Программа повышения квалификации преподаватель высшей школы. Педагогика и психология высшего профессионального образования. Присваивается квалификация «Преподаватель высшей школы» (520 ч.). Способы контроля образова-тельных результатов

Программа

экзамена по «Философии»

для поступления в аспирантуру

Москва 2012 г.

I. общие положения

Целями освоения дисциплины «Философия» являются ознакомление поступающих в аспирантуру с философией как с комплексной фундаментальной дисциплиной, изучающей наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия и познания, бытия человека, отношения человека и мира; формирование целостного мировоззрения на основе философского знания как необходимой базисной составляющей; воспитание навыков культурно-философской, религиозной толерантности.

Поступающий в аспирантуру должен обладать следующими входящими компетенциями:

Знать:

Определение предмета философии и ее основные методологические принципы, всеобщие методы познания действительности; дисциплинарную структуру философского знания; основные категории и понятия философии; отличительные характеристики, особенности основных этапов развития философского знания; специфику отечественных философских учений, основные этапы и особенности эволюции отечественной философии; современные тенденции развития и основные проблемы западной и отечественной философии.

II . Примерные темы для подготовки

к вступительному экзамену по «Философии»

Тема 1. Что такое философия?

Мировоззрение и его исторические типы (миф, религия, философия). Понятие философии, специфика философской проблематики. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая и методологическая и др.

Материализм и идеализм – основные направления в развитии философии. Объективный и субъективный идеализм.

Философия в системе духовной культуры человека и общества. Философия и наука.

Тема 2. История философии. Восточная философия.

Предмет истории философии. Возникновение философии, основные этапы ее развития.

Субъект, объект научного познания и типы научной рациональности.

Взаимоотношения науки и техники. Особенности технических наук.

Тема 11. Философия человека. Философия ценностей.

Специфика философского знания о человеке. Философия о проблемах сотворения человека и сознания. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Структура личности.

1. Роль античной философии в становлении научной рациональности;

2. Основные философские школы Древней Греции;

3. Философское учение Сократа;

4. Основные положения философии Платона;

5. Система философии Аристотеля;

6. Истины веры и истины знания в философии Фомы Аквинского;

7. Философское учение Отцов Церкви (патристика);

8. Особенности научного знания в эпоху схоластики (Р. Бэкон, Д. Скотт, У. Оккам);

9. Гуманизм философии эпохи Возрождения;

10. Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию Нового Времени (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон);

11. Картезианский рационализм. Учение Декарта о научном методе;

12. Эмпиризм Ф. Бэкона и его роль в становлении науки Нового Времени;

13. Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка;

14. Проблема познания в философских учениях Дж. Беркли и Д. Юма;

15. Философия французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье);

16. Философская и научная программа;

17. Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика;

18. Учение И. Канта о познании («Критика чистого разума»);

19. Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф. Шеллинга;

20. Учение о духе и диалектика Г. Ф.В. Гегеля.

21. Неогегельянство;

22. Проблема методологии в философии неокантианства;

23. Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер);

24. Неопозитивизм Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, А. Нейрат, Ф. Франк);

25. Основные проблемы философии экзистенциализма;

26. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи);

27. «Философия жизни» и ее основные проблемы;

28. Феноменология Э. Гуссерля;

29. Структурализм и постструктурализм;

30. Язык и мышление. Философия языка;

31. Социальная философии Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас);

32. Философские идеи классического психоанализа (З. Фрейд). Неофрейдизм;

33. Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер);

34. Неотомизм в контексте диалога религии и науки;

35. Персонализм и его вклад в учение о человеке ХХ в.;

36. Основные концепции философии постмодернизма;

37. Арабо-мусульманская философия (периодизация, школы, персоналии);

38. Периоды и школы индийской философии;

39. Основные направления философской мысли Древнего Китая (периодизация, школы);

40. Компаративистский подход к проблеме философского диалога «Запад-Восток»;

41. Проблема человека в русской философии XIX–XX вв. (на примере персоналий по выбору);

42. Проблема «Россия-Запад» в философии XIX в. Западники и славянофилы;

43. Основные направления русской философии XIX – начала ХХ вв.;

44. Философия всеединства В. Соловьева;

45. Философские идеи русского космизма (,);

46. Русская религиозная философия ХХ в.;

47. Предмет и функции философии. Структура философского знания;

48. Философия в системе культуры. Мировоззренческая функция философии.

49. Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания;

50. Проблема истины в научном и философском знании;

52. Классическая и неклассическая эпистемология;

53. Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания;

54. Природа как объект философского знания. Природа и общество;

55. Основные проблемы философии истории;

56. Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости;

57. Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации;

58. Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания;

59. Человек как предмет философского анализа;

60. Духовный мир человека и проблема становления личности;

61. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации;

62. Философские проблемы этногенеза;

63. Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития;

64. Социально-философские проблемы глобализации ;

65. Эстетический идеал современности и проблема прекрасного;

66. Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания;

67. Искусство как форма духовной деятельности;

68. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия;

69. Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия;

70. Понятие ценности и его роль в познании.

1. История философии/ Под редакцией, . М., 2008.

2. Философия. Учебник / Под ред. , . - М.: Академический Проект, 2003.

3. Философия. Учебник / Под ред. , . Третье изд. - М.: Гардарики, 2003.

4. Канке. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2007.

5. , Панин. М., 2010.

6. , Саранчин русской философии. М., 2005.

7. Зотов западная философия. М., 2010.

8. , Древнего мира. М., 2010.

9. Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях. М., 2006.

10. , . Философия. М., 2009.

11. Кузнецов философия XVIII века. М., 2006.

12. Кузнецов классическая философия. М., 2003.

13. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2000.

14. , Хамидова. Справочник. М., 2008.

15. Путь в философию. Антология. М., 2001.

16. , Митрошенков. М., 2007.

17. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

18. Русская философия: Словарь / Под редакцией. М., 1995.

19. Словарь философских терминов. М., 2004.

20. Соколов введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для вузов. М.,

22. Философия. Хрестоматия. М., 2009.

23. Философия. Под редакцией. М., 2009.

24. , и др. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. М., 2003.