Дмитриевский собор 1194 1197. Дмитриевский собор в городе владимире - владимир - история - каталог статей - любовь без условий. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отд

Во Владимире, памятник русской архитектуры владимиро суздальской школы. Построен в 1194 97 и входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманный тектонический и пропорциональный строй одноглавого четырехстолпного храма, обилие… … Художественная энциклопедия

Во Владимире, памятник русской архитектуры, одно из лучших произведений владимиро суздальской школы (См. Владимиро Суздальская школа). Был построен в 1194 97 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. В архитектуре Д. с … Большая советская энциклопедия

Православный собор Дмитриевский собор Дмитриевский собор. Вид с юго востока. Страна … Википедия

Православный собор Дмитриевский собор Дмитриевский собор. Вид с юго востока. Страна … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Собор. Собор особый статус христианского храма, присваиваемый, как правило, кафедральному храму, т. е. храму, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ. В европейских… … Википедия

Город, ц. Владимирской обл. Основан в 1108г. кн. Владимиром Мономахом. Упоминается в летописи под 1154г. в форме Володимерь, где княжеское имя Володимер сочетается с притяжательным суффиксом jь, т. е. город Владимира. С течением времени название … Географическая энциклопедия

Город, центр Владимирской области РСФСР, на р. Клязьма, в 190 км к северо востоку от Москвы. Основан в 1108 князем Владимиром Мономахом. В XII XIII вв. столица Владимиро Суздальского княжества, общерусский политический центр. В городе… … Художественная энциклопедия

ВЛАДИМИР, город, центр Владимирской обл., на р. Клязьма. Ж. д. узел. 339,2 тыс. жителей (1998). Машиностроение (ПО: Владимирский тракторный завод, Автоприбор, Точмаш, Электроприбор), химическая (НПО Полимерсинтез), лёгкая, пищевая,… … Русская история

ВЛАДИМИР, город в Российской Федерации, центр Владимирской обл (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ)., расположен на южной окраине Владимирского ополья, на высоком левом берегу р. Клязьма, в 190 км от Москвы. Железнодорожный узел. Автовокзал. Аэропорт.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Владимир , . Владимир - древняя столица великого княжества занимает видное место в истории нашей страны, в становлении ее государственности, в развитии национального искусства. История города начинается с…

Белокаменная поэма или ковёр из каменно-узорчатых кружев – такими эпитетами награждают Дмитриевский собор во Владимире туристы, историки, искусствоведы, не только российские, но и зарубежные – в 1992 году храм пополнил перечень достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор – блистательный образец владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода, ярчайший шедевр древнего зодчества, созданного, как утверждают летописи, исключительно руками русских мастеров, без привлечения немцев. Специалисты, правда, считают, что над сооружением храма трудились представители Балканского полуострова – много деталей в оформлении фасада перекликается с византийскими культовыми зданиями и обладает общими чертами средневековых европейских соборов.

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

Архитектурные особенности Дмитриевского собора

Стройной белокаменной элегией взметнулись ввысь стены храма, величайшего шедевра неизвестных древнерусских зодчих. Яркий образец классического четырёхстолпного трёхапсидного одноглавого собора когда-то был центром всего великокняжеского дворцового комплекса и символизировал могущество власти правителя и всей Руси.

Всё сооружение разделено на три яруса: нижний, скрытый когда-то внутри галерей, лишён всяких украшений; средний – аркатурно-колончатый пояс с богатым резным узором; верхний – сплошной ковёр из каменной резьбы, витиевато украшающей и цилиндр главы, накрытый, словно богатырским шлемом, золочёным куполом, над которым водружён крест с воздушным кружевным узором из золочёной меди.

Фасады храма богаты скульптурными рельефами – их насчитывают свыше 550. Основные темы – христианские образы, сюжеты языческой мифологии, эпизоды древней европейской литературы. Стены южного фасада заняты большой размерами композицией – «Вознесением Александра Македонского на небеса». Короб с Александром несут грифоны, тянущиеся за приманкой – маленькими львятами на руках царя.

На северном фасаде – скульптурное изображение великого князя Всеволода и его 12 сыновей. Западный фасад заполняют три скульптурные миниатюры, представляющие подвиги Геракла – распространённый сюжет для церковной архитектуры средневековой Европы.

На всех фасадных рельефах присутствует фигура царя Давида-псалмопевца, хотя некоторые исследователи, в частности Г. Вагнер, автор издания о владимиро-суздальской скульптуре, считают, что на стенах Дмитриевского собора изображен Соломон, сын Давида, мудрейший из правителей, поэтому Всеволод и поместил его силуэт для украшения своего храма.

Внутреннее убранство собора не поражает таким великолепием и скорее покажется аскетически простым – и неудивительно, ведь церковь создавалась для узкого круга княжеской семьи, а не для большого скопления прихожан. Главная ценность интерьера – древние фрески, восхищающие воображение совершенной красотой ангельских образов, реалистичностью их лиц, а также удивительно необычное изображение райского сада с пышными пальмами, буйными виноградными лозами, среди которых затерялись птицы, срывающие плоды.

Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором

Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.

Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.

Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев. В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу. В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.

Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где остановиться

Владимир – гостеприимный город с развитой туристической инфраструктурой, рассчитанной на миллионные посещения. В десятку лучших гостиниц и отелей по рейтингу некоторых интернет-ресурсов попали парк-отель Жемчужина Золотого кольца, гостиницы У Золотых ворот, Эрлангенский Дом, Русская деревня, Амакс Золотое кольцо, Князь Владимир, Клязьма, Заря, Доброе, мотель Очаг. Ценовой диапазон – от 1880 до 5600 рублей в сутки за номер. Более экономное размещение в хостелах Эверест, Пилигрим, Самовар, Воздух, Вау – от 500 до 1990 рублей в сутки.

Как добраться до Дмитриевского собора

Россия, Владимирская область, г. Владимир, Соборная площадь

Ежедневно от Курского вокзала столицы до Владимира отправляются электрички, продолжительность поездки – около 3 часов, стоимость проезда – 300-400 рублей.

Путешествие на фирменном поезде или на скоростном «Сапсане» окажется дороже – от 1000 до 2000 рублей.

Достаточно часто от Центрального автовокзала у метро Щёлковская во Владимир курсируют автобусы, на дорогу уходят те же три часа, что и на электричке, стоимость билетов порядка 320 рублей.

Дмитриевский собор - белокаменный памятник Владимира, внесенный в список Всемирного наследия Юнеско. В настоящее время внутри памятника XII века действует небольшой музей. Снаружи церковь выглядит интересно и необычно, благодаря каменной резьбе, которая украшает фасады. О том, стоит ли заходить внутрь я расскажу в своем отзыве.

Каждый турист, побывавший в славном городе Владимире не прошел мимо прекрасного Дмитриевского собора, расположенного в самом сердце города. Можно долго стоять и разглядывать белокаменную резьбу, украшающую собор. Экскурсоводу обычно говорят, что внутри смотреть нечего, кроме голых стен. Однако, они ошибаются, пытаясь сократить время экскурсии по городу. Внутри храма находятся небольшие фрагменты росписей XII века, которых в России осталось совсем мало, реликвариум Дмитрия Солунского, подлинный крест собора и много чего еще интересного.


Начнем, пожалуй, с истории. Дмитриевский собор был построен в 1190 годах в качестве дворцового храма владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Внешне здание поражает красотой своих линий и изяществом белокаменной резьбы, где зашифрованы послания из библии. Но к резьбе мы вернемся чуть позже. Собор был построен из белого камня-известняка местными умельцами. Внешне не скажешь, но раньше (до второй половины XIX века) собор выглядел несколько иначе. Его окружали одноярусные галереи, которые соединяли Собор с княжеским дворцом (ныне не сохранился). С начала своей истории храм пережил многочисленные пожары в 1536, 1719 и 1760 годах. Однако, наибольший урон нанес храму визит Николая I в 1834 во Владимир, когда он приказал привести храм в «первобытный вид» и снести древнейшие галереи и башни (их датировали XVI веком). После разбора башен резные камни использовали для заделки утрат на фасадах собора.


При ремонте здания в 1840-1847 годах были обнаружены древние фрески под хорами. Собор расписали заново, сохранив фрагменты старинной росписи. После 1917 года Дмитриевский собор уже числился как памятник древнерусского искусства. В 1919 году собор был передан Владимирскому Музею. На протяжении всего XX велись работы по реконструкции и сохранению памятника.

Касса музея находится непосредственно в самом храме. Купив билеты, мы отправились на осмотр небольшой экспозиции, установленной по периметру. Самым главным экспонатом выставки является, конечно же, здание самого собора. Гостей встречает аудио-программа, вещающая на весь объем музея об истории и значении этого Собора.


В Соборе хранятся реликвии - икона Святого Дмитрия Солунского и ковчег с мощами, привезенные в собор в 1197 году. Затем они попали в Москву, для того чтобы вновь вернуться на свое место (в копиях). Несложно догадаться, что Князь Всеволод большое гнездо посвятил Княжеский собор Дмитрию Солунскому, который погиб в 306 году. Корни этого поступка как всегда уходят в детство. Когда Вселоводу было 8 лет он вместе с матерью и братьями был изгнан старшим братом Андреем Боголюбским. Поехало семейство в Константинополь, ведь мать Всеволода была Византийской принцессой. При дворе императора Мануила Комнина святой Дмитрий почитался в качестве покровителя императорской семьи. Всеволод пробыл в изгнании более 7 лет. По возвращению он занял прочное положение на Владимирском столе, восстановил Успенский собор после пожара и построил Дмитриевский собор. Также надо отметить, что Всеволода Большое гнездо крестили под именем «Дмитрий».


В центре собора, где обычно стоит иконостас, расположен подлинный крест, в высоту достигающий 4-х метров. Крест был снят с главы собора в 2002 году и заменен новым.


Подняв голову, можно увидеть те самые фрагменты росписей XII века. Надо отметить, что росписи вновь предстали перед зрителями, они были закрыты 30 лет. Это, конечно, не Собор Мирожского монастыря Пскова, где сохранилась гораздо большая площадь фресок этого времени, но и эти фрески конечно же достойны внимания. Росписи эти были найдены в 1843 году и входят в композицию «Страшный суд». Фрески Дмитриевского собора - вариант классического византийского стиля XII века. Есть предположение, что живописцы прибыли во Владимир из города Фесалоники, откуда родом священные реликвии Дмитрия Солунского.
Где искать росписи:
Центральный свод под хорами - фигуры 12 апостолов-судей и ангелы за ними.
Малый свод под хорами - Сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр; богоматерь на престоле, «Лоно Авраамово».





Также в Дмитриевском соборе есть еще один необычный экспонат - это надгробие графа Р.И Воронцова, первого владимирского губернатора. Оно было поставлено его сыновьями в 1804 году. Памятник интересен тем, что фигуры из мрамора (Плакальщица над урной и мальчик с пеликаном) были изготовлены в Англии, где служил министром Александр Романович Воронцов.


В соборе установлен интересный стенд, который проливает свет на резное внешнее убранство собора. Оказывается, что стены собора покрывают около 1000 резных камней. Подлинные можно увидеть на западном фасаде, на апсидах, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов. Часть рельефов была вырезана в XIX веке. Как вам такая игра: найди подлинник? Резные камни подчиняются одной теме - теме власти. На фасаде можно найти изображения Царя Давида, Александра Македонского, также и про себя князь не забыл - изображение Всеволода Большое Гнездо с сыном также здесь имеется. Фасад испещрен символами власти: можно увидеть геральдических львов, орлов, барсов. Нельзя не заметить и изображения святых из Нового завета. Различные растения с птицами и зверьми олицетворяют рай. В общем, все было очень символично.


Дмитриевский Собор

Дмитриевский Собор

Внутри храма также представлены фрагменты из белого камня.



Фух, в общем, казалось бы, небольшой музей, а столько интересного можно здесь узнать. Да и согласитесь, не каждый день удается побывать внутри храма, которому почти тысяча лет! Однозначно рекомендую к посещению.

Цены и отзывы на отели во Владимире

Цены и отзывы на отели в Суздале

Мое отношение к православию да и вообще к религии прохладное, нейтральное. Один из уважаемых русских ученых Сергей Петрович Капица однажды сказал: «Я - русский православный атеист», и эта распространенная формула к духовной культуре, к вере, к религии очень удобна в понимании моего личного отношения к вышесказанному.

Я не читал Библию, не хожу в церковь, не знаю молитв и почти ничего не смыслю в православии, но хорошо запомнил 6 заповедей из 10. Почему 6? — потому что первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям, и последние 6 считаю самыми важными.

Мое приближенное и поверхностное понимание религии — это не предмет гордости, но и стыдиться мне не в чем. В вопросах веры у каждого свое отношение, и многонациональная Россия — единственная страна, на территории которой спокойно уживаются основные религии мира — православие, буддизм, ислам, иудаизм. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину. И в этом их общее родство, т. е. родство всех нас — всех людей и народов самой большой страны на планете, не исключая атеистов, людей, которые верят во что-то другое…

Тем не менее, если бы мое отношение к религии поменялось, то я бы скорее начал не с прочтения Библии, а с изучения истории религий мира. А поскольку я живу в России и особенно интересуюсь архитектурой, то я бы объездил самые известные святые места, запечатлел бы самые древние храмы, соборы и церкви, а также архитектурные шедевры святой Руси.

Один из самых интересных и необычных архитектурных памятников на мой взгляд — Дмитриевский собор во Владимире. Из всех известных мне памятников архитектуры на религиозную тематику — этот самый особенный. Идеальные пропорции, великолепие фасадов и гармоничная скромность внутреннего убранства.


Фото: book33.ru

Роскошное белокаменное строение было построено в 1194-1197 годы. Точная дата неизвестна. Уникальный памятник белокаменного зодчества в первую очередь знаменит своей белокаменной резьбой. Аналогов этому памятнику в мире нет.

В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.


Фото: vladimir1896.ru

В начале XIII века Владимирско-Суздальская земля становится великим княжеством, достигшим особого расцвета и могущества при десятом сыне Юрия Долгорукого — владимирском князе Всеволоде Юрьевиче. Крещен был князь как Дмитрий, в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского. Отсюда и название Дмитриевского собора, который был построен, как «личный» придворный собор при княжьем дворе.


Фото: tonkosti.ru

За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия. Впрочем, история названия собора как мне кажется не так интересна и важна, как главная архитектурная ценность здания — белоснежная резьба на фасаде здания. С этим согласна и всемирно известная ЮНЕСКО, включив в 1992 году Дмитриевский собор в список памятников Всемирного наследия.


Фото: travel.rambler.ru

Всего стены собора украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

По типу Дмитриевский собор близок к церкви Покрова на Нерли, однако является произведением зодчества, не имеющим аналогов ни на Руси, ни в Западной Европе. Собор представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.

Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Фото: kolizej.at.ua

Аркатурно-колончатый пояс отделяет нижнюю — «земную» часть храма от верхней — «небесной», проводя грань между материальным и духовным. Четкий ритм колонок, покрытых орнаментальным плетением, дополнен фигурами святых и небожителей, среди которых мы встречаем русских князей Бориса и Глеба, а также небесных покровителей владимирских князей.


Фото: pmvd.info
Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров».

566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.


Фото: travel.rambler.ru

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей.


Рельеф с изображением князя Всеволода и его сыновей в Дмитриевском соборе во Владимире, Фото: art-alex.ru

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837-1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Невооруженным глазом видно, что нижний ярус собора остался без украшений. Дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного, фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но как было сказано выше при реставрации в 19 веке они были разобраны.


Фото: tonkosti.ru

Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри.

…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто необыкновенное и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной. Кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.

Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке стен обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века - сцены из «Страшного суда». Произошло чудо: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.


Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера - греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах - светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик - ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» - именно таким и задумывали его древние зодчие.


Фото: Мария Анашина, anashina.com

Русский журналист и писатель Лев Дмитриевич Любимов сказал интересную мысль. Мне она очень понравилась:

«Дмитриевский собор - один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

И его уникальных , уже более 20-ти лет находящихся в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Присвоение уникальным памятникам Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества такого статуса говорит об их исключительности и ценности, ведь просто так в этот список попасть невозможно.

Существует несколько строгих оценочных критериев, по которым определяется: достоин объект статуса объекта Всемирного наследия или нет. Не углубляясь сильно в эту тему, скажу, что белокаменные памятники Владимира отвечают трем культурным критериям отбора (из шести):

  • шедевр человеческого созидательного гения,
  • значительное взаимовлияние человеческих ценностей,
  • выдающийся пример конструкции, иллюстрирующий период своего создания.

Все это касается в полной мере и Дмитриевского собора .

Дмитриевский собор - храм придворный. Он возведен на княжеском дворе Всеволодом Большое Гнездо и освящен в честь великомученика Димитрия Солунского. Даты создания - 1193-1197 гг.
Описывать словами такую красоту дело неблагодарное и бесполезное. Как опишешь его мощь, основательность, силу? Чем передашь витиеватость каменной резьбы? Поэтому без лишних слов пойдемте, вы все увидите сами.
Итак, от Дмитриевский храм отделяет желтое здание Присутственных мест - музейный комплекс "Палаты" (здание построено в 80-е гг. XVIII в. по проекту Бланка).

Подходим к Дмитриевскому собору. Первое, на что обращаешь внимание, это его великолепня каменная резьба.

Обходим храм по кругу. Лесов почти нет, не так давно сняли.



На двери - шутливая табличка для молодоженов.

А вот каков Дмитриевский собор полностью - во всей своей красе. Глава собора располагается на высоком барабане и покрыта золотым шлемовидным куполом. Материал, из которого сделан собор, известняк. Фасады храма разделены на три яруса.
Нижний ярус лишен каменной резьбы и украшений, потому что изначально он был закрыт одноярусными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни. Галереи и башни соединяли собор с княжеским дворцом. В 1838 году они были, к сожалению, разобраны.

Рядом с Дмитриевским собором смотровая площадка.

Стоит только на нее подняться, как открывается потрясающий вид.

а если посмотрите вправо - Рождественский монастырь (первое упоминание 1191 г.).

В настоящее время в соборе открыта музейная экспозиция. В храме сохранились немногочисленные фрагметы фресок 12 века.

Южный фасад Дмитриевского собора.



Главный персонаж в оформлении собора - царь Давид. Он присутствует в оформлении трех фасадов храма. Давида окружают разные твари - звери и птицы, деревья и травы.