Мифические существа древнего китая. Нечистая сила. Мифология в искусстве Китая

Совокупность древних народных представлений, описанных в сакральных источниках или переданных в устной форме до наших дней, занимает большую часть восточной мифологии. Она включает в себя древнекитайскую, даосскую и буддистскую системы.

Китайские мифические существа

Китайская мифология основана на двух столпах - Инь и Ян. Женская энергия Инь воплощена в Фениксе, а мужскую энергию олицетворяет Дракон. Не менее важными мифическими существами Китая считаются Черепаха Ао и Цилинь.

Дракон

Китайский дракон не имеет ничего общего со своими международными огнедышащими братьями. Главное существо в мифологии Поднебесной - повелитель водной стихии. Зимой он дремлет в застывших водах, а проснувшись по весне, вздымается ввысь и извергается дождем.

Такой дракон имеет тело змеи, покрытое золотистой чешуей (обязательно количеством 117 шт). Вдоль хребта проходит ряд острых зубьев. У него лягушачье брюхо, тигриные лапы и длинный хвост, покрытый жестким ворсом. Голову мифического существа венчают прямые рога, под ними расположены коровьи уши и красные заячьи глаза. Обязательными атрибутами китайского дракона являются усы и длинная борода.

Создание питает особую слабость к драгоценностям. Самым ценным его сокровищем является огромная жемчужина, которую дракон то глотает, то носит под бородой. В этой жемчужине аккумулирована вся сила существа. Если ее отобрать, он станет беспомощным.

Самыми известными китайскими драконами являются: Лунван, Жо Шуй, Фэнхуан, Чжан Тяньши, Чжун Куй, Чойджины, Янбван.

Китайский феникс

Это мифическая птица, которую считают предвестником знаменательных событий. Феникс не горит в огне и при полете способен переносить в лапах грузы любой тяжести. Когда заканчивается срок жизни птицы, она сгорает и тут же возрождается из пепла.

Спереди Феникс выглядит как лебедь, а сзади - как Цилинь. У птицы:

  • петушиный клюв;
  • зоб ласточки;
  • змеиная шея;
  • черепашья спина;
  • рыбий хвост.

Туловище Феникса украшено расписными узорами, а перья блестят на солнце.

Черепахи Ао

Ао - это гигантская черепаха, плавающая в море. Своими размерами она подобна острову. На спине у Ао расположены 3 горы: Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. Согласно китайским верованиям, в этих горах живут бессмертные.

У черепахи Ао нет лап. Когда происходила Великая битва богов, 4 опоры, державшие небеса, надломились и небо зашаталось. Богиня Нюйва отрубила черепахе ноги и подперла ими небосвод.

Китайский единорог

Цилинь или китайский единорог - символ долговечности и благополучия. По преданиям, Цилинь приносил отчаявшимся родителям долгожданного наследника, поэтому он часто изображался с младенцем на спине.

В китайской мифологии Цилинь описан в виде единорога с головой дракона. Тело существа покрыто переливчатой чешуей. Кожа Цилиня имеет бирюзовый оттенок. Это существо способно прожить около 2000 лет.

Другие существа

Остальные китайские мифические существа играют второстепенную роль в китайских верованиях. В мифологической иерархии они занимают места на порядок ниже и подчинены Дракону, Фениксу, Ао и Цилиню. В мифах Китая встречаются такие второстепенные мифические существа: Цзянши, Нюйва, Кицунэ, Морë, Баку, Дзиммэндзю, Кацура-Отоко, Сëдзë, Хули-Цзин, Шанъян.

  1. Цзянши - это оживший труп, т. е. зомби. Другие названия этого персонажа - «Прыгающий призрак» или «Прыгающий вампир». Такое определение неслучайно, потому что из-за трупного окоченения тело Цзянши недвижимо. Призрак может передвигаться только прыжками с вытянутыми вперед руками. Внешний вид Цзянши зависит от биологической смерти его тела. Относительно недавний труп непримечателен в толпе, но с течением времени на теле зомби начинают проявляться следы гниения и разложения. Как и все мертвецы, Цзянши имеет бледно-зеленую заплесневелую кожу, постоянно растущие волосы и ногти. Одет монстр в плащ и носит остроконечную шляпу на голове. Ко лбу Цзянши неизменно приколот бумажный талисман. Определение «вампир» Цзянши получил за свою страсть к свежей крови. Он убивает жертву и высасывает из нее всю кровь, насыщаясь жизненной энергией человека. Живет чудовище в пещерах, где днем мирно почивает в своем гробу, а ночью выходит на охоту.
  2. Нюйва - это великая богиня Даосского пантеона, покровительница брака. Это первая китайская богиня, заключившая брак. Во всех источниках она изображена со своим мужем Фуси (который приходился ей еще и братом), с переплетенными змеиными хвостами. Выглядела богиня как змея с человечьей головой и руками. В руках Нюйва всегда держит компас, что свидетельствует о ее причастности к сотворению мира. Богиня перерождалась 70 раз, и с каждой ее реинкарнацией Вселенная становилась более совершенной. На 70-м кругу перерождения Нюйва создала человечество. Из желтой глины она вылепила правителей и знать, из глины с примесью пыли создала крестьян, а из остатков, перемешанных с грязью, сотворила рабов. Нюйва была настолько могущественна, что из ее внутренностей произошло 10 божеств, а когда произошла Великая битва богов и через пробоины в небе на людей обрушились воды и огни, Нюйва расплавила разноцветные камни и залепила ими небесные дыры.
  3. Кицунэ - это мудрая лиса, заимствованная китайцами из японской мифологии. Эта лиса рождалась с одним хвостом, но по мере приобретения жизненной мудрости у нее вырастал следующий хвост. Премудрая Кицунэ с 9-ю хвостами меняла свой рыжий окрас на серебристый (цвет мудрости) и становилась Кумихо - существом, познавшим все тайны Вселенной. Мудрость лиса собирала со своих жертв-мужчин. Кицунэ умела принимать облик красивых женщин. Она очаровывала мужчин настолько, что они теряли разум, который живо присваивала лисица. Во всех источниках Кицунэ изображена со стеклянным шаром в руках. По преданиям, в этом шаре заключалась власть над Кицунэ, завладевший им будет иметь лису за свою рабыню, поэтому Кицунэ рьяно охраняли свои шары и никогда не выпускали их из рук.
  4. Морë - это злобное китайское мифическое существо, болотный дух. Он изображался в виде 3-летнего ребенка с красивыми длинными волосами. Монстр имел красную кожу, красные горящие глаза и длинные уши. Морë промышлял тем, что воровал трупы людей и поедал их внутренности. Самыми сладкими для чудища из Китая были свежие покойники, которых он умудрялся умыкнуть прямо с похорон. Не брезговало оно и похороненными мертвецами. В древнем Китае существовало поверье, что Морë пугает дуб и тигр, поэтому на кладбищах Китая стоят статуи тигров и растут дубы.
  5. Баку - это существо, которое пожирало дурные сны. Враг кошмаров изображался китайцами в виде химеры с хоботом слона, глазами носорога, бычьим хвостом и тигриными лапами. Изображения Баку висели в спальнях древних китайцев в качестве оберега от плохих снов.
  6. Дзиммэндзю - это священное китайское дерево. Особенностью этого дерева являются его цветы и плоды. Цветы Дзиммэндзю - это недозревшие плоды в виде человеческих лиц, обрамленных лепестками. Когда плоды созревали, черты лиц становились четче, лица постоянно улыбались. Считалось, что человек, отведавший сладкий плод Дзиммэндзю, восполнит свою жизненную энергию.
  7. Кацура-Отоко - это неописуемой красоты мужчина, живущий под луной. Он всегда занимается тем, что стрижет Лунное дерево. По мере разрастания кроны меняется луна: от растущей до убывающей. Согласно китайским поверьям, прекрасный лик Кацура-Отоко манит засмотревшихся на него людей. С каждым взмахом человек теряет свою жизненную силу, из-за чего наступает смерть.
  8. Сëдзë - это доброе морское чудище, позаимствованное китайцами из японской мифологии. Сëдзë изображен в виде слегка пьяного маленького человека. На голове у него растут ярко-рыжие волосы, кожа оттенка цветущей вишни. На поясе у мифического существа постоянно болтаются водоросли, т. к. местом его обитания считаются пруды и озера. По преданиям, у Сëдзë всегда с собой есть фляжка с волшебным сакэ. Добрый человек, распивший с чудищем напиток, обретает молодость души и тела. Если сакэ попробует злодей, он тут же упадет замертво.
  9. Шанъян - это китайская птица дождя. В преддверии стихийного бедствия она залетала в дом и танцевала на одной ноге. Древние китайцы могли подготовиться к предстоящей буре.
  10. Хули-Цзин - лиса-оборотень, родственница Кицунэ. Она также перевоплощалась в писаных красавиц и изводила мужчин. В отличие от своих премудрых родственниц, Хули-Цзин собирали мужское семя и кровь для своих волшебных экспериментов, а обескровленных жертв оставляли умирать. Хули-Цзин способна на реинкарнацию. Через 50 лет жизни она принимает женский облик, через 100 - превращается в колдунью. Через 1000 лет жизни Хули-Цзин становится Небесной Лисой, постигнувшей тайны мироздания. Отличить Хули-Цзин от обычной женщины можно только с помощью ее хвоста - он не исчезает при смене облика.

Корейские мифические существа

Корейская мифология - это часть азиатской мифологии. Основные мифические существа здесь позаимствованы из китайской или японской мифологии. Это Прыгающий вампир Цзянши, пожиратель кошмаров Баку, лиса-оборотень Кицунэ и символ благополучия Цилинь.

Отдельного внимания заслуживает корейский дракон. В Корее это положительное существо. Он покровительствует дождям и рисовым полям. Описание корейского дракона полностью совпадает с описанием его китайского брата. Единственным отличием выступает наличие у корейского дракона перепончатых крыльев, благодаря которым он взлетает высоко в небо и орошает дождем рисовые поля. Обитает дракон из Кореи в больших водоемах: морях, океанах и глубоких реках.

Другие выдающиеся азиатские мифические существа

Самыми выдающимися мифическими существами азиатской мифологии также выступают: Понтианак, Мананангал, Лилит, Кали, Раху, Сурабхи.

  1. Понтианак - призрак женщины, скончавшейся при родах. Понтианак соблазняет мужчин и зверски их убивает, высасывая кровь. Призрак облачен в белый балахон, имеет длинные клыки и когти, на голове у него развиваются спутанные космы. В полете Понтианак издает продолжительный звук, напоминающий шелест листьев. Существует поверье, если в затылок призрака воткнуть гвоздь, то Понтианак превратится в прекрасную женщину, которая способна стать прекрасной женой и любящей матерью.
  2. Мананангал - это вампир-гермафродит, который сосет кровь у спящих беременных женщин. В ночи Мананангал разделяется пополам: верхняя часть расправляет перепончатые крылья и улетает на охоту, а нижняя остается на земле.
  3. Лилит - первая жена Адама, демон, убивающий младенцев. Во всех мифах непременной спутницей Лилит выступает ее сова, которая нашептывает хозяйке имя очередной жертвы. Демон известен своим жестоким обращением с грудными детьми: наводит порчу, пьет кровь и зверски убивает. В силах Лилит сделать женщину бесплодной и испортить мужское семя.
  4. Кали в мифологии Азии - это демон, сеющий разруху. Это голубая четырехрукая женщина с тремя глазами. 4 руки символизируют 4 стороны света, а 3 глаза - прошлое, будущее и настоящее. В руках Кали держит окровавленный меч и срубленную этим мечом голову. Одна рука демона постоянно выставлена для защиты, а другая поднята в знак благословения на ужасные деяния. Талию демона украшает пояс из голов загубленных ею жертв.
  5. Раху - демон, периодически заглатывающий солнце и месяц, вызывая затмения. В мифах Раху изображен в виде драконьей головы, которая передвигается в колеснице с 8 черными лошадьми. В мифологии Азии демон является покровителем интриг и обманов.
  6. Сурабхи - священная волшебная корова. Это единственное абсолютно доброе мифическое существо. Сурабхи вышла из Молочного океана и стала прислуживать мудрецу Васиштхе. Сурабхи еще называют «коровой желаний», потому что она может исполнить любое желание своего владельца.

Мифические существа в исламе

Отдельное место в азиатской мифологии занимает исламская мифология - совокупность мифологических представлений, описанных в Коране, и устных пересказов мусульман. Исламская мифология вводит понятие джиннов - духов, живущих параллельно с людьми.

Джинны - это духи, рожденные из бездымного огня. Они живут среди людей, но человек не способен уловить их ни одним из органов чувств. Жизнь джиннов подобна человеческой жизни. Они рождаются и умирают, только срок жизни у них гораздо длиннее, чем у людей. Для поддержания организма им необходимы пища, воздух и вода. Среди джиннов встречаются праведники и отступники (шайтаны). От людей их отличают сверхспособности, которыми они умело пользуются.

В Исламе существует 4 категории джиннов:

  1. Ифрит - злые существа, повелители огня.
  2. Гуль - падшие, живут на кладбищах и питаются падалью.
  3. Сипаты - обыкновенные джинны.
  4. Мариды - мудрые, повелители воздуха.

Согласно исламским убеждениям, мариды с сипатами периодически вступают в борьбу с ифритами и гулями.

Заключение

Отличительной чертой восточной мифологии является эвгемеризация - сакрализация истории, проявляющаяся во всех существах.

Красная лента

Около полуночи, один доктор, только что закончив дежурство в приёмной «скорой помощи», собирался домой. Подойдя к дверям лифта, он увидел около него молодую медсестру. Они сели в один лифт и вместе стали спускаться, но, доехав до первого этажа, лифт не остановился, а продолжил двигаться. Когда лифт добрался до этажа B3, и открылись двери, врач с медсестрой увидели маленькую девочку, которая, опустив голову, сказала, что хочет войти в лифт. Доктор, услышав это, тут же закрыл двери лифта. Медсестра удивлённо спросила, почему он не дал девочке войти в лифт. Врач ответил: «На этаже В3 в нашей больнице расположен морг. У нас принято каждому телу на правую руку завязывать красную ленту. У этой девочки на руке... у неё была красная лента!» Медсестра, выслушав, медленно подняла правую руку и усмехнулась: «Вы имеете в виду эту ленту?»

✿❯────「✿」────❮✿

Мясная каша

Вечер, 11:00.

Я несколько раздражённо посмотрел в окно. Финансовый отчёт был готов только на три четверти, но было уже так поздно! Я сложил бумаги в пакет, намереваясь закончить работу дома.

Я погладил урчащий от голода живот, тяжело вздохнул. Дома жена, наверное, уже легла спать. Нужно будет по дороге заехать в какую-нибудь круглосуточную закусочную.

Я схватил ключи от мопеда и быстро вышел в темноту.

Я быстро гнал своего железного коня по ночным улицам. Их вид почему-то вызывал у меня тоску.

Чтобы срезать путь, я решил проехать через небольшое полузаброшенное поселение.

Въезд в посёлок.

Манящий запах пищи пощекотал мои ноздри, и пустой живот издал громкий звук.

Я остановил мопед и принялся оглядываться по сторонам.

Хоть у меня и очень хорошее зрение, но мне потребовалось хорошенько постараться, чтобы разглядеть почти сливавшуюся с ночной темнотой маленькую жаровню.

Я завёл мопед и поехал к ней. Чем ближе я подъезжал, тем сильнее становился запах, и тем голоднее себя чувствовал я. Я был настолько голоден, что смог бы, наверное, сожрать быка целиком.

Я кашлянул два раза и спросил: «Чем вы торгуете?»

В нетерпении я сел за столик и заказал одну чашку.

У лоточницы, по-видимому, была уже готовая каша, и она тут же подала мне заказ. Хоть она и повернулась ко мне лицом, но я по-прежнему не разглядел её лица, однако мне показалось, что в её глазах было что-то... потустороннее.

Но в тот момент мысль о пище заняла всю мою голову, я отбросил пустые рассуждения, взял пару одноразовых палочек и поспешно начал есть.

Какая ароматная! Во рту я ощутил восхитительный вкус. Не удержавшись, я спросил: «Хозяйка, из какого мяса это сварено?»

Невероятно! Даже я знаю, что варёная свинина никогда не даст такого вкуса!

Я не стал переспрашивать, а просто отдался наслаждению блюдом.

Закончив есть, я положил под чашку пять юаней, решив вернуться сюда ещё и завтра. Я уже забыл, какой крюк мне пришлось сделать, чтобы набрести на этот лоток.

Вдруг лоточница встала прямо передо мной. Она медленно произнесла: «Кажется, вы поправились». Я весело ответил: «Наверное! Вы меня так вкусно накормили!»

В этот момент я отчётливо заметил блеснувшую в её глазах алчность. Она смотрела на меня как-то пугающе. «Что... что вы делаете?» Она выхватила из-за спины большой нож, в его холодно сверкнувшем лезвии отразилось моё бледное лицо.

Я ещё отчётливо услышал хруст ломающихся костей и хлюпанье срезаемого с них мяса.

Чёрной ночью, такой чёрной, что не видно было кончиков пальцев, Сяован, трясясь от холода и пугливо озираясь, шёл по дороге. Его остановил манящий запах пищи и глухой голос сказал из темноты: «Мясная каша, пять юаней, мясная каша».

》═══════~◈~═══════《

Всегда мечтавший посмотреть мир парень однажды на каникулах исполнил своё желание, уехав путешествовать. Так как у него не было с собой много денег, он останавливался ночевать в дешёвых постоялых дворах.

Один день выдался пасмурным, поэтому в 6 часов уже стемнело.

Парень быстро отыскал хоть и выглядевшую немного мрачновато, но чистую и довольно уютную ночлежку. Хозяином её был мужчина около 60 лет. Кроме комнаты хозяина в доме были ещё 3 гостевых комнаты. Хозяин сказал, что в последней комнате уже есть постоялец, так что парню можно выбрать себе одну из двух оставшихся. Парень осмотрел обе комнаты и выбрал среднюю, более опрятную.

Умывшись, парень обнаружил, что уже девять. Уставший за целый день, он заснул, только положив голову на подушку. Но, проспав недолго, он был разбужен каким-то странным шумом. Парень постучал по деревянной перегородке, крикнув: «Сосед, давай потише!» - но это, казалось, не дало результата. Тут он обнаружил в перегородке дыру, проеденную муравьями, она была довольно большой. Заглянув в неё, он увидел стоявшую к нему спиной девушку, которая танцевала и что-то напевала.

Он некоторое время наблюдал, потом понял, что она собирается повернуться, и спрятался, но подумал: «Она всё равно не увидит, что я за ней наблюдаю», - и опять прильнул к отверстию. Но в отверстии было что-то красное. Парень подумал: «Наверное, она меня обнаружила, поэтому закрыла дыру какой-то красной одеждой». Он ещё раз глянул в отверстие, но красная одежда была на месте, поэтому он оставил своё намерение и вернулся ко сну.

Утром, проснувшись, как только рассвело, парень умылся и побежал к хозяину. Спросив его: «Уехала ли уже та девушка, что жила в соседней со мной комнате?», он получил ответ: «Она? Это моя дочь. Но она покончила самоубийством уже как три года назад. Правда она хорошая, никогда не делала вреда людям». Парень, услышав это, перепугался до смерти, но потом рассудил, что если девушка никому не причинила вреда, то и без разницы. Затем он спросил хозяина: «Почему она покончила с собой?» Хозяин ответил: «Она не выдержала... Она была самой красивой девушкой в деревне, но у неё был один недостаток, который очень унижал её, поэтому она не выдержала...».

«Что за недостаток?» - спросил парень. "У неё были красные глаза", - ответил ему хозяин.

◣◥◣◥◤◢◤◢◣◥◣◥◤◢◤◢

Красная рубашка:

Однажды выходя из дома, незнакомец подошёл к мужчине, и сказал что с ним произойдёт беда, разобьётся на машине. Тогда мужчина спросил у незнакомца, как этого избежать. Незнакомец сказал- возьми свою белую одежду, кинь под колёса, и порви её, и садясь в машину, надевай только красное. Мужчина не послушал незнакомца, и вскоре он погиб в аварии.

۵ ━────「※」────━ ۵

Школа в которой пропадают ученики:

В нашем городе есть очень старая школа. До того как стать школой, во времена японско-китайской войны, здесь была военная точка, с множеством тайных ходов. После войны это место перестроили в школу. Бывало ученики заходили в школу, и не возвращались, многие думают что они нашли те самые секретные ходы, и не могут вернуться назад.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Учительница:

Это произошло примерно девять лет назад: в нашей школе была учительница музыки. Но однажды на пятом этаже нашей школы, она повесилась(точной причины я не знаю) после этого случая, каждый месяц на пятом этаже, слышен женский плач, и игра на пианино.

*´¨`* .¸¸. *´¨`* .¸¸. *´¨`* .¸¸. *

Полуночный автобус:

Полуночный автобус Пекина: Ровно в полночь молодой человек сел на автобус. Но на пол пути, единственный пассажир, обвиняя его в воровстве, силой вытащил из автобуса. Позже он понял, что этот мужчина спас его жизнь. (В 1995 году все газеты писали про один случай, пропал автобус, бесследно, и его до сих пор не могут найти)

━━━┉┅┪□┢┅┉━━━

" Прости меня, мое сокровище":

Эта история произошла в провинции ЧжэЦзян: Рядом с одним офисом, в аварии умер мальчик. После этого случая, а одно и то же время, но всех каналах, и радио волнах в офисе, играет одна и та же Музыка " прости меня, мое сокровище".

▁ ▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █ ▉ █ ▇ ▆ ▅ ▄ ▃ ▂ ▁

Ао - в древнекитайской мифологии плавающая в море гигантская черепаха. Часто утверждается, что на спине у неё находятся три священные горы - Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные.

Ао играет важную роль в распространённой легенде о ремонте неба, существующей в ряде вариантов - напр., записанный в сборнике «Хуайнань-цзы» 139 г. до н.э. или в сборнике «Луньхэн» ок. 80 г. н.э., а также в более поздней книге Ле-цзы. Эти легенды рассказывают, что когда четыре опоры, на которых держится небо, были сломаны (по одной версии, во время битвы богов), чтобы спасти землю от небесного огня и потопа, богиня Нюйва собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе «ао», и поставив их по углам земли, подперла ими небосвод.Таким образом, как замечает Лайонел Джайлз, «китайский Атлант был гигантской морской черепахой».

Согласно Ле-цзы, не только Нюйва ловила черепаху Ао. Верховное божество велело морскому богу Юйцяну послать пятнадцать черепах ао, чтобы посменно поддерживать своими головами и удерживать на месте пять гор, плавающих в океане, на которых жили бессмертные. Но великан из страны Лунбо изловил шестерых из них, и снёс их домой, погадать. В результате две горы - Дайюй (岱輿) и Юаньцзяо (員嶠) - уплыли на север и утонули. Другие же три горы-острова остались на плаву, поддерживаемые оставшимися черепахами. А в наказание за нанесённый великаном ущерб, Бог изрядно уменьшил в размере и саму страну Лунбо, и её обитателей.

Байцзэ или Хакутаку - фантастическое существо в китайском и японском мифологическом пантеоне.

Согласно китайским преданиям, волшебного зверя Байцзэ встретил во время путешествия на морском берегу Небесный владыка (Жёлтый император) Хуан-ди. Внешне Байцзэ был похож на рогатого льва, говорил человеческим языком и был исключительно умён. Он рассказал Хуан-ди о всех 11 520 разновидностях нечистой силы, обитающей в горах, лесах, реках и озёрах Поднебесной империи. Никто, включая Небесного владыку, не обладал такой полнотой знаний о бесах, чудовищах, духах, демонах и других представителях сверхъестественных существ, как чудесный зверь Байцзэ.

По указанию Хуан-ди, со всех 11 520 чудовищ, привидений и духов сделали изображения в Небесной канцелярии.

║▌│█║▌│█║▌│█│║▌║█│▌║█│▌║

Биси - помесь китайского дракона с китайской черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.

Повадки биси традиционно описываются как «биси любят носить тяжести» (赑屃喜负重, bixi xi fu zhong), и поэтому в китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой и/или косматой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются как в Китае, так и в сопредельных государствах: Вьетнаме, Корее, Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае).

В древних китайских традициях черепаха часто являлась символом баснословного долголетия; её форма связывалась со строением мироздания; приписываемая черепахам близость к божественному обусловила их использование для гадания. Все эти факторы могли служить основанием для выбора черепахи как символического существа, по чьему образу и подобию должно строить сооружения, рассчитанные на вечность. Некоторые западные авторы высказывали также мнение, что мотив черепахи-постамента связан с традиционным индийским образом черепахи, держащей на своей спине слона, на котором покоится весь мир.

Другие китайские названия, употребляемые для таких каменных черепах - «гуйфу» (龟趺) и «бася» (霸下). Чаще всего, впрочем, монумент такого типа описывается просто как «стела, несомая черепахой» (龟驮碑, «гуйфу бэй»).

┝┈┈─── ─── ❬✛❭ ─── ───┈┈┥

Лудунь - мифическое животное в китайской мифологии, которое может обнаруживать истину и обладает знанием всех языков мира. Внешне напоминает легендарного зверя цилиня, на лбу имеет один рог. Передвигается с очень большой скоростью, за день лудунь способен пройти 18 тысяч ли (более 9 тысяч километров).

В Летнем дворце китайских императоров стоят две курильницы с эмалевыми изображениями лудуней. Таким образом, правители Цинской империи, в частности Цяньлун, хотели подчеркнуть власть императора различать правду и ложь в своих подданных.

Лудунь являлся официальным китайским символом открытости и беспристрастного соблюдения закона, а в народе считался символом удачи и хорошей погоды.

※━─━────【₪】────━─━※

Яогуай или яоцзин - китайский термин, который обычно означает демона, призрака, чудовище. Яогуаи, в основном, звери-оборотни, злые духи умерших животных, с которым жестоко обошлись при жизни, и которые вернулись для мщения, или падшие небесные существа, которые приобрели магическую силу через практику даосизма. Главной их целью является достижение бессмертия и, таким образом, божественности. В «Путешествии на запад», демоны ищут этого как правило за счёт похищения и пожирания святых людей (в данном случае Сюаньцзана).

Некоторые яогуаи весьма необычного происхождения. В случае Бай гу-цзин- это скелет женщины, ставший демоном. Многие яогуай являются лисами оборотнями, или в соответствии с «Путешествием на Запад», божествами домашних животных. Есть также яогуаи-цари (мо-ваны), которые командуют рядом меньших демонических приспешников.

В китайском фольклоре, ад (Диюй) это место, которое заполнено разнообразной нечистью. Образы большей части этих монстров испытали влияние индийской демонологии - ракшасов, якш и, следовательно, имеют некоторое сходство с японскими они.

Термин «яогуай» был заимствован японцами, в японском языке он звучит как ёкай; родной японский эквивалент, который иногда записывается теми же иероглифами, звучит как «мононокэ».

Известные яогуаи в китайской мифологии:

Бай гу-цзин - женщина-скелет, буквально, «дух белой кости»

Ню Мо-ван - быкоголовый князь демонов.

Пипа Цзин и Цзютоу Чжицзи Цзин- персонажи из романа «Фэншэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»).

Сунь Укун часто использует этот термин, чтобы оскорбить своих демонических противников.

❏ ❐ ❑ ❒ ❏ ❐ ❏ ❐ ❑ ❒ ❏ ❐ ❑ ❒ ❑ ❒

Китайский феникс

Китайский феникс -в китайской мифологии чудо-птица, в противовес китайскому дракону воплощающая женское начало (инь), является символом юга. Её явление людям - великое знамение, которое может свидетельствовать о могуществе императора или предвещать значительное событие.

В составленном при Ханьской династии словаре «Шоувэнь» о фэнхуане сказано, что у этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.

Согласно китайским поверьям, фэнхуан видели перед смертью Жёлтого императора. Последний раз её наблюдали на могиле отца основателя династии Мин в 1368 году.

・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚

Куй - многозначный персонаж в древнекитайской мифологии

В Шань хай цзине» («Книга гор и морей») описывается как одноногий бык пепельно-синего цвета, не имеющий рогов и обладающий способностью беспрепятственно ступать по морской глади, отчего небо моментально заволакивается дождевыми тучами и разыгрывается буря. В комментариях к «Повествованию о царствах» (ок. IV века до н. э.) упоминается, что куй умеет разговаривать, имеет человеческое лицо, обезьянье тело и единственную заднюю ногу. В некоторых древних источниках куй представлен в виде одноногого дракона, барабаноподобного существа, или духа деревьев и камней, обитающего в горах. Впоследствии, в классических текстах, образ куя-чудовища слился с именем Куя, легендарного музыканта, который изобрёл музыку и танцы при мифическом императоре Шуне, а словом куй-ню назвали дикого яка или буйвола.

━━━━━━━━》❈《 ━━━━━━━

Помимо куя (夔), в китайской мифологии присутствуют и другие одноногие существа. В частности, Карр сравнивает куя с чи (螭 - «безрогий дракон, горный демон)» и хуэй(虺 - «змея; питон)».

Два других персонажа по имени Куй в китайском фольклоре - это Куй Син 魁星 «карликовый бог экзаменов» и Чжун Куй(鍾馗 - «победитель привидений и демонов»).

Одноногий куй имеет ещё больше параллелей в сравнительной мифологии, среди персонажей, чьё имя заключало словосочетание «одна нога»:

Эмпуса - чудовищное привидение в греческой мифологии.

Иппон-датара (本踏鞴) - одноногий горный дух в японской мифологии.

Патасола - вампир-гуманоид в колумбийском фольклоре.

Саси - одноногий дух мальчика-негра из бразильского фольклора.

Сцыаподы (Скиаподы) - одноногие люди с огромной ступней в греческой мифологии.

Фоморы- одноглазые, однорукие и одноногие персонажи ирландской мифологии.

▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣▣

В релизиозных представлениях китайцев божествам противопоставлялись злые духи – гуй (鬼). Первоначально термин гуй обозначал всякие души умерших и не вполне четко отличался от понятия божества – шэнь(神). Со временем он стал общим наименованием нечистой силы, а оппозиция богов и демонов составила основу религиозного миросозерцания в Китае. Традиционная китайская демонология являла картину не менее внушительную, чем бесчисленный сонм небесной канцелярии. В быту китайцев она имела еще большее значение, ибо если к божествам обращались от случая к случаю, то нечистая сила денно и нощно угрожала человеку.

В любом случае злые духи были неистребимы: в Китае, как и везде, они являлись так же своеобразными олицетворениями неподвластных человеку и потому темных и пугающих сил природы.

Прототипом нечисти в реальной жизни были всякого рода чужаки, неизбежно вызывающие подозрение и страх, в особенности маргинальные лица: бродяги, нищие, разбойники и т.п. В широком смысле в образе демонов персонифицировались все силы, угрожавшие нормам жизни общества. Страх перед подобными силами мог служить порой причиной массовой паники. Характерно сообщение местной хроники о том, что в 1557г. пров. Гуанси наводнили толпы демонов, которые в обличии то обезьяны, то летучей мыши или собаки, а то и просто в виде клуба черного дыма по ночам забирались в жилища и там творили «блуд и мерзости».Повсюду жители деревень ночи на пролет били в гонги и барабаны, отгоняя нечисть.

В старом Китае демонов обычно представляли человекоподобными существами с телом, покрытым шерстью, с остроконечной головой, рыжими волосами и темным лицом, не редко лишенным какой-либо части – носа, одного глаза, рта, губ или подбородка. Считалось, что бесы, стараясь досадить людям, дышат на них тлетворным духом, плюются холодной слюной, стучат в стены домов, по-разбойничьи свистят или смеются «демоническим смехом».

В народе верили, что демоны рыщут всюду и способны принимать самый разный облик. Китайский фольклор изобилует рассказами о духах камня или дерева, которые, обернувшись юношей или девушкой, соблазняют молодых людей противоположного пола. Широко распространенны были поверья о горных демонах – похожих на обезьян, одноглазых, одноруких и одноногих карликах с вывернутой назад ступней. Горные демоны насылали лихорадку, соблазняли женщин, мешали им разрешиться от бремени и вообще старались причинить как можно больший вред людям. Оборотнями считали в Китае и лис, которые, как верили, могли преображаться в обольстительных женщин и причинять немалые неприятности мужчинам. По отзыву автора минского времени, поверья о горных демонах были особенно популярны в районах к югу от Янцзы, а о лисе-оборотне – в Северном Китае.

Демонические свойства китайцы приписывали так же волку, тигру, некоторым реальным и фантастическим птицам, а так же «пяти гадам», к которым относили паука, змею, скорпиона, жабу и ящерицу. Воплощением вредоносной стихии считались и некоторые небесные тела, например звезда Тай-суй(Великий год), отождествлявшаяся с Юпитером и слывшая владыкой эпидемий. Семь созвездий западной части неба ассоциировались с кровожадным демоном Бай-ху(Белый тигр), пожирателем младенцев. Другой небесный демон, Тянь-гоу(Небесный пес), согласно народной молве, насылал кометы и солнечные затмения, а главное, охотился за детьми. В эпоху средневековья известия о появлении прислужников Небесного пса, имевших железные клыки, не раз вызывали в народе панику и брожение.

Сколь велик был легион бесов, столь обширен был и арсенал средств, позволяющих его рассеять. ПО всему Китаю верным средством защиты от злых духов считались яркий свет и громкий звук, декламация сутр, плевок и даже мочеиспускание, ветви персика и ивы, красные бобы, полынь, побеги бамбука, разноцветные шелковые шнуры, петухи и коты, кровь собаки, зеркало и меч, изображение тигра, древесный уголь, земля, взятая из могилы, гвоздь из гроба, древние монеты, кусочки яшмы, плотницкий отвес, обрывки рыболовной сети и пр. Защищали от злых духов и каменные экраны у ворот домов, и возвышавшиеся в начале улиц камни-обереги. Широко применялись и всякого рода заклинания. Чтобы отвадить нечисть, в домах вывешивали изображения наиболее популярных в народном пантеоне заклинателей демонов, таких как Чжун Куй, Цзян тай-гун (Цзян-министр), Чжан тянь-ши (Небесный наставник Чжан).

Злых духов стремились не только запугать, но и умилостивить подношениями, при этом держась от них подальше. Если богам приносили жертвы на алтарях в домах или храмах, то угощение для голодных демонов выставляли в открытом месте и непосредственно на земле. Богов персонально в дни их рождения, демоны же представляли собой безликую и аморфную массу, и поминали их всех вместе в праздник голодных духов в середине 7-го месяца по китайскому календарю.

Из книги "Духовная культура Китая", Энциклопедия в пяти томах: том.Мифология, Религия с. 104-106

В азиатской мифологии гармонию мира поддерживает взаимодействия двух энергетик. Мужской дух в мифах Китая представляет собой энергию Янь. Эта энергетика воплощается в созданиях Неба и Огня. Несмотря на это, многие Великие боги Китая, связанные с Водой и Землей, также являются мужчинами. Это указывает на доминирующие положение сильного пола в культуре Дальнего Востока.

Мужское начало в Китае

Согласно легенде, мир был создан из яйца существа, носящее имя Хуньдунь. Это создание не имело рта, носа и ушей. Хуньдунь обладал тремя парами ног и двумя парами крыльев.

Создание Хаоса было крайне радушным хозяином, принимая в своем доме всех духов Тьмы и Космоса. Духи Шу и Ху захотели отплатить хозяину за доброту и наградить его возможностью ощутить что-либо.

Однако тело Хуньдуня не справилось с такими даром и творение Хаоса рассыпалось в прах, оставив вместо себя яйцо. В его глубине образовались две энергии -

Со временем яичная скорлупа треснула, и скрытая энергия создала мир. Инь представляет собой темное, холодное, женское начало. Янь отвечает за свет, силу и мужскую энергетику.

В писаниях сказано, что все духи и демоны, связанные с солнцем и небом, олицетворяют энергию Янь. Символами мужского начала являются нефритовый и огненный

Китайские божества

Пантеон Китая состоит преимущественно из богов мужского пола. Это связано с патриархальной формой власти на Дальнем Востоке. Согласно легендам, божественное происхождение имели императоры, поэтому некоторые боги являются реальными историческими личностями.

Юйди

В древнекитайских источниках, Юйди - верховный бог, восседающий на нефритовом престоле. Ему подчиняются божества, духи, демоны и энергия космоса.

Юйди обитает на тридцать шестом небе, наблюдая за жизнью людей. Его одеяния расшиты золотом, а в руках правитель держит нефритовую дощечку. На ней он записывает поступки всех жителей земли.

Богоугодный образ жизни Верховный Владыка поощряет дарами. За проступки он может наслать на человека своих слуг-демонов.

Хуан-ди

В китайской мифологии более позднего периода Хуан-Ди занял место Юйди, возглавив пантеон. Божество также называется Желтый император. В летописях первое упоминание о Хуан-ди зафиксировано в 3-м тысячелетии до н.э. Император, по легенде, являлся предком всех китайцев и основоположником даосизма. Также ему приписывают множество медицинских открытий.

В пантеоне Хуан-Ди олицетворяет один из космических элементов - Землю. Его цвет - желтый. Символами бога считаются Феникс и Центр Мира.

Оружием богу служит лук Ухао. Согласно легендам, Хуан-Ди обронил свое священное оружие во время полета на драконе. Дочь этого божества, девушка по имени Ба - известный дух засухи в китайской мифологии. Также у императора было четыре слуги:

  1. Владыка востока - Тайхао.
  2. Император южных земель - Янь-ди.
  3. Повелитель западных провинций - Шаохань.
  4. Хозяин северных гор - Джуаньсюй.

Монахи Шаолиня относятся к этому божеству с особым почтением, поскольку, согласно мифам, он принес в мир боевые искусства.

Гун-гун

В китайских легендах, это божество олицетворяет воду. Внешний облик Гун-гуна имел такие особенности:

  1. Выше талии бог выглядел как крепкий мужчина средних лет.
  2. Ниже пояса у создания начинался змеиный хвост.
  3. Волосы и глаза божества имели красный цвет.

Гун-гун повелевал разливами и потопами, поэтому китайцы боялись и уважали это божество. Согласно легендам, Повелитель Воды бросил вызов своему отцу, Владыке огня Чжу-Чжуню. Проиграв родителю, Гун-гун в ярости начал биться об гору Бучжоушань, которая держала небо.

Горный массив треснул, из-за чего часть неба упала на воду и вызвало потоп. Огромное цунами разрушило множество городов и привело к массовой гибели азиатских народов.

Шеньнун

В китайской мифологии Шеньнун - покровитель плодородных земель и лекарственных трав. Азиатские народы широко проводили медицинские исследования и почитали этого Бога наравне с императорами. Внешне Божество имеет такие особенности:

  1. Змеиная кожа зеленого цвета.
  2. Тигриный нос.
  3. Бычья морда.

Шеньнуна считают добрым богом. Он научил китайцев обрабатывать земли и отличать ядовитые травы от целебных. Также божество открыло для китайцев полезные свойства зеленого чая.

Гань-Ди

Этот бог олицетворял войну, золото и четкую стратификацию общества. Гань-Ди покровительствовал чиновникам и военачальникам.

Внешне божество выглядело как сильный мужчина с кожей красного цвета. По легенде, Гань-Ди изобрел оружие Гань-Дао (копье с широким лезвием) и подарил его азиатским народам для защиты от чужестранцев.

Повелитель войны является реальной исторической личностью. Упоминания о военачальнике Гань-Ди встречаются в летописях II в. до н.э.

Чжу-жун

Этот китайский бог повелевал огнем и светом. Чжу-жун олицетворял силу Солнца, его спутниками были драконы и фениксы. Внешне божество имело такие черты:

  1. Звериное мощное тело.
  2. Свиная голова.
  3. Пчелиные глаза.

Спустившись с неба, по легенде, Владыка Огня породил бога Воды. Их бесконечная война является основой китайской мифологии.

Фэнбо

В Древнем Китае это божество олицетворяло ветер. Его внешность сочетала в себе нескольких животных:

  1. Тело лани.
  2. Шкура леопарда.
  3. Змеиный хвост.
  4. Оленьи рога.

Фэнбо прислуживал Великому Дракону и контролировал передвижение туч. Иногда Дракон насылал слугу в качестве наказания - сам Повелитель Неба поджигал рисовые поля, а Владыка ветра раздувал пожар.

Лэй-гун

Китайский бог Грома и Молнии. Представляет собой дракона с мужским лицом. Лэй-гун извлекал громкий звук посредством удара себя по животу. Также на плече у бога висела связка барабанов, в которые он бил огромным молотом.

Китайцы почитали его, поскольку он являлся предвестником божества Юйши, Повелителя дождя. От выпадения осадков завесил урожай, поэтому азиатские народы старались ублажить Лэй-гуна и Юйши.

Китайские демоны

В китайской демонологии существа мужского пола выступали в роли слуг богов, в то время как создания женского начала в основном только несли вред людям. Среди самых известных демонов Китая можно выделить несколько.

  1. Даолао - создания, обитающие в горах Линьуань. Могут ранить людей отравленными стрелами.
  2. Ню Мован - демон с головой быка. Князь потусторонних созданий. Олицетворяет вестника сражения. Покровительствует храбрым воинам.
  3. Сянь-лю и Фу-ю - демоны-слуги бога Воды Гун-гуна. Сянь представлял собой змею с человеческими лицами и олицетворял алчность. Фу имел тело медведя и лицо мужчины. Этот демон символизировал ярость.
  4. Тимиморе - демоны горных ущелий и густых лесов, также водятся в реках. Питаются перегнившими трупами и на живых людей нападают редко.
  5. Чжун Куй - демон загробного мира. Согласно легендам, он вершит суд в Преисподней над душами умерших, отправляя их на перерождение или в ад.
  6. Яогуай - демоны мести. Ими часто становятся животные, умершие от жесткого обращения. В китайской мифологии такие создания служат богам взамен на возможность отомстить обидчикам.
  7. Бочи - морской демон, прислужник бога Гун-гуна. Внешне напоминает барана с глазами на спине.

Китайские духи и мифические существа

Среди духов и также есть создания, олицетворяющие мужскую энергию:

  1. Лонг-Лунь. Китайский Великий Дракон, могущественный из всех духов. Ему прислуживают такие божества, как бог Огня Чуж-жунь и Повелитель ветра. У Китайского Дракона пять когтей на каждой лапе.
  2. Фенхуан. Китайский аналог феникса. Отличается от классического трехметровым пышным хвостом.
  3. Синь-тян. Безголовый великан, с глазами на грудной клетке и ртом на животе. Олицетворяет неукротимый дух и мужественность.
  4. Фейи. Дракон, появление которого предвещает долгую засуху.
  5. Хаечи. Дух с телом льва и медвежьим хвостом. Обладает благородство и чувством справедливости. Чувствуют виновного и заставляет признаться в проступке.
  6. Яюй. Свирепое создание с головой дракона и когтями тигра. Несмотря на благородный внешний вид, Яюй не отличался мудростью. Это чудовище обитало в озерах и пожирало одиноких путников.
  7. Чжулун. Носитель темного мужского начала, дракон Ада и Мрака. Живя в темноте, это божество освещает путь заблудшим людям с помощью факела, который держит во рту.
  8. Пулао. Небольшой дракон, который любит колокольный звон. Рык Пуало считают самым громким среди всех драконов Китая.

Чжун Куй ("палица"), в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Его обычно рисовали красной краской, ловящим демонов, а рисунок затем вывешивали с магическими целями. Изображения повелителя демонов Чжун Куя было принято наклеивать на обе створки двери, так что он выполнял обязанности бога дверей. Считалось также, будто Чжун Куй вершит правосудие над душами умерших.

Яньван

Яньван ("князь"), в китайской мифологии владыка подземного мира; считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из которых имеет свое судилище. Восемь царей наказывали души, а попадающих к двум другим судьям ожидали новые тела для реинкарнации. Однако, согласно другим версиям мифа, всякая душа непременно должна была пройти через все десять судилищ. Древние китайцы верили, что ужасные пытки ждут великих грешников: продажные чиновники всех рангов глотают расплавленное золото, а самых закоренелых в грехе варят в кипящем масле, перетирают огромными каменными жерновами или разрубают пополам.