Кружок по развитию речи у дошкольника. Дополнительная образовательная программа кружка по социальному развитию «Маленькие волшебники

Выбрать название кружка декоративно-прикладного творчества - задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Объединение это создается не на один год, в перспективе заложено развитие кружка. Возможны изменения и дополнения рабочей программы, появление новых направлений и возрастных групп. Все это делает выбор мероприятием ответственным.

Важность дополнительного образования

Дети, посещающие кружок, приобретают умения и навыки, которые помогают им учиться в общеобразовательной школе. Кроме того, занятия творчеством с увлеченным, неравнодушным педагогом делают их более организованными и управляемыми.

Мелкая моторика, которая хорошо развивается на таких занятиях, дает возможность научиться хорошо писать, ставить красивый почерк. Известно, что это также полезно для умственной деятельности детей.

Современное название кружка по декоративно-прикладному творчеству привлечет внимание детей, им будет интересно в него ходить. В процессе создания произведения искусства маленький человек будет преодолевать трудности: научится терпению, узнает о своих возможностях.

Скучные этапы работы, такие как однообразная операция, повторяющаяся много раз, учитель поможет выполнять механически. Тогда голова освобождается для беседы на интересную тему. Пока ребята заштриховывают, приклеивают, вырезают что-то, педагог ведет рассказ на общую тему.

  • Листья.
  • Желуди.
  • Мелкие камни.
  • Ракушки.
  • Семена различных растений.
  • Шишки.

Затем создаются поделки или в виде картин, которые можно повесить на стены помещения, или в виде статуэток. Могут быть изображены сцены из русских сказок. Природный материал можно красить гуашью, а после высыхания покрыть акриловым прозрачным лаком. Он не имеет запаха и растворяется водой.

Названия, подходящие для рабочей программы дошколят:

  • "Развиваем умения".
  • "Перед школой".
  • "Умелые ручки".

Кружок для младших школьников

Прежняя практика факультативов давала ощутимые результаты: ученики, которые их посещали, лучше успевали по предметам. Группа из 10 человек - это оптимальное количество для неформальных занятий.

В процессе учитель часто подходит то к одному, то к другому школьнику. Личная помощь специалиста, причем вовремя, - это залог успеха учащегося. Если записалось много ребят, особенно в начале его работы, объединить всех одним делом поможет общая работа.

Распределение заданий даст каждому почувствовать себя на месте и работа пойдет слаженней. Зимой, когда посещаемость падает, можно будет больше внимания уделять индивидуальному подходу.

Направления, которые с удовольствием изучают дети младшей школы:

  • Пластилиновая техника.
  • Соленое тесто.
  • Декоративная открытка.

Перспективное развитие кружка

Чтобы кружок не закрылся после первого года жизни, следует продумать его перспективное развитие. Программа, которую дети изучали в первый год, останется и на второй для тех, кто впервые пришел заниматься. Второй год - уже другая программа, иначе детям будет скучно.

Тематические планы для каждого года обучения могут иметь собственные наименования. Но постоянным остается название кружка декоративно-прикладного творчества. каждого года включает и повторение, закрепление полученных ранее навыков, и новый материал.

Технологии, которые требуют постоянного повышения квалификации, хорошо оставить и развивать. Это могут быть следующие виды работ:

  • Лепка.
  • Рисование.
  • Декорирование.
  • Шитье.
  • Вышивание.
  • Вязание.
  • Авторская кукла.

Работа с бумагой, скорее всего, уже будет неинтересна ребятам. Хотя для поздравлений близких можно оставить

Третий год (или курс для ребят постарше) может делать не просто куклы или мягкие игрушки, а куклы-перчатки. Тогда можно будет разыграть небольшое представление. Это привлечет и внимание родителей.

Участие в выставках - это быстрый способ добиться успеха в выбранной области. Порой учителя не хотят связывать себя этим, объясняя загруженностью. Но дети, которые готовятся к конкурсу, могут посвящать этому много времени. Особенно когда слышат похвалу. Не стоит бояться заявлять об участии в городских, областных и других конкурсах. Это будет хорошей идеей для перспективного развития.

Кружок может получить заказ на изготовление рекламной продукции, сувениров, модели здания и т. п. Это - хорошая реклама. Фотографируйте этапы процесса, делайте заметки в местной газете, и все узнают название кружка декоративно-прикладного творчества. По окончании устройте праздник.

Тогда дети будут на крыльях лететь в свой любимый кружок, а их учитель станет родным человеком.

Наталия Моор
Кружок по развитию речи «Говорушки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

«Утверждаю» Согласовано

Заведующий МКДОУ – ст. воспитатель

детский сад «Золотая рыбка» Килин А. С. /___

Карпушкина Н. М. /___

Программа кружковой деятельности

по развитию речи

в средней группе № 2

«Говорушки »

Воспитатель :

Моор Наталия Сергеевна

р. п. Краснообск 2016

Кружок «Говорушки »

Люди разговорчивые

говорят разборчиво ,

Чисто, четко, внятно –

Каждому понятно.

С. Светлова

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи . Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов : 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи ; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи . Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка , что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

1.1. Информационная карта программы.

Тип : образовательная

Уровень : развивающий

Форма проведения занятий : подгрупповая

Интеграция образовательных областей :

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

2. Актуальность кружка .

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности , развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка , так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря , если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно . Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками» , пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка : «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки » .

3. Цель :

4. Задачи кружка :

Обучающие :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику , воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма , образное мышление детей.

4. Развивать внимание , зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

5. Методы проведения кружка :

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый) .

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

Перспективное планирование занятий кружка по развитию речи «ГОВОРУШКИ » на 2016-2017 учебный год.

№ Тема занятия Дата Задачи

Сентябрь

1 Дидактич. Упражнение

«Кто что ест?» Активизировать в речи глаголы : лакать, грызть и т. п.

2 ЗКР «Скажи А» Отчетливо произносить звук «а» (на слух) .

3 Разучивание потешки

«Пальчик- мальчик» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек.

4 Театр игрушек «Бычок смоляной бочок» Напомнить содержание сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

5 Дидактич. Упр «Скажи что слышишь?» Учить отчетливо, произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

6 Рассматривание картинок «Домашние животные» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

7 Разучивание потешки

«Киска, киска, киска брысь» Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Обратить особое внимание на произношение звука «С» .

8 Театр игрушек «Репка» говорить голосами героев .

9 ЗКР «Произношение звука М» Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь) ». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах.

10 «Волшебный кубик» Закрепить умение называть картинки на кубиках.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

11 Заучивание потешки «Тень- тень потетень» Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Разъяснить непонятные детям слова.

12 Театр игрушек

«с базара» Познакомить с новым стихотворением. Инсценировка данного произведения. Закрепить знания по разделу «овощи» .

13 ЗКР «Звук У» Отчетливо произносить звук «у» . Находить его в слогах, словах (на слух) .

14 Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку.

15 Дидакт упр. «Гости» Развивать связную речь . Напомнить вежливые слова. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение общаться между собой.

16 Театр игрушек «Рукавичка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев .

17 Дидакт. Игра «Назови правильно» Закрепить слова по разделу «одежда» , «мебель» . Развивать связную речь .

18 Заучивание потешки. «Как у нашего кота» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку

20 Дидактич. Игра «Будь внимательным» Учить распознавать заданные звуки в словах и слогах.

21 Заучивание потешки «Пошел котик на торжок» . Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова.

22 Театр игрушек «пошел котик на торжок» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения.

23 Дидакт. Игра «Пчела» Развивать мелкую моторику рук . Закрепить произношение звука «Ж»

24 Заучивание считалочки «Раз, два, три…Негде зайчику скакать» Познакомить с новой считалочкой, развивать связную речь , добиваться чистого произношения звуков.

25 Рассматривание картинки «Таня и голуби» Учить составлять рассказ по картинке Развивать внимание , память

26 Театр игрушек «Дед хотел уху сварить» Познакомить с новыми стихами. Обыграть стихотворение.

27 Речевая игра

«Автомобиль» Познакомить с новой игрой. Добиться четкого произношения слов.

28 Разучивание «Колыбельной» Вырабатывать умение повышать и понижать голос.

29 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев

30 Дидакт. Игра «Эхо» Развивать слух , внимание, речь. Повторять слова за воспитателем и сверстниками.

31 Игра «Кто что делает?» Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и действия людей.

32 Сказочный калейдоскоп Закрепить знания о сказках, которые читали в течении всего года.

В январе после рождественских праздников начинается настоящий бум записи детей в кружки раннего развития. Погода к этому располагает как нельзя лучше: на улице в зимние забавы играет метель и морозный ветер, скользкие тропинки и ледово-снежные завалы не привлекают к себе внимание даже самых отчаянных любителей снега. Хочется тепла, уюта, дружественной компании и веселья. Центр раннего развития – отличный выбор, но подходит ли он вашему ребенку? Какие кружки творческой направленности предпочесть, чтобы было актуально, интересно, полезно?

Мама и малыш: кому это больше нужно?

Многие родители одобряют кружки раннего развития детей. Это отличная альтернатива скучному сидению дома после положенной прогулки на свежем воздухе. Безусловно, хорошая мама всегда может занять своего отпрыска, чтобы было весело и увлекательно, с пользой для развития и здоровья малыша. Но мама имеет свойство уставать, ей тоже требуется время для восполнения своих сил и возможностей. Посидеть тихонько в тишине, пока ребенок занимается в компании одногодок с умным и добрым инструктором по раннему развитию – никогда не бывает лишним. Можно немного повязать, составить план покупок на ближайшие выходные или даже предаться виртуальному общению в Стране мам.

Преимущества посещения кружков ребенком кажутся неоспоримыми. Тем более что выбор их огромен – логика, ритмика, музыка, актерское мастерство, лепка и рисование. Что-то из этого списка непременно понравится малышу. Но как не перепутать свои желания с его интересами?

Каждому периоду развития крохи свойственны свои задачи и умения, которые могут и должны быть освоены ребенком. Естественно, со скидкой на индивидуальные особенности малыша. Только после закрепления определенного набора умений ребенок может перейти на следующий уровень и освоить что-то новое. Важно, чтобы занятия раннего развития способствовали продвижению ребенка вверх, а не тормозили его. Все уроки должны быть яркими, красочными и доступными для восприятия крохи. Только в этом случае пользу от занятий получат двое – мама и малыш.

Давайте разбираться, какие кружки полезны детям разного возраста?

1-3 года

Это время первых шагов развития крохи. Ребенок активно познает мир, учится дружить и играть в компании, общаться на равных с окружающими людьми. Он с большим энтузиазмом разгадывает загадки, которые ставит перед ним жизнь, пытается уловить закономерности между вещами и явлениями.

Самыми популярными видами кружков раннего развития для этой возрастной группы являются занятия по методике Домана и Монтессори, ритмика, логика. Но привлекательность и заманчивость предложений на рынке образовательных услуг не должна вводить родителей в заблуждение. Эксперты в области воспитания подрастающего поколения уверены, в рекомендуемом порядке кружки малышу 1-3-х лет не нужны. Все, что необходимо для полноценного развития крохи он может получить от общения с родителями и сверстниками. Тем более что в зимний период увеличиваются шансы ребенка схватить простуду, потому посещения кружков в это время не всегда оправданы.

Ситуация в корне меняется лишь тогда, когда у мамы недостаточно сил, опыта или фантазии, чтобы организовать своему отпрыску полноценную развивающую среду. То есть, найти время для чтения книг, прослушивания музыки, игры с развивающими игрушками, изучения при помощи подручных материалов явлений природы, названий животных, фруктов, овощей и т.д.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, делая в выбор в пользу кружков – это общение со сверстниками. Если ваш малыш не имеет возможности контактировать с другими детьми дома или на детской площадке, Центр раннего развития – достойное решение проблемы.

3-4 года

Счастливый детский возраст. В это время ребенок становится интересным собеседником, он достаточно хорошо разговаривает, его суждения наивны, но тем и прелестны. Становятся заметными увлечения, легко угадываются способности крохи, видны особенности его характера.

Для полноценного развития ребенку уже недостаточно контакта с родителями, сверстниками. И те, и другие уже не могут удовлетворить его растущие потребности в деятельности и познании. А значит, пришло время выбрать крохе кружок раннего развития.

Главным критерием выбора кружка для малыша является его личная заинтересованность в проводимых занятиях. Ребенок любит слушать музыку и подражать игре на инструментах – запишите его на музыку. Ему больше нравится играть с пальчиковыми куклами – прямая дорога в студию-театр. Он с воодушевлением рисует – займите его рисованием. Но помните, что в этом возрастном периоде важны не столько успехи малыша, сколько сам процесс творчества и развития способностей. Не переусердствуйте с графиком занятий, физические и психические силы крохи не безграничны. Перегруженный занятиями ребенок становится нервозным и напряженным, чаще болеет.

5-6 лет

По мере приближения к школьному возрасту потребности ребенка меняются. Он уже может успешно совмещать несколько видов деятельности одновременно. Ему жизненно необходимы новые впечатления, интересная и разноплановая информация обо всем, что его окружает.

Главным вопросом родителей детей старшего дошкольного возраста является, нужно ли водить ребенка на творческие кружки в то время, когда он активно готовится к школе? Стоит ли развивать его творческие способности или бросить все силы на дошкольную подготовку?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Нужно смотреть по конкретному ребенку. Кому-то успешное совмещение доставляет радость – так приятно после монотонного рисования галок и крючков подвигаться в такт музыке или самозабвенно сыграть на фортепиано, другому же – лишние телодвижения кажутся утомительными, и как следствие, вредными для здоровья.

Но если ребенок с удовольствием совмещает дошкольную подготовку с посещением творческих кружков, не стоит ему мешать. Каждое занятие творчеством воспитывает в ребенке чувство прекрасного, раскрывает его потенциал.

Что для чего нужно?

Любой вид творчества полезен для малыша. Но если главная задача посещения занятий – решить некие задачи и подтолкнуть развитие ребенка в определенном направлении, следует учитывать навыки и умения, которые ребенку можно привить во время занятий каждого отдельного вида творчества.

Хореография и ритмика способствуют обретению пластичности движений, формированию грациозной осанки, способности управлять своим телом.

Пение и игра на музыкальных инструментах развивают слух и музыкальный вкус, учат мастерству владения голосом.

Занятия в изостудии способствуют развитию воображения, ассоциативного мышления, учат восприятию творческого продукта, как итога своего труда.

Прикладное творчество (оригами, лепка, биссероплетение и т.д.) формируют хороший вкус, способствует творческому самовыражению малыша.

Театральная студия развивает воображение, артистичность, помогает становлению четкой выразительной речи.

Каждый ребенок должен быть счастливым! Стремитесь к идеалу, развивайте детей в гармонии с собой и окружающим миром!

Структурное подразделение детский сад «Гнёздышко» ГБОУ СОШ №1городаКинеля

Рассмотрена на малом педсовете Утверждаю

_____от________2017г. Заведующий СП д/с «Гнёздышко»

Бессонова Н.Н.

Дополнительная образовательная программа

«АБВГДЕЙКА»

для детей старшей группы «Пчёлка»

Борисова Т.А.

Кинель, 2017-2018 год

1.Пояснительная записка

Программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской программы

Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется

системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.

Актуальность программы.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы

осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и

подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи программы

Образовательные:

Формирование и развитие фонематического слуха

Развитие произносительных умений

Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

Знакомство со слоговой структурой слова

Формирование умения правильно строить предложение, использовать

предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по

картинкам, используя простые предложения

Расширение словарного запаса детей

Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

Подготовка руки ребёнка к письму

Развивающие:

Развитие слухового восприятия

Развитие графических навыков

Развитие мелкой моторики

Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

Воспитание умения работать самостоятельно при выполнении заданий

Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. (Продолжительностью образовательного процесса) – 1 год, 3 год обучения С 01.09. 2017 по 31.05. 2018 года). Дети зачисляются для занятия на основании заявления от родителей. Занятие проводятся с подгруппой детей. Занятие проводятся один раз в неделю в соответствии с учебном планом. Наполняемостью I подгруппа - 13 детей. II подгруппа – 13детей.

Формы и методы

    Словесные формы обучения. Устное изложение. Беседы.

    Наглядный метод обучения. Показ иллюстраций; показ, исполнение педагогам. Наблюдение. Работа по образцу.

    Практические методы о бучения. Игры, игровые упражнения, ситуации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Итоговое занятия.

Учебно - тематический план

Тема занятий

Формы работы

Сентябрь

Занятие №1. Звук и буква «А».

Занятие №2 Звук и буква «О».

Занятие №3 Звук и буква «У».

Занятие №4 Звук и буква «Ы».

Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке. Место звука и буквы в слове.

Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема – слова».

Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

Звук и буква «Ы». Графическое изображение « Ы». Игры «Слово, схема », «Ну – ка, буква, отзовись.

Октябрь

Занятие №5 Звук и буква «Э»

Занятие №6

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА.

Занятие №7 Звук и буква «Л», чтение слогов

Занятие №8 Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов.

Написание буквы «Э» в клетке. «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

«Кто в каком домике живет?», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

Написание буквы «Л», чтение слогов. Игры «Схема – слово». Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л»

Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», « Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

Ноябрь

Занятие №9 Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов.

Занятие №10

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения.

Занятие №11

Занятие №12

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

Написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», « Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

Игры: «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».

Игры: « Загадки и отгадки», « Как зовут девочку. Чтение предложения и его графическая запись.

Декабрь

Занятие №13 Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Занятие №14 Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твёрдых и мягких согласных.

Занятие №15 Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Занятие №16

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Игры «Напиши правильно», «Закрась правильно», «Как зовут девочку и мальчика», Чтение слов и графическая запись.

Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Игры: «Слушай, смотри, пеши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

Январь

Занятие №17 Закрепление пройденного материала. Твёрдые и мягкие согласные.

Занятие №18 Звук «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г – К ». Написание букв « Г - К ». Чтение слов.

Занятие №19

Звуки «Д – ДЬ », «Т-ТЬ», буквы «Д – Т». Написание букв «Д-Т», чтение слогов, предложения.

Занятие №20

Звуки «В-ВЬ», «Ф – ФЬ». БУКВЫ « В-Ф», чтение слогов.

Иры: «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

Игры: «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составления предложения и его графическая запись.

Игры: «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Игры подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

Февраль

Занятие №21 Звуки «З - ЗЬ», «С –СЬ», Буквы « З –С ». Написание букв «З-С». Чтение слов.

Занятие №22 Звуки «Х - ХЬ», буква «Х», написание буквы « Х», чтение слогов, слов, предложения.

Занятие №23

Звуки «Б – БЬ», « П – ПЬ». Буквы «Б – П », написание букв «Б –П», чтение слогов.

Занятие №24 Звуки и буквы «Ж – Ш ». Написание букв «Ж – Ш». Чтение слогов.

Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов.

Игры подскажи словечко», «Закончи предложение».

Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы распались». Чтение предложений.

Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема», «Запись и чтение слов».

Март

Занятие №25 Звуки и буквы «Ч –Щ». Написание букв «Ч –Щ», чтение слогов, стихотворения.

Занятие №26 Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения.

Занятие №27 Звук и буква « Й», написание буквы «Й». Чтения слов, стихотворения.

Занятие №28 Буква «Ь», Написать «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов.

Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

Игры « Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались»

Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

Апрель

Занятие №29 Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения.

Занятие №30

Занятие №31 Закрепление пройденного материала.

Занятие №32

Закрепление пройденного материала.

Игры: «Слова, схема», «Звук буква, слово». «Найди букву»

Игры: «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения» Игра « подскажи словечко».

Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.

Май

Занятие Закрепление пройденного материала.

Можно использовать материалы занятий 25 -31.

4. Целевые ориентиры

Ребенок:

Знает буквы русского алфавита;

Понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

Правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

Определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;

Различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

Делит слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

Пользуется графическим обозначением звуков;

Произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;

Записывает слово, предложение условными обозначениями, буквами

Составляет 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта.

Пересказывает простые сказки;

Отвечает на вопросы по содержанию сказки. - заучивает стихотворения.

Понимает и выполняет учебную задачу.

5.Методы отслеживания (диагностика) успешность овладения воспитанников содержанием программы.

1. Тестирование.

5.Содержание программы

Тема занятия

Итого занятий

СЕНТЯБРЬ

1 №2 №3 №4

Звук и буква А Звук и буква О Звук и буква У Звук и буква Ы

1

1 1 1

Октябрь

5

6

7

8

Звук и буква Э

Чтение слов АУ, АУ , закрепление пройденного материала.

Звук и буква Л , чтение слогов.

Звук и буква М , чтение слогов, чтение слов, ударение.

1

1

1

1

Ноябрь

9

10

11

12

Звук и буква Н , чтение слогов, чтение слов.

Звук и буква Р . Чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения.

Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов.

Буква Я, чтение слогов, предложений

1

1

1

1

Декабрь

13

14

15

16

Буква Ю, чтение слогов, слов.

Буква Е, чтение слогов, слов, составление предложений.

Буква Ё, чтение слогов, слов.

Звук и буква И , чтение слогов, слов.

1

1

1

1

Январь

17

18

19

20

Закрепление пройденного материала.

Звуки Г-К, ГЬ – КЬ , буквы Г, К , чтение слогов, составление и условная запись предложения.

Звуки Д- ДЬ, Т – ТЬ , буквы Д, Т, чтение слогов, предложений.

Звуки В – ВЬ, ф - фЬ, буквы В, Ф, чтение слогов, предложений.

1

1

1

1

Февраль

21

22

23

24

Звуки З – ЗЬ, С- СЬ . Буквы З, С, чтение слогов, слов.

Звуки Б – БЬ, П- ПЬ , Буквы Б, П, чтение слов, предложений.

Звуки Х – ХЬ, буква Х , чтение слогов, слов, предложений.

Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, слов.

1

1

1

1

Март

25

26

27

28

Звуки и буквы Ч- Щ, чтение слогов, предложений.

Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворение текстов.

Звук и буква Й . чтение слов, стихотворных текстов.

Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов.

1

1

1

1

Апрель

29

31

32

Буква Ъ , чтение слов, стихотворных текстов.

Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений.

Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и записи предложений.

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение стихотворений.

1

1

1

1

Май

33

Закрепление пройденного (можно использовать материалы занятий 25-31)

1

Методическое обеспечение программы:

Список детей, посещающих кружок «АБВГДЕЙКА »

I группа II группа 1. Акакина 1. Решетов Егор

2. Ахмерова Алиса 2.Савельева Надежда 3.Бритвин Данил 3.Степанов Виктор

4. Герасимова Софа 4. Сапегин Александр

5. Дискант Денис 5 Тюрькова Алёна

6. Зинин ярослав 6. Толкунов Андрей

7.Корцов Ярослав 7. Тарасов Андрей

8. КурепинаЛюда 8. Уткин Денис

9. Москвитина Марина. 9. Ширинов Эмиль

10. Москвитина Алина 10. Щербаков Никита

11. Мухортова Ангелина 11. Яцела Данил

12. Нуждин Рома 12. Ятманов Артём

13. Никульшина Екатерина 13. Яшнева Настя

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» Образовательная программа

Руководитель: Пурзикова Елена Владимировна, воспитатель. 2015-2016 гг

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Детская деятельность детей по интересам «Говорящие пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Детская деятельность детей по интересам проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение всего учебного года. Форма работы: с подгруппами.

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Пояснительная записка.
  4. Список детей.
  5. Целевое назначение программы.
  6. Задачи.
  7. Прогнозируемые результаты образовательного процесса.
  8. Обеспечение программы.
  9. Методическая литература.
  10. Перспективный план работы.

Прогнозируемые результаты.

  1. Умение детей работать с бумагой;
  2. Использование в театральных играх образные игрушки;
  3. Развивать умение держать карандаш (ручки станут более гибкими, послушными) ;
  4. Умение дошкольников самостоятельно и творчески работать;
  5. Овладение необходимыми знаниями и навыками в совместной с воспитателями деятельности.

Целевое назначение программы:

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) , понимание речи, гармоничное развитие детей.

Задачи:

Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Образовательные:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • формирование практических умений и навыков
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук
  • совершенствование движений рук
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
  • воспитывать и развивать художественный вкус
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательного процесса.

Педагогические принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему)
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Методы и формы:

  1. Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.
  2. Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.
  3. Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность..

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Обеспечение программы.

Кадровое: педагог, имеющий высшее образование.

Материально – техническое:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

  • резиновые игрушки
  • бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки
  • различные материалы: пластичные (тесто, пластилин) , сыпучие (крупы, бобовые, песок) ; поролон, вата, ватные палочки.
  • цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши
  • фигурки пальчикого театра и др.
  • картотека пальчиковых игр
  • картотека художественного слова (стихи, загадки)
  • фонотека (классические произведения, детский репертуар) .

Методическая литература:

  1. Абрамова Л.П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры» . – М.: Карапуз, 2003.
  2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры» . – М.: Карапуз, 2004.
  3. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры» . – М.: Карапуз, 2004.
  4. Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры» . – М.: Карапуз. 1999.
  5. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев» . - М.: «Генезис» , 2008.
  6. РазенковаЮ. А., Одинокова Г.Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками» . – М.: Карапуз, 2004
  7. «Развивающие игры с малышами до трех лет» : Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  8. Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития» . – 2004. - № 6. – с.22 – 28.
  9. Журнал «Обруч» .