50 60 года ссср яркие события. Борьба за власть и начальный этап десталинизации




Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым Появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России(В северных районах)







Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век - время распространения построек для скота Они ставились отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь, здесь же ставится клеть).














Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели.Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы


По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.


Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз.(четвертый брак категорически запрещался) Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ Расторжение брака было весьма затруднительным Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга





Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.


После праздника Рождества начинается удивительное время - святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма - ребятишки ходили колядовали.Рождествасвятки После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед В еликим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен. В еликим Широкая Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца. Масленица


Характеризуется Увеличением грамотности населения 15% крестьян; Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. Появляются «белые печи» взамен «курным» (у крестьян «курные печи» остаются вплоть до XIX) В XVII шло усвоение западноевропейского опыта С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью Расторжение осуществлялось только с условием пострижения в монахи одного из супругов Появление металлической посуды(самовар) Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Уже не встречаются в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя


В тяжелых условиях средневековья культура XVI- XVIIв. достигла больших успехов в различных областях. Отмечен рост грамотности среди различных слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории. Появляются новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература. В архитектуре наблюдается отход от строгих церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, аркатурный пояс, каменная резьба. Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской живописи появляется жанр портрета.

Словарь:

  • Административные здания – здания, в которых располагаются органы власти.
Административные здания:
  • Приказная изба;
  • Двор воеводы;
  • Пушечный амбар;
  • Государева житница;
  • Тюрьма.
Словарь:
  • Посад – часть русского города вне городской стены, населенная купцами и ремесленниками.
Русская изба Сруб и венец Черная (курная) изба Бабий угол -
  • место для стряпни и хозяйственных женских работ.
  • Он был самым оживлённым местом в избе.
  • подпечек
  • подприпечек
  • голбец
  • заслонка
  • вьюшки
  • заслонка
Хлеб сажали в печь в молчании; пока он в печи не бранятся, не метут пол. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома.
  • Хлеб сажали в печь в молчании; пока он в печи не бранятся, не метут пол. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома.
  • Соль – символ, используемый в сочетании с хлебом, охраняет хлеб и дом от враждебных сил.
  • Соль стоила дорого, поэтому и солонки заботливо украшали росписью и резьбой
По некоторым поверьям, если оставить ложки в горшке или миске, то ночью трудно будет заснуть. Чтобы хорошо спалось, советовали перевернуть горшки на стол или на полку.
  • По некоторым поверьям, если оставить ложки в горшке или миске, то ночью трудно будет заснуть. Чтобы хорошо спалось, советовали перевернуть горшки на стол или на полку.
Ложка играла заметную роль в жизни людей.
  • Ложка играла заметную роль в жизни людей.
  • Она была одной из немногих личных вещей крестьянина. Перед едой ложку клали выемкой кверху, что означало приглашение к еде; после трапезы ее переворачивали, давая понять, что наелись.
Решето воплощало идею богатства и плодородия. Оно уподоблялось небесному своду. Чтобы вызвать дождь крестьяне лили воду через решето. А когда стремились дождь остановить переворачивали его.
  • Решето воплощало идею богатства и плодородия. Оно уподоблялось небесному своду. Чтобы вызвать дождь крестьяне лили воду через решето. А когда стремились дождь остановить переворачивали его.
  • Большой угол
  • По диагонали от печи находится «большой» угол с полкой-божницей для икон.
  • По одну сторону от божницы – вдоль лицевой стены – врубалась «свадебная» лавка, по другую сторону – вдоль боковой стены – «смертная» лавка.
  • Большой угол – место мужских работ.
  • Он был самым просторным и спокойным, тихим и укромным. Здесь было достаточно места для отдыха и устройства на ночь. Здесь подвешивали люльку для младенца. В дневное время здесь старики занимались с малолетними детьми.
  • Сбоку от печи –
  • Задний угол

Цель урока : рассмотреть быт на Руси в XVI вв. и раскрыть образ жизни людей того времени.

Задачи:

Образовательная - подвести учащихся на основе исторического материала к выводу об особенностях быта на Руси

Развивающая – развить логическое мышление, речь, творческие способности школьников.

Воспитательная – вызвать патриотические чувства, уважение к своим предкам, их жизни и быту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Быт - повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит.

Россия мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала. Ты отражала в глади вод И первый Кремль, и город новый, Что строил русский наш народ Под первою стеной сосновой. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. И хоть более привычны Нам полёты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину!

Русская печь

12.04.17 Повседневная жизнь

Подумайте, какие продукты в тот период не употреблялись? ХЛЕБ БЕЛЫЙ ХЛЕБ ЧЕРНЫЙ ЧАЙ КОФЕ САХАР СОЛЬ ПИВО ГОРОХ ГРЕЧИХА ПРОСО РИС ПЕРЕЦ ВЯЛЕНАЯ РЫБА ДЫНЯ МОРКОВЬ ОГУРЦЫ ПОМИДОРЫ КАПУСТА КАРТОФЕЛЬ ПОДСОЛНУХ

12.04.17 КНЯЖЕСКАЯ ОДЕЖДА

ОДЕЖДА РУССКОЙ ЗНАТИ

12.04.17 ОДЕЖДА ЗНАТНЫХ ЖЕНЩИН

Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитаемым праздником была Пасха, посвященная Воскрешению Иисуса Христа. Наряду с церковными сохранились и языческие традиции - на святки народ устраивал игрища и обряды, люди переодевались и ходили по домам с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретить эти празднества, но запрет не выполнялся. А.Корзухин. Девичник.

Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природными условиями. В городах сказывалось иностранное влияние, появились мужчины без бороды, тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам. К.Лебедев. Народный танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Латинская Америка в XIX веке. Урок истории в 8 классе

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Латинская Америка в XIX веке" включает конспект урока, раздаточный материал для учащихся, электронную презентацию, самоанализ урока....

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....


1.Города. По мере расширения Русского государства возводились новые города. Они служили прежде всего военными опорными пунктами. Города располагались в тех местах, где была естественная водная защита. Каменные или кирпичные укрепления были в XVI веке большой редкостью. Города возводились с деревянными либо земляными укреплениями. За внутренними стенами города располагались административные здания (здания, в которых размещаются органы власти). Приказная изба, где сосредотачивалось управление городом.






Много места в жилом помещении занимала печь. В избе было очень тесно, на ночь укладывались либо на лавках, либо на специальных деревянных настилах-полатях. Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь лишь самые необходимые вещи. К стенам крепились широкие доски-лавки или ставились скамьи на ножках. К ним придвигался стол


Для всей семьи обязательной была еженедельная баня. В некоторых краях в бане натирались редькой или диким перцем, излечиваясь от простуды. Повсеместно на Руси существовал обычай: распарившись в бане, бросаться в холодную воду реки или озера либо в снежный сугроб. Это закаляло людей.


3.Одежда. Одежда за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по-прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтан из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти.


В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счет использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим: рубаха, сарафан, душегрея. На голове носили повязки, завязанные сзади лентами. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шелка.


Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами, вышивкой, кружевами, жемчугами, драгоценными камнями, обилие одежд, надевавшихся одна на другую. Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щеголей, был из атласа, бархата и парчи. Сапоги носили из тонкой, мягкой кожи-сафьяна, в основном красного цвета, с железными подковами. Одеяние знатной женщины отличалось теми же особенностями. Обтягивать фигуру считалось неприличным. Поэтому одежда была широкая и длинная. Женская обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.


4. Еда Главной пищей русских людей был хлеб. Крестьяне ели в основном ржаной, или черный хлеб. Повседневной пищей были щи, каши, летом ели много овощей. Там где были крупные реки и озера, в основном питались рыбой, любимой была уха. Мясо в будни редко появлялось на крестьянском столе. Праздничные яства были редким явлением крестьянской жизни. Любимыми кушаньями зажиточных людей были варенная и жаренная рыба, различные блюда из рыбы, икра, окрошка, блины, оладьи. Пили вино и мед. Русские люди независимо от достатка очень любили пироги.



Слайд 2

Архитектура

В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование старых архитектурных традиций и их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.

Слайд 3

Так, например, в 1476-1479 годах приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский Собор.

Слайд 4

Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году в ознаменование покорения Казани храм Покрова на Рву (Василия Блаженного). Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Интересно, что первоначально собор был белым, а привычную нам окраску получил лишь в XVII веке.

Слайд 5

Собор Василия Блаженного

  • Слайд 6

    Живопись

    Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов.

    Слайд 7

    Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество А. Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи.

    Слайд 8

    Просвещение

    Одним из наиболее крупных достижений явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. Организация «государева Печатного двора» была поручена Ивану Федорову.

    Слайд 9

    Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книгу «Апостол» (1 марта 1564 года), а в следующем году – «Часовник». С именем Федорова мы связываем и появление в 1574 году во Львове первого издания российского Букваря.