1966. 486 с. Т. VII-VIII. 1966. 722 с. Т. IX-X. 1966. 527 с. Т. XI-XII. 1969. 674 с. Письма (4 тома и приложение в одной книге). 1970.
  • Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. 1970. 241с.
  • Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. 1977. 434 с.
  • Тереза, св. Повесть об одной душе, ею самой описанной. 1955. 343 с.
  • Тиволье П. Современная молодежь обсуждает самый важный вопрос… 1963. 24 с.
  • Тиволье П. Спутник.искателя правды. Часть вторая. 1963. 511 с.
  • Тиволье П. Спутник искателя правды. Часть первая. 1963. 108с.
  • Трамон Р. Миссионерская эпопея Анны Марии Жавуэ. 1973. 160 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Единство Церкви и Византия. 1951. 139 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Католичество. 1950. 71 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Наставления о Святой Евхаристии русских подвижников благочестия и духовных писателей. Акафист ко причащению Святых Христовых Тайн. 1955. 109 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Наставления святого Тихона Задонского по социальному вопросу. 1955. 37 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Нерасторжимость христианского брака. 1955. 56 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Почему католики дорожат папством? 1961. 36 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Церковь Богочеловека. 1958. 581 с.
  • Уайзмен Н. Фабиола: Повесть из древнеримской жизни. 1990. 216 с.
  • Феофан [Говоров] Затворник, еп. Путь ко спасению: Фототипическое издание. 1962. 509 с.
  • Фиртель X. Ирландец века. 1990. 186 с.
  • Фома Кемпийский. О подражании Христу / Пер. с лат. К. П. Победоносцева. (С приложением краткого молитвослова). 1949. 354+15 с.
  • Фома Кемпийский. О подражании Христу. 1983. 367 с.
  • Франк С. Л. Религия и наука / Серия «Религия, философия и наука», N 1. 1953. 28 с.
  • Франк С. Л. Смысл жизни. 1976. 171 с.
  • Фроссар А. Соль земли: О главных монашеских орденах с иллюстрациями самого автора. 1973. 137 с.
  • Хардуэн Р. Безграничное упование отца Б. Коттоленго. 1968. 144 с.
  • Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. Фототипическое издание. - 1972. - 234+111 с.
  • Цветочки Святого Франциска Ассизского. Фототипическое издание. - 1974. - 176 с.
  • Ширяев Б. Религиозные мотивы в русской поэзии. - 1960. - 80 с.
  • Шнакенбург Р. Новозаветная христология / Серия «Mysterium Salutis». Т. III, глава IV): Догматические основы Тайны Спасения. - 1986. - 160 с.
  • Щепина Е. (сост.) Повесть древняя, но вечно новая: Жизнь святого Августина и святой Моники. - [Б. г.] - 46 с.
  • Щепина Е. (сост.) Повесть древняя, но вечно новая: Жизнь святого Августина и святой Моники. - 1990. - 56 с.
  • Щукин Н. Свет Невечерний. - 1963. - 28 с.
  • Doudko D. Je crie ma foi. - 1980. - 302 p.
  • Ducarme J. Entretiens sur les ondes. - 1975. - 222 p.
  • Fatima e la conversione della Russia. - 1957. - 32 p.
  • Lotte antireligiosa in Russia. - [ S. a. ] - 72 p.
  • Morren L. Dieu est libre et lie. - 1975. - 131 p.
  • Pia XII et la Russie: Lettre apostolique «Sacro Vergente Anno». - 1952. - 38 p.
  • Rupp C. Message ecclesial de Solowiew. - 1974. - 603 p.
  • Rupp C. L’Oecumenisme: Wladimir Solowiew. - 1975. - 131 p.
  • Периодические издания:

    • «Жизнь с Богом». 1946-1963.
    • «Христианская жизнь». 1946-1947.
    • «Русский католический вестник». 1951-1952.
    • «Россия и вселенская церковь». 1953-1970.
    • «Логос». 1971-1988.

    О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1: 1-4).

    Церковь говорит не о теории, и наши отношения с Церковью - это не взаимоотношения с теорией или учением. Мы были бы очень наивными людьми, если бы подвизались в жизни во Христе по той причине, что являемся последователями какой-либо теории, пусть она даже и кажется самой прекрасной. Церковь зиждется на опыте, прежде всего опыте апостолов, и он продолжается в каждом новом поколении. Иными словами, каждый святой человек, каждый человек, имеющий в своей жизни опыт общения с Богом, может повторить сказанное здесь святым апостолом Иоанном: что мы слышали, видели, осязали - то есть что мы пережили.

    Это не что-то такое, что пережили апостолы, а потом оно перестало существовать, и мы просто верим в опыт апостолов, - это то, что постоянно присутствует в Церкви. Если этого опыта у нас нет, тогда наша вера еще несовершенна, она абстрактна, это не вера от зрения, основанная на опыте, - от зрения, вкушения, слушания, - а вера, которая основана на принятии определенных ценностей: «Я верю, что Бог существует, что Он сказал вот это, сделал это, жил в такие-то годы, совершил это чудо, совершил другое чудо». Это тоже вера, но она вводная, несовершенная, и мы не можем - да это и не нужно - останавливаться на ней.

    Разумеется, мы принимаем ее как ступеньку, на которую ступаем, чтобы подняться вверх, но нам никогда нельзя останавливаться на первой ступеньке, нужно всегда перешагивать на следующую. Это как ты не можешь остаться в первом классе, как бы хорошо тебе там ни казалось, а надо переходить и в следующий, затем и в следующий после него - так и вера должна перейти в опыт Бога, чтобы Бог мог и для тебя стать чем-то конкретным, реальным, тем, чем ты живешь, а не чем-то абстрактным и неопределенным.

    Что было от начала.

    Это напоминает то, как святой Иоанн Богослов начинает свое Евангелие: «В начале было Слово» . Тут тоже говорится: что было от начала. И само Священное Писание тоже начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю» .Как вы знаете, слово начало у греков означает не просто «начало» или «власть» - у него исключительно много значений. Это сильный и многозначный термин, так же как слово логос.

    Что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

    Видите, святой евангелист Иоанн сначала объясняет и свидетельствует, что то, о чем он дальше будет говорить, - это его опыт. То, что он видел, слышал и пережил; он ничего не будет писать об истории Христа. Не думайте, что после этого он начнет пересказывать события из жизни Христа. Апостолы не думали составлять исторический рассказ о жизни Христа, они не писали некую «Историю Христа», они писали о вечной жизни, которую Христос дает тем, кто любит Его и имеет общение с апостолами; и это общение - с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом.

    Апостолы пишут все это, чтобы совершенной была радость людей, то есть наша с вами радость. Этот записанный опыт имеет целью известить нас о вечной жизни. Проповедь и слово Церкви - это слово о вечной жизни.

    Но, слыша слова «вечная жизнь», не думайте, что это значит, будто нужно, презрев настоящую жизнь, отправиться в церковь, чтобы там слушать рассказ о вечной жизни и о том, что это такое - вечная жизнь, та жизнь, которая будет после смерти. А мы думаем подобным образом, не правда ли? Когда мы слышим слова «вечная жизнь», мы говорим: «Ну, вот когда мы умрем, тогда и начнем жить вечной жизнью! А сейчас пока еще погоди, ты сначала умри, а уже когда умрешь, тогда и увидишь, что там будет и что это за вечная жизнь и прочие истории! Ну ладно, старики еще могут верить в подобные вещи, потому что они уже у входа в вечную жизнь, но чтобы молодой человек занимался сейчас вечной жизнью?..»

    А что это значит - вечная жизнь? Два слова - вечная и жизнь . Вечная, потому что она никогда не кончается, а все, что никогда не кончается, - бессмертно: оно побеждает смерть и тление и подает человеку именно то, чего ему недостает, потому что человек не может жить среди смерти, не может обрести покоя среди тленных вещей. Все, что ограничено, не может утешить человека, потому что он по природе своей неограничен, поскольку является образом Божиим, он сотворен Самим Богом, и его нельзя уложить в схемы и пределы, он не может вместиться в то, что умирает, он не согласен на смерть. Он не сотворен для смерти и поэтому обретает покой и чувствует себя целостным только в том, что вечно.

    Поэтому святой апостол Иоанн и говорит тут о вечной жизни. И то, что вечно, - это не смерть, это не счастье или что-нибудь еще, а жизнь, вечная жизнь.

    Христос называет Себя жизнью: «Я есмь путь и истина и жизнь» . То, чего мы ищем и чего хотим, - это реальная жизнь, реальный смысл жизни, сама жизнь. Христос - наша жизнь, и Он - жизнь вечная. Без Него наша жизнь - ад.

    Без Него, без Бога, человек не может жить по-настоящему, он может жить биологически, но на самом деле быть мертвым: он уже не живет, он умер, находясь вдали от Бога. Мы все чувствуем это, когда живем вдали от Бога или делаем то, что отдаляет нас от Него. Мы понимаем, что это отлучает меня от Бога, а когда я оторван от Бога, я в аду, когда же с Ним, то будь я даже в аду, ад для меня становится раем.

    В конечном счете, Христос - это рай, а Его отсутствие - ад. Когда Бог отсутствует, тогда будь ты даже в раю, рай становится адом.

    У Церкви есть одна реальная цель - дать нам опыт вечной жизни, Царства Божия, которое является мощной реальностью. Оно мощная реальность, но для кого? Для тех, кто подвизается, чтобы ощутить присутствие Бога в сердце своем, для тех, кто борется, чтобы выбросить из себя все, что отлучает от Бога.

    Многие говорят: «А это грех? Курение - это грех, батюшка? А делать ставки на лошадей - это грех?» Грех ли это, грех ли то? Бог не составил нам какого-то каталога грехов, какой-то конституции, которая систематизировала бы грехи. Грех - это все, что отделяет нас от Бога. Если я начну любить что-нибудь больше Бога - это грех. Если буду любить себя больше Бога - это грех. Если я начну любить деньги больше Бога - это грех, если буду любить все что угодно и любовь к этому будет сильнее любви к Богу - да, это грех, потому что это связывает мое сердце, пленяет его и приковывает этими воззрениями к тому, что отдаляет меня от Бога.

    Грех отдаляет меня от вечной жизни, Царства Божия, от моей связи с Богом. Поэтому вечная жизнь - это опытное переживание людей, которые подвизаются по силам своим - сколько сил хватит, но всем сердцем - жить вечно с Богом.

    Для этой борьбы нужно иметь сильное сердце. Если ты робок - ты не можешь подвизаться, если боязлив, дрожишь и пугаешься - тогда это трудно, ты не будешь преуспевать с легкостью.

    Спросил некто одного авву (из «Патерика»):

    Авва, скажи мне, как я могу спастись?

    Если у тебя есть сердце, ты можешь спастись!

    Бывает ли человек без сердца? Оно есть у всех, так что же он хочет этим сказать нам? Если сердце твое хочет этого, если у тебя есть сила, решимость, воля, ты можешь спастись.

    Кто-нибудь скажет: «Я грешный человек, у меня есть страсти, ужасные страсти, я порабощен своими страстями. Не могу избавиться от них, они действуют во мне. Как я могу спастись? Я хочу этого, но не могу. Не могу избавиться от всего этого. Что же это со мной?!»

    Да, вечная жизнь, Царство Божие и опыт Бога - это не результат одних наших сил. Да и каких сил? Малых, которые у нас есть и если они есть. То, чего хочет Бог от нас, - это воля, чтобы я захотел. Если я хочу, то я получу силу от Бога. Отдай Богу свое намерение - и получишь от Него Его силу. Скажи: «Я хочу подвизаться, возлюбить Бога, быть всегда вместе с Богом! Но во мне есть много того, что тянет меня назад!» Сейчас это не имеет значения. Отдай Богу свою волю и затем обрати свое бессилие, порабощение и терзание в страстях себе на пользу - духовным образом, с помощью смирения и покаяния, чтобы это бессилие смогло превратиться в силу.

    Объясню. Вот я хочу сделать что-то. Например, ребенок хочет пойти домой, а другой ребенок держит его и не пускает. Первый начинает громко кричать: «Мама! Мама! Такой-то не пускает меня домой!» Он кричит и зовет свою мать, видя, что кто-то держит его и не дает пойти домой. Конечно, мать приходит, освобождает его и ведет домой.

    Бог делает то же самое. Когда человек призывает Его своей волей, хотя сам и не может сделать ничего, тогда Он вмешивается, Божия благодать сходит и дает человеку в дар то, что он хочет. Поэтому в действительности наше спасение - это не наше дело, а Божие. Наше дело - это наша воля, наше желание.

    Но, к сожалению, когда мы растем, вместе с нами растут и страсти, порабощающие нас, и случаются такие сильные страсти, которые берут нас в плен и получают над нами полную власть. Страсть настолько сильна, что первое, что она выводит из строя, когда действует, - это наш ум. Тогда она может взять руль в свои руки и увезти тебя, куда только захочет. Она будет владеть ключами от машины, сядет в нее, схватится за руль и укатит машину, куда ей вздумается. Когда ум пленен, все остальное происходит уже само собой.

    Страсть имеет свойство напрямик поражать ум. Она хватает его, пленяет и затем уводит тебя, куда захочет. Ты можешь говорить и теоретически знать, что вот это все делать не нужно. Да, но в эту минуту никто не думает о теориях. Кто держит руль - тот и ведет машину.

    Итак, Бог приходит к немощному человеку, чувствующему свое бессилие, чувствующему затруднение, в котором находится из-за своих страстей, но вопреки всему призывающему Бога, желающему жить с Богом, быть вместе с Ним. Человек обращает себе на пользу тот факт, что является пленником, и изо всех сил взывает к Богу, чтобы Он освободил его. Бог действительно вмешивается и по таинственному Промыслу Своей любви подает человеку силу, не разрушая его другими страстями и гордостью, и помогает ему освободиться.

    Поэтому ответственность за то, что мы не будем жить вечной жизнью с Богом, всецело ложится на нас. И не столько потому, что мы не совершили каких-либо дел, а потому, что не призывали Бога помочь нам. Какие дела может сделать мертвый человек? Умерший человек? Какие дела? Парализованный, раненый человек что может сделать? Мы духовно уязвлены и полумертвы, ибо грех нейтрализовал наши силы и поработил нас.

    Мы не можем совершать важных и больших дел, но можем призывать Бога. Этого у нас отнять не может никто. Вспомните того слепца из Евангелия, который услышал шум, когда Христос проходил мимо, и спросил:

    Что там такое?

    Это идет Иисус Назарянин.

    Как только он услышал, что идет Иисус, тут же принялся звать:

    Иисусе, Наставниче, помилуй нас, помоги нам!

    Люди говорили ему:

    Да не кричи ты, не поднимай шума!

    А он - продолжает. Чем больше ему говорили, чтобы он не кричал, тем сильнее он звал и поднял такой вопль, что заставил Бога, заставил Христа, Который, естественно, знает все, но он заставил Его остановиться и сказать ему:

    Чего ты хочешь?

    Таким должен быть и человек, ищущий Бога, - он должен искать Его всем сердцем, невзирая на то, что происходит вокруг него, невзирая на свои страсти и грехи. Может, я и согрешил, может, я прошел через многое, может, в настоящий момент я не могу отсечь всех страстей, потому что я их раб, но никто не может заткнуть мне рот (я имею в виду не эти уста, а внутренние), никто не может заткнуть мне сердце, чтобы я не искал Бога. Искание Бога - это вопрос сердца, любви, это значит чувствовать, ощущать, что ты нуждаешься в Боге, это значит чаять Бога, жаждать Его.

    Вы знаете, что такие люди, к сожалению, редко встречаются, и в наши дни их, может, станет еще меньше. Однако они реально обретают Бога - те, кто ищет Бога с сильным желанием, с жаждой, притягивающей Божию благодать, и она, сойдя, изгоняет страсти и грех. Тогда Бог становится самой сильной реальностью в них, Он уже не далек, а присутствует в них.

    Не знаю, видели ли вы таких людей, но если видели, то поймете, что главное, что их отличает, - это не совершаемые ими чудеса, пророчества или знамения, все это нечто второстепенное и третьестепенное, - а их огромное желание жить воистину в Боге, возлюбить Бога. Такие люди существуют.

    И знаете, иногда это приходит с годами. Я вспоминаю одного старика, который пришел в наш монастырь, желая стать монахом, в 80 лет. У него была семья, дети, ну - 80-летний дед. Чего же ты хочешь, дедушка, в свои 80 лет?! Почему ты не остался дома, благословенный человек, чтобы дети заботились о тебе, у тебя же там своя комната с мягкой постелью и добротными одеялами, ты ел бы себе жареного цыпленка с макаронами, а ты пришел сюда, в монастырь? Чем ты будешь питаться тут? Здесь ведь посты да похлебки, грубая пища, и жизнь твоя будет без тех удобств, которые у тебя есть там. Кто будет за тобой смотреть здесь, где отсутствуют человеческие утешения?

    Помню, когда он приходил на бдения, я порой говорил ему:

    Дедушка, ты не хочешь пойти прилечь?

    Смотрел я, как он, бедняга, мучается, стоя на бдениях всю ночь напролет:

    Дедушка, почему бы тебе не пойти отдохнуть?

    Нет! Мы пришли подвизаться! - и сжимал руку свою в кулак, бедняга, сжимал свою руку и говорил: - М-ы п-р-и-ш-л-и с-ю-д-а п-о-д-в-и-з-а-т-ь-с-я!

    И смотришь, бывало, на него, беднягу, плетущегося в зимнюю стужу, молящегося целые ночи напролет. Нам, молодым еще, это было не в тягость, а для пожилого человека все это было тяжко. Но сердце приказывало ему. В нем появилось такое непреодолимое желание, такая жажда Бога под конец жизни, хоть раньше он и не был таким. Естественно, что и смерть его была преподобной.

    Поэтому человек никогда не должен отчаиваться. Мы не знаем, что происходит в нашей душе или в душе другого человека. Но те, кто на самом деле побеждает, - это люди, сердце которых приказывает. Те, кто холоден, как говорит Писание … если ты холоден, теплохладен, то ты ничего не сможешь, так не получится. Бог говорит, что Он отвергнет теплохладного как еду, которая не прожарена, не сварилась как следует, не приготовлена.

    А для чего все это?

    Чтобы радость ваша была совершенной.

    Иными словами, все это было написано, чтобы вы имели общение с вечной жизнью, с Христом, чтобы вы преодолели смерть, не боялись ее, чтобы мы поняли, что то, чего нам недостает и в чем мы нуждаемся в своей жизни, - это Сам Бог, потому что Бог вечен, Бог выше всего человеческого.

    В сущности, каждый человек ищет Бога, даже если и не понимает этого. Все это делает нашу радость совершенной. Первым словом, которое Христос произнес после Своего Воскресения, было: радуйтесь! Мы произносим его и сейчас - «херете» , что значит «радуйтесь, имейте в себе радость».

    Евангелие - это Евангелие радости, но не той радости из стишка, который мы читали в детстве: «Мне весело, тра-ля, тра-ля». Мы говорили так, когда были малы, и эта радость продолжается, только пока не закроется ярмарка, это радость балаганная, а когда закончится балаган - не будет и радости. А Божественная радость совершенна, она не изменяется, не сводит тебя с ума, ведь человеческая радость иногда заставляет нас говорить слова и творить вещи, не слишком логичные.

    Божественная радость - это внутренняя радость, которая проявляется вовне, когда ее переживают, но она стабильна и не зависит от внешних событий. Внешне, может, все видится в плохом свете, но внутренне человек полон радости, и знаете даже что бывает? Когда человек овладел искусством духовной жизни, тогда чем более неприятным кажется внешнее, тем больше в нем растет истинная радость.

    Святой апостол Иаков говорит в одном месте: «Радуйтесь великой радостью, когда впадете в искушения» - в скорби, испытания. Однако не в духе мазохизма, с ним у нас ничего общего нет, а чем больше человек борется за Бога, тем больше и в большей степени Бог присутствует в нем. Чем больше Бог присутствует в человеке, тем больше человек испытывает радость.

    В той школе, которую мы посещали сегодня утром, один ребенок спросил меня:

    Владыко, может ли сегодня человек стать святым?

    Конечно, может, - ответил я ему.

    А молодой человек может стать святым? Это легко?

    Молодому человеку стать святым еще легче.

    Конечно, он не спросил меня как. Он ограничился этим. Видимо, не поверил мне. «Да он просто морочит нам голову!» - сказал он (себе, конечно)! Или же полностью поверил в это. Может, и так. Но он не попросил дальнейших разъяснений.

    Сегодня очень легко стать святым, очень легко, потому что встречаешь такое сопротивление, такие трудности в жизни, и так легко действительно стать не только святым, но и мучеником. Например, ребенок идет в школу и говорит там:

    Я верю в Христа и Церковь! - и подвизается, чтобы хранить воздержание, внимать себе, блюсти чистоту, в конечном счете - не идти за всеми. Как представлю себе всю ту волну, которая поднимется против него…

    На самом деле эти дети, которые поступают в таком духе, не понимают, что их укрепляет Божия благодать, - они не понимают этого, для них все легко, потому что, когда присутствует благодать, человек преодолевает все. Но потом, когда подрастут, они поймут, что это была великая благодать - не малая, а великая благодать укрепляла их, и они невредимыми преодолели все трудности и сложности, вызовы и искушения. Словно ничто не могло с ними справиться.

    И не только это. Даже малые дети в общеобразовательной школе, когда их увидят, что они церковные, с готовностью несут на себе крест Церкви. Можно услышать, как им говорят:

    О, ты ходишь в церковь, причащаешься! Ты с попами, и сам тоже станешь попом? А ты будешь попадьей?

    Но ребенок несет свой крест, держит его и борется.

    Кто же это, укрепляющий этого ребенка, этого человека? Он силен, если только Бог присутствует и живет в его сердце и у него есть сильные переживания, гораздо более сильные и интенсивные, чем то, что предлагает ему мир. Потому что, чтобы выдержать натиск, вызов и привлекательность греха, надо иметь в самом себе такие опытные переживания, которые были бы не только направлены против греха, но и сильнее его.

    Человек бывает привлечен могучей Божией силой - и это тайна, он сам не может разобраться в этом как следует, понять это, объяснить. Он объяснит это позднее, когда, преуспев в духовной жизни, обернется назад и увидит, что это действительно была благодать. Я видел много детей, много людей, которые помнят свое вхождение в Церковь и знают, сколько благодати они получили от Бога - этой дарованной благодати, которая притянула их, скажем так.

    Бог - наша радость. Для нас радость - Христос, а не что-то иное. Христос - наша радость, и когда Он присутствует, мы радостны, а когда отсутствует, то, что бы мы ни делали, все попусту.

    У каждого из нас, конечно, есть свой образ успешного человека, то есть если спросить у кого-нибудь: «Скажи мне, кто, по-твоему, действительно счастлив, кто преуспел, кому можно позавидовать?» - то один может сказать: «Президент», - другой скажет: «Сын Онассиса» или сам Онассис. То есть чтобы иметь корабли, самолеты, дома, прислугу и массу всего еще. Что представляет себе каждый? «Если бы я был как он!»

    Однако все эти вещи, столь привлекательные для человека, несут на себе некую печать - печать тления. Смерть кто побеждает? Кто может даровать нам вечность? Кто может гарантировать мне мою вечность? Избавить меня от страха смерти, которая безжалостно заявится, чтобы перечеркнуть все вокруг меня, а в какой-то момент и меня самого? На самом деле один только Бог дает сердцу человека это, только Христос побеждает смерть и дарует нам жизнь вечную.

    Отличительная черта вечной жизни - вечная радость. Такой человек действительно радостен, абсолютно радостен и счастлив.

    Если у кого-то нет жажды Бога, он должен постараться стяжать ее. Как? Как приходит жажда к человеку? Вы знаете? Это немного похоже на отсутствие аппетита. Ты говоришь тому, у кого нет аппетита:

    Съешь, сыночек, вот это!

    Не хочу!

    Съешь то!

    Не хочу!

    Не ест и не ест. Да что же это такое! Неужели мы бросим его, чтобы он умер? Ведь если он не будет есть, то в какой-то момент умрет. И ты говоришь ему:

    Ну поешь капельку, попей молочка. Хоть тебе и не хочется, но заставь себя поесть немножко, пару ложечек, чтоб не умереть!

    На следующий день он съест уже три ложки, а потом четыре. И, как говорят в народе, «аппетит приходит во время еды».

    Кто хочет стяжать жажду Бога, тот приобретает ее двумя главными способами - молитвой и чтением. Когда он начнет молиться, пусть и немного, то пусть немножко понудит себя обращаться к Богу, выражать свою жажду перед Богом. Пусть скажет: «Христе, помилуй меня! Помоги мне! Я хочу полюбить Тебя, помоги мне полюбить Тебя, познать Тебя!»

    Затем пусть начнет читать понемножку, исследовать слово Божие. Наша эпоха - это эпоха чтения, он должен привыкнуть к чтению и таким образом увидит, как подвизались другие люди, что они делали, как почувствовали Бога, как переживали Его, он узнает о Боге. А если он не знает этого, то как же он сможет полюбить то, что ему неизвестно?

    Если он не знает, он должен больше узнать о Боге. Так как это написано Духом Святого Бога - а Божие имя, Христово имя живоносно и исполнено Святого Духа - и когда человек входит в соприкосновение с этими вещами, то его душа, которая функционирует независимо от мозга, питается сама собой.

    Приведу вам простой пример. Когда я был отроком, лет четырнадцати, я начал больше интересоваться Церковью. Пошел в книжный магазин, купил себе книг и стал читать их. В одном углу там стояли религиозные книги. Я все их купил. Читал их, затем прятал или забрасывал туда, где бы их не нашла мама, которая проводила тщательные поиски, не найдет ли какую-нибудь религиозную книгу, - и если бы она ее нашла, то дома был бы бой.

    У меня был велосипед, и я брал его, покупал книги, шел в парк, читал их, а потом прятал их в кусты или оставлял.

    И вот - а я уже прочел все другие книги - на полке осталась только одна, она называлась «Подвижнические слова» аввы Исаака Сирина. Я сказал себе: поскольку это подвижнические слова и это христианство, то куплю эту книгу. А теперь представь себе - я не понял там ни единого слова, я ничего там не понял. Признаюсь, что абсолютно ничего там не понял. Как сейчас не понимаю, так и тогда не понимал, словно читал на турецком или армянском…

    Невзирая на это, я прочел ее всю целиком, причем с огромной жаждой. Ничего не понял, но, несмотря на это, она меня воодушевила. Почему? Потому что это написано Святым Духом. Ум этого не понимает, но у души другие чувства, она понимает это и питается им.

    И в храме, например, видишь младенцев. Зачем мы их водим в церковь и причащаем? Ведь дитя не понимает, однако ты видишь, что оно принимает благодать, чувствует ее и принимает всецелую благодать на себя, потому что душа его действует.

    Чтение, например. Может, ты многого и не понимаешь, но это тебе не помеха, ты читай, хоть и не понимаешь. Это прикосновение к Духу, по действию Которого написаны эти книги, постепенно притягивает нашу душу, то есть Бог притягивает душу человека, а у нее есть собственные рецепторы. У ума нашего они одни, а у души есть другие рецепторы, и она ищет Бога и распознаёт Его, понимает и принимает.

    И так приходит жажда - когда человек постепенно начнет подвизаться в молитве и чтении, и когда разгорится ревность, он совершает великие дела.

    Перевела с болгарского Станка Косова