Нормы согласования прилагательных с существительными. Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам. Анатомический термин с согласованным определением

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

Согласование с местоимением «кто», «что».

Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.

Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):

Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

Согласование существительных, связанных с числительными «два», «три», «четыре», с определениями.

1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

С пригорка было видно две заснеженных вершины.

Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

Согласование между сказуемым и подлежащим, представляющим собой собирательное количество («большинство», «половина», «ряд», «часть»).

  1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
  2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

  • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
  • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
  • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными : Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
  • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    Сегодня мы получим полезную информацию об имени прилагательном в испанском языке (Nombre adjetivo). Прилагательное испанского языка разделяется на две большие подгруппы:

    • качественные имена прилагательные (calificativos ):
    • относительные имена прилагательные (relativos ):

      el plan anual (годовой план),
      la región agrícola (сельскохозяйственный регион),
      el día estival (летний день)

    Эта группа прилагательных по своему значению схожа с прилагательными русского языка. Они обозначают качество, свойства и признаки предмета или явления, которое описывают.

    Качественные прилагательные имеют 3 степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.

    Например:

    Относительные имена прилагательные

    Эта группа также указывает на признак предмета, но при этом обязательно указание на его отношение к лицу, явлению, действию или еще одному предмету.

    Эти прилагательные образуются от уже имеющихся названий предметов, действий или явлений, через которые они выражают признак. Они могут указывать на:

    • материал, из которого сделан предмет (férreo — железный);
    • обстоятельства времени, места… (madrileño — мадридский);
    • отношение к лицу или животному (felino – кошачий);
    • отношение к предмету или понятию (marítimo – морской)
    • отношение к действию или понятию (corriente – текущий).

    В современном испанском языке часто используют предлог de + существительное , вместо одного прилагательного, если говорят о материале, из которого изготовлен предмет: la caja de cartón (картонная коробка) вместо la caja cartonera .

    Особенность испанских прилагательных состоит в том, что качественных прилагательных намного больше, чем относительных. И, плюс ко всему, в испанском языке отсутствуют притяжательные прилагательные, такие как мамин, бабушкино, отцовский и тому подобное.

    Согласование имен прилагательных с существительными

    Прилагательное испанского языка всегда около себя имеет существительное, которое оно описывает. Имя существительное в большинстве случаев стоит перед именем прилагательным. Также прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Прилагательное, согласуясь с существительным в роде, имеет такое же окончание, как и существительное (не считая некоторых исключений, о них немного позже).

    Если существительное женского рода, тогда у прилагательного будет окончание – а . При существительном мужского рода будет стоять прилагательное с окончанием – о . Их называют прилагательными двух окончаний.

    Например:

    el papel blanco (белая бумага)

    la mesa blanca (белый стол)

    Прилагательные одного окончания характеризуются окончанием на любую согласную или гласную кроме – о . Их окончания не меняются в зависимости от рода существительного.

    Например:

    el libro común (общая книга)

    la causa común (общая причина)

    el papel verde (зеленая бумага)

    la mesa verde (зеленый стол)

    la casa grande (большой дом)

    el país grande (большая страна)

    Все прилагательные с конечным суффиксом –ista относятся к прилагательным одного окончания:

    socialista (социалистический)

    idealista (идеологический)

    Прилагательные, которые указывают на национальность, оканчиваясь в мужском роде на согласную, и прилагательные, которые оканчиваются на — an , — on , — or , в женском роде добавляют окончание – а :

    Например:

    el periódico inglés (английская газета)

    la revista inglesa (английский журнал)

    el baile andaluz (андалузский танец)

    la canción andaluza (андалузская песня)

    От положения прилагательного относительно имени существительного (перед или после) может меняться смысл всего выражения.

    Это относится к таким прилагательным:

    Испанский вариант слова

    Перевод в положении перед существительным

    Перевод в положении после существительного

    недавно приобретенный

    недавно сделанный

    несчастный

    обыкновенный

    грустный

    определенный

    известный

    Например:

    un buen hombre (добрый человек)

    un hombre bueno (хороший человек)

    un triste empleado (обыкновенный служащий)

    un empleado triste (грустный служащий)

    Следует помнить, что если указанные прилагательные сочетаются с наречием или каким-либо другим словом, то в этом случае они независимо от выражаемого смысла стоят после существительного. Правильно будет сказать Juan es un hombre muy bueno (Хуан очень добрый человек). Вместо фразы Juan es un muy buen hombre .

    Усеченные формы прилагательных

    Иногда случается употребление качественных прилагательных перед существительным в единственном числе. В этом случае следует употреблять усеченную форму прилагательных grande (великий, большой), malo (плохой), bueno (хороший).

    Например:

    el gran hombre (великий человек)

    un buen camino (хорошая дорога)

    el mal libro (скверная книга)

    Прилагательные bueno , malo могут употребляться в усеченной форме только перед существительными мужского рода.

    Описывая качества группы существительных, прилагательное обычно согласуется в роде и числе только с первым существительным из группы:

    En el barrio hay nuevos almacenes, peluquería y cine (В квартале есть новые магазины, парикмахерская и кино­театр).

    Прилагательные испанского языка – это не так сложно, как кажется. Лексическое значение нужно, конечно, заучивать, а вот употребление и согласование с существительными с практикой доходит до автоматизма, и вы легко их употребляете в речи. В изучении любого иностранного языка важна практика его использования в разговоре.

    Ознакомиться с правилами употребления прилагательных можно еще и здесь

    ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района

    г.Санкт-Петербурга

    Коррекционно-развивающее направление


    Конспект индивидуального занятия по теме:

    «Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.»

    Составила:

    учитель

    Щеголева Е.В.

    Санкт-Петербург

    2016г.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

    Логопедическая тема : Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

    Цель: Правильное употребление в речи имен прилагательных, изменение имен прилагательных в роде и числе.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные :

    1. активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
    2. совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    3. развитие логического мышления.
    4. развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.
    5. закрепление умений словообразования прилагательных.

    Воспитательные:

    1 Воспитание интереса к учебному процессу.

    2 Формирование чувства уверенности в своих возможностях.

    3 Воспитание усидчивости и внимания.

    Оборудование: р абочая тетрадь; индивидуальные карточки с заданиями.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Здравствуй! Садись. Будь внимательна, сейчас я тебе прочту загадку, попробуй отгадать:

    С существительным дружу
    И нисколько не тужу.
    Моя основная примета:
    Обозначаю признак предмета.
    Лед какой? Холодный, гладкий.
    Чай какой? Горячий, сладкий.
    Изменяюсь по родам,
    Числам и падежам.
    Люблю детей внимательных.
    Кто я?...(прилагательное).

    II. Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме:

    1) Закрепление знания об имени прилагательном

    Из данных слов выбери только прилагательные:

    Солнце яркое светит

    Лист узкий падает

    Морковь пушистый лежит

    Сок зрелая налить

    Кот интересная растет

    С какими словами в предложении дружат имена -прилагательные? (Ответ).

    2) Составление словосочетаний

    Подбери к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные (карточка):

    Солнце яркое

    Лист яблочный

    Морковь пушистый

    Книга осенний

    Сок зрелая

    Кот интересная

    Читаем получившиеся словосочетания, четко проговаривая и выделяя окончания, используя вопросы

    3)Составление предложений

    - Прочитай, вместо точек встать подходящие по смыслу прилагательные:

    На грядке было много... моркови. (зрелая)

    В магазине продают … сок. (яблочный)

    На крыльце лежал … кот. (пушистый)

    С дерева упал…лист. (осенний)

    На небе светит …солнце. (яркое)

    Девочка прочитала … книгу. (интересную)

    III.Физминутка к уроку русского языка по теме «Прилагательное».

    Глубокий короткий вдох и длинный плавный выдох.

    «Какой? Какая? И какое?», -

    Дружно хором повторяем.

    Прилагательные знаем,

    Хором дружно повторяем:

    «Не забудем никогда

    Эти классные слова!»

    IV. Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

    1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

    Определи род и число прилагательных:

    Солнечный луч Доброе сердце

    Верные товарищи Колючий ёрш

    Берёзовый пень Деревянный стул

    Летучая мышь Звёздные ночи

    Хороший врач Пятнистые олени

    Вкусные помидоры - Чистое окно

    1. Игра «Один - много».

    Измени число прилагательных

    Солнечный луч - Доброе сердце -

    Верные товарищи - Колючий ёрш –

    Берёзовый пень - Деревянный стул -

    Летучая мышь - Звёздные ночи -

    Хороший врач - Пятнистые олени –

    Вкусные помидоры - Чистое окно –

    Запиши получившиеся ответы в тетрадь.

    V. Итог занятия:

    О какой части речи говорили сегодня?

    Что обозначает имя прилагательное?

    Сегодня, ты хорошо поработала. До свидания!


    Латинские прилагательные согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. Такое сочетание называют согласованным определением. В медицинской и ветеринарной терминологии прилагательные записываются после существительного. Cогласованное определение на русский язык переводится согласованным определением. Например: musculus latus – широкая мышца; intestinum caecum – слепая кишка.

    При согласовании прилагательного с существительным нужно:

    1) записать существительное и прилагательное в словарной форме;

    2) выбрать прилагательное, соответствующее роду существительного;

    3) написать определяемое существительное и приписать выбранную родовую форму прилагательного, образовав термин в именительном падеже единственного числа.

    Примеры согласования прилагательных

    1-й группы в Nom . sing .

    термин существительное прилагательное

    cедалищный нерв nervus, i, m ischiadicus, a, um

    nervus ischiadicus

    скуловой гребень crista, a , f zygomaticus, a, um

    crista zygomatica

    правое предсердие atrium, i, n dexter, tra, trum

    atrium dextrum

    Если существительное и согласованное с ним прилагательное относятся к одному и тому склонению, они имеют одинаковые падежные окончания.

    NB ! Окончания существительного и прилагательного не всегда совпадают. Например: oculus sinister - левый глаз.

    Анатомический термин с согласованным определением

    В анатомической терминологии используется не только несогласованное, но и согласованное определение. Согласованное определение выражается прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое?. При переводе терминов с согласованным определением необходимо соблюдать правильный порядок слов: в латинском языке прилагательное стоит после существительного, в русском языке – перед существительным, к которому оно относится. Например:

    Vertebra thoracica Грудной позвонок

    Сущ.Nom. Пр. Nom. Пр. Им. п. Сущ. Им.п.

    Наружная косая мышца. Musculus obliquus externus

    Пр.Им.п. Пр.Им.п. Сущ.Им.п Cущ.Nom. Пр.Nom. Пр.Nom.

    УПРАЖНЕНИЯ

    Упражнение 1 . Согласуйте прилагательные с существительными и просклоняйте.

    Fascia (latus, a, um), palatum (durus, a, um), musculus (rectus, a,um), lamina (palatinus, a, um), membrum (dexter, tra, trum), sulcus (cavernosus, a, um).

    Упражнение 2. Переведите с русского языка на латинский, запишите в Nom. и Gen. sing.

    Глубокая связка, длинное ребро, правый глаз, тазовая конечность, резцовая ямка, левый угол, срединная перегородка.

    Упражнение 3. Просклоняйте по-латыни и по-русски.

    Nodus lymphaticus – лимфатический узел, сosta vera – истинное ребро, intestinum caecum – слепая кишка.

    Контрольные задания

    1. Назовите вид определения.

    Fundus ventriculi, musculus obliquus, cavum cranii, septa ossea, intestinum rectum, fracturae vertebrarum, medulla rubra.

    2. Переведите письменно на латинский язык.

    Внутренняя и наружная артерия, истинные и ложные рёбра, блуждающие нервы, красное и жёлтое ядро, грудная и тазовая конечность, сложные переломы, глубокие поперечные связки, правый и левый желудочек.

    3. Просклоняйте, согласовав прилагательное с существительным.

    Фиброзная капсула, поперечная ободочная кишка, средний палец, барабанная перепонка, твердое нёбо, правая доля.