Что такое сказание. Значение слова сказание в словаре литературоведческих терминов. сказание в словаре кроссвордиста

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Упр. № 1

Переписать, раскрывая скобки. Объяснить все вставленные буквы.

1 Депутат спешил (на)встречу с изб..рателями. 2. Неужели вам (н..)кто (не)попался (на)встречу?! 3. Я хотел бы узнать у вас (на)счет серебр(е-я)(н-нн)ых ложек. 4. (На)счет детдома было переведено несколько тысяч(?) рублей. 5. (В)виду предстоящих праздников все работы на стройке пр..краще(н-нн)ы. 6. Я только имел (в)виду, что вы всегда мож..те ра(с-сс)читывать на мою помощ(?). 7. (Не)смотря на ледя(н-нн)ой ветер пут..шественники двигались дальше. 8. (Не)взирая на все трудности, моряки упорно бор..т(?)ся с волнами. 9. Две толпы медле(н-нн)о шли (на)встречу (друг)другу.

Упр. № 2

Переписать, раскрывая скобки и объясняя вставленные буквы.

1 (В)течени.. сем(?)надцати дней лил дождь. 2. (В)течени.. нашей реки много водоворотов.3. (В)течени.. пяти лет он проживал в (не)большом пр..морском поселке. 4. (В)продолжени.. (полу)часа старич.к покорно ждал своей очереди. 5. (В)продолжени.. книги мы снова встретимся с уже знакомыми героями. 6. (В)следстви.. земл..тр..сения многие стари(н-нн)ые дома пострадали. 7. К сож..лению, (в)следстви.. по нашему делу пока нет изменений. 8. Такое (не)обычное решение было принято (в)следстви.. нескольких причин. 9. (В)последстви.. ко(л-лл)екция была передана музею. 10. И (в)заключени.. я хотел бы побл..год..рить наших спонсоров.

Упр. № 3

Переписать, раскрывая скобки. Объяснить правописание Н и НН.

1 (В)течени.. нескольких часов всадники ехали по вытопта..ым полям. 2. (В)ледстви.. нехватки лекарств ране..ым не была оказана нужная помощь. 3. (В)последстви.. они питались только суше..ой рыбой. 4. Путники двигались (на)встречу урага..ому ветру. 5. Журналисты пришли (на)встречу с прославле..ым спортсменом. 6. Он побеседовал с губернатором (на)счет реставрации стари..ого замка. 7. Несмотря на беше..ый ветер, корабль продолжал двигаться (в)доль берега. 8. Он занимал эту ответстве..ую должность (в)продолжени.. пяти лет. 9. В заключени.. своего сочинения я хочу написать о неслыха..ом энтузиазме наших рабочих. 10. Имйте (в)виду, что рядом расположе..ы торфя..ые болота.

Упр. № 4

1. Волны неслись нам (на)встречу сметая все на своем пути. 2. Придя (на)встречу с ветеранами школьники убедились что они действительно могут рассказать много интерес(?)ного. 3. Машина медле(н-нн)о проб..ралась вперед (на)встречу ей тянулись телеги с жен(?)щинами и детьми. 4. Переведите деньги (на)счет нашей клиники посоветовал доктор. 5. (На)счет морской прогулки мы еще (не)говорили но по-моему ее стоит отменить из-за плохой погоды. 6. Диктор сообщила (В)течени(е-и) ближайшей недел(е-и) будут лить сильные дожди но потом погода наверное установится. 7. (В)продолжени(е-и) этого времени вы должны точно решить какой праздник хотите устроить. 8. (В)следстви(е-и) войны нач..лсяголод и многие люди умерли. 9. (В)виду сильных морозов зимние каникулы в этом году может быть продлят. 10. Я не понимаю что вы имеете (в)виду сказал па(с-сс)ажир.

Упр. № 5

Расставить и объяснить знаки препинания. К выделенным словам подберите синонимы.

1. Вы наверное хотите поговорить со мной (на)счет моей дочери робко спросила она. 2. Директор сказал Олег Петровичпереведите (на)счет строительной фирмы шест(?)десят тысяч(?) рублей. 3. Конечно же после такого сильного земл..трясения (в)течении(е-и) многих рек произошли изменения. 4. (В)течени(е-и) нескольких минут Павел сидел подперев щеку рукой иглядя куда(то) (в)даль.5. Если (в)продолжени(е-и) года вы будете занимат(?)ся хорошо то летом мы отправим вас в лагерь. 6. Все хотели узнать о чем же реч(?) пойдет в продолжени(е-и) романа. 7. Разве вы не вид..те что (в)следстви(е-и) ваших ошибок план работы сорван?! 8. Нам (на)встречу двигался огромный океанский лайнер на его палуб(е-и) тесной толпой стояли матросы. 9. Я (не)имел (в)виду (н..)чего плохого сказал Максим понижая голос до ш..пота.

Упр. № 6

Переписать, исправляя, ЕСЛИ НУЖНО, ошибки в употреблении предлогов В – ИЗ, НА – С. Расставить и объяснить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

1 Со школы я пришел в три часа и сразу же отправился играть в футбол. 2. В помещении стало жарко и рабочие вынесли из клуба скамейки. 3. Я плохо помнил кто (в)течени.. последнего часа выходил из дома а кто заходил в него. 4. А когда я вернулся домой то узнал что к нам в гости приехала тетя с Москвы. 5. Люди громко переговариваясь возвращались с площади домой. 6. С леса вышли люди державшие в руках винтовки и автоматы. 7. Вернувшись из деревни в город Павел понял что за время его отсутствия многое изменилось. 8. У нас учатся дети с самых разных городов Серпухова Тулы Курска Орла. 9. Письмо с родины величайшая радость для бабушки.

Упр. № 7

Расставить и объяснить знаки препинания.

1. Оленька можно мы то(же) придем к вам на праздник смущенно спросила Наташа. 2. Малышкапризно сказал Я то(же) хочу точь(в)точь такую игрушку как у того мальчика. 3. По-моему ты по ошибке (з-с)делал то(же) самое упражнение какое писал в прошлый раз. 4. Катя выполняй работу так(же) аккуратно как Оксана если хочеш(?) что(бы) тебя похв..лили. 5. Что(бы) вы хотели сегодня на обед спросила нас мама когда мы утром соб..рались в школу. 6. Даже (не)знаю что(бы) мне хотелось почитать сейчас но надеюсь что бабушка подскаж..т так как она знает мои вкусы. 7. Взяв в руки книгу Оля подошла к библиотекарю что(бы) поинтересоват(?)ся о чем она. 8. В этой книге написа(н-нн)ой (пол)века назад автор утверждает то(же) самое что и сейчас. 9. Когда Николай принял решение остаться все ребята то(же) заявили что никуда (не)пойдут потому что (не)могут бросить друга.

Упр. № 8

Расставить и объяснить знаки препинания.

1. Матросы наверное слишком поздно увидели что (на)встречу им несся корабль на всех парусах. 2. Автобус выехал из Оленёвки в шесть вечера маршрутка вышла (на)встречу через (пол)часа. 3. Пожилой профессор обрадовался когда увидел сколько народу пришло (на)встречу с ним. 4. Мы разговаривали (на)счет поездки и конечно же затронули вопрос о плохих автобусах. 5. А по-моему (в)виду таких погодных условий все рейсы отменят. 6. Если вы имеете (в)виду мою ошибку то я ее уже давно исправил. 7. (В)течени(и-е) трёх дней не переставая ни на минуту шел дождь. 8. Внимательно изучив рельеф местности Владимир Ильин заметил что (в)течени(е-и) реки произошли некоторые изменения. 9. (Не)смотря на явную опасность ц..плята почему-то не уб..гали. 10. Наконец я то(же) услышал звуки доносившиеся из леса.

Упр. № 9

Расставить и объяснить знаки препинания. Определить, сочинительные союзы или подчинительные. Объяснить правописание мягкого и твердого знаков.

1 Не то царевич(?) рассказал отцу о нап..дении не то слуги его проговорились. 2 В комнатах слишком сильно пахло краской так что Наташа распахнула все окна настеж(?) что(бы) проветрить помещение. 3. Татьяна вышла замуж(?) и уехала и старушка осталась теперь совсем одна. 4. Когда стемнело молодеж(?) отправилась на площадь где уже начинался праздник. 5. Никто не уйдет домой пока бреш(?) в стене не будет заделана. 6. Так ты будеш(?) смотреть фильм о сверх(?)естественных явлениях или нет спросила сестра. 7. Войдя в комнату он внимательно огляделся по сторонам но (не)заметил ничего (не)обычного. 8. Гаврик увидел что человек бросивший гранату спрятался за под(?)емным краном. 9. Близок локоть а не укусиш(?) сказала бабушка.

Упр. № 10

Определить, что связывают сочинительные союзы: однородные сказуемые или два простых предложения в составе сложного.

1 Мать пристально разгляд..вала неожиданную гостью, но не заметила н..чего подозрительного. 2. Мы долго бесед..вали об этом, но так и не пришли к единому мнению. 3. По вечерам Катюша запис..вала все новые рецепты в блокнот, но сестра всё равно была недовольна. 4. Или отец треб..вал слишком многого, или Васька был слишком неумелым работником. 5. Сейчас отец будет заколач..вать гвозди, а потом понесет ящики в сарай. 6. Самые слабые путники остались ноч..вать на хуторе, а остальных предводитель повел к замку. 7. Печенеги (не)жили долго в одном месте, а коч..вали по степи. 8. Все утро ребята раскле..вали объявления, зато вечером были свбодны.9. По приказу князя строители сейчас проклад..вают дорогу, а потом будут возводить новые дома.

Упр. № 11

Расставить знаки препинания. Определить, что связывают союзы: простые предложения или однородные сказуемые. Выполнить синтаксический разбор любого предложения.

1 Я (по)прежнему считаю что ты ошибся когда пересчитывал книги в шкафу. 2. Мы вышли прогуляться (по)зимнему парку но быстро замерзли и вернулись домой. 3. Ребята подошли (по)ближе к столу потому что хотели посмотреть как учитель выполняет опыт. 4. (По)английски он говорил плохо зато французский язык знал (по)настоящему хорошо. 5. Строители работали (до)темна зато ремонт наконец-то был завершен. 6. Пока солдаты сражались с французами (в)рукопашную конница обошла врагов с тыла. 7. Она не заходила (в)глубь леса чтобы не заблудиться. 8. Он не стал вглядываться (в)глубь так как испугался. 9. Бабушка не стала запечатывать пакет а просто перевязала его крест(на)крест тонкой бечевкой.

Упр. № 12

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. .

Новый год

Наверное самый любимый народный праз(?)ник Новый год. Его любят все но может быть не каждый знает что наши предки отмечали его не первого января а первого марта. Заканчивалась зима начинался новый ц..кл пол(е-и)вых работ. Когда солнышко начинало пригревать землю крестьяне понимали что пора пахать. Однако прежде они выходили на улицу и устраивали тожества по случаю прихода весны. Крестьяне жгли большие-пр..большие костры чтобы жар от них поднимался в небо и д..вал силу ещё слабому солнышку. Дети садясь около костров пели песни. В каждом доме зимой в клетках держали (не)больших птичек воробьёв синичек скворцов. Теперь же все дети выносили свои клетки на улицу и открывали их и птицы выл..тали на волю. Все крестьяне радос(?)но хлопали в ладоши так как верили что птицы тоже л..тят к солнцу чтобы прин..сти ему на крыльях силу. Солнышко свети ярче приговаривали все.

Сказание

СКАЗАНИЕ (греч. historia, diegemata) - в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова - сказание, легенда, предание, сага. Слово «С.» в древней русской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, т.е. письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным литературным жанрам, то в литературе имеются:

1. ИсторическиеС., напр. названия летописей («Иное сказание»), «Сказание о зачатии царства Казанского», «Сказания» кн. Курбского, «Сказание об Азовском сидении» XVIIIв. и др. Древнейший памятник этого рода - «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», приписываемое Нестору (XIв.). В этом смысле термин употребляется и в научной литературе XIXв.: «Сказания о князьях и царях земли русской» (изд. Археогр. комиссии, СПБ, 1861), «Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А.Гаркави» (СПБ, 1870), «Сказания иностранцев о Московском Государстве» (В.Ключевский, М., 1866). см. Летописи, Хроники.

2. ЖитийныеС., т.е. жития святых, помещавшиеся в прологах, четьях-минеях, всевозможных сборниках и составлявшие популярное литературное чтение. Древнейшее С. этого рода, приписываемое Иакову черноризцу (XIв.) «Сказание страстотерпцю святую мученику Бориса и Глеба», известною в списках уже от XIIв. В этом смысле слово «С.» без оговорок употребляют крупные исследователи: XIX-XXвв. А.А.Шахматов, Н.К.Никольский и др. см. Жития, Легенда.

3. АпокрифическиеС., т.е. рассказы о так наз. священных событиях, не утвержденные, а часто даже запрещенные еще в XIв. и особенно позднее церковью. Таково напр. «Сказание о Адаме, егда изгнан бысть из рая», известное в списках от XVIв., или «Сказание о псалтири, како написася Давидом царем», в списках от XIVв. и мн. др. В этом значении С. применяется в XIXв., напр. в книгах И.Порфирьева: «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1877) и «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях» по рукописям Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1890). см. Апокриф.

4. Поучения-С. - поучительные сочинения религиозного (напр.: «Сказание о будущем веце и о здешнем» в рук. XVIIIв.), дидактического («Сказание о пьянстве и душегубстве», в рук. XVIIIв.) и даже хозяйственно-практического назначения (напр. «Сказание известно лунным годом, когда сеяти, садити и врачевание человеком и скотом» в рук. XVIIв. или «Сказание о конских приметах» в рук. XIXв. и др.).

5. Повести-С. - обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, к-рые аналогичны современной лит-ой повести. Напр. популярные старинные повести «О Брунцвике», «О Петре Златых Ключах», «О Франциле Венециане», «О царевиче Фиргисе» и мн. др. параллельно с термином «повесть», «гистория» в рукописях назывались также С. см. Повесть.

Все эти виды литературных С., переходя иногда в устную традицию, включались уже в жанры фольклорные. Живой народный язык термина «С.» совсем не знает. Исследователи же иногда по лит-ой традиции стали прилагать и к легендам и к преданиям термин «сказания». И.Сахаров («Сказания русского народа», СПБ, 1885) под этим термином собрал целую энциклопедию древнерусской литературы и фольклора.
Библиография:
Отправной справочник по вопросам древне-русской литературы, главнейших описаний рукописей и библиографии отдельных видов сказаний; Самые тексты сказаний хранятся в тысячах рукописей различных древлехранилищ. Большинство последних имеет печатные описания, перечень к-рых в кн.: Смирнов I. М., Указатель описаний славянских и русских рукописей отечественных и заграничных книгохранилищ, Сергиев Посад, 1916 (дополнения к ней ПетровскогоН. в «ЖМНП», 1917, июль-август, и БельчиковаН.Ф. в «Библиографических известиях», 1917, №3-4); ИконниковВ.С., Опыт русской историографии, т.I, кн. 1-2, т.II, кн. 1-2, Киев, 1891-1908. Общие сведения об отдельных видах сказаний в общих курсах истории древнерусской литературы: П.Владимирова, М.Сперанского, В.Истрина, А.Орлова, Е.Петухова, Пыпина и др.

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

СКАЗАНИЕ

Прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические (древнейшие) и исторические (более поздние) С. Разновидности С.: миф, предание, легенда, быль и др. Обычно анонимны. Например: "Сказание о граде Китеже", "Сказание о Мамаевом побоище" и т. д.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СКАЗАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СКАЗАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СКАЗАНИЕ
    в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В …
  • СКАЗАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СКАЗАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера, сочетающих ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого: предания, легенды, бывальщины. …
  • СКАЗАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. Рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских …
  • СКАЗАНИЕ
    "СКАЗ́АНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ", лит.-публицистич. памятник 16 в. На основе легенд о происхождении рус. вел. князей от рим. имп. Августа, …
  • СКАЗАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СКАЗ́АНИЕ, в фольклоре общее назв. повествоват. произведения ист. и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как лит. жанр, генетически …
  • СКАЗАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сказа"ние, сказа"ния, сказа"ния, сказа"ний, сказа"нию, сказа"ниям, сказа"ние, сказа"ния, сказа"нием, сказа"ниями, сказа"нии, …
  • СКАЗАНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. В фольклоре: повествовательное произведение исторического или легендарного характера. Сказание о Мамаевом побоище. Сказание о князьях Владимирских. Сказанье о …
  • СКАЗАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. история, …
  • СКАЗАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    былина, легенда, миф, предание, притча, рассказ, сага, сказка, старина, теогония, …
  • СКАЗАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • СКАЗАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    сказание, …
  • СКАЗАНИЕ в Орфографическом словаре:
    сказ`ание, …
  • СКАЗАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    рассказ (Maxime народный) исторического или легендарного содержания Сказания о киевских …
  • СКАЗАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный …
  • СКАЗАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    сказания, ср. (книжн., лит.). Рассказ, предание, облеченные в литературную форму, устную или письменную. Сказание о невидимом граде Китеже. Сказания иностранцев …
  • СКАЗАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    сказание ср. Повествовательное произведение исторического или легендарного …
  • СКАЗАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. Повествовательное произведение исторического или легендарного …
  • СКАЗАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. Повествовательное произведение исторического или легендарного …
  • ДАН 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Даниила. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ДАН 2 в Православной энциклопедии Древо.
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Народная Республика (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс), МНР (БНМАУ). I. Общие сведения МНР - государство в Центральной Азии. Граничит с …

Сказание (греч. historia, diégémata) - в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова - сказание, легенда, предание, сага. Слово «С.» в древней русской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, т. е. письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным литературным жанрам, то в литературе имеются:

1. Исторические С., напр. названия летописей («Иное сказание»), «Сказание о зачатии царства Казанского», «Сказания» кн. Курбского, «Сказание об Азовском сидении» XVIII в. и др. Древнейший памятник этого рода - «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», приписываемое Нестору (XI в.). В этом смысле термин употребляется и в научной литературе XIX в.: «Сказания о князьях и царях земли русской» (изд. Археогр. комиссии, СПБ, 1861), «Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Гаркави» (СПБ, 1870), «Сказания иностранцев о Московском Государстве» (В. Ключевский, М., 1866). см. «Летописи», «Хроники».

2. Житийные С., т. е. жития „святых“, помещавшиеся в прологах, четьях-минеях, всевозможных сборниках и составлявшие популярное литературное чтение. Древнейшее С. этого рода, приписываемое Иакову черноризцу (XI в.) «Сказание страстотерпцю святую мученику Бориса и Глеба», известною в списках уже от XII в. В этом смысле слово «С.» без оговорок употребляют крупные исследователи: XIX-XX вв. А. А. Шахматов, Н. К. Никольский и др. см. «Жития», «Легенда».

3. Апокрифические С., т. е. рассказы о так наз. священных событиях, не утвержденные, а часто даже запрещенные еще в XI в. и особенно позднее церковью. Таково напр. «Сказание о Адаме, егда изгнан бысть из рая», известное в списках от XVI в., или «Сказание о псалтири, како написася Давидом царем», в списках от XIV в. и мн. др. В этом значении С. применяется в XIX в., напр. в книгах И. Порфирьева: «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1877) и «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях» по рукописям Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1890). см. «Апокриф».

4. Поучения-С. - поучительные сочинения религиозного (напр.: «Сказание о будущем веце и о здешнем» в рук. XVIII в.), дидактического («Сказание о пьянстве и душегубстве», в рук. XVIII в.) и даже хозяйственно-практического назначения (напр. «Сказание известно лунным годом, когда сеяти, садити и врачевание человеком и скотом» в рук. XVII в. или «Сказание о конских приметах» в рук. XIX в. и др.).

5. Повести-С. - обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести. Напр. популярные старинные повести «О Брунцвике», «О Петре Златых Ключах», «О Франциле Венециане», «О царевиче Фиргисе» и мн. др. параллельно с термином «повесть», «гистория» в рукописях назывались также С. см. «Повесть».

Все эти виды литературных С., переходя иногда в устную традицию, включались уже в жанры фольклорные. Живой народный язык термина «С.» совсем не знает. Исследователи же иногда по литературной традиции стали прилагать и к легендам и к преданиям термин «сказания». И. Сахаров («Сказания русского народа», СПБ, 1885) под этим термином собрал целую энциклопедию древнерусской литературы и фольклора.

Список литературы

Отправной справочник по вопросам древне-русской литературы, главнейших описаний рукописей и библиографии отдельных видов сказаний

Самые тексты сказаний хранятся в тысячах рукописей различных древлехранилищ. Большинство последних имеет печатные описания, перечень которых в кн.: Смирнов I. М., Указатель описаний славянских и русских рукописей отечественных и заграничных книгохранилищ, Сергиев Посад, 1916 (дополнения к ней Петровского Н. в «ЖМНП», 1917, июль-август, и Бельчикова Н. Ф. в «Библиографических известиях», 1917, № 3-4)

Иконников В. С., Опыт русской историографии, т. I, кн. 1-2, т. II, кн. 1-2, Киев, 1891-1908. Общие сведения об отдельных видах сказаний в общих курсах истории древнерусской литературы: П. Владимирова, М. Сперанского, В. Истрина, А. Орлова, Е. Петухова, Пыпина и др.