Как связать две веревки между собой. Как вязать шкотовый узел и удавку на веревке

Вязанием узлов называют не только связывание двух веревок или утолщение на шнуре, перевязанном вокруг себя самого (рис. 1 и 2), но и прикрепление троса или бечевы к шесту, кольцу, различные укорачивания и петли.

Есть специальные узлы для управления парусами и связывания бревен, для погрузочных работ и лазания по скалам, для ловли животных и оказания помощи в несчастных случаях. Здесь приведены лишь основные простые узлы универсального характера . Запаситесь куском веревки и проверьте на практике описываемые приемы: это лучший способ убедиться в надежности специальных узлов, научиться ими пользоваться.

Хороший узел должен обладать тремя качествами:

  • вязаться,
  • прочно держать
  • и, когда это понадобится, легко развязываться.

На рисунках следует различать ходовой конец , участвующий в выполнении приема, и коренной - длинный конец веревки.

Узлы на картинке

1 - узел вокруг себя; 2 - узел восьмерка; 3 - горбатый узел; 4 - прямой узел; 5 - рифовый узел; 6 - рыбачий узел; 7 - двойной штык - марсовый узел с двумя шлагами, закрепленными схватками; 8 - шкотовый узел; 9 - брамшкотовый узел; 9-а - брамшкотовый узел с несколькими шлагами; 9-б - брамшкотовый узел, затянутый; 10, 11 - удавки, 12, 12-а - выбленочный узел, 12-6 - выбленочный узел с шлагом для волочения бревна; 13, 14 - штык; 15 - рыбачий штык; 16 - зацепка с чекой; 17, 18 - гачные узлы; 19 - скользящая петля; 20 - мертвая петля; 21, 21-а, 21-б - узел среднего; 22, 22-а - беседочный узел (булинь); 23, 23-а, 23-б - двойной беседочный узел (стул); 24, 24-а, 24-б - пожарный узел; 25 - укорачивание - 1-й способ (колышки); 26 - укорачивание - 2-й способ; 27 - укорачивание - 3-й способ; 28, 28-а, 28-б - марка.

Концы веревок обычно завязывают горбатым узлом (рис. 3). Он очень прочен, не образует лежащего горбом утолщения и после затягивания не поддается развязыванию. Нужны большие усилия и терпение, чтобы его распутать. Другое дело прямой узел (рис. 4): после затягивания он лежит удобно и, самое главное, легко развязывается. Он был известен еще древним грекам, археологи называют его геракловым; ткачи, связывая им концы нитей, именуют его ткацким, моряки - прямым или двойным рифным узлом.

При плавании под парусами нередко требуется рифовый узел . Когда усиливается ветер и надо уменьшить поверхность паруса, берут рифы - складывают на парусе складки, связывая концы вшитых в парусину завязок рифовым узлом. Он вяжется так же, как прямой узел, с тою лишь разницей, что один из ходовых концов пропускается петлей (рис. 5). Если потянуть за этот конец, петля выдергивается и узел мгновенно развязывается.

Всем известный узел бантик вяжется подобно рифовому узлу , но для развязывания имеет не один, а два пропущенных петлями ходовых конца.

Рыбачий узел (рис. 6), помимо прочности, хорош тем, что его связанные концы составляют прямое продолжение один другого. По существу это два узла вокруг себя, скользящие навстречу друг к другу по противоположному коренному концу веревки. Особенно часто рыбачий узел применяют для связывания лесок и разного рода рыболовных снастей.

Узел плоский штык (рис. 7) во времена парусного флота назывался марсовым узлом. Им связывали толстые канаты. Свободные ходовые концы обводят вокруг коренных и прикрепляют к ним схватками. В таком виде узел не затягивается даже при самом сильном натяжении каната, развязать же его очень легко, стоит лишь освободить концы от схваток.

Как связать веревки разной толщины

Если понадобится связать веревки разной толщины , прямой узел не подойдет: тонкий конец при затягивании может просто выскользнуть и узел тут же развяжется. Здесь желателен специальный узел, именуемый в морской практике шкотовым узлом (рис. 8). Его вяжут почти так же, как прямой узел, но тонкий конец его перекрещивается сам с собой при выходе из петли, образуемой толстым концом. Благодаря этому увеличивается трение и при затягивании связанные концы держат прочно.

Если тонкий конец обернуть вокруг толстого дважды, получится брамшкотовый узел (рис. 9). Он абсолютно надежен и очень легко развязывается (надо только выдернуть пропущенный в петлю тонкий конец). При связывании двух концов, значительно разнящихся по толщине, целесообразно обернуть тонкий конец вокруг толстого несколько раз (рис. 9а): узел выйдет очень прочным и аккуратным (рис. 9б). Даже при самом сильном натяжении он не будет заедать, развязать его легко.

Для крепления конца к бревну, балке или шесту используют разнообразные приемы, носящие названия удавок, креплений, зацепок, штыков

Наиболее прост узел удавка (рис. 10, 11); ею удобно охватить вязанку хвороста, поднять или волочить бревно.

Классическим креплением к дереву является выбленочный узел (рис. 12). В парусном флоте выбленками назывались тонкие тросы, крепленные к вантам и образующие ступени веревочной лестницы для подъема на мачту. При затягивании, вокруг дерева он держит очень прочно, но если веревку ослабить и снять не развязывая, - никакого узла не окажется, крепление распадается само собою. Можно надеть этот узел на конец дерева двумя витками (рис. 12а), а чтобы избежать скольжения зацепки по дереву при подъеме или волочении, вокруг него делают дополнительный оборот веревки (рис.. 12б). В туристской практике этим узлом крепят при установке палатки веревки к вбитым в землю колышкам; обвязанный вокруг талии, он с успехом заменяет эластичный резиновый пояс.

Есть множество креплений, именуемых штыками (рис. 13, 14, 15). Все они просты, надежны и при необходимости без труда развязываются. Чтобы понять способ их вязания, достаточно внимательно рассмотреть рисунки. Каждый оборот веревки увеличивает надежность крепления и, усиливая трение, препятствует ее затягиванию, облегчает развязывание.

На рисунке 16 изображена зацепка с чекой . Крепление удерживается продетой в веревку палочкой. Если ее выдернуть, зацепка мгновенно развяжется.

Особая группа зацепок - так называемые гаечные узлы . В морской терминологии гак, это то же, что в обиходе крюк. Особенность этих креплений: веревка не обвязывается вокруг, а просто надевается на свободный конец крюка (рис. 17, 18). Гаечный узел, показанный на рисунке 18, зовется кошачьей лапой.

Как завязать петлю

Все петли делятся на две группы:

  • скользящие (затягивающиеся);
  • мертвые, держащие прочно, без затяжения.

На рисунке 19 изображена скользящая петля . Если она ни за что не зацеплена, то легко развязывается, надо только потянуть за ее коренной конец. Применяют ее для волока балки, как аркан для ловли скота или как охотничий силок. Впрочем, она может понадобиться и при закупоривании бутылки с газированным напитком. Петлю из бечевы надевают на горлышко бутылки так, чтобы она удерживала пробку. Коренной конец два-три раза туго обвертывают вокруг горлышка и завязывают бантиком с ходовым концом.

Простейшая мертвая петля представляет собой (рис. 20) сложенную вдвое веревку, обвязанную вокруг себя самой. Альпинисты называют такую петлю узлом проводника и применяют при движении в горах на связке. Так как петля при сильном затягивании и при намокании развязывается трудно, то, завязывая узел, в него пропускают короткий отрезок веревки, который при развязывании выдергивают.

Легче развязывается петля, применяемая альпинистами для той же цели - узел среднего (рис. 21). Его вяжут двумя способами:

  1. На коренном конце вяжется скользящая петля, ходовой конец обводится узлом вокруг коренного и, наконец, петлю стягивают, как рыбачий узел.
  2. Более быстро можно завязать так: складывают две налегающие одна на другую петли, обозначенные цифрами I и II (рис. 21а). Берут веревку в месте, отмеченном черной меткой, и пропускают снизу через проем, образованный петлями I и II (стрелкой указано направление, в котором пропускают веревку). На рисунке 21б показана уже продернутая, новая петля (черная метка наверху). Заключительный прием: петлю обводят вокруг петли II и узел затягивают (рис. 21).

Очень удобна незатягивающаяся петля беседочный узел, или булинь (рис. 22). На флоте ее применяют при работах с подвесной доской (беседкой) или для подъема на мачту. Веревка с такой незатягивающейся петлей может заменить ошейник и поводок для собаки. Вяжется этот узел очень просто. Веревку складывают петлей и в нее дугой продевают ходовой конец. Для простоты развязывания можно завязать узел так, как показано на рисунке 22а.

Двойной беседочный узел, или стул , удобен для подъема или спуска человека больного или потерявшего сознание. Узел представляет собой две незатягивающиеся петли. Одну из них можно сделать меньше (она охватывает грудь человека), а на большой петле человек сидит. На рисунке 23 показан двойной беседочный узел в готовом виде. Рисунки 23а и 23б изображают последовательные приемы его вязания. При этом способе не надо продергивать коренные концы через петлю, которая должна их охватывать. Достаточно одинарную петлю обвести вокруг двойных.

Пожарные, чтобы спустить человека из окна горящего дома, применяют пожарный узел (на рис. 24 его остается только затянуть). Рисунок 24а показывает начальную стадию завязывания этого узла: складывают две петли, а затем продергивают их одна в другую, как показано стрелками. Образуются две скользящих петли (рис. 24б). Их можно уменьшать или увеличивать до нужного размера. Но если сделать два шлага (рис. 24), то скользящие петли станут неподвижными и пожарный узел можно применять, как стул. Двойной беседочный и пожарный узлы применяются на погрузочно-разгрузочных работах для подъема или спуска бочек, ящиков, тюков и т. п.

Если длинной веревкой пользоваться неудобно, а отрезать от нее кусок жаль, то надо применить укорачивание . Для этого веревку складывают зигзагообразно и сложенные концы схватывают шлагами (первый способ, рис. 25), пропускают в завязанные на веревке скользящие петли (второй способ, рис. 26) или схватывают узлами вокруг себя (третий способ, рис. 27). Последний наиболее надежен, но при вязании должны быть свободны оба конца веревки.

Чтобы предохранить веревку от раскручивания, делают марку (рис. 28). Прочную суровую нитку кладут петлей на конец веревки и обвертывают вокруг нее 10-20 раз. Конец нитки пропускают в петлю (рис. 28а), которую за тем втягивают под сделанную обмотку (рис. 28б). Концы нитки обрезают и марка готова.

Старый морской волк, опытный альпинист или бывалый охотник охотно покажут молодому собрату приемы вязания различных специальных узлов, а практика - это очень важно!

Каждому настоящему моряку приятно осознавать, что в своей практике используются самые прочные и надежные морские узлы . Не так давно журнал “Yachting monthly” провел свое исследование, какой из морских узлов, изучаемых по программе RAY, самый прочный.

Для испытаний использовалось следующие типы веревок: 12 мм плетеный трос из полиэфира Marlowbraid

10 мм синтетический кевларовый трос Dyneema,

14 мм трехпрядный полиэстеровый канат

Тестирование проводилось на специальной установке Marlow Ropes’ 30-tonne strain facility.

Для тестов выбранные узлы были разделены на 2 категории: петли (loops) и узлы для связывания концов (bands)


Вторую группу составили узлы для связывания веревок между собой. Сюда вошли:


Также в испытаниях петель участвовали:


В ходе испытаний были получены следующие результаты:

Итак, прокомментируем результаты. Сначала петли.

Самыми прочными оказались плетеные огоны. Первое место!

Второе место занимает двойная рыбацкая петля (Double fisherman’s loop)

Третье место — Рыбацкий штык (Anchor bend)

Четвертое место – Фламандская петля (Flemish loop)

Пятое место – король всех узлов, — беседочный узел (Bowline)

На графике присутствует Splicing nut – это огон, полученный с помощью специальной защелки. Мы его не используем.

Среди узлов для связывания концов

Первое место у двойного рыбацкого узла (Double fisherman’s knot)

Второе место занял двойной шкотовый узел (Double sheet bend)

Третье место – рыбацкий узел (Fisherman’s knot), другое название – узел связывания чужими концами

Четвертое место – шкотовый узел (Sheet bend)

Пятое место – самый распространенный прямой узел (Reef knot)

Проведя все необходимые испытания, исследователи пришли к следующим выводам:

1. Для швартовки на кнехт, битенг наиболее надежным будет использование огона, заплетенного с помощью длинного (иногда его называют разгонным) сплесня. Если такого троса нет, или нет возможности заплести огон, тогда лучшим узлом для швартовки будет штык со шлагом (Round turn and two half-hitches). Этот узел прочнее традиционного булиня и не развяжется под нагрузкой.

2. Для крепления шкотов к парусам, как свидетельствуют полученные данные, лучше всего подходит двойная рыбацкая петля (double fisherman’s loop), однако, это справедливо при условии, если вы не против в конце сезона отрезать шкоты вместе со шкотовым углом паруса. Все дело в том, что этот узел затягивается. Поэтому большинство для этих целей предпочитает использовать, пусть менее прочный, но зато незатягивающийся булинь. В то же время, для крепления кренгельсов фалов затягивающаяся петля уже не является проблемой, поэтому даже производители, например, такие, как Bavaria, рекомендуют двойную рыбацкую петлю

3. Для связывания двух концов одинакового диаметра наиболее предпочтительным будет двойной рыбацкий узел (double fisherman’s knot). Для тросов различного диаметра лучше подойдет двойной шкотовый узел (double sheet bend) как наиболее безопасный и легко завязываемый.

Веревка - незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Грейпван - более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Вариант 1

Вариант 2

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой - для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового - брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью завязывать узлы. Галстук, шнурки, платки - это далеко не исчерпывающий список. На природе, охоте, рыбной ловле просто не обойтись без этого умения. Самыми прочными считаются узлы, которые придумали на флоте. Сегодня мы расскажем, как завязать морской узел.

Классификация морских узлов

Как завязать морской узел на веревке? С этим вопросом мы часто сталкиваемся в быту. Такое умение должны освоить и мужчины, и женщины. Кстати, морской узел использовался в давние времена на флоте для плотной фиксации веревок и тросов.

Любой узел состоит из двух частей:

  • коренной;
  • ходовой.

Отличительная черта морского узла заключается в том, что при ослаблении натяжения петли четко видны и его можно с легкостью развязать. А вот при натяжении он будет прочнее камня. В его надежности можно не сомневаться.

Знаете ли вы, что большинство узлов придумали именно моряки? В зависимости от целевого назначения узлы получали свое название, например, бочечные, лодочные и пр. На сегодняшний день миру известно более пятисот видов морских узлов. Мы поговорим о самых распространенных методиках их завязывания.

В быту, на рыбалке, охоте, в турпоходе используются следующие виды плетений:

Все виды морских узлов классифицируют по целевому назначению или используемому материалу:

  • Для соединения веревочных или тросовых частей используют различные виды узлов, например, дубовый, бабий, водяной или кинжальный.
  • Для утолщения тросовой или веревочной основы можно делать укрепляющие узлы. К их числу относят юферсный, кровавый и устричный.
  • Для накидывания на какой-то предмет нужны узлы со свободными и незатянутыми петельками, в частности, совершенные, бурлацкие или жилковые.
  • Классическим примером затянутой петли остаются восьмерка и удавка.

В практике еще используются декоративные и особые морские узлы. У них и названия оригинальные, например, королевские, турецкие, амфорные или «лапа кошачья».

Читайте также:

Перечисленные виды - это капля в море. На самом деле узлов и вариаций их плетения намного больше. Существуют такие сложные техники, которые с первого раза не всем под силу выполнить.

Обратимся за помощью к английским морякам

Именно английские моряки вывели одними из первых свою классификацию морских узлов. Условно все виды плетений делятся на три большие группы:

  • узлы, которые используются для фиксации веревочных частей друг с другом, ходовой и коренной части;
  • переплетение двух тросовых или веревочных коренных частей для создания цельного полотна;
  • узлы на основе, то есть привязывание свободной части троса или веревки к столбу, стойке, дереву, якорю.

Осваиваем технику вязания морских узлов

Мы начнем с азов. Чтобы разобраться, как завязывать морской узел, нужна схема. Для начала потренируйтесь на простых веревках и шнурах. А уж затем применяйте полученные знания на практике. Если вы скоро планируете отправиться на природу или в турпоход, самое время освоить азы плетения морского узла, который известен как булинь или беседочный.

Необходимые материалы:

  • веревка или шнурок.

Пошаговое описание процесса:

  • Возьмем цельную веревку.
  • Один конец должен быть длиннее, он будет коренным, а ходовая часть - чуть короче.

  • Ходовую часть веревки оборачиваем вокруг коренного конца. Вот такая свободная петелька у нас получилась.

  • Над петлей вокруг коренной части веревки заводим ходовую и заворачиваем.

  • Свободный конец протягиваем в петельку.
  • Затягиваем ходовую часть и получаем так называемый булинь.

Многие мужчины любят рыбалку. Для одних - это хобби, другим же просто интересно провести время вместе с друзьями на берегу пруда или реки. А некоторые мужчины, как в анекдотах, ездят на рыбалку, чтобы попьянствовать.

Представители сильного пола - добытчики. Если вы собираетесь ловить рыбу и привезти домой огромный улов, вам понадобятся знания, как завязать морской узел на крючке. Без этого просто не обойтись. Рыбка ведь попадается на крючок, который должен быть надежно зафиксирован.

Опытные рыбаки советуют перед затягиванием леску или веревку смочить слюной либо водой. Такая хитрость сделает леску прочнее и предотвратит ее деформацию. Сухая леска будет тереться, что приведет к ее быстрому износу.

Необходимые материалы:

  • крючок;
  • веревка или леска.

Пошаговое описание процесса:

  • Берем крючок нужного размера, веревку или леску.

  • Свободный или так называемый ходовой конец протягиваем в петельку.

  • Протягиваем ходовой конец веревки через петельку еще раз. Вот такое красивое плетение в виде змейки у нас получилось.

  • За оба конца веревки начинаем тянуть в противоположные стороны.
  • Узелок затягивается. Получается знак, похожий на бесконечность.

  • В оба конца протягиваем крючок, его прямую часть.

  • Он должен плотно зафиксировать крючок.

  • Подтягиваем сделанный узел к основанию крючка. Как видите, он плотно охватывает петельку.

  • Свободный (ходовой) конец веревки обрежем с помощью кусачек или ножниц.

  • Можно завязать узел аналогично, но только сначала свободный конец веревки протяните в ушко крючка.

Как завязывать морские узлы в картинках?

Морские узлы впервые появились еще в первобытном обществе. Для фиксации в то время использовались шкуры животных, древесина. Чуть позже подобные способы плетения стали использовать язычники для проведения своих обрядов. Большую популярность узлы приобрели во время активного развития флота, примерно в средние века.

Затем узлы вошли в нашу повседневную жизнь. На флоте сегодня вязание узлов используется редко. А вот наиболее популярной сферой их применения считается рыбная ловля. Чтобы зафиксировать снасти, нужно освоить это искусство.

Многие рукодельницы, сами того не подозревая, используют морские узлы в плетении макраме. Различные аксессуары тоже украшаются узелками, ведь морская тематика стала модной тенденцией.

Мы с вами уже обсудили технику вязания основных видов морских узлов. Теперь можно побеседовать и о более сложных методиках:

  • Калифорнийский узел поможет вам прочно зафиксировать леску или грузило на крючке. Вот только один недостаток - он слишком объемный.

  • Многоступенчатые узлы по принципу плетения напоминают удавку. Благодаря многократному обвитию нити вокруг основания узел получится прочным и надежным.

  • Поводковый узел позволяет нам зафиксировать нужные предметы поперечно. То же самое касается и его завязывания вокруг крючка.

Дубовый узел . Этот морской узел моряки применяют в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Он имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качества - это скорость, с которой его можно завязать. Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое. Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет. (рис. 20)

Фламандский узел . Это один из древнейших морских узлов , который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Существует два способа вязки этого узла . Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов. Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел , даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством - не скользит и надежно держит на синтетической рыболовной леске. (рис. 21)

Водяной узел . Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной концы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел, но вместо одного обноса коренного конца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая - снизу, как это показано на схеме. Водяной узел прост и надежен. (рис.22)

Бабий узел . Этот узел не должны завязывать моряки - он очень примитивный. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Но среди людей сухопутных этот узел - универсал. Тем не менее этот узел предатель. За всю историю человечества он наделал много бед и даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. У славян свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык. (рис. 23)

"Тещин" узел . Этот узел похож на бабий и так же не совсем надежный. Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали. (рис. 24)

Прямой узел . Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другом в разные стороны. Существуют несколько способов вязки этого морского узла . (рис. 25)

Воровской узел . Пользоваться этим узлом не рекомендуется, так как он совсем надежен для связывания двух тросов. Существует интересная версия происхождения названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал его на похожий прямой узел, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. (рис. 26)

Хирургический узел . Применяется хирургами для завязывания нитей лигатур при остановке кровотечения и для сшивания тканей и кожи. При завязывании хирургического узла сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые после этого тянут в разные стороны. Затем сверху завязывают, но уже в другую сторону, еще один полуузел. В результате получается узел, очень схожий с прямым. Принцип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел. Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать веревкой какую-нибудь ношу. (рис. 27)

Академический узел . Он очень схож с хирургическим узлом, отличается лишь тем, что вместо одного полуузла он имеет два. Это дает преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом. (рис 28)

Плоский узел . Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы . После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей. В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (б). Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при буксировке тяжелого грузовика). (рис. 29)

Кинжальный узел . В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 поверх коренного. После этого вытянуть ходовой конец второго троса и продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель. (рис. 30)

Травяной узел . Он легко развязывается при отсутствии тяги. Применяется для связывания двух ремней или двух лент. Для этой цели "травяной" узел очень удобен (рис. 31).

Пакетный узел . Его название говорит о его применении. Простой, оригинальный и рассчитан на быструю вязку. По своей прочности он не уступает травяному узлу. (рис. 32)

Рыбацкий узел . Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать простой узел . Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел. Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. Применяется для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков. (рис. 33)

Змеиный узел . Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических рыболовных снастей. Он имеет достаточно много переплетений, симметричен и сравнительно компактен, когда затянут. При определенном навыке им можно даже связывать струны рояля. Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение. (рис. 34)

Ткацкий узел . Некоторые ткацкие узлы уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат. Ткацкий узел, можно назвать "родным братом" шкотового узла. Отличие лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. (рис. 35)

Разносторонний узел . Этот узел похож на ткацкий, по своему принципу. Разница лишь в том, что в завязанном виде ходовые концы смотрят в разные стороны - это очень важно при связывании. Этот узел знаменит тем, что на его основе можно завязать "король узлов " - беседочный узел. (рис. 36)

Шкотовый узел . Свое название он получил от слова "шкот" - снасть, которой управляют парусом, растягивая его один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. В парусном флоте этот узел применяется, когда есть необходимость ввязать снасть, в огон паруса. Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. (рис. 38)

Брамшкотовый узел . Этим морским узлом завязывают брамшкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы. Брамшкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От предыдущего морского узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают дважды. Во времена парусного флота брамшкотовый узел находил широкое применение при работе со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было снасть взять концом в огон. (рис. 39)

Докерский узел . В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому надо прикрепить тонкий трос, сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса, и затем под тремя тросами, ввести в петлю. Этот морской узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть тяжелый швартов. (рис. 40)

Скорняжный узел . Он сравнительно прост, имеет много пересеченных концов и довольно компактен. Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается и без особого труда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических тросов и рыболовных лесок. (рис. 41)

Лиановый узел . Этот узел не получил распространения на флоте , но относится к числу оригинальных и надежных узлов для связывания тросов. Он при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос. Он не скользит на синтетической леске и может с успехом применяться рыболовами. (рис. 42)

Охотничий узел . В наше время изобрести новый узел - дело непростое, так как за пять тысячелетий их придумано более 500. Поэтому не случайно изобретение английским врачом Эдвардом Хантером в 1979 году нового узла вызвало в морских кругах сенсацию. По существу охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески. Поскольку Хантер в переводе с английского означает "охотник", то и узел был назван охотничий. (рис. 43)

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian