Что такое познание бога. Большая христианская библиотека

I

Зачем мы были сотворены? Чтобы познать Бога. Какую цель мы должны поставить перед собой в жизни? Познать Бога. Что такое «вечная жизнь», которую дает Иисус? Познание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). Что в жизни приносит больше всего радости, счастья и удовлетворения? Познание Бога. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (Иер.9:23-24). Какое состояние человека приносит Богу больше всего радости? Когда человек знает Бога. «Я милости хочу… И Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6).

В этих коротких предложениях мы очень многое выразили. Основная мысль сказанного согреет сердце всякого христианина, но тот, для кого религия — простая формальность, останется холоден (и тем самым станет ясно, что он так и не родился заново). Таким образом, мы имеем основу, форму и цель нашей жизни — плюс принцип, по которому мы определяем важность вещей и дел, и шкалу ценностей. Как только человеку становится ясно, что главная цель его пребывания на земле — это познание Бога, все жизненные проблемы занимают надлежащие места. Сегодняшний мир кишит людьми, которые страдают от изнуряющей болезни, обозначенной Альбером Камю как абсурдизм («жизнь — это плохая шутка»), и жалуются на то, что можно назвать «лихорадкой» Марии Антуанетты, поскольку та дала ее описание («все безвкусно»). Эти расстройства омрачают всю жизнь: все сразу же превращается в проблему и в утомительное бремя, потому что нет ничего стоящего. Однако у христиан существует иммунитет и к «червям» абсурдизма, и к «лихорадке» Марии Антуанетты — хотя иногда и у них бывают недомогания, если сила искушения омрачает их разум. Но эти недомогания, по милости Божьей, длятся недолго. Жизнь стоит прожить, если существует большая цель, если есть что-то, захватывающее все наше внимание. Именно это есть у христианина, и больше ни у кого другого. Ибо существует ли цель более высокая, великая и манящая, чем Бог?

Однако с другой точки зрения, мы сказали еще совсем немного. Говоря о познании Бога, мы употребляем словесную формулу, а формулы похожи на чеки; от них мало толку, если не знаешь, как обменять их на банкноты. Что мы имеем в виду, употребляя фразу «познание Бога»? Какое-то особое чувство? Мурашки по спине? Пребывание в полусне, похожее на парение в свободном пространстве? Наплывы чувств и возбуждение, к которому стремятся наркоманы? Или познание Бога — это особое интеллектуальное переживание? Может, это голос? видение? странные цепочки мыслей, набегающие в сознание? или что-то еще? Все это нужно обсудить, тем более что, согласно Писанию, тут очень легко обмануться и думать, что знаешь Бога, на самом деле совсем не зная Его. Тогда перед нами встает вопрос: что же именно можно по праву назвать «познанием Бога» ?

II

Думаю, ясно, что «знать» Бога — дело более сложное, чем «знать» человека; точно так же, «узнать» ближнего своего труднее, чем «узнать» дом, книгу или язык. Чем сложнее объект, тем больше усилий требуется, чтобы познать его. Познание объекта абстрактного, например, языка, достигается обучением; познание чего-либо неодушевленного, например, горы Бен-Невис или Британского музея, происходит в процесс е осмотра и исследования. Такие занятия, хотя и требуют соответствующих усилий и сосредоточенности, все же достаточно просты для описания. Познание же живых объектов — гораздо сложнее. Невозможно познать живое существо, не узнав прежде как его прошлое, так и его реакцию и поведение в конкретных обстоятельствах. Человек, говорящий «я знаю эту лошадь», обычно имеет в виду не только, что он ее как-то видел. Скорее всего, человек этот подразумевает: «Я знаю, как она себя ведет, и могу вам сказать, как с ней обращаться». Такое познание достигается только через предварительное знакомство с лошадью, через наблюдение за ее действиями и после попытки с ней справиться.

Когда речь идет о людях, задача становится еще сложнее, так как люди надевают маски и, в отличие от лошадей, не показывают, что у них на сердце. Для того чтобы хорошенько узнать лошадь, достаточно нескольких дней. Однако можно провести месяцы и годы в обществе человека, делать что-то вместе с ним и все же сказать: «На самом деле я его совсем не знаю». Мы различаем степени познания друг друга, говоря, что знаем кого-то «хорошо», «не очень хорошо», «близко»; с кем-то мы «только здороваемся», а кого-то «насквозь видим» — в зависимости от того, насколько человек открылся нам во время общения.

Таким образом, качество и степень нашего познания людей зависит больше от них, нежели от нас. Мы познаем человека настолько, насколько он позволил нам узнать себя. При встрече наша задача сводится к тому, чтобы проявить к нему внимание и интерес, показать свою благожелательность и по-дружески раскрыться со своей стороны. Однако с этого момента именно ему, а не нам, решать, узнаем мы его или нет.

Представьте себе, что нам предстоит познакомиться с человеком, который, как нам кажется, стоит «выше» по положению, в интеллектуальной или профессиональной сфере, в личном благочестии или в чем-то еще. Чем острее мы осознаем собственную неполноценность, тем сильнее будем чувствовать, что сейчас наша задача — только проявить уважительное внимание и позволить самому этому человеку вести разговор (представьте свое знакомство с королевой Англии или герцогом Эдинбургским). Нам хотелось бы получше узнать эту высокую персону, но мы прекрасно понимаем, что это решать им, а не нам. Если этот человек ограничится только вежливыми формальностями, мы, возможно, почувствуем разочарование, но и не подумаем жаловаться; ведь мы и не претендовали на его дружбу. Но если он выразит нам свое доверие и откровенно расскажет, что думает о положении вещей, а потом предложит вместе решить какие-то конкретные проблемы и попросит о постоянном сотрудничестве, — чтобы мы были рядом по мере надобности, — мы будем очень польщены и это сильно изменит наши взгляды на жизнь. И если до этого жизнь казалась пустой и унылой, больше такого не будет, — ведь этот великий человек взял нас к себе личным помощником. Об этом можно и домой написать! — да и есть ради чего жить!

Вот что значит познать Бога. Бог через Иеремию говорит: «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (9:24), ибо познание Бога — это такие взаимоотношения, от которых сердце любого человека замирает в восторге. Ведь происходит вот что: Творец, Господь Саваоф, великий Бог, перед Которым народы кажутся лишь каплей. в море, подходит к нему и начинает говорить с ним словами и истинами Священного Писания. Может быть, Библия и христианские истины известны этому человеку уже много лет, но они ничего для него не значили. И вот однажды он просыпается и осознает, что Бог говорит с ним — с ним! – через библейское послание. Слушая Бога, человек обнаруживает, как низок он. Бог говорит с ним о его грехе и непослушании, о его слабости, слепоте и глупости; помогает увидеть себя беспомощным и воззвать о прощении. Но это еще не все. Внимая Богу, человек осознает, что Тот открывает ему Свое сердце, становится его другом и превращает его, по словам Барта, в партнера, участника завета. Поразительно, но все это правда: те взаимоотношения, в которых грешные человеческие существа знают Бога, — это взаимоотношения, в которых Бог, так сказать, берет их в Свой штат, чтобы с этой минуты они работали вместе с Ним (см. 1Кор.3:9) и стали Его личными друзьями. То, что Бог сделал, вытащив Иосифа из тюрьмы и поставив его премьер-министром фараона, Он делает для каждого христианина: и тот обнаруживает, что избавлен от плена сатаны, облечен доверием и принят на службу к Богу. Вся жизнь кардинально меняется. Стесняется человек своего положения слуги или гордится им, зависит от того, чей он слуга. Очень многие люди с гордостью вспоминали, как они оказывали личные услуги сэру Уинстону Черчиллю во время второй мировой войны. Насколько же больше гордости и похвалы в том, чтобы знать Господа небес и земли и служить Ему!

Что же нам делать, чтобы познать Бога? Обдумав все, о чем мы сейчас говорили, можно сказать, что знать Бога это, прежде всего, слушать Его Слово и с помощью Святого Духа понимать, что Божье Слово говорит лично мне; во вторых, наблюдать за природой и характером Бога, раскрытыми в Его Слове и Его делах; в-третьих, отвечать на Его призыв и поступать так, как Он говорит; в-четвертых, видеть Божью любовь, которую Он явил, когда приблизился и привел нас в Свое святое общение, и радоваться этой любви!

III

Библия облекает эти мысли в плоть, используя образы и аналогии, говоря нам, что мы познаем Бога, как сын — своего отца, а жена — мужа, как слуга узнает царя, а овцы — своего пастыря (это и есть четыре основные аналогии). Во всех четырех аналогиях познающий «поднимает взгляд» на того, кого пытается познать, а этот последний берет на себя ответственность за благополучие первого. Это часть библейского понятия познания Бога: Он любит и заботится о тех, кто знает Его, — то есть, о тех, кому Он позволяет Себя узнать. Некоторое время спустя мы вновь к этому вернемся.

Далее Библия добавляет: так узнать Бога мы можем только через познание Иисуса Христа, Который Сам есть Бог, явленный во плоти. «И ты не знаешь Меня…? видевший Меня видел Отца»: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:9,6). Поэтому очень важно, чтобы мы четко себе представляли, что значит «познание» Иисуса Христа.

Для Его земных учеников познание Иисуса было очень похоже на выше приведенную иллюстрацию о знакомстве с великим человеком. Ученики были обычными галилеянами. Ничем особенным, что привлекло бы к ним внимание Иисуса, они похвастаться не могли. Но Иисус — Учитель, говоривший «как власть имеющий», Пророк, который был больше, чем пророк, Господь, вызывавший в них все возрастающее благоговение и почитание, Которого они уже не могли не признать своим Богом, — Иисус нашел их, призвал к Себе, доверил им Свои планы и послал провозглашать от Его имени Царство Божье. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк.3:14). Они же исповедали, что Он, избравший и назвавший их Своими друзьями, есть «Христос, Сын Бога живого» (Мф.16:16), рожденный Царем, несущий «глаголы вечной жизни» (Ин.6:68). И то чувство особой чести и преданности, которое пришло к ним вместе с этим знанием, целиком преобразило их жизнь.

Когда Новый Завет говорит, что Иисус Христос воскрес, помимо всего прочего это значит, что Господь не покинул людей, что любой человек, где бы он ни был, может вступить с Ним во взаимоотношения, подобные тем, какие были между Ним и Его учениками во время Его земной жизни. Различие только в том, что, во-первых, теперь Христос пребывает с христианином не телесно, а духовно, и поэтому невидимо для человеческого глаза; во-вторых, христианин, благодаря свидетельству Нового Завета, знает истины о божественности и искупительной жертве Иисуса, в то время как Его земные ученики осознавали это лишь постепенно; и, в-третьих, теперь, говоря с нами, Иисус не произносит ежедневно новые слова, а скорее, доводит до нашего сознания и Свои слова, записанные в Евангелиях, и все библейское свидетельство о Себе. Но познание Иисуса Христа идет через такие же взаимоотношения личного ученичества, как и во время Его земной жизни. Иисус Евангелий и сейчас идет рядом с христианами; и сейчас, так же, как и тогда, знать Его означает идти с Ним.

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, — говорит Иисус, — и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин.10:27). Его «голос» — это Его свидетельство о Себе, Его обетования и Его призыв. «Я есмь хлеб жизни,.. дверь овцам,.. пастырь добрый,.. воскресение» (Ин.6:35; 10:7,14; 11:25) «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин.5:23-24). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,.. и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28-29). Мы слушаемся «голоса» Иисуса, когда признаем истинным Его свидетельство о Себе, верим Его обетованию и откликаемся на Его призыв. С этого момента мы узнаем Иисуса как Пастыря, а Он знает тех, кто доверился Ему, как Своих овец. «…Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:27-29). Знать Иисуса — значит получить от Иисуса спасение от греха, от вины, от смерти, отныне и навеки.

IV

Если оглянуться назад и подытожить все сказанное о том, что же такое — «знать Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Христа», можно выделить следующие моменты.

Во-первых, познание Бога подразумевает личное общение — как и во всяком непосредственном знакомстве с личностью. Познание Бога есть нечто большее, нежели знание о Нем; это все более тесное общение с Ним, по мере того как Он открывает Себя и общается с нами, познав нас. Познание Бога — непременное условие доверия к Нему, («Как веровать в Того, о Ком не слышали?» — Рим.10:14), но широта наших знаний о Боге еще не означает глубины нашего познания Бога. Джон Оуэн и Жан Кальвин обладали гораздо большими богословскими знаниями, чем Джон Беньян или Билли Брей, но кто осмелится отрицать, что эти последние не знали своего Бога так же близко, как и первые? (Конечно же, все четверо просто вгрызались в Библию, а это значит гораздо больше, чем официальное богословское образование). Если бы решающим фактором было безупречное знание библейской истории, то образованные богословы познали бы Бога лучше всех. Но это не так; можно удерживать в памяти самые правильные понятия, но так никогда и не вкусить сердцем того, что эти понятия обозначают. У простого верующего, читающего Библию, слушающего воскресные проповеди, исполненного Святым Духом, разовьется гораздо более глубокое познание своего Бога и Спасителя, чем у самого образованного человека, если тому достаточно собственной богословской безупречности. А причина в том, что первый, общаясь с Богом, просит помощи в практическом применении истины в своей жизни, а второй этого не делает.

Во-вторых, для познания Бога необходимо личное участие в отношениях с Ним — вовлечение в это общение разума, воли и чувств. Иначе полноценных личных взаимоотношений не получится. Чтобы узнать кого-то, нужно общаться с этим человеком, принимать близко к сердцу его интересы и заботы. Без этого взаимоотношения станут поверхностными. «Вкусите, и увидите, как благ Господь», — говорит псалмопевец (Пс.33:9). «Вкусить» значит «попробовать» что-то, чтобы узнать вкус. Стоящая перед нами пища может аппетитно выглядеть, да и повар говорит, что это очень вкусное блюдо, но какое оно на самом деле, не узнаешь, пока не попробуешь его сам. Точно так же не узнаешь, каков человек на самом деле, пока не «вкусишь» его общения и дружбы. Друзья, так сказать, постоянно «вкушают» друг от друга — разговаривая как об отношении друг к другу (представьте себе влюбленную пару), так и об отношении ко всему, что их обоих интересует. Когда они вот так, словами и поступками, открывают друг другу свои сердца, каждый из них — либо к своей радости, либо к печали — «вкушает», каков его друг на самом деле. Они проникаются заботами и интересами друг друга и поэтому принимают в них личное и эмоциональное участие. Они сочувствуют друг другу, думают друг о друге. Это важный аспект обоюдного познания. То же самое можно сказать о христианском познании Бога, которое, как мы уже видели, само представляет собою дружеские взаимоотношения с Ним.

В наше время эмоциональная сторона познания Бога часто принижается из-за страха подтолкнуть людей к слезливому погружению в самих себя. Конечно, нет ничего более далекого от религии, чем поглощенность самим собой. И надо постоянно напоминать, что Бог существует не для нашего «успокоения», «удовлетворения», «счастья» ИЛИ наших «религиозных переживаний», как будто это и есть самое интересное и важное в жизни. Необходимо также подчеркивать, что всякий, кто на основе «религиозных переживаний» «говорит: Я познал Бога», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.; ср. ст. 9,11; 3:6,11; 4:20). Но не надо забывать все же, что познание Бога — это взаимоотношения, подразумевающие не только интеллект и волю, но и эмоциональность, иначе они не были бы близкими и личными взаимоотношениями. Верующий должен эмоционально переживать победы и превратности Божьего дела в мире — точно так же, как служащие при кабинете сэра Уинстона эмоционально переживали все победы и поражения в войне. Верующий радуется, когда Богу воздают честь и имя Его славится,- и переживает острейшую боль, видя, как над Ним насмехаются. Варнава, прибыв в Антиохию и «увидев благодать Божью, возрадовался (Деян.11:23); а псалмопевец писал: «Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего» (Пс.118:136). Точно так же христианин чувствует стыд и боль, когда бывает обличен в грехе против своего Господа (посмотрите, например, Псалом 50 или Евангелие от Луки 22:61-62), и испытывает приливы радости, когда Бог доносит до его сознания славу вечной любви, которой Он возлюбил его (радуется «радостью неизреченною и преславною» — 1Пет.1:8). В этом состоит аспект эмоциональных переживаний нашей дружбы с Богом. И если этот аспект человеку незнаком, то насколько бы верными ни были его мысли от Боге, он еще не знает того Бога, о Котором думает.

И в-третьих, познание Бога подразумевает благодать . В наших взаимоотношениях с Богом инициатива с начала до конца принадлежит Ему. И это понятно, ведь Бог неизмеримо выше нас, а мы в своем грехе утратили всякое право на Его благоволение. Мы не сами становимся Божьими друзьями; это Бог устанавливает с нами дружбу, позволяя нам узнать Себя, говоря нам о Своей любви. В Послании к Галатам Павел подчеркивает эту мысль о первоначальности благодати в познании Бога: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога …» (Гал.4:9). В этой уточняющей фразе Апостол выказывает убежденность В том, что сначала пришла благодать и что она остается основой спасения принявших ее. Их познание Бога стало следствием того, что Бог познал их. Они познали Его верой потому, что сначала Он избрал и выделил их благодатью.

Слово «познать», употребляемое по отношению к Богу, говорит о всевышней благодати, указывает на то, что Бог первым возлюбил, избрал, искупил, призвал и сохраняет нас. Бог полностью знает нас, «насквозь нас видит», — и это тоже имеет в виду Апостол в 1Кор.13:12, подчеркивая контраст между нашим, несовершенным познанием Бога и Его совершенным познанием нас. Но основная мысль Павла не в этом. Главная мысль выявляется в отрывках, подобных следующим:

«И сказал Господь Моисею… ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх.33:17). «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5). «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня,.. 11 жизнь Мою полагаю за овец… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною… и не погибнут вовеки» (Ин.10:14-15, 27-28). Здесь Божье познание Его народа связано со всем Божьим замыслом спасения. Это познание подразумевает личную привязанность Бога, Его искупительное дело, верность заключенному завету и зоркое внимание к тем, кого Он познал. Другими словами, как мы и намекали раньше, оно подразумевает спасение, сейчас и навеки.

V

Итак, наиболее важно не то, что я знаю Бога, но нечто большее — то, что Он знает меня . Я начертан на Его ладони. Он никогда не забывает обо мне. Все мое познание Бога зависит от Его инициативы в познании меня. Я знаю Его, потому что Он первый узнал меня и продолжает меня познавать. Он знает меня как любящий друг и ни на минуту не выпускает меня из поля зрения, Его внимание не отвлекается ни на мгновение — а значит, Его забота обо мне никогда не ослабевает.

Потрясающая мысль! Какое невыразимое утешение — утешение не расслабляющее, а придающее силы, — приходит с пониманием, что Бог всегда помнит тебя, любит и хранит для твоего блага. Какое невероятное облегчение испытываешь, осознавая, что Он любит тебя, несмотря на все самое худшее, что только есть в тебе, что никакое неприятное открытие не может вызвать у Него разочарования — как я сам часто разочаровываюсь в себе — и не может угасить Его желания благословлять меня. Конечно, мысль о том, что Ему известны все мои грязные стороны, которых не видят другие люди (и я рад этому!), и что Он видит во мне больше нечистоты, чем я вижу в себе сам, приносит с собой великое смирение. И я чувствую также великое желание любить Бога и поклоняться Ему, когда думаю о том, что по какой-то невообразимой причине Он хочет видеть меня Своим другом, хочет быть моим Другом, что Он отдал на смерть Своего Сына, чтобы осуществить этот замысел. Сейчас нам не понять этих мыслей, но даже упоминания о них достаточно, чтобы показать, насколько важно осознавать, что не только мы знаем Бога, но и Он знает нас.

Кроме изучения Библии и молитвы, Писание много говорит о необходимости познания Бога. Познание Бога - это возможность лучше и ближе знать нашего Творца и Спасителя. Люди ограничены временем, пространством и материей. Бог – безграничен, Он выше наших измерений, точнее измерения нашего мира находятся в Боге. Тем не менее, Бог хочет, чтобы люди познавали Его. Это становится возможным тогда, когда человек рождается свыше.

Познание Бога - это не какой-то мистический процесс, о котором можно философствовать. Познание Бога – это то, что практически возможно и необходимо для каждого христианина. Оно состоит из следующих ступеней:

1. Познание Божьей благодати – спасение

Прежде чем человек станет способным познавать Бога, ему необходимо признать себя грешником, нуждающимся в Спасителе, Иисусе Христе, умершем за него на кресте, взявшего на себя их грех и отдавшего им свою праведность.

Кол 1:6 «которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине»,

2. Познание Божьей воли

Познание воли Божьей, прежде всего, выражается в том, чтобы видеть практический смысл истин Священного Писания, касающийся вас конкретно в ваших определённых обстоятельствах.

Кол 1:9 «Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном»,

«Премудрость» в этом стихе – хорошее знание Библейских истин и фактов.

«Разумение духовное» – умение видеть практическую ценность этих истин для вас лично, в вашей ситуации.

Бог сотворил человека разумным существом. В этом заключается часть того, что Бог назвал своим «образом и подобием» когда Он создавал человека (Быт. 1:26). Получив от Бога разум и способность принятия решений, человек вместе с тем получил и ответственность. Это значит, что человек всегда будет пожинать результаты того, что он делает. После грехопадения (Быт 3:1-19) человеческий разум оказался помрачённым грехом (Еф. 4:17-18). В результате, человек потерял способность правильно оценивать духовную реальность.

В связи с этим, для того, чтобы принимать правильные решения человеку, прежде всего, необходимо признать Господство Иисуса Христа в своей жизни (принять Иисуса Христа Господом и Спасителем). При рождении свыше, человек отказывается от системы ценностей построенной на его самоцентризме, принимая Богоцентричную модель оценки жизни, представленную в Божьем слове – Библии. Это позволяет человеку иметь верную перспективу на всё происходящее вокруг.

Следующим важным условием является познание воли Божьей открытой в Его слове. Дело в том, что в Библии содержаться ответы, на очень многие вопросы, возникающие в нашей практической жизни. В ней сказано достаточно, чтобы мы были готовы «на всякое доброе дело» (2 Тим. 3:16-17), т.е. всё, что необходимо для того, чтобы жить Богоугодной жизнью, открыто в Библии.

Для того чтобы хорошо знать её содержимое и видеть её практическую пользу, Библию необходимо серьёзно и глубоко изучать. Чем больше вы будете знать Библию, тем легче вам будет сделать правильный выбор в практических ситуациях требующих вашего решения.

Изучая Библию серьёзно, человек наполняется общим знанием мудрости Божьей, которая позволяет ему правильно оценивать происходящее в его жизни. Таким образом, принимая практическое решение в вашей жизни, сначала убедитесь, что говорит Библия по данному вопросу, и будьте готовы подчиниться её повелениям.

Ещё одним важным условием хороших решений является молитва. Изучая Библию и принимая решения, обязательно необходимо молиться Богу, чтобы Он помог правильно понять ситуацию и принять верное решение. В подобной молитве очень важно выражать своё полное доверие Богу и готовность следовать Его воле, т.е., тому варианту решения, которое в большей степени будет отвечать Его принципам, представленным в Библии.

После того, как вы молитвенно исследовали Библию и видите, что оба решения не противоречат Божьему слову, вы можете быть уверены, что Бог даёт вам право принять любое из них. Бог видит в верующем человеке сотрудника созидающего Его царство (1 Кор. 3:9). В подобных ситуациях Бог ищет вашего осознанного решения.

Для того чтобы лучше воспользоваться данным Богом правом принятия решения можно применять следующий метод: На чистом листе бумаги начертите две колонки. На одной стороне запишите все возможные положительные стороны вашего решения. Во второй колонке запишите все возможные негативные последствия вашего решения. Сделайте так по каждому возможному варианту решения. Далее сравните все плюсы и минусы и выберите из них лучший вариант.

После того, как вы приняли решение - доверяйте Богу. Если вы сделали всё искренно стремясь узнать Его волю и исполнить её, вы можете просить Бога о Его благословении в вашем решении.

3. Познание Бога

Познание Бога становиться результатом нашего познания Его воли и послушания Ему.

Кол 1:10 «чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога»,

Апостол Павел видел в познании Бога единственный и абсолютный смысл жизни каждого христианина

Фил 3:7 «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых. 12 [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. 13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Домашнее задание: Выучить 1 Иоанна 2: 12-14

На данный период времени действия людей в жребии людей по сердцу Господа направлены в несколько русел. Первое из них - это жажда познать Бога, соединиться с Ним и стремление донести понимание Его путей до всех верующих. Мы призваны на практике показать Его желания и характер, облегчая всем, идущим узким путем, следование за Господом, через понимание Божьего устройства и получение истин хождения пред Ним.

Наша задача не останавливаться на достигнутых высотах или глубинах, но искать еще большего и лучшего в нашем неисчерпаемом источнике - Господе Боге!

Для чего важно этим заниматься? По той причине, что сегодня существует масса мнений относительно жизни во Христе, нет ясного видения Божьего домостроительства и понимания отношения Его к тем или иным вопросам благочестия.

Церковь полна догадок и предположений, она разбита на множество течений, каждое из которых претендует на максимальную приближенность к истине. У многих свое понимание того, что является нормальной христианской жизнью. Я осознаю в своем сердце, что Богу не нравится такое положение вещей и Он желает привести Церковь к общему знаменателю , и это возможно, когда начнет открываться более полная картина познания Бога.

Познание Господа и познание Богом нас

"Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца "(Прит.20:27 ), - прежде всего, необходимо позволить Господу осветить все глубины нашего естества и проникнуть в потаенные комнаты наших сердец, где мы прячем самые сокровенные желания, предрасположенности или подсознательные склонности к тем или иным вещам, чтобы ничто не искажало нам возможность познавать Бога Таким, Какой Он есть, а не каким мы Его себе представляем.

И для этого необходимо отдать себя Богу, как в целом, так и во всех конкретных жизненных вопросах и составных нашего естества.


Пусть Бог вскроет и покажет нам Свое видение нас в Его свете! Мы должны позволить Господу познать нас, как написано: " Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: " познал Господь Своих "; и: "да отступит от неправды всякий , исповедующий имя Господа " (2Тим.2:19 ).


Пора отвыкать иметь дело только со следствием того, что таится внутри нас: пришло время для обнаружения мотивов наших сердец, горьких корней и заквасок. Что толкает тебя на те или иные поступки, откуда идет побуждение сказать или совершить действие, что является источником моих радостей или страхов?


В вере ли мы, способны отличить плотские чувства от духовных ощущений, имеем ли мы предубеждения или способны мыслить непредвзято: все эти вопросы требуют конкретных ответов, которые не будут нашими догадками, а показанием истинного положения вещей Духом Святым, неважно, нравится нам это или нет.

Пора прекратить жить в самообмане и иллюзиях воображения и показать братьям, что не только их внешние дела и служение важны для Бога, но гораздо более - то состояние, в котором мы все это делаем! Но еще важнее - это совершение Божьей работы в нас, искреннее и открытое общение с Ним, взвешивание нас на Его весах и жизнь перед Его лицом!


Сколько еще дверей в твоем сердце закрыты для Господа? Во всех ли сферах жизни Иисус является твоим Владыкой и Господином? Занимает ли Он первое место в нашей жизни, и любим ли мы Его по настоящему? Является ли подлинным наше стремление к Нему?


Углубленная христианская жизнь должна вновь стать предметом внимания церкви, чтобы наша чистота и непорочность не была лишь внешней ширмой, за которой кроется масса потаенных грехов и скверн плоти и духа, как написано:

" И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?" (Ис.29:13-15 ).

Некоторые люди даже обманывают самих себя, убеждая, что они праведны и благочестивы, когда это выглядит совсем не так. Пример такого заблуждения показан в словах о посте: " Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? " (Ис.58:2,3 ) , - однако Бог смотрит на все это совсем другими глазами:

" Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте " (Ис.58:3,4 ).

В книге Захарии Господь вскрывает истинные мотивы всех внешне праведных действий священников и народа Божия: " И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? " (Зах.7:4-6 ).

Для Бога не имеет никакого значения поверхностное благочестие. Не твои слова, не плач или другие эмоции важны для Господа, а донесение их до Бога, преподношение их Ему, а не в пустоту!

Нам пора узнать, какой дом для Господа мы из себя представляем, все ли в нем в порядке. Даем ли мы Господу жить в нас? Свободно ли Он чувствует Себя в наших сердцах?

Познание нас Богом не должно ограничиваться теоретическим знанием нашего естества, оно должно достигать господства Божьей сущности над нашим духом, душой и телом, где Господь имеет полное право изменять любую часть нашей жизни в соответствии со Своей волей и преображать составные нашего естества в образ Христов!

Отсутствие желания того, чтобы Господь познал нас во всей полноте, может привести христианина к такому состоянию, где он будет иметь опасность отступить от Бога и услышать такие слова в свой адрес: " Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас ; отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Матф.7:22,23 ).

Если ты свои глубины не откроешь Господу, там может возникнуть подобное описанному в Откровении: " Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих , любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности ; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских , сказываю, что не наложу на вас иного бремени " (Откр.2:20-24 ) .

Не позволяй поселяться в своей глубине силам тьмы! Помни, что у дьявола были все коды доступа к твоему сердцу, и если ты не позволишь Богу их сменить, сатана вновь постарается найти к тебе лазейку и руководить тобой исподтишка, а ты, думая, что служишь Господу, на самом деле вновь окажешься под скрытым контролем отца лжи!

Но когда мы даем Господу нас познать, и Он открывает всю несостоятельность и никчемность наших заслуг и достоинств, это позволяет нам более полно довериться Богу и утвердиться в вере в Него, Способного довести дело спасения в нас до конца. Так что от обрезания и сокрушения наших сердец Бог обращает наше внимание на познание Своей любви, силы, достоинств и совершенства.

Апостол Павел пишет: " Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его , и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых " (Фил.3:8-11 ) .

Вскрытие бесполезности прошлых преимуществ Павла привело апостола к жажде познания Бога и Его силы, которая позволила бы ему во всех обстоятельствах приносить плод веры, страдать со Христом, не дорожа своей жизнью ради любви к Богу и спасения грешников, и достигнуть победного венца в воскресении мертвых.

Одна из основных задач всякого верующего - это стремление познать Господа как можно больше, это подтверждает и слово Божье: " Итак познаем, будем стремиться познать Господа ; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю"… Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений " (Ос.6:3,6 ) .

Познание Бога имеет для Него большее значение, чем наши различные старания, дела или жертвы! Запомните это хорошенько! Как бьют такие слова по нашей гордости, привыкшей зарабатывать свой авторитет! А здесь все дается даром, независимо от дел, и более побуждается познавать Бога, чем трудиться для Него!

Это и является камнем преткновения для очень многих людей, подобных Марфе, которая совсем не понимала поведение Марии:

" В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть , которая не отнимется у нее " (Лук.10:38-42 ) .

Бог живой, Он хочет делиться с нами Своей любовью, радостью, благодатью и премудростью, желает, чтобы мы познали, Каков Он на самом деле и поняли, насколько же чудесен Господь Сам по Себе! Таким видят Бога люди по сердцу Его, и наше стремление - узнать Его как можно лучше!

И опять же, познание отличается от знания о Боге тем, что имея личные взаимоотношения с Ним, мы проникаем во Святое святых Божьего сердца и начинаем мыслить, переживать, чувствовать и желать то, что на сердце у Бога, в соединении с Ним.

Мы призваны познать Бога в Его любви, милосердии, святости, совершенстве, величии, силе, славе, доброте, красоте, бесконечности, премудрости и еще великом множестве качеств и действий, Которые Он готов нам открыть! Познавай Господа сейчас, чтобы, пришед на небо, ты мог Его узнать в любом обличье: Сидящем на престоле, кротким Агнцем, Господом воинств с горящими глазами и мечем, исходящим из уст, или Сыном Человеческим!

О, как я хотел бы знать Господа так, чтобы среди массы одинаковых людей или духов, я всегда мог узнать Его, видя скрытое для других: " Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.

"Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин ? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?"

Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других : голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! " (Песн.5:8-16 ) .

Как бы мне хотелось узнать Его где бы ни было, даже тогда, когда Он приходит тайно, скрывая Свою подлинную сущность, как Он сделал это во время общения с двумя шедшими в Эммаус - их глаза открылись, когда Он уже преломлял с ними хлеб, - научи нас, Господи, узнавать Тебя сразу, как только Ты заговоришь!

По мере познания Господа наша духовная жизнь становится богаче и многообразней, а вера тверже. Духовный возраст верующего напрямую связан с познанием Бога: " Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам , отцы, потому что вы познали Сущего от начала . Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального . Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого " (1Иоан.2:12-14 ) .

Сначала люди, возрастая во Христе, начинают познавать Бога, прощающего грехи и дающего спасение по благодати, в отличие от младенцев , которым еще трудно принять тот факт, что для получения прощения ничего не требуется, кроме покаяния и веры.

Отроки же переходят к полноте познания Отца, они уже перестают сомневаться в заботе и опеке Бога и начинают различать, где Отец проявляет к ним Свою любовь, где учит, а где воспитывает и наказывает, чтобы это принесло мирный плод праведности. Ты приходишь в близкие взаимоотношения с Богом, как с Отцом, из руки Которого тебя никто не похитит, Кому можно "поплакаться в жилетку", Кто тебя всегда поймет и утешит, Кто даст мудрый совет и позаботится о всех нуждах Своего чада. Это познание отличает отрока от дитя , давая в полноте насладиться общением с Отцом, в котором мы так нуждаемся!

Юноши же переходят в сферу познания Бога истины. Это более высокая степень познания Господа дает купаться в живых реках слова Божьего и приводит к способности различать хитрые ходы противника, тонкости его обольщения, примеси и подделки под истину, которых не видят братья, находящиеся в меньших духовных возрастах. Они очень эффективно используются Богом в духовных битвах против врага, и через них могущественно является свет Господа, изгоняющий всякую тьму.

Отцы же поднимаются над всем этим в познание Сущего и Безначального . Они начинают жить в вечности, на них перестают влиять такие категории, как видимое и временное, потому что они начинают видеть суть вещей, познавая сокровенное бытие Божие, Отца вечности, безраздельно Господствующего над всем мирозданием, Святого святых, беспредельно отличающегося от всего в этом мире.

Отцы , не в философских теориях, а на самом деле проникают за завесу материи, чтобы пребывать в духе у престола Присносущего Господа Бога, познавая Его тайны: " Мудрость же мы проповедуем между совершенными , но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы " (1Кор.2:6-8 ) .

Итак, ты можешь иметь большое служение, совершить множество дел, быть использованным в духовных дарах, но при этом остаться духовным младенцем, если не позаботишься познать Бога в большей глубине, высоте, широте и долготе!

Следует приобретать вес и влияние не в этом видимом мире, а в невидимом, духовном мире, а это достигается через познание Господа и жизнь с Ним! Пора возвращать внимание верующих от людей к Господу, и в этом состоит первоочередная задача людей по сердцу Господа.

В процессе познания Господа важно исследовать Его пути, как говорится в псалме: " Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое " (Пс.66:2,3 ) .

Сам Иисус является нашим путем, единственным, ведущим к спасению, тогда как другие пути только кажутся прямыми, но приводят в погибель. Ошибочно полагать, что все пути ведут к Богу, на самом деле к Нему ведет узкий путь, в котором мы призваны следовать за Христом. Знаем ли мы, куда Он нас ведет и в чем состоит путь Господень? Знаем ли мы принципы и устройство Божье, которым Бог подчинил духовные и физические процессы, чтобы нам, понимая их, использовать к своему благу?

" Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что [происходило] от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни " (Мих.6:5 ).

Бог хочет, чтобы мы познали Его пути и праведные действия через множество чудесных уроков, приготовленных Господом, и наглядные примеры в жизни и творении, служащие нам указанием на дела и характер Господа: " Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих " (Пс.134:5-7 ).

Наблюдая за тем, что совершает Господь и помня, что в мире нет ничего случайного, мы можем увидеть определенный порядок и совершенство Божьих действий за кажущимся внешним хаосом и неустройством. Сам Господь говорит в Писании: " Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц " (Матф.10:29-31 ).

Физический мир строго подчинен определенным законам, открывая которые, люди далеко продвинулись в облегчении жизненных условий современного человека. В духовном же мире есть свое устройство, и познавая его, мы можем увидеть, где существует реальная опасность, а в чем мы можем настолько преуспеть, что нам потребуются минуты для того, чтобы совершить в духовном плане дела, на которые ранее требовались годы усердия и стараний.

Познание Божьих путей позволяет нам не унывать в трудностях и жизненных испытаниях, потому что мы будем смотреть дальше этих ситуаций, на конечную цель и на Господа, ведущего нас к спасению и совершенству.

Народ Израильский не смог войти в Божий покой, потому что не заботился познать пути Господни: " Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого " (Евр.3:10-12 ).

Не потому ли у нас существуют перепады настроения или подъемы и спады в духовной жизни, что мы еще не научились видеть за ущельями уничижения и проблем горы благословений и славы Божьей? Мы никогда не сможем пребывать в покое Христовом, если не научимся смотреть дальше своего носа и иметь правильное понимание того, что совершает Господь!

Израильтяне, вместо того, чтобы размышлять над чудесами Божьими и Его благодеющей рукой, в период испытания вновь начинали сомневаться в Боге, доходя до ропота и подозрения в том, что Бог хочет их погибели!

Иногда и мы, христиане, бываем столь же близоруки, позволяя себе заблуждаться сердцем относительно желаний и намерений Господа, навлекая на себя гнев Божий: " Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения : так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною ; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих " (Ос.4:6 ).

Пора уже прекратить подобное бесчестье и обратиться всем сердцем к Господу, чтобы понять, насколько милостив Он к нам, и рука Его по прежнему крепка в способности совершать дело нашего спасения! Поймите, в нашей жизни, кроме благословений, существует освящение, духовная война, воспитание, служение и прочие необходимые для каждого верующего процессы, и все это совершается к нашему благу!

Когда же мы, наконец, поймем это, чтобы всегда воздавать славу Богу и подчиняться Его руководству во всем, что бы ни случилось: " Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас [Бога] , вспоминая о вас в молитвах моих,

- и давайте посмотрим, о чем молится Павел, прося Бога о ефесянах, уже исполненных веры и любви, - чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его , и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали , в чем состоит надежда призвания Его ,

- очень важно иметь общение с Духом премудрости, Который Один может открыть нам Бога и то, на что я могу надеяться, пришед к Нему, каков дальнейший план Господа относительно моей дальнейшей жизни, и могу ли я рассчитывать на нечто большее, чем имею сейчас,

- и какое богатство славного наследия Его для святых, - я вспоминаю историю, о маленькой верующей общине в Америке, которая имела небольшой участок земли. Они были бедны, и здание их церкви было ветхим, пока на их участке не обнаружили нефть. После этого община сразу выбралась из всех своих нужд и стала жить в преизбытке. Что произошло? Нефть всегда была в земле, но необходимо было ее обнаружить!

- и как безмерно величие могущества Его в нас , - Бог пребывает в нас с той же мерой могущества, какая у Него была всегда. Всемогущий Бог, для Которого нет ничего невозможного и нет никаких пределов, не ограничил Своей меры могущества в нас ничем: лишь мы определяем эту меру уровнем своей веры, которая может возрасти через познание Бога, приносимое нам Духом премудрости, не препятствуй Богу своим неверием, позволь Ему жить в тебе и творить Его дела,

- верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем " (Еф.1:15-23 ),

Итак, мы видим, что та сила, позволившая Иисусу прожить совершенную жизнь, творить чудеса, воскреснуть из мертвых и вознестись на небеса, сила, которой Отец все покоряет Иисусу, доступна всякому верующему! Сегодня Господь Тот же, Он творит доныне, и Господь готов делать через тебя Свои дела, чтобы в полноте явить Свою славу! Но кто это познал на практике? Единицы, и то в ограниченной мере.

И наша задача открыться для Духа премудрости, чтобы, по желанию Господа, познать все, что приготовил для нас Господь: " Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, - Бог хочет, чтобы многогранная воля Его открылась нам во всех тонкостях, особенностях и полноте,

- чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему] , принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, - познание имеет цель угождать Богу во всем, имея в арсенале силу, которая позволяет не только побеждать врага, но и с терпением проходить свое поприще, иметь великодушие и уметь радоваться в любых обстоятельствах.

Имея различные способы духовного разумения и способность познавать Господа в Его многоразличной премудрости, мы сможем принести разнообразные плоды во всяком деле, иметь ключи ко всем дверям и возможность решить любую проблему, так, чтобы мы не имели недостатка ни в чем, -

Что такое христианство? Некоторые говорят, что это философия, другие утверждают – этический пример, третьи – переживание, опыт. Ни одно из вышеперечисленных утверждений в действительности не является ответом на вопрос.

Ведь хотя в христианстве и есть аспекты, подобные вышеперечисленным, но ни один из них не может служить определением христианства. Сердце христианства – взаимоотношения между личностью и Богом.

Человек, который становится христианином, продвигается в своем знании Бога – от отдаленного представления о Нем к близкому, непосредственному познанию Его.

Таким образом, христианство – это познание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3).

Почему мне необходимо познать Бога?

Живущее в нас желание личного познания Бога очень сильно, но зачастую мы просто не можем его распознать. Что оно собой представляет на самом деле. Когда мы впервые влюбляемся, женимся или выходим замуж, когда, наконец, поступаем на работу или отправляемся на заслуженный отдых в уютный загородный домик – на всех этих жизненных этапах в нас пробуждается ожидание чего-то особенного, что в итоге так никогда и не происходит.

В конце концов, мы осознаем, что наше желание этого «драгоценного чего-то» не смогут удовлетворить ни любимый человек, ни карьера, ни успех, ни даже самые лучшие наши достижения. Удовлетворение испаряется даже тогда, когда мы достигаем своих целей.

Это «что-то», которое должно принести нам радость и которого мы так желаем, в итоге так никогда и не происходит в нашей жизни) Мы ощущаем зияющую пустоту, которую большинство из нас пытается заполнить своей работой или же отрицанием существования этой пустоты.

Но в итоге, в лучшем случае все откладывается на потом. «Ничто не имеет вкуса»,– сказала когда-то королева Франции Мария-Антуанетта.

Существует несколько способов отреагировать на это.

Винить всех и вся. Находить ошибки и недостатки в каждом человеке, во всем, что нас окружает. Мы верим, что если у нас будет супруг получше, карьера получше, начальник получше или зарплата повыше, то это доставит нам эфемерное удовольствие. Однако многие успешные люди этого мира – это люди, страдающие от скуки, неудовлетворенные жизнью, мечущиеся от одной новизны к другой, часто меняющие своих психологов, друзей, партнеров или место жительства.

Винить самих себя. Пытаться изо всех сил жить по стандартам. Многие люди верят, что в какой-то момент они сделали неправильный выбор или не смогли адекватно оценить жизненные обстоятельства, и потому не достигли того, что могло бы дать им радость и удовлетворение. Такие люди преисполнены сомнениями в себе и склонны «сгорать» на работе. Они думают: «Если бы я только смог достигнуть своих целей, тогда бы эта пустота внутри меня исчезла». Но это не так.

Винить саму вселенную. Просто сдаться и не пытаться достигнуть чего-то. Такой человек может сказать: «Да, будучи молодым, я был идеалистом, но сейчас я не смотрю на жизнь сквозь розовые очки». Мы становимся циниками и решаем подавлять ту часть себя, которая когда-то желала исполнения своих желаний и ощущения радости. Мы становимся жесткими и даже можем почувствовать, как теряем свою человечность, перестаем проявлять сострадание и чувствовать радость.

Признавать наше отчуждение от Бога и понимать, что проблема именно в этом. Осознавать, что пустота внутри нас существует из-за нашего отчуждения от Бога. И преодолеть эту пустоту можно, только восстановив личные взаимоотношения с Богом.

Чтобы установить личные взаимоотношения с Богом, нам необходимо знать 3 вещи:

Первое: кем мы являемся

Божье творение. Бог сотворил нас, создал для общения с Собой. Мы принадлежим Ему, мы обязаны Творцу каждым своим вздохом, каждым моментом жизни, всем.

Именно потому что люди были созданы жить для Бога (поклоняться Ему), мы всегда пытаемся чему-то поклоняться – если не Богу, то какому-нибудь другому объекту несомненного посвящения, придавая тем самым смысл своему существованию.

Грешники. Мы все выбрали (и ежедневно подтверждаем это) путь отвержения Бога, сделав нашу собственную радость и счастье наивысшим приоритетом для себя. Мы не желаем поклоняться Богу и подчиняться Ему как нашему Господину.

Но мы ведь созданы для поклонения, и поэтому прилепляемся к идолам, устремляя свою жизнь к тому, что тщетно обещает даровать нам значимость и смысл существования, – к успеху, взаимоотношениям, влиянию, любви, комфорту и так далее.

В духовном рабстве. Жизнь, в которой присутствует поклонение всему чему угодно, кроме Бога, ведет к разрушению и падению. Когда рыба оставляет водную среду, для которой она была создана, она не становится свободной, но умирает. Поклонение чему-либо, кроме Бога, приводит к потере смысла жизни.

Если мы достигаем того, чему поклонялись и к чему стремились, то видим, что это не приносят нам удовлетворения. Потому что эти объекты поклонения никогда и не должны были быть «богами». Они никогда не предназначались для того, чтобы заменить нам Бога.

Поклонение чему-либо, кроме Бога, ведет к появлению у нас проблем с самооценкой. Мы определяем самих себя степенью своих достижений в том, к чему стремимся. Мы должны это получить, или все будет потеряно. Таким образом, наши идолы заставляют нас работать еще тяжелее и усерднее, а когда они оказываются под угрозой, мы испытываем ужас и смятение.

Второе: кем является Бог

Любовь и справедливость. Он постоянно заботится о том, чтобы мы имели радость и благосостояние. Большинство людей любит тех, кто любит их самих, но Бог любит и ищет добра для людей, которые являются Его врагами. А поскольку Бог есть любящий и благой, Он не терпит зла.

Противоположностью любви является не гнев, а безразличие. «Чем больше ты любишь своего сына, тем больше ты ненавидишь в нем лжеца, пьяницу, предателя» (Е. Гиффорд).

Чтобы приблизительно понять положение Бога, представьте судью, который является отцом сидящего на скамье подсудимых, виновного в преступлении. Судья знает, что он не может отпустить своего сына, ведь без правосудия не выживет ни одно общество.

Разве меньше ответственность любящего Бога, чтобы Он мог проигнорировать или отменить правосудие по отношению к нам? К тем, кого Он любит, но которые виновны в восстании против Его любящего владычества?

Иисус Христос. Иисус – Сам Бог, пришедший на землю. Он прожил совершенную жизнь, возлюбив Бога всем Своим сердцем, душой, разумом и исполнив все человеческие обязательства по отношению к Богу.

Он прожил такую жизнь, которую должны были прожить мы, – совершенную от начала до конца. Затем, вместо получения своей заслуженной награды (вечной жизни), Иисус отдает Свою жизнь в жертву за грехи наши, взяв на Себя наказание и смерть, заслуженные нами. Когда мы веруем в Него:

1) наши грехи оплачены Его смертью на кресте и

2) Его совершенная жизнь вменяется нам в праведность. Бог принимает нас и относится к нам так, как если бы мы совершили все то, что соделал Христос.

Третье: что мы должны сделать

Покаяться. Прежде всего, каждому из нас необходимо признать, что он живет как господин своей жизни, поклоняется не Богу, а идолам, нарушает Божьи законы, данные с любовью. Слово «покаяние» означает, что вы просите прощения и с этого момента поворачиваетесь к Богу, взирая только на Него и желая жить только для Него.

Верить. Вера – это перенос нашего доверия со своих собственных достижений на достижения Христа. Мы полагались на другие вещи, чтобы быть принятыми обществом и важными людьми.

Но сейчас мы сознательно начинаем полагаться на то, что сделал Христос для нашего принятия Богом. Нам ничего не надо делать. Если мы думаем, что Бог нам что-то должен за наши достижения, тогда мы все еще вне Христа.

Молиться следующим образом: «Я вижу, что я более греховен, чем мог когда-либо сметь подумать. Но я еще более любим и принимаем Тобой, чем мог когда-либо надеяться. Я отворачиваюсь от своей прошлой жизни, полной эгоцентризма.

Всеми своими добрыми делами я не могу заслужить Твоего одобрения, но сейчас я полагаюсь на то, что совершил Христос, и прошу принять меня в Божью семью ради Иисуса». Когда вы сделаете это, сразу же произойдут две вещи:

1) ваши долги прощаются, ваши грехи удаляются навсегда, и вы становитесь частью Божьей семьи,

2) Святой Дух входит в ваше сердце и начинает преобразовывать вас в образ Христов.

Жить соответственно. Расскажите своему другу-христианину о своем посвящении Богу. Начните изучать основы христианских дисциплин – молитесь, читайте Святое Писание, посещайте богослужения и общайтесь с другими христианами.

Почему я должен искать Бога?

С одной стороны, мы можем чувствовать, что «нуждаемся» в Нем. Даже если вы осознаете, что ваши нужды может восполнить только Бог, вы не должны пытаться использовать Его для достижения своих собственных целей.

Невозможно торговаться с Богом («Я сделаю это, если Ты сделаешь то»). Это вовсе не христианство, а форма некой магии или язычества, в которой вы ублажаете капризное божество в обмен на его благорасположение. Мы становимся христианами, чтобы мы сами служили Богу, или чтобы Бог служил нам? Это два противоположных мотива, ведущие к двум разным религиям. Мы должны прийти к Богу:

1) потому что мы обязаны Ему отдать свою жизнь (Он наш Творец) и

2) потому что мы глубоко признательны Ему за жертву, принесенную Его Единородным Сыном (Он наш Искупитель).

С другой стороны, вы можете не осознавать свою нужду в Боге или вовсе не интересоваться познанием Бога. Это не означает, что вы должны оставаться непосвященным Богу. Если вы были созданы Богом, тогда вы обязаны Ему своей жизнью, осознаете вы это или нет. Вы обязаны искать Его и просить Его смягчить ваше сердце, открыть глаза и просветить вас.

Если вы говорите, что у вас нет веры, то это не оправдывает вас. Нам необходимо подвергать сомнению свои же сомнения. Никто не может сомневаться сразу во всем. Чтобы в чем-то сомневаться, мы должны во что-то верить.

Например, верите ли вы, что в состоянии управлять своей собственной жизнью? Где доказательство этому? Зачем же в своем сердце сомневаться в Боге и вере? Справедливо ли это? Вы обязаны Богу и должны искать Его – так делайте это.

А что если я не готов действовать?

Составьте список того, что вы считаете препятствием на своем пути к вере. Вот возможные пункты списка.

Согласованность. Есть ли интеллектуальные проблемы, связанные с христианством? Есть ли возражения против христианской веры, которые вы не можете решить сами?

Цена. Считаете ли вы, что принятие христианской веры может дорого вам стоить? Какие страхи и опасения у вас есть относительно посвящения себя Богу?

Беседуйте с вашим другом-христианином до тех пор, пока эти вопросы не будут разрешены.

И. В. Музычко

«Пишу вам, отроки, потому Что вы познали Отца» 1 Иоан. 2:13

Таким образом, период жизни христианина, который Слово Божье называет духовным отрочеством, обычно начинается с принятия святого водного крещения по вере. Если это так, то что-же означают слова: «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Иоан. 12:13). Из этих слов следует, что основным признаком и целью отроческого духовного возраста является познание Бога. Что же означает для христианина познание Бога? Призыв в Писании к познанию Бога имеет два значения. Если он направлен к людям неверующим, то он означает призыв к уверованию в Иисуса Христа, а когда он направлен к детям Божьим, то он означает более глубокое познание Бога, Его истин и Его святой воли (Иоан. 8:32; 2Петр.1:3,3:18 ;Кол. 1:10; Фил. 3:10).

Но что означает познание Бога? Оно означает не только знание о Боге, о Его проявлениях и свойствах, но и приобщение к Богу, соединение со Христом «подобием смерти Его и подобием воскресения Его» (Рим. 6:5), ибо Бог нам «предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Поэтому истинное Богопознание осуществляется в два этапа, которые можно назвать рациональным познанием и духовно-опытным познанием. На этапе рационального познания христианин получает знание о Боге, что Он сделал для людей во Христе Иисусе, и что Он совершает Духом Святым и в наши дни.

Апостол Павел обращается к Галатам с вопросом: «чрез дела ли закона вы получили Духа, или через наставление

(познание) в вере?» (Гал. 3:2). Это наставление совершает Наставник Дух Святой: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Дух Святой может наставлять человека непосредственно путем озарения или откровения при изучении Писания, когда христианин находится в молитве и размышлении над Словом Божьим. Дух Святой может наставлять христианина, используя брата служителя, как духовного наставника, или через чтение соответствующей духовной литературы. В месте Писания Гал. 3:2 выражен очень важный принцип духовной жизни. Всякий духовный рост, всякое движение вперед в духовной жизни происходит через наставление или познание истины и через веру, так как «вера есть осуществление ожидаемого» (Евр.11:1).

Что же христианину предстоит познать (принять, усвоить, осуществить) в период духовного отрочества, кроме того, что он познал (принял, усвоил) на этапе духовного детства? Вспомним, что на этапе духовного детства он верою принял Иисуса Христа как своего личного Спасителя, прощение грехов, искупление, оправдание и примирение с Богом, избавление от власти диавола, спасение, или жизнь вечную, запечатление Духом Святым. Через рождение свыше он стал дитем Божьим. Теперь же христианин познает или вернее Дух Святой открывает ему (Иоан. 16:13), что Иисус Христос является не только его личным Спасителем, искупившим его своей голгофской жертвой и родивший его Духом Святым, но что Христос также «есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33; Мр. 1:8; Лк. 3:16). Господь открывает ему, что Он в своем плане предусмотрел не только родить человека Духом Святым, но и крестить его Духом Святым.

Это означает, что Господь желает крестить Духом Святым или другими словами присоединить к Церкви Христовой каждого христианина, которого Он раньше через веру и покаяние родил Духом Святым и соделал его дитем Божьим. Условием, при котором Дух Святой присоединяет уверовавшего к Церкви Христовой, является вступление его в завет с Господом посредством святого водного крещения по вере.

Дальше следует духовно-опытное познание Бога, которое означает соединение с Богом через осуществление Его заповедей и обетований, посредством которых христианин становится «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1:4). Вот почему так важно на стадии духовного отрочества осуществление значения святого водного крещения, как пути освящения. Истинное Богопознание - это соединение с Богом. Познание на библейском языке означает не только знание, но и соединение. Например, сказано «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина» (Быт. 4:1), или «И познал Елкана Анну, жену свою» (1 Цар. 1:19). Речь идет не только о телесном единстве, но о полном единении - духа, души и тела. Так и познание Бога - это соединение, единение с Богом, ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). С этой точки зрения становится понятным, почему Павел, будучи уже Апостолом и имея великие богословские познания, говорит о себе: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, для Него я от всего отказался, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3:8-10). В результате такого познания Христа, Апостол Павел говорит о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20).

Поэтому главная задача христианина на этапе духовного отрочества состоит в том, чтобы познавать Христа, то есть «соединяться с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5), «всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса», и тогда «жизнь Иисусова будет открываться в теле его» (2 Кор. 4:10).

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония