Доклад: Что есть красота и почему ее обожествляют люди. Что есть красота и почему ее обожествляют люди

Цели:

  • формировать умение анализировать тексты, сравнивать их;
  • способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • диск с презентацией,
  • музыкальный диск,
  • раздаточный материал,
  • иллюстрации,
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Ребята, сегодня урок мы посвящаем подготовке к муниципальному экзамену, который нам с вами предстоит сдавать в конце учебного года.

Каковы же цели нашего урока?

Но прежде давайте обратим внимание на красоту, окружающую нас.

Сентябрь… Замечательная пора. Первый месяц осени. Время, когда природа предстает перед нами в своем чудесном наряде. И, возможно, не случайно именно в этом месяце отмечаются такие праздники, как

Красота… Мир… Что может быть лучше? Большинство людей стремится к гармонии, красоте, миру, взаимопониманию. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в свое время сказал: “Красота спасет мир”. Именно эти слова мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку (помним о правиле записи эпиграфа!), а вот тему высказывания я попрошу вас сформулировать самих. Возможно, строки из стихотворения “Некрасивая девочка” вам помогут.

Сформулируйте тему урока.

2. Беседа по вопросам.

Что такое красота?

Где можно встретиться с красотой?

(Всюду: в природе, в искусстве, в быту, в отношении друг с другом, в умении красиво, достойно выйти из неприглядной ситуации…)

Составление кеннингов: источник вдохновения

смысл жизни

желание мира

сердце искусства…

Индивидуальная работа

а) морфемный разбор слов:

духовная красота бесконечно прекраснее всех других

(Если внимательно присмотреться, то можно прочесть высказывание о красоте, которое принадлежит Эдвардсу .)

б) синтаксический разбор предложения (построение схемы): Красо та доста вляет эсте тическое и нравственн ое насла ждение.

Запись высказывания Эдвардса, а также наиболее удачного пояснения слова красота.

(Красота – это все то прекрасное, что есть на Земле: люди, природа, здания. Красота должна быть источником света, добра, мира. Она должна не разрушать, а, наоборот, спасать и помогать, воодушевлять на что-то хорошее.)

Обратимся к Толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

Таким образом, мы можем говорить о красоте природы, красоте родного края, красоте и богатстве русского языка, о красоте души, человеческого лица, поступка. Как правило, красивым кажется всё, на что смотришь с любовью.

Думаю, вы со мной согласитесь, что всё в этом мире изменяется (на смену одному модному течению приходит другое), а вот красота остаётся неизменной, извечной человеческой ценностью.

1. Чтение и осмысление 1-го текста.

Назовите ключевое слово.

О красоте чего говорит В.Солоухин?

(О красоте природы, а именно: о красоте моря, светлого ручейка, закатного неба с красивыми облаками.)

В чём же секрет постижения красоты?

(В любовании, причём неторопливом, есть секрет постижения красоты.)

Что необходимо сделать, чтобы увидеть красоту? Докажите строками из текста, запишите, объясните правила написания слов и постановки знаков препинания.

К какому выводу можно прийти?

(Любование красотой приносит радость. Это может исцелить душу.)

Обратите внимание на глаголы совершенного вида в 8 предложении, которые тоже говорят о силе красоты.

(Наполнит, очистит, облагородит )

Определите спряжение данных глаголов.

Почему между ними стоят запятые?

Объясните постановку тире в этом предложении.

Тезис, доказательства, вывод – это всё составные части какого типа речи?

Действительно, автор рассуждает о секрете постижения красоты. Делает он это через повествование, то есть связный рассказ о событии, произошедшем с европейскими туристами в Японии. Значит, тип речи данного текста – повествование с элементами рассуждения.

К какому стилю речи можно отнести данный текст? Почему?

(Публицистический; воздействие на читателя, слушателя)

Итак, в данном тексте говорится о красоте природы, красоте моря. Эта красота не может нас не волновать, не тревожить, не радовать. Автор помогает нам научиться не только видеть, но и любоваться ею.

Я надеюсь, что наш разговор поможет вам при ответе на некоторые вопросы теста и желаю удачи.

2. Выполнение теста.

Понимаю, что результаты узнать вам хотелось бы уже сегодня и поэтому попрошу некоторых своих коллег, присутствующих на нашем уроке, помочь мне.

Уважаемые коллеги! У кого-то из вас за спиной приютился голубок (символ мира). Он-то и выбрал вас мне в помощники. Поскольку в тесте 7 заданий, то максимальное количество баллов – 7.

Говорят, высоко в горах растут цветы удивительной красоты, эдельвейсы. Конечно, не всем людям дано их увидеть воочию, но от этого они не станут менее прекрасны.

Вокруг нас, ребята, тоже много прекрасного. Мы должны уметь наслаждаться красотой, ведь она нас окружает, она рядом, нужно лишь увидеть ее.

Я предлагаю посмотреть на красоту родных мест.

(под музыку)

Красота поэзии, музыки, искусства в целом, конечно, привлекает. А сколько прелести есть в человеческих лицах! Но не всякая красота приветлива. Холодная, неприступная красота отталкивает. Такие люди далеки от окружающих. Вспомните историю самовлюблённого Нарцисса!

Задумайтесь над словами Н.А. Заболоцкого, прозвучавшими в начале урока.

3. Чтение и осмысление 2-го текста.

Что общего между текстами?

(Общая тема высказывания. Речь идет о красоте .)

Что отличает данный текст от предыдущего?

Какое слово в этом стихотворении вам совершенно незнакомо?

Обратимся к словарю и узнаем толкование данного слова.

1. рхитектурно оформленный вход в здание.

2. Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала.

3. Конструкция в виде рамы – часть крупной машины, станка, крана.

Это слово однозначное или многозначное?

В каком значении оно употреблено в стихотворении

Н. А. Заболоцкого?

Все ли человеческие лица, по мнению поэта, красивы?

Использование какого художественного приема помогает автору показать лица людей разными?

(Сравнение ).

Как на письме выделяется сравнительный оборот?

Найдите эпитеты в тексте.

Что такое анафора?

Встречаемся ли мы с этим приемом в данном стихотворении?

Да, есть лица разные.

А каким лицам поэт отдает предпочтение? Докажите текстом.

(“Есть лица – подобья ликующих песен …”)

Ребята, не случайно это стихотворение Заболоцкий назвал “О красоте человеческих лиц”.

Вспоминаются строки из стихотворения Евгения Винокурова.

Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Все смотрел бы на них и смотрел без конца…
Берегите лицо человеческое.
Словно с озера, с глади лица
Не спугните выражение детскости и чистоты.

Я вам искренне желаю того же. Мы все можем быть красивыми: можем ухаживать за своей внешностью, совершать красивые поступки, можем красиво общаться друг с другом.

А ведь если поступать красиво, то есть не обидеть, не оскорбить, то это и есть мир!

Значит, прав был Достоевский, сказав, что красота спасет мир.

Говорят, что в красоте милей простота…

что красота без доброты умирает невостребованной…

что прекрасно то, что естественно…

что красота не нуждается в украшениях…

Возможно, эти высказывания помогут вам при выполнении домашнего задания.

4. Вывод. Объявление оценок.

Как вы считаете, добились ли мы тех целей, что поставили в начале урока?

5. Домашнее задание.

1 группа: написать сочинение-миниатюру на тему “Что есть красота?”

2 группа: написать сочинение по опорному слову. (Учитель предлагает образец выполнения задания.)

3 группа: выпуск газеты по “следам” урока.

Красота… Какое изящное, дивное слово. Услышав его, каждый представил в воображении что-то своё, прекрасное, невероятное, неповторимое… Так что же такое КРАСОТА, и почему её обожествляют люди?
Красота – это величина вселенского масштаба, она имеет огромное влияние на все сферы жизни. На мой взгляд, красота вселяет гармонию в наши сердца и окрыляет наши души. Касаясь нашего разума, она дарит нам искру вдохновения, благодаря которой рождается истинное искусство. Музыкант, опьянённый красотой, создаёт музыку, которая ласкает слух и будоражит кровь слушателя, заставляя его в упоении посвящать своё сердце волшебной мелодии. Художник, обладая красотой мысленного воображения, рисует картину, даруя всему прекрасному целую вечность. Поэт, выращивая цветы красноречия, пишет стих, обликая величие мысли в нежные аккорды стихов.
Рассматривая особенности красоты, нельзя говорить только об искусстве, ведь она царит во всём, что нас окружает. Мы находим её отражение в природе, в быту и в нас самих.
Любуясь природой, человек невольно осязает натуральную красоту во всём её проявлении, утопая в чувстве восхищения и умиротворения. Данную мысль неоднократно подтверждали великие мыслители.
Поэт Игорь Северянин говорит о природе так:

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.

Писатель Яков Полонский не менее красочно отзывается о природе:

Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты.

Из этих примеров мы видим, что природа и красота – это слова синонимы. Только истинное великолепие может вызвать в душе поэта такие живописные слова.
Рассуждая о человеческой красоте я хочу рассмотреть понятия «внешняя» и «внутренняя» красота. Человеческое тело – прекрасно, оно всегда было центральным воплощением красоты в искусстве. Философ Артур Шопенгауэр считал: «Красота - это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце». Человеческая красота является матерью такого всеобъемлющего и великого чувства как любовь. Когда мы влюбляемся в человека, мы восхищаемся его внешностью. Можно сказать что любовь – это ода красоте. Внутренняя же красота – это более глубокое понятие, это наш духовный мир. В отличие от внешней красоты, внутреннюю мы можем создать сами. Только мы решаем: дать ли цветам прекрасного раскрыться в нашей душе. Внешняя привлекательность это всего лишь оболочка, которая служит украшением богатой духовной культуры. Эту мысль иллюстрирует высказывание Уильяма Шекспира: «Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение».
Говоря о красоте в повседневной жизни, я хочу уточнить, что именно красота даёт нам силы жить, именно она помогает нам увидеть всё разнообразие человеческого бытия, именно она ставит нам цель существования. Мы все стремимся к красоте, ищем спутника жизни приятной внешности; выбираем работу, которая бы вызывала у нас чувство прекрасного; окружаем себя красивыми вещами, создавая в своём доме уют; наслаждаемся красотой и роскошью общения.
Подытожить всё выше сказанное я хочу стрОками собственного сочинения о красоте:

Она - изысканна, всесильна, совершенна,
Мы для неё - покорные рабы.
И наша жизнь лишь потому бесценна,
Что в красоту мы адски влюблены.

А теперь, уважаемые читатели, задумайтесь, что же для Вас значит КРАСОТА?

Креатив-проект по риторике
2014 г.

Рецензии

Красота - когда ощущаешь прелесть окружающего мира, сосредотачивая внимание под час на каком-то одном элементе, или, в следующий раз, на другом. и не думаешь, не осознаёшь, что созерцаешь её. Просто тебе хорошо, комфортно и появляются мысли, что надо делать нечто доброе, хорошее, чтобы сохранить виденное и создать что-то, что другие очень захотят сохранить.
Красота - желание беречь и созидать всё лучшее в этом мире. Сокрушаться, когда не удается, но всё равно не оставлять усилий пока не добьёшься победы прекрасного, пока красота не восторжествует. Вот это - красота!
Анастасия, всё сказанное тобой интересно, мудро и познавательно. И стихи очень хорошие. Я лишь дополнил своими рассуждениями, которые можно и оспаривать.

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»

Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.

Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

"Что есть КРАСОТА и почему её обожествляют люди? " Я точно знаю – однозначного ответа на этот вопрос нет. Дать определение красоте невозможно. Красота – понятие объёмное, очень многообразное и индивидуальное. Для каждого оно своё, личное. Достаточно вспомнить произведения знаменитых поэтов и писателей, картины разных художников, разных времён и эпох. Все они воспевали и изображали красоту природы, людей, чувств. Но делали они это по-разному, каждый по-своему.
Для меня красота – это то, что радует глаз, что вдохновляет, делает меня добрее, благороднее, более понимающим людей и окружающий мир. Красота – это незабываемые строчки стихов, завораживающие звуки мелодий, впечатляющие картины живописцев. Мы живём на очень красивой планете, где много замечательных мест и уголков, где природа неповторима и величественна, а люди красивы и добры. Я оглядываюсь вокруг и вижу бескрайние поля с колосящейся пшеницей, зелёные луга, покрытые пёстрыми полевыми цветами, высокие горы, синее небо, яркое солнце. Слышу пение птиц и журчание ручейков. Разве это не красота? Люди тоже должны соответствовать и быть красивы. Но часто понятие красоты искажается. Ещё А. П. Чехов говорил: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Не надо об этом забывать, так как, встречая красивого человека, мы часто видим только оболочку. И не задумываемся, а что под ней? Встречается много людей с красивой внешностью, которым нечем похвастаться внутри. Красивый человек – прежде всего человек с богатым внутренним миром. От него исходят позитив, тепло, свет. Ему не чужды доброта, бескорыстие, искренность. Он умеет любить и прощать. С таким человеком интересно, с ним хочется общаться вновь и вновь. У. Шекспир писал: "Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение".
Ещё я бы хотел сказать о женской красоте. У каждого своё понятие женской привлекательности: красота – понятие более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Примером тому является картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Портрет Джоконды всегда вызывал споры. Она, может быть, и некрасива (это моё субъективное мнение) , но загадочный и манящий взгляд, таинственная улыбка делают Джоконду неотразимой, очаровательной и очень привлекательной. Поэтому не надо забывать – внешняя красота не так важна. Достаточно быть обаятельной, светиться изнутри, источать тепло, доброту, быть духовно богатой, уметь любить. Так что же такое красота? Я думаю, это то, что вдохновляет на творчество, созидание и подвиги. Где истинная красота, там любовь, там жизнь, там нет места злу и разрушению. Красота преображает человека, делает его более нравственным и гуманным. В заключении я хочу привести высказывание И. С. Тургенева: "...Не в одних словах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".

Порой мы слышим о том, что красота – это единствен­ная сила, способная покорять пространство и время, вдох­новляя музыкантов, художников и поэтов; что никто не может устоять перед ее загадочным притяжением. Вслед за Ф. Достоевским произносим мы: “Красота спасет мир”. Так сделать ли нам красоту всеобщей истинной религией?

Но стоит поразмыслить, и мы приходим к убеждению, что подобная религия невозможна. Как раз-таки по той простой причине, что представления о красоте менялись не только по эпохам, но и странам и континентам. Когда мы, пораженные увиденным, восклицаем: “Красота!”, мы чаще всего подразумеваем: “Великолепно!”. Но как отреа­гирует на то же зрелище австралийский абориген, китаец, африканец или американский индеец? Как бы отреагиро­вали наши собственные предки? Ведь когда мы включаем магнитофонную кассету с современными молодежными пес­нями, то слышим из уст своих бабушек и дедушек при­мерно следующее: “Тьфу! Чертовщина какая-то!”

И это реакция людей, с которыми нас разделяет всего лишь одно поколение – наших родителей. Что же тогда говорить о представлениях о красоте, которые существо­вали в разные эпохи?

Например, на заре цивилизации смысл красоты состоял в гармоничном сожительстве человека и природы. Древний человек еще не превратился в воинственного покорителя. Он жил естественной жизнью в естественной среде обита­ния и в этом, как мне кажется, видел красоту.

Существовало ли в те времена представление о жен­ской красоте? Если да, то культ женской красоты заключался в способности женщины соответствовать пло­дородной земле. Об этом говорят и тучные формы древних женщин на наскальных рисунках, и статуэтки с их изоб­ражением.

Представления о совершенной красоте, которая близка даже нашему времени, возникают в античности. Гармо­ния, пропорции, правильные линии мужских и женских силуэтов. Но все это красота, воспринимаемая зрительно. Мне же куда более совершенной представляется красота, запечатленная в слове. Она не может оставить равнодуш­ным, не может не поразить мысль и воображение. Я имею в виду певца Гомера, который в своей бессмертной “Илиа­де” дает, на мой взгляд, гениальное описание женской красоты Елены Прекрасной. Он не говорит, какого роста была Елена, какие у нее были волосы, глаза, губы, улыб­ка или что-то еще. Гомер устами мудрых старцев говорит, что это была красота, достойная изнурительной десяти­летней войны.

Идеал красоты, близкий античному, возникает в эпоху Возрождения. В это время в мужчине и женщине снова начинают ценить цветущую силу, которая воспринимается важнейшей предпосылкой творческой мощи. Совершенная красота эпохи Возрождения предполагала категорическое устранение из мужского образа женственности, а из жен­ского образа – мужественности. Мужчина считался кра­сивым, если в нем были развиты признаки, которые ха­рактеризовали его половую активность: сила и энергия.

Совершенную красоту имели те женщины, которые об­ладали данными, необходимыми для выполнения роли ма­теринства. В противоположность Средневековью, предпо­читавшему женщину с узкими бедрами и стройной талией, в женщине стали ценить широкие бедра, крепкую талию, толстые ягодицы и пышную грудь.

Но вот наступил век Просвещения, и вместе с ним воз­никли новые представления о красоте. Сила и мощь стали восприниматься эстетически безобразными, потому что фи­зический труд стал позором. Идеалом красоты становится человек изнеженный, праздный. Восхищение вызывают женщины, обладающие болезненной бледностью, малень­кой ножкой, узкими кистями, стройным тонким станом.

Очередная смена эпох произвела перемену и в пред­ставлениях о красоте. Наступил буржуазный век, который идеалом красоты провозгласил ясный, энергичный взгляд, прямую напряженную осанку, жесты и выражения, ис­полненные силы воли, руки, способные не только хва­тать, но и удерживать захваченное, ноги, энергично сту­пающие и твердо стоящие на завоеванной позиции. Эти качества одинаково ценились как в мужчине, так и в жен­щине.

Однако буржуазный век привнес в идеал красоты кра­соту душевную.

Размышляя о красоте человеческой души, русский поэт Н. Заболоцкий писал:

Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Взгляд на представления о красоте сквозь эпохи позво­ляет заключить, что красота – относительное понятие. В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только “красота обладает силой и даром вносить мир в сердца” (М. Сервантес).

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Так что есть красота. Зимнее утро. Идет снег, укрывая землю белой пеленой. Снежинки похожи на белые пушистые звездочки. На улицах...