Программа
экзамена по «Философии»
для поступления в аспирантуру
Москва 2012 г.
I. общие положения
Целями освоения дисциплины «Философия» являются ознакомление поступающих в аспирантуру с философией как с комплексной фундаментальной дисциплиной, изучающей наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия и познания, бытия человека, отношения человека и мира; формирование целостного мировоззрения на основе философского знания как необходимой базисной составляющей; воспитание навыков культурно-философской, религиозной толерантности.
Поступающий в аспирантуру должен обладать следующими входящими компетенциями:
Знать:
Определение предмета философии и ее основные методологические принципы, всеобщие методы познания действительности; дисциплинарную структуру философского знания; основные категории и понятия философии; отличительные характеристики, особенности основных этапов развития философского знания; специфику отечественных философских учений, основные этапы и особенности эволюции отечественной философии; современные тенденции развития и основные проблемы западной и отечественной философии.
II . Примерные темы для подготовки
к вступительному экзамену по «Философии»
Тема 1. Что такое философия?
Мировоззрение и его исторические типы (миф, религия, философия). Понятие философии, специфика философской проблематики. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая и методологическая и др.
Материализм и идеализм – основные направления в развитии философии. Объективный и субъективный идеализм.
Философия в системе духовной культуры человека и общества. Философия и наука.
Тема 2. История философии. Восточная философия.
Предмет истории философии. Возникновение философии, основные этапы ее развития.
Субъект, объект научного познания и типы научной рациональности.
Взаимоотношения науки и техники. Особенности технических наук.
Тема 11. Философия человека. Философия ценностей.
Специфика философского знания о человеке. Философия о проблемах сотворения человека и сознания. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Структура личности.
1. Роль античной философии в становлении научной рациональности;
2. Основные философские школы Древней Греции;
3. Философское учение Сократа;
4. Основные положения философии Платона;
5. Система философии Аристотеля;
6. Истины веры и истины знания в философии Фомы Аквинского;
7. Философское учение Отцов Церкви (патристика);
8. Особенности научного знания в эпоху схоластики (Р. Бэкон, Д. Скотт, У. Оккам);
9. Гуманизм философии эпохи Возрождения;
10. Научная революция XVI-XVII вв. и ее влияние на философию Нового Времени (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон);
11. Картезианский рационализм. Учение Декарта о научном методе;
12. Эмпиризм Ф. Бэкона и его роль в становлении науки Нового Времени;
13. Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка;
14. Проблема познания в философских учениях Дж. Беркли и Д. Юма;
15. Философия французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье);
16. Философская и научная программа;
17. Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика;
18. Учение И. Канта о познании («Критика чистого разума»);
19. Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф. Шеллинга;
20. Учение о духе и диалектика Г. Ф.В. Гегеля.
21. Неогегельянство;
22. Проблема методологии в философии неокантианства;
23. Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер);
24. Неопозитивизм Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, А. Нейрат, Ф. Франк);
25. Основные проблемы философии экзистенциализма;
26. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи);
27. «Философия жизни» и ее основные проблемы;
28. Феноменология Э. Гуссерля;
29. Структурализм и постструктурализм;
30. Язык и мышление. Философия языка;
31. Социальная философии Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас);
32. Философские идеи классического психоанализа (З. Фрейд). Неофрейдизм;
33. Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер);
34. Неотомизм в контексте диалога религии и науки;
35. Персонализм и его вклад в учение о человеке ХХ в.;
36. Основные концепции философии постмодернизма;
37. Арабо-мусульманская философия (периодизация, школы, персоналии);
38. Периоды и школы индийской философии;
39. Основные направления философской мысли Древнего Китая (периодизация, школы);
40. Компаративистский подход к проблеме философского диалога «Запад-Восток»;
41. Проблема человека в русской философии XIX–XX вв. (на примере персоналий по выбору);
42. Проблема «Россия-Запад» в философии XIX в. Западники и славянофилы;
43. Основные направления русской философии XIX – начала ХХ вв.;
44. Философия всеединства В. Соловьева;
45. Философские идеи русского космизма (,);
46. Русская религиозная философия ХХ в.;
47. Предмет и функции философии. Структура философского знания;
48. Философия в системе культуры. Мировоззренческая функция философии.
49. Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания;
50. Проблема истины в научном и философском знании;
52. Классическая и неклассическая эпистемология;
53. Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания;
54. Природа как объект философского знания. Природа и общество;
55. Основные проблемы философии истории;
56. Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости;
57. Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации;
58. Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания;
59. Человек как предмет философского анализа;
60. Духовный мир человека и проблема становления личности;
61. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации;
62. Философские проблемы этногенеза;
63. Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития;
64. Социально-философские проблемы глобализации ;
65. Эстетический идеал современности и проблема прекрасного;
66. Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания;
67. Искусство как форма духовной деятельности;
68. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия;
69. Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия;
70. Понятие ценности и его роль в познании.
1. История философии/ Под редакцией, . М., 2008.
2. Философия. Учебник / Под ред. , . - М.: Академический Проект, 2003.
3. Философия. Учебник / Под ред. , . Третье изд. - М.: Гардарики, 2003.
4. Канке. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2007.
5. , Панин. М., 2010.
6. , Саранчин русской философии. М., 2005.
7. Зотов западная философия. М., 2010.
8. , Древнего мира. М., 2010.
9. Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях. М., 2006.
10. , . Философия. М., 2009.
11. Кузнецов философия XVIII века. М., 2006.
12. Кузнецов классическая философия. М., 2003.
13. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2000.
14. , Хамидова. Справочник. М., 2008.
15. Путь в философию. Антология. М., 2001.
16. , Митрошенков. М., 2007.
17. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
18. Русская философия: Словарь / Под редакцией. М., 1995.
19. Словарь философских терминов. М., 2004.
20. Соколов введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для вузов. М.,
22. Философия. Хрестоматия. М., 2009.
23. Философия. Под редакцией. М., 2009.
24. , и др. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. М., 2003.