Рябиновая ночь. Воробьиная ночь — мистика ночных гроз

Происхождение выражения [ | ]

Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах: рус. воробьи́ная ночь , укр. гороби́на ніч , белор. рабінавая ноч . Оба названия, вероятно, восходят через серию фонетических трансформаций и народно-этимологических сближений к единой праформе рябинная ночь, зафиксированной в древнерусском языке начиная с XV века .

Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», - ночь с молниями, с ветром и грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина нiч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .

Впервые понятие Рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .

Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .

В украинском языке выражение горобина нiч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» пишет: - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.

Польский этнограф пишет в очерке о белорусском Полесье : «Рабок (воробей) есть героем всем известной рябиновой ночи, во время которой буря рассеивает воробьёв. Рябиновая ночь бывает меж пречистыми (вторая половина августа ― первая неделя сентября). Громы бьют один за другом, страшенный ливень льёт… а молния блись да блись, кажется, что весь мир горит. В эту ночи воробьи так поразлетаются…, что уже так и живут по одному. Поэтому ночь зовётся рябиновой» .

Не исключено, что выражение Рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.

Время Рябиновой ночи [ | ]

В разных местах время Рябиновой ночи определяется неодинаково. В это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня - 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник . Также Рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .

Рябиновая ночь как мистическое явление [ | ]

На юге России и Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка, которую называли воробьиной . На Украине такой ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой» ― воробьи не ходят, а подскакивают. В Белоруссии Рябиновая ночь считалась одновременно и временем разгула всяческой нечисти, и как время, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу .

На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.

Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в Рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в Рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в Рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.

Рябиновая ночь в литературе и искусстве [ | ]

Образ Рябиновой (Воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. Тургенева «Первая любовь», А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Паустовского «Героический юго-восток», В. Каверина «Воробьиная ночь», В. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (Воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. Дударева «Воробьиная ночь», В. Илюхова «Воробьиная ночь».

Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984), Свердловская киностудия . Режиссёр Виктор Кобзев .

Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , ― на русском, украинском и белорусском языках. Чрезвычайно популярна на Украине песня «Горобина ніч» на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому рiч, не в тому рiч, що горобина плаче нiч…» .

Сергеем Курёхиным в 1993 году написана «Воробьиная оратория».

На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.

Воробьиная ночь также известна как рябинная, или рябиновая. Ее основная характеристика - сильнейшая гроза и зарницы. Небо будто разверзается: от грохота закладывает уши, вода льется беспрестанно, вспышки света озаряют землю. Воробьи пугаются ливня, вылетают из своих убежищ, жалобно чирикают и сбиваются в небольшие стайки. Утром их находят мертвыми в огромных количествах: взволнованные и потерявшие ориентацию птицы ударяются о стены и деревья, разбиваясь насмерть.

Верят - в рябиновые ночи гуляет нечистая сила, беснуются духи стихий, а Дьявол меряет воробьев. Все птицы собираются в определенном месте, и злой дух сгребает их в огромную меру. Непоместившимся он позволяет жить и множиться дальше, тогда как остальных отправляет прямиком в ад на верную гибель. Согласно другому мнению, в рябинные ночи под ударами грома гибнут чаровники и нечисть. Страшная гроза представлялась результатом небесной битвы добра и зла.

Когда бывают воробьиные ночи

В каждой местности верования несколько отличались. Потому нет однозначного ответа, когда начинаются воробьиные ночи: поскольку их выделяет лишь народное сознание, то разброс в датах вполне объясним и допустим. Известны такие основные представления:

В некоторых местностях таких ночей случается 5-7 за сезон. С другой стороны - бытует поверье, что настоящая воробьиная ночь лишь одна, и бывает она раз в семилетие («На сотню ночей рябиновых - лишь одна воробьиная»). Правда, дату подобного события древние ворожеи и маги предпочитали держать в тайне.

Магическая работа в воробьиные ночи

Могущество рябиновой ночи объясняется разгулом стихии и высвобождением мощного потока энергии, за счет чего значительно усиливается действие чар. К тому же воробьиные ночи часто связываются с развитием рябины. Это дерево защищает людей от мертвой энергии, уберегает от кладбищенских порч и влияний, оказываемых через покойников.

Ягоды рябины, нанизанные на нить, в качестве талисмана носили девушки, чтобы привлечь любовь и обеспечить себе женское здоровье. Перед длительными путешествиями странники и священнослужители делали посохи из древесины, а мелкими ветками было принято украшать жилища. Считается, что рябина способствует общению с высшими силами и дарует предсказательные способности. Будет ошибкой не воспользоваться магией воробьиных ночей - они идеальны, чтобы:

  • собирать травы;
  • приносить подношения темным силам для установления с ними контакта (особенно подходит для этого ночь на Симеона Столпника);
  • привлекать любовь;
  • притягивать деньги и удачу;
  • укреплять здоровье;
  • насылать рассорки, остуды, отвороты, порчи.

Ориентироваться рекомендуется на состояние рябины. В период ее цветения отлично удается любовная магия: следует делать привороты и варить приворотные зелья из собранных трав. Когда рябина отцветет, можно приступать к целительству и наведению порч, а во время созревания ягод очень легко привлечь к себе всевозможные блага.

Рябиновые ветки, сорванные в воробьиную ночь, служат отличным очистительным инструментом. Достаточно разжечь из них костер и перепрыгнуть через пламя, чтобы избавиться от накопленного негатива. А одну веточку полезно держать около рун или карт: тогда предсказания, сделанные с их помощью, окажутся максимально точными и правдивыми.

Воробьиные ночи - интереснейшее явление, связанное с высвобождением природной энергии. И даже без проведения специального обряда можно напитаться царящей в мире силой: достаточно хотя бы на минуту открыть окно и бесстрашно выглянуть наружу.

Летом наступает время особенных ночей, с сильными грозами и зарницами, что бушуют над землёй до самого рассвета, озаряя небо частыми вспышками, отчего ночь на ночь не похожа вовсе. Иногда такие ночи бывают тихими и безветренными, лишь «сухие грозы», без дождя, тревожат ночную тьму. А порой природа точно сходит с ума, обрушивая все сокрушительные силы на окутанный ночным мраком мир, и всю ночь не стихает страшная разрушительная буря, ломая деревья, заливая землю потоками воды. Именно такие страшные грозовые ночи в народе принято называть Воробьиными.

Воробьиная или Рябиновая ночь считается временем разгула нечистой силы. Оба этих выражения известны в украинском, белорусском и русском языке и диалектах. Предположительно, оба названия восходят к единой праформе «рябиная ночь», зафиксированной ещё в 15 веке, и связанной со значением «рябой». Это первоначальное название позже в результате народно-этимологического переосмысления образовало оборот «рябиновая ночь», а затем и «воробьиная ночь» (ср. укр. «горобина нiч», где «горобиний» означает не только «воробьиный», но и «рябиновый»). Название имеет множество диалектных вариантов, которые в итоге сводятся к двум значениям: для центральных и южно-русских областей, а также Украины основными являются варианты с прилагательным, имеющим значение «воробьиный», а для белорусского Полесья (западного и восточного) и западнорусских территорий характерно употребление прилагательного со значением «рябиновый». Тем не менее, оба названия подразумевают ночь, когда тьма перемежается частыми вспышками молний, иногда с сильным ветром, но нередко народные предания описывают такую ночь как безветренную и сухую, без дождя.

В Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (1024 г.) упоминается именно такая ночь: «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром, бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча сильна…» Летописец точно связал воедино битву людскую на земле и битву небесную. Народные верования приписывают Воробьиной ночи особый смысл. Это время разгула нечистой силы, когда та справляет свой главный летний праздник. Одновременно с этим буря и молнии в эту ночь уничтожают «чаровников» и разгулявшуюся, расплодившуюся за лето по всей земле нечисть.

Что касается количества Воробьиных ночей и сроков их наступления, то народные поверья в этом вопросе весьма противоречивы. В Калужской области бытовало мнение, что Воробьиных (Рябиновых) ночей в году должно быть три и связывали их непосредственно с рябиной: «одна – в конце весны, другая – в середине лета, а третья – в начале осени или первая – когда цветёт рябина, вторая – когда начинают зреть на рябине ягоды, и третья – когда эти ягоды совершенно поспеют» (А.Н. Афанасьев) Сходное поверье существовало и в Полесье: «Тры ночы е таки, перэд Петром, перэд второй Прэчыстаю, перэд Спасом». В некоторых местах количество этих ночей было большим – шесть или семь в году. А где-то верили, что такие страшные ночи случаются раз в шесть-семь лет: «Во время сильной грозы, а в особенности «горобыной» ночи, которая бывает в Спасовку, в семь лет один раз, зажигают перед иконами страстные свечи и молятся Богу» (Харьковская губ., Старобельский уезд, Никольская сл.) «Есть предание, что через каждые шесть лет в Спасовки или около этого времени, бывает жесточайшая буря, но без дождя, продолжающаяся всю ночь до рассвета. Сильный порывистый ветер ломает деревья, нередко вырывает молодые деревца с корнем, срывает крыши, разрушает плетни, заборы и т. п. Люди проводят эту ночь без сна в молитвах перед зажжёнными восковыми свечами, с которыми были у заутрени Светлого Воскресенья и которые для воробьиной ночи тщательно сберегают». (Курская губ., Суджанский уезд)

Нередко народные верования связывают Воробьиные ночи с какими-то конкретными праздниками. Так, на Житомирщине и Киевщине их приурочивали к одной из июньских ночей накануне праздника Ивана Купалы (24.06 по ст. ст.) или Петра (29.06 по ст. ст.). Здесь же с Воробьиной ночью связывали цветение папоротника: «Орабина н’ич, то тодi, в тую буру – блискавицю – папороть цьвiте». В Белорусском Полесье Воробьиные ночи нередко выпадали на Ильин день (20.07 по ст. ст.) или же их ждали с Ильи или Бориса (24.07 по ст. ст.) и до Успения Богородицы (15.08 по ст. ст.), либо через три дня после Успения, а также между Успением и Рождеством Богородицы (08.09 по ст. ст.) «Орабиновы день и ночь бывают после Успения, на третий день. Народ в этот день ничего не делает в ожидании грома, молнии и дождя. Всякий опасается какого-либо несчастья» (Пинский уезд). В Васильковском уезде Киевской губернии «горобина нiч» связывалась с днём св. Пантелеймона (27.07 по ст. ст.). В этот день опасались работать в поле, чтобы гроза не подожгла дома и сено.

С этой мистической страшной ночью связано очень много разнообразных поверий, обусловленных как временем её наступления, так и самим названием. Здесь можно найти и отголоски так называемых Зелёных Святок – Русалий, когда нечистая сила приходит на землю и справляет свой главный летний праздник. И более поздние наслоения христианских верований, утверждающих, что небесные силы громом и молниями загоняют расходившуюся нечисть обратно в потусторонний мир. С Воробьиной ночью связано поверье о воробьях, покидающих свои гнёзда, беспокойно летающих во время грозы или слетающихся в поле по приказу нечистого духа – горобьёвого, который меряет их меркой. Тех птиц, что не влезли в эту мерку, он сгоняет с краёв и отпускает на размножение, а прочих оставляет себе, ссыпает в пекло к чертям или просто убивает. Примечательно, что воробей не только считался проклятой птицей и был связан с потусторонним миром – воробьями могли перекидываться черти, спасаясь от наказания, но и был символом с плодородием. Так, приснившись замужней женщине, он сулил скорую беременность, а девице – скорый брак. В весенних и особенно в святочных хороводах воробей предстает в виде удалого гуляки, молодца, выбирающего себе девушку, молодожёна, любовника, соблазнителя чужой жены. Он участвует в свадебных обрядах, воробьиную кровь и сердце используют при изготовлении любовных зелий или снадобий для плодородия.

Кроме того, Воробьиные или Рябиновые ночи связывают с поспеванием урожая. Под светом частых зарниц лучше поспевают не только ягоды рябины, но злаковые культуры: «С Петрова дня зарница хлеб зорит (т. е. доводит до зрелости)». В Полесье также существует поверье о том, что в Рябиновую ночь «маланка орехи съедает»: «Проти девятой пятницы после Пасхи, проти десятой – эта самая страшная ночь. Самае грознае время Рабиновая ночка – это маланка блискае. Грома нема, а неба гарить. Раскусишь ареха – а там тёмна, маланка папалила» (с. Челхов, Климовск. р-н Брянской области).

Таким образом, в народных верованиях, связанных с Воробьиной (Рябиновой) ночью можно проследить отголоски каких-то древних мистических культов, связанных с плодородием и урожаем.

Изменено 14 сен 2017 пользователем Gudrid

Летняя ночь второй половины июня, что воробьиный скок, такая же короткая. Отсюда самобытное народное название – «воробьиные» ночи. Воробьиная ночь, рябиновая ночь - ночь с сильной грозой или зарницами; время разгула нечистой силы. Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах.


Оба названия, вероятно, восходят к единой праформе “рябиная ночь”, зафиксированной в древнерусском языке начиная с 15 в. Значение древнерусского “рябиныи” связано со значением “рябой” и родственными индоевропейскими названиями цвета. Названия имеют множество диалектных вариантов, которые образуют два крупных ареала. Для южнорусских областей и Украины основными являются варианты с прилагательными, имеющими значение “воробьиный”; для восточно-белорусских, белорусско - полесских и западнорусских территорий - прилагательные со значением “рябиновый”.


Упоминание о Воробьиной Ночи впервые встречается в Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава . Здесь говорится: “И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь... И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг Друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна”. В Белоруссии “рябиновая ночь” осмыслялась одновременно и как время разгула нечисти, и как время, когда буря и удары молнии уничтожают “чаровников” и нечистую силу. Можно думать, что и в Древней Руси с “рябиной ночью” связывалось представление о своеобразной небесной битве.


Поверья о Воробьиной Ночи во многих случаях основывались на народной этимологии. Например, на Киевщине “воробьиной” называли ночь на 1 сентября, когда “черт меряет воробьев” (см. Воробей). Выражение “рябиновая ночь”, как правило, связывается с образом рябины. Эта связь может отражать фенологические наблюдения (считается, в частности, что “рябиновые ночи” бывают, когда рябина цветет и когда созревают ее ягоды) или основываться на ассоциациях между рябиной и цветом неба во время грозы.


Представления о количестве и сроках Воробьиной Ночи обусловлены по большей части реальными наблюдениями над природой, однако и последние тесно переплетаются с народными поверьями. В частности, кое-где считалось, что в году обязательно бывает одна или три Воробьиной Ночи или же что Воробьиная Ночь бывает раз в шесть или семь лет. На Житомирщине и Киевщине Воробьиная Ночь ассоциировались, как правило, с одной из июньских ночей накануне Ивана Купалы или Петра, причем здесь же бытовало поверье, что в это время цветет папоротник; в ряде киевских и житомирских описаний просто указывается. что Воробьиная Ночь - это время, когда цветет папоротник (без конкретной календарной привязки).


А.Л. Топорков

Как черт воробьев меряет


В темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.
Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.


Легенда эта возникла уже в позднейшие, христианские времена.
Кара настигает мелких пташек за то, что подносили гвозди, когда распинали Спасителя.
Но до этого воробей своим чириканьем выдал Христа, а потом зло чирикал "жив-жив", поощряя мучения распятого Иисуса.
За это же лапки у них вековечно "веревочкой связаны": воробьи не ходят, как прочие птицы, а меленько подскакивают.
Мясо их считается нечистым и не употребляется в пищу в христианских странах.
Согласно более древней легенде, птицы связали воробью лапки за провинность во время выборов птичьего царя.
Поэтому в древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину.
С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.


Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев "Русские легенды и предания"


Воробьиная ночь - летняя грозовая ночь с непрерывным блеском молний и раскатами грома. - Молнии не прекращались ни на мгновение, была, что называется в народе, воробьиная ночь. Тургенев. - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены. Паустовский.

Воробьиные, или рябиновые ночи – это ночи, когда небо грохочет от звуков грома, свирепствуют непрекращающиеся грозы и льет дождь, а также дует сильный ветер, срывающий все на своем пути. Считается, что в такие ночи погибает много воробьев, из-за чего эта ночь и получила такое название. К тому же воробьи имеют рябую окраску, что также объясняет этимологию этого слова.

Существует и вторая версия появления такого понятия, как воробьиные ночи. Когда Иисуса прятали от казни римлян, воробей привел их к нему, затем возвращал гвозди, унесенные ласточками от тех, кто проводил распятие, а также обманутым ласточками стражникам подсказал, что Иисус жив, поэтому они и ударили его в сердце. Высшие силы наказали этих птиц-предателей – они могут только прыгать и летать, а также несколько раз в год, когда ночью бушует стихия, воробьи, перепутав ночь с днем, улетают из своих гнездах, попадают под удары молний и сорванные ветром ветки, и погибают. Утром можно увидеть усеянную землю телами воробьев.

Когда бывают воробьиные ночи

Первая – весной, во время цветения рябины. Вторая –17-26 июня, ночи короткие, как прыжок воробья, и третья – начинается с Семиного дня (14 сентября) до дня равноденствия. Хотя воробьиной ночью можно назвать любую, когда по небу гуляют грозы с зарницами.

Магия воробьиных ночей

Летние ночи

В ночь с 17 на 18 июня – магический период, когда принято проводить различные обряды. Так накануне ловят летучую мышь и закапывают ее в свежий муравейник, туда же кладут вещь человека, которого хотят приворожить. Считается, что как только муравьи съедят тело мыши, так человек сразу же влюбится и не сможет жить без той, которая приворожила. Для отворота применяли тело лягушки, представляя в ее образе соперницу. Кладут лягушку тоже в муравейник. С каждым днем, как будет постепенно исчезать лягушачье тело, так и исчерпают себя отношения влюбленных.

Ночь на 20 июня считается тоже волшебной, когда проводят различные обряды с использованием полыни. Ее срывают на рассвете и кладут под подушку, чтобы напиталась нужной энергией. Затем в полночь ее вынимают оттуда, заваривают и отваром поливают все тело, чувствуя, как проникает в каждую клеточку бодрость и красота. Ложатся спать, не вытираясь, тело должно само обсохнуть. Утром перекреститься на все четыре стороны и прочитать «Отче наш». После такого ритуала от мужчин отбоя не будет.

21 июня после полуночи – отличное время для поиска места для колодца. Берут для этого новую чугунную сковороду, на которую наговаривают такие слова: «Сковорода чиста, ничем не попачканная, так и пусть и найденная вода будет кристальна и благодатна. Здоровье принесет, все беды унесет» . После этого сковороду переворачивают верх дном, а на утром смотря, если есть внутри ее капли воды, то тут и нужно копать колодец, если же сухая – необходимо искать другое место, проводя этот ритуал каждую ночь вплоть до 26 числа. Часто для поисков колодца выбирали людей, рожденных 21 июня, так как считалось, что они имеют природный дар чувствовать месторасположение подземных вод.

Если женщина долго не могла забеременеть, то она срывала на заре 22 июня букетик зверобоя, при этом на ней не должно быть одежды. Рвала его на мелкие кусочки, заворачивала в головной платок и клала его в постель во время зачатия. Очень скоро она узнавала о том, что беременна. Рожденные в этот день имеют большую силу – физическую и магическую.

23 июня из болот и лесов выходит вся нечисть, чтобы погнать к домам людей диких зверей и птиц, поэтому в эту ночь было принято спать с закрытыми окнами, иначе можно беду на себя накликать. Родившихся в этот день детей старались покрестить на следующие сутки, чтобы защитить от нечистой силы.

24 июня нельзя было собирать травы, потому что семь лет от них пользы не будет. Тот, кто родился в этот день, будет обладать развитой интуицией.

Собирали омелу и ясменник в ночь на 25 число, раскладывали их по дому – они могут уберечь от огня.


Осенние ночи

14 сентября принято хоронить насекомых в гробиках из моркови или репы. Их выносят во двор и хоронят в земле. Потом берут грязную тряпку и гонят из дома мух: «Мухи, летите, своих мух хороните, заодно все злое из дома прихватите».

Если найти в ночь с 14 на 15 сентября тело мертвого воробья, то можно провести такой обряд. Завернуть птицу в шелковую ткань и положить в емкость, куда налит свежий мед. Поставить ее возле иконы Иисуса Христа, приговаривая при этом такие слова: «Воробей в меду захоронен, станет он мне в обороне. А тебе, Иисус, прошу, помоги очистить его душу, а заодно и мою, чтобы отвести от меня всякую беду. Так тому быть, так тому бывать» . Пусть эта чарка стоит три дня подряд, а потом ее закопать в лесу, где никто не ходит. Пока она там будет лежать, все неприятности и невзгоды пройдут стороной.