Как "взять свой крест и следовать за Христом" на практике? Должно ли поклоняться кресту

И. М. Сергей

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» — Мф. 16, 24.

В наши дни, как никогда раньше, мы наблюдаем оживление интереса к церкви Иисуса Христа. Но приходиться задумываться, подлинно ли этот интерес выражает искреннее стремление многих следовать за Христом.

Есть те, которые устами исповедуют Христа, но не знают, что значит следовать за Ним. Некоторые думают, что следовать за Христом, значит вести этический образ жизни. Они говорят, что неважно, как и во что верить, лишь бы морально жить. Но этого недостаточно. Следовать за Христом означает исповедовать Его Божество, принимать верой Его искупительную жертву! Необходимо пережить возрождение свыше от Слова Божия и Духа Святого.

Истинное следование за Христом возлагает на нас большие обязанности. Наш текст ясно говорит о том, что кто хочет следовать за Христом, должен взять крест свой, то есть трудности этого следования, отречься от себя и идти за Ним.

Что же значит отвергнуть себя? Это означает от-казаться от самого себя. Отрекаясь от себя, мы ставим Христа на место себя. Поэтому первым условием ученичества и следования за Христом есть отречение от себя.

В каждом человеческом сердце есть престольная комната. В жизни и сердце необращенного человека на этом престоле сидит «я», которое диктует и управляет жизнью. Если такого человека просят сделать что-нибудь в церковной или общественной жизни, он обычно спрашивает: что ему за это будет? Может быть, он и хотел бы сделать иначе, но не может до тех пор, пока властное «я» находится в центре его жизни и управляет им. Для изменения такого состояния необходимо рождение выше. Грех в Едемском саду был своего рода возведением на престол своего «я». Сатана прельстил Адама и Еву говоря: «Подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?» «Вы будете, как боги» — Быт. 3: 1, 5. Когда происходит акт нашего возрождения или спасения, тогда престол нашего сердца снова занимает Господь, и наше человеческое «я» капитулирует.

Затем Христос говорит, что после нашего обращения верующий должен взять крест свой и следовать за Ним. Говоря о кресте, который мы должны нести в христианской жизни, мы часто не вполне разумеем значение этого слова. Иногда физические болезни и недуги в плоти мы называем нашим крестом. Они скорее могут быть «жалом в плоть», но не крестом. Так рассматривал свои физические недуги апостол Павел. Наши физические страдания в этой жизни не всегда бывают крестом в библейском понимании этого слова. Наш текст говорит: «возьми крест свой». Другими словами, крест не является чем-то, что мы принимаем пассивно. Крест — это добровольное взятие на себя служения и тех последствий, которые связаны со следованием за Христом. Следовать за Иисусом Христом — жить для Него каждый день, это и есть нести крест каждый день. Вот что значит взять крест. Крест — это полное подчинение Христу и Его воле. Перед этим словом Христос сказал своим ученикам, что Сыну Человеческому надлежит много пострадать и быть распяту. Ученики знали, что означает распятие на кресте, потому что этот вид казни практиковался в то время. После беседы с учениками Он сказал эти слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною».

На этих двух принципах основано ученичество Христа. Первое — отвергни себя, то есть сойди с престола твоего сердца и уступи место Христу, второе — возьми крест свой и следуй за Ним.

Дорогой читатель! Желаете ли вы следовать за Иисусом Христом, быть Его учеником и последователем? Он призывает вас к Себе и разъясняет условия следования за Ним. Следование за Господом имеет свои блаженные последствия. Оно дает нам радость и счастье в этой временной жизни и ведет к вечному блаженству в небесах. Только тот, кто последовал за Иисусом Христом, имеет надежду жизни вечной. К этому счастью Он призывает и вас.

«Приди, друг, к Иисусу, как есть во всех грехах.

Он уврачует душу, не бойся, сбрось свой страх.

Стремись путь к вечной жизни пройти ты до конца, тогда найдешь в отчизне заветный дом Отца.

Возьми свой крест и следуй в путь узкий за Христом, идя за Ним, не сетуй, не плачь ты под крестом».

И. М. Сергей «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006

"Тогда Иисус сказал ученикам Своим:
если кто хочет идти за Мною, отвергнись
себя и возьми крест свой и следуй за Мною"
Матфея 16:24

Христос наказ нам дал.
И тяжело хоть пусть порой,
Он тоже уставал.

Хочу вам притчу рассказать
Зачем идти с крестом,
И как Господня благодать
Откроется потом.

За годом год и день за днём
Вершит народ свой путь,
Кто налегке, а кто с крестом,
Кто сел, чтоб отдохнуть.

Тем, кто с крестом - пора свернуть
На горную тропу,
Оставивши широкий путь,
Равнину и толпу.

Но нелегко по ней шагать
И бравый мужичок
Решил немного приотстать
И завернул в лесок.

"Тяжёл, однако, этот крест,
Его я подпилю.
Пока сияет Божий свет
Других я догоню".

Кусок изрядный подпилив,
Догнал он быстро всех.
Вот реже стал лесной массив,
Дорога пошла вверх.

А через время на пути -
Пропасть между скал,
Чтоб на другую перейти
Каждый крест свой снял.

И на плато другой скалы
Ложился людской крест,
Но лишь несущий мог пройти
Над бездной, полной бед.

Все перешли, а наш хитрец
Где был, там и остался.
Не лёг крест на другой конец,
Коротким оказался....

Так не ропщи неся свой крест,
Не знаешь, что в пути.
Туда, где чудный Божий свет
Лишь с ним можешь дойти.

26.07.2015г.

Рецензии

Светлана, как приятно когда есть сила нести крест! А бывает как и с мужичонкой этим бедным - хотел как все быть, не отставать - и вроде получилось неплохо, а ведь личные отношения с Богом - важнее стадного инстинкта, когда как говорят "за компанию - придём, помолимся и вознесёмся тоже..." Но, не всё нужно делать "за компанию", особенно - в вопросе личного спасения, которое не без трудностей происходит, само собой... Крест каждому даётся по силам, как бы тяжёл ни был, это - самое главное утешение, пусть может не всё получается как у большинства, может медленнее духовный рост, но - главное не останавливаться, просить силы и Бог - не замедлит!

С согласием и самыми тёплыми пожеланиями Вам и близким Вашим!

Согласна, крест даётся только по силам. Господь знает, сколько мы можем вынести. Вы правы, главное не останавливаться. Спасибо большое, Кварт Божьей помощи..

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Что значит "отречься" или "отвергнуть себя", "взять свой крест" и как это сделать?..

О кресте многие понимают это так, как на этой картинке: ты - живой, всю жизнь несущий непонятный крест...(кто болезни называет крестом, а кто проблемы, кто - даже мужа-пяницу или детей-разгильдяев...) Кто-то даже придумал притчу о пропасти и коротком кресте, который кто-то себе взял и укоротил и не смог преодолеть какую-то (?...) пропасть и перейти на другую сторону... Вот только не понимаю, как это можно сделать - "укоротить", если это то, что под этим подразумевают?.. Может, заболев - тут же с готовностью руки складывают и не укорачивают своих страданий при помощи чего-только ни попало?.. Или рады, чтоб муж (жена) или дети - всю жизнь были пьяницами и т.п..?.. Или другую проблему не решают, считая её своим крестом?..

Лучше всего понять что значит отвергнуть себя или отречься , а так же - что такое крест - можно, спросив Учителя - Господа. Мне Он ответил очень по-простому:

"Всё, чему ты научилась (беря информацию из мирских источников обо всём), знала, умела, понимала, желала - нужно забыть и учиться у Меня по-новому, как заново рождённая и ничего не знающая... учиться смотреть на всё - Моими глазами, и понимать - как Я это понимаю. А на кресте - умирают, как и Я умер." Мне сразу это стало ясно. И поняла слова Павла, почитающего всё за сор - ради познания Господа. Поняла, как это мир для него распят, и он - для мира....

Еще можно рассматривать многие примеры из самих Писаний. Там есть много примеров, как отречения, так и неотречения, смерти и даже погребения со Христом. А так же описывается в подробностях как одно, так и другое действие и его последствия. То есть там даются нам наглядные примеры. Приведу некоторые из них.

«Кто хочет идти за Мною (быть Моим учеником, последователем) , отвергнись (отрекись, отбрось, решительно исторгни и не принимай назад) себя , и возьми крест свой (казни, смерти, как Христос на нём умер для всего) каждый день, и следуй за Мною» (Марк 8:34), " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня , и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. " (Матф.10:38)

Отвергнуть свое "я", свою самость - "то, кто я есть" на данный момент. И взяв охотно стойку казни (смерть со Христом) - учиться всему заново у Учителя - Господа.

"Кто же себя не отбросит и крест своей казни и смерти не возьмёт с собой - тот не достоин быть Моим учеником " - сказал Господь.
Крестом Господа мы умерли (распяты) для мира, а мир умер и мертв для нас.

Отречься от себя значит по отношению к себе поступить так же, как поступил Петр по отношению к Иисусу , когда три раза отрекся от Него: Он говорил и клялся, что НЕ ЗНАЕТ Христа!..

Отречься , отвернуться от себя - это в любой момент своей жизни сказать "нет" своему "я" и сказать "да" - Богу, Его воле, Его водительству, наставлениям в вере по благовествованию (Учению Нового Завета)...

Умереть на кресте! И при чем - для себя?! Да! "Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем." … Апостол Павел говорит коринфянам в своем письме, что с ним это происходит каждый день . Теперь понимаете,ЧТО это значит?

Как дикая (с негодными плодами) ветвь становится с правдивой Лозой, к которой привита - одним целым и перестает быть сама собой, но становится одной жизнью с Лозой, чтоб приносить Плод Лозы - так и мы, отвергнув прежний образ жизни, мыслей и желаний - становимся Едины с Господом и Богом . И за нами следом уже идут дела-плоды - в БОГЕ СОДЕЛАННЫЕ. Какие это дела - думаю каждый понимает. Задав ЧЕСТНО себе вопрос: "КАК поступил бы Христос сейчас?" - вы получите ответ. Вы всё прекрасно знаете САМИ - КАК Он поступил бы и КАК НЕ поступил бы..

Иисус показал нам на Своем примере ВСЕЙ Своей Жизнью - пример отвержения Себя! Он ни-че-го НЕ делал и даже НЕ говорил Сам от Себя, искал воли Отца - как Отец говорит, делает, желает. Иисус не был привязан ни к чему земному, не имел и не желал иметь ничего на земле, будучи отрешенным от этого мира...И это - так же пример отвержения от себя.. Как Он учил - так и жил (благовествуя и с благовестия). Но не имея ни голову, где преклонить, ни даже ослика своего. (А что нынешние "проповедники" и "евангелисты" требуют ДЛЯ СЕБЯ?...Чьё "евангелие" они проповедуют? Какой пример своей жизнью показывают, вопреки учению Христа и перекручивая Его слова под свои лжеучения для своей же корысти??.. ДА, Иисус имел пожертвования, но на них - кормил других. Он - не богател, и колесницы Себе не покупал.. дома не строил - ни для себя, ни для проповеди.. концертов - не устраивал - так называемых - "евангелизационных"... Эх..

Член тела - делает что-либо сам по себе?.. Разве при болезнях. Трясучка, называется в народе. Или вообще расстройство психики - одержимость. Человек, например, бил-ся (бил себя), об скалы. А вообще - голова командует что делать или НЕ делать тому или другому члену. А член - повинуется. Если бы голова давала команду достать с глаза нечто, а палец взял - вместе с глазом достал?.. Нет же такого, правда?..Или в носу начал колупаться, вместо глаз спасать..? Всё должно быть точно сделано, как поступает команда от головы. Так и Христос - Глава в Теле Своем (Истинной Церкви). Мы - Церковь - только в том случае, если мы Его члены и Ему во всём послушны. Если... А иначе - блудница.

"Кто не печется о своих, а тем более о домашних своих - тот отрекся от веры и хуже неверного." Это место так же показывает, что действия отречения от веры - в непослушании Христу, тому образу учения, которое дал Господь. А Он учит любовью служить. НЕ себе, а ДРУГИМ! Человек в приведенном примере не произносил определенных слов - отрекаюсь и т.п.. А просто - НЕ делал то, чему учит Господь. Этим он отрекся от веры - от Христа, от Бога.

Еще Бог говорит: "даром приближаются ко мне устами своими, чтут языком...". Павел к Титу пишет и так же подчеркивает это: "они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются Бога". Если Христос в нас - то и мы должны поступать, КАК ОН поступал. А еще - верующих - в ком Христос - будут сопровождать знамения. Христос в них - будет ДЕЙСТВОВАТЬ! Без абракадабры заклинаний из Слова Божьего и набора слов - так называемых, "воинственных молитв"!

Всё должно быть - искренне, благоговейно к Богу и благопристойно, из чистого сердца, в водительстве - Духа Святого.

Еще расскажу вам одну историю, как наглядный пример отвержения себя.

Одна царица попала в руки злобного человека. Он безжалостно пытался сорвать с неё одежду. Она же - горячо молилась Господу, чтоб Он её спас! Но в то же время она крепко руками держала свою одежду. Её отречение от себя - полным НЕ было! Молитва её оставалась не отвеченной! С несчастной царицы злой человек ещё сильнее пытался сорвать одежду. Но наступил момент, когда царица отпустила свою одежду и подняла руки в молитве к Господу! Она молилась: "О Господь моего сердца! Кормчий моей жизни! Да исполнится ТВОЯ воля!" Сила абсолютного отречения - произвела действие веры, полного доверия и верности Богу, отдав себя - на ЕГО волю. А Бог - всегда отвечает на такую веру - тут же! Царица была защищена Господом! Её одежды (по преданию) сделались бесконечными и злодей и его гордыня - были повержены в прах.

Милость Бога, дающая всему осуществление, только тогда нисходит как ответ и помощь, когда происходит безусловное отречение человека от себя.

Другой пример - креста .

Мертвый человек одинаково безразличен к похвалам или оскорблениям, благовониям, вылитым на него или испражнениям на него... Смотрите - в таком ли вы состоянии на кресте каждый день?.. Готовы ли вы почитать себя мертвым для всего, что так волнует вас в этом мире?..

E-Mail для контакта: vera@сайт

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Filename: common/page.php

Line Number: 1900

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда - когда же? После того, как Петр сказал: милосерд Ты, Господи, не имать быти Тебе сие (Мф. 16:22) , и получил в ответ: иди за Мною, сатано (Мф. 16:23) ! Господь не удовольствовался одним воспрещением, но желая вполне показать неуместность слов Петра и пользу страданий, сказал: ты Мне говоришь: милосерд Ты, не имать быти Тебе сие ; а Я тебе говорю, что не только вредно и пагубно для тебя препятствовать Мне и сокрушаться о Моем страдании, но и ты сам не можешь спастись, если не будешь всегда готов умереть. А чтобы ученики не думали, что страдать для Него бесчестно, то о пользе страдания вразумляет их не одними вышеприведенными словами, но и следующими. Так у Иоанна говорит Он: аще зерно пшенично, пад на землю, не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод приносит (Ин. XII, 24) . Итак здесь, вполне раскрывая пользу страдания, сказанное о необходимости умереть распространяет не на себя только, но и на них. Такова польза этого подвига, что и для вас не желать умереть - пагубно, а быть готовыми к тому - благо. Впрочем вполне объясняет это Христос после, а теперь раскрывает только отчасти. И заметь, как Он, говоря это, не принуждает; не сказал, что вам волею или неволею должно пострадать, а что сказал? Аще кто хощет по Мне ити . Я не заставляю, не принуждаю; но предоставляю это собственной воле каждого. Потому и говорю: аще кто хощет . Я приглашаю на доброе дело, а не на злое и тягостное, не на казнь и мучение, к чему Мне нужно было бы принуждать. Дело само по себе таково, что может вас привлечь. Говоря таким образом, Христос только сильнее привлекал к последованию за Ним. Тот, кто принуждает, часто отвращает; а кто предоставляет слушателю свободу, скорее привлекает. Кроткое обращение действительнее принуждения. Потому и Христос сказал: аще кто хощет . Велики те блага, говорит Он, которые Я вам даю, - таковы, что к ним вы охотно будете стремиться. Кто дает золото и предлагает сокровище, тот не станет употреблять насилие. Если же при этих благах не нужно насилия, то тем менее оно нужно при благах небесных. Если свойство самого блага не побуждает тебя стремиться к нему, то ты недостоин и получить его; если же и получишь, то не будешь знать цены полученного. Потому-то и Христос не принуждает, но снисходительно увещевает нас. Так как ученики, смущаясь словами Иисуса, по-видимому, наедине много роптали, то Он говорит: не должно роптать и смущаться. Если вы не верите, что то, о чем Я сказал, будет причиною бесчисленных благ и с вами сбудется, - Я не заставляю, не принуждаю; но кто желает последовать, того призываю. Не считайте последованием Мне то, что теперь делаете, ходя за Мною. Если хотите за Мною идти, то вам надобно будет перенести много трудов, много опасностей. Не думай, Петр, что, поелику ты исповедал Меня Сыном Божиим, за это одно и можешь ждать венцов; не считай этого достаточным для твоего спасения и не успокаивайся на этом, как будто бы все тобою сделано. Я, как Сын Божий, могу сделать, что ты не подвергнешься бедствиям, но не хочу того для тебя, чтобы было нечто и твое собственное, и чтобы ты заслужил больше похвалы. Какой распорядитель игр на поприще, будучи другом борцу, захочет его увенчать только по милости, без всякой его заслуги и единственно потому, что любит его? Так и Христос тем, которых особенно любит, желает, чтобы они приобретали славу и сами по себе, а не при Его только помощи. Смотри же, как не трудна предлагаемая Им заповедь. Не их одних обрекает Он на бедствия, но дает общую заповедь для всех, говоря: аще кто хощет , жена ли, муж ли, начальник ли, подчиненный ли, - всякий должен следовать по этому пути. И хотя, по-видимому, говорит об одном, а разумеет три действия: отвержение самого себя, взятие креста своего и последование Ему. Два соединены между собою, а одно поставлено особо. Итак, посмотрим, во-первых, что значит отвергнуться самого себя. Наперед исследуем, что значит отвергнуться другого, тогда узнаем и то, что значит отвергнуться самого себя. Итак, что значит отвергнуться другого? Отрекающийся другого, напр. брата, или раба, или кого иного, хотя бы и видел, что его бьют, или вяжут, или ведут на казнь, или как иначе мучат, не заступается, не защищает, не соболезнует, не принимает в нем никакого участия, как бы он был совершенно ему чужой. Так точно и Христос желает, чтобы мы не жалели своего тела: бьют ли, гонят ли, жгут ли, или другое что делают, - не жалей себя. Это-то самое и значит жалеть себя. И отцы тогда жалеют детей своих, когда, препоручая их учителям, приказывают не щадить их. Так и Христос. Он не сказал: пусть не жалеет самого себя, но, что гораздо сильнее, - да отвержется себе , т. е. пусть не имеет ничего общего с самим собою, а пусть обрекает себя на опасности, на подвиги, и их переносит, так, как бы то терпел другой кто-либо. Христос не сказал: да отречется (αρνησασθω), но: да отвержется (απαρνησασθω), небольшим этим прибавлением придавая большую силу словам Своим, так как последнее гораздо выразительнее первого.

И возмет крест свой. Это следует из первого. Чтобы ты не подумал, что, отвергаясь самого себя, должен переносить словесные только оскорбления и укоризны, Он назначает предел, до которого должно простираться самоотвержение, именно - смерть, и смерть поносную. Поэтому не сказал Он: да отвержется себе даже до смерти, но: возмет крест свой , разумея поносную смерть, и действие не раз или два раза, но целую жизнь совершаемое. Беспрестанно, говорит Он, имей пред глазами смерть, и каждый день будь готов на заклание. Многие, хотя пренебрегали богатство, удовольствия и славу, но не презирали смерть, а страшились опасностей; поэтому Я, говорит Он, хочу, чтобы Мой подвижник ратовал до крови, и подвиги его продолжались до самого заклания. Итак, если нужно будет претерпеть смерть, и смерть поносную, смерть под проклятием и по подозрению в худых делах, то все должно перенести с мужеством, и еще тому радоваться. И по Мне грядет. Так как иной, и страдая, не последует Ему, когда страдает не за Него (и разбойники, напр., и расхитители гробниц и чародеи терпят много тяжких мучений), то, чтобы ты не подумал, что довольно самых бедствий, от чего бы они ни происходили, Он присовокупляет, какая должна быть причина бедствий. Какая же? Что ни делаешь, ни терпишь, последуй Христу, все за Него претерпевай и соблюдай прочие добродетели. В словах: по Мне грядет заключается и то, чтобы ты оказывал не только мужество в бедствиях, но и целомудрие и кротость, - и всякую добродетель. То и значит последовать Ему, как должно, чтобы стараться о всякой другой добродетели, и все за Него терпеть. Есть люди, которые, последуя дьяволу, терпят то же и предают за него свои души; но мы терпим за Христа, или лучше сказать, за самих себя. Они терпением вредят себе и здесь, и там; а мы приобретаем пользу и в этой, и будущей жизни. Итак, не крайнее ли это нерадение - не оказывать и такого мужества, какое оказывают погибающие, и это не смотря на то, что нам уготовано столько наград? Притом нам помогает Христос, а им никто. Еще прежде, когда посылал учеников Своих, Господь заповедал им, говоря: на путь язык не идите; посылаю вас яко овцы посреде волков; и: пред владыки же и цари ведени будете (Мф. X, 5 , , . А теперь заповедывает гораздо сильнее и строже. Тогда говорил о смерти только, а теперь упомянул и о кресте, и кресте всегдашнем: да возмет , говорит Он, крест свой, - т. е. да держит и носит его непрестанно. Так и всегда обыкновенно Христос поступал: не сначала, не при первых наставлениях, но постепенно и мало-помалу предлагал труднейшие заповеди, чтобы не встревожить слушателей.

Беседы на Евангелие от Матфея.

И смотри, как Он говорит, не делая никому принуждения. Не сказал: «Хотите ли или нет, но вам надлежит испытать это»; а как говорил – . Я не делаю насилия, не принуждаю; но делаю каждого господином своего выбора, почему и говорю: «Если кто хочет идти за Мною» . Зову к тому, что прекрасно и честно, а не к худому и ненавистному, не к наказанию и истязанию, но к небесному царству и к небесной жизни. Ведь и самые естественные особенности дела достаточно имеют сил, чтобы привлечь к себе. Если кто хочет идти за Мною, будет ли то муж или женщина, начальник или подчиненный, и если он желает спастись, пусть идет этим путем». Три предмета, о которых говорится: отречение от самого себя, подъятие креста и следование. Но сначала посмотрим, что значит отречься от самого себя. Узнаем, что значит отречься от другого, и тогда узнаем, что значит отречься и от самого себя. Итак, что значит отречься от другого? Отрекающийся от другого, например, от брата или друга, или соседа, или кого бы то ни было иного, хотя бы видел этого бичуемым или заключаемым в оковы, или терпящим что-либо иное, не защищает его, не помогает, не проявляет к нему сострадания, не испытывает ввиду него никакого чувства скорби. Раз навсегда отрекся от него, как бы от чужого. Так, следовательно, Бог желает, чтобы мы не дорожили своим телом, чтобы не уклонялись, хотя бы нас ради Него подвергал кто либо бичеваниям, или наказывал, или гнал, или причинял нам что-либо другое. Это значит отречься; то есть, ничего да не имеет человек для самого себя, но да предает себя опасностям, состязаниям, и, когда страдает другой, пусть будет настроен таким же образом. И не сказал Господь: αρνησάσθω (пусть откажется от себя), но απαρνησάσθω (пусть отречется от себя), этой малой прибавкой выражая наиболее высокую степень. «И возьмет крест свой» . Ты видел, как небесный Царь вооружил следующего за Ним воина? Он не дал щита, не дал шлема, ни лука, ни панциря, ни наколенников, ни иного чего-либо из такового, но дал то, что крепче всего этого, безопасность, проистекающую от креста, знамение победы над демонами. Это – меч, это – щит, это – панцирь, это – шлем, это – наколенники, это – надежная охрана, это – гавань, это – убежище, это – венец, это – победная награда, это – сокровищница всех благ, как настоящих, так и имеющих когда-либо быть. Подобно тому, как кто-либо, взяв крепкое оружие, дает его своим воинам, так делает и Христос. «Посмотрите, – говорит Он, – на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого же рода оружие – и совершите то, что хотите». А в другом случае Он обещал даже большее по сравнению с тем, говоря: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14:12) . Что же значит это изречение: «возьми крест свой и следуй за Мной» ? То ли, чтобы каждый из нас носил древо? Никоим образом. Какая в этом добродетель? Но то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, «нося кровь свою в душах», готовые к претерпению заклания и к ежедневной смерти, все делая так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера, – как бы несомненно долженствующие умереть. Это именно говорил и апостол Павел: «каждый день умираю» (1 Кор. 15:31) . Не одна ли дана тебе природой смерть? Однако, если хочешь, можно бесчисленное количество раз умереть за своего Господа.

На поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого Поста.

Свт. Тихон Задонский

Что значит отречься от себя, познаем, когда посмотрим на того, кто от ближнего своего отрекается. Всякий, кто от ближнего своего отрекся, удаляется от него: когда отреченный голодает, жаждет, в наготе, подвергается ударам, бесчестию, боли, не чувствует того отрекшийся; когда бедствует, не помогает ему; когда страждет, не сострадает ему. Так должно и нам по отношению к себе самим поступать, когда хотим истинно отречься от себя: когда хулят, ругают, поносят нас, бьют и уязвляют, лишают чести и имения, заключают в темницу и облагают оковами, изгоняют и от дома и отечества удаляют, – всего этого как бы не чувствовать на себе, как будто бы на другом ком, а не на нас, все то бедствие делалось. Это значит отречься от себя. Так отречься (от всего) должны мы и последовать Христу: отречься от воли нашей и последовать воле Христовой; отречься от злонравия нашего и последовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего ветхого Адама злонравия и последовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим Божественным нравам.

Об истинном христианстве. Книга II.

Что значит взять крест свой ?

Ответ . Готовым быть на все противное, что ни приключится, то есть на всякое злострадание, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради чести имени Божия.

Что значит нести крест свой?

Ответ . Терпеть всякое злострадание безропотно и великодушно, хотя бы сердце и весьма уязвлялось.

Что значит последовать Христу, как говорит Господь: «Возьми крест свой и следуй за Мною?»

Ответ . Злодеи страждут и несут крест свой, но не последуют Христу, поскольку по делам своим страждут. А что значит следовать Христу? – Быть в истинном покаянии, и плоды покаяния творить, и терпеть всякое злострадание, какое ни приключится, ради любви Божией, взирая на Самого Христа, так пострадавшего; потому что Христос все праведно творил и греха не сотворил, и добру учил, но всякое злострадание терпел ради нас, творя волю Небесного Своего Отца и совершая дело Его (Ин 4:34) , «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:8) .

Таким образом, Он научил нас примером Своим, как нам подобает угождать Богу, то есть: добро творить и злоключение терпеть, чтобы и тем, и другим волю Божию исполнить. Ибо Богу угождать значит то же, что и волю Его творить, ибо без этого невозможно угодить Богу. Воля же Божия хочет, чтобы мы добро творили и все противное, что ни приключится, великодушно сносили и безропотным терпением преодолевали. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Петр 2:21–23) . И это есть учение апостольское. «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1Петр 2:19–21) .

Письма келейные. Письмо 119.

Прп. Макарий Великий

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Нам также следует постигнуть (всем сердцем) слова, сказанные Господом: «Возьми крест свой, и следуй за Мною ». Их нельзя понимать в том смысле, что мы должны повесить себя на древе и так следовать за Господом; (смысл этих слов заключается в том, что) монашествующий обязан распять себя в отношении мирских вещей, дабы не быть привязанным к ним; он также обязан постоянно распинать ум свой в молитве, чтобы не быть нерадивым относительно спасения (своего).

Собрание рукописей типа II. Беседа 56.

Прп. Исаак Сирин

Тогда Иисус рече учеником Своим: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет

Вопрос. Что значит отвергнуться себя самого?

Ответ. Как приготовившийся взойти на крест одну мысль о смерти имеет в уме своем и таким образом восходит на крест, как человек не помышляющий, что снова будет иметь часть в жизни настоящего века, так и желающий исполнить сказанное. Ибо крест есть воля, готовая на всякую скорбь. И Господь, когда хотел научить, почему это так, сказал: кто хочет жить в мире сем, тот погубит себя для жизни истинной; а кто погубит себя здесь Мене ради, тот обрящет себя там (Мф. 10:39) , то есть обретет себя шествующий путем крестным и на нем утвердивший стопы свои. Если же кто снова печется о жизни сей, то лишил он себя упования, ради которого вышел на скорби. Ибо попечение сие не попускает ему приблизиться к скорби ради Бога и тем самым, что предается он сему попечению, увлекает его постепенно и уводит из среды подвига ради блаженной жизни, и возрастает в нем помысл этот, пока не победит его. А иже в уме своем погубит душу свою Мене ради , из любви ко Мне, тот неукоризненным и невредимым сохранится в жизнь вечную. Сие-то значит сказанное: …иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 10:39) . Здесь еще сам уготовь душу свою к совершенному уничтожению для этой жизни. И если погубишь себя для этой жизни, то Господь скажет в том же смысле: …дам тебе живот вечный , как обещал Я тебе (Ин. 10:28) . Если же и в сей жизни пребудешь, то здесь еще самим делом покажу тебе обетование Мое и удостоверение в будущих благах. И тогда обретешь вечную жизнь, когда будешь пренебрегать этою жизнию. И когда в этом вооружении выступишь на подвиг, тогда сделается в очах твоих достойным пренебрежения все, почитаемое трудным и скорбным. Ибо когда ум вооружен таким образом, тогда нет для него ни борьбы, ни скорби во время смертной опасности. Посему должно в точности знать, что если человек не возненавидит жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной, то не может вполне перенести всякого рода скорбей и трудов, постигающих его каждый час.

Слово 21.

Прп. Варсонофий Великий

Господь сказал: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет . Отвергнуться же себя и взять крест свой - значит отсекать свою волю во всем и почитать себя за ничто.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 254.

Прп. Симеон Новый Богослов

Тогда Иисус рече учеником своим: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет

Идти вслед Христа есть подражать Ему в делах Его и жить так, как жил на земле и Он, Господь наш, терпя с радостию искушения и поношения, чтобы получить благодать Святого Духа. Ибо ни бдение, ни уединение, ни пост, ни ничего неимение, ни труд телесный, ни другая какая добродетель не могут без Святого Духа доставить нам слова премудрости, или знания, или рассуждения; потому что все это есть путь, ведущий к свету, а не самый свет. Почему если я и тысячу лет буду идти путем сим и не достигну света (который есть Дух Святой, от Отца исходящий и просвещающий в Сыне всякого человека, грядущего в мир), но и в конце жизни моей окажусь еще сущим во тме, то что пользы для меня от этого?

Слова (Слово 87-е).

Прав. Иоанн Кронштадтский

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Грех усиливается непрестанно, хотя и незаметно (подземными путями), убивает в нас духовную жизнь чрез разные пристрастия житейские и леность к покаянию и молитве, охлаждая наше сердце к Богу и ближнему; особенно же охлаждение к Богу и к созданному по образу Его производит чрез укоренение в нас жадности к пище и питью (вот как вредно лакомиться и пресыщаться!), особенно к деньгам, так как сребролюбие есть корень всякого зла, и чрез пристрастие к первенству, вообще чрез самолюбие. Поэтому главнейшая заповедь нашего Спасителя состоит в самоотвержении и в понесении креста своего. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною , то есть следуя Моему житию, Моим уставам. А потом в любви: люби Бога всем сердцем, а ближнего, как себя (Лк. 10:27) . Будь к Нему горяч, а не холоден Откр. 3:15-16 .

Никакая привязанность к мирским вещам не остается без последствий для души нашей - она обращается в гибельные сети или тяжелые узы для ней (например, страсть к игре, к сластям, к вину, к табаку или к нарядам, к деньгам), она овладевает всеми силами души и извращает её природу, которой свойственно любить Бога паче всего и ближнего, как себя; пристрастные к благам мира не могут любить Бога паче всего и ближнего, как себя: они делаются самолюбивыми, гордыми, скупыми, завистливыми, сребролюбивыми, тщеславными, блудными и проч. Вот почему закон Евангельский требует от христиан самоотвержения: отвергнись себя . А надолго ли все вещи земные будут занимать нас? Одна минута - и все отнимется от нас. Страсти житейские особенно свирепствуют над нами в час приступания к Богу (например, при исповеди, причащении Святых Таин или при кончине). Чтобы избежать этого тиранства, надо заблаговременно все оставить сердцем и волею раздавать богатство бедным.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 24-26 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми [на себя] крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит

Тот, кто отлагает ветхого человека с делами его (Кол. 3:9) , отрекается от самого себя, говоря: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20) ; берет он на себя крест свой и распинается для мира. Но тот, кому мир распят, следует распятому Господу.

или какой выкуп даст человек за душу свою

В замену Израиля дается Египет и Эфиопия и Савея (Ис. 43:3) . А за душу человеческую есть только та одна отплата, о которой восклицает псалмопевец: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму, и имя Господне призову (Пс. 115:3-4) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною

Тогда - Когда? Когда обличил Петра. Желая показать, что Петр, удерживая Его от страданий, погрешил, говорит: ты удерживаешь Меня, Я же говорю тебе, что не только то, что Я не пострадаю, вредно для тебя; но и ты не можешь спастись, если и сам не умрешь, как и всякий другой: мужчина или женщина, бедный или богатый. «Если кто хочет » - эти слова Господь сказал, чтобы показать, что добродетель есть дело свободного выбора, а не принуждения. Следует же за Иисусом не тот, кто только исповедует Его Сыном Божиим, но и проходит чрез все ужасы и переносит их. «Отвергнись себя » - сказал, означая предлогом «от» совершенное отречение. Например, пусть не имеет он ничего общего с телом, но презирает самого себя, как мы привыкли говорить: такой-то человек отказывается от такого-то, вместо - не имеет его ни другом, ни знакомым. Итак, каждый должен не иметь никакой любви к телу, чтобы взять крест, то есть избрать смерть и прилежно искать смерти, и смерти позорной. Ибо таковой смертью был крест у древних. Но говорит: «и следуй за Мною », - ибо многие разбойники и воры распинаются на кресте, но те не Мои ученики. Итак, пусть последует, то есть пусть покажет и всякую иную добродетель. Отвергается же самого себя тот, кто вчера был распутным, а сегодня сделался воздержным. Таков был Павел, отвергшийся самого себя по слову: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) . Он избирает крест, умерши и распяв самого себя для мира.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тогда Иисус рече учеником Своим: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет

Марк (8:34) и Лука (9:23) говорят, что Христос сказал это к народу и вообще ко всем. Сказал это, утверждая, что не только не неприлично для Него умереть, но что и никто другой не может быть Его учеником, если не умрет за благо. Аще кто хощет , говорит, по Мне ити , или – следовать за Мною, как ученик и подражатель Мой, да отвержется себе , т.е. своей воли, преданной страстям и привязанной к этой жизни, или – своего тела, не щадя его во время бедствий и испытаний, но даже подвергая его опасностям, – и возмет крест свой , т.е. пусть помнит о своей смерти (крестом обозначил смерть, потому что крест тогда был орудием смертной казни), пусть всегда ожидает смерти, пусть постоянно будет готов к ней, и ежедневно умирает своею волею. Это изречение объяснено и иначе в десятой главе. И смотри, как сказал: аще кто хощет , муж или жена, или начальник, или подчиненный, и аще хощет , потому что никого не принуждает против воли; а чтобы ты не подумал, что достаточно только страдать (так как и разбойники, и грабители, и волшебники, и другие злые люди много страдают), присоединил: и по Мне грядет , научая, что нужно не только претерпеть это, но последовать за Ним, т.е. идти по следам Его жизни.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

(Мк. 8:34; Лк. 9:23) . Матфей говорит, что эта речь была сказана только ученикам; Марк - ученикам и народу; Лука - всем. Очень трудно объяснить, откуда взялся здесь народ. Речь евангелистов показывает, что события не происходили с такою быстротой, как это у них представляется.

Златоуст объясняет стих так: “Я (говорит Спаситель) не заставляю, не принуждаю; но предоставляю это собственной воле каждого. Поэтому и говорю: если кто хочет. Я приглашаю на доброе дело, а не на злое и тягостное, не на казнь и мучения, к чему Мне нужно было бы принуждать. Дело само по себе таково, что может вас привлечь. Говоря таким образом, Христос только сильнее привлекал к исследованию за Ним”. Крест не может означать здесь насильственной смерти.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Петр рассуждал по-человечески, когда услышал от Господа грозное: «отойди от Меня, сатана!» Тогда Господь Иисус , желая яснее показать неуместность слов его и пользу страданий, подозвал к Себе ближе не только Своих апостолов, но и народ, который, по словам евангелиста Марка, следовал за Ним издали, и, оставляя речь о Себе, вслух сказал ученикам Своим , а через них и всем истинным Своим последователям: если кто хочет идти за Мною , кто хочет быть Моим последователем и учеником не на словах, а на деле, тот отвергнись себя (пусть забудет свое самолюбие), и возьми крест свой , как Я взял Мой крест, и следуй за Мною , т.е. пусть идет за Мною туда, куда Я несу Мой крест. Кто хочет быть участником Моей славы, тот пусть будет участником и в Моих страданиях через терпение всего скорбного даже до смерти. В этих словах Господь в другой раз упомянул о Своей крестной смерти, со всей ясностью (в первый раз Он упомянул о кресте в наставлениях апостолам, Мф. 10:38): «хотя Он не говорит: Я понесу крест и пострадаю на нем, но когда велит Своему последователю нести крест, а последовать – значит подражать, делать то же, что делает впереди идущий, то дает понять, что понесет крест и Сам, а следовательно и распят будет; ибо не для чего нести крест, если не для распятия» (митр. Филарет). «Господь как бы так говорит: Ты, Петр, говоришь мне: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!»; а я Тебе говорю, что не только вредно и пагубно для тебя препятствовать Мне и сокрушаться о Моем страдании, но и ты сам, и все вы, Мои ученики, не можете спастись, если не будете всегда готовы умереть» (свт. Иоанн Златоуст). Такова польза этого подвига, что и для вас не желать умереть – худо, а быть готовыми к этому – хорошо. Я не заставляю, не принуждаю, но каждому оставляю это на собственный произвол, почему и говорю: «если кто хочет» . Я приглашаю на доброе дело, а не на злое и тягостное, не на казнь и мучение, к чему Мне нужно было бы принуждать; это дело само по себе таково, что может привлечь. Те блага, которые Я вам даю, столь велики, что вы к ним охотно будете сами стремиться. Я не заставляю, не принуждаю, но кто желает последовать, того призываю. Не считайте последованием Мне то, что теперь делаете, ходя за Мною. Если хотите идти за Мною как подобает, то вам много надо будет перенести трудов, много опасностей.

Не думай, Петр, что поскольку ты исповедал Меня Сыном Божиим, то за одно это и можешь ждать венцов; не считай этого достаточным для своего спасения, и не успокаивайся на этом, как будто бы все уже тобою сделано. Я, как Сын Божий, могу сделать так, что ты не подвергнешься искушением бедствиями; но не хочу этого для тебя, чтобы было нечто и твое собственное, и чтобы ты заслужил больше похвалы. Тем, которых Я особенно люблю, желаю, чтобы они приобрели славу и сами по себе, а не при Моей только помощи. «Смотри же, говорит святитель Златоуст, – как не трудна предлагаемая Им заповедь. Не их одних обрекает на бедствия, но дает общую для всех заповедь, говоря: «если кто хочет». Жена ли, муж ли, начальник ли, подчиненный ли, каждый должен следовать по этому пути. Но что значит: отвергнуться себя? Отрекающийся от другого, хотя бы и видел, что его бьют, или вяжут, или ведут на казнь, не заступается, не защищает, не соболезнует, не принимает в нем никакого участия. Так точно и Христос желает, чтобы мы не жалели своего тела; бьют ли, гонят ли, жгут ли, или что другое делают, – не жалей себя. Так и отцы тогда жалеют своих детей, когда, поручая их учителям, приказывают не щадить их. Христос сказал гораздо сильнее: «отвергнись себя» , обрекай себя на опасность, на подвиги, и это переноси так, как бы то терпел другой кто-либо. И чтобы ты не подумал, что, отвергаясь сам себя, должен переносить только словесные оскорбления и укоризны, Он говорит тебе: «возьми крест свой» , т.е. безпрестанно имей смерть перед глазами и каждый день будь готов на заклание. Я хочу, чтобы Мой подвижник ратовал до крови, и подвиги его продолжались до самого заклания. Итак, если нужно будет претерпеть смерть и смерть поносную, смерть под проклятием и по подозрению в худых делах, то все должно перенести с мужеством, и еще тому радоваться. «И следуй за Мной» , – глаголет Господь. Ибо иной, и страдая, не последует Ему, когда сраждет не за Него. Много ужаснейших мучений терпят разбойники; потому, дабы ты не подумал, что довольно самих бедствий, от чего бы они ни происходили, Он присовокупляет, какой должна быть причина бедствий. Какой же? Что ни терпишь, что ни делаешь, последуй Христу, все за Него претерпевай и соблюдай прочие добродетели, не только мужество в бедствиях, но и целомудрие, кротость и всякую добродетель. «Возьми» , – говорит Господь, – «крест свой» , т.е. держи его непрестанно и носи». Как осужденный на крест должен сам нести его на место казни, так и ты неси свой крест во всю жизнь твою, до самого конца.

«Отвергнуться себя, – говорит святитель Филарет Московский, – не значит бросить душу и тело без внимания, без попечения, но только отвергнуть пристрастие к телу и его удовольствиям, к жизни временной и ее благополучию, и даже к наслаждениям душевным, черпаемым из неочищенной природы, к желаниям собственной воли, к любимым понятиям собственного мудрования. Для чего требуется это самоотвержение? Для того, что без него желание идти за Христом осталось бы несбыточным», человек был бы неспособен идти за Христом. «Отвергается самого себя тот, кто вчера был невоздержан, а ныне стал воздержан, каков был Павел, отвергшийся себя и по его собственным словам: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) , он принимает и крест, умерев и распявшись для мира» (еп. Феофан). «Крест Христов составляет Его страдания, искушения и убиение. Претерпев один все это для нас, Он имеет совершенное право требовать, чтобы каждый из нас претерпел все это для Него. Но чтобы не сокрушить нас тяжестью этого бремени, под которым Он Сам являлся изнемогающим, Он не возлагает на нас Своего великого креста, но заповедует только взять каждому свой собственный, т.е. быть готовым перенести столько страданий, искушений, внешних, внутренних, сколько на каждого в отдельности наведет наказующее, очищающее и вместе милующее Провидение. Не наше дело предназначать себе жребий: наш долг уметь принимать тот, который Господь нам назначает. И Христос не избирал, и не умножал Себе страданий, а принял те, какие предоставила Ему премудрость, правда и судьба Отца Его. Кольми паче нескромная и потому ненадежная была бы дерзость обрекать себя на многое трудное нашей немощи, не могущей и малое, и легкое понести без внешней помощи. Потому-то Господь не говорит: да умножит себе страдания, да распнет сам себя, но: «возьми крест свой». Что такое взять крест? Не избегать скорбного посещения; не упорствовать против него; быть в готовности принять его; кротко дать себя вести, как овча на заколение, по образу Агнца и Пастыря Христа; если нужно, пострадать за правду, если такова воля Отца Небесного» (митр. Филарет). А так как наш крест «должен быть подобием Креста Христова, то не отрадно ли помыслить, что и наш крест должен состоять из одной любви? Этот крест, от которого миролюбцы бегут, как от мучителя, и от которого сами крестоносцы нередко стонут, большей частью потому, что благое и легкое бремя Христово сами увеличивают по неведению, малодушию и неопытности, этот крест – весь из любви состоять должен; что может быть утешительнее этого? Правда, как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение изречений Господних, во всяком случае, ими предрекаются последователю Христа многие скорби. Если ты возьмешь крест и пойдешь за Христом, то куда придешь?

Очевидно, туда, куда шел, взяв Крест, Он Сам, следственно, на Голгофу, на страдание, на распятие» (митр. Филарет). Но всякого такого крестоносца должно утешать и ободрять уже то, что он не одинок на своем крестном пути: он идет за Христом, Христос близ него, впереди него и всегда готов помочь ему в трудную минуту…

Троицкие листки. №801-1050.