Благочинный агрогородка раков отец сергий лепин. Протоиерей Олег Трофимов: Сергей Лепин призывает нас в мир антихриста. Образование, ученые степени и звания

Председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви

Год и место рождения:

1975, г. п. Кировск.

Образование, учёные звания:

  • Минская духовная семинария — 1996 (бакалавр богословия)
  • Белорусский государственный университет
    (философско-экономический факультет) — 1999
  • Минская духовная академия — 1999
  • Аспирантура Гродненского государственного университета
    (кафедра философии) — 2003
  • кандидат богословия — 2000
  • доцент — 2006
  • Chrze?cija?ska Akademia Teologiczna (Warszawa, Poland) — 2014 (доктор теологии, PhD).

ПУБЛИКАЦИИ

  1. Лепин, C., прот. Если «Бог умер»: проблема духовности в современной Европе. / Лепин, C. // Перспективы возрождения и модернизации России – от Н.А.Добролюбова до наших дней: сборник докладов Международной научной конференции «ХХХVI Добролюбовские чтения»/ Под ред. Дмитриевской Г.А., Строгецкого В.М. – Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2012. – С. 91-95.
  2. Лепин, C. Л. Роль и значение христианской мысли в формировании темы личности / Лепин, C. // Вестник БГУ. Серия 3 — 2006. — №1 – С.72-78.
  3. Лепин, C. Л. Начала библейской сексологии: пол как форма существования / Лепин, C. // Вестник ГрГУ, серия 1 — 2006. — №3. – С. 70 -75.
  4. Лепин, С. Л. Догмат как философская категория / Лепин, C. // Ученые записки. Сборник научных статей факультета теологии. Выпуск 2.– Мн.: ЕГУ, 2004. – С.32-49.
  5. Лепин, C., иер. Онтологический аргумент бытия Бога: опыт историко-философской реконструкции / Лепин, C. // Труды Миской Духовной Академии. №3. – Жировичи, 2005. – С. 28-35.
  6. Лепин, C. Библейская антропология и современные проблемы феминизма / Лепин, C. // Христианские ценности в современной культуре (к 2000-летию христианства). Материалы Международной научной конференции 20 декабря 2000 г. / БГУ; под ред. Зеленков А. И., Легчилин А. А., Можейко М. А. — Минск: Гама-V, 2001, — Часть 1. – С.141-147.
  7. Лепин, C. Л. Жертвенность как составляющая веры / Лепин, C.// Духовное образование и христианское культурное наследие (по материалам конференций, организованных межконфессиональ-ной рабочей группой при ММОЦ) / под. ред.: Байер К., Балакирев В. Ф., Ладисов А. И. — Минск, 2003. – С.72-77.
  8. Лепин, C., свящ. Рациональные и фидеистичные составляющие цельного религиозного мировоззрения / Лепин, C. // Материалы VIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и культуры (Минск 24-26 мая 2003 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел.гос. ун-т культуры и искусств; отв. ред. И сост. А.Ю.Бендин. – Минск: ООО «Ковчег», 2003. – С. 212 — 222.
  9. Лепин, C., свящ. Проблемы транспланталогии в свете православной антропологии / Лепин, C. // Правовые аспекты трансплантации органов и тканей человека. Материалы «круглого стола», организованного Постоянной комиссией Совета Ресублики по демографической безопасности и социальному развитию (2 октября 2006 года, г. Минск) / Под. общ. ред. Постоялко Л. А. – Минск: Национальное Собрание Республики Беларусь – Совет Республики, 2006. – С.17 — 23.
  10. Лепин, C. «Вера и разум» в свете проблемы соотношения светского и духовного образования / C. Лепин // Сотрудничество государства и Церкви в деле образования: современное состояние и перспективы – Минск: Национальный институт образования, 2006. – С.97–108
  11. Лепин, Сергий, священник. «Вера и разум» в свете проблемы соотношения светского и духовного образования / Лепин, Сергий, священник // Беларусь: государство, религия, общество: материалы Междунар. науч.–практ. конф. Минск–Жировичи, 7 июня 2007 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин–т истории, Минск. Духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского; редкол.: протоиерей В. Антоник (и др.). – Минск.: Белорус. наука, 2008. – С.46–51.
  12. Лепин, C. Л. Богословие православное / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.123-124.
  13. Лепин, C. Исихазм / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.436 – 437.
  14. Лепин, C. Квиетизм (в соавторстве) / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.478.
  15. Лепин, C. Можейко М. Дискурс / Можейко М., Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 316 — 319.
  16. Лепин, C. Можейко М. Пиетизм / Можейко М., Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.778 -779.
  17. Лепин, C. Неотомизм // Всемирная Энциклопедия. Философия // гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. — С. 695-996.
  18. Лепин, C. Петр Ломбардийский / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 776 – 777.
  19. Лепин, C. Православие / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 818.
  20. Лепин, C. Томизм / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 1081-1082.
  21. Лепин, C. Христианство / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 1197-1198.
  22. Лепин, С. Апостериорные доказательства бытия Бога, их история и значение — Варшава: ChAT, 2013. — 100 с.

Скандал с выступлением пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на националистическом антироссийском митинге 25 марта показывает новые грани личности «свядомага» батюшки. Оказывается, Митрополит Павел не давал благословения на участие Лепина в «Дне воли», о чём сам владыка сказал журналистам 20 апреля. Напомним, что Сергей Лепин обратное, то есть попросту соврал и подставил Патриаршего Экзарха.

Без сомнения, подобная «самодеятельность» может работать лишь на раскол Церкви, что невольно отсылает нас к примеру Украины. Мы решили узнать мнение украинского клира по поводу этой ситуации и обратились за комментарием к протоиерею, доктору богословия, пастырю ополченцев Донбасса, а ныне священнику Городецкой епархии, Олегу Трофимову .

— Отец Олег, как Вы оцениваете факт выступления пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на националистическом «Дне воли», а также его об объединении Беларуси и Литвы с отделением некоторых территорий от России?

— Христос Воскресе, братья и сестры! Идея расчленения России и единого русского народа, родившегося в киевской крещальной купели, стоит издавна. На нас шли и поляки, и французы, и немцы, но все они так и не смогли победить нас в лоб, потому теперь бьют в тыл. Ныне идет борьба за владение душами людей, а именно: борьба идеологий, проникающих в сердце.

Последние политические события в Беларуси – это не вновь изобретенный велосипед, а опробованная технология, которую мы во всей красе видели во время так называемой «оранжевой революции» на Украине и во время госпереворотов в других странах. Организаторам социальных потрясений крайне важно захватить душу народа, установить контроль над религией. Поэтому именно представители Церкви должны сказать сейчас решающее слово.

По поводу территориальной целостности государств. На мой взгляд, здесь нужно давать оценку в первую очередь нравственную. Многие государства на карте мира то появлялись, то исчезали, однако здесь очень важно понимать, каков был смысл их существования, какой цивилизационный выбор они делали. Для того, чтобы нам понять от Бога то или иное событие или нет, существует нравственный фильтр, евангельский принцип: «Все, что объединяет во Христе – от Бога, все что разъединяет – от дьявола, от лукавого».

У Беларуси и России – общие святые, общая история, общий язык. Ведь все то, что мы называем украинским языком, белорусским языком – это наречия одного общего древнего русского языка. Возьмем, к примеру, Германию: там было до 120 разных диалектов, и немцы вообще не понимали друг друга. А между тем у нас настолько близкие языки, что нет никаких сомнений в том, что мы – один народ.

Теперь подумаем к чему приводит сепаратизм и дружба с Западной цивилизацией? Начиная с эпохи Возрождения, там предавали и продавали Христа. Во что в Западной цивилизации превратилось христианство и Христос? В декорацию, в вымирающую религию, из которой просто выхолостили Спасителя. Родители поздравляют детей с Рождеством, а дети уже не знают с Рождеством кого их поздравляют. Святых превратили в фокусников, летающих на оленях и лазающих через дымоход. А кем вообще был святой Николай Чудотворец уже никто и не помнит.

И вот в такой мир Евросодома и антихриста батюшка Сергий Лепин по факту, оказывается, призывает. Так что это за батюшка, который призывает к союзу с дьяволом? Неужели он и вправду думает, что с этим можно вот так легко заигрывать? Такие шутки добром никогда не окончатся. Посмотрите на то, что сейчас творится на Украине. Если дьяволу скажешь «а», после этого ты обязательно скажешь ему и «б». Даже если ты не захочешь, тебя опустят на колени, тебя заставят сказать дьяволу «б», потакать ему дальше, а значит предавать Христа.

Посмотрите, что сейчас происходит в греко-католической церкви, которая тоже, кстати, пытается разводить активность в Беларуси. В украинском католическом университете во Львове преподают геи, читаются курсы толерантности. Что это такое? Они выбрали главой греко-католической церкви Святослава Шевчука, его торжественно поздравил с этим гей-клуб. Кто он им такой, кореш или духовник? Подумайте, что ждет церковь. Я уверен, что первый, кто в Беларуси будет проводить такую линию – это католическая и греко-католическая церковь, так как они давным-давно уже предали Христа. И сейчас так называемый батюшка Сергей Лепин призывает вот к таким вот европейским либеральным ценностям.

— Но, по мнению Лепина, «за все хорошее» можно стоять «единым христианским фронтом» и с Литвой…

— А вы знаете, что в Литве существует эвтаназия для детей? Какой там может быть христианский фронт? Почему там местные христиане ничего не сделали? Вы в Беларуси хотите, чтобы эта гадость у вас была, этот вид самоубийства для людей?

Новая эра породила цивилизацию Христа, а та, в свою очередь, породила Святую Русь. И тот, кто против Святой Руси и вне её, тот автоматически попадает в мир Евросодома, в мир фашизма, Бандеры, соединенных штатов антихриста. Только в этот мир он попадает, третьего не дано. В данный момент больше нет никакого нейтралитета. Сейчас идет война против Святой Руси и против всех наших святых.

— А с чем Вы связываете то, что такие люди оказываются на достаточно высоких позициях в Белорусском Экзархате Русской православной церкви?

— Дело в том, что люди с подобной идеологией не появляются на таком месте сразу. Человек, достигающий высокого поста, всегда искушаем деньгами и славой. Любому человеку нелегко избежать этих искушений, и я надеюсь, что мой коллега в своем заигрывании и заискивании ещё покается.

Поверьте, всё это не бесплатно. Ещё в 1992 году был проект создания Белорусской автокефальной церкви, её пытались создать ЦРУшники с помощью денег из фонда Сороса, который финансировал подобный проект и на Украине.

Еще с 1950-х годов через украинские и белорусские диаспоры Запад хотел создать на наших землях подобный раскол. Многие националисты, бандеровцы избежали наказания после войны благодаря покровительству Папы Римского Пия XII. Их расселили в Новую Зеландию, Австралию, Бразилию, Англию, Канаду, в США и готовили для вброса на территорию СССР еще в 1950-х годах. С тех пор прошло несколько поколений, но вот этот дух ненависти и антиевангельский дух, разъединяющий народы, сохранился. «Убей москаля – спаси Украину» – лозунг тех ещё времен. И вот это заигрывание с дьяволом – сказал «а», придется говорить «б» — так же старо, как мир. Человек просто продает душу дьяволу, осознает он этого или нет.

Вполне реально, что полученное Лепиным экуменистическое образование могло дать свое влияние. Но однозначно говорить об этом нельзя, так как многие умные люди, даже окончив подобные ВУЗы, остаются верными Святой Руси.

— Выдвигается такой аргумент: дескать, «мы должны нести слово Христово везде, где только можно, поэтому мы должны обращаться даже к националистам в расчете на то, что они образумятся». Мол, если Церковь будет на них воздействовать, они отойдут от своих радикальных убеждений. Этот аргумент выдвигают защитники Лепина, а как Вы смотрите на это утверждение?

— Я думаю, те, кто финансирует этот проект из-за рубежа, предполагают такое развитие событий. Не будьте наивными, здесь всё делается для раскола и для разъединения, для утверждения ненависти. И кто будет говорить после этого о любви? У них совершенно иные программы и на них тратятся миллиарды, как это было до этого и на Украине.

Часто в церковных лавках, а особенно на церковных выставках можно увидеть в продаже ладанки. Как правило, это небольшой мешочек с некоторым предметом внутри, освящённый на мощах. Надпись на нём может гласить "Ладанка ограждает от духов нечистых и несёт в себе чудотворную силу от святых мощей, на которых она освящена. Вещественная святыня как милость Божия роду человеческому - для отгнания врагов видимых и невидимых"…

Как это понимать, может ли ношение некоторого предмета спасать человека от злых духов - на вопросы о ладанках сайт ответил доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин .

- Отец Сергий, помогите разобраться в ладанках. С одной стороны, наличие при себе освященных предметов или изображений святых может лишний раз направлять ум человека к богомыслию и к молитве, но то, как позиционируются ладанки, не может не смущать (учитывая, что написано на этикетках к ним)! Что греха таить, большинство людей воспринимают ладанку как оберег...

Так, речь идёт о банальном обереге (амулете) - языческом рудименте в нашей практике. Предполагается, что какая-то вещица будет висеть на шее и просто приносить счастье.

Уже минимум в начале двадцатого века о ладанках писали в церковной печати, как о суеверии, основанном как на народном веровании в то, что бесы "боятся ладана", так и на вере в целительную силу ладана. Например, в 1877 г. "Руководство для сельских пастырей" специально отмечало, что священнику не следует давать ладан прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений. Ещё митрополит Киевский Евгений (Болховитинов; † 1837) совершенно однозначно относил ладанки к амулетам, когда писал: "Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками (по-гречески филактерии), потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки".

Нередко в ладанках не было вообще никакого ладана! Чего в неё только не зашивали: и чеснок, и кусочек пуповины, "священные" травы и кусочки древесины, кожу рептилий и пресмыкающихся, свитки с молитвами и заклинаниями, кусочек земли с родины - от "чар", болезней, как средство любовной магии и пр.

Мешочек с непонятным содержимым как средство хранения "чудотворной силы от святых мощей" - звучит как какой-то бред… Ага, этакий "power bank"… Ну, ребята, так же нельзя!

- Если ладанки продаются в церковных лавках, логично предположить, что польза от них всё же есть - в чём она?

Вспомнился Маяковский: "Если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?". Конечно, польза есть! Особенно продавцам. Какая может быть польза купившему её? Ну, не знаю... Может, меньше денег останется на алкоголь и сигареты. Разумеется, психологически можно объяснить наличие мнимой пользы от амулетов, которые помогают справиться с неуверенностью и страхами, но я уверен, что уж пусть лучше неуверенность и страх, чем ложное упование и тщетная надежда.

В лучшем из возможных смыслов, по-моему, ладанку и прочие "освящённые косыночки", "лепесточки" и пр. в этом духе можно воспринимать просто как трогательные памятные сувениры, напоминающие нам о наших трепетных чувствах, пережитых, например, нами в том или ином паломничестве. Продавать их как средства спасения, исцеления и какие-то фантастические вместилища благодати ни в коем случае нельзя .

Я ничего не имею против сувениров - я против обмана простого доверчивого люда и соблазнения тех, кто потом, глядя на всю эту "православную" ярмарочную вакханалию, уходят в секты.

- В чём разница между ношением ладанки и ношением креста, помимо того, что наличием креста мы исповедуем себя христианами?

- Как это ни печально, но ношение креста тоже может быть суеверным - если и он, крест, воспринимается как оберег: вещица, которая сама по себе и без нашей вовлечённости что-то там втихую "отгоняет".

Вера в "автоматические" защитные свойства любого имеющего "магическую силу" предмета предполагает ненужность молитвы, поста, морали, банальной осторожности и рассудительности.

Крест на груди верующего и добродетельного человека является видимым исповеданием себя учеником Христовым, взявшим крест свой и последовавшим за Ним (см.: Лк.9:23, Лк.14:27), а также осязаемым напоминанием о необходимости сораспяться со Христом (см.: Гал.2:19), умереть вместе с Ним для мира и вместе с Ним совоскреснуть для Новой жизни. Крест только тогда "демонов язва", когда он - "верных утверждение".

Если даже "слово о кресте… для нас, спасаемых, - сила Божия" (1Кор.1:18), то мешочки непонятно с чем - это просто… мешочки непонятно с чем. Мы спасены не мешочками! Ношение ладана как "лекарства" или "чертополоха" основано на незнании смысла употребления ладана за богослужением и келейной молитвой. Если бесов (бесплотных духов) можно было бы победить вкусно пахнущим дымком, а то и просто куском смолы, то, может, зря пришёл и умер Сын Божий?

Ношение текста молитвы и даже креста при себе просто в качестве оберега не имеет никакого отношения к православному учению о спасении и молитве.

"Дети! храните себя от идолов. Аминь" (1Ин.5:21).

В интернете хватает грязи. Порно, насилие, ненависть - довольно развратное место. Но в том же интернете можно найти официальные сайты церквей, Библию на сотне языков, религиозные блоги и паблики - в последние годы даже религиозные мобильные приложения. О том, каково быть священником-блогером, IT.TUT.BY расспросил протоиерея Сергия Лепина, известного в ЖЖ как serge-le.

"Мир Вам! Я - священник Православной Церкви Сергий Лепин…" - так начинается пост в ЖЖ serge_le от 14 марта 2002 года, первая запись в журнале.

Пресс-секретарь Минской епархии, доцент Духовной академии, настоятель Преображенской церкви в Ракове за 12 лет в ЖЖ сделал 12 сотен записей, в том числе и на темы, обсуждения которых не ожидаешь от священнослужителя. Каково это - служить Богу и постить в ЖЖ? Начнем с начала.

Когда вы познакомились с компьютером, когда в первый раз вышли в интернет?

Первые знакомства начались еще в школе. Помните, тогда были такие "монстры" с зелеными и черно-белыми экранами? Кстати, первые опыты были не очень удачными, о чем и свидетельствует "тройка" по информатике. Но где-то в году 1999-м или 1998-м у меня появился свой первый компьютер - 166-й ММХ . А интернета у меня не было еще долго, поскольку своим домашним телефоном я обзавелся намного позже приобретения компьютера. Вы знаете, что такое стоять в очереди на телефон в провинции?

Лично вы пришли в ЖЖ в 2002 году ради верующих, неверующих или скорее ради себя самого?

Не буду лукавить: для всех, в том числе и меня самого. Я - священник, мне нравится быть священником, а это среди прочего означает, что я люблю проповедовать о Христе. ЖЖ в разное время занимает меня по-разному. Иногда приходится расходовать огромное количество времени и сил - хочется верить и надеяться, что не напрасно.

Сегодня моя читательская аудитория достигла почти полутора тысяч подписчиков - все они совершенно разных взглядов на религию. Проповедь в ЖЖ - это как шахматы по переписке: есть время подумать, остыть, почитать, спросить у кого знающего. Очень полезный опыт для начинающего проповедника…



Интернет и компьютеры - это тоже "мирское" и нетипичное для священника, как увлечение рок-музыкой? Или онлайн-общение теперь естественно для церкви?

Что значит мирское и нетипичное? Говорить так, это все равно что говорить о нетипичности библиотек или почтамтов для духовенства. Да, есть очень нетипичная - назовем ее так - литература для священника; да, нетипично для наших мест, если священник работает почтальоном. Но разве можно сказать, что священнику нетипично читать книги вообще и пользоваться услугами почты?

К примеру, сначала Евангелие вообще передавалось из уст в уста. Потом появляются первые рукописи, которые еще веками переписываются. С изобретением печатного станка Евангелие начинают печатать огромными тиражами. С изобретением компьютеров появились другие принципы печати и сами тексты стали находить своих читателей уже в электронном виде. Сущностно между устным, рукописным, печатным и электронным текстом нет никакой разницы. С одной стороны, во все периоды развития письменности существовало что-то "мирское", а с другой - Евангелие всегда было Евангелием.

Да, есть такие ресурсы или занятия в Сети, которые можно назвать неуместными для духовенства (и для христиан вообще), но в целом интернет - это только средство связи, сама информация или формат доступа к ней. Это инструмент, "лопата", который Церковь осваивает и приноравливает к своим потребностям.

Если прямо и коротко ответить на ваш вопрос, то да, интернет и компьютеры стали чем-то естественным. Но среди духовенства есть немало и тех, кто по тем или иным причинам оказался вне этой темы. Значительная часть из них представлена людьми зрелого возраста, некоторые из них, как и многие другие представители их возрастной группы, и примитивнейший мобильный телефон осваивают с трудом. Но есть у нас и свои откровенные технофобы… Да и как без них?

В Символе веры ничего не сказано про компьютеры или микроволновки - нет так нет, никто не заставляет и не навязывает.



Как церковь относится к интернету? Как к месту для общения с верующими, с неверующими или опасному месту со множеством грязи, которого церкви лучше избегать?

К интернету, как и ко всему, нужно относиться с осторожностью и с четко поставленными целями и задачами. В интернете есть все, а что из этого всего нам понадобится, зависит только от нас.

Дети - особая тема, конечно… Соблазнов много, особенно для тех, кто их ищет. А полезное и важное нужно еще уметь и захотеть найти. Как говорится, покажи мне свою "Temporary Internet Files" - и я скажу, кто ты. Иногда содержание этой папки и содержание нашего сердца совпадают. В этом смысле интернет есть не просто соблазн для души, а ее зеркало, на которое не всегда есть смыcл пенять…

Но, думаю, все понимают, что "проблема интернета" - это не только проблема качества потребляемой нами информации, это еще вопрос о ее количестве. Интернет-зависимость - это тяжелый недуг. Жаль, что люди все меньше и меньше читают книг и все меньше и меньше нуждаются в непосредственном контакте друг с другом. А ведь христианство - это религия Книги и Общества, Библии и Церкви. Часто "современному" человеку нужны уже не только "магазины на диване", но такой "бог", которого достаточно только зафрендить, и такая "церковь", веровать в которую значит просто "лайкать" на публикуемые ею картинки с котиками…

Печально и то, что современные технологии сформировали культуру анонимности и безответственности. Если представить, что все написанное в комментах только на одном отдельно взятом TUT.BY когда-то будет сказано и произнесено в реале, то это, наверное, и будет ад… Мы "воюем" не против интернета, а ЗА интернет - мы не намерены "сдавать" его и планируем увеличивать присутствие проповеди повсеместно, в том числе и во Всемирной паутине.

Как говорил один древний мудрец, когда слова теряют свои значения, народ утрачивает свою свободу. Давайте помнить и не забывать о том, что слово "виртуальный" происходит от латинского "virtue", что значит "добродетель", "достоинство", "целомудрие". Мы ратуем за обновление именно этих смыслов.



Много ли священников пользуются компьютерами и бывают в интернете?

Ну, есть, конечно… Электронная почта, новостные ленты, литература… Кстати, среди духовенства есть немало тех, кто обладает образованием в сфере IT и программирования, компьютеры достаточно широко вошли в быт религиозных организаций. Соответствующие дисциплины изучаются в духовных учебных заведениях. Все епархии, все церковные ведомства, многие благочиния и приходы имеют свои сайты. Создается специфический софт для компьютеров и телефонов. В Сети ведут трансляции православные теле- и радиоканалы, выкладывают свой контент православные печатные СМИ.

Многие священники имеют свои блоги и аккаунты в социальных сетях. Некоторые, помимо умения совершать богослужения и проповедовать, имеют в качестве необходимых для их должностей навыки владения офисными, издательскими или другими специализированными пакетами.

Уместны ли поздравления с Пасхой "ВКонтакте", e-mail с просьбой поставить свечку за здравие, распятие на рабочем столе смартфона?

Каждое устройство имеет свое предназначение, и каждая покупка имеет свои цели… Все цели христианина должны быть взвешены в свете евангельских идеалов. Относительно электронных средств связи уместно все то, что уместно и по отношению к неэлектронным. Можно ли в письме попросить о молитвах? А почему нет! Главное - "не пересолить". Можно же так вдариться в рассылку просьб о молитве, что самому некогда будет молиться.



О чем нужно писать священнику, чтобы быть услышанным? О чем лучше не писать?

Знаете, адекватно образованный и умеющий совладать с собой священник не боится никакой темы, хотя для каждого есть свои удобные и неудобные вопросы. Главное, чтобы человек сам был готов услышать ответ и хотел его услышать, а не просто спросить.

Мы даем себе отчет в том, что грамотно и правильно поставить сложный вопрос в какой-либо узкоспециализированной области (а религия является именно таковой) может только специалист, а поэтому мы привыкли иметь дело и с некорректными вопросами невоцерковленных людей. Не нужно бояться задавать вопросы. Разумеется, я исхожу из того, что речь идет о подлинном интересе, а не просто о праздности или тем более желании нахамить.

Будьте снисходительны, священник тоже может что-то не знать - ответы на все вопросы есть только у глупцов.

Какой способ онлайн-общения удобнее, выгоднее для церкви сейчас - блоги, социальные сети, официальные сайты?

Тут все зависит от конкретных задач. Официальные сайты, например, сайт БПЦ, имеют свои странички в соцсетях, но соцсети никогда не заменят официальные сайты. С другой стороны, блоги - это нечто особенное и принципиально иное по отношению к официально подаваемой информации. Это разные инструменты.

По всему миру продажи компьютеров и ноутбуков падают, а смартфонов и планшетов - растут. Осваивает ли церковь смартфоны и планшеты, становится ли "мобильнее"?

У меня нет статистики, которая бы представила пропорции соотношения планшетов и других компьютеров среди пользователей-клириков. Но есть и планшеты, есть и смартфоны. Думаю, духовенство - не самая темная в этом отношении часть общества и, полагаю, многие из нас уже даже знают, что Земля круглая.

А вы сами пользуетесь смартфоном или планшетом, специализированными религиозными программами?

У меня есть и смартфон, и планшет. На телефоне у меня установлена Библия, молитвослов и другие богослужебные книги, святцы и церковный календарь. Может, еще что забыл… А еще я иногда по нему звоню.

Публикация пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на нашем сайте вызвала бурную реакцию социальных сетей, а также белорусских и российских СМИ. Столь необычное для православного священника поведение вызывает бурное ликование и одобрение на «свядомых» ресурсах и возмущение на православных и патриотических сайтах.

Участием в «Дне воли» и антироссийской дурью во вскрытой переписке образ Лепина не исчерпывается. Журналисты ТЕЛЕСКОПа копнули чуть глубже и нашли новые «штрихи к портрету», которые отнюдь не красят латентного автокефалиста…

Однако для начала повторим, почему же протоиерей Лепин «нехороший человек, редиска»:

  1. Он, будучи официальным представителем Белорусского Экзархата РПЦ, пришёл на традиционное политическое антироссийское мероприятие, организаторами которого являются антироссийские политические партии , и выступил со сцены, поддержав в своей речи митингующих. Напоминаем Сяржуку, что согласно Уставу РПЦ «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности »;
  2. В своей речи Лепин заявил, что «БНР» якобы «боролась с оккупантами», хотя общеизвестно, что вооруженные формирования, выступавшие под эгидой «БНР», воевали исключительно против России (советской или несоветской - это не имеет никакого значения) в составе войск иностранных государств , претендовавших на захват белорусских земель;
  3. Деятелей «БНР» Лепин охарактеризовал как «энтузиастов», радевших за «белорусскую историю и культуру», хотя их отношение к Православной Церкви, столпу нашей культуры, мягко говоря, нельзя назвать комплементарным (инициаторы провозглашения «БНР» братья Луцкевичи, например, носились с идеей возрождения унии и тесно общались с митрополитом Шептицким, а и.о. главы «Рады БНР» Лёсик презрительно отзывался о «парафиальных попах»);
  4. Своё выступление Лепин закончил произнесением традиционного для белорусских антироссийских националистов лозунга «Жыве Беларусь!» (любителям поговорить про то, что это «просто здравица нашей родной Беларуси», напомним, что «Слава Украине!» - просто призыв любить Украину, «Deutschland über alles!» - просто проявление любви к Фатерлянду, а свастика - обыкновенный солярный символ);
  5. Наконец, Сяржук Лепин нехороший человек, потому что он и двуликий Янус. Ходить на Русский марш священнику - значит, вмешиваться в политику и «пребывать в аду», ходить на «День воли» - значит, «нести слово Христово». Кричать «Жыве Беларусь!», восхвалять «БНР» с «Пагоняй» на шее, ставить себя на одну доску с западными политиками, которые так же со сцены поздравляли собравшихся с «праздничком» - хорошо, служить молебен активистам российского НОДа в минском храме - плохо.

Кто-то может сказать: «Ну, сглупил отец, не разобрался, с кем не бывает? Что ж на него так наезжать сразу?» Однако не всё так просто в нашей жизни. Сяржук - давний русофоб, научившийся со временем маскировать свою личную позицию под позицию Церкви.

В 2012 году в своей уютной ЖЖшечке Лепин публикует пост под заголовком «Шахматы. Белорусы начинают…». Тогда, меньше шести лет назад, протоиерей болтал языком, как помелом, и не был ещё так хитёр. Потом стал поумнее и закрыл доступ к записи, но не учёл, что интернет всё помнит.

Итак, Лепин предлагает… восстановить Великое княжество Литовское и объединить Беларусь и Литву в одно государство! Причём, на полном серьезе (на сумасшедшего он ну никак не похож). Аргументы умиляют - «наши народы связаны как-то особенно и экономически в том числе». Интеграция же с Россией уподобляется «аншлюсу», сама идея объединительных процессов называется «скомпрометированной» (интересно, чем и кем?), «навязанной» (инициатором объединительных процессов был А.Г. Лукашенко, это так, для сведения Сяржука). Интегрироваться с Россией Беларусь, по мнению Лепина, может только под давлением силы (стремление белорусского руководства к дальнейшей интеграции, результаты соцопросов, фиксирующие поддержку Союзного государства подавляющим большинством белорусов - по боку).

В свои рассуждения он зачем-то примешивает шутки про расчленение России и отделение от неё Смоленска, Брянска и Калининграда, потом пишет, что это, в принципе, не совсем и шутка. На обвинение отдельных комментаторов в том, что Сяржук-таки русофоб, тот продолжает «троліць тупых маскалёў»: «Я ж ведь тоже предлагаю объединяться - медленно и поэтапно» - дескать, гы-гы, давайте интегрируем Россию в состав ВКЛ 2.0. по частям, а начнём со Смоленска и Брянска. Шутки шутками, а это нарушение статьи 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Естественно, тогда это вызвало восторг у «свядомых» обитателей уютной ЖЖшечки.

Просто вдумайтесь: православный священник Русской Церкви выступает против сближения с православной Россией, называет такое сближение «аншлюсом» (т.е. сравнивает Россию с Третьим Рейхом) и предлагает вместо этого объединиться с католической Литвой, где православные составляют 4% населения. Единая церковная организация, духовное единство россиян и белорусов, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербуржская, Матрона Московская, слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что «Беларусь - никакой не мост, никакой не шлюз», а «самая западная часть Святой Руси» - Сяржуку Лепину это вообще не интересно и, более того, для него это неприемлемо. Потому что его настоящая личина - это личина церковного сепаратиста и русофоба, пробравшегося в верха Белорусского Экзархата РПЦ.

Православные миряне могут лично поинтересоваться у Лепина, откуда у него такая нелюбовь к единоверной и единокровной нам стране, благо протоиерей имеет