Ледяной дом анны иоанновны. Ледяной дом императрицы анны иоанновны

Период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) является одним из мрачных эпизодов в истории Российского Государства, и его завершение обозначилось событием, ярко отразившем политические и культурные процессы, происходившие в это время – возведением грандиозного дворцового комплекса изо льда и проведенной в нем потешной свадебной церемонией.

Поводом для строительства стало то, что одна из любимых шутих Анны Иоанновны, калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, с целью еще большего расположения к себе со стороны государыни, посетовала на свое одиночество и высказала желание выйти замуж. Императрицу позабавила эта жалоба, однако она вняла ей, и уже на следующий день нашла своей шутихе жениха также из придворных шутов, князя Михаила Алексеевича Голицына, попавшего в немилость царскому двору, и посему назначенного развлекать Ее Величество.


Стоит сказать несколько слов о князе Голицыне. Михаил Алексеевич происходил из знатного боярского рода, который с приходом к власти Петра I, утратил свои позиции в государственной деятельности. Князь был определен на службу в армию, а не в гвардию, имевшую привилегированное значение, и с большим трудом дослужился до звания майора. В пятьдесят лет Голицын теряет супругу, и уезжает заграницу. Во время своего путешествия он женится на итальянке и принимает католическую веру. Вернувшись в Россию с новой женой, князь скрывает ее от людских глаз и молчит о перемене вероисповедания. Но слухи об этом все же доходят до царского двора, во главе которого к тому времени уже находилась Анна Иоанновна. Голицын был доставлен в Петербург, где в Тайной Канцелярии ему устроили жесткий допрос. Там он отрекается и от своей новой супруги, которую выдворяют из России, и от иноверия. Князя разжаловали в придворные шуты для увеселения императрицы, еще больше унизив достоинство и его самого, и его древнего рода. Вместе с другим шутами он сидел в лукошке возле царских апартаментов, а также подавал императрице квас, за что получил прозвище «Квасник».

Итак, после одобрения Анной Иоанновной женить шута на шутихе, был объявлен приказ о приготовлении к свадебному торжеству. Придворные стали придумывать, как сделать свадьбу более вычурной. В итоге, камергеру Алексею Даниловичу Татищеву пришла идея о проведении потехи в Ледяном доме.

Надо отметить, что в отличие от Петра I, Анна Иоанновна любила проводить праздные мероприятия с шиком, что само собой сказывалось на истощении государственной казны. Свадебная затея велась для большего развлечения с серьезным подходом. Была сформирована так называемая «маскерадная комиссия», которая стала ведать подготовкой к свадьбе. «Комиссия» вынесла решение строить Ледяной дом между зданием Адмиралтейства и Зимним Дворцом. Знаменитый русский архитектор Петр Михайлович Еропкин выполнил проект Ледяного дома. А следить за ходом строительства и проведением церемонии был назначен кабинет-министр Артемий Петрович Волынский.

Строительство Ледяного дома

В январе 1740 г. множество людских сил было брошено на возведение дворцового комплекса, материалом для которого служили только , доставленный с реки Невы. Профессор физики, член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Георг Вольфганг Крафт в своей монографии «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома», вышедшей в свет в 1741 г., говорит о высокой прочности невского льда, способного выдержать огромное давление. Лед распиливали на большие квадратные плиты, подвергавшиеся затем архитектурно-декоративной обработке. Плиты устанавливали одну поверх другой, предварительно поливая водой каждый ряд кладки. Вода в данном случае действовала как цементный раствор, накрепко примораживая ледяные блоки друг к другу. В этом отношении погода была устроителям торжества на руку – зима 1739-1740 гг. была очень морозной. По окончанию строительства Ледяной дом увидеть мог любой желающий, но для обеспечения порядка была организована охрана.

Проект и план Ледяного дома. 1740 г.

Ледяной дом имел немалые размеры – порядка 17 метров в длину, более 5 метров в ширину и более 6 метров в высоту. Крафт описывал Ледяной дом , будто он был выполнен из одного куска драгоценного камня с синим оттенком. Здание украшала превосходная резьба, в частности фронтон парадного входа. Стены дома были декорированы арочными нишами со скульптурными изваяниями. В верхней части дома была сделана галерея с парапетом и объемной скульптурой. Внутри дом разделялся на помещения: гостиную, буфет, опочивальню и туалет. Интерьер поражал не меньше, чем экстерьер. В оконные проемы были вставлены тонкие ледяные стекла, через которые внутрь помещений проникал дневной свет. В одной из комнат стояли . Мебель и бытовые предметы – все было сделано изо льда. Здесь были и кровать, и табурет, и диваны, и кресла, и резные столы со стояшими на них ледяными часами и разложенными картами, тоже выполненными изо льда, и шкаф-поставец, где находилась ледяная посуда, а также подсвечники с установленными в них ледяными свечами и камин с ледяными дровами (смазанные нефтью свечи и дрова могли даже гореть) . Такими же дровами топили и ледяную баню, которую построили недалеко от дома, и при желании в ней можно было даже попариться.


Ледяной дом с двух сторон был фланкирован башенными сооружениями в виде остроконечных пирамид с круглыми окнами, установленных на двухъярусные постаменты. Внутри пирамид были подвешены бумажные разукрашенные фонари со свечами, которые по ночам крутили люди, находившиеся в башнях, для развлечения людей, пришедших посмотреть на яркое ледяное чудо.

Искусные мастера создали еще одну не менее интересную композицию изо льда – справа от дома зрителей встречали слон с сидящим на его спине персом и двумя стоящими возле него персиянками. Фигура слона имела продуманную конструкцию: днем слон мог пускать фонтаны воды, а ночью – огненные нефтяные факелы. Также внутри слона была полость, где сидел человек, издававший звук при помощи трубы.

Вход на территорию комплекса был оформлен ледяными вратами, украшенными ледяными вазами с растениями и птицами. Рядом с вратами выполнены изо льда два дельфина, которые, как и слон, выплескивали струи горящей нефти, подаваемой насосной системой.

Перед Ледяным домом установили несколько ледяных пушек и мортир, из которых даже неоднократно производили выстрелы.

Ледяной комплекс был великолепен и днем, блестя и переливаясь красками в лучах солнца, проникавших сквозь толщу льда и преображавших сооружения изнутри, и ночью при свете свечей, красочных фонарей, факелов и фейерверков.

Безусловно, Ледяной дом и другие , произвели сильное впечатление своими масштабами, красотой и техникой исполнения, став тем самым настоящими произведениями высокого искусства. Но что же касается самого свадебного торжества, то здесь картина выглядела куда более курьезно и даже дико.

Свадьба в Ледяном доме.

Церемония бракосочетания придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 г. Обвенчавшись в церкви Голицын и Буженинова были помещены в клетку, что была закреплена на спине настоящего индийского слона. Торжественная процессия двинулась к месту проведения праздничного обеда по главным улицам Петербурга. Повелением императрицы в церемонии приняло участие сто пятьдесят пар мужчин и женщин разных народностей, проживавших на тогдашней территории Российской Империи, одетых в свой национальный костюм и со своими музыкальными инструментами – чуваши, мордва, татары, калмыки, киргизы, самоеды и другие. Каждая пара ехала на санях, сделанных в виде зверей, птиц и рыб. Сани же были запряжены оленями, верблюдами, волами, козлами, собаками, свиньями. Во время застолья же каждая пара из свадебной свиты откушала свое национальное блюдо, а после – танцевала свой народный танец под народную музыку.

В. И. Якоби «Свадьба в Ледяном доме», 1878, ГРМ

На обеде шута и шутиху приветствовали стихами, написанными по этому поводу поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще … — то та и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.
………………………………………………………
Ханский сын Квасник и Буженинова-ханка
Кому то не видно, кажет их осанка!»

То, что Голициына и Буженинову обозвали здесь «ханским сыном» и «ханкой», не случайно. На правление Анны Иоанновны пришлась война с Турцией (1735-1739 гг.), в которой против России выступил также крымский хан, турецкий подданный, которого считали не меньшим врагом, чем сама Османская Порта. Таким образом, в подобном обращении к шутам, к тому же возимых в клетке, императрица решила высмеять крымского хана.

По окончанию обеда молодых снова посадили в клетку на слоне и в сопровождении все того же чудного свадебного кортежа под звон бубенцов, рев, мычание, лай повезли в Ледяной дом, где, уложив их в постель, оставили на ночь. А чтоб молодые не сбежали раньше времени из своих ледяных апартаментов, дом было приказано взять на караул. Наутро же замерзших шута и шутиху увезли отогреваться.

После шутовской свадьбы Ледяной дом простоял еще почти два месяца, и в конце марта стал таять и разваливаться. Привлекая внимание многих горожан, дом затмил собой на время все величественные постройки Петербурга. Однако он сохранился на страницах литературных произведений (в частности в романе Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом»), на гравюрах и живописных полотнах, став памятником, с одной стороны, высокому профессионализму зодчих и мастеров, а с другой – самодурству и расточительству власти, и людским трагедиям.

Ледяные горы, ледяные снежные крепости в России строили каждую зиму. Но в 1740 году затевают особую — императрицыну — потеху. Ледяной дом обессмертит одноименный роман писателя Лажечникова. В нем смешаны быль и небылицы, но есть и по-немецки точные описания академика Георга Крафта, надзиравшего за работами.

Зима 1740 года была самой суровой в XVIII веке. Тридцатиградусные морозы стояли до середины марта.

Ледяной дом - дворец для «курьезной свадьбы»

Ледяной дом строили как дворец для «курьезной свадьбы». У Анны Иоанновны была особо близкая приживалка — Авдотья Буженинова. Немолодой и некрасивой калмычке, получившей фамилию по любимому блюду императрицы, хотелось замуж. Государыня пообещала сыскать ей жениха и выбрала 50-летнего князя Михаила Голицына, разжалованного в шуты из-за тайного венчания с католичкой. Дворянин знатнейшего рода, князь подавал государыне квас и звался Голицын - квасник.

Мысль женить шута на шутихе привела императрицу в восторг, и денег на свадьбу не пожалели.

Ледяной дом был настоящим домом: 2,5 сажени в ширину, 8 саженей в длину, или 5,5 х 17 м. А высота стен была даже больше, чем ширина, — 3 сажени, т. е. 6 м с лишним.

Как строили Ледяной дом Анны Иоанновны

Изо льда на Неве выпиливали геометрически правильные ледяные кубы, из которых складывали стены. Затем стены гладили раскаленным утюгом. Они получались как полированные, а самое главное — прозрачные насквозь. Вокруг дома стояли ледяные деревья. И была даже ледяная баня, в которой умудрялись париться.

Дверец был весь тонирован под мрамор, но, как уверяли современники, выглядел «гораздо прелестней». Цвет проходил сквозь лёд, и выкрашенные огромные ледяные плиты казались волшебно прозрачными.

Свадебное шествие

Гостей на потевшую свадьбу свезли со всей страны: по два представителя от каждого племени, населяющего Российскую империю.

Свадебное шествие возглавляли молодые: они ехали в клетке, стоящей на спине слона. За ними украинцы на вазах, финны на пони, татары почему - то на свиньях, якуты на собаках, калмыки на верблюдах — всего 150 пар нацменьшинств.

Чудеса Ледяного дома Анны Иоанновны


Здравствуйте, женившись, дурак и дурка, Еще ж... та и фигурка!
Теперь-то время нагл повеселиться, Теперь-то всячески должно беситься.
Из оды Василия Тредьяковского

Дива дивные ждали их перед Ледяным домом. Справа стоял огромный, в натуральную величину, ледяной слон. Он был огнедышащий: из хобота били фонтаны горящей нефти. Слон еще и трубил при этом: внутри сидел трубач. Перед входом стояли так же ледяные пушки — короткоствольные мортиры. Их по-настоящему заряжали, и они стреляли. А еще были огнедышащие дельфины и рыбы.

Среди всей этой вакханалии первый поэт тогдашней России Василий Тредьяковский читает соответствующую оду в честь новобрачных:

Интерьер Ледяного дома

Но всем этом деле вижу я верх сумасбродства. Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и надсмехаться над ним?
Граф Панин

В доме были ледяная гостиная, ледяная спальня, ледяная буфетная. Вся мебель и утварь были сделаны изо льда и подкрашены под цвет настоящих. На ледяной каминной доске стояли ледяные часы. Дрова в камине тоже были ледяные, но горели, потому что их намазали сырой нефтью.

После торжеств молодоженов оставили в ледяной спальне на ледяной кровати под охраной стражи, которая выпустила их лишь под утро, чуть живыми.

Ледяной дом - непревзойдённая потеха Российских самодержцев

В своем роде Ледяной дом останется непревзойденным. Ничего подобного уже больше не будет ни в России, ни в Европе. Сказочное варварство, дикая потеха самая жестокая забава и самый роскошный праздник Российской империи во времена самой беспутной нашей императрицы.

В 1725 году умер Петр Великий. Два года после него процарствовала его любимая жена Екатерина I. Еще три года управлял страной его юный внук - Петр II. Ему было 11 лет, когда он вступил на российский трон, и всего 14 лет, когда умер в Москве, заразившись оспой. А в 1730 году на русском престоле появилась вторая женщина - императрица Анна Иоанновна. Дочь старшего брата Петра I - Иоанна. Отзывы современников о ней разноречивы. Но все сходятся на том, что она жестока, коварна и сумасбродна. Ее фаворит и доверенное лицо - курляндский герцог Эрнст Бирон, не менее жестокий, властолюбивый и хитрый человек.

Внешний вид царицы вызывал суровую оценку - преимущественно женщин. Вот что писала о ней ее современница княжна Ксения Долгорукова: "...Престрашного она была взору. Отвратное лицо имела. Так велика была, когда между кавалеров идет - всех головой выше и чрезвычайно толста!" И действительно, двухметрового роста, восьмипудовая племянница Петра Великого, со следами оспин на лице (рябая!), могла быть "отвратна взору!"

Анна Иоанновна вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков пишет: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".

Русский двор при Петре I, отличавшийся своей малочисленностью и простотой обычаев, совершенно преобразился при Анне Иоанновне. А ведь прошло всего пять-шесть лет после смерти Петра! Тридцатисемилетняя императрица хотела, чтобы двор ее в пышности и великолепии не уступал другим европейским дворам. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, фейерверки, увеселения беспрерывно происходили при дворе. Немало времени царица любила проводить со своим фаворитом Бироном и среди своих приживалок и шутов. А между приживалок Анны Иоанновны находилась одна немолодая и очень некрасивая калмычка. Звали ее Авдотья Ивановна. Она пользовалась особым благоволением и носила в честь своего любимого блюда фамилию Буженинова. Однажды она сказала императрице, что охотно вышла бы замуж. Императрица пожелала сама подыскать калмычке жениха. А так как Буженинова исполняла при царице роль шутихи, то Анна Иоанновна решила выдать ее замуж за одного из шутов - при дворе "работало" шесть шутов, для увеселения царицы. В женихи был выбран шут незаурядный!

Это был разжалованный за провинность князь Михаил Алексеевич Голицын. Внук знаменитого боярина Петровского времени. Жена князя умерла в 1729 году, и пятидесятилетний князь, чтобы развеять свое горе, испросил разрешения поехать попутешествовать за границу. Но во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения и женился на ней. По ее настоянию он перешел в католическую веру.

Вернувшись в Москву, князь тщательно скрывал от всех свою итальянку и перемену веры. Но вскоре слухи дошли до императрицы. Голицын был привезен в Петербург и посажен в тайную канцелярию, где был "допрошен с пристрастием". По приказанию императрицы брак был расторгнут, жена выслана за границу. А сам князь разжалован в "пажи", несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его "квасником"), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.

Так вот, калмычку-шутиху было решено выдать замуж за бывшего князя, а теперь шута - Голицына. Мысль императрицы женить шута на шутихе встретила полное сочувствие в кругу ее приближенных. По совету своих легкомысленных друзей Анна Иоанновна распорядилась отпраздновать свадьбу "молодых" самым "курьезным образом".

Немедленно была создана особая "маскарадная комиссия". Решено было построить на Неве дом изо льда и обвенчать в нем шута и шутиху. Благо, что на улице стояла жуткая стужа: термометр показывал минус 35 градусов, сильнейшие морозы начались с ноября 1739 года и продержались до марта 1740 года. А свадьба была намечена на февраль месяц 1740 года. Надо было спешить строить хоромы на льду.

Комиссия выбрала для постройки Ледяного дома место на Неве - между Адмиралтейством и Зимним Дворцом, примерно там, где сейчас Дворцовый мост. Материалом для постройки дома должен был служить только лед! Его разрезали на большие плиты, клали их одну на другую и для связи поливали водой, которая тотчас же замерзала, спаивая плиты накрепко.

Дом был собран с изяществом - это видно и по гравюрам тех времен. Фасад его имел длину около 16 метров, ширину - примерно пять метров и вышину - около шести метров. Кругом всей крыши тянулась галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две большие половины. В каждой по две комнаты: в одной - гостиная и буфет, в другой - туалет и спальня. В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда! За ледяными стеклами стояли писаные на полотне "смешные картины". Освещались они по ночам изнутри множеством свечей.

Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! Все это - сделано из льда. У ворот, сделанных тоже из льда, красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти.

На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари. Ночью в пирамиды влезали люди и поворачивали светящиеся фонари перед окнами - к удовольствию постоянно толпившихся зрителей.

По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон - ледяной. С ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом. И сбоку возле него на земле стояли две ледяные персиянки. Рассказывает очевидец: "Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал".

А в Ледяном Доме в одной из комнат стояли - два зеркала, туалетный стол, несколько шандалов (подсвечников), большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате стоял стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась чайная посуда - стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов. А на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи весьма искусно сделаны из льда и "выкрашены приличными натуральными красками". Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели.

Кроме этого при Ледяном Доме по русскому обычаю была выстроена ледовая же баня! Ее несколько раз топили и охотники могли в ней париться!

По именному высочайшему повелению к "курьезной свадьбе" Бужениновой и Голицына были доставлены в Петербург из разных концов России по два человека обоего пола всех племен и народов. Всего набралось триста человек! Шестого февраля 1740 года состоялось бракосочетание сиятельного шута с шутихой - обычным порядком в церкви. После чего "свадебный поезд", управляемый канцлером Татищевым, проехал мимо дворца по всем главным улицам города.

Шествие открывали "молодые", красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне. А за слоном потянулись "поезжане", то есть приехавшие гости: тут были абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, киргизы, калмыки и другие. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые - на свиньях и так далее. Все гости "разноязычные" в своих национальных костюмах, с "принадлежащей каждому роду музыкалией и игрушками", в санях, сделанных наподобие зверей и рыб морских.

После обильного обеда начались танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою национальную музыку. Потешное зрелище чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей.

После окончания бала молодая пара, сопровождаемая по-прежнему длинным "поездом" разноплеменных гостей, отправилась в свой Ледяной дворец.

Там их с различными церемониями уложили в ледяную постель. А к дому приставили караул - из опасения, чтобы счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе.

Дальнейшую судьбу Ледяного Дома один из современников картинно описывает так: "Понеже жестокая стужа с начала января месяца по самый март почти беспрерывно сопровождалась, то и оный дом до того времени стоял без всякого повреждения. В исходе марта месяца 1740 года начал он к падению клониться и помаленьку, особливо с полуденной стороны, валиться".

О Ледяном Доме ходили во всем мире легенды, создавались мифы и сказки. Люди удивлялись, что изо льда "при жестокой стуже" можно строить. Поливая льдины водой можно их "сплачивать". Что лед можно точить, сверлить, рубить, красить и "способом помазания нефтью" - огонь производить, и при том из "онного стрелять".

Но раздавались и разумные, скорбные, осуждающие слова. Вот как описывает "глупейшее позорище" один из просвещенных людей того времени. "В истории с Ледяным Домом я вижу верх сумасбродства! Позволительно ли употреблять руки человеческие на работу столь суетную и ничтожную? Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и надсмехаться над ним? Позволительно ли издерживать государственное иждивение на прихоти и забавы вздорные?! Забавляя народ, не надо развращать народные нравы!"

Эти полные гнева и правды слова справедливы не только для чудовищного "увеселения" с Ледяным Домом, но, к сожалению, и для многих других фактов истории Государства Российского!
И. Меттер
Рассказ опубликован журнале

Как Анна Иоанновна эпатировала общественность

В. Якоби «Ледяной дом» (1878). © / Public Domain

В феврале 1740 года русская императрица провела свадебные торжества, которые стали символом её десятилетнего правления.

Чудо для бедной вдовы

Российская империя после смерти Петра I вошла в период, названный историками «эпоха дворцовых переворотов». Династический кризис, виновником которого отчасти являлся и сам первый русский император, привёл к тому, что в 1730 году на русский престол взошла Анна Иоанновна - племянница Петра Великого, дочь его брата и соправителя Ивана V.

Десятилетнюю эпоху правления Анны Иоанновны мало кто описывает в превосходных тонах. Действительно, этот период никак нельзя назвать расцветом государства Российского.

На то было много причин, среди которых главной представляется совершенная неготовность Анны Иоанновны к государственному правлению.

Анну Иоанновну выдали замуж 17 лет от роду за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Семейная жизнь попросту не успела сложиться - супруг умер меньше, чем через три месяца после заключения брака.

Несмотря на это, Пётр I отправил вдовствующую герцогиню жить во владения покойного мужа, в Курляндию. Местное дворянство герцогиню не жаловало, и жила Анна Иоанновна в весьма незавидных условиях, никак не соответствовавших её происхождению.

Поэтому, когда после 20 лет подобной жизни Анна Иоанновна узнала, что ей предлагают ни много ни мало корону русской императрицы, для неё это было настоящим чудом.

Гуляй, шальная императрица…

Вот только вдовствующая герцогиня Курляндская никаким чудом не могла превратиться в мудрого и дальновидного политика, способного двигать вперёд государство.

Государственная политика в этот период определялась теми придворными партиями, которые сумели опередить конкурентов в борьбе за влияние на императрицу.

Среди наиболее влиятельных деятелей той эпохи был фаворит Анны Иоанновны, курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, благодаря чему сама эпоха получила название «бироновщины».

Сама Анна Иоанновна, выбравшись из курляндской нищеты, вела себя, как настоящий нувориш. Казённые деньги текли рекой на всевозможные увеселительные мероприятия и содержание двора, который в её правление вырос в несколько раз.

Особую страсть императрица питала к всевозможным карликам и горбунам, которые формировали штат её придворных шутов. Это увлечение многим казалось довольно странным, но спорить с Анной Иоанновной, разумеется, никто не решался.

Любимицей императрицы была шутиха-калмычка Авдотья Ивановна. Симпатизировала ей Анна Иоанновна, как считается, из-за чрезвычайно непрезентабельной внешности шутихи, на фоне которой сама императрица, не блиставшая красотой, смотрелась выигрышно.

Как-то в конце 1739 года Анна Иоанновна обратила внимание, что Авдотья Ивановна Буженинова (фамилию шутихе дала императрица в честь любимого блюда калмычки) загрустила. Поинтересовавшись, в чём дело, она узнала, что Авдотья Ивановна мечтает о замужестве. Калмычке в это время было около 30 лет, что по меркам XVIII века считалось возрастом весьма солидным.

Анна Иоанновна загорелась идеей выдать замуж любимицу и устроить по этому случаю грандиозное веселье.


Анна Иоанновна

По прозвищу «Квасник»

Жениха императрица нашла быстро - на эту роль определили ещё одного придворного шута, Михаила Александровича Квасника.

В отличие от калмычки Бужениновой, Квасник был родовитым дворянином, угодившим в страшную опалу.

Михаил Александрович принадлежал к старшей ветви рода князей Голицыных, приходясь внуком Василию Голицыну, фавориту царевны Софьи. После поражения Софьи в борьбе за власть двухлетний Михаил Голицын вместе с дедом и отцом оказался в ссылке, из которой смог вернуться лишь после смерти Голицына-старшего в 1714 году.

После этого, казалось, жизнь Михаила Голицына пошла на лад. Он был послан Петром I учиться за границу, в Сорбонну. По возвращении поступил на военную службу, которую закончил в чине майора.

В 1729 году, после смерти первой супруги, Михаил Голицын уезжает за границу, оставив в России двоих детей. Там он женится вторично и принимает католичество.

К смене веры Голицын отнёсся весьма легкомысленно, и в 1732 году с новой семьёй без опаски вернулся в Россию. Знакомые, узнав о переходе Михаила Голицына в католичество, приходили в ужас - новая императрица Анна Иоанновна считала подобное вероотступничество тяжелейшим преступлением. Михаилу Голицыну знакомые посоветовали «не высовываться», что он и сделал, тайно поселившись в московской Немецкой слободе.

Но мир не без «добрых людей» - на Михаила Голицына донесли, и вскоре он предстал перед судом разгневанной Анны Иоанновны.

Выбор у князя Голицына был невелик - плаха или бесчестье. Михаил Александрович выбрал бесчестье. Жену-католичку отправили в ссылку, а его самого, вновь крестив в православие, определили на роль придворного шута.

Голицын стал шестым шутом Анны Иоанновны и, как и другие пять, имел персональное лукошко, в котором должен был высиживать яйца. Во время пиров ему предписывалось разливать и подавать гостям квас, откуда и появилось его новое прозвище-фамилия - Квасник.


Дом, где соединяются сердца

Морально сломленный и раздавленный Квасник, который, по мнению некоторых современников, от всего с ним происшедшего подвинулся рассудком, разумеется, противиться женитьбе на «девице Бужениновой» никак не мог.

Императрица взялась за дело с размахом, создав специальную «Маскарадную комиссию», которой предстояло готовить торжества. На свадьбу приказано было денег не жалеть.

Решено было устроить торжества в специально построенном Ледяном доме, похожем на те, что возводились ещё при Петре Великом, но со значительно большим размахом. Замыслу способствовала погода - зима 1739/40 годов была очень суровой, температура постоянно держалась ниже 30 градусов мороза.

Место для дома выбрали на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом, примерно на месте современного Дворцового моста.

Лёд разрезали на большие плиты, укладывали их одну на другую и поливали водой, которая тотчас же замерзала, накрепко спаивая отдельные блоки.

Фасад дома имел длину около 16 метров, ширину 5 метров и высоту около 6 метров. Вокруг всей крыши тянулась галерея, украшенная статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две половины. В каждой было по две комнаты: одна - гостиная и буфет, другая - туалет и спальня. Перед домом были выставлены шесть ледяных пушек и две мортиры, которые могли производить самые настоящие выстрелы. У ворот установили двух ледяных дельфинов, выбрасывавших из челюстей горящую нефть. На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ветках сидели ледяные птицы. По обеим сторонам дома возвышались ледяные пирамиды, внутри которых висели большие восьмиугольные фонари.

Суперпроект XVIII века

По правую сторону дома стоял в натуральную величину ледяной слон с ледяным персиянином наверху. Около слона стояли две ледяные персиянки. По воспоминаниям очевидцев, днём слон пускал четырёхметровые струи воды, а по ночам - аналогичные струи горящей нефти. Некоторые утверждали, что слон иногда «выдавал» и спиртное.

В самом Ледяном доме в одной из комнат стояли два ледяных зеркала, туалетный стол, несколько подсвечников, большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате были ледяной стол, два дивана, два кресла и резной буфет с посудой. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, а на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи были сделаны изо льда и выкрашены красками. Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели. Кроме того, при Ледяном доме была даже ледяная баня, которая тоже функционировала.

Проект Ледяного дома, если отвлечься от того, для чего он был построен, действительно был уникальным. Чтобы воплотить затею Анны Иоанновны в жизнь, учёным и инженерам того времени пришлось находить совершенно уникальные решения.

Проектированием и строительством Ледяного дома непосредственно руководили архитектор Пётр Михайлович Еропкин, создатель первого генерального плана Петербурга, и академик Георг Вольфганг Крафт, физик и математик, обеспечивавший всю научную часть проекта.


Брачная ночь на ледяной постели

Но и этого Анне Иоанновне показалось мало. К торжеству было приказано привести по два представителя всех племён и народов, проживавших в России, в национальных одеждах и с национальными инструментами. Таких к началу февраля 1740 года в Петербурге собралось 300 человек.

Сами торжества состоялись в феврале 1740 года. Чаще всего называют дату 6 февраля, хотя иногда говорят о 12 февраля или о других днях.

Во главе «свадебного поезда» ехали молодожёны, размещённые в железной клетке, поставленной на слона. Вслед за ними ехали представители малых и больших народностей России, кто на верблюдах, кто на оленях, кто на волах, а кто-то и на собаках…

После венчания в церкви состоялось пиршество и танцы. Анна Иоанновна пребывала в отличном расположении духа, довольная реализацией собственной задумки.

После бала Квасника и Буженинову отвезли в Ледяной дом и после церемоний уложили на ледяную постель, приставив караул, дабы новобрачные до утра не вздумали сбежать со своего роскошного ложа. А повод сбежать был - мало кому захочется провести ночь, лёжа на куске льда в сорокаградусный мороз, от которого не спасают никакие горящие ледяные поленья.

Утром полуживых шутов наконец выпустили из дома, который вполне мог стать для них склепом.


«Хватит это терпеть!»

На Руси испокон веков любили гулять с размахом, не считая средств, чем частенько удивляли иностранцев. Однако «свадьба в Ледяном доме» на сей раз поразила не только иностранцев, но и самих россиян. Затрата столь громадных средств и усилий на столь ничтожную цель возмутила многих. Затею Анны Иоанновны называли «позорищем», а издевательство над Квасником и Бужениновой сочли унизительным даже по меркам того далеко не нежного времени.

Разумеется, это глухое роптание мало волновало Анну Иоанновну, но вышло так, что «шутовская свадьба» стала последним заметным событием её правления.

Ледяной дом, благодаря морозам, простоял до конца марта 1740 года, а затем начал постепенно таять и исчез естественным путём в апреле.

В октябре 1740 года Анна Иоанновна скончалась, назначив преемником Иоанна Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны.

Анна Леопольдовна, ставшая регентом при малолетнем сыне, была вместе с ним свергнута в результате очередного дворцового переворота, однако за время своего нахождения у власти успела сделать большое дело - упразднила штат придворных шутов.


В. Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны.

Ледяной дом - дворец из льда, построенный в Санкт-Петербурге в последний год царствования Анны Иоанновны, лютой зимой 1740 года; своеобразный синоним царского всевластия, деспотизма, тирании, разбазаривания государственных средств. Дворец был открыт 6 февраля 1740 года.

По поводу строительства Ледяного дома академик Санкт-Петербургской академии Георг Крафт писал, что «постройка дома - полезное открытие в области знаний, (потому), что до тех пор мало обращали внимания на лед как на «пригодный материал» и так мало сделано «ледяных открытий». Пожалуй, единственная положительная рецензия

История Ледяного дома

Идею создания настоящего, в полный рост дворца изо льда подали кабинет-министру императрицы Анны Иоанновны А. П. Волынскому В. Н. Татищев - российский историк, географ, государственный деятель и архитектор П. М. Еропкин. Ледяной дом предполагалось соорудить к придворному празднику - потешной шутовской свадьбе.

Дворец был сооружен между Адмиралтейством и Зимним дворцом: «Самый чистый лёд, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, чрез краткое время построен был дом, который был длиною в восемь сажен, шириною в две сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в три сажени».

«Архитектура дома была довольно изящна. Кругом всей крыши тянулась сквозная галерея, украшенная столбами и статуями; крыльцо с резным фронтисписом вело в сени, разделявшие здание на две большие комнаты; сени освещались четырьмя, каждая комната – пятью окнами со стеклами из тончайшего льда. Оконные и дверные косяки и простеночные пилястры были выкрашены зеленою краскою под мрамор. За ледяными стеклами стояли писанные на полотне «смешные картины», освещавшиеся по ночам изнутри множеством свечей. Перед домом были расставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не раз стреляли.

У ворот, сделанных также изо льда, красовались два ледяные дельфина, выбрасывавшие из челюстей с помощью насосов огонь от зажженной нефти. На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома, на пьедесталах с фронтисписами возвышались остроконечные четырехугольные пирамиды.

Внутреннее убранство дома вполне соответствовало его оригинальной наружности. В одной комнате стояли: туалет, два зеркала, несколько шандалов, каминные часы, большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. В другой комнате были стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась точеная чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, а на столе стояли большие часы и лежали карты с марками. Все эти вещи без исключения были весьма искусно сделаны из льда и выкрашены натуральными красками. Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели».

Роман И. Лажечникова «Ледяной дом»

Самое известная книга писателя, написана в 1835 году. События столетней давности Лажечников исказил в пользу так называемой славянофильской идеи, показывая на фоне сооружения дома конфликт между русским прогрессивным царедворцом Волынским и его приверженцами и фаворитом царицы Анны Иоанновны немцем Бироном. Немцы, естественно, изображены мерзавцами. Русские - молодцами. Александр Сергеевич Пушкин, анализируя книгу, писал Ивану Лажечникову о том, что «многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык», но упрекал автора в том, что «истина историческая не соблюдена», Волынский идеализирован, знаменитый русский поэт Тредьяковский изображен карикатурно

Повесть Юрия Нагибина «Квасник и Буженинова»

Советский писатель Юрий Маркович Нагибин той же теме посвятил повесть «Квасник и Буженинова», появившуюся в печати в 1986 году сначала в журнальном варианте. Повесть - пример исторической прозы. Написана просто, доступно, объективно, без идеологических намеков, но погружение читателя в описываемую эпоху полное.
Повесть выходила в 1988 году в сборнике «Вслед подвигам Петровым…» издательства «Молодая гвардия», сборнике «Повесть 86» издательства «Современник» в 1987 году, в сборнике «Поездка на острова»,издательства «Молодая гвардия» в 1987 году