Мексиканские святые. Святая Смерть: Как новый мексиканский культ убивает католичество и людей. Санта Муэрте – обряды

Каждый из нас хотя бы раз задумывался о смерти. Что произойдет после рокового дня? Стоит ли ожидать продолжения жизни в совсем новой форме, или просто смирится с тем, что ты перестанешь существовать? С самых древних времен людей интересовал ответ на данный вопрос. Это отлично прослеживается в мифологиях разных народов мира: почти в каждой культуре существует Бог, забирающий души мертвых в подземный мир.

Однако действительно особенным течением считается Санта Муэрте. Оно зародилось в Мексике около трех столетий назад, название в переводе звучит как «Святая Смерть». Идеей этого культа считается поклонение божеству, олицетворяющее смерть. Его представляют в образе женского скелета, одетого в яркое платье. Мексиканцы считают, что молитвы к Сантиссиме обороняют их от преждевременной кончины, а также способны исполнять желания.

В общем, культ широко распространен и насчитывает многочисленную армию приверженцев его идеологии. Наряду с другими мифологиями и верованиями, он нашел своей место и в нательной живописи. Даже за пределами Мексики, в наши дни встречаются тату в стиле Санта Муэрте.

Это направление татуировки популярно среди «асоциальных» людей: воров, преступников, ночных бабочек, наркоторговцев. Обычная вера не разделяет или даже запрещает их вид деятельности. В связи с этим, они обращаются к другим силам, а рисунки на теле только подчеркивают их мировоззрение.

Рассмотрим значение тату Санта Муэрте:

  • Удача . И так, в большинстве случаев приверженцами культа являются социально неблагополучные люди. Для того чтобы провернуть очередное дело, они обращаются к божеству в надежде, что фарт будет на их стороне.
  • Здоровье . Полагается, что Святая лечит от болезней, а также помогает выжить даже в самых безнадежных ситуациях.
  • Любовь . Мексиканские девушки часто в молитвах упоминают своих мужчин и понравившихся парней. По их мнению, они способны вернуть домой гуляющих мужей, а также, сделать приворот.
  • Справедливость . Зачастую, женщину – скелет изображают с весами в руках. Сантиссиме наплевать, бедный человек, или богатый. Отличается ли он умом, или крайне глуп. Она всех меряет одинаково. А в вопросе восстановления справедливости иногда даже наказывает виновного пулей.
  • Богатство . Сторонники Святой верят, что поклонение ей непременно принесет им денег и богатств.

Ознакомившись со значением, перейдем к стилю, в котором можно выполнить изображение. Обратите внимание на фото тату Санта Муэрте из статьи. Рисунки одинаково хороши как в черно – белом варианте, так и в цвете. Примечательно то, что, не смотря на использование ярких красок, сохраняется некая мрачность картинки.

Основной сюжет – реалистичное лицо девушки, на котором четко прослеживаются элементы . Это характерно для носа и глаз: они закрашены черным цветом. Таким образом, складывается впечатление, что женщина наполовину мертвая.

Картинку так же украшают дополнительными атрибутами: весами и шаром. Первые, олицетворяют власть. Шар является маленькой моделью нашей Земли. Идея объединения этих двух элементов следующая: смерть всевластна и придет за каждым.

После разработки эскиза, предстоит выбрать место для его нанесения. Здесь все будет зависеть от его размеров и формы. Такие рисунки хорошо выглядят на предплечье, руках. Можно сымпровизировать рукав, или сделать работу, где изображение будет перетекать с верхней части руки на грудь.

В мире существует огромное число самых разнообразных религий и культов. Кто-то верит в то, что сын божий пришел на землю, чтобы своей жертвой искупить грехи всего человечества; кто-то наивно полагает, что сможет навести порчу на своего обидчика путем выполнения нехитрого ритуала с куклой; кто-то считает, что «нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Перечислять подобного рода абсурдные идеи и верования можно практически бесконечно. А вот в Мексике, например, существует культ… Святой Смерти.

В пятницу 22 августа в мексиканском городе Гвадалахара люди шли к статуе Святой Смерти - «леди-скелету», облаченную в балахон и сжимающую в одной костлявой руке косу, а в другой - весь мир.

Мелкие торговцы наркотиками испрашивают у статуи защиту от всемогущественной смерти или ареста, дети просят о скорейшем освобождении родителей из мест заключений, больные люди ищут исцеления, владельцы магазинов молятся об увеличении продаж, проститутки просят защитить их от болезней, а бабушки ратуют за своих внуков.

Эта разношерстная толпа приносит в дар статуе Святой Смерти разного рода дары: шоколадки, текилу и сигареты. Некоторые преподносят красную розу и свечу. Всякий, до кого доходит очередь поклониться ее статуе, останавливается на время, встает на колени и целует витрину, в которой хранится изображение Смерти.

«Я всегда молился Деве Марии, но с некоторых пор стал заходить и сюда»,- говорит Эрнесто Лопес, удачливый продавец пиратских дисков DVD, гордо приподнимающий рубашку, чтобы показать на груди татуировку с изображением нового объекта поклонения. «Она понимает нас лучше»,- добавляет он.

Культ Святой Смерти очень популярен в тюрьмах Мексики и в криминальных районах страны, имеющих дурную репутацию из-за распространения наркотиков и высокого уровня преступности. Нет никаких строгих правил следования культу Смерти. В каждую первую ночь месяца в квартире блочного дома в городе Тепито проводится «месса» с благословением. Еще пару лет назад в этом ритуале участвовало несколько десятков человек, сейчас же их число резко увеличилось.

Представители католической церкви, конечно же, не на шутку встревожены ростом популярности нежелательного культа. «Это превращается в настоящую чуму»,- сказал священник Сержио Роман, настоятель прихода в Тепито. Священник признает свое бессилие перед распространением новой религии. «Церковь пришла к определенным выводам в ходе инквизиции - мы знаем, что должны уважать другие верования. Наши жители отправляют культ Святой Смерти исключительно из-за своего невежества, без злого умысла, и это наша вина, потому что мы недостаточно проповедуем»,- посетовал Сержио Роман.

Историки полагают, что данный культ сложился в результате распространения христианства среди ацтеков, поклоняющихся смерти. Распространение христианства происходило во времена испанского завоевания этих земель. В течение нескольких столетий церковь подавляла процветание культа смерти, но пришло время - и в бедных районах опять восхваляют смерть. Отец Роман утверждает, что культ вернулся в город около семи лет тому назад, и связывает это с резким взлетом преступности в бедных районах города. "Это толкает живых людей «в объятия смерти»,- сокрушается католический священник.

Приверженцы культа утверждают, что «Смерть творит чудеса, помогая прокормить семью, избавляя от страшных болезней, помогая выжить в преступном мире. Они отказываются от помощи церкви, утверждая, что Святая Смерть не делает ни для кого исключения, перед ней все равны: и проститутка, и продавец пиратских дисков, и убийца, а католическая церковь только наказывает, но не помогает».

Ее часто изображают с косой, весами и земным шаром в руках - это символизирует, что ей подвластные все люди на планете. В сознании человечества нет образа более яркого, более сильного, поэтому люди склонны связывать с ней всё, что вызывает у них особенно сильные эмоции – salto mortale, любовь до гроба, la petite mort …

В этой статье, речь пойдет о Санта Муэрте, одной из нескольких самых оригинальных потусторонних мексиканских фигур, наряду с Девой Марией Гваделупэ и Иисусом Мальвердэ , к которым все чаще обращаются мексиканцы в последнее время.

Образ смерти, пожалуй самый универсальный и наличествующий в любой культуре и любой мифологии, каждого народа. В конце концов, если работа прочих божеств "на первый взгляд как будто не видна", смерть всегда на трудовом посту - без отпуска и выходных. Более того, бог смерти – всегда один из самых ярких персонажей: Яма, Анубис, Аид - ребята весьма колоритные.

Культ Санта Муэрте, является синкретическим, существует уже три столетия и распространен по всей Мексике. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Он возник в результате сплава католичества с остатками местной ацтекской религии, в которой поклонялись Венере (планете) как могущественному божеству смерти. Как считается, она охраняет от мучительной или преждевременной кончины и особо почитаема среди представителей мексиканских наркокартелей .

В Мексике вообще интересное отношение к смерти. Так, на День мертвых в домах выставляют развеселые скелеты - символы умерших, на пару часиков заглянувших к близким, чтобы вместе попраздновать и предаться воспоминаниям.

Однако Санта Муэрте, к слову до недавнего времени неизвестная большинству мексиканцев, выделяется эпатажной манерой одеваться - поклонникам она представляется женским скелетом, наряженным в яркое платье и украшенным цветами. Иногда она ещё носит корону. В общем "глупая и нелепая смерть" - это не про неё, Санта Муэрте всегда при полном параде. Облаченная в балахон и сжимающая косу в костлявой руке, в другой усыпанной драгоценностями руке, эта святая сжимает в своих руках весь мир.

В каждую первую ночь месяца в квартире блочного дома баррио «Тепито», проводится "месса" с благословением. Еще пару лет назад в этом участвовало несколько десятков человек, сейчас же их число резко увеличилось. Всякий, до кого доходит очередь поклониться изображению смерти, останавливается на время, встает на колени и целует витрину, в которой хранится изображение Смерти. В храмах Святой Смерти есть два ее изображения: в виде женского скелета в саване с косой, совой и глобусом в руках или в виде бледной молодой девушки в белом платье (поэтому Святую Смерть еще называют Белой Девочкой).

Согласно легенде, изначально люди не знали смерти и, страдая от тягот усталости от бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой принести им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что по его воли отныне она станет Смертью, бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и дающей передышку от страданий и тягот земного пути. И немедленно тело ее распалось, прекрасное лицо обратилось в голый череп и Смерть, получив из рук Бога косу, отправилась в свой путь по земле...

Мексиканцы, которые составляют абсолютное большинство её поклонников, верят, что Черная Госпожа может помочь как в вопросах восстановления справедливости (например, убить обидчика, ну или хотя бы устроить ему приступ несварения желудка), так и в сердечных делах (приворот, отворот, возвращение мужа в семью - полный набор потомственного мага). Надо сказать, молятся ей главным образом те, на кого прочие божества давно забили - разнообразные асоциальные личности от карманников до проституток. Но харизма постепенно помогает ей завоевывать всё новых и новых почитателей среди более уважаемых граждан, так что её социальный престиж постоянно растет.

Она одинаково справедлива, одинаковой мерой меряет всех: богатых и нищих, тех кто прозябает и тех, кто стоит на вершине власти, больных и здоровых, умных и глупых. Именно справедливость и беспристрастность Сантиссимы Муэрты сделали ее самой популярной святой в среде бедноты и тех людей, которые чувствуют себя совершенно беспомощными против нападок сильных врагов. К ней обращаются в самых отчаянных ситуациях, когда уже никто и ничто не может помочь - и Святая Смерть, взвесив меру ваших страданий, может обернуть их в такое же количество радости.


Но самые востребованные ее «таланты», это способность даровать просящему деньги и удачу в любви. На рынках Мексики на прилавке почти у каждого торговца можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами; или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами. Предприниматели получают от Святой двойную помощь: она и деньги к ним привлекает и происки конкурентов и разных государственных карающих органов отсекает. Сплошная польза!

Особенно покровительствует Муэрта тем людям, которые вынуждены работать ночью (это самое ее время!) или работа которых связана с опасностями: члены наркокартелей , таксисты, полицейские, водители, продавцы в ночных магазинчиках, танцовщицы в ночных клубах - у многих из них можно увидеть образки святой Смерти или татуировки с ее изображением.

Культ Святой Смерти не проповедует, подобно христианству, смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а наоборот - дает адепту уверенность и силу отстаивать свои права.

Первый храм Сантиссимы Муэрты (Santissima Muerta) был открыт в Мехико в 1999 году. Культ, начавшийся с пары сотен последователей, сейчас насчитывает более двух миллионов. Сегодня ей поклоняются по всей Мексике, ее символы можно встретить и на углах улиц, и во многих домах. И хотя католическая иерархия страны борется с поклонением "Санта Мауэрте", статуэтки скелета в плаще и с косой в руках часто встречаются со статуями святых в мексиканских домах, а также в неофициальных уличных часовнях и молельнях. Отношение к культу у правительства Мексики двойственное. С одной стороны, этот культ как бы не одобряют, типа, это суеверия отбросов общества, людей из низшего класса, культурному и образованному человеку стыдно верить в Святую Смерть и нужно, дабы быть пристойным и социально приемлемым, в католическую церковь ходить. Но, с другой стороны, с негласной поддержки властей, культ существует и развивается - потому что эти самые представители власти видят силу Святой Смерти и сами прибегают к ее помощи.

Но не только в Мексике, но и в благополучной Калифорнии молодые люди зажигают свечи в память о Санта Муэрте и делают татуировки с ее изображением - от маленьких до огромных. Несколько лет назад мексиканское министерство внутренних дел вычеркнуло Санта Муэрте из списка законных святынь - но это ничего не изменило. В киосках продают видеопособия, обучающие, как надо молиться Смерти, и даже модные интеллектуалы начали говорить, что этот культ muy autentico - подлинный. Для тех, кто будучи в Мехико, хотел был посетить эти места, вот адреса: Santuario Nacional de la Santa Muerte (cl. Bravo 35, 10.00-18.00 ma-vi, 11.00-18.00 do, metro Morelos) и алтаря (metro Tepito). А вот сайт:

Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. Прямо на границе расположен мост Ларедо, принадлежащий одновременно Мексике и США. Ничего особенного, но довольно большой - четыре автомобильные полосы, пешеходные дорожки по обеим сторонам, 309 метров в длину и почти 13 - в высоту.

11 мая 2007 года, утром пятницы, именно под этот мост съехал автомобиль, двигавшийся со стороны Мексики. На этом участке шоссе в среднем проезжает около 14 тысяч машин в день, но этим утром (как потом выяснилось по регистрационным данным) дорога была почти пуста. Двух мужчин в наручниках вывели из машины, ещё одного вытащили из багажника. Всех троих подводят к алтарю, который стоит под мостом, почти посередине.

Алтарь, конечно, весьма условный - просто накидан какой-то хлам, ленточки, шарики, бижутерия. Главное - статуэтка в центре. Не очень реалистичная, но легко узнаваемая фигура девушки с характерным гримом, лицо сделано то ли из пластмассы, то ли из резины. Очень сложно что-то разглядеть - на девушке белое подвенечное платье, которое закрывает её почти как паранджа. Водитель приносит коробку, ставит её возле алтаря и начинает расставлять разноцветные свечи, которые лежали рядом. Троих в наручниках ставят на колени. Тот, что лежал в багажнике, впадает в истерику, падает на землю и пытается катиться. Его убивают первым. Сначала в грудь, потом две пули в голову. Двоим оставшимся стреляют только в лоб. Хватает двух пуль. Первого подтаскивают к алтарю, чтобы кровь из него натекла рядом - так надо. Пока всё это происходит, водитель пишет записку на маленьком оранжевом листке, после чего крепит её к стене рядом с алтарём. Налисткенаписано: «This is for everyone who messes with the Gulf Cartel. Welcome to Nuevo Laredo, bunch of assholes» («Это всем, кто связывается с картелем Гольфо. Добро пожаловать в Нуэво-Ларедо, придурки»). Затем водитель зажигает все свечи и поправляет цветы вокруг алтаря, после чего все трое садятся в машину и уезжают. Трупы обнаружат уже через несколько часов.

Дэвид Ромо в ночь на 19 декабря 2011 года не ночевал у себя дома, поэтому утром спецслужбы обнаружили только его жену. Её арестовали. Дэвид был арестован меньше чем через час в компании ещё семи человек. Арестованных отвезли в участок, где сфотографировали, взяли показания, а затем предъявили обвинения в похищении людей и шантаже.

В суде Ромо утверждал, что полицейские его пытали, били ногами, применяли электрошокер, что это всё предвыборные махинации - какой-то из кандидатов решил наварить политического рейтинга на невинных людях, а он, Ромо, ничего противозаконного не совершал, поскольку всё противозаконное ему запрещает его религия. Им же, можно сказать, и созданная.

Дэвида вместе с сообщниками посадили на 30 суток под домашний арест на время проведения предварительного следствия. В июне 2012 года мексиканец Дэвид был приговорён к 66 годам тюремного заключения и выплате штрафа в размере 666 минимальных зарплат, установленных в Мехико, за воровство, похищение людей и вымогательство.

Дона Куэта

Энрикета Ромеро раскачивается на стуле и курит толстую сигарету с фильтром. К ней снова пришли брать интервью. «Я была последователем больше 40 лет», - говорит Энрикета и затягивается. Она уже говорила это в фильме, который снимали о ней в 2007 году. 13 лет назад, в 2001 году, к ней пришёл сын, только освободившийся из тюрьмы, и поставил в её магазинчике статую скелета, одетого в платье. Через несколько месяцев фигуру в человеческий рост вынесли на улицу, поскольку перед ней постоянно скапливалась куча народа, а затем и вовсе убрали за стекло, построив вокруг основательный алтарь.

«Она любит нас и исцеляет нас. Люди приходят сюда, чтобы попросить её о помощи - если у кого-то сын в тюрьме, или СПИД, или нечего есть, - рассказывает Ромеро. - Святая Смерть - наша спасительница, наш свет. Очень сложно объяснить, что она для нас значит. Она защищает тех, кого никто больше не защитит». Не будет большим преувеличением сказать, что Энрикета Ромеро в одиночку популяризировала культ Santa Muerte. Именно после организации алтаря в Тепито - одном из самых неблагополучных районов Мехико - поклонение Святой Смерти вышло из подвалов на улицы.

«Святая Смерть - наша спасительница, наш свет. Очень сложно объяснить, что она для нас значит. Она защищает тех, кого никто больше не защитит».

Два пропавших мальчика

В Мексике есть штат Сонора. В этом штате расположены медные шахты, вокруг которых выстроен промышленный городок Накосари де Гарсия с населением в десять тысяч человек. Когда в июле 2010 года там пропал десятилетний Мартин Риос, шуму никто поднимать не стал. Дело заведено не было, органы правопорядка к розыскам не привлекались.

6 марта 2011 года, через восемь месяцев после пропажи Риоса, в этом же городе пропадает другой десятилетний мальчик - Изус Мартинес. Его родители оказались несколько более щепетильным и в тот же день обратились в полицию.

В Накосари де Гарсия существует местный филиал церкви Святой Смерти. Алтарь располагался в доме на окраине городка, в этом же доме частенько гостили оба пропавших мальчика. Хозяйкой виллы и лидером культа была Сильвия Мераз Морено, сейчас ей 46 лет.

8 марта 2012-го тело Изуса Мартинеса полицейские, проводя обыск, обнаружили тело Изуса Мартинеса, спрятанное под полом в спальне одной из дочерей Мераз. Все восемь членов культа были немедленно арестованы, трупы Мартина Риоса и Клеотильды Ромеро были найдены закопанными в пригороде. Мераз Морено и шестерым её сообщникам дали пожизненное, восьмая девушка, которой было 15 лет на момент ареста, находится под стражей до наступления совершеннолетия. Суд над ней должен состояться летом 2015 года.

Как выяснилось, в июне 2010-го Мераз с помощью своего сожителя продольно вскрыла вены на руках живому Мартину Риосу и сливала кровь в пластмассовую тару, пока мальчик не скончался, а затем обильно полила ею алтарь в доме. Та же операция была проделана с десятилетним Изусом Мартинесом в марте 2011-го, только ему после вскрытия вен отрезали голову. Изус был внуком Сильвии Мераз, а её сожитель - основной соучастник убийств - ранее встречался с матерью Риоса.


Рождение Святой Смерти

Дело было так: сначала люди жили и не знали смерти. Жили вечно. Жили и не умирали. Никогда. Надоело людям так жить: горе и мучения, страдания и разочарования, фрустрации и депривации. Пришли люди к Богу и попросили его что-нибудь с этим сделать. Бог всемилосерден, слава ему, выбрал девушку, пришёл к ней и сказал: «По воле моей отныне ты будешь Смертью, подводящей черту под жизнью людей и избавляющей их от мучений». С Богом попробуй поспорь - тело девушки распалось, остался голый череп вместо лица, коса в руки, ну а дальше вы знаете.

Поскольку Санта Муэрте являет собой скелет, её мучает перманентная жажда. Поэтому в жертву ей часто подносят воду, обязательно в прозрачной стеклянной таре. То же самое с алкоголем. Ещё цветы, хлеб (который необходимо менять каждые две недели), фрукты. Очень любят окружать её свечами разных цветов и благовониями, дышат в лицо статуэтки густым дымом от чего-нибудь курительного - говорят, ей нравится. Святая Смерть - всё-таки девушка, поэтому не может всю жизнь в одном платье ходить. Платья надо менять. Хочешь любви или, там, мужа вернуть - накидывай на скелет красное. Денег хочешь - очевидно, золотое или жёлтое. Наличествуют проблемы с законом: убил кого-то или так, курицу спёр - перед молитвой балахон у Святой Смерти обязательно должен быть зелёным. Насчёт крови десятилетних мальчиков исследователи, по большей части, молчат.

Санта Муэрте - она всепрощающая и вседающая. Можно оставить её навсегда в традиционном белом платье и просить всё, что хочется. С другой стороны, кто-то говорит, что если ты её, Holiest Death, уважать не будешь, она всех твоих родственников погубит и тебя самого под пули вон того хлюпика из вражеского картеля подставит. И всё, и нет тебя. То-то. Надо было платья менять.

12 сожжённых голов

На полуострове Юкатан в одноимённом штате есть курортный город Канкун. 30 августа 2008 года на окраине Канкуна завязалась короткая перестрелка между полицией и тремя людьми в машине, которую полиция имела намерение остановить. Один из скрывающихся был ранен, все трое обезоружены. В машине нашли огнестрельное оружие и окровавленный топор. Пойманные принадлежали к картелю Лос-Зетас. За день до задержания эти люди привезли на заброшенный склад на окраине Канкуна 12 человек, отрубили им головы, выложили в круг на поле неподалёку и сожгли. После ареста в домах обвиняемых провели обыски, у всех троих обнаружили символику и фигуры Санта Муэрте.

За день до задержания эти люди привезли на заброшенный склад на окраине Канкуна 12 человек, отрубили им головы, выложили в круг на поле неподалёку и сожгли.

Проваленная реформация

Годом ранее Дэвид Ромо, основатель первой официальной церкви Святой Смерти, которого потом посадят за похищения людей и шантаж, предпринял попытку реформации. На тот момент его детище уже лишили статуса официальной религиозной организации, а теперь ещё это убийство под мостом. Очевидно, что газеты раструбят о ритуальной стрельбе во имя Санта Муэрте, а церкви это совсем не на пользу.

Летом 2007 года Ромо представляет новый образ для поклонения - миловидную брюнетку с обычным человеческим лицом и огромными крыльями за спиной, теперь она называется Ангел Смерти. Он рассылает обращения к владельцам локальных алтарей и региональных филиалов: «Мы будем жить теперь по-новому», однако паства не внемлет. Уж слишком Святая Смерть привлекательна, да и привыкли очень.

Ромо через несколько месяцев разразился обвинениями в адрес торговцев параферналией, мол, это они со своими меркантильными интересами задвинули реформистский образчик в угол, не дали ходу, супротив основателя церкви выступили. Торговцы параферналией крики самовыдвинутого архиепископа проигнорировали.


Откуда взялась Святая Смерть?

Формирование и истоки происхождения культа Санта Муэрте до сих пор находятся под большим вопросом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это такая синкретического характера штука, образованная из кучи разных поверий, а в ещё большей степени - из испанской католической экспансии в мезоамериканские языческие цивилизации, в частности, племена ольмеков, майя и ацтеков.

Персонификация смерти для Мексики и её географических прародителей вообще очень характерна. Культ Санта Муэрте обычно не связывают с Днём мёртвых, который широко празднуется в Мексике, но вы не ошибётесь, если предположите, что истоки у них одни и те же. Ацтеки праздновали каждый август, целый месяц полностью: подносили дары и жертвы богине смерти Миктлансиуатль - чем не Святая Смерть?

В пользу религиозно-синкретической основы культа говорит ещё и практическая ситуация с отношением последователей Святой Смерти к католичеству - та же Энрикета Ромеро, которой культ обязан своей популяризацией, говорит, что она правоверный католик. То есть католицизм - отдельно, Святая Смерть - отдельно, и оба друг другу не мешают совсем. И так почти повсеместно. Синтез Святой Смерти с католичеством не стоит воспринимать всерьёз как цельное и осознанное учение. Тут скорее шизофреническая путаница, как у православных русских крестьян, воспроизводивших в бытовой жизни кучу языческих ритуалов.

По человеку в неделю

29 марта 2010 года у полицейского, работавшего в районе Байо Флорес на южной окраине Буэнос-Айреса (Аргентина), пропал пистолет. Рабочий момент - ну пропал и пропал, проведут внутреннее расследование.

Через две недели в этом же районе нашли труп 27-летнего студента факультета философии Родриго Эзкурро. 22 июля неподалёку был убит 27-летний Пабло Вилла. Утром 8 августа, то есть через две недели, свидетели обнаружили труп 48-летнего Жоржа Мансиллы почти там же. 26-летний Пабло Зануик и 28-летний Марсело Кабрера были обнаружены 15 августа в том же квартале.

В последний день лета, 31 августа, после короткой перестрелки с полицией был задержан 22-летний Марсело Антело. У него был обнаружен пистолет 0.9 калибра - тот самый, украденный у полицейского. По словам Антело, он пообещал Святой Смерти убивать по человеку в неделю, чтобы она защитила его и помогла обрести благополучие. Как можно понять по периодичности убийств, своё обещание Антело не выполнил. Видимо, поэтому его и поймали. Слово надо держать.

По словам Антело, он пообещал Святой Смерти убивать по человеку в неделю, чтобы она защитила его и помогла обрести благополучие.

Покровительница криминала

Все эти истории о ритуальных убийствах во имя Святой Смерти звучат так чудовищно только потому, что вырваны из общего, гораздо менее плотоядного контекста. Связывать этот культ с убийствами - преступное преувеличение, если только вы не представитель католической церкви, тогда всё вполне объяснимо. У Санта Муэрте в одной только Мексике минимум шесть миллионов последователей. А ещё Южная и Центральная Америки, Канада. Большинство адептов - подростки и женщины.

С другой стороны, связь Санта Муэрте с криминальным миром и её популярность среди разного рода делинквентов очевидны. Дело, конечно, не только в танатической романтике - Святая Смерть возвращает своим поклонникам комфорт языческого культа. Прекрасная Niña Blanca, в отличие от строгой католической церкви, не требует от тебя праведности и самоограничения, она вообще толком ничего не требует - хлебушек положи да воды налей, и то необязательно.

Белая Девушка ни тебя, ни кого-либо другого не судит. Она вообще не судит, это не входит в её обязанности. Она только даёт и защищает. Если Святая Смерть что-то у кого-то забирает, так это у твоего врага. А что, если ты сам окажешься чьим-то врагом? Вот об этом лучше не думать, это уже частности, и зачем вообще голову засорять. Такие вопросы в любой религии можно ставить, а можно опускать.

Святейшая Смерть - без преувеличения самая удобная конфессия в мире, у неё можно просить всё что угодно. Прогрессивная интеллигенция не останется разочарованной: в Мексике именно церковь Святой Смерти активно поддерживает ЛГБТ-сообщество и свободно проводит гомосексуальные свадьбы. Проститутки, воры, убийцы, наркоторговцы, ещё раз: Святая Смерть не судит. Прямо как христианство времен Иисуса и апостола Петра.


35 снесённых храмов

У Клаудии Розалес нарощенные ногти и поплывшая татуировка во всю спину. Она владеет магазином, продаёт обувь и одежду. В начале 2009 года Розалес за собственные деньги воздвигла статую Святой Смерти на центральном шоссе на границе с США в городе Матаморос. Через месяц статую объявили незаконной и снесли. Мэр города на следующий день выступал по телевидению и деликатно сообщил, что мексиканцы могут поклоняться чему угодно, однако лучше это делать у себя дома или в храмах, не влезая в публичное пространство.

Католическая церковь имеет все причины объединиться с властями ради борьбы с культом Санта Муэрте - её дела в Латинской Америке, до недавних пор верном оплоте веры, в последнее время идут не очень. Люди разочарованы в религии, которая не способна сделать их богатыми и успешными. А Святая Смерть деньги приносит, тут уж не дадут соврать торговцы параферналией: последние три года статуэтки с костлявой продаются гораздо лучше, чем мерч традиционной мексиканской Святой Девы Гваделупской.

Франциско Батиста - святой отец из Мехико: «Ещё примерно восемь лет назад мы видели огромное представительство культа среди наркобаронов и членов картелей. Почему? Потому что эти люди говорят, что Иисус или Дева Мария не способны дать то, о чём они просят, а именно - защиту от солдат, полиции и их врагов». Он уверен, что культ Святой Смерти только увеличивает масштабы насилия в Мексике, поскольку Санта Муэрте якобы подразумевает человеческие жертвы в обмен на свою защиту. Между тем, очередь у алтаря Энрикеты Ромеро в Тепито увеличивается обратно пропорционально уменьшению паствы католических храмов.

Люди разочарованы в религии, которая не способна сделать
их богатыми и успешными.
А Святая Смерть деньги приносит.

Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. В ночь на понедельник, 24 марта 2009 года, бульдозер муниципалитета проехался по этому шоссе. У рабочих было задание - снести 35 храмов Святой Смерти, выстроенных на границе с Америкой. Именно по этой дороге двумя годами ранее ехал автомобиль, в котором было шесть человек. Примерно через 20 минут после того как автомобиль съехал под мост, водитель зажёг свечи и поправил цветы вокруг алтаря, расположенного возле бетонной мостовой подпорки. Затем все трое сели в машину и уехали. Три трупа обнаружат уже через несколько часов.

САНТА МУЭРТЕ (исп. Santa Muerte - Святая Смерть) - современный религиозный культ, распространённый в Мексике и США и заключающийся в поклонении одноимённому божеству, персонифицирующему смерть. Разновидность современной танатолатрии.

Истоки возникновения
Культ Санта Муэрте является синкретическим и происходит из смешения элементов мифологии аборигенов Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом.
«Смерть как часть жизни», — древние индейцы почитали богов смерти и тьмы — Mictecacihuatl (Миктлансиуатль – распространено в русском произношении) и ее мужа Miccailhuitontli (Миктлантекутли). Главный их праздник проходил 24 июля-12 августа. Но почиталась более Миктлансиуатль, ей приносили дары и сооружали стены из черепов - цомпантли. Храм этих богов находился в центре современного Мехико и назывался Теночтитлан.
Миктлансиуатль, которая правила вместе с мужем в 9-ой преисподней Миктлана, изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, была наряжена в юбку из гремучих змей. В течение нескольких столетий Церковь подавляла процветание культа смерти со времен конкистадоров, но богиня это пережила.
Для мексиканцев поклонение божествам смерти в немалой степени традиционно, о чём свидетельствует широкое распространение празднования особых «Дней Мёртвых» среди католического населения страны, однако лишь среди приверженцев культа в настоящее время распространено собственно почитание Смерти как божества. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию.

Суть веры
Поклонники Санта Муэрте считают, что молитвы, обращённые к Смерти, способны дойти до «адресатки», и что она способна исполнять желания. С этой целью устраиваются особые часовни, воздвигаются статуи божества (представляемого обычно как одетый в яркое платье женский скелет) и совершаются жертвоприношения (наиболее часто Смерти преподносятся алкогольные напитки, сигары и шоколад). С резким взлетом преступности в прошлом веке, в бедных районах Мехико — Тепито, стала распространяться вера, основанная на древнем культе и католическом духе. Привлекательным для населения бедных кварталов, составляющих основную массу последователей культа, является утверждение о равенстве перед Санта Муэрте всех людей, в том числе находящихся не в ладах с законом.
Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса, помогая прокормить семью, избавляя от страшных болезней, помогая выжить в преступном мире. Они отказываются от помощи Церкви, утверждая, что Святая Смерть не делает ни для кого исключения, перед ней все равны: и проститутка, и продавец пиратских дисков, и убийца, а Католическая церковь только наказывает, но не помогает.
Приверженцы культа, видят смерть, как нечто неоспоримое в жизни, естественный закон, который должен быть принят. И ее почитают больше Иисуса, так как именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее бога. Считается, что она помогает там, где другие святые бессильны.
Часть представителей культа объединяет так называемая Традиционная Католическая Церковь Мексики и США. Основатель - Давид Ромо. Первый приход этой организации появился в 1999 году.
Приверженцы культа построили много часовен, внутри их ставят зловещие фигуры скелетов в длинных одеждах с косами Смерти. В каждую первую ночь месяца в Тепито проводится месса с благословением.

На алтаре часовни часто стоят 3 ее статуи разных цветов:
1. Белая Смерть — символизирует чистоту, невинность. Она предстает в белом платье и с атрибутами Девы Марии: символика чистоты и невинности противоречит традиционному восприятию смерти как «плода греха». Отсюда еще одно ее название - Белая Девочка.
2. Золотая Смерть - благоденствие.
3. Черная Смерть — сила преодоления жизненных препятствий.

Прихожане вместо креста носят золотую или серебряную подвеску Смерти с косой на уровне сердца. Золотой амулет закаляют для действенности на огне свечи, ставят рядом стакан воды и читают молитву к Святой Смерти.
На золотой амулет читают:
«Oh Santísima Muerte, yo te invoco para que a través de tu imagen me libres de todos los peligros, ya sean materiales o de embrujamiento y que a través de esta flama sagrada purifique mi cuerpo de toda salación y maldición y que a su vez venga el amor, la paz y la abundancia. Que así sea». (О святейшая смерть, я призываю тебя для освещения использования изображения твоего для меня, освободи от всех опасностей, будь то разбой или колдовство, через этот священный огонь очисти талисман, убери с меня проклятие, дай мне счастье, мир и изобилие. Да будет так).
Чтобы зарядить серебряный амулет смерти, его на ночь кладут под свет луны на белые камни. Ранним утром заворачивают в белую тряпку и, окуривая благовониями, читают:
«Santísima Muerte yo te suplico que a través de tu poder infinito compartas conmigo tus bendiciones y me libres de todos los peligros habidos y por haber, abre los caminos por muy difíciles que estos sean, que no sea presa de la traición y de la envidia. Gracias Santísima Muerte por haberme escuchado». (Святейшая смерть, прошу через твою бесконечную власть, дели со мной свои благословения и освободи меня от всех опасностей имеющихся или могущих настать, раскрой для меня пути, отведи предательство и зависть. Спасибо за внимание Святой Смерти).
После этого, носящие избегают, чтобы чужие руки притрагивались к медальону, стараются его не мыть (или очень аккуратно белой тряпочкой с лосьоном). Нежелательно также иметь более 2-х ее изображений (число 2 и другие нечетные, логично почитаются в этой религии).
При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с черной магией ипродолжают считать себя правоверными католиками.

Отношения с властями и другими конфессиями
Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэртэ и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания - его приверженцев не преследуют.
Но, культ преследуется властями Мексики, как сатанинский, против представителей культа периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти. Власти штата Нуэво-Ларедо, например, разрушили более 30 придорожных часовен. Параллельно с этим, уже стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах депутатов, выступающих против признания этой религии.
Тем временем, количество последователей Святой Смерти продолжает неуклонно расти, и по некоторым оценкам, в одной только Мексике Мадонне с косой поклоняется уже свыше 5 000 000 человек. Помимо Мексики, культ нашёл распространение в Южной Америке и США среди латиноамериканской диаспоры и даже в рядах населения англосаксонского происхождения.