Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон. Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов) Почему любовь демона и тамары обречена

  • И мир в неведенье спокойном
  • Я на челе, тебя достойном,
  • Ни ненавидеть, ни любить.
  • Слезой раскаянья сотру
  • Следы небесного огня
  • и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. Тамара лишь просит Демона дать «клятву роковую» («Клянися мне… от злых стяжаний Отречься ныне дай обет»). Следующая затем знаменитая клятва Демона, выдержанная в «восточном» стиле и чрезвычайно напряженная по интонационному и ритмическому рисунку, отчетливо делится на две части. В первой Демон говорит искренне и горячо о себе, о том, что он решил отныне стать «добрым»:

  • И мыслит он, что жизни новой
  • Ничей уж не встревожит ум;
  • Отныне яд кровавой лести
  • Открывая Тамаре незнакомую ей ранее сложность мира, Демон увлекает ее на путь гордого презренья к человеческому миру. Возрождение Демона невозможно без внутреннего перерождения Тамары. Герой поэмы пытается достигнуть своих целей посредством отторжения героини от объективных этических ценностей, лишить ее кровных связей с миром. В этом противоречии – Демон несет Тамаре внутреннюю безграничную свободу духа и одновременно тягость бесцельной жизни, пережитой им самим, пытается взвалить на ее хрупкие плечи бремя индивидуализма и скепсиса – выразилась в конечном итоге злая природа демонического героя. Демон и ради собственного возрождения не может покинуть пределы назначенного пути. В страсти он остается таким же индивидуалистом, лишенным объективных этических ценностей, хотя и стремящимся познать их. Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя

  • Ни долговечной красоты,
  • Цельная натура Тамары становится ареной борьбы двух распавшихся и непримиримых начал – естественности, стихийной чувственной одухотворенности и абстрактного умозрения, пропитанного ядом безудержного и разъедающего скепсиса. Выход, найденный Тамарой, – уход от земного мира в монастырь – символизирует желание избежать внутренней противоречивости, но он порождает не менее драматическое распадение между телом и духом. Монастырь несет спасенье для души, но для тела – гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня…»).

    Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

    Образ Демона в искусстве

    Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

    Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

    Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

    М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

    Лермонтовский герой

    Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

    Характеристика Демона

    В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

    Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

    Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

    Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

    Авторское отношение к герою

    Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

    С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

    Образ Кавказа в поэме «Демон»

    Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

    Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

    Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

    Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

    Характеристика Тамары

    Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

    Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

    И литературы при изучении творчества

    Подготовила учитель русского языка и литературы

    МВСОУ «ОСОШ №35»

    В поэме «Демон» четыре предмета изображения: лирический повествователь, Демон, Тамара, Ангел. Обычно исследователи сосредоточивают внимание на Демоне и Тамаре. Но, чтобы понять позицию автора, необходимо проанализировать всю образную структуру произведения.

    Внутри «картины мира», изображенной в поэме, - Демон - Тамара - Ангел. Сравним, в «Маскараде»: Арбенин - Нина - князь Звездич; в «Герое нашего времени»: Печорин - княжна Мери - Грушницкий.

    Конечно, образ Демона представлен наиболее широко. Однако основным предметом изображения является лирический повествователь: его видение мира, его слово, его оценки преобладают. Он видит мирьв пространстве и времени так же широко, как Демон, но эстетически и нравственно по-иному: это эмоционально восторженное восприятие красоты всего живого и оценки происходящего из системы христианских ценностей.

    Демон.

    Непосредственно в сюжете поэмы на первом месте - Демон. Отметим, «демон», а не «дьявол», хотя природа и история лермонтовского Демона - дьявольские. Именование персонажа Демоном вносит в его образ определенный смысл: слово «демон в христианстве соотносится с понятием греха, присутствующего в человеке: демон гордыни, демон лицемерия, демон вожделения и т. д. Слово «демон» указывает не только на внешнюю силу (на дьявола), но и на человеческий грех, на то, что находится внутри человека, чему он поддался, но что может быть им преодолено. Автор приписывает Демону определенные свойства, выражаемые прежде всего через именования персонажа.


    Демон в прошлом: «счастливый первенец творенья!», «чистый херувим», «познанья жадный», «верил и любил».

    Демон в настоящем: «печальный Демон», «дух изгнанья», «отверженный», «бесприютный» («без приюта»), «изгнанник рая», «изгнанник», «пустыня немой души», «лукавый Демон».

    В воображении Тамары: «пришлец туманный и немой».

    В именовании херувима: «дух беспокойный, дух порочный».

    В именовании Тамары - при встрече с Демоном: «дух лукавый», «враг»; но потом: «друг случайный», «страдалец».

    Смысл именований Демона Тамарой изменяется после того, как он жалуется Тамаре на свою судьбу, воздействуя на самое сокровенное и беззащитное в женщине - на чувство сострадания.

    Искусство соблазнения женщины жалобой и пробуждением чувства сострадания - постоянный прием лермонтовского героя, осознанно применяемый, например, Печориным.

    Печорин рассказывает Мери историю своей жизни: «Да, такой была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». После этого рассказа Печорин замечает: «В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала,- а это великий признак!». Печорин торжествует.

    Так сказано и в «Демоне»: «Увы! злой дух торжествовал». Несмотря на то, что Демон говорит о возможном перерождении в любви, о желании «примириться с небом», «веровать добру», в именовании лирическим повествователем он остается по-прежнему «злым духом».

    Обратим внимание на то, что Тамара, будучи христианкой, знает внешний вид своего ангела, о чем она вспоминает при появлении Демона:

    «То не был ангел-небожитель,

    Ее божественный хранитель;

    Венец из радужных лучей

    Не украшал его кудрей.

    Тамара знает и внешний вид дьявола.

    То не был ада дух ужасный,

    Порочный мученик - о нет! ».

    Демон является Тамаре, то «красотой блистая неземной», то в неясном, неопределенном облике:

    «Он был похож на вечер ясный:

    Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..».

    Когда период, данный Демону для возможной власти над человеком (человеческая жизнь), заканчивается, когда Тамара умирает и Ангел несет ее душу, Демон является в своем истинном виде:

    «Пред нею снова он стоял,

    Но, Боже! - кто б его узнал?

    Каким смотрел он злобным взглядом,

    Как полон был смертельным ядом

    Вражды, не знающей конца, -

    И веяло могильным хладом

    От неподвижного лица».

    Именования и внешний вид Демона дополняются описаниями его эмоционального мира, в котором господствуют скука, презрение, зависть, ненависть, равнодушие, гордость:

    «И зло наскучило ему.

    Презрительным окинул оком

    Творенье Бога своего.

    Но, кроме зависти холодной,

    Природы блеск не возбудил

    В груди изгнанника бесплодной

    Ни новых чувств, ни новых сил;

    И все, что пред собой он видел,

    Он презирал иль ненавидел».

    Цель Демона - совратить невинную душу, средство достижения цели - ложь.

    Демон многое предлагает Тамаре, но постоянно возвращается к обещанию сделать Тамару подобной себе, существом вечным и ненавидящим все земное:


    «И вечность дам тебе за миг...

    Без сожаленья, без участья

    Смотреть на землю станешь ты,

    Где нет ни истинного счастья,

    Ни долговечной красоты...».

    Обещания Демона становятся все более земными, он начинает говорить языком лирического повествователя, видящего и выражающего в слове красоту земного мира:

    «Лучом румяного заката

    Твой стан, как лентой, обовью,

    Духаньем чистым аромата

    Окрестный воздух напою...».

    «Дух сомненья» в соответствии со своей природой лжет. Он может утверждать одно и почти одновременно противоположное: он соблазняет Тамару обещанием вечной жизни, но сам тяготится вечностью:

    «И тайно вдруг возненавидел

    Бессмертие и власть свою».

    Демон не знает никакого счастья, никакой красоты: ни вечной, ни временной. В вечности он наказан одиночеством; временное, земное - как Божье творение - он ненавидит.

    Лермонтовский Демон, оказавшись в любовной ситуации, на время изменяется:

    «Немой души его пустыню

    Наполнил благодатный звук -

    И вновь постигнул он святыню

    Любви, добра и красоты!»

    Автор, показывая страшную суть Демона, не отказывает ему в возможности любить, временно приобщиться к святыне - любви, добру и красоте. Подобная «романтизация» персонажа - постоянный элемент лермонтовской любовной ситуации. Арбенин, герой драмы «Маскарад», тоже чувствует, что любит Нину, связывает с любовью надежду на возрождение:

    «И вдруг во мне забытый звук проснулся:

    Я в душу мертвую свою

    Взглянул... и увидал, что я ее люблю...».

    Печорин: «... я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни...».

    Зло Демона заключается в его вечном стремлении испортить Божье творенье - человека, подвинуть его на путь греха.

    Нравственное зло и его последствия изображаются и в других произведениях Лермонтова: циничен в отношениях с людьми Арбенин («Маскарад»), Печорин в речи-жалобе Мери называет себя «нравственным уродом» и подтверждает это, губя людей, встречающихся ему в жизни.

    Тамара.

    «Искуситель» - еще одно именование Демона в поэме, т. е. демон, являющийся человеку во сне, в мечтах и соблазняющий жаждой вожделения, плотским грехом:

    «Когда Демон приходит к Тамаре, она его спрашивает:

    О! кто ты? речь твоя опасна!

    Тебя послал мне ад иль рай?

    Чего ты хочешь?

    Но молви, кто ты? отвечай... ».

    Вспомним пушкинскую Татьяну, ее письмо к Онегину:

    «Кто ты, мой ангел ли хранитель,

    Или коварный искуситель…».

    Демон искушает Тамару грехом вожделения. Этот грех изображен в описаниях душевных состояний Тамары, жениха, Тамара оказывается во власти демона-греха, понимает и говорит отцу:

    «Меня терзает дух лукавый

    Неотразимою мечтой;

    Я гибну, сжалься надо мной!

    Отдай в священную обитель

    Дочь безрассудную свою;

    Там защитит меня Спаситель,

    Пред ним тоску мою пролью».

    Но Демон приступает к Тамаре с новой силой, «беззаконные мечты» не отпускают «грешницу младую».

    «Тамара тоскует, томится, ей страшно...

    Пылают грудь ее и плечи,

    Нет сил дышать, туман в очах,

    Объятья жадно ищут встречи,

    Лобзанья тают на устах...».

    Нечто подобное испытывает и пушкинская Татьяна, которую «предупреждает»

    «Погибнешь, милая...

    Тебя преследуют мечты:

    Везде воображаешь ты

    Приюты счастливых свиданий;

    Везде, везде перед тобой

    Твой искуситель роковой.

    Ты в сновиденьях мне являлся,

    Незримый, ты мне был уж мил,

    Твой чудный взгляд меня томил

    Давно...».

    Но жизнелюбивый Пушкин видит молодую влюбленную девушку иначе, чем страдающий за грехи человечества Лермонтов. Пушкин мог советовать друзьям:

    «Покамест упивайтесь ею,

    Сей легкой жизнию, друзья!

    Лермонтов горестно вздыхал:

    Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда.

    А вечно любить невозможно».

    («И скучно и грустно»)

    Ангел

    Автор видит зло Демона-искусителя, приводящего Тамару к гибели, но автор показывает и победу добра над злом, светлых сил над темными, вводя в поэму образ Ангела, который резко противоположен внешним видом и поведением Демону. Обликом он светел, внутренне спокоен:

    «Он входит, смотрит - перед ним

    Посланник рая, херувим,

    Хранитель грешницы прекрасной,

    Стоит с блистающим челом

    И от врага с улыбкой ясной

    Приосенил ее крылом;

    И луч божественного света

    Вдруг ослепил нечистый взор,

    И вместо сладкого привета

    Раздался тягостный укор».

    Именно Ангел объясняет, почему Тамара удостоена рая: Тамара переживает свое падение по-христиански.

    Поддавшись чувству сострадания, Тамара требует от Демона отречься от зла:

    «Клянися мне... от злых стяжаний

    Отречься ныне дай обет.

    Ужель ни клятв, ни обещаний

    Ненарушимых больше нет?.. ».

    Тамара любит не Демона, но тот обманчивый образ, в котором он предстал перед нею. Ее любовь - не только плотская, но и любовь-сострадание, чем корыстно воспользовался Демон.

    Греховное существует в человеке до тех пор, пока человек пребывает на земле, но как только душа освобождается от земного, телесного, намучившись в жестоких сомнениях, для нее открывается рай:

    «С одеждой бренною земли

    Оковы зла с нее ниспали.

    Ценой жестокой искупила

    Она сомнения свои...

    Она страдала и любила

    И рай открылся для любви!»

    Будучи на земле, Тамара страдает от того, что не может молиться, но после смерти душа Тамары -

    «К груди хранительной прижалась,

    Молитвой ужас заглуша,

    Тамары грешная душа».

    Тамара греховно любит и осознает свой грех. Это вовсе не безоглядное принятие греха и его оправдание. Это временное человеческое бессилие противостоять греху - при сознании греха и внутренней обращенности к Богу.

    Изображение пребывания человека в грехе плотского вожделения автор вписывает в рамки противостояния Бога и дьявола.

    Автор постоянно обращается от земного к небесному: Демон - в его отверженности, гордыне, одиночестве, злобе; Тамара - в ее обращенности к Богу; судьба Тамары, решаемая на небе; ее душа, уносимая Ангелом в рай.

    Жених поспешил, «презрел» «обычай прадедов своих» - помолиться в часовне. Но и этот случай (гибель каравана) имеет свое положительное религиозное значение, что отмечает лирический повествователь.

    Поэма заканчивается картиной-панорамой, в центре которой - Божий храм:

    «Но церковь на крутой вершине,

    Где взяты кости их землей,

    Земной мир, созданный Богом, прекрасен. Это чувство постоянно выражается в речи лирического повествователя:

    «И, глубоко внизу чернея,

    Как трещина, жилище змея,

    Вился излучистый Дарьял,

    И Терек, прыгая, как львица,

    С косматой гривой на хребте,

    И дик и чуден был вокруг

    Весь Божий мир...».

    Не видит красоту мира и внутренне плененная Тамара. Автор же разворачивает перед читателем прекрасную картину местности, где находится монастырь. Всё окружающее для него - живое, всё - единое в своей жизни и взаимосвязи.

    «Скакун лихой, ты господина

    Из боя вынес как стрела,

    Но злая пуля осетина

    Лермонтовский Демон – это образное выражение темных бесовских сил, какими они понимаются в христианстве: Демон обладает способностью преодолевать пространство и время, принимать любое обличье, проникать в сознание человека. Вместе с тем в лермонтовском Демоне сконцентрированы авторские представления о нравственных пороках людей (гордости, зависти, злобе, лжи, равнодушии, скуке).

    В то же время лермонтовский Демон - пример преодоления человеком демонизма через творчество. Именно преодоление демонизма христианской духовностью является внутренней темой поэмы «Демон».

    Вероятно, было бы разумно с этой точки зрения посмотреть на все творчество. Мы увидели бы в творчестве поэта не только повторяющиеся попытки изобразить демона и наделить демоническими чертами персонажей (Арбенин, Печорин), не только изображение разрушительного действия на душу и судьбу человека демонов-грехов, но и преодоление человеком этих грехов. Главное то, что поэт «в небесах видел Бога» и указывал на единственное действенное средство душевного очищения - молитву, после которой:

    «С души как бремя скатится,

    Сомненье далеко -

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко...».

    Литература

    1. Лермонтов. В 2 т. М., 1988-1990.

    2. Пушкин. В 3 т. М., 1986.

    И мир в неведенье спокойном
    Я на челе, тебя достойном,
    Ни ненавидеть, ни любить.
    Слезой раскаянья сотру
    Следы небесного огня

    И готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. Тамара лишь просит Демона дать «клятву роковую» («Клянися мне… от злых стяжаний Отречься ныне дай обет»). Следующая затем знаменитая клятва Демона, выдержанная в «восточном» стиле и чрезвычайно напряженная по интонационному и ритмическому рисунку, отчетливо делится на две части. В первой Демон говорит искренне и горячо о себе, о том, что он решил отныне стать «добрым»:
    И мыслит он, что жизни новой
    Ничей уж не встревожит ум;
    Отныне яд кровавой лести

    Открывая Тамаре незнакомую ей ранее сложность мира, Демон увлекает ее на путь гордого презренья к человеческому миру. Возрождение Демона невозможно без внутреннего перерождения Тамары. Герой поэмы пытается достигнуть своих целей посредством отторжения героини от объективных этических ценностей, лишить ее кровных связей с миром. В этом противоречии – Демон несет Тамаре внутреннюю безграничную свободу духа и одновременно тягость бесцельной жизни, пережитой им самим, пытается взвалить на ее хрупкие плечи бремя индивидуализма и скепсиса – выразилась в конечном итоге злая природа демонического героя. Демон и ради собственного возрождения не может покинуть пределы назначенного пути. В страсти он остается таким же индивидуалистом, лишенным объективных этических ценностей, хотя и стремящимся познать их. Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя
    Ни долговечной красоты,

    Цельная натура Тамары становится ареной борьбы двух распавшихся и непримиримых начал – естественности, стихийной чувственной одухотворенности и абстрактного умозрения, пропитанного ядом безудержного и разъедающего скепсиса. Выход, найденный Тамарой, – уход от земного мира в монастырь – символизирует желание избежать внутренней противоречивости, но он порождает не менее драматическое распадение между телом и духом. Монастырь несет спасенье для души, но для тела – гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня…»).

    Но возрождение Демона для «жизни новой» связано и с высоким преступлением. Демон силен в своей критике человеческого мира, в своем богоборчестве, в охватившей его любовной страсти, но он слаб в позитивных устремлениях. Он требует от Тамары стать демонической, индивидуалистической натурой:
    Я отрекся от гордых дум;
    Невольно я с отрадой тайной,
    Хочу я веровать добру.
    С душой, открытой для добра,

    Ценой добровольной жертвы – утраты естественной, природной гармоничности духа и тела – Тамара хочет сохранить чистоту души. В ней доминирует светлое начало, подвергшееся испытаньям злого духа. Напротив, в Демоне доминирует злое начало, стремящееся переродиться. На всем протяжении поэмы доминирующие свойства героев остаются неизменными. Разный характер противоречий, драматически перестраивающий судьбы Тамары и Демона, обусловливает их взаимное притяжение и отталкивание. В то время как Тамара тяготится внутренней борьбой («Утомлена борьбой всегдашней…»), в то время как она начинает испытывать отгороженность от внешнего мира, Демон, напротив, переживает момент причастности к земному миру («И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится…»; «Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!..»). Это приближение индивидуалистической души к человеческому миру, презираемому, но способному дать хотя бы мгновенье счастья, выражается в ликующих строках о вполне искреннем стремлении Демона к возрождению:
    И входит он, любить готовый,
    Пришла желанная пора.
    Где преступленья лишь да казни,
    Страдалец, слушаю тебя»
    Хочу я с небом примириться,
    Где нет ни истинного счастья,
    Где но умеют без боязни
    Хочу любить, хочу молиться,
    Где страсти мелкой только жить,
    Пусть доцветает без меня!
    Смотреть на землю станешь ты,
    «Кто б ни был ты, мой друг случайный,
    Я отрекся от старой мести,
    Покой навеки погубя,
    Без сожаленья, без участья

      Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и...

      Именно Демон, а не человек, мог «всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать». Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Перед минутою одной Моих...

      Тот занемог, не перенес Творчески развивая революционный романтизм поэтов-декабристов и Пушкина (в «южных» поэмах), Лермонтов в своих последних романтических поэмах использует и художественный опыт реалистической поэзии автора «Полтавы» и «Медного...

    1. Новое!

      Пятнадцатилетним подростком начал Лермонтов работу над поэмой «Демон», закончил ее поэт перед смертью, создав восемь вариантов. Это как бы итог его размышлений о добре и зле, об особенностях современной ему эпохи, ее противоречиях. «Демон» социально-философская...

    Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

    Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

    Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

    Жанр и направление

    Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

    Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

    Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

    О чём?

    В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

    Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

    Главные герои и их характеристика

    • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
    • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
    • Темы

      • Любовь . Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
      • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
      • Одиночество . «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
      • Вера . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
      • Идея

        Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

        Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

        Проблематика

        Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

        Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

        Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

        Критика

        В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
        Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

        Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!