Поучения оптинских старцев. Основные православные молитвы, которые должен знать каждый христианин

Постараемся детально ответить на вопрос: очень сильная древняя молитва на сайте: сайт - для наших многоуважаемых читателей.

Популярные товары

Новые статьи

Утро и вечер начинайте с молитвы и увидите, как наладится жизнь, все станет проще, понятнее и обязательно найдется выход из любой ситуации.

Молитва «Богородице Дево, радуйся»

Молитва «Отче наш»

«Отче наш, иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

И остави нам долги наша,

Яко же и мы оставляем должником нашим,

И не введи нас во искушение,

Но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть и Царство, и сила, и слава,

Отца и Сына, и Святаго Духа

И ныне, и присно, и во веки веков.

Молитва Иисусова

Молитва Пресвятой Троице

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради».

Моление к Богоматери

Молитва от всех бед и напастей

Молитва от всех болезней

«Владыко, Вседержитель, врач душ и телес смиренных, возноси и наказуй, паки исцели брата нашего (имя) немоществующего, посети милостью Твоею и прости мышцею Твоею. Исполни исцеление от вражды и исцели его, и восстанови от одра немощи, отставь от него всякую язву, всякую болезнь, всякую рану, всякую огневицу и тресковицу. И если есть в нем согрешение, беззаконие, то ослабь и оставь, простя ради Твоего человеколюбия. Ей Господи, пощади Твое создание во Христе Иисусе, Господе нашем, с Ним же благословенно еси во веки веков. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Молитва Ангелу Хранителю

Покаянная молитва

«Пресвятая Богородица, к тебе обращаюсь! В словах моих черных против дочки (сына, матери, внука, мужа…) каюсь! Молю, Приснодева, хулу мне прости! И (имя) удачу в делах возврати! Аминь».

Старинная молитва на все случаи жизни

«Господи! Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день. Дай мне всецело предаться воле твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получила известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля твоя. Во всех делах моих и словах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай забыть, что все ниспослано тобой! Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая. Господи! Дай мне силы перенести утомление наступающего дня и все события в течение его! Руководи моею волею и научи меня молиться и надеяться, верить, любить, терпеть и прощать! Аминь».

Молитва в путешествии

Молитва для искупления греха аборта

«Во имя Господа нашего Иисуса Христа! Милосердствуй надо мной, грешной рабой твоей (имя), дай мне в слезах искупить грехи великие за загубленных детей моих. Святой Иоанн Креститель, перекрести детей моих, убиенных мною во чреве, и выведи их из тьмы вечной, и нареки им имя ангелов небесных, и введи их в царство Господнее нашего Иисуса Христа. Святая великомученица Варвара, приобщи детей моих, убиенных мною во чреве. Святой Иоанн Креститель, избавь меня, мать-убийцу плода моего, от страшного суда Христова, и помоги мне, грешной, ответ нести пред Господом нашим Иисусом Христом. Будь мне заступником и свидетелем на Страшном Суде! Господи, не откажи мне, рабе твоей (имя), услышь молитву мою. Во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

Молитва «Да воскреснет Бог»

Благодарственная молитва

«Господи, Иисус Христос, Матушка Пресвятая Богородица и все Небесные Силы! Спасибо Вам за ваше милосердие ко мне рабе Божией (имя) и членам моей семьи! Спасибо за Ваше благословение, спасибо Вам за то, что вы оберегаете и спасаете меня рабу Божию (имя) и членов моей семьи от напрасной клеветы, от любой беды, от порчи, от сглаза женского – мужского, от тюрьмы, от нищеты, от напрасной смерти, от заклятья, от проклятья, от наговоров, от заговоров, от злых лихих людей, от колдунов, от ведунов, от бабы простоволоски, от девки самокрутки, от завистников и ненавистников, от врагов видимых и невидимых. Спасибо Вам за то, что Вы помогли мне рабе Божией (имя) и членам моей семьи избавиться от недугов, от врагов, от злых чар, и так далее. Спасибо Вам за то, что Вы помогли в труде, в учебе, в бизнесе, в семейных отношениях и так далее. Спасибо Вам, что Вы наполнили мой дом счастьем, любовью, благополучием! Отныне и до веку веков. Во имя отца и Сына и Святого духа. Аминь».

Магический Щит. Уникальный проект «Три Р». Официальный сайт магов.

Все права защищены. Копирование материалов сайта запрещено!

Древние сильные молитвы

Да будут светлы мои мысли, ибо они станут словами.

Да будут чисты мои слова, ибо они станут делами.

Да будут благи мои дела, ибо они станут характером.

Да будет божественным мой характер, ибо он станет судьбою моей.

Я принимаю и люблю себя.

Я принимаю и люблю мир.

Я принимаю и люблю Бога.

Воистину, Я – наследник Владыки Вселенной.

В моих руках все богатства.

В моем сердце все сокровища.

В моем сознании все таланты.

Я творец судьбы.

И каждый для меня – Вселенная.

Удостой меня быть орудием мира Твоего.

Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть.

Чтобы я прощал – где обижают.

Чтобы я соединял – где есть ссора.

Чтобы я говорил правду – где господствует заблуждение.

Чтобы я воздвигал веру – где давит сомнение.

Чтобы я возбуждал надежду – где мучает отчаяние.

Чтобы я вносил свет во тьму.

Чтобы я возбуждал радость – где горе живет.

Господи, Боже мой, удостой, не чтобы меня утешали,

но чтобы я утешал.

Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал.

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил.

Ибо кто даёт – тот получает.

Кто забывает себя – тот обретает.

Кто прощает, тому простится.

Кто умирает – тот просыпается в Вечной Жизни.

от враг его видимых и невидимых.

О Господень Михаиле Архангеле! Демонов сокрушителю, запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их яко овцы

прах пред лицем ветра.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Архистраже, шестокрылатых первый княже, воевода Небесных сил-Херувим и

Серафим и всех святых.

О угодный Михаиле Архангеле! Хранителю неизречённый буди во мне, великий помощник, во всех обидах и скорбях,

печалях, в пустынях, на распутьях, на реках и на морях тихое пристанище.

Избави мя, великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей лукавых дьявольских, егда услышит мя, сына

своего(имя), молящегося тебе и призывающего имя твоё святое, ускори на помощь мне и услыши молитву мою.

О Великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честного Животворящего небесного Креста

Господня, молитвами Пресвятые Богородицы, святых ангелов и святых апостолов, святого пророка Божия Илии,

святаго великого Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, святаго Андрея Юродивого, святых велико-

мучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей и мучеников и всех святых Небесных сил.

О великий Архангеле Михаиле! Помози мне, грешному сыну твоему(имя), избави мя от труса, потопа, от огня и меча,

от напрасные смерти, от всякого зла и от врага льстивого и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, великий

Михаиле Архангеле Господень, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Часть 10 – Древние сильные молитвы

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0 Добавить в цитатник
    • 0 Сохранить в ссылки

    Древняя таинственная молитва. Очень сильная. Передается как знак свыше. Тот к кому она приходит находится на этапе трансформации. Помогает принять верное решение, останавливает поток мыслей, усиливает положительные вибрации, исцеляет недуги.

    Очень сильная древняя молитва

    Какая молитва самая древняя?

    Индекс темы Незарегистрированные пользователи не могут просматривать ссылки

    Зарегистрируйтесь или войдите на форум

    Название: Древняя сильная молитва

    Отправлено: @ от 28 Сентября 2010, 20:34:18

    Эту молитву дал видящий старец.Она написана на паперти Чудова монастыря в Кремле в Церкви Михаила Архистратига.

    Господи Боже, Царю Безначальный! Пошли Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему(имя) изъятии его от враг его видимых и невидимых.

    О Господень Михаиле Архангеле! Демонов сокрушителю, запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их яко овцы прах пред лицем ветра.

    О Господень Великий Архангеле Михаиле! Архистраже, шестокрылатых первый княже, воевода Небесных сил-фигувим и Серафим и всех святых.

    О угодный Михаиле Архангеле! Хранителю неизречённый буди во мне, великий помощник, во всех.

    Я крещеный. Был набожным, но не сильно верующим. Плохо мне стало чуть больше года назад. Чуть коньки не откинул. Врачи даже не смогли поставить точный диагноз. Колапс, сказали. Мать, после этого, своей рукой переписала мне несколько молитв (а точнее – 10). Каждое утро встаю и читаю молитвы. Начинаю с этой:

    О, Пресвятая Владычица Богородица, небесная царица!

    Спаси и помилуй нас грешных рабов твоих (перечисляю свое имя и имена близких) от напрасные клеветы и от всякие беды, напасти и внезапные смерти. Помилуй в дневных часах, утренних и вечерних, и во все время сохрани нас – стоящих, сидящих, на всяком пути ходящих, в ночных часах спящих. Снабди, заступи, покрой и защити, Владычица Богородица от всех врагов – видимых и невидимых, от всякого злого обстояния, на всяком месте и во всякое время – будь нам Мати Преблагая, необоримая стена и крепкая заступница. Всегда ныне, присно и во веки веков! Аминь!

    Очень сильная молитва. Настолько очищает и помогает, что вы себе.

    Пожалуй, каждому человеку знакомо такое состояние, когда душу тревожит что-то неясное и расплывчатое беспокойство за судьбу близких людей, житейские проблемы и невзгоды камнем лежат на сердце.

    Молитвы важны и прекрасны все без исключения. Ведь каждая из них родилась в глубине души тех, кто обращался к Господу, в каждую вложены лучшие человеческие чувства – любовь, вера, терпение, надежда. И у каждого из нас, наверное, есть (или будут) свои любимые молитвы, те, которые как-то особенно созвучны нашей душе, нашей вере.

    Но есть три главные молитвы, знать наизусть и понимать смысл которых обязан.

    МОЛИТВЫ-ОБЕРЕГИ

    МОЛИТВА-ОБЕРЕГ “СЕМЬ КРЕСТОВ” ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

    Кладу первый крест от Святого Духа,

    Второй крест от Господа Бога,

    Третий крест от Иисуса Христа сына Божьего,

    Четвертый крест от Ангела-хранителя раба Божьего (имя),

    Пятый крест от Мати Пресвятой Богородицы,

    Шестой крест от западу до выкату,

    Седьмой крест от земли до небес.

    Семь крестов закроют дом на семь замков.

    Первый замок – от лиха-беды всякой,

    Второй – от бедности-нищеты,

    Третий – от слёз горючих,

    Четвертый – от покражи,

    Пятый – от потраты,

    Шестой – от болезни-немощи,

    А седьмой – самый сильный, шесть замыкает,

    На век запирает, дом мой охраняет. Аминь.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа

    Кланяюсь сорока святым отцам.

    Кланяюсь я их сорокасвятым сердцам,

    Здесь надо сразу сказать, что самая сильная молитва – это «Отче наш», ибо так молиться нас научил сам Иисус Христос.

    «Отче наш, Иже еси на небесех!

    Да святится имя Твое,

    да приидет Царствие Твое,

    да будет воля Твоя,

    яко на небеси и на земли.

    Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

    и остави нам долги наша,

    якоже и мы оставляем должникам нашим;

    и не введи нас во искушение,

    но избави нас от лукаваго.

    Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

    Однако, кроме молитвы «Отче наш», есть и другие сильные молитвы, которые помогают нам в тех или других ситуациях. Не всегда у нас получается построить своё счастье. Человек иногда бывает слаб, у любого из нас может отказать сила воли, но несмотря на это, все хотят быть счастливыми. Для достижения этого самого счастья есть сильные молитвы, которые помогают нам обрести желанное. Но существование сильных молитв не говорит о том, что можно сидеть, ничего.

    С ударениями (чтобы правильно читали.).

    Жив’ый в п’омощи В’ышняго, в кр’ове Бога Неб’еснаго водвор’ится. Реч’ет Г’осподеви: Заст’упник мой ес’и и Приб’ежище мое, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. Яко Т’ой изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Его над’еешися: ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Его. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы лет’ящия во дни, от в’ещи во тме преход’ящия, от ср’яща, и б’еса пол’уденнаго. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, об’аче оч’има тво’има см’отриши, и возда’яние гр’ешников ‘узриши. Яко Ты, Господи, упов’ание мое, В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище твое. Не при’идет к тебе зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, яко Ангелом Своим запов’есть о теб’е, сохран’ити тя во всех пут’ех твоих. На рук’ах в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою, на ‘аспида и васил’иска наст’упиши.

    Эта древняя молитва на все случаи жизни читается по утрам. А предназначена она для изгнания Темных сил. Это очень мощная молитва, которую используют в своей практике знахари и целители, а иногда и ведьмы, работая с Архангелом Михаилом. Эта древняя молитва на все случаи имеет еще такое сопровождение: «Аще который человек прочитает сию молитву – с того дня не прикоснется к нему ни Дьявол, ни зол человек, лестью не обольстится сердце его. Аще ли представится от жития сего – то и душа его не станет достоянием ада».

    Вот эта древняя молитва от темных сил и зла людей

    «Господи Боже, Царю Безначальный! Пошли Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя), изъятии его от враг его видимых и невидимых. О Господень Михаиле Архангеле! Демонов сокрушителю, запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их яко овцы, прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Архистраже, шестокрылатых первый княже, воевода Небесных сил – Херувим и Серафим и всех.

    Ни что так сильно не единит человека с Богом, как искренняя, сердечная молитва. Соединяясь на духовном уровне с Отцом Небесным, ангелами и святыми, молящийся очищает свою душу, получает радость, утешение и помощь. Особой силой, мощью и благодатью обладают православные молитвы, дошедшие до нас из глубины веков и тысячелетий.

    Как создавались молитвы

    С древнейших времен люди стали понимать, что каждое слово, помимо смысла, несет в себе энергию, положительную или отрицательную. Величайшие пророки и мудрецы по вдохновению Свыше создавали молитвенные обращения к Богу, становившиеся образцом для простых людей.

    Самые древние из почитаемых поныне молитв – псалмы великого еврейского пророка, царя Давида, жившего в Х веке до н.э. Его «Псалтирь» святые отцы ставят выше всех писаний Ветхого завета. Сей любимец народа, одолевший в юности иноземного великана Голиафа, став царем, совершил однажды тяжкий грех. Влюбившись до безпамятства в жену своего.

    Самая сильная молитва - это та, что идёт из глубины сердца, та, что подкреплена сильнейшей силой любви и бескорыстным, искренним желанием помочь другому.

    Эталоном такой молитвы может послужить материнская молитва.

    Родители любят своих чад не за заслуги и дела, они любят их просто за то, что они есть. Родители желают детям только лучшее, благое и желают это бескорыстно, от всей глубины души своей. Когда ребёнок болеет - мама тоже болеет, но она болеет сильней - она болеет всей душой своей. В такие минуты мама искренне, со слезами на глазах обращается к Вышнему с мольбой, в надежде на быстрое исцеление своей кровиночки. Именно в такие минуты «раскрывается» вся сила молитвы, её мощь и благость. Именно в такие минуты совершаются чудеса.

    И поверьте мне – это не просто красивые слова и сильные эпитеты, это настоящая правда, которую я не раз ощутил и на себе и на своих детях. Если меня спросят: «Олег, какие твои самые ранние.

    Предлагаю Вашему вниманию короткие молитвы на все случаи жизни от моей знакомой деревенской знахарки.

    Чтобы уберечь себя от несчастных случаев, которые повсеместно происходят в нашей жизни, необходимо произносить православные молитвы общего содержания.

    Дабы случайно не захворать и не встретить на своем пути злобных людей, перед тем, как собраться в дорогу, прочтите в православном уединении одну из предложенных молитв на все случаи жизни.

    Православные короткие молитвы на все случаи жизни

    Перед выходом из дома, прочтите про себя эти молитвенные строчки:

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Защити меня от злых случайных прохожих и сохрани мою жизнь от лютой опасности. Аминь.

    Собираясь на серьезные переговоры, следует произнести.

    Молитва оберег - это самая сильная защита, которая охраняет нас от любых бед, невзгод и страданий. Многие поколения людей уверены, что с помощью слов, обращенных Богу и святым, можно уберечь себя, защитить своих близких от врагов и завистников.

    Молитва оберег для дома

    Довольно часто под ударом оказываемся не только мы, но и наше жилище. Иногда черные маги, когда хотят нанести урон человеку, наводят порчу на его дом для того, чтобы место жительства стало проклятым, вытягивало из человека силы и энергию. Для этого, правда, нужно серьезно обидеть колдуна, ведь порча дома - сложное занятие, сильнее всего подействует проклятие, наложенное еще при его строительстве. Но в этом случае сначала придется его снять, а уже после этого ставить оберег. Более распространенная проблема - сглаз. Его последствия также могут оказаться весьма неприятными.

    Чтобы не стать жертвой нацеленной на жилье негативной программы, необходимо поставить сильную защиту на дом.

    Каждому крещеному в православной вере человеку обязательно нужно знать три молитвы. Конечно, существуют молитвословы, в которых указаны “молитвы на всякую потребу” – утренняя, на начинание всякого нового дела, молитва перед трапезой и многие другие. Не всякий знает их наизусть, и вполне допустимо обращаться к молитвослову и творить молитвы на потребу по-печатному. Однако, эти три молитвы православный должен знать наизусть, чтобы возможно было прочитать их в любой момент своей жизни и научить им других.

    – Молитвы утренние и вечерние. Последование к святому причащению

    – Символ веры. С пояснениями.

    – Краткий молитвенник начинающего православного

    1 Главная молитва христианина – “Отче наш”

    Отче наш, Иже еси на небесех!

    Да святится имя Твое,

    да приидет Царствие Твое,

    да будет воля Твоя,

    яко на небеси и на земли.

    Хлеб наш насущный.

    Главная –> Православный церковный календарь на год –> Православные молитвы на каждый день –> Православные повседневные молитвы

    Православные повседневные молитвы.

    Каждый православный христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела.

    Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.

    Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

    Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

    Для выражения чувств наших к Богу и к святым Его угодникам, Церковью даны нам разные молитвы.

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

    Также спрашивают

    «Мир Вам» не финансируется какой-либо организацией, фондом, церковью или миссией.

    Существует на личные средства и добровольные пожертвования.

Впервые помню себя в храме лет в шесть. Очень хорошо помню ощущение страха, когда незнакомые бабушки в черном со строгими лицами поднимают тебя к каким-то изображениям и заставляют их целовать. Все это произвело на меня жутковатое впечатление. Но этот детский страх сменился такой же детской радостью от того, что я снова приду в дом Божий на земле - в Храм.

В жизни каждого человека бывает момент, когда сам Господь стучится в сердце и зовет. Для меня этот момент наступил в двенадцать лет. Я уже знала, что есть Бог, еще я знала, что человек произошел от обезьяны, и что где-то есть НЛО… В общем, в голове у меня, подростка, была полная каша. Я ничего не отрицала, но и серьезно ничем не интересовалась, и привязанности к чему-либо не имела. Жила себе и жила бы так и дальше, если бы не один случай, который заставил меня глубоко задуматься о своей жизни, о том, кто я, зачем я живу и так ли уж верна дарвиновская теория о моей связи с приматами.

Лето я проводила с двумя старшими сестрами в деревне, где каждый вечер дискотеки и разрешается гулять до утра, что, естественно, для такой маленькой девочки, стремящейся быстрее стать взрослой, очень привлекательно. Сестры меня, младшую, брали в компанию редко, вернее сказать, почти не брали. Со своими ровесницами мне было скучно, отчего я часто с ними ссорилась.

И вот как-то, в очередной раз не поделив что-то с подругами, остаюсь дома одна. Мои старшенькие собираются, и впереди у них целый летний вечер, стрекот кузнечиков, теплый воздух, укромная лавочка, интересные встречи и разговоры, а я сижу и плачу в надежде разжалобить сестер. Быть может, они возьмут меня с собой? Но нет - девчонки собираются, хлопает входная дверь, и все … Я одна.

На стене висит старинная бабушкина икона Божией Матери Казанской. Мой взгляд, полный слез, падает на нее, и я прошу о помощи: "Ну пусть сестренки возьмут меня с собой!", зная, что это уже невозможно, что девчонки уже далеко.

Вдруг,(о чудо!), дверь хлопает опять. Я вижу сестер, дающих мне команду быстро одеваться…

Прошли годы, но те чувства шока, радости, восторга от того, что ты услышана, живут во мне и сейчас. И пусть моя первая молитва была несерьезной, наивной - именно с нее начался мой путь к вере, мое знакомство с Богом. Именно тогда я по-настоящему поняла, что Бог есть, как есть день и ночь, солнце и звезды. Мне не нужны были доказательства и научные доводы (которых, кстати сказать, довольно-таки много), что Творец неба и земли действительно существует, и не где-то там, а рядом, всегда со мной.

Шли годы. Я падала, оступалась, но теперь я знала, где искать помощи и поддержки. И Он, наш Спаситель, всегда утешал, укреплял и давал силы идти дальше.

Конечно весь сумбур, типа НЛО и "заряженной воды Кашпировского", который с лихвой наводнил Россию в перестроечное время, ушел из моей головы не сразу. К этому моему сознанию еще надо было дойти. Но Господь уже жил в моем сердце. Мне захотелось быть ближе к Богу. А где найти Его на земле? Скоро я открыла для себя Храм.

Помню, как было тяжело стоять на службах, где я ничего не понимала. Меня часто мутило от духоты, я падала в обморок во время Литургии, особенно во время выноса и чтения Евангелия (не хотел враг рода человеческого моего воцерковления), но такие приступы меня только подзадоривали, так как, по характеру своему, я очень упряма. Я настойчиво стремилась посещать храм.

Помню, мне как-то опять стало плохо на службе. Меня усадили, спрашивали, принести ли воды, или помочь выйти на воздух, а у меня в голове одна мысль: "Как же хорошо умереть в храме!". Нет, не выгнал меня лукавый, не удалось ему это, по милости Божией. Слава Богу!

Не зная ничего о службе, о том, что главное в Литургии - Таинство Евхаристии, я решила причаститься. Вот и первая исповедь, а за ней и Причастие. Меня переполняла радость, от которой хочется летать на крыльях, которую не описать, не передать словами, но, раз испытав, невозможно забыть.

Приступы в храме прекратились, я стала православной христианкой, стала прихожанкой Храма Покрова Божией Матери в с.Хомутово.

Сейчас я мама. Моя старшая дочка двух с половиной лет не боится наших "храмовых" старушек (удивительно: на улице бегает ото всех, а в храме со всеми разговаривает, все рассказывает, даже конфетками угощается!). Для нее иконы - не холодные изображения, а Святыни, и она прикладывается к ним везде, где только может без посторонней помощи, без уговоров и назиданий, с детской радостью. Храм для нее - второй дом, родной дом, куда придти - всегда праздник.

Дай Бог вырастить достойного христианина, и пусть ее путь к вере будет начат с купели, а не так, как у ее мамы.

Лариса, прихожанка Покровского храма

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресная песнь по чтении Евангелия

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спасе Моем.
Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре́ на смирение рабы Своея́, се бо от ныне ублажат Мя вси ро́ди.
Честнейшую херувим…
Яко сотвори́ Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в ро́ды родо́в боящимся Его. Честнейшую херувим…
Сотвори́ державу мышцею Своею, расточи́ гордыя мыслию сердца их. Честнейшую херувим…
Низложи́ сильныя со престол, и вознесе́ смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую херувим…
Восприя́т Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глаго́ла ко отце́м нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Честнейшую херувим…

Молитва праведного Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Фото: shutterstock.com

Молитв в православии существует великое множество. Они различаются по степени важности и употребительности . Некоторые из них читаются постоянно, некоторые - только в особых случаях.

Ряд молитв используется в богослужении. Они называются не молитвами, а богослужебными текстами и имеют свои особые названия: кондак, тропарь, стихира. Также существуют молитвы и каноны, которые читаются только священником, а прихожанам их чтение запрещено.

Типы молитв по содержанию

По содержанию молитвы можно разделить на четыре вида:

  • Хвалебная . Это высшая форма молитвы, в которой христианин ни о чем не просит Бога, а только прославляет Его.Разновидностью хвалебной молитвы является славословие - прославление всех трех лиц Святой Троицы. Наиболее известно так называемое малое славословие («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу..."), которое всегда завершает церковные молитвы и песнопения. Существует еще и великое славословие («Слава в вышних Богу»), которое поется в конце утрени.
  • Благодарственная , или молитва благодарения . По смыслу она близка к хвалебной: человек благодарит Господа за всё, что имеет.
  • Покаянная . В такой молитве верующий кается, то есть признаёт свои грехи перед Богом и просит Его прощения.
  • Прошение , или просительная молитва . Такие молитвы произносят, когда нужна Божия помощь или утешение в беде, нужде или болезни. Перед прошением следует всегда читать покаянную молитву.

Евхаристический канон

Евхристический канон представляет собой часть Литургии, во время которой совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Он тихо читается священником в алтаре , в то время как хор исполняет песнопения.

Евхаристический канон относится к так называемым тайным молитвам и не может произноситься прихожанами, он читается только священником.


Есть некоторые молитвы, которые каждый христианин должен знать наизусть:

  • молитва Господня « »,
  • молитва Святому Духу « »,
  • молитва Божией Матери « »,
  • молитва Божией Матери « »

Они используются как в домашней молитве, так и в богослужениях.

Православная молитва «Верую во единого Бога Отца Вседержителя»

Молитва, которая начинается с этих слов, называется Символом веры и является одной из главнейших молитв . В отличие от других молитв, в Символе веры не содержится обращение к Богу, Богородице, святым или ангелам, но излагается в краткой форме вся суть православного христианского учения. Человек, который не согласен с утверждениями, перечисленными в Символе веры, или просто их не понимает, не может называться православным христианином.

Это одна из двух молитв, которые поются на Литургии вслух всеми молящимися в храме, а не только певчими. Перед крещением ребенка будущим крестным родителям необходимо выучить Символ веры наизусть: крестный или крестная произносит его во время таинства.

Православная молитва «Отче Наш» – толкование и суть

Молитва «Отче наш» еще называется Молитвой Господней - это молитва, которой Господь Иисус Христос научил Своих учеников. В ней изложены все просьбы, которые должен возносить Богу христианин.

Согласно этой молитве, истинно верующий человек

  • верит, что Бог вечно живет на небесах
  • восхваляет имя Божие
  • ждет прихода Царствия Божия
  • подчиняется воле Божией
  • просит Бога даровать ему необходимое для жизни
  • сам прощает тех, кто виноват перед ним, и молит Бога простить его грехи
  • просит Бога избавить его от искушений и власти дьявола.

«Отче наш», как и Символ веры, поется всеми молящимися в храме на Литургии . Эту молитву также необходимо знать наизусть .

Молитва «Царю небесный»

Молитва Святому Духу больше известна по ее первый двум словам - «Царю небесный». Это обращение к Святому Духу, который исходит от Бога-Отца и Своей благодатью освящает всю Церковь. Без благодати Святого Духа невозможно спастись, поэтому христиане должны призывать Святого Духа себе на помощь.

Все присутствующие в храме на великой вечерне в День сошествия Святого Духа поют «Царю Небесный» вслух вместе с церковным хором.

Иисусова молитва

Особое место среди православных молитв занимает Иисусова молитва. Она очень короткая и звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго / грешную».

В чем сила Иисусовой молитвы?

Иисусова молитва известна в монастырях православной Церкви с глубокой древности. Ее непрестанное повторение вслух, шепотом или в уме, - одна из главных православных монашеских практик.По православному учению, для человека спасительно произнесение самого имени Господа нашего Иисуса Христа: имя Божие есть своеобразная икона (образ Божий), и, произнося его с благоговением, молитвенно, человек освящается Божией благодатью. А непочтительное, небрежное обращение с именем Божиим (божба и тем более богохульство) - это кощунство, оскорбляющее Бога.

Иисусова молитва - как правильно молиться?

Практиковать непрерывное повторение Иисусовой молитвы можно только под руководством священника.

Для этого надо взять благословение, а также иметь возможность постоянно рассказывать этому священнику о своем духовном состоянии.

Самостоятельная, бесконтрольная практика непрерывной Иисусовой молитвы опасна как для духовного состояния, так и для душевного здоровья.

От непрерывной Иисусовой молитвы нужно отличать иную практику. Иногда священники могут давать общую рекомендацию: например, всем прихожанам храма в течение поста читать Иисусову молитву 10 раз в день. Или в правиле преподобного Серафима Саровского для мирян рекомендуется время от времени произносить «Господи, помилуй» или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Это не является непрерывной молитвой, и специальное духовное руководство для этого не требуется.

Молитвы Богородице и святым

Кроме обращений к господу Богу, к важнейшим молитвам относятся также молитвы, восхваляющие Пресвятую Богородицу Деву Марию, Матерь Божию. Христианская церковь считает Богородицу выше святых и даже ангелов.

Молитвы «Богородице, Дево, радуйся» и «Достойно есть» входят в состав ежедневного молитвенного правила и постоянно используются в богослужении.

Краткую молитву Божией Матери - «Пресвятая Богородице, спаси нас!» - рекомендуется произносить в течение дня как можно чаще.

Почему мы молимся святым?

Помимо Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы христиане также молятся святым. Святые - это люди, на которых при жизни снизошла Божия благодать. После смерти они вознеслись к Богу на небеса и там вечно славят Его величие. Однако по своему милосердию святые не забывают и тех, кто остался на земле. Они слышат наши молитвы и вечно ходатайствуют о нас перед Богом .

Почитание святых

Христиане почитают святых как своих заступников перед Богом, а также как пример для себя. Глядя на поступки святых, христианин учится угождать Богу и поступать правильно - так, как ему велел Христос. Церковь чтит святых с самого начала своего существования. Первыми святыми были апостолы - ученики Христовы.

Подвиги мучеников

В первые три века существования христианской Церкви верующих преследовали власти, сначала иудейские, затем римские. Иудеи считали Христа лжемессией, а Его последователей - опасными еретиками и богохульниками. Римляне же требовали от всех своих подданных почитать императора как божество.

Христиане не воздавали божественных почестей никому, кроме Бога. Многих заставляли приносить жертвы императору или языческим божествам, однако верующие предпочитали умереть, но не предать Бога. Этих людей называли мучениками. Их останки (мощи) забирали и сохраняли у себя их товарищи по общине. Так возникла традиция почитания святых и их мощей.

Наши небесные покровители и заступники

У каждого человека есть два небесных покровителя:

  • ангел-хранитель, которого Бог посылает человеку при крещении, и
  • святой, с которым человек носит одно имя.

Оба этих чудесных заступника всегда помогают человеку , желают ему спасения и всяческих благ . Поэтому к ним нужно всегда обращаться с молитвой. Молитвы ангелу-хранителю и святому входят в ежедневное молитвенное правило.

Что такое молебен?


Молебен – это особое, краткое богослужение, обращенное к Господу Богу, Богородице или какому-либо святому. Чинопоследование молебна – это, по сути, сокращенная и упрощенная утреня.

В храме молебны обычно служат после Литургии, иногда – после утрени и вечерни. Молебен можно служить не только в храме, но и дома, и на природе. Общественные молебны служат в праздничные дни и по особым случаям (например, во время бедствий). По нуждам прихожан совершаются частные молебны.

Благодарственный молебен

В случае нужды или по чьему-то прошению совершаются просительные молебны . Поводами для просительного молебна могут быть болезнь, эпидемия, вражеское нашествие, путешествие, новое дело, стихийные бедствия, бесплодие.

Особенность благодарственного молебна в том, что он служится только Господу Иисусу Христу и только после Литургии. В благодарственном молебне верующие выражают свою благодарность Богу за Его помощь. Его необходимо отслужить, если Господь услышал молитвы, и трудная ситуация разрешилась. Ведь даже если за помощью мы обращаемся к святым, помощь всегда исходит только от Бога.

Как заказать молебен

Когда христианин хочет попросить помощи или вознести благодарность Богу за всё то добро, которое Бог ему посылает в жизни, он заказывает в храме молебен. Чтобы заказать молебен, нужно подойти к свечному ящику и написать записку. В ней нужно перечислить:

  • вид молебна (если просительный – указать нужду),
  • кому служить молебен (Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым – указать имена святых),
  • о ком будет служиться молебен (имена в церковном варианте, в полной форме).

Ребенок младше 7 лет считается младенцем, и в записке, соответственно, пишут «младенца» и имя в родительном падеже.

Степени молитвы

Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень — молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, что-бы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение. Вторая ступень — молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершает-ся беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал — молитва все совершается. Третья ступень — это уже молитва творческая, кото-рая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имеет, например, преподобный пустынник Марк Фраческий. Наконец, четвертая ступень — это такая высокая молит-ва, которую имеют только Ангелы, и которая дается разве одному человеку на все человечество (преп. Варсонофий).

Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без нее нельзя войти в Царство Небесное. Внешняя умная молитва недостаточна, ибо она бывает и у человека, в ко-тором присутствуют страсти. Вот некоторые и говорят: «Какой же смысл творить молитву? Какая польза?» Вели-кая! Ибо Господь, «даяй молитву молящемуся» (1Цар. 2, 9), даст человеку молитву или перед самой смертью, или даже после смерти... Только не надо ее оставлять (преп. Варсо-нофий).

Вопрос: «Можно ли потерять молитву Иисусову тому, кто достиг уже внутренней молитвы?» Ответ: «Да, я думаю, что можно от нерадения при окружающей суете. А бывает, что Господь по недоведомым нам судьбам Своим отнимает молитву, как, например, было это с схимонахом о. Клеопою: он два года чувствовал в себе потерю сердечной молитвы, после чего она опять воз-вратилась к нему. Может быть, это Господь послал ему для испытания его веры. Поэтому в таких случаях не надо от-чаиваться» (преп. Варсонофий).

Томительное, часто безотрадное состояние, предваря-ющее получение молитвы Иисусовой внутренней, не бывает обязательно с каждым. Ибо Царь может сразу обогатить нищего. Но общий порядок стяжания молитвы Иисусовой тот, что достигают ее трудами и скорбями, в числе кото-рых имеет себе место томительное состояние духа... (преп. Варсонофий).

Первый от Господа дар в молитве — внимание, т. е. когда ум может держаться в словах молитвы, не развлека-ясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекаемой молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть — молитва неразвлекаемая. Вторая молитва, второй дар — это внут-ренняя молитва, т. е. когда мысли и чувства в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстью оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, т. е. чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтоже-ны, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть только страсть зашевелится, бьет и побеждает. Третий дар есть — молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов, молитва — молитва видения. Достигшие этой молитвы ви-дят духовные предметы, например, состояние души челове-ка так, как мы видим чувственные предметы, как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух (преп. Варсонофий).

Где ключ для открытия духовных радостей? На это ответ один: в молитве Иисусовой. Великую силу имеет эта молитва. И степени она имеет разные. Самая пер-вая — это произнесение слов: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. На высших степенях она достигает такой силы, что может и горы перестав-лять. Этого, конечно, не всякий может достигнуть, но про-износить слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» каждому нетрудно, а польза громадная, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Одна, напри-мер, горда, другую одолевают блудные помыслы, кажется, и мужчин не видит, а все мысль блудит, третья завистлива, а бороться нет силы, где взять их? Единственно в Иисусовой молитве. Враг всячески отвлекает от нее. Ну что за бессмыслица повторять одно и то же, когда ни ум, ни сердце не участвуют в молитве, лучше заменить ее чем-нибудь дру-гим. Не слушайте его: лжет. Продолжайте упражняться в молитве, и она не останется бесплодной. Все святые держа-лись этой молитвы, и она становилась им так дорога, что они ее ни на что не променяли бы. Когда их ум был отвлекаем чем-нибудь другим, они томились и стремились опять начать молитву. Их стремление было похоже на желание человека жаждущего, например, после соленой пищи утолить свою жажду. Иногда такому некоторое время не удается удов-летворить свою жажду за неимением воды, но его желание еще более усиливается от этого, и, найдя источник, он пьет ненасытно, так и святые жаждали начать молитву, и на-чинали с пламенной любовью. Иисусова молитва прибли-жает нас ко Христу (преп. Варсонофий).

Не всегда Господь посылает умно-сердечную молит-ву: некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают, не ощутив восторгов сердечной молитвы; но и таким людям не следует унывать: для них духовные вос-торги начнутся в будущей жизни и никогда не кончатся, а все будут увеличиваться с каждым мгновением, постигая все больше и больше совершенства Божии, в трепете про-износя: «Свят, Свят, Свят» (преп. Варсонофий).

Недавно меня письмом спрашивал один иеромонах о молитве Иисусовой, просил указать книги. Я ему ответил. Но видно, что он хочет познать молитву Иисусову из одно-го чтения, надо приступать к ней самому. Молитва Иису-сова — безбрежное море. Исчерпать его невозможно. Не-возможно всего описать в книгах... Многие начинают, но мало кончают. Поэтому мало имеющих внутреннюю молит-ву. Это великое делание теперь почти забыто... Никто о нем не беседует даже... (преп. Варсонофий).

Батюшка заповедал <послушнику> творить молитву Иисусову устную и на военной службе, но хранить эту тайну, не открывая ее никому, не уча никого, хотя, быть может, и будут встречаться люди хорошие. «Знайте толь-ко себя»... Теперь решают так... молись, не молись — все равно не достигнешь молитвы. Теперь прошли те времена. Это, конечно, внушенная диаволом мысль. Иисусова молитва необходимо нужна для входа в Царство Небесное. Многим неполезно иметь внутреннюю молитву, ибо они могут воз-гордиться этим. Поэтому Бог дает молитву молящемуся, но не достигшему внутренней молитвы, дает или перед смертью, или даже после смерти, ибо и по смерти идет рост молитвы Иисусовой (преп. Варсонофий).

Я долго... не мог понять, что такое соединение ума с сердцем. В сущности говоря, это значит соединение всех сил души воедино для устремления их всех к Богу, что невозможно при разъединенности их. Этот закон едине-ния я усматриваю не только в этом случае — в молитве Иисусовой, а везде. Например, когда на войне с врагом не будет у нас сплоченной силы, то враг, нападая то на один отряд, то на другой, вскоре победит всю армию, уничтожая один отряд за другим. Подобно этому и солнце, светя на землю, не может ничего зажечь, ибо лучи его рассыпаются по всей поверхности земли и, в частности, какого-нибудь места. Но если мы возьмем стекло (увеличительное) и этим стеклом сосредоточим все лучи в одной точке, то подложен-ное туда дерево, бумага или еще что-нибудь воспламеняются. То же самое можно сказать о музыке. Какую имеет кра-соту нота или звук, взятые в отдельности или в беспорядке? Можно сказать, никакой. Но эти же самые звуки в произ-ведениях гениальных художников-поэтов воспринимают ве-ликую силу и красоту... Иисусова молитва не имеет преде-лов... (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Вы мне сказали, что молитву Иисусову за церковной службой надо творить только тогда, когда не слышишь, что читают, или когда плохой чтец, так что нельзя разобрать, что читают, также и относительно пения, все равно. Когда вы мне это говорили, особенно ударяли на это, и сказали, что так батюшка о. Амвросий учил. Но вот прочел у епископа Игнатия и у преподобного Серафима Саровского, что надо молитву Иисусову творить за службой все время. Здесь я вижу какое-то разногласие. Но разно-гласия не должно быть, а потому, как примирить между собою оба эти учения?» Ответ: «Прежде всего, каждый учит по своему личному жизненному опыту. Кроме батюшки о. Амвросия так учили о. архимандрит Моисей, батюшка Макарий. А, несомнен-но, они были опытны и имели внутреннюю молитву. Затем, одно приличествует новоначальному, другое уже приобрет-шему внутреннюю молитву. Имеющему внутреннюю мо-литву молитва так же свойственна и естественна, как и дыхание. Что бы он ни делал, молитва у него идет самодвижно, внутренне. Так и за службой в церкви молитва у него идет, хотя он в то же время слушает, что поют и читают. Этого не понимал ученик одного старца и просил его разъяснить, как же это так: и слушает, и молитву тво-рит? Старец отвечал: «Скажи мне, брат, что мы сейчас делаем?» — «Беседуем». — «Да. А скажи, мешает ли нашей беседе то, что мы дышим?» — «Нет». — «Ну, так вот, так и молитва идет у тех, кто стяжал молитву внутреннюю. Она им так же естественна, как дыхание. Поэтому и сказано: «Молитва да прилепится дыханию твоему». Даже когда человек спит, молитвенное действо не прекращается у не-го в сердце по слову: «Аз сплю, а сердце мое бдит». Но этого мы не имеем. Мы просыпаемся и не имеем даже на устах имени Господа Иисуса. Теперь скажу и о службах. Наша молитва не получила еще такой собирательной силы. Наши мысли не имеют еще сосредоточенности. Мы еще не можем так глубоко вникать в молитву Иисусову. А поэтому мы за службой, если будем творить молитву, то мы будем плохо слушать, что читают и поют, да и в самой молитве будем обкрадываться рассеянностью, и выйдет, что ни к тому, ни к другому не пристали. И ничего не выйдет. А внимать словам читаемого и поемого легче, нежели ох-ранять себя от расхищения мыслей во время молитвы Иисусовой. Поэтому и следуйте этому правилу. Конечно, иногда бывает, что полезнее человеку творить молитву, не-жели слушать службу, вследствие каких-либо внутренних обстоятельств. Здесь надо иметь рассуждение...» (преп. Варсонофий).

Жалуешься, что молва мешает тебе упражняться в молитве Иисусовой. Что делать. Живя в общежитии, нель-зя совершенно избавиться от молвы и попечения. Также пишешь, что ты устную молитву не в силах всегда творить, а за умную молитву приняться опасаешься, как бы не впасть в прелесть. Святой Григорий Синаит в «Добротолюбии» в 7-й и последней главе о прелести пишет так: «не должны есмы боятися или воздыхати Бога призывающе. Аще же неции и совратишася, вреждени бывше умом, веждь яко от самочиния и высокомудрия сие пострадаша. Иже бо в повиновении с вопрошением и смиренномудрии взыскуяй Бога, никогда же примет вред благодатию Христа, всем человеком хотящего спастися. Аще же и случится искуше-ние, ко искусу и венцу бывает, скорейшу имея попущающа Бога помощь, имиже весть образы. Праве бо живущаго и непорочне жительствующаго и удаляющагося человекоугодия и высокомудрия, аще и безчисленна подвигнет иску-шения на него весь бесовский полк, не имать его вредити, яко же глаголют отцы. Дерзостне же и своесоветне ходя-щий сии и вред удобно страждут». «Три добродетели по-добает опасно соблюдать: воздержание, молчание и самоукорение, сиречь смирение». Всю главу эту прочти сама со вниманием. И прежде сердечной молитвы постарайся иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в самых словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее, и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству неко-торых, она переходит и в сердечную. А больной человек — какую может молитву держать и сколько может, столько и должен проходить со смирением. Пишешь, что ты о безус-пешности своей объяснила своим духовникам, и получила ответ, что высоко берешься. Отчасти это справедливо, так как это сопровождается примесью некоторого смущения. Пред духовниками своими можешь приносить только по-каяние в таких выражениях, какие им доступны, а сове-товаться со всеми неудобно, особенно в таком деле, о ка-ком ты пишешь (преп. Амвросий).

Пишешь, что тебе попалась в руки рукопись, где указы-вается простой способ, как проходить молитву Иисусову устную, умную и сердечную, какого-то Орловской губернии крестьянина, наученного этому каким-то неизвестным стар-цем. Пишешь, что рукопись, или записка, этого крестьяни-на заканчивается 1859 годом. Незадолго перед этим време-нем мы слышали от покойного нашего старца, батюшки отца Макария, что к нему приходил один мирянин, имев-ший такую высокую степень духовной молитвы, что батюш-ка отец Макарий недоумел, что и отвечать ему, когда миря-нин, ради получения совета, рассказывал старцу нашему разные состояния молитвы, и батюшка отец Макарий мог ему только сказать: «держитесь смирения, держитесь сми-рения». И после с удивлением об этом нам говорил (преп. Амвросий).

Думаю, что живущим в монастырях удобнее и полезнее приспособлять молитву Иисусову к порядкам того монас-тыря, держась, сколько возможно, благоразумного молчания, а в нужде краткословия. Покойные наши старцы говори-ли, что хорошо, если кто может, слушая и чтение церковное, держать при этом и молитву Иисусову, тогда и внимания больше бывает. В келейном же чтении, как и сама ты чи-тала, если молитва Иисусова хорошо действует, то можно правило оставлять (преп. Амвросий).

Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную, а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сер-дечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную», а потом будет проходить пра-вильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях: то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и ум-ною. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой бо-лее 30 лет. Она говорила о себе: я не знаю, где у меня сердце, но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости моя рекут: «Господи, кто подобен Тебе». Впрочем, можешь прочесть пространно пи-санное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части «Добротолюбия» у Каллиста Игнатия, и затем 43-ю главу о прилоге и изменении, также в 4-й части «Добротолюбия» кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, Патриарха Кон-стантинопольского. Что-нибудь поймешь, когда будешь са-мым делом дополнять, особенно когда позаботишься о при-обретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны (преп. Амвросий).

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было приме-ров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, пере-ходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом про-шедших все это (преп. Амвросий).

Пишете вы, что молитва Иисусова вас оставила почти совершенно, а кажется, вы ее оставили, она же нимало не причиною. Старайтесь, сколько можно, заниматься оною устно и в служении, ибо Господь дарует молитву моляще-муся; но смущаться также не должно за нестяжание сего священного дара, взгляните на свое рассеянное устроение и нравственность; мир и суета его помрачает свет ума, а вы с сим связаны крепкими узами. При лишении же сего много-желаемого дара молитвы обратитесь к тем средствам, кото-рыми можем доказать любовь Божию — к исполнению Его святых Евангельских заповедей: «любяй Мя заповеди Моя соблюдает» (Ин. 14, 15), в числе коих найдете и смирение, без коего ни одна добродетель не может быть благоприят-на Богу... может быть, смотрительно Господь не попущает вам стяжания оной (молитвы), да не постраждете вреда (преп. Макарий).

Ему <Господу> покоритесь со смирением и посекайте мечом духовным врагов ваших, но только устно призывая имя Иисусово, а не умственно, и со смирением, опасаясь помыслить, что при успокоении уже победил врагов. Они и в сем имеют хитрость: притворяться быть побежденными, чтобы обольстить самомнением, и после больше будут иметь силы к приступу, за гордость попущаемому (преп. Макарий).

Молитву Иисусову можно творить и в обществе умом с произношением тихо слов, не отверзая уст, но главное, тут нужно смирение, с чувством мытаря... (преп. Макарий).

Очень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве Иисусовой. Начинай с устной. А, прежде всего, вместо фун-дамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро при-вьется. Постись по силе. Молитва требует тоже крепости (преп. Анатолий).

Иисусова молитва, когда прививается, непременно у всех страстных сопровождается болями. От устной болят прежде всего губы. Это пройдет (преп. Анатолий).

Ты матушка, забываешь о моем желании и напоми-нании, чтоб ты как можно больше держала устную молитву Иисусову. И особенно, когда остаешься одна. Это самое дорогое время укоренять ее в памяти. А ты, значит, умом блуждаешь — вот и делается скучно. А молитва Иисусова веселит сердце... (преп. Анатолий).

Молитву умственно держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится. Ты старайся держать мысль с Иису-сом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда, конечно, грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш огнь поядаяй есть. И где нечисто — там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет... (преп. Анатолий).

Вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и не-чиста, а после усладительна (преп. Анатолий).

Первое — ты не слушала меня. Я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молит-ва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильного умного делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. Тем больше, что ты сама сознаешь путаницу. А исправление начни с того — не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца (преп. Анатолий).

Сердечного места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше стара-ние — заключать ум в слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Святитель Димитрий учит: «Где ум, там и сердце» (преп. Анатолий).

Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат святые отцы: «Убойся. Это волчий путь». А как говорить? Что видим в воздухе? То дождь, то солнце, то снег, то ветер, то жар, то холод. Так и в нашем устроении: одно состояние быть не может и не должно. А когда прекращается молитва умная, берись за устную или за чтение. А когда и это нейдет, берись за поделие (преп. Анатолий).

;А что прекратилась молитва — тому, конечно, причина: или самомнение, или осуждение. А главное, что бы мы были смиренными... (преп. Анатолий).

Молитва прекратиться может только от больших гре-хов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому-то и нужна эта молитва. Только нужно дер-жать себя во глубине смирения и непотребства... А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство — терпеть скорби и презрение! (преп. Анатолий).

Твори чаще Иисусову молитву — повеселеет на серд-це... Только постарайся выковыривать гниль сердечную, т.е. не увлекайся в нецеломудренные помыслы (преп. Анатолий).

Молитву твори, а судить ее — не суди. Не твое это дело. Помни ту главу у Марка Подвижника — Слово 2-е, гл. 28: «Иное есть действие благодати, непонятное для мла-денца (духовного возраста), а иное действие врага, похо-жее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий». А должно вопрошать искусных в духовном деле. Так и ты — не домогайся знать, от кого что посылается, а все терпи, да извещай нас. А если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться... Скорбей у Бога не проси, а пошлет — терпи (преп. Анатолий).

На вопрос о молитве: «Как молиться Иисусовой молит-вой, как за сердцем следить?» Старец ответил таким настав-лением: «Просто от души взывай ко Господу, за простоту Господь пошлет сердечную молитву, взывай и взывай к Нему, и пошлет тебе» (преп. Анатолий).

Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, тогда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послется, что ищешь и желаешь. Писано в тропаре священномученикам отцам, что «деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход». Молитву творить обыкновенно — это деяние, ка-ковую бы (молитву) кто ни творил, а видение или восхи-щение ума— то дар Божий от благости Божией к нам... (преп. Лев).

Слова преподобного Симеона Нового Богослова о внутренней молитве Иисусовой: «Если кто не соединится с Господом Иисусом здесь на земле, то и никогда не соеди-нится с Ним»... «Это страшные слова, — сказал батюш-ка. — Когда я это прочел еще послушником, я начал ис-кать подтверждения сему, ибо это говорит только один святой преп. Симеон. И вспомнил текст Евангелия: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Если переставить слова, выходит так: Бога узрят только чистые сердцем. А внутренняя молитва Иисусова и есть соединение ума и сердца для устремления их к Богу...» (преп. Варсонофий).