Преобразование народных комиссариатов в министерства. Создание системы наркоматов. О преобразовании совета народных комиссаров ссср в совет министров ссср и советов народных комиссаров союзных и автономных республик в советы министров союзных и автономных

Годах - центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства ; аналог министерства . Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство - Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.

Комиссариаты создавались в качестве центральных органов государственного управления при установлении советской власти в республиках на территории бывшей Российской Империи.

Число наркоматов изменялось в соответствии с требованиями текущего момента; в основном это было увеличение за счёт разделения существующих и образования новых.

Первые народные комиссариаты были созданы « », принятым 2-м съездом Советов 27 октября (9 ноября) 1917 года . Декретом устанавливалось:

Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Право контролировать деятельность Народных Комиссаров и смещать их имели Всероссийский Съезд Советов и его исполнительный орган - ВЦИК .

Тем же декретом был сформирован первый состав Совнаркома , в том числе определён список наркоматов:

При установлении советской власти в других советских республиках на территории бывшей Российской Империи создавались аналогичные комиссариаты.

Совет Народных Комиссаров принял 18 ноября (1 декабря) 1917 г. по предложению Ленина постановление «О размерах вознаграждения народных комиссаров и высших служащих и чиновников» (опубликовано 23 ноября (6 декабря) 1917 г. в № 16 «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства»). Согласно постановлению, оплата труда народных комиссаров составляла 500 руб. плюс 100 руб. за каждого нетрудоспособного члена семьи, что примерно равнялось среднему заработку рабочего .

С небольшими изменениями и дополнениями такой же перечень наркоматов РСФСР представлен и в статье 43 Конституции РСФСР 1918 года , принятой 5-м Всероссийским съездом Советов .

Статья 11 Конституции РСФСР 1918 года предусматривала возможность для «областей, отличающихся особым бытом и национальным составом », создавать автономные области с образованием в них своих областных Съездов Советов и их исполнительных органов, то есть совнаркомов. Так, в Киргизской АССР , образованной в 1926 году в составе РСФСР, в 1929 году была принята Конституция, гласящая:

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления в Киргизской Автономной Советской Социалистической Республике учреждаются Народные Комиссариаты: 1) Внутренних Дел, 2) Юстиции, 3) Просвещения, 4) Здравоохранения, 5) Социального обеспечения, 6) Земледелия, 7) Финансов, 8) Труда, 9) Рабоче-Дехканской (Крестьянской) Инспекции, 10) Торговли и 11) Центральный Совет Народного Хозяйства, из коих шесть первых являются необъединенными (автономными), а пять последних объединенными с соответствующими Народными Комиссариатами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, осуществляющими директивы последних, подчиняясь Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики.

Заведыванне отдельными отраслями управления страною возлагается на особые отделы Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Советов - Народные Комиссариаты во главе с Заведывающими, избираемыми Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов. Число, предметы ведомства отделов и их внутренняя организация устанавливаются Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

Поскольку при образовании СССР союзные республики делегировали часть своих суверенных полномочий вновь образованному государству, в ведении их осталась лишь часть вопросов управления. В

Во-первых, в 1946 году Совнарком был переименован в Совет Министров.

Официальное объяснение – потому, что название органа больше не отражает существа его работ. В общем, никак не объяснили.

Ещё одно официальное – поскольку в первые годы советской власти комиссары не только центральные работники, но и некоторые местные деятели. Чтобы не возникло путаницы. Чтобы разделить ведомства, пришли к традиционному пониманию – не народный комиссар, а министр, не Совет Народных Комиссаров, а Совет Министров.

Есть ещё одно объяснение, неофициальное. Во время создания Конституции 1936 года говорили, что это обычная парламентская модель, которая свойственна любому государству, со своим парламентом и правительством, в котором традиционно работают министры. То есть происходит отказ от революционной фразеологии.

Теперь СНК утратил свою революционную окраску, и называем мы его по-старорежимному – Совет Министров.

Не очень понятно, это с одной стороны, разукрупнение, и в то же время укрепление министерств. В 1940 году, когда в последний раз меняли статьи Конституции, касающиеся перечня народных комиссариатов, количество общесоюзных – около 24 наркоматов, в 1947 г. – 36 министерств. Например, разделили Наркомат Нефтяной Промышленности – Наркомат нефтяной промышленности восточных районов и Наркомат нефтяной промышленности западных районов. То же самое с Наркоматом угольной промышленности (восточных районов + южных и западных районов).

С другой стороны упраздняются некоторые наркоматы. Еще до преобразования наркоматов в министерства в 1946 году:

§ Упраздняется Наркомат ВМФ.

§ Наркомат обороны переименовывается в Наркомат вооруженных сил. С этого момента он так и существует. Объединяет руководство флотом и сухопутными силами.

Последние изменения, которые были подготовлены в начале 1953 года, ещё до смерти Сталина, и которые были введены в действие уже после его смерти в марте 1953 г., говорят о сокращении центральных ведомств. Когда внесли в марте изменения в Конституцию 1936 года, у нас было только 12 общесоюзных министерств. То есть сократили в 3 раза.

Шел процесс таким образом сначала на разукрупнение, на увеличение количества, так шел и обратный процесс. Их стало даже меньше, чем в 1940 году.

Перепрофилирование. Многие наркоматы военного профиля после войны были перепрофилированы в министерства профиля мирного. Наркомат Миномётного вооружения, Наркомат Танковой промышленности, Наркомат Боеприпасов – все эти комиссариаты, то бишь министерства, преобразуются в Машиностроительный наркомат – Тяжелого машиностроения, Транспортного машиностроения, Сельскохозяйственного машиностроения.

Вооруженные силы

Изменение центрального управления. Ликвидация двух наркоматов и создание и одного.

Демобилизация. Сначала – старшие возраста, затем – далее по очереди. Скажем, студенты – первая очередь, а кандидаты наук – вторая. Призывают сначала первую, затем далее. А по демобилизации порядок обратный: сначала демобилизуют вторую и третью очереди, а потом первую.

При демобилизации были приняты меры по трудоустройству демобилизованных солдат. Мы сталкиваемся с очень большой проблемой – преступность в шинелях. Если вы бывшего солдата или офицера не демобилизуете... Характер не поменялся у людей, война психику калечит. Если какой-то хлопок, значит будут убивать – это рефлекс.

Если ты привык добывать то, что нужно, с оружием в руках…

К тому же во время войны они обеспечены по минимуму хоть всем необходимым, то теперь нужно их трудоустроить. А если их не демобилизовать и не трудоустроить, они повадки военные не забудут. Они могут дальше повоевать.

Если демобилизованный был инвалид, нетрудоспособный, и заботиться о нем было некому, еще по закону 1943 года он подлежал принудительному помещению в специальный санаторий. Нищенство людей в погонах и орденах не красит город. Если не на что жить, о них заботится государство. Санатории не в самых престижных районах, но это санатории, не лагеря. Это маргинальный элемент. Поместить туда, где не будет заниматься противоправной деятельностью

К тому же прокормить лишнего человека – инвалида войны – тяжкое дело.

После войны не прекращают работу военные трибуналы. После войны были осуждены многие военные преступники: те, что были выданы Советской власти из-за рубежа. По приговору военного трибунала были казнены бывшие казачьи атаманы, Краснов, скажем.

Правоохранительные органы

Перепрофилированы транспортные трибуналы. До войны – специализированные транспортные суды, которые стали трибуналами в ходе войны для ускоренного судопроизводства. После войны такая надобность отпала и военные железнодорожные трибуналы, военные водно-транспортные трибуналы опять получили название линейных транспортных судов.

Прокуратура

В 1947 году Прокурор СССР стал называться Генеральным Прокурором СССР.

Обычные народные суды

После войны прошли первые выборы в народный суд. До войны реализовать эту меру не успели. После войны это стало возможным. Выборы в народные судьи представляли собой сложную кампанию:

Подготовка кандидатов в народные судьи. Сформировать контингент, который будет представлен для выборов. Здесь были проблемы. Многие юридические школы в годы войны были закрыты – оккупация, университеты городов Киев, Харьков и т.д. работать не могли. Количество юристов – не более 10 000 выпускников в год по всему СССР. В этом отношении некого было избирать.

Поэтому многие бывшие фронтовики прошли ускоренные курсы и были представлены в качестве кандидатов в народные судьи.

На сколько избирали? Согласно Конституции и Началам судоустройства 1938 года избирали на три года. До 1936 года избирали лишь на год. Три года – больше ответственности и больше возможностей. Он не временщик, он довольно крепко сидит, успеет войти в курс дела.

Выборы прошли, судьи были выборными, после окончания ВОВ перевыборы производили регулярно.


Похожая информация.


от 15.03.1946

ЗАКОН СССР

О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров Союзных и Автономных республик в Советы Министров Союзных и Автономных республик

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР В СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР И СОВЕТОВ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК - В СОВЕТЫ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. Преобразовать Совет Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Народные комиссариаты СССР - в Министерства СССР. В соответствии с этим впредь именовать Председателя Совета Народных Комиссаров СССР - Председателем Совета Министров СССР, заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров СССР - заместителями Председателя Совета Министров СССР и Народных комиссаров СССР - Министрами СССР.

2. Преобразовать Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик и Народные комиссариаты союзных и автономных республик - в Министерства союзных и автономных республик. В соответствии с этим впредь именовать Председателей Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - Председателями Советов Министров союзных и автономных республик, заместителей Председателей Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - заместителями Председателей Советов Министров союзных и автономных республик и Народных комиссаров союзных и автономных республик - Министрами союзных и автономных республик.

3. Внести необходимые изменения в соответствующие статьи Конституции СССР.

Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР законом о преобразовании союзного правительства от 15 марта 1946 года. В соответствии с законом народные комиссариаты всех уровней были преобразованы в соответствующие министерства, а наркомы стали министрами. После переименования полномочия и состав советского правительства СССР не изменились.

Совет министров СССР был правомочен в соответствии с Конституцией 1977 года решать все вопросы государственного управления. Деятельность Совмина регламентировалась законом «О Совете министров СССР». В сферу компетенции Совета министров входили, в частности: разработка государственных планов экономического и социального развития СССР и государственного бюджета, принятие мер по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, осуществление общего руководства строительством Вооруженных сил.

Совет министров СССР был упразднен в 1990 году в связи с учреждением Кабинета министров СССР при президенте СССР. С деятельностью Совета министров был связан самый длительный в истории Советского Союза период экономического роста.