Методические указания по освоению учебной дисциплины. Примеры методических указаний для обучающихся по освоению учебной дисциплины (для рабочих программ дисциплин). Подготовка к лекциям

Еле́на Леони́довна Оме́льченко - российский социолог, ведущий российский специалист в области социологии молодёжи. Доктор социологических наук (2005), профессор и заведующая кафедрой социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ , директор Центра молодёжных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском государственном университете , заведующая кафедрой рекламы УлГУ.

Признана одним из 30 самых влиятельных российских экономистов и социологов 2000-2010 гг. «за исследования молодёжных субкультур, объясняющие многие феномены постсоветского общества» .

Биография

Родилась в Челябинске . В 1979 г. закончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию в аспирантуре философского факультета МГУ . В 1984-1989 гг. - преподаватель философии в . В 1989-1994 гг. - заведующая кафедрой социологии Ульяновского филиала МГУ. В 1995 г. организовала при УлГУ научно-исследовательский центр «Регион», занимающийся социальными исследованиями молодёжи. 15 июля 2005 года решением ВАК Елене Омельченко была присуждена степень доктора социологических наук (диссертация защищена в , научный консультант В. А. Ядов). Осуществила руководство более чем 80 исследовательскими социологическими проектами, в том числе международными.

Область научных интересов: новые и новейшие формы молодёжных солидарностей на постсоветском пространстве, повседневные практики, культурные и стилевые жизненные стратегии молодёжи, гендерные режимы и телесность на молодёжных культурных сценах современности.

Библиография

Елена Омельченко - автор более 80 научных статей и монографий (в том числе, на английском языке), посвящённых актуальным вопросам социологии молодёжи: от истории «молодёжного вопроса» до проблем употребления молодыми людьми психоактивных веществ.

  • Omel’chenko, E., Pilkington, H., Garifzianova, A. London and New York: Routledge, 2010.
  • Омельченко Е. Л. Культурная география мужских тел: современный путеводитель, В сб. В Тени тела. - Ульяновск, Изд-во Ульяновского государственного университета, 2008.
  • Omelchenko E. (with Goncharova N.) Xenophobic Attitudes in the New Russian Patriotism: A Case Stady of Youth in Krasnodar Territory // ‘Ethnopolitics’, 2008.
  • Omelchenko E. A new dimension of youth’s cultural in Russia / Youth’s cultural in Russia. Germany: Burchouse, 2006.
  • Omelchenko E. You can talk the way you can // Post communist study, Mach 2006.
  • Омельченко Е. Л. Жизнь длиною в молодость: символическое измерение молодёжного пространства. В сб. Меняющаяся молодёжь в меняющемся мире: невидимая повседневность - Ульяновск: изд-во Ульяновского государственного университета, 2006, 118-130.
  • Омельченко Е. Л. Смерть молодёжной культуры и рождение стиля молодёжный. // Отечественные записки, сентябрь 2006.
  • Омельченко Е. Л. // «Неприкосновенный запас», № 1(45), 2006.
  • Омельченко Е. Л. Стили жизни российской молодёжи: Из ХХ в ХХI век // «Народное образование», № 5(1358), 2006.
  • Омельченко Е. Л. // Журнал исследований социальной политики , № 2, Т. 4, 2006, стр. 149-150.
  • Омельченко Е. Л. // «Пчела», № 47, март-май 2005.
  • Омельченко Е. Л. Молодёжь. Открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004.
  • Омельченко Е. Л. // «ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация», № 2-3, 2004.
  • Омельченко Е. Л. // Правозащитное движение в России: Коллективный портрет: Сборник. - М.: ОГИ, 2004, стр. 107-117.
  • Омельченко Е. Л. Такие похожие, такие разные: стилевые профили и гендерные различия трудовых стратегий молодых специалистов на рынке труда. // Сб. Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей / Под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003.
  • Омельченко Е. Л. // «Социологические исследования », № 12, 2002.
  • Омельченко Е. Л. «Жертвы» и/или «насильники». Феномены подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов. В сб. Другое поле. Социологические практики. Ульяновск: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000.
  • Omelchenko, E. «Me body, me friend?» Provincial youth between the sexual and the gender revolutions. In Sarah Ashwin (ed).Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia, Routledge, London, 2000.
  • Омельченко Е. Л. От секса к гендеру? Анализ дискурсов сексуальности в российских молодёжных журналах. // Сб. Женщина не существует: современные исследования полового различия / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар. Изд-во Сыктывкарского университета, 1999.
  • Омельченко Е. Л. Социокультурные аспекты подростковой девиантности. К вопросу о конструировании отношения к наркотикам в молодёжной прессе) // Сб. Преступность как угроза национальной безопасности. Под ред. А. И. Чучаева. Ульяновск, Изд-во УлГУ, 1998.
  • Омельченко Е. Л. Что они здесь потеряли? Путешествие в детство или поездка за экзотикой // Сб. Провинциальная ментальность. Самара 1997.
  • Омельченко Е. Л., Пилкингтон Х. // «Рубеж (альманах социальных исследований)», № 10-11, март 1997, стр. 190-209.
  • Omelchenko, E. and Pilkington, H. ‘Stabilization or stagnation? A regional perspective of the impact of the December 1993 elections on the political process in Russia’ in P.Lentini (ed.) Elections and Political Order in Russia, CEU Press, Prague, 1995.
  • Омельченко Е. Л. Синдром провинциализма. Самара, 1994.

Напишите отзыв о статье "Омельченко, Елена Леонидовна"

Примечания

Ссылки

  • в энциклопедии «Социология молодёжи
  • . Выступление в Междисциплинарном лектории "Контекст" 2 декабря 2010 года.

Отрывок, характеризующий Омельченко, Елена Леонидовна

– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Все таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.
– И прекрасно.
– Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! – сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер. – Вы знаете, Nicolas получил Георгиевский крест. Я так горда за него.
– Как же, я прислал приказ. Ну, я вам не хочу мешать, – прибавил он и хотел пройти в гостиную.
Наташа остановила его.
– Граф, что это, дурно, что я пою? – сказала она, покраснев, но, не спуская глаз, вопросительно глядя на Пьера.
– Нет… Отчего же? Напротив… Но отчего вы меня спрашиваете?
– Я сама не знаю, – быстро отвечала Наташа, – но я ничего бы не хотела сделать, что бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меля важны и как вы много для меня сделали!.. – Она говорила быстро и не замечая того, как Пьер покраснел при этих словах. – Я видела в том же приказе он, Болконский (быстро, шепотом проговорила она это слово), он в России и опять служит. Как вы думаете, – сказала она быстро, видимо, торопясь говорить, потому что она боялась за свои силы, – простит он меня когда нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства? Как вы думаете? Как вы думаете?
– Я думаю… – сказал Пьер. – Ему нечего прощать… Ежели бы я был на его месте… – По связи воспоминаний, Пьер мгновенно перенесся воображением к тому времени, когда он, утешая ее, сказал ей, что ежели бы он был не он, а лучший человек в мире и свободен, то он на коленях просил бы ее руки, и то же чувство жалости, нежности, любви охватило его, и те же слова были у него на устах. Но она не дала ему времени сказать их.
– Да вы – вы, – сказала она, с восторгом произнося это слово вы, – другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, что бы было со мною, потому что… – Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале.
В это же время из гостиной выбежал Петя.
Петя был теперь красивый, румяный пятнадцатилетний мальчик с толстыми, красными губами, похожий на Наташу. Он готовился в университет, но в последнее время, с товарищем своим Оболенским, тайно решил, что пойдет в гусары.
Петя выскочил к своему тезке, чтобы переговорить о деле.
Он просил его узнать, примут ли его в гусары.
Пьер шел по гостиной, не слушая Петю.
Петя дернул его за руку, чтоб обратить на себя его вниманье.
– Ну что мое дело, Петр Кирилыч. Ради бога! Одна надежда на вас, – говорил Петя.
– Ах да, твое дело. В гусары то? Скажу, скажу. Нынче скажу все.
– Ну что, mon cher, ну что, достали манифест? – спросил старый граф. – А графинюшка была у обедни у Разумовских, молитву новую слышала. Очень хорошая, говорит.
– Достал, – отвечал Пьер. – Завтра государь будет… Необычайное дворянское собрание и, говорят, по десяти с тысячи набор. Да, поздравляю вас.
– Да, да, слава богу. Ну, а из армии что?
– Наши опять отступили. Под Смоленском уже, говорят, – отвечал Пьер.
– Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест?
– Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную.
– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»
– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рубрика (тематическая категория) Производство

Основные виды учебной работы слушателя - ϶ᴛᴏ лекции, практические занятия, подготовка и обсуждение реферата по одной из предложенных тем, самостоятельная работа студентов (над нормативными документами, научной и учебной литературой, освоение статистической и аналитической информации), использование индивидуальных консультаций, внутрисеместровые рейтинговые контрольные работы, завершающее итоговое испытание - письменный экзамен.

На лекциях излагаются основные теоретические положения и концепции курса, дающие студентам информацию, соответствующую программе.

Задача практических занятий – развитие у студентов навыков по применению теоретических положений к решению практических проблем. С этой целью материалы для практических занятий включают в себя задачи и вопросы для обсуждения, ориентированные на усвоение теоретического материала и умение его использовать для решения практических задач. Отдельный вид работы – подготовка доклада и его обсуждение в группе. В задачу докладчика входит сбор фактического материала по какой-либо прикладной проблеме общественного сектора, иллюстрирующей теоретические положения курса и дающей пример применения теоретических моделœей к решению прикладных задач. Практические занятия проводятся в форме дискуссий, презентаций докладов, выполнения письменных контрольных работ. Подготовка к практическим занятиям предполагает самостоятельную работу с литературой, рекомендованной для изучения. Предполагается коллективная работа над рефератами (команда из 2-х человек) и их коллективная презентация на практическом занятии.

Самостоятельная работа включает:

1. освоение теоретического материала,

2. изучение публикаций по актуальным экономическим вопросам, связанным с проблематикой дисциплины

3. Подготовка докладов по темам в соответствии с программой курса.

4. Ответы на контрольные вопросы, выполнение контрольных заданий, предложенных в учебно-тематическом плане практических занятий и текущем контроле знаний студентов.

5. Тестирование студентов.

6. Консультации преподавателя по наиболее сложным темам.

Текущий контроль успеваемости слушателœей осуществляется на базе проведения опроса, оценки выступлений на активных формах занятий, выполнения письменных контрольных работ.

Промежуточный контроль предполагает выполнение письменных контрольных работ (или эссе). Успешное выполнение контрольных работ является обязательным условием допуска к итоговой аттестации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ" 2017, 2018.

  • - Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

  • -

    Лек­ци­он­ная и вне­ау­ди­тор­ная ра­бо­та сту­ден­тов по­лу­ча­ет свое прак­ти­че­ское за­вер­ше­ние на се­ми­на­ре. Ос­нов­ное на­зна­че­ние се­ми­нар­ских за­ня­тий по дисциплине – обес­пе­чи­ть глу­бо­кое ус­вое­ние сту­ден­та­ми ма­те­риа­лов лек­ций,... .


  • - Раздел 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

    Лек­ци­он­ная и вне­ау­ди­тор­ная ра­бо­та сту­ден­тов по­лу­ча­ет свое прак­ти­че­ское за­вер­ше­ние на се­ми­на­ре. Ос­нов­ное на­зна­че­ние се­ми­нар­ских за­ня­тий по дисциплине – обес­пе­чи­ть глу­бо­кое ус­вое­ние сту­ден­та­ми ма­те­риа­лов лек­ций,... [читать подробнее] .