Можно ли читать вечерние молитвы сидя. Когда нет сил молиться. Можно ли читать молитвы во время месячных

В данном разделе Вы сможете найти ответ на интересующий Вас вопрос, или задать свой - направив письмо по адресу [email protected]

Вопрос: После Божественной литургии служатся молебны. Скажите: какие бывают молебны? - Сергей Александрович

Православная Церковь установила для пользы молящихся очень много молебнов, почти на каждый случай жизни. Существуют особые молебны о выздоровлении болящих, о собирающихся в путешествие, для примирения враждующих, о начале всякого дела, Благодарственный, об умножении любви и по многим другим случаям. Молебны можно заказывать Господу, Божией Матери и разным святым по Вашему желанию.

Вопрос: Я стала ходить в храм недавно и поэтому только начинаю разбирать в терминах. Скажите пожалуйста: Как правильно обращаться к священникам? - Галина

В неформальной обстановке монахов, диаконов и священников по древнему обычаю называют "отцами". Таким образом, правильная форма обращения к ним: "Отец Анатолий", "Отец Николай" и т.п.

К священнику (но не диакону) можно также обращаться "Батюшка", без прибавления имени.

К епископу, архиепископу и митрополиту надо обращаться словом "Владыко", без употребления имени.

К Святейшему Патриарху обращаются: "Ваше Святейшество,…".

Вопрос: Я недавно вернулась из Греции, и меня там удивило, что в Храм женщинам разрешено входить без головного убора и в брюках, главное, чтобы были прикрыты колени и плечи. Не могли бы Вы рассказать, почему такое принципиальное отличие двух Церквей? - Наталья

В Русской Православной Церкви сохраняется традиция покрывать головы женщинам в храме. Обосновывается эта традиция словами Священного Писания. Апостол Павел говорит: «Мужу глава Христос, а жене глава - муж, потому муж не должен покрывать голову – он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа, и потому, она должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Всякая жена, молящаяся с открытою головою постыжает свою голову» и потому, заходя в храм женщина должна покрыть свою голову 1 Кор., 11, 5-17).

В Греции же эта традиция была утрачена. Это связано с тем, что страна много веков находилась под властью турок. Для любого грека женщины в платке ассоциируются с турчанками. Хотя впрочем, это вошло в обычай только в прошедший век - еще святой Нектарий Эгинский, живший в конце 19-го века в проповедях рекомендовал женщинам покрывать голову. В любом случае, не стоит никого осуждать и смущаться.

Вопрос: Является ли грехом ношение брюк женщинам? - Вероника

В Священном Писании и в Правилах святых отцов есть запрет на ношение женщинами мужской одежды. Многие с этим спорят, говоря, что брюки - это сейчас не мужская одежда. Но мы понимаем, что эта традиция возникла в 20 веке, когда в Европе набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. Православная женщина должна быть целомудренной. А, носящая брюки женщина, является источником соблазна для мужчин. Кроме того, брюки вредны для женщин и с медицинской точки зрения. Старец Паисий Афонский не разрешал носить женщинам брюк ни при каких обстоятельствах. Но каждая женщина сама решает за себя. Не будем судить.

Вопрос: Скажите пожалуйста из какого дерева был сделан Крест, на котором был распят Спаситель? - Николай

Согласно церковному Преданию, крест Спасителя состоял из трех пород деревьев: кипариса, певги (сосны) и кедра.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13).

В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля (31; 8). Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тирского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).

Вопрос: Объясните, пожалуйста, об отношении в Православии к католическим святым. Почему они творили чудеса? Это от лукавого? - Анна

В Православной Церкви и католичестве есть общие святые, которые были причислены к лику до разделения Церквей, в 1054 году. После отпадения, Католическая Церковь составила для себя ряд ложных учений, отказаться от которых уже ныне не в силах. Это значило бы перечеркнуть их всю почти 1000-летнюю историю, отказаться от всего накопленного "духовного опыта". Однако, говорить категорично: "чудеса в католичестве от лукавого", значит ставить Себя на место Судии, на место Бога. Этого делать нельзя, Господь Сам всех рассудит. Католическая Церковь отпала от Вселенской Церкви. Мы православные христиане и не должны быть горды тем, что имеем истинную веру, а должны благодарить Господа и в своих домашних молитвах просить за всех христиан мира: "Господи, по милости своей, спаси и прими всех христиан, которые веруют в Пресвятую Троицу, в Отца и Сына и Святаго Духа". Многие католические святые и святыни православными не почитаются, так как между западным и восточным христианством есть существенные различия в понимании самой святости. Однако это вовсе не означает необходимости неуважительного отношения к религиозным чувствам католиков. С участием и состраданием молиться о них, как об отпавших от христианской веры идолопоклонниках - жертвах папизма, стараясь, если угодно будет Господу, объяснить им их заблуждения "в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал.6,1), не вступая в бесплодные словопрения и памятуя наставление апостола: "Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем" (Кол. 4, 5).

Вопрос: Как относится церковь к кремации? - Константин

Церковь относится к кремации отрицательно. Сжигание трупов умерших - это языческая традиция, сохранившаяся во многих нехристианских религиях. Человек с православным мировоззрением понимает, что необходимо тело усопшего христианина предать земле, как положено - причем это необходимо не столько покойному, сколько живым.. Конечно, способ захоронения останков никак не влияет на загробную участь души усопшего т.к. они тем самым показывают, как относятся к усопшему, который при жизни (как его душа, так и тело) участвовал в Таинствах и некогда будет (вместе с телом) воскрешен для вечной жизни по образу Самого Господа нашего Иисуса Христа, который был погребен и воскрес именно в телесном человеческом образе, что и было неоднократно явлено святым апостолам, которые имели возможность это Божественное тело осязать. Разумеется, если почему-либо тело человека было уничтожено (огнем ли, другими ли какими-то стихиями) - это не помешает Господу восставить его в день Страшного Суда. Поэтому, если никакой возможности похоронить человека иначе, чем кремировав его, нет, это сделать можно, но, если все-таки есть возможность похоронить его "по-человечески" - нужно это сделать, даже если это влечет дополнительные денежные траты и заботы.

Вопрос: Правда ли что у каждого человека есть Ангел Хранитель, который ему помогает? - Елена

По учению Православной Церкви ангелы-хранители имеют попечение о людях. Каждому христианину при крещении дается Ангел-Хранитель. Блаженный Августин пишет: "Ангелы с великой заботливостью и с неусыпным усердием пребывают с нами всякий час и на всяком месте, помогают нам, промышляют о нуждах наших, служат посредниками между нами и Богом, вознося к Нему наши стенания и воздыхания. Сопутствуют они нам во всех путях наших, с нами входят и исходят, внимательно наблюдая, благоговейно ли и честно мы ведем себя среди рода лукавого, и с каким усердием желаем и ищем Царствия Божия". Христианину надо помнить своего доброго Ангела, который на протяжении всей его жизни заботится о нем, радуется его духовным успехам, скорбит об его падениях, и молитвенно обращаться к нему за помощью. Если Бога попросить, то Он поможет? Вот как говорит старец Паисий Святогорец: "Для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. Наш Бог не глух, чтобы не услышать нас, и не слеп, чтобы нас не увидеть. "Хощеши ли здрав быти?" - спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь, настолько быстро Бог оказывается возле тебя. "Просите и дастся", - говорит Священное Писание Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу" Паисий Святогорец "СЛОВА" Т.I-IV, М. 2002-2004гг.

Вопрос: Сейчас часто слышится даже в общественных местах нецензурная брань? Является ли сквернословие грехом? - Андрей

Грехи языка - одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, «не заметить». К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти всё ещё являются нецензурными. Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чем. Но слово - то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир. Это значит «красота». Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живём. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о человеке, а может и противоречить ему.
Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе... (Еф. 4, 29), - учит апостол (Павел).

Вопрос: Можно ли читать молитвы сидя или лежа? - Антонина Васильевна

Утренние и вечерние молитвы, Евангелие правильнее читать стоя, так как благоговейное расположение тела немало значит для молитвенного сосредоточения. Во время молитвы человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой, благоговейное расположение. Но в особенных жизненных обстоятельствах: при болезни, в транспорте, при беременности и кормлении ребенка, конечно, можно читать молитвы сидя. Если болезнь такова, что от жара и ломоты в костях и сидеть трудно, то лучше молиться лежа, чем вовсе не молиться.

«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил святитель Филарет Московский (Дроздов).

Что такое Соборование и как к нему подготовиться? - Ольга

Елеосвящение (или Соборование) - это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем (маслом), освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием и потому что для его совершения собирается несколько священников - собор. Собороваться может любой крещеный православный христианин. Особого приготовления или специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение - это обязанность любого православного христианина. Соборование не отменяет и не заменяет таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать. Святой апостол Иаков пишет: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак.5:14, 15). На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

Работая в миру, часто приходиться слышать «елейные» речи подчиненных в адрес начальствующих. Что такое лесть и человекоугодие и как от них избавиться? - Евгений

Лесть это неискренние похвалы, чаще всего не соответствующие действительности. Лесть – одна из многих форм лжи. Человекоугодие печется сверх своих обязанностей угодить человеку, услужить ему, унизиться перед ним, исполнить любое его желание, даже противное Закону Божию.

Человекоугодие - грех против первой заповеди закона Божия, состоящий в том, что угождают людям в такой степени, что для того не радят об угождении Богу. "Если бы я и поныне угождал людям, говорит апостол, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1:10).

Лесть и человекоугодие обычно вызваны корыстным интересом- желанием получить земные блага без трудов и заслуг или страхом потерять то, что человек уже имеет. Они имеют место в отношениях подчиненного с начальником, слабого с сильным, просителя с благотворителем. Человекоугодие имеет своих «помощников»: унижение, лесть, лицемерие. Если же лесть и угождение не принесли желаемого результата, они сменяются досадой и раздражением на человека, перед которым понапрасну унижались.

Лесть и человекоугодие нравятся людям гордым и тщеславным, которые принимает это как должное.

По внешнему выражению лесть и человекоугодие порой бывают очень похожи на законное почитание старших и любовь к ближнему. Как же различить их? Отличие последних состоит в искренности, безкорыстии и намерении исполнить этим Закон Божий. Однако даже в самых искренних похвалах и безкорыстной услужливости есть допустимые границы, о которых нужно помнить, чтобы не соблазнять ближних.

Не просто заметить за собой лесть и человекоугодие, увидеть их по отношению к себе и признать их своими грехами, но еще труднее от них избавиться, если они уже успели войти в привычку. Началом исправления бывает Исповедь в этих грехах и стяжание страха Божия.

Скоро наступает Петров пост. Сколько он продолжается и почему так называется? - Людмила Петровна

Петров пост устанавливается перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается пост в понедельник, через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 11 июля, перед днем празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, если праздник святых апостолов Петра и Павла не попадает на в среду или пятницу. Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.

Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Петров пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский. Преподобный Ефрем Сирин писал: "Возлюби прекраснейший пост - дело досточестное и богоугодное. Пост - колесница, возносящая на небо". В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В этом году Петров пост начинается 1 июля и заканчивается 12 июля. Так как день апостолов Петра и Павла попадает на пятницу, в этот день разрешается вкушение рыбы, а уже со следующего дня начинается мясоед.

Вот как пишет о посте Евгений Поселянин:
"Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы, как это было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн и парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем большей продолжительности жизни. И замечено, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо продолжительнее, чем человек, постоянно слишком обильно питающийся".

Как в вашем храме можно покреститься и что для этого надо? - Ирина

В нашем храме таинство Крещения младенцев совершается по субботним дням в 11.00, взрослых – по воскресным дням в 11.00.

Предварительно необходимо пройти два собеседования (огласительные беседы), которые проводятся в настоящее время по субботам в 12.00, и воскресным дням в 10.00.

Если крещение совершается над взрослым человеком, необходимо его личное присутствие на огласительной беседе (восприемник по желанию), если над младенцем – необходимо присутствие одного из восприемников, и одного из родителей.

В тех случаях, если готовящийся к принятию таинства Крещения (восприемник младенца) прошел оглашение в другом храме, необходимо предъявить справку с печатью храма.

В тяжелые годы лихолетья часто людей крестили тайно. Что делать, если не известно: крещен ли человек или нет, а спросить уже не у кого, все умерли? - Антонина Петровна

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора необходимо крестить людей, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: "Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …".

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К аким должно быть ежедневное молитвенное правило православного христианина? Можно ли читать акафисты по личному душевному желанию, или акафисты читаются только по благословению и в определенные дни? Как правильно читать акафисты — вслух или про себя, нараспев, и в какой последовательности? Как правильно читать каноны дома? Сидя или стоя?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«П равило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, (…) по возможности можно прочесть и кафизму из Псалтири, а также и почитать и канон.

Я как-то одного человека спрашиваю:

– Надо ли каждый день обедать и ужинать?

– Надо, – отвечает он, – но я помимо этого еще что-то могу перехватить, чайку попить.

– А молиться? Если наше тело требует пищи, не паче ли того – душа? Мы тело кормим для того, чтобы в теле держалась душа и очищалась, освящалась, освобождалась от греха, чтобы Дух Святой пребывал в нас. Надо, чтобы она уже здесь соединилась с Богом. А тело – это одежда души, которая стареет, умирает и рассыпается в прах земли. А мы на это временное, тленное особое внимание уделяем. Уж так о нем заботимся! И кормим, и поим, и красим, и в модные тряпки одеваем, и покой даем – очень много внимания уделяем. А для души подчас и заботы нашей не остается. Ты молитвы утренние читал?

– Значит, тебе и завтракать нельзя. А если ты и вечерние не собираешься читать, значит, тебе и ужинать нельзя. И чай пить тебе нельзя.

– Я умру с голоду!

– Так и душа твоя умирает с голоду!

Вот, когда человек правило это сделает нормой своей жизни, то на душе у него мир, тишина и покой. Господь посылает благодать, и Матерь Божия, и Ангел Господень молятся. Помимо этого христиане еще молятся святым, читают другие акафисты, душа так и питается, довольна и рада, мирна, человек спасается.

Но не надо так читать, как некоторые, делать вычитку. Прочитали, оттарабанили – по воздуху, а в душу не попало. Чуть затронь такого – вспыхнул! Но себя считает большим молитвенником – «молится» очень хорошо. Апостол Павел говорит: «Лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор.14:19) Лучше пять слов пройдут в душу, нежели тьма слов мимо души.

— Читать акафисты можно хоть каждый день. Знал одну женщину (звали ее Пелагия), она каждый день читала по 15 акафистов. Господь давал ей особую благодать. У некоторых православных бывает по много акафистов собрано – и 200, и 500. Они обычно каждый праздник, отмечаемый Церковью, читают определенный акафист. Например, завтра праздник Владимирской иконы Божией Матери. Люди, имеющие акафист этому празднику, будут читать его.

— Акафисты хорошо читать на свежую память, т.е. с утра, когда ум не отягощен делами житейскими. Очень хорошо вообще молиться с утра до обеда, пока тело не отягощено пищей. Тогда есть возможность прочувствовать каждое слово из акафистов, канонов.

Все молитвы и акафисты лучше всего читать вслух. Почему? Потому, что слова через слух входят в душу и лучше запоминаются. Постоянно слышу: «Мы не можем выучить молитвы…» А их и не надо учить – их просто надо постоянно, каждый день читать – утром и вечером, и они сами по себе запоминаются. Если «Отче наш» не запоминается, то надо там, где наш обеденный стол, прикрепить бумажку с этой молитвой.

Многие ссылаются на плохую память по старости, а когда их начинаешь спрашивать, разные бытовые вопросы задавать, все помнят. Помнят, кто когда родился, в каком году, дни рождения у всех помнят. Знают, почем что сейчас в магазине и на рынке – а ведь цены постоянно меняются! Знают, сколько стоят хлеб, соль, масло. Все прекрасно помнят. Спросишь: «На какой улице живешь?» – все скажут. Очень хорошая память. Но вот запомнить молитвы никак не могут. А это оттого, что у нас на первом месте плоть. И мы уж так заботимся о плоти, все помним, что ей на потребу. А о душе не заботимся, поэтому-то и память у нас плохая на все доброе. На плохое– то мы мастера…

— Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом и от всех бесовских напастей, и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку «Часы приема с… до…» К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этого человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов – это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать».

Не всегда есть силы и возможность стоять. Работа связана с тяжелым физическим трудом, и к вечеру человек устает настолько, что ноги гудят. В силу преклонных лет открываются возрастные заболевания. Беременная женщина, у которой тянет поясницу и отекают ноги. Причин много, а человек испытывает потребность в молитве.

Что же теперь, не молиться вовсе? Нет, конечно. Обязательно молиться сидя. И так делать можно, несмотря на возмущение бабушек из церкви.

Что такое молитва?

Это непосредственное общение с Богом. Разговор с Ним. Это беседа ребенка со своим Отцом. Но не станем объясняться высокими словами, а расскажем об этом проще.

Когда мы молимся, мы встречаемся с Богом. Встречаемся с Богородицей и со святыми, к которым молитвенно припадаем. Мы просим их о чем-то, а через какое-то время понимаем, что наша просьба исполнена. И благодаря этому приходит осознание участия святых в нашей жизни, равно как и участия Бога. Он всегда рядом, всегда готов помочь и терпеливо ждет, когда же мы обратимся к нему.

Есть еще один вид молитвы. Это молитва - диалог. Когда человек ведет беседу, ему важно не только высказаться, но и услышать мнение собеседника. В тот момент, когда мы возносим молитвы Богу, нужно быть готовыми к тому, что Он открывается нам. Порой не так, как мы представляем Его. Поэтому и нельзя придумывать себе образ Бога, как-то представлять его. Мы видим Бога на иконах, видим Матерь Божью, святых угодников. Этого достаточно.

Читать молитвы сидя можно ли? Представьте, что человек пришел к своему отцу. Пришел после работы, очень хочет поговорить с ним, но ноги болят и устали так, что стоять просто сил нет. Неужели отец, видя это, не станет разговаривать со своим ребенком? Или заставит его стоять в знак уважения к родителю? Нет, конечно. Скорее наоборот: видя, насколько устал сын, предложит ему скорее сесть, выпить чашку чая и поговорить.

Так неужели Бог, видя рвение человека, не примет искренней молитвы только из-за того, что молящийся сидит?

Когда мы молимся?

Чаще всего, когда что-то случается в жизни и срочно нужна помощь. Тогда человек начинает молиться и просить этой помощи у Бога. Иной надежды у него просто не остается. Помощь приходит, довольный человек радуется, забывает поблагодарить и отходит от Бога до следующей экстренной ситуации. Правильно ли это? Вряд ли.

В идеале мы должны жить с молитвой. Жить с ней так же, как мы живем с воздухом. Люди же не забывают дышать, ибо без кислорода мы просто умрем через несколько минут. Без молитвы умирает душа, это ее "кислород".

При нашей загруженности и условиях жизни непрестанно находиться в молитве крайне непросто. Суета на работе, суета в быту, окружающие люди - этого всего слишком много. И слишком шумно вокруг нас. Однако мы просыпаемся утром. И о чем думаем в первую очередь? О том, что должны сделать сегодня. Встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем и вперед - навстречу новой суете. А нужно немного скорректировать свое утро. Встать и поблагодарить Бога за еще один дарованный день. Попросить Его заступничества в течение дня. Конечно, самый лучший вариант - прочесть утренние молитвы. Но и благодарность от сердца еще никто не отменял.

Молитва в течение дня

Такое возможно при нашей-то загруженности? Почему бы нет, все возможно. Можно ли молиться сидя, например, в машине? Конечно. Можно ехать на работу, а мысленно молиться Богу.

Сел человек кушать - перед трапезой нужно помолиться мысленно, прочесть "Отче наш". Этого никто не услышит, а какая польза для молящегося! Поел, поблагодарил Господа за трапезу - и снова пошел работать.

Молитва в храме

Можно ли молиться сидя православному человеку? Тем более в храме, где все стоят? По немощи - можно. Есть такая замечательная фраза Митрополита Московского Филарета: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах".

При некоторых болезнях человеку сложно стоять. И при других немощах не всегда легко. Поэтому не стоит смущаться от того, что присели на лавочку в храме. Есть в богослужении определенные места, при возглашении которых нужно встать. Это Херувимская песнь, чтение Евангелия, молитвы "Верую" и "Отче наш", вынос Чаши. В остальных случаях, если чувствуете, что не можете выстоять службу, присядьте.

Домашняя молитва

Можно ли перед иконами сидя молиться дома? В этом нет ничего страшного в том случае, если человек это делает по болезни или другим уважительным причинам. Если же просто от лени, лучше не лениться и встать, помолиться стоя.

В том случае, когда молящийся сильно устал, вполне допустимо сесть на стул или на диван возле икон, взять в руки молитвослов и помолиться от души.

Как быть больным людям?

А что, если человек настолько болен, что не может самостоятельно подняться? Или прикован к кровати? Или лежит в силу совсем преклонного возраста? Ему даже молитвослов в руки не взять. Как тогда молиться? И вообще, можно ли молиться лежа или сидя?

В таком случае можно попросить кого-то из домочадцев подать молитвослов. Держать его в непосредственной близости от кровати, таким образом, чтобы больной мог самостоятельно дотянуться до него. Точнее, протянуть руку и взять. Что касается чтения Евангелия, то домашние вполне могут выделить пару минут и прочесть по просьбе больного отрывок из него.

Ко всему прочему, лежачий человек способен творить молитву мысленно. Обращаться к Богу своими словами, в этом нет ничего предосудительного. В молитве, идущей из глубины сердца, от всей души, разве может быть что-то оскорбительное для Бога? Даже если она читается в "неустановленной" позе. Господь видит сердце молящегося, знает его мысли. И принимает молитву больного или немощного.

Можно ли молиться дома, сидя или лежа? Да. И не просто можно, а нужно. "Врача к себе не кличут здравые, а вот болящим очень нужен врач". И не только в буквальном смысле этих слов.

Может ли молитва быть неугодной?

Сложный вопрос. Она может быть не услышана, скорее. Почему? Все зависит от качества молитвы. Если человек шаблонно прочел за 15 минут, не вдумываясь в слова и их смысл, закрыл молитвослов - и на этом точка, какая же это молитва? Человеку непонятно, что и зачем он читал. А Богу шаблон не нужен, Ему нужна искренность.

Кому можно молиться сидя, дома? И Богу, и Богородице, и святым. Пусть молитва будет совершаться в сидячем положении, но исходя из сердца. Это лучше, чем стоя перед иконами просто прочитать правило, ничего в нем не поняв и не попытавшись это сделать.

Детская молитва

Можно ли молиться сидя ребенку? Детская молитва считается самой искренней. Потому что дети невинны, наивны и доверяют Богу. Не зря же сам Господь сказал: будьте как дети.

Для деток существуют послабления. В том числе и в молитвенном правиле. Самое главное - это не принуждать ребенка читать длинные и непонятные для него молитвы. Пусть малыш прочитает перед сном, например, "Отче наш" и поговорит с Богом своими словами. Это куда полезнее, нежели вычитывание правила с холодным сердцем, потому что мама так сказала, то есть по принципу "надо взрослым". А надо не взрослым, надо должно быть самому ребенку.

Благодарственные молитвы

Мы часто просим, не благодаря. О последнем нельзя забывать. Нам было бы неприятно выполнить чью-то просьбу, а в ответ не услышать спасибо. Почему же Бог должен нам что-то давать, зная нашу неблагодарность?

Можно ли молиться сидя, читать благодарственный акафист или возносить Вы устали? Плохо себя чувствуете? Болят ноги? Тогда сидите и не переживайте по этому поводу. Сели, взяли в руки акафист или молитвослов, и читаете спокойно, не торопясь, вдумчиво. Огромная польза для молящегося. И Богу радостно видеть такую искреннюю благодарность.

Когда нет сил молиться

Бывает такое, что нет сил молиться. Никак. Ни стоя, ни сидя, ни лежа. Не идет молитва, человек не хочет этого делать.

Как быть тогда? Заставить себя подняться, встать перед иконами, взять в руки молитвослов и прочитать хотя бы одну молитву. Через силу. Потому что не всегда нам хочется молиться, как бы это удивительно ни звучало. Разве можно не хотеть общаться с Богом? Это дико, странно, непонятно, но такие состояния бывают. И при их появлении необходимо понуждать себя на молитву.

Но она же будет не от души наверное? А тут уже все зависит от молящегося. Можно вчитываться в каждое слово с предельным вниманием, хотя бы это и всего лишь одна молитва. Такой молитвенный настрой будет куда полезнее, чем если не помолиться вообще или прочитать правило одними губами, когда мысли при этом где-то далеко-далеко витают.

Сколько времени занимает Минут 20, не более. Это потому, что человек быстренько его прочитывает, и все. Так лучше эти 20 минут потратить на прочтение двух молитв, но с толком и сосредоточением, чем отчитать кое-как, потому что положено так.

Важное дополнение

Что необходимо знать, приступая к молитве? Только лишь ответ на вопрос, можно ли молиться сидя или лежа? Нет. Основное, о чем необходимо помнить - что молиться нужно вдумчиво. Пытаться понять каждое слово молитвы. А еще последняя должна исходить из сердца. Вот для чего нужно не только вычитывать правила, но и молиться своими словами.

Заключение

Из статьи мы узнали, можно ли молиться сидя. В случае тяжелого заболевания, старческой немощи, беременности или очень сильной усталости это не возбраняется. Разрешено молиться сидя деткам.

Что касается лежачих больных, то в их случае вполне уместно возносить молитвы Богу в привычном положении.

Важно не положение, хотя оно играет не последнюю роль. Самое главное - это сердце и душа человека, искренняя, горящая и стремящаяся к Богу.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, - необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, - около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы - во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается - не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы - «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило - необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило - для человека, а не человек - для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.

Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.

Молиться с чистым сердцем

Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой . Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость - это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.

Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель , «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.

С какими чувствами молятся Богу

По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, - это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.

С какими словами надо обращаться к Всевышнему

Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили . Они освящены авторитетом , святы сами слова этих молитв.

Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами . Однако к ней можно прибавить и свои просьбы .

На каком языке нужно молиться в церкви и дома?

Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке , за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.

В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский .

Как правильно молиться святым

Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю - , в честь которого молящийся был .

В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему - тропарь и кондак.

Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.

Как нужно начинать и заканчивать молиться

  • Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться .
  • Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву .
  • В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением .

У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.

Молитвенное правило в православии

Большинству людей трудно определить для себя : некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.

Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.

Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.

Что такое молитвенное правило

Молитвенное правило (иначе келейное) - это четко установленная последовательность молитв , предназначенных для ежедневного чтения . Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.

Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.

Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.

Как исполнять молитвенное правило

Молитвенное правило совершается . Оно читается стоя или на коленях , в случае болезни читать можно сидя.

Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.

Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением . Слова молитв нужно произносить неторопливо , вникая в их смысл . Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.

Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.

Православный молитвослов

В православном молитвослове обычно содержатся

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Как не отвлекаться во время молитвы

Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.

Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.

Единственное средство против них - сопротивляться , не поддаваться им и продолжать молитву , даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.