Применение права понятие основания стадии. Теория государства и права. Курс лекций Применение права. Акты применения права

Теория государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

43. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА, ПОНЯТИЕ, СТАДИИ

Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав.

Напр., защищая право на жилище, правоприменитель может признать это право, выселить правонарушителя, обязать предоставить жилище, но не может его построить.

Признаки применения права:

1) право применяется только уполномоченными органами и должностными лицами;

2) применение права имеет государственно-властный характер;

4) применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке (в процессуальной форме или в соответствии с менее развитыми процедурными правилами)

Стадии применения права:

1) установление фактической основы дела,

2) установление юридической основы дела,

3) принятие решения Первые две стадии взаимосвязаны и во времени переплетены. По существу, речь идет о доказывании и юридической квалификации фактов, напр. квалификации преступления. Для того чтобы знать, какие факты имеют значение, необходимо знать, какая норма права будет применяться, и наоборот, чтобы правильно выбрать норму права, которая должна применяться, необходимо уяснить имевшие место факты. Деятельность правоприменителя поэтому носит эвристический характер (т. е. направлена на установление неизвестных фактов). С другой стороны, эта деятельность является юридической, так как производится в соответствии с нормами права, регламентирующими процесс доказывания.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

4.15.3. Ведение бухгалтерского и налогового учета после утраты права на применение «упрощенки» При возврате на общий режим налогообложения организациям необходимо восстановить бухгалтерский и налоговый учет с начала квартала, в котором было утрачено право на применение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПОНЯТИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации означает право использовать такой результат или такое средство любым не противоречащим закону способом. Исключительное право также дает

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

27. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ПАТЕНТНОГО ПРАВА Патентное право – это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Трудовое право – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда.В зависимости от экономического

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

28. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.Признаки нормы права:1) общеобязательность нормы означает, что она -а) адресована неопределенному кругу

Из книги Энциклопедия юриста автора

36. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, СТАДИИ Правотворчество – это вид деятельности гос-ва: в результате которой политич. воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

45. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫ Толкование права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного нормативноправового акта. При толковании происходит переход от формы права (т. е. от текста закона) к содержанию права (т. е. к правовой норме). Поэтому

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Применение права ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами., Все множество определений и подходов к раскрытию содержания П.п. сводится к следующему. Во-первых, П.п. в

Из книги автора

Из книги автора

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов

Из книги автора

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

Из книги автора

29. Понятие и принципы патентного права Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных

Правоприменение – особая форма реализации права, в которой государство еще раз (после издания нормативного правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства, в частности когда:

  • необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признать гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
  • диспозиция нормы вообще не может реализована без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
  • речь идет о реализации санкции.

Правоприменение характеризуется следующими признаками.

  • 1. Осуществляется особым субъектом – специально уполномоченным государственным органом (должностным лицом). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).
  • 2. Носит государственно-властный характер.
  • 3. Является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний, в которых поименно определяются субъекты, конкретизируются их права и обязанности.
  • 4. Выступает формой управленческой деятельности государства.
  • 5. Осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В праве имеются целые процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.
  • 6. Представляет собой особую стадию в процессе реализации юридических норм, поскольку акты применения права в итоге все равно реализуются в ординарных (обычных) формах реализации права – использования, исполнения и соблюдения, которые в этом смысле являются универсальными формами.
  • 7. Представляет собой сложный, стадийный процесс, распадается на ряд стадий.
  • 8. Носит творческий характер. Правоприменение не является механическим актом подведения частного случая под общее правило. Жизненные ситуации очень разнообразны, и со стороны правоприменителя всегда требуется приложение значительных интеллектуальных усилий для правильного (законного и обоснованного) разрешения юридического дела.
  • 9. Его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Стадии применения права

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий . В качестве основных можно выделить три стадии:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права);
  • 3) решение юридического дела.

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие, "реальные" стадии и указаны.

Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

  • 1) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
  • 2) проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);
  • 3) проверку правильности текста нормативного правового акта ("низшая" критика);
  • 4) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

Акты применения права

По результатам правоприменения выносится акт применения права официальный акт-документ компетентного органа , содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты-документы можно поделить на три группы – нормативные, индивидуальные и интерпретационные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативными правовыми актами:

  • 1) представляют собой письменные акты-документы;
  • 2) исходят от государства;
  • 3) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера (нормы права), а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Нормативные акты действуют продолжительное время, иногда целые десятилетия и века, рассчитаны на широкий круг лиц, на многократное применение содержащихся в них правил. Акты применения права относятся лишь к указанным в них лицам, издаются для решения отдельно взятого случая и тем исчерпывают свое назначение. Примером соотношения нормативного правового акта и акта применения права в уголовном праве является соотношение уголовного кодекса (нормативный правовой акт) и приговора суда (правоприменительный акт), в гражданском праве – гражданского кодекса и решения суда по конкретному делу.

Виды применения права

Правоприменение бывает двух видов – позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии. Иными словами, позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм (регулятивных норм).

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций норм права.

Таким образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное – может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

  • Под "стадией" понимают отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

Применение права всегда считалось особой и наиболее сложной формой реализации права. Оно представляет собой властную деятельность государственных и иных уполномоченных на то органов, состоящую в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения. Другими словами, это конкретизация общих правовых предписаний (их «привязка») относительно конкретной жизненной ситуации и принятие соответствующего решения.

От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:

  • - составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;
  • - имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение, приговор суда); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
  • - обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта - действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и в обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, указ Президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его Администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администраций субъектов РФ);
  • - правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.

Применение юридических норм, как отмечалось, - особая форма реализации права. Если соблюдение, исполнение и использование юридических правил непосредственно реализуется в жизнь, то в этом случае субъективные права и субъективные обязанности возникают в соответствии с волеизъявлением сторон, например, в договоре купли- продажи приобретенная вещь есть юридический результат их реализации. Специфика правоприменения состоит в том, что права и обязанности, юридические последствия не возникают «напрямую», непосредственно. Законодатель для наступления определенного правового эффекта использует соответствующий юридический механизм. Нельзя, скажем, назначить самому себе пенсию по старости лет или привлечь себя к юридической ответственности и т. п. Для этого необходимы проявление воли компетентного органа, государственного или муниципального, либо такие юридические последствия, которые возникают в связи осуществлением соответствующих правомочий полномочного субъекта (например, директора предприятия).

К основаниям применения права относятся:

  • - во-первых, ситуации при которых позитивные юридические права и обязанности не могут возникнуть без проявления воли уполномоченного органа, например, право на пенсионное обеспечение, о котором шла речь, возникает после решения соответствующей пенсионной инстанции;
  • - во-вторых, случаи спора о праве, ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению добровольно, без вмешательства компетентного органа, например суда; такой спор может возникнуть в связи с вещью, находящейся в чужом незаконном владении. Суд рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, правоприпятствие устраняется, субъективные права восстанавливаются, т. е. вещь переходит к ее законному владельцу;
  • - в-третьих, совершение правонарушения, влекущего применение к виновному субъекту определенной меры наказания или воздействия, что вправе сделать только уполномоченный правоприменительный орган;
  • - в-четвертых, подтверждение судом наличия факта, имеющего юридическое значение (юридического факта), в случаях, когда для этого не имеется иной реальной возможности. Такие дела получили название дел особого производства. Подчеркнем: здесь судья выносит решение о наличии или отсутствии такого факта (факт несчастного случая и гибели людей; объявление лица длительно отсутствующим, умершим ит. д.).

Иногда к самостоятельным основаниям правоприменения относят нотариальное удостоверение, государственную регистрацию и др.

Принципы правоприменения - основные начала, устоявшиеся взгляды на то, как должны применяться юридические нормы. Принципы правоприменительной деятельности можно рассматривать и как своеобразные правовые ценности, на основании которых должно строиться применение юридических норм. Такими принципами-ценностями можно считать:

  • - справедливость;
  • - законность;
  • - единообразие;
  • - предсказуемость;
  • - объективность;
  • - оперативность;
  • - определенность;
  • - целесообразность;
  • - разумность.

Законность. Предполагает четкое следование предписаниям материальных и процессуальных норм. Главное требование законности состоит в том, что решение должно быть основано на достоверных, истинных фактах. Фактические обстоятельства должны быть установлены и доказаны в соответствии с процессуальным законодательством. Очень важны и такие позиции, как соблюдение соответствующим лицом, рассматривающим дело, условия подведомственности или подсудности. Не менее важно и такое требование законности, как правильная юридическая квалификация. Юридические нормы должны максимально соответствовать фактическим обстоятельствам, и только в этом случае решение можно считать квалифицированным, а значит, и законным. В тех случаях, когда соответствующей нормы нет, но факты находятся в сфере правовой регламентации, действует правило аналогии закона или аналогии права .

Объективность правоприменительного решения. Объективность правоприменителя всегда справедливо характеризовали как беспристрастность, бескорыстность, отсутствие эмоциональности в процессе рассмотрения и вынесения решения по делу. Правоприменитель должен «холодным умом» проанализировать факты, установленные в ходе правоприменения; выбрать правовую норму, максимально точно регламентирующую данную фактическую ситуацию. Однако это не означает, что правоприменитель не должен учитывать возраст обвиняемого, материальное положение, пол и иные обстоятельства. Важно, чтобы они были в рамках действующего законодательства и адекватны ситуации.

Целесообразность правоприменительного решения. Правоприменительный акт только тогда будет законным и объективным, когда он отвечает такому требованию законности, как целесообразность. Цели юридических норм разные, как и фактические обстоятельства, подпадающие под их регулирование. И здесь правоприменитель должен выбрать золотую середину. Для предупреждения нового преступления порой достаточно минимального наказания или условного. Если же лицо с точки зрения обстоятельств дела и с учетом его личных характеристик опасно для общества, то с целью предотвращения нового преступления целесообразно применить максимальную меру наказания.

Единообразие правоприменительный практики, особенно судебной. Применение одних и тех же норм, хотя и к различным обстоятельствам, но так или иначе однотипным, должно быть единообразно. Правоприменительная практика и ее важнейшая составляющая - судебная практика не должны отличаться и тем более противоречить друг другу. Важнейшую роль здесь играет разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, практика Конституционного Суда РФ .

Оперативность правоприменения. Ценность борьбы с правонарушениями, защита законных интересов субъектов права во много раз возрастают в случае своевременного разрешения юридического спора. Безусловно, сроки рассмотрения дела должны быть целесообразны, разумны. Судья, другой правоприменитель не должны превращаться в машину по принятию судебных решений. Однако есть и другая крайность - формальность рассмотрения дела, отход от объективной истины.

Справедливость правоприменительного решения. Закон, иной нормативный правовой акт должны быть справедливыми, так как правотворчество основывается на началах справедливости. Однако сам законодатель также ориентирует правоприменителя на то, чтобы решение было максимально справедливым, но данная категория - нравственная, достаточно подвижная: то, что справедливо сегодня, может быть несправедливым в недалеком будущем. В основе справедливости лежат оценка законодателя и правоприменителя, собственное вйдение ситуации управомоченного органа или должностного лица.

Разумность. Эффективное правоприменение предполагает использование такого свойства человечества, как разумность, способную обеспечить гибкость и точность реализации юридических предписаний. Разумность как средство достижения гибкости и точности праворегулирования крайне востребовано, например, в сфере реализации гражданско-правовых норм. Разумность выступает некой внутренней логикой, внутренним пределом усмотрения правоприменителя в тех случаях, когда законодатель предлагает решать юридическое дело с помощью собственного убеждения («разумный срок» - ст. 314, 464, 466, 468 и др. ГК РФ; «разумная цена» - ст. 397 ГК РФ). Речь идет о том, чтобы субъект правоприменения самостоятельно оценил, насколько разумно была определена сторонами (или стороной) правоотношения разумность срока, цены и т. д.

Определенность. Разумность права в его определенности, определенность в его разумности. Определенность правового регулирования - главнейшая цель права; невозможно себе представить «разумное право», не ставящее перед собой задачи определенности и точности правового регулирования. Определенность правоприменения - одно из важнейших средств достижения указанной цели права - достижения точности в определении и реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Определенность правоприменительных решений предполагает точность, безвариантность субъектов, относительно которых выносится решение, а также точность в высказывании. Речь идет о качестве правоприменительного акта с позиции его смысла, содержательной конкретизации. Иначе говоря, правоприменительное решение должно быть безукоризненно точно не только относительно субъектов правоприменительной деятельности, субъектов, относительно которых применяется право, но и конкретности решения.

Предсказуемость правоприменения. Правоприменительная деятельность в цивилизованном обществе не есть что-то случайное. Субъект права в эпоху высокоразвитых информационных технологий должен заранее знать, предполагать, какое правоприменительное решение его ожидает в случае как правомерных, так и неправомерных действий. Попросту говоря, производительный труд, новаторство, многолетняя безупречная государственная служба предполагают поощрительные меры, например представление к награде, присвоение очередного звания (или даже внеочередного) и т. д. Неправомерные действия и ответственность за них также предполагает предсказуемое решение суда, другого правоприменительного органа.

Предсказуемость важна, а также диктуется принципом права как определенность при рассмотрении гражданских и арбитражных дел. В этом глубокий смысл права, заключающийся в гармонии общества и его права.

  • См. также тему 11 настоящего учебного пособия.
  • См. подробнее в теме 13 настоящего учебного пособия.

Как деятельность, организационно оформленная, применение права распадается на ряд стадий, логически взаимосвязанных и последовательно развивающихся этапов. В юридической литературе стадии применения права определяются «как относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций), выражающие развертывание содержания правоприменительной деятельности». Вопрос о стадиях правоприменительной деятельности является одной из ключевых проблем в теории правоприменения, поскольку они являются важнейшими пространственно-временными, динамическими характеристиками этой деятельности.

Эти стадии принято именовать стадиями логической последовательности. Они представляют собой относительно замкнутую, протекающую во времени логическую систему мыслительных операций, направленных на разрешение сложившейся юридической ситуации.

Стадии логической последовательности являются характерными для любой правоприменительной деятельности независимо от каких-либо организационных и юридических особенностей разрешаемого дела. Выделение этих стадий позволяет разработать общетеоретическую модель правоприменения, которая по общему признанию включает в себя три основных этапа:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) выбор и анализ нормы права;
  • 3) принятие решения и его документальное оформления.

Процесс правоприменения надлежит рассматривать в виде соответствующей требованиям определенной юридической процедуры, системы взаимосвязанных правоприменительных действий и операций, составляющих определенные процессуально необходимые ступени или этапы правоприменительных производств по отдельным категориям юридических дел. При этом правоприменитель не просто фиксирует для себя определенные ступени деятельности, этапы достижения цели, а выполняет свою практическую работу в соответствии с заранее установленными процессуальным правом стадиями рассмотрения и разрешения данного юридического дела. Эти стадии обычно именуют стадиями функционального назначения. Данные стадии характеризуются: 1) наличием собственных целей и задач; 2) особым кругом участников и специфичностью их правового статуса; 3) объективной динамичностью в процессе; 4) специфичностью характера совершаемых действий и порождаемых ими юридических последствий; 5) особым кругом побудительных обстоятельств (юридических фактов); 6) особенностями получения материально-правовых результатов и их процессуального закрепления.

Процесс применения права начинается с исследования фактических обстоятельств дела, подлежащих урегулированию посредством правоприменения. Предмет данной стадии образуют различные жизненные обстоятельства: действия (бездействия), события, состояние. Но это никоим образом не означает, что на данном этапе имеет место чисто фактическая, а не юридическая деятельность. Напротив, фактическое и юридическое содержание в исследовании обстоятельств дела переплетаются и находятся в неразрывном единстве. Развитие познания правоприменителя представляет собой некий цикличный процесс: от фактов жизни к нормам права и от права вновь к фактическим обстоятельствам.

Среди основных вопросов, которые подлежат выяснению и разрешению на этом этапе, необходимо назвать следующие:

  • во-первых, устанавливается сама возможность отнесения рассматриваемых общественных отношений к социально-правовой среде. Предмет правового регулирования не остается неизменным, поскольку развитие общественной жизни вносит постоянные коррективы в вопрос о фактической принадлежности соответствующих явлений к правовой сфере. Вот почему правоприменитель должен ответить на вопрос о том, находится ли случай, подлежащий разрешению вообще в рамках правового поля, может ли он быть разрешен, хотя бы на основе общего смысла законодательства и принципов права. Отрицательный ответ на этот вопрос исключает возможность правоприменения, поскольку вести речь о какой-либо реализации права за его пределами не представляется возможным;
  • во-вторых, определяется юридическая значимость исследуемых обстоятельств и их конкретное место в предмете регулирования соответствующей отрасли права;
  • в-третьих, устанавливается личностный аспект подлежащего урегулированию общественного отношения. В этой связи осуществляется сбор данных о личности субъектов, к которым применяется правовая норма;
  • в-четвертых, проводится работа по сбору, анализу и процессуальному закреплению доказательств, определяющих юридическую основу рассматриваемого дела;
  • в-пятых, собранные по делу доказательства должны быть подвергнуты юридической оценке на предмет их относимости, допустимости, достаточности (полноты).

При этом необходимо отметить, что все перечисленные вопросы разрешаются взаимосвязано в комплексе и, в свою очередь, состоят из множества диктуемых обстоятельствами дела и требованиями процедурно-процессуальной формы частных ситуаций.

Конечным результатом всей работы правоприменителя на этом этапе является реконструкция всех обстоятельств дела, имеющих юридическое значение, только тогда можно говорить о том, что, действительно, установлена истина по делу, а итоговое решение по делу отвечает требованиям обоснованности.

Выбор и анализ подлежащей применению нормы права составляет вторую стадию правоприменительного процесса. Поиск необходимого нормативного материала осуществляется правоприменителем одновременно с исследованием фактических обстоятельств дела по мере развития процесса правовой квалификации.

На этом этапе правоприменителем решаются следующие задачи:

  • во-первых, осуществляется выбор правовой нормы, подлежащей применению. При этом правоприменитель должен выбрать не только норму материального права, которая будет положена в основу решения по делу, но и нормы процессуального права, которые определяют и регламентируют процедуру применения соответствующей нормы материально-правового характера;
  • во-вторых, осуществляется анализ выбранных правовых норм, который заключается в проверке их подлинности и юридической значимости, а также в проверке правильности текста соответствующих нормативных актов;
  • в-третьих, осуществляется толкование выбранных правовых норм. В отличие от анализа правовой нормы, в ходе которого исследуются, в основном, внешняя форма и атрибуты нормы, толкование связано с проникновением во внутренний смысл правового предписания.

Все указанные действия в комплексе преследует единственную цель - обеспечить правильную юридическую квалификацию. Квалифицировать (от латинского qualis - качество) значит относить некоторое явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. В области права квалифицировать - значит выбрать ту правовую норму, которая предусматривает данный случай.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что правоприменитель в той или иной степени сталкивается с необходимостью осуществления юридической квалификации не только на этапах окончательного принятия решения и выбора правовой нормы, когда осуществляется предварительная квалификация, но даже в ходе установления фактических обстоятельств дела.

Первые две стадии правоприменительного процесса подготавливают все необходимые условия для центрального момента правоприменения - принятия окончательного решения по делу и его документальное оформление. Решение по делу - это своеобразный социальный и юридический итог всей предшествующей интеллектуальной работы правоприменителя по исследованию фактических обстоятельств дела, сбору и анализу доказательств и их правовой квалификации. Вынесение правоприменительного решения в подавляющем большинстве случаев предполагает его документальное оформление. Отдельные явления устной правоприменительной деятельности (приказ или распоряжение руководителя в адрес подчиненных о производстве каких-либо действий) не типичны для правоприменительного процесса в целом.

Стадия принятия решения и его документального оформления имеет несколько аспектов познания:

  • во-первых, как нормативно-квалификационная проблема, заключающаяся в итоговой оценке собранных по делу доказательств, в установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации деяний, событий, состояний;
  • во-вторых, как государственно-властная, управленческая деятельность, итогом которой является индивидуально-властное предписание, выражающее волю государства в решении возникшей проблемы. Главное назначение правоприменительного акта заключается в том, что он является юридическим средством воздействия на общественные отношения, реализация которого обеспечивается в том числе и возможностью государственного принуждения;
  • в-третьих, как интеллектуально-волевая проблема правоприменительного творчества, качественный результат которого определяется факторами самого различного характера. Но среди них важнейшее значение имеют, прежде всего, субъективные факторы, определяющие индивидуальный облик правоприменителя: уровень развития его правовой, нравственной, политической, эстетической культуры, его профессионально-деловые, волевые, психологические и иные качества;
  • в-четвертых, как проблема юридически правильного документального оформления результатов правоприменительной деятельности. Ее решение предполагает, что правоприменительный акт должен соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются как к его содержанию, так и внешнему оформлению.

Особый интерес вызывает рассмотрение содержательного аспекта данной проблемы. Анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что правоприменительный акт должен быть правильным, прежде всего, в юридическом плане, т. е. он должен отвечать требованиям обоснованности и законности.

В свою очередь, требования законности охватывают юридические аспекты дела и предполагают: 1) соблюдение правоприменителем требований подведомственности (подсудности), а также всех процедурных и процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения дела; 2) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы материального права, которая действует в данном случае (или применение в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо общих начал и смысла законодательства); 3) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями применяемой нормы; 4) принятие правоприменительного акта в установленный законом срок.

Итоговое решение по делу должно отвечать требованиям целесообразности и справедливости. В сфере применения права справедливость и целесообразность теснейшим образом связаны с понятиями законности и обоснованности, но в то же время обладают определенной степенью автономности, «высвечивая» отдельные стороны, грани юридически правомерного решения по делу.

Целесообразность - один из критериев человеческой деятельности, сообщающий ей осознанный характер и направляющий ее развитие в соответствии с поставленными целями. В науке понятие «целесообразность» рассматривается как соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели. Целесообразность характеризует прагматический аспект правоприменения, позволяет корректировать и согласовывать процесс достижения целей человеческой деятельности с юридическими формами и методами их удовлетворения. Поэтому целесообразным следует считать только такое правоприменительное решение, которое соответствует как целям общественного развития, так и целям правового регулирования, максимально учитывает фактические и юридические обстоятельства дела.

Справедливость является не только морально-этической, социальной, но и правовой категорией, которая составляет нравственную основу правомерной правоприменительной деятельности. Не случайно, что в целом ряде отраслей права, где от правовых норм требуется наибольшая социальная чувствительность, принцип справедливости получил законодательное закрепление, например в семейном, уголовном праве. Так, согласно положениям ст. 6 УК РФ реализация принципа справедливости в уголовном праве предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Соответствие итогового решения по юридическому делу требованиям целесообразности и справедливости (наряду с требованиями законности и обоснованности) позволяет говорить об эффективности государственно-властной реализации права применительно к конкретному случаю. Названные критерии ориентируют субъектов правоприменения на нахождение и вынесение наиболее оптимального, в наибольшей степени соответствующего обстоятельствам дела решения, пригодного для данного конкретного случая. Но при этом правоприменитель должен исходить из того, что юридическая справедливость и целесообразность никогда не выходят за пределы законности, всегда находятся в рамках закона.

С точки зрения внутреннего содержания правоприменительный акт должен соответствовать языковым нормам, т. е. должен быть изложен четким, ясным, доступным для понимания исполнителями языком. В правоприменительном акте недопустимо употребление неточных формулировок, использование непринятых сокращений и слов, неприемлемых в официальных документах, а также загромождение решения описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Приводимые в тексте технические и иные специальные термины, а также выражения местного диалекта должны быть разъяснены.

Порядок применения норм права может быть простым и сложным. Примером простого порядка (процесса) применения норм права является применение санкции за безбилетный проезд в городском транспорте (предложение контролера уплатить штраф, получение суммы и выписка квитанции). Иное дело сложный процесс применения норм права (например, применение Особенной части Уголовного кодекса).

Сложный порядок применения норм нрава, как правило, состоит из трех стадий правоприменительной деятельности:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела - выбор и анализ юридических норм (иначе: юридическая квалификация фактических обстоятельств);

3) решение дела и документальное оформление принятого решения.

Указанные стадии являются условными, поскольку на практике они совпадают.

Рассмотрим каждую из этих стадий:

I. Установление фактических обстоятельств дела - это стадия подготовительная, но чрезвычайно ответственная: иногда имеет решающее значение. Её можно разделить на подстадии:

1. Установление юридических фактов и юридического (фактического) состава. Это могут быть главные факты (т.е. факты, подлежащие доказыванию) и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объеме, как того требует нормальное

Глава 20. Реализация норм права. Правоприменение

разрешение юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Главный факт (например, факт убийства, совершенного гражданином Г.) относится, как правило, к юридическим фактам, т.

е. к фактам, влекущим возникновение или прекращение юридических последствий. Обычно исследуются не все факты, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела.

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов является делом одних лиц, а вынесение решения по делу - других. Однако всегда ответственное лицо правоприменяю-щего органа (прокурор, судья, директор предприятия, начальник УВД и др.) обязано убедиться в достоверности фактов, их обоснованности и полноте.

Указания на фактические обстоятельства содержатся в гипотезе нормы права.

2. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью юридических доказательств. Правопримени-тель не может наблюдать фактические обстоятельства непосредственно, потому что они, как правило, относятся к прошлому. Поэтому они подтверждаются доказательствами - следами прошлого, которые имеют материальный и нематериальный характер и зафиксированы в документах (показания свидетелей, протокол осмотра места происшествия, заключение эксперта и др.). Доказательствами являются сведения о фактах, информация о них, а также сами факты (пожар, кража) и источники сведений о них - документы, акты, свидетельские показания. Источники сведений о фактах требуется удостоверить (например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми). Юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных, включает также документы правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.).

Требования к доказательствам:

а) достоверность - привлечение и анализ только тех фактов, которые имеют значение для рассматриваемого дела. Исключается подтасовка фактов и привлечение фактов, которые не относятся к делу;

б) обоснованность - использование только указанных процессуальными нормами средств до казывания. Например, для установления причин смерти необходимо проведение эксперти-

Раздел IV. Теория проча

зы. Исключается использование средств доказывания, взятых из другого источника, который не указывается;

в) полнота - установление всех данных, имеющих значение для рассматриваемого дела.

3. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания - творческой деятельности по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке. Доказывание позволяет воспроизвести тот или иной фрагмент действительности, реконструировать обстоятельства с целью установления истины для применения норм права.

Например, предметом доказывания по уголовному делу является система обстоятельств, установление которых необходимо для правильного разрешения уголовного дела и выполнения задач уголовного судопроизводства. В стадии возбуждения уголовного дела предмет доказывания несравненно уже, чем в других стадиях судопроизводства.

Законодательство фиксирует, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет (общеизвестные, презумпции, преюдиции), какие факты доказываются определенными средствами (например, экспертизой). Окончательная оценка доказательства всегда является делом правоприменителя.

Презумпции в области доказательств и доказывания - это предположения о фактах, об их наличии или отсутствии.

Виды презумпций:

1) неопровержимые - это закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии определенного факта, которое не подлежит сомнению и поэтому не нуждается в доказывании (например, презумпция недееспособности несовершеннолетнего лица);

2) опровержимые - это закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии факта, которое имеет юридическое значение до тех пор, пока в отношении этого факта не будет установлено иное (например, презумпция невиновности лица).

(См. о презумпциях в главе «Правоотношение. Юридический факт»).

Преюдиция - исключение оспариваемости юридической достоверности раз доказанного факта. Если суд или иной юрис-дикционный орган уже установил определенные факты (после проверки и оценки их) и закрепил в соответствующем документе, то они признаются преюдициальными - такими, которые

Глава 20. Реализация норм права. Правоприменение

при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими нового доказывания.

II. Установление юридической основы дела - выбор и анализ юридических норм (юридическая квалификация фактических обстоятельств).

Установление юридической основы дела есть юридическая квалификация фактических обстоятельств дела. Юридическая квалификация - правовая оценка всей совокупности обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

Указания на правовые последствия содержатся в диспозиции (санкции) нормы права.

Установление юридической основы дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств) включает:

1. Выбор отрасли, подотрасли, института права и нахождение нормы, которая может быть применена к данному случаю. Нельзя подгонять факты под гипотезу избранной нормы;

2. Проверку подлинности текста того акта, в котором содержится искомая норма, т.е. установление официального текста нормы. Нельзя ссьшаться на неофициальные тексты. Необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания закона со всеми изменениями и дополнениями на день применения норм права;

3. Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Требуется установить:

а) действовала ли норма права в момент, когда совершались исследуемые обстоятельства;

б) действует ли она в момент рассмотрения конкретного дела;

в) действует ли она на территории, где рассматривается дело;

г) распространяется ли она на лиц, которые связаны с этим делом.

При определении действия закона во времени необходимо соблюдать правило: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица» (ст. 58 Конституции Украины).

При обнаружении в процессе выбора норм противоречий или несовпадений содержания двух или более формально действующих норм необходимо разрешать коллизию норм следующим образом:

Раздел IV. Теория ярам

а) если нормы имеют разную юридическую силу, то действует та норма, которая имеет большую силу;

б) если нормы имеют равную юридическую силу, то действует та норма, которая принята позднее.

4. Уяснение содержания нормы нрава. Необходима проверка, нет ли официального толкования нормы. Если правотворческий орган издал нормативно-правовой акт, а затем - акт, в котором дано официальное толкование, то такое толкование является обязательным для того, кто применяет норму.

Недостаточно проверить, было ли официальное толкование. Правоприменительный орган должен сам ее толковать, ибо без толкования нельзя применять правовую норму. . Все указанные действия являются главными требованиями применения норм права и служат одной цели - правильной квалификации фактов, а значит - укреплению законности и правопорядка.

III. Решение дела и документальное оформление принятого решения.

Результат решения юридического дела выражается в индивидуальном государственно-властном велении, предписании, акте-документе, который называется правоприменительным актом. Правоприменительный акт может иметь двоякую правовую функцию:

1) юридической констатации, т.е. признания существования определенных фактов, их правомерности (неправомерности), признания того или иного права за данным лицом или констатации по данному событию факта правонарушения;

2) новой юридической обязанности, т.е. после вынесения решения (как-то: наложить наказание, установить обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передать имущество, уплатить долг и др.) необходима дополнительная деятельность, новая обязанность компетентных органов по исполнению решения.