Вечер поэзии о природе сценарий. Сценарий литературного вечера «Поэты — детям» (подготовительная группа). Песня «Эхо любви» в исполнении вокальной группы

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА

Поэты Серебряного века

\Звучит музыка\

Вед.- «Серебряный век» – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца Х1Х – начала ХХ веков. Плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена. Ощущение рубежности, которым шла до сих пор Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «серебряного века»:

Скорбь великая растет в душе у всех…

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путем, куда идешь ты, век железный?

Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?-

Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой».

\ Гаснет свет, все рассаживаются под звуки скрипки /

Владимир Маяковский

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают-

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

\ Свет гаснет, загораются звезды\

А.Блок читает \ Танец « Кармен»\

Ты как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе.

Внешний трепет, и лепет и шелест

Непробудные, дикие сны

И твоя одичавшая прелесть-

Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грезах

Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей а розах

Погруженная в сказочный сон.

Моему детству можно позавидовать, я был окружен заботой тетушек, бабушек среди благоуханной глуши Шахматова. И сама прелесть окрестностей природы удваивалась от того, что многие прогулки я совершал вместе с дедом Андреем Николаевичем Бекетовым, «отцом русской ботаники», как его часто называли.

…был заботой женщин нежной

От грубой жизни огражден,

Летели годы безмятежно,

Как голубой весенний сон.

Моя первая книга – «Стихи о прекрасной даме» 1905 год, многим современникам казалась чуждой. Слишком много было любви в этой поэзии, что не соответствовало времени первой революции. А я любил тогда уже мою жену Любовь Дмитриевну Менделееву.

Я и молод, и свеж, и влюблен,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Октябрь 17 года я встретил в Петрограде, взволнованно и напряженно вглядывался в происходящее.

Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала.

Не произойти не могло, случиться могло только в России.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее что я написал. А когда с 18-го года началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог и с тех пор больше не пишу.

Вед. – В самом начале 1921 года он почувствовал, по его словам что что-то стало в нем шевелиться

Части остановившегося механизма приходят в движение» - и тогда же заболел смертельно.

Звучит романс « Приходи на меня посмотреть»

Я родилась 11 июня 1989 г. Под Одессой. Годовалым ребенком меня перевезли в Царское село, там я прожила до 16 лет. Училась в женской гимназии, но неохотно. Первое стихотворение написала в 11 лет. В 1910 вышла замуж за Николая Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем,

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

В 1912 году родился мой единственный сын Лев и вышел первый сборник стихов «Вечер». В1914сборник «Четки» - всех восхищала моя любовная лирика, потому что о любви писала женщина.

В сентябре 1917 года вышел сборник «Белая стая» - это встреча с новой страшной действительностью. Революцию я не восприняла:

И целый день, своих пугаясь стонов,

В тоске смертельной мечется толпа,

А за рекой на траурных знаменах

Зловещие смеются черепа.

Тогда я еще не знала, что в 21 году расстреляют моего мужа, а в 1935 арестуют сына. Он пройдет через ужас Гулага, позднее станет ученым с мировым именем. Во время войны я написала цикл стихов «Ветер войны», в котором много стихов о блокаде Ленинграда:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

В 1946 году меня лишили возможности работать, исключили из союза писателей. Выживать помогали друзья. Власти смотрели на меня, как на неблагонадежную. Летом 1964 года мне присудили литературную премию Италии, в 65 почетное звание доктора Оксфордского университета.

Вед.- У Анны Ахматовой были три вещи сохранявшие для нее «память сердца», ее вечные спутники: перстень подаренный мужем, шаль от Марины Цветаевой и рисунок-портрет работы итальянского художника Модильяни.

Он говорил: « Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

\Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина «Я Московский озорной гуляка»\

Стихи я начал писать рано, лет девяти. Считал себя певцом русской деревни. Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

К себе я был беспощаден, себя вынимал на испод. Мое время крутых поворотов истории России, отмеченное мировой войной, революциями, разрушениями гражданской войны особенно мне жаль русские деревни.

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

Судьба моя складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых,

Горькие ошибки и болезненные удары, надрыв, боль, неустроенность, крушение надежд я часто топил в вине. Где же опора и пристанище? Даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становилась мне мать.

\Читает стихотворение «Письмо матери»\

М.Цветаева.

Не грусти Сережа. Мы все были счастливы, не всегда и всех нас ломало и крушило то новое, бурное, страшное время.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская

Литературных влиянии не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…

Летят они, - написанные наспех,

Тяжелые от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

«После России» так я назвала свою книгу стихов в эмиграции. Я уехала к мужу, которому путь в Россию был закрыт – «белогвардеец». Долгие 17 лет все меня выталкивает в Россию.

В июне 1939 года я с сыном возвращались в Россию. Муж и дочь уже там, но еще не в тюрьме.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и незнающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

В августе 1941 года в маленьком городке Елабуге жизнь моя трагически оборвалась.

Вед. – Друзья, разрещите представить одну из ярких звезд «серебрянного века», лауреата Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

Б. Пастернак - Хочется сказать словами Пушкина – «Друзья, прекрасен наш союз!» И сколько ещё горит негаснущих звезд на небосклоне нашего времени…

Пастернак – Осип Мандельштам

Ахматова – Михаил Кузмин

Блок - Николай Заболоцкий

Цветаева – Андрей Белый

Есенин – Константин Бальмонт

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь,

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять проблемы

В судьбе а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

А быть живым, и только,

ЖИВЫМ, И ТОЛЬКО ДО КОНЦА.

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

ГАПОУ «КанТЭТ »

Минобразования Чувашии

Т.М.Данилова

« » _________2015 года

Сценарий литературного вечера

«Когда строку диктует чувство…»

Разработала: воспитатель

Александрова Г.Ф

Канаш 2016

Литературно-музыкальная композиция «Когда строку диктует чувство…», посвящённое всемирному Дню Поэзии.

Цели: познакомить студентов с праздником Всемирным днем поэзии

Задачи:

    Формирование у студентов интереса к поэзии, навыков публичного выступления;

    Привить интерес к творчеству поэтов А.С. Пушкина, С.А. Есенина, И. Анненского, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака;

    Содействовать творческому развитию.

Место проведения: читальный зал.

Форма проведения : литературно-музыкальная композиция.

Оборудование и оформление: экран, проектор, ноутбук, усилитель, презентации, выставка книг современных поэтов и классиков русской литературы.

Ход мероприятия:

На экране: «Когда строку диктует чувство…»

Ход мероприятия:

На экране: В чем волшебство поэзии…

Ведещий1:

В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.

Ведущий2: Добрый день уважаемые ребята, любители поэзии. Вот и наступил прекрасный месяц – март. И не зря для празднования замечательного, романтического праздника Дня поэзии выбран именно март. Ведь март, олицетворяет начало весны, возрождение и пробуждение природы.

Ведущий1: Всемирный день поэзии был учрежден делегатами 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. А первый Всемирный день поэзии прошел в Париже 21 марта 2000 года. С тех стало доброй традицией отмечать этот прекрасный праздник.

Ведущий2: Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. Наша сегодняшняя встреча посвящена поэзии. Настоящей хозяйкой нашей встречи будет поэзия, а главными гостями – стихи.

Ведущий1: Есенин, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева и многие другие поэты до сих пор согревают наши сердца и дарят восхищение не зависимо от места нашего проживания.

Ведущий2: Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с поэзией. К таким поэтам, безусловно, принадлежит великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: он не просто был причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой...

На экране стихотворение А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем?»

Ведущий 1: Стихотворение А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем?» читатет Романов Роман

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

Ведущий1: Во все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимала особое место. Народ всегда ценил ее высокую и священную миссию. Каждый человек нуждался в поэзии. В ней искали утешение, красоту чувств и мира, ее любили...

Ведущий2: Как правило, поэзия находила подпитку в фольклоре, народной песне, поэтому поэт всегда был в гуще народа. Не редки случаи перехождения поэтических творений в песни, стихи, фольклор. Ярким подтверждением тому поэт, чье стихотворение прозвучит сейчас.

На экране портрет Сергея Есенина на фоне природы

Ведущий 2: Стихотворение С.А.Есенина «До свидания, друг мой, до свидания!» (под музыку) читает Михайлов Алексей

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей

Ведущий1: А вы задумывались, когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир?

На экране стихотворения И. Анненского «Среди миров в мерцании светил»

Ведущий 1: Стихотворение Иннокентийя Анненского «Среди миров в мерцании светил» читает Нодиров Фарид

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Ведущий2: Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца. В стихах дышит сама жизнь - это знает каждый.

Эту поэтессу не спутаешь ни с каким другим поэтом. Стихи её узнаешь безошибочно - по особому распеву, неповторимым ритмам, не общей интонацией.

На экране стихотворение М. Цветаевой «Моим стихам написанным так рано»

Ведущий2: Стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам написанным так рано» читает Торговцев Владимир

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Ведущий 1: Одна из самых любимых тем в поэзии – любовь. Сколько строк написано поэтами об этом возвышенном чувстве, сколько бумаги, папируса, чернил перевели поэты. Великое светлое чувство воспето практически всеми поэтами мира. Любовь вдохновляла поэтов на великие подвиги, любимым посвящали они свои лучшие творения.

На экране название стихотворения «Свеча горела»

Ведущий 1: Романс на стихи Бориса Пастернака «Ночь» («Свеча горела…») исполняет Бабурин Даниил

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.

Ведущий 2:Стихотворение Р. Рождественского «Всё начинается с любви» читает Максим Бакин

Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви...

Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

Ведущий 2: Мало найдется людей, которым незнакомы строки стихотворения

«С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». На самом деле стихотворение называется иначе - «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков.

Ведущий 1: Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта. Лето 1932 года супруги провели в Сочи у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Но им так не хотелось расставаться, что в последний момент было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. Потом они узнали, что поезд, на котором поэт должен был ехать, потерпел крушение, погибло много людей.

Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила его жена, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

Ведущий 1: «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова (под музыку) читатет Григорьев Константин
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

- С любимыми не расставайтесь!
- С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
- И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!

Ведущий 2: По-моему мнению, среди нас живут поэты, ведь почти каждый из нас хотя бы раз в жизни что-то такое сочинял, выражая тем самым свои чувства или отношение к кому или чему-либо. Просто кто-то не стал развивать этот способ выражения самого себя, закрутившись в водовороте жизни и потеряв интерес к поэзии внутри своей души…

Ведущий 1: Стихи - это способ в поэтических строках немного материализовать свой внутренний мир, находя порой нужные ответы и открывая в них лучшее в себе…и не только. Стихи - это выражение философии автора, его взгляда на этот мир…

Ведущий 2: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но мы надеемся, что пробудили у вас интерес к поэзии. И уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.

Список литературы.

    1. Давыдова, М. А. Турнир поэтов: сценарий поэтического конкурса / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 5. - С. 62-64.

    Степанова, А. А. Мастера пера: литературная викторина / А. А. Степанова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 3. - С. 79-81.

    Умные вопросы: викторины для дошкольников / авт.-сост. Т. А. Евтюкова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.

    Сценарий ко Дню поэзии

    «Души прекрасные порывы»

    Цель мероприятия: прививать любовь к поэзии, развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка.

    Ведущий1 :

    По решению ЮНЕСКО 21 марта отмечается Всемирный день поэзии.

    Ведущий2:

    Поэзия – это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, - на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

    Ведущий1:

    Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить.

    Ведущий2:

    Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное ребенком, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.

    Негромко звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»).

    Ведущий1:

    Поэзия всегда оставляет в сердце след «возвышенной мечты, и скорби искренней, и думы человечной».

    Что есть поэзия?

    Она – волшебных звуков сочетанья,

    Души волнуемой мечтанья,

    Терзанья гордого ума.

    В стихе – напев, знакомый с детства.

    Он так давно - давно известен.

    А сердце, вняв ему, трепещет,

    А строки льются чередой…

    Манят, уводят за собой .

    В. Печурова Что есть поэзия?

    Чтец

    Влечёт меня старинный слог.

    Есть обаянье в древней речи.

    Она бывает наших слов и современнее, и резче.

    Вскричать: «Полцарства за коня!»

    Какая вспыльчивость и щедрость!

    Но снизойдет и на меня

    последнего задора тщетность.

    Когда-нибудь очнусь во мгле,

    навеки проиграв сраженье,

    и вот придет на память мне

    безумца древнего решенье.

    О, что полцарства для меня!

    Дитя, наученное веком,

    возьму коня, отдам коня

    за полмгновенья с человеком,

    любимым мною. Бог с тобой,

    о. конь мой, конь мой, конь ретивый.

    Я безвозмездно повод твой ослаблю

    и табун родимый нагонишь ты,

    нагонишь там, в степи пустой и порыжелой.

    А мне наскучил тарарам этих побед и поражений.

    Мне жаль коня! Мне жаль любви!

    И на манер средневековый

    ложится под ноги мои лишь след,

    оставленный подковой.

    Б. Ахмадулина «Влечёт меня старинный слог…»

    Ведущий2:

    От поэзии ждешь невозможного. И только поэзия дает это невозможное. Происходит величайшее чудо, когда простые слова и строки вдруг слагаются в поэтические строфы, и возникают нереальные, сверхъестественные картины мира.

    Чтец

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь темна.

    Еду, еду в чистом поле;

    Колокольчик дин-дин-дин…

    Страшно, страшно поневоле

    Средь неведомых равнин!

    «Эй, пошел ямщик!..» - «Нет мочи:

    Коням, барин, тяжело;

    Вьюга мне слипает очи;

    Все дороги занесло;

    Хоть убей, следа не видно;

    Сбились мы.

    Что делать нам!

    В поле бес нас водит, видно,

    Да кружит по сторонам.

    Посмотри: вон, вон играет,

    Дует, плюет на меня;

    Вон – теперь в овраг толкает

    Одичалого коня;

    Там верстою небывалой

    Он торчал передо мной;

    Там сверкнул он искрой малой

    И пропал во тьме пустой!»

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    Сил нам нет кружится доле;

    Колокольчик вдруг умолк;

    Кони стали… «Что там в поле?»

    - «Кто их знает? пень иль волк?»

    Вьюга злится, вьюга плачет;

    Кони чуткие храпят;

    Вон уж он далече скачет;

    Лишь глаза во мгле горят;

    Кони снова понеслися;

    Колокольчик дин-дин-дин…

    Вижу: духи собралися

    Средь белеющих равнин.

    Бесконечны, безобразны,

    В мутной месяца игре

    Закружились бесы разны,

    Будто листья в ноябре…

    Сколько их! куда их гонят?

    Что так жалобно поют?

    Домового ли хоронят,

    Ведьму ль замуж выдают?

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    Мчатся бесы рой за роем

    В беспредельной вышине,

    Визгом жалобным и воем

    Надрывая сердце мне…

    А. С. Пушкин «Бесы»

    Ведущий1:

    Поэт–певец вечно одинок во вселенной. Одиночество поэта во все времена рождает пленительные песни, полные неизъяснимой грусти, светлой печали и мечты о бессмертии.

    Исполняется романс «Выхожу один я на дорогу»

    Ведущий2:

    Когда б вы знали, из какого сора

    Растут стихи, не ведая стыда,

    Как желтый одуванчик у забора,

    Как лопухи и лебеда.

    А. Ахматова Когда б вы знали, из какого сора

    Ведущий1:

    Как же рождаются стихи? Иногда – легко и случайно, порой – мучительно тяжело. Бесспорно, одно: поэтический дар – Дар Божий. И образ Музы – один из вечных образов поэзии – это образ посланницы небес.

    Чтец

    Муза-сестра заглянула в лицо,

    Взгляд ее ясен и ярок.

    И отняла золотое кольцо,

    Первый весенний подарок.

    Муза! ты видишь, как счастливы все

    Девушки, женщины, вдовы...

    Лучше погибну на колесе,

    Только не эти оковы.

    Знаю: гадая, и мне обрывать

    Нежный цветок маргаритку.

    Должен на этой земле испытать

    Каждый любовную пытку.

    Жгу до зари на окошке свечу

    И ни о ком не тоскую,

    Но не хочу, не хочу, не хочу

    Знать, как целуют другую.

    Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:

    "Взор твой не ясен, не ярок...

    Тихо отвечу: "Она отняла Божий подарок".

    М. Цветаева «Музе»

    Ведущий1:

    Неумолимая Муза требует жертвы и жертвенности, и величайшего напряжения сил. Слушая себя, поэт в муках рождает из отдельных звуков музыку стиха.

    Чтец

    Бывает так: какая–то истома;

    В ушах не умолкает бой часов;

    Вдали раскат стихающего грома.

    Мне чудятся и жалобы, и стоны,

    Сужается какой-то тайный круг,

    Но в этой бездне шепотов и звонов

    Встает один, все победивший звук.

    Так вкруг него непоправимо тихо,

    Что слышно, как в лесу растет трава,

    Как по земле идет с котомкой лихо…

    Но вот уже послышались слова

    И легких рифм сигнальные звоночки, -

    Тогда я начинаю понимать,

    И просто продиктованные строчки

    Ложатся в белоснежную тетрадь.

    А. Ахматова «Творчество»

    Ведущий1:

    Рождение стихов – тяжелый труд, не ради славы земной, не ради себя самого, а по воле божьей. Поэт вопреки всему, преодолевая все преграды, в упорной борьбе, потом и кровью создает бессмертные творения.

    Ведущий2:

    Всю красоту мира, всю обыденность жизни, мельчайшие подробности и грандиозных масштабов события, всю необъяснимую сложность бытия под силу описать только поэту.

    Чтец

    Как никогда, беспечна и добра,

    Я вышла в снег арбатского двора,

    А там такое было: там светало!

    Свет расцветал сиреневым кустом,

    И во дворе, недавно столь пустом,

    Вдруг от детей светло и тесно стало.

    Ирландский сеттер, резвый, как огонь,

    Затылок свой вложил в мою ладонь,

    Щенки и дети радовались снегу,

    В глаза и губы мне попал снежок,

    И этот малый случай был смешон,

    И все смеялось и склоняло к смеху.

    Как в этот миг любила я Москву

    И думала: чем дольше я живу,

    Тем проще разум, тем душа свежее.

    Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит –

    Всё есть и воспеванью подлежит,

    Что может быть разумней и священней?

    День жизни, как живое существо,

    Стоит и ждет участья моего,

    И воздух дня мне кажется целебным.

    Ах, мало той удачи, что – жила,

    Я совершенно счастлива была

    В том переулке, что зовется Хлебным.

    Б. Ахмадулина «Как никогда беспечна и добра»

    Ведущий 1:

    Изменчивый, ежесекундно меняющийся мир, незабываемые мгновенья жизни, дыхание ветра, шелест листьев, полет ольховой сережки – все так крепко переплетено и связано воедино в жизни и в поэтических строчках.

    Исполняет романс «Ольховая сережка»

    (муз. Е. Крылатова, на стихи Е. Евтушенко)

    Ведущий2 :

    Все начинается с любви…
    Твердят в начале, было слово.
    А я провозглашаю снова,
    Все начинается с любви.
    И озаренье, и работа.
    Глаза цветов, глаза ребенка –
    Все начинается с любви.

    Ведущий1:

    Любовь…! Трудно установить, когда она появилась на Земле! Очевидно, вместе с человеком. Это самое древнее и самое великое чувство.

    Ведущий2:

    Как же возникает любовь?

    Ведущий1:

    Уже с рождения первые чувства и ощущения ласки, заботы дарит нам материнская любовь. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

    Ведущий2:

    Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости, а рождение новой жизни считается одним из величайших таинств на Земле.

    Берегите матерей! (Р.Гамзатов).

    Встаньте все и выслушайте стоя
    Сохранённое во всей красе
    Слово это – древнее, святое!
    Распрямитесь! Встаньте!..
    Встаньте все!
    Слово это сроду не обманет,
    В нём сокрыто жизни существо.
    В нём – исток всего.
    Ему конца нет.
    Встаньте! Я произношу его:
    – М а м а!

    Ведущий1 :

    Поэзия и любовь нерасторжимы. Чувства – первое ли, нежное или позднее, последнее жаждет излиться на бумаге, зазвучать песней восторга или печали. И только поэзия может выразить радость встречи и безграничное упоение свиданием.

    Чтец

    В поздний час мы были с нею в поле.

    Я, дрожа, касался нежных губ…

    «Я хочу объятия до боли,

    Будь со мной безжалостен и груб!»

    Утомясь, она просила нежно:

    «Убаюкай, дай мне отдохнуть,

    Не целуй так крепко и мятежно,

    Положи мне голову на грудь».

    Звезды тихо искрились над нами,

    Тонко пахло свежестью росы.

    Ласково касался я устами

    До горячих щек и до косы.

    И она забылась. Раз проснулась,

    Как дитя вздохнула в полутьме,

    Но, взглянувши, слабо улыбнулась

    И опять прижалася ко мне.

    Ночь царила долго в темном поле,

    Долго милый сон я охранял…

    А потом на золотом престоле,

    На востоке тихо засиял

    Новый день, - в полях прохладно стало…

    Я ее тихонько разбудил

    И в степи, сверкающей и алой,

    По росе до дома проводил.

    И. А. Бунин «В поздний час мы были с нею в поле»

    Ведущий1 :

    Как много сложено о любви волшебных песен и прекрасных стихов. Светлая печаль и грусть всюду сопутствуют глубокому, сильному чувству, преображающему человеческие души и мир вокруг нас.

    Ведущий2:

    Сколько всего непонятного, неизведанного в мире любви. Загадка. Тайна. Непостижимость. Всё вмещает в себя грандиозное чувство. И всё подвластно этому чувству – люди, боги, демоны. Великое искушение таит в себе демоническое признание в любви.

    Ведущий1:

    Признанию в любви часто сопутствует приглашение на танец. А приглашение на танец может стать приглашением на жизнь.

    Чтец

    Какой был бал!

    Накал движенья, звука, нервов!

    Сердца стучали на три счета вместо двух.

    К тому же дамы приглашали кавалеров

    На белый вальс, традиционный - и захватывало дух.

    Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,

    Давно решился пригласить ее одну,

    И вот, все ближе, все реальней становясь,

    Она, к которой подойти намеревался,

    Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс,

    И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса.

    Металась, ломалась, дрожала она в зыбком свете свечей.

    Был белый вальс - конец сомненьям маловеров

    И завершенье юных снов, забав, утех,

    Сегодня дамы приглашали кавалеров -

    Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.

    Возведены на время бала в званье дам,

    И кружит головы нам вальс, как в старину.

    Но вечно надо отлучаться по делам

    Спешить на помощь, собираться на войну.

    Белее снега белый вальс, кружись, кружись,

    Чтоб снегопад подольше не прервался!

    Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь

    И ты был бел - белее стен, белее вальса.

    Ты внешне спокоен средь шумного бала,

    Но тень за тобою тебя выдавала -

    Металась, дрожала, ломалась она в зыбком свете свечей.

    И бережно держа, и бешено кружа,

    Ты мог бы провести ее по лезвию ножа,

    Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей!

    Где б ни был бал - в лицее, в Доме офицеров,

    В дворцовой зале, в школе - как тебе везло, -

    В России дамы приглашали кавалеров

    Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.

    Потупя взоры, не смотря по сторонам,

    Через отчаянье, молчанье, тишину

    Спешили женщины прийти на помощь нам,

    Их бальный зал - величиной во всю страну.

    Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез,

    Припомни вальс - как был ты бел! - и улыбнешься.

    Век будут ждать тебя - и с моря, и с небес -

    И пригласят на белый вальс, когда вернешься.

    В. Высоцкий «Белый вальс».

    Звучит музыкальный отрывок из пьесы Ф. Шопена «Вальс дождя».

    Танцуют вальс.

    Ведущий1 :

    Мысли о России, её судьбе, прошлом и настоящем, о её красе, избранности и необычайности – всё слилось воедино в поэтическом образе Родины – вечно прекрасной жены, возлюбленной, матери. Любовь и боль остро и пронзительно звучат в стихах о России.

    Чтец

    Люблю отчизну я, но странною любовью!

    Не победит ее рассудок мой.

    Ни слава, купленная кровью,

    Ни полный гордого доверия покой,

    Ни темной старины заветные преданья

    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

    Но я люблю - за что, не знаю сам -

    Ее степей холодное молчанье,

    Ее лесов безбрежных колыханье,

    Разливы рек ее подобные морям;

    Проселочным путем люблю скакать в телеге

    И, взором медленным пронзая ночи тень,

    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

    Дрожащие огни печальных деревень.

    Люблю дымок спаленной жнивы,

    В степи ночующий обоз,

    И на холме средь желтой нивы

    Чету белеющих берез.

    С отрадой многим незнакомой

    Я вижу полное гумно,

    Избу, покрытую соломой,

    С резными ставнями окно;

    И в праздник, вечером росистым,

    Смотреть до полночи готов

    На пляску с топаньем и свистом

    Под говор пьяных мужичков.

    М. Ю. Лермонтов «Родина»

    Ведущий1 :

    Без странной этой любви невозможна жизнь, без неё все теряет смысл, и наступает глухая, беспросветная тоска.

    Исполняется романс «Белой акации гроздья душистые»

    Ведущий2 :

    Но бессмертно поэтическое слово, развеивающее тьму и творящее свет, созидающее мудрость и добро. А. Ахматова в стихотворение «Наше священное ремесло» написала:

    Наше священное ремесло

    Существует тысячи лет…

    С ним и без света миру светло.

    Но еще ни один не сказал поэт,

    Что мудрости нет, и старости нет,

    А может и смерти нет.

    Ведущий1:

    Идут года, сменяются столетия. Мыслители, философы, ученые стремятся разгадать тайны бытия. Но самой сложной загадкой мира остается человек и его душа. В душе человеческой скрыты ответы на сложнейшие вопросы; сокровенные секреты хранит бессмертная душа.

    Ведущий2:

    Пробиться к каждой человеческой душе, пробудить её ото сна, настроить её на добро, радость и упоение жизнью – вот оно истинное предназначение величайшего таинства поэзии.

    Пронесшейся грозою полон воздуx.

    Все ожило, все дышит, как в раю.

    Всем роспуском кистей лиловогроздыx

    Сирень вбирает свежести струю.

    Все живо переменою погоды.

    Дождь заливает кровель желоба,

    Но все светлее неба переxоды,

    И высь за черной тучей голуба.

    Рука xудожника еще всесильней

    Со всеx вещей смывает грязь и пыль.

    Преображенней из его красильни

    Выxодят жизнь, действительность и быль.

    Воспоминание о полувеке

    Пронесшейся грозой уxодит вспять.

    Столетье вышло из его опеки.

    Пора дорогу будущему дать.

    Не потрясенья и перевороты

    Для новой жизни очищают путь,

    А откровенья, бури и щедроты

    Душе воспламененной чьей-нибудь.

    Б. Л. Пастернак «После грозы»

    Ведущий1:

    Меняются ритмы, стили, стихотворные формы, только всегда останутся неизменными мама, Родина, любовь. Так пусть же поэзия будет наполнена чарующей любовной магией к этим понятиям. И мы призываем вас не скрывать свои чувства, как сказал бард булат Окуджава: «Давайте восклицать».

    Исполняется песня «Давайте восклицать»

    (муз. и сл.Б. Окуджавы)

      Ахмадулина, Б. А. Влечет меня старинный слог / Б. А. Ахмадулина. – Москва: Эксмо-Пресс, 2000. – 528 с.

      Ахматова, А. А. Собрание сочинений в 6 т. / А. А. Ахматова. – Москва: Эллис Лак, 1998.

      Бунин, И. А. Собрание сочинений в 9 т. / И. А. Бунин. – Москва: Художественная литература, 1965.

      Вознесенский, А. А. Собрание сочинений в 3 т. / А. А. Вознесенский. – Москва: Художественная литература, 1983.

      Высоцкий, В. С. Не вышел из боя / В. С.

    Высоцкий. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1988. – 560 с.

      Евтушенко, Е. А. Моё самое – самое / Е. А. Евтушенко. – Москва: АО «Х. Г. С.», 1995. – 630 с.

      Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений в 3 т. / М. Ю. Лермонтов. – Москва: ИПО «Полигран», 1996.

      Окуджава, Б. Ш. Стихотворения / Б. Ш. Окуджава. – Санкт – Петербург: Гуманит. агентство «Академический проект», 2001. – 711 с.

      Пастернак, Б. Л. Собрание сочинений в 2 т. / Б. Л. Пастернак. - Москва: Художественная литература, 1989.

      Пушкин, А. С. Золотой том / А. С. Пушкин. – Москва: Корона – Принт, 1999. – 975 с.

      Фет, А. А. Улыбка красоты / А. А. Фет. – Москва: Школа – Пресс, 1995. – 735 с.

      Цветаева, М. И. Собрание сочинений в 7 т. / М. И. Цветаева. – Москва: Терра – Книжная лавка, 1997.

    Поэтический вечер

    «В луче света»

    Ульяновская область, р.п. Майна

    МОУ ДОД «Майнская ДШИ

    им. В.Н. Кашперова»

    e - mail : dshim 11@ rambler . ru

    Пояснительная записка

    Тема: Величие русской и советской поэзии.

    Главная мысль: Поэзия – неотъемлемая часть русской литературы. В ней можно найти ответ на любой вопрос в любой жизненной ситуации.

    Сверхзадача: Формирование у населения потребности и интереса к поэзии.

    Цели:

    - формирование традиционных ценностных ориентиров посредством поэзии; - воспитание любви к родной речи и истории.

    Обоснование выбора: Если заглянуть в толковый словарь, то мы узнаем, что поэзия – это жанр, построенный на особом способе организации речи. Многие из нас воспринимают поэзию именно в таком контексте. Я же, планируя данное мероприятие, хотел отойти от этого прозаического понятия и показать поэзию с другой стороны, как нечто возвышенное, прекрасное, эмоциональное и полное очарования, но доступное каждому. А прочтение стихов представить как таинство, раскрывающее величие и благозвучие русского языка. Но стать участником этого таинства может каждый. Именно поэтому свои любимые стихи читают «обычные» люди. Выбрав в качестве исполнителей «обычных» жителей посёлка, я показываю, что поэзия может быть близкой для каждого из нас.

    Русская литература – это плеяда гениев, виртуозов слова, писателей, прозаиков и поэтов, которые прославили и сделали её известной на весь мир. Но, поверьте, все эти гении хотели, чтобы их услышали и поняли мы с вами.

    Данное мероприятие проводилось в преддверии дня рождения Н.М.Карамзина, одного из основоположников русской поэзии.

    Подготовительный этап:

    Составить примерный список участников мероприятия (чтецов), связаться с ними и помочь в определении программы выступления;

    Составление программы выступающих, подбор звукового ряда и фотоматериалов для презентации;

    Приглашение учащихся и их родителей, преподавателей ДШИ и население посёлка на литературный вечер (изготовление афиш, пригласительных, личный контакт и др.);

    Оформление зрительного зала.

    Литературный вечер проводится в зале при полной темноте (тёмное время суток или затемнение на окнах). Над сценой устанавливается один прожектор, способный давать яркий очерченный круг. В этот круг устанавливается микрофон. У края круга ставится старинная этажерка с книгами. Перед сценой ставится экран для воспроизведения на него слайдов презентации. В зрительном зале располагаются столики, покрытые белыми мягкими скатертями. На столы раскладывается по несколько книг с поэтическими произведениями авторов, которые выбраны для прочтения на литературном вечере. Гости вечера могут полистать эти сборники, почитать произведения до начала основного действия, и настроиться на происходящее. Над столиками на нитях прикрепляются портреты поэтов, выбранных для прочтения. Также в зрительном зале напротив экрана располагается отдельный столик для установки видеопроектора.

    Оборудование: прожектор, пульт управления прожектором, 2 ноутбука (один для воспроизведения слайдов, другой для воспроизведения музыкального оформления), видеопроектор, акустическая система, микрофон, экран, этажерка, столики, стулья в соответствии с количеством приглашённых, портреты поэтов на листах бумаги формата А4.

    Сценарий

    Перед началом вечера звучит приятная классическая музыка русских авторов. Зрители рассаживаются за столиками. Участники вечера также располагаются за столиками. Звучат позывные начала вечера.

    Выход ведущего: Добрый день, уважаемые гости. Я рад приветствовать вас в этом уютном зале Майнской детской школы искусств им. В.Н.Кашперова. Русская поэзия... Это высокая правда о человеке, о его жизни, о жизни его души; это наше духовное достояние, наша национальная гордость и любовь. Всякое сильное переживание человека ищет выхода в слове – почти все влюбленные пишут стихи, даже те, кто в другое время к ним равнодушен. Это неудивительно, – ведь именно поэзия дает человеку крылья, именно поэзия выражает и все его чувства. Она помогает ему душевно парить в минуту восторга, в прекрасный час самозабвенья. Она обнадеживает его в грусти, она утешает его в горе.

    Нашему поэтическому вечеру мы дали название «В луче света!». И совсем скоро вы узнаете, почему …

    Итак, мы начинаем!

    Гаснет общий свет. Над сценой загорается луч прожектора, ведущий оказывается в луче света. На экране появляется слайд с портретом Н.Карамзина: «Прости» (портрет может быть любого другого поэта, в зависимости от программы). Затем появляется портрет Е.Евтушенко: «Идут белые снеги». После окончания прочтения луч света приглушается, оставляя лёгкое свечение. Ведущий уходит со сцены.

    Появляется слайд с портретом автора следующего произведения. Следующий участник поднимается на сцену, свет прожектора усиливается. Читается следующее произведение, и т.д. Предлагаемый перечень произведений:

    Михаил Дудин «Соловьи»;

    Николай Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»;

    Анна Ахматова «Сжала руки под тёмной вуалью…»;

    Сергей Островой «Мать»;

    Агния Барто «Зимний лес»;

    Эдуард Асадов «Я могу тебя очень ждать…»;

    Николай Асеев «Я не могу без тебя жить»;

    Степан Щипачёв «Два сердца»;

    Эдуард Асадов «Дорожите счастьем!»;

    Марина Цветаева «Как жаль, что Вы больны не мной…»;

    Марина Цветаева «Кто создан из камня…»;

    Алексей Апухтин «Письмо»;

    Андрей Макаревич «Давайте делать паузы в словах…»;

    Булат Окуджава «Моё поколение»;

    Константин Симонов «Если бог нас своим могуществом…»;

    Дмитрий Кедрин «Зодчие»;

    Последнее стихотворение вновь читает ведущий.

    Эльдар Рязанов «Как много дней, что выброшены зря…».

    Ведущий: Уважаемые гости, наш вечер подошёл к завершению. Надеемся, что томик стихов вашего любимого поэта станет постоянным спутником жизни. А стихотворением Эльдара Рязанова мы делаем шаг из Года литературы в Год кино. Спасибо за внимание. До новых встреч!

    Звучит фоновая музыка («Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»)

    Методические рекомендации: Продолжительность данного мероприятия не более 1 часа. Перечень произведений, используемых в данном мероприятии, является примерным, и может меняться в зависимости от темы (советская поэзия, поэзия Серебряного века, зарубежная поэзия и др.). Данную форму можно использовать и для представления творчества только одного автора (памятные и юбилейные даты). Группировать произведения можно по хронологии (этапы развития поэзии, этапы жизни поэта), по тематике (героическая, любовная лирика, философское размышление, времена года, этапы жизни человека) и др. Данная форма подходит и для проведения урочных занятий с учащимися (контрольные уроки, зачёты, переводные и выпускные экзамены по «Художественному слову»). В рамках данного мероприятия возможно развивать связи с общеобразовательными организациями, «клубами книголюбов», приглашать местных авторов и т.д.

    Формат данного мероприятия допускает чтение произведений с листа (книга, пюпитр). В сценарии не предполагается «вклинивание» ведущего между произведениями.

    Музыкально-поэтическая гостиная "Все начинается с любви"

    На сцене полумрак. Звучит музыка Е. Доги “Мой ласковый и нежный зверь”. Луч высвечивает двух ангелов (танцующих). Они появляются с разных сторон, выполняют несколько танцевальных движений. Спускаются в зал, зажигая свечи на столах. “Голос” за кулисами читает:

    1-й ведущий: Как мир поживает?

    2-й ведущий:

    А что с ним случится
    История тащит его колесницу

    1-й ведущий: Как жизнь протекает?

    2-й ведущий:

    Да, в общем, все то же,
    Но сердце страдает,
    И морщины на коже.

    1-й ведущий: А как же с любовью?

    2-й ведущий:

    От частых дождей
    Пути к ней размыты,
    Покончено с ней.

    Мигание света. Танец??. Выход ведущих.

    1-й ведущий:

    Как объяснить слепому,
    Слепому, как ночь, с рожденья,
    Буйство весенних красок,
    Радуги наважденье?

    2-й ведущий:

    Как объяснить глухому,
    С рожденья, как ночь, глухому,
    Нежность виолончели
    Или угрозу грома?

    1-й ведущий:

    Как объяснить бедняге,
    Рожденному с холодной кровью,
    Тайну земного чуда,
    Названному любовью.

    Т.Е: Добрый день! Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем всех присутствующих у нас в гостях, в нашей гостиной.

    Сегодняшнюю встречу, мы посвящаем извечной теме – Теме любви. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце. О любви написано множество стихов. Кому-то нравятся стихи Марины Цветаевой, кому-то – Бориса Пастернака. Кто-то любит стихи Анны Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается поэзией Пушкина, а кому-то нравятся стихи Маяковского.
    Поэты всех времён и народов писали о любви. Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о чудных мгновениях любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

    Ученик:

    Все начинается с любви...

    Твердят:
    "В начале
    было
    слово".
    А я провозглашаю снова:
    все начинается
    с любви!

    Все начинается с любви:
    и озаренье,
    и работа,
    глаза цветов,
    глаза ребенка -
    все начинается с любви.

    Все начинается с любви.
    С любви!
    Я это точно знаю.
    Все,
    даже ненависть -
    родная
    и вечная
    сестра любви.

    Все начинается в любви:
    мечта и страх,
    вино и порох.
    Трагедия,
    тоска
    и подвиг -
    все начинается с любви.

    Весна шепнет тебе:
    "Живи".
    И ты от шепота качнешься.
    И выпрямишься.
    И начнешься.
    Все начинается
    с любви!

    Песня _____________ переходят в зал за стол.

    1-й ведущий: Любовь…! Трудно установить, когда она появилась на Земле! Очевидно, вместе с человеком. Это самое древнее и самое великое чувство.

    2-й ведущий: А все-таки, как же зародилась любовь на земле?

    1-й ведущий: А вот как считает поэт серебряного века Константин Бальмонт в своем стихотворении «Рождение Любви»

    Звучит стихотворение

    К. Бальмонта « Рождение любви» в исполнении ученика.

    Любить - живых учила красногрудка.

    Вся серая была она в Раю.

    Сидела на утёсе, на краю.

    А мир кругом был смех, и всклик, и шутка.

    И думала крылатая малютка:

    « О чём они? О чём и я пою?

    Любить не нужно всё. А лишь мою».

    И в этот миг у ней зарделась грудка.

    И птичка полетела по кустам.

    Тогда впервые заалели розы,

    Гвоздики, маки, целый алый храм.

    И кровь любовью брызнула к сердцам.

    И молния, узор небесной грёзы,

    Велела быть грозе и лить дождям.

    2-й ведущий: Любовь – самое поэтическое, возвышенное, чистое и прекрасное чувство.

    1-й ведущий: Светлый мир открывается человеку, когда пробуждается это чувство.… В душе все ликует потому, что из окружающих людей, как–то незаметно выделился единственный, самый дорогой для вас человек.

    2-й ведущий: Как точно описала пробуждающуюся любовь поэтесса Анна Ахматова: “Здесь все – ожидание, трепетное волнение, тайна, а главное – музыка еще неведомого чувства”.

    Ученик:

    То змейкой, свернувшись клубком
    У самого сердца колдует,
    То целые дни голубком
    На белом окошке воркует.
    То в инее ярком блеснет,
    Почудится в дремли левкоя,
    Но верно и тайно ведет
    От радости и покоя.
    Умеет так сладко рыдать
    В молитве тоскующей скрипки,
    И страшно ее угадать
    В еще незнакомой улыбке.

    (“Ноктюрн” – музыкальный фон).

    1-й ведущий: Любовь самое благородное и созидательное чувство. В порыве любви люди совершают благородные поступки, создают великие творения. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве.

    2-й ведущий: Любовь подарила нам великие произведения искусства, бессчетное множество сказок, песен, баллад, сонетов, од, поэм, драм, трагедий, легенд и, конечно же, имен: Елена Прекрасная, Беатриче, Татьяна Ларина, Джульетта, Шагане, Наталья Ростова, Анна Снегина, Ассоль, А вместе с ними появились замечательные стихи, созданные в их честь:

    Эти строки звучат так, словно сказаны сегодня. В них выражено уважение к любимой ее чувствам. Эти строки – воплощение глубокой человечности, высшего благородства

    Чтец 1:

    Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений Чистой красоты

    (А.С. Пушкин)

    Чтец 2:

    Исполнились мои желанья,
    Творец, тебя мне ниспослал, тебя,
    Моя Мадонна.
    Чистейший прелести – чистейший образец.

    (А.С. Пушкин)

    Чтец3:

    Я вас любил: любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    Чтец4:

    Я вас любил безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим;

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам бог любимой быть другим.

    Ведущий: Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

    Инсценировка из третьей главы романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

    Ведущий: Тоска любви Татьяну гонит,
    И в сад идет она грустить,
    И вдруг недвижны очи клонит,
    И лень ей далее ступить.
    Приподнялася грудь, ланиты
    Мгновенным пламенем покрыты,
    Дыханье замерло в устах,
    И в слухе шум, и блеск в очах...
    (Появляются на сцене Татьяна и няня.Сцена оформлена в стиле того времени: лавка, стол, свеча на столе, чернильница, бумага, кувшин с водой). Ведущий: Настанет ночь; луна обходит
    Дозором дальный свод небес,
    И соловей во мгле древес
    Напевы звучные заводит.
    Татьяна в темноте не спит
    И тихо с няней говорит:

    Татьяна: Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне.
    Няня: Что, Таня, что с тобой?

    Татьяна: Мне скучно,
    Поговорим о старине.
    Няня: О чем же, Таня? Я, бывало,
    Хранила в памяти немало
    Старинных былей, небылиц.

    Про злых духов и про девиц;
    А нынче все мне тёмно, Таня:
    Что знала, то забыла. Да,
    Пришла худая череда!
    Зашибло...

    Татьяна: Расскажи мне, няня,
    Про ваши старые года:
    Была ты влюблена тогда?

    Няня: И, полно, Таня! В эти лета
    Мы не слыхали про любовь;
    А то бы согнала со света
    Меня покойница свекровь.

    Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую,
    Мне тошно, милая моя:
    Я плакать, я рыдать готова!..
    Няня: Дитя мое, ты не здорова;
    Господь помилуй и спаси!
    Чего ты хочешь, попроси...
    Дай окроплю святой водою,
    Ты вся горишь...
    (Няня брызгает на Татьяну водой )

    Татьяна: Я не больна:
    Я... знаешь, няня... влюблена.
    Няня: Дитя мое, господь с тобою!
    Ведущий: И няня девушку с мольбой
    Крестила дряхлою рукой.

    …………………………..

    Вдруг мысль в уме ее родилась...
    Татьяна: Поди, оставь меня одну.
    Дай, няня, мне перо, бумагу,
    Да стол подвинь; я скоро лягу;
    Прости.

    Ведущий: И вот она одна.
    Все тихо. Светит ей луна.
    Облокотясь, Татьяна пишет
    …(Татьяна, сидя за столом, пишет письмо Онегину. Затем встаёт, ходит по сцене и читает часть письма)
    Татьяна: Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.

    Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя …(Татьяна вновь садится за стол, продолжает писать и говорит ) Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю...

    Ведущий: Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке…. Вот утро: встали все давно, Моей Татьяне все равно.

    Она зари не замечает, Сидит с поникшею главой… Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай. Няня: Пора, дитя мое, вставай: Да ты, красавица, готова! О пташка ранняя моя! Вечор уж как боялась я! Да, слава богу, ты здорова! Тоски ночной и следу нет, Лицо твое как маков цвет. (Артисты кланяются и уходят).

    1-й ведущий: Великий гений Федор Иванович Шаляпин сказал: “Все лучшее, что я сделал – во имя любви к женщине!”

    2-й ведущий: Окрыленный великим чувством любви Михаил Глинка сочинил одно из ярких своих произведений “Вальс-фантазия”

    П.И. Чайковский – “Вальс цветов”. Стихотворения Сергея Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству

    На фоне музыки читают стихи.

    Стихотворение Есенина «Не гляди на меня ты с упреком»

    Не гляди на меня с упреком,

    Я презренья к тебе не таю,

    Но люблю я твой взор с поволокой

    И лукавую кротость твою.

    Да, ты кажешься мне распростертой,

    И, пожалуй, увидеть я рад,

    Как лиса, притворившись мертвой,

    Ловит воронов и воронят.

    Ну, и что же, лови, я не струшу.

    Только как бы твой пыл не погас?

    На мою охладевшую душу

    Натыкались такие не раз.

    Не тебя я люблю, дорогая,

    Ты лишь отзвук, лишь только тень.

    Мне в лице твоем снится другая,

    У которой глаза - голубень.

    Пусть она и не выглядит кроткой

    И, пожалуй, на вид холодна,

    Но она величавой походкой

    Всколыхнула мне душу до дна.

    Вот такую едва ль отуманишь,

    И не хочешь пойти, да пойдешь,

    Ну, а ты даже в сердце не вранишь

    Напоенную ласкою ложь.

    Но и все же, тебя презирая,

    Я смущенно откроюсь навек:

    Если б не было ада и рая,

    Их бы выдумал сам человек

    Или

    Я спросил сегодня у менялы

    Я спросил сегодня у менялы,

    Что даёт за полтумана по рублю,

    Как сказать мне для прекрасной Лалы

    По-персидски нежное "люблю"?

    Я спросил сегодня у менялы,

    Легче ветра, тише Ванских струй,

    Как назвать мне для прекрасной Лалы

    Слово ласковое "поцелуй"?

    И ещё спросил я у менялы,

    В сердце робость глубже притая,

    Как сказать мне для прекрасной Лалы,

    Как сказать ей, что она "моя"?

    И ответил мне меняла кратко:

    О любви в словах не говорят,

    О любви вздыхают лишь украдкой,

    Да глаза, как яхонты, горят.

    Поцелуй названья не имеет,

    Поцелуй не надпись на гробах.

    Красной розой поцелуи рдеют,

    Лепестками тая на губах.

    От любви не требуют поруки,

    С нею знают радость и беду.

    "Ты - моя" сказать лишь могут руки,

    Что срывали чёрную чадру.

    2-й ведущий: Истинная любовь облагораживает человека, делает его лучше, обостряет в нем чувство ответственности за свои поступки и действия. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит:

    Чтец: Девочка была как дикая роза, черные глаза в половину нежного лица, душа гордой птицы. Она жила в прошлом веке в Грузии и носила звучную фамилию Чавчавадзе, она была дочерью поэта, просветителя, общественного деятеля Грузии, Александра Чавчавадзе.
    Нине Чавчавадзе было 16 , когда ее назвали женой Грибоедова, в 18 она стала вдовой великого поэта России, а в 50 внезапная болезнь прервала ее жизнь. Но не было ни одного дня, чтобы она не думала об Александре Грибоедове, живя в Тифлисе, она каждый день приходила на могилу, разлука с которым, была нестерпимой. Нина не совершала военных подвигов, не прославилась на театральных подмостках, не сочиняла стихов: она осталась в памяти народной потому, что у нее был великий дар – умение любить.

    2-й ведущий: Как сохранить любовь, пронести ее через всю жизнь, через жизненные трудности. Есть люди, которые сумели это сделать и сохранили это самое великое чувство на Земле.

    Чтец: Примером преданности любимому человеку являются жены декабристов. Молодые, знатные, богатые женщины отказались от светской жизни и отправились в далекую суровую Сибирь на каторгу, куда были сосланы их мужья – декабристы, чтобы делить с ними изгнание, своей любовью поддерживать в них мужество и волю к борьбе.

    Песня “Ты меня на рассвете…”???.

    Чтец: Любовь может быть всепобеждающей, преодолеть все преграды, испытания. Благодаря стихотворению «Жди меня» Константин Симонов стал известен всей стране. Миллионы людей в войну твердили его строки как заклинание: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...» Именно так хотели бы выразить свои чувства к возлюбленным уходившие на фронт солдаты второй мировой, именно таких слов ждали от них оставшиеся в тылу невесты и жены. Симонов нашел «эти слова» не потому, что поставил перед собой задачу написать стихи для миллионов, а потому, что сам уходил на войну и покидал женщину, которую любил. И написал «Жди меня» К. Симонов не для миллионов, а для одной, Единственной. Звали ее Валентина Серова, и была она известной актрисой.

    Ученики в военной форме читает стихотворение К. Симонова « Жди меня».

    Жди меня, и я вернусь,

    Только очень жди.

    Жди, когда наводят грусть

    Желтые дожди,

    Жди, когда снега метут,

    Жди, когда жара,

    Жди, когда других не ждут,

    Позабыв вчера.

    Жди, когда из дальних мест

    Писем не придет,

    Жди, когда уж надоест

    Всем, кто вместе ждет.

    Жди меня, и я вернусь.

    Не желай добра

    Всем, кто знает наизусть,

    Что забыть пора.

    Пусть поверят сын и мать

    В то, что нет меня,

    Пусть друзья устанут ждать,

    Сядут у огня,

    Выпьют горькое вино

    На помин души...

    Жди. И с ними заодно

    Выпить не спеши.

    Жди меня, и я вернусь

    Всем смертям назло.

    Кто не ждал меня, тот пусть

    Скажет - повезло!

    Не понять не ждавшим, им,

    Как среди огня

    Ожиданием своим

    Ты спасла меня.

    Как я выжил, будем знать

    Только мы с тобой -

    Просто ты умела ждать,

    Как никто другой.

    2-й ведущий: Так что же такое любовь? Тайна, чудо, нежность, верность, самопожертвование, ответственность, творчество, сострадание, радость…

    Чтец : Какой бы ни была любовь, надо ценить её как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались порядочными людьми. Следующее стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова было написано в 1932 году. Появлению этих строк предшествовала удивительная история: отсрочив свою поездку в Москву ради любимой, уже на следующий день поэт узнаёт о крушении того самого поезда, в котором он должен был следовать, и гибели всех пассажиров.

    Стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова читают парень и девушка.

    Он: Как больно, милая, как странно,

    Сроднясь в земле, сплетясь ветвями -

    Как больно, милая, как странно

    Раздваиваться под пилой.

    Не зарастет на сердце рана,

    Прольется чистыми слезами,

    Не зарастет на сердце рана -

    Прольется пламенной смолой.

    Она: Пока жива, с тобой я буду -

    Душа и кровь нераздвоимы, -

    Пока жива, с тобой я буду -

    Любовь и смерть всегда вдвоем.

    Ты понесешь с собой, любимый,

    Ты понесешь с собой повсюду,

    Ты понесешь с собой повсюду

    Родную землю, милый дом.

    Он: Но если мне укрыться нечем

    От жалости неисцелимой,

    Но если мне укрыться нечем

    От холода и темноты?

    Она: За расставаньем будет встреча,

    Не забывай меня, любимый,

    За расставаньем будет встреча,

    Вернемся оба - я и ты.

    Он: Но если я безвестно кану -

    Короткий свет луча дневного, -

    Но если я безвестно кану

    За звездный пояс, млечный дым?

    Она: Я за тебя молиться стану,

    Чтоб не забыл пути земного,

    Я за тебя молиться стану,

    Чтоб ты вернулся невредим.

    Он стал бездомным и смиренным,

    Трясясь в прокуренном вагоне,

    Он полуплакал, полуспал,

    Когда состав на скользком склоне,

    Вдруг изогнулся страшным креном,

    Когда состав на скользком склоне

    От рельс колеса оторвал.

    Нечеловеческая сила

    В одной давильне всех калеча,

    Нечеловеческая сила

    Земное сбросила с земли.

    И никого не защитила

    Вдали обещанная встреча,

    И никого не защитила

    Рука, зовущая вдали...

    Она: С любимыми не расставайтесь,

    Он: С любимыми не расставайтесь,

    Всей кровью прорастайте в них, -

    Он: И каждый раз навек прощайтесь,

    Она: И каждый раз навек прощайтесь,

    Когда уходите на миг!

    Ведущий: Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Любовь пробуждает в нём творческую энергию, он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков. Любовь обостряет чувство ответственности за свои действия и поступки. Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей, большой любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо учиться беречь любовь и умению любить.

    Ученик читает стихотворение С. Щипачёва « Любовью дорожить умейте».

    Любовью дорожить умейте,
    С годами дорожить вдвойне.

    Любовь - не вздохи на скамейке

    И не прогулки при луне.

    Все будет: слякоть и пороша.

    Ведь вместе надо жизнь прожить.

    Любовь с хорошей песней схожа,

    А песню нелегко сложить

    1-й ведущий:

    Любовь настолько велика,
    Настолько неземно ее отличье.
    Что нам, земным, не подобрать слова,
    Чтоб стало ясно все ее величье.
    Её нельзя открыть, нельзя принять,
    Нельзя купить и прочь нельзя прогнать.
    Любовь – образованье неземное.
    Любовью невозможно обладать.
    И ей противны плотские влеченья.
    Её носитель – только сильный дух.
    Она не может всколыхнуть озареньем.
    Любовь рождается не сразу и не вдруг.

    2-й ведущий:

    Что любовь – божий дар,
    Знает каждый из нас.
    Так храните ее, чтоб огонь не угас,
    От морозов и вьюг, от жестоких ветров,
    От напрасных обид, необдуманных слов.

    Т.Е.:О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю“ - значит сказать „Ты не умрешь“». Кто знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами. И дай вам Бог, чтобы и вы испытали это чувство.

    Песня “________”. В конце песни все ангелы, танцуя, выходят и выполняют танцевальные движения. На фоне проигрыша песни, выходят ведущие и завершают программу.

    1-й ведущий: Как мир поживает?

    2-й ведущий:

    Ты знаешь, живет.
    Уже повстречал он
    Двухтысячно четырнадцатый год.

    1-й ведущий: Как жизнь протекает?

    2-й ведущий:

    Она быстротечна,
    Порою строга,
    А порою бесконечна.

    1-й ведущий: А как же с любовью?

    2-й ведущий:

    Воскресла она!
    Родилась из пепла
    И снова жива
    О ней вновь мечтают.
    Ее снова ждут, её воспевают
    И ею живут.