"Коронация Наполеона": разбор картины Давида

Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя честолюбивому Наполеону. На этой волне его неизменно восхищало все романское. Он обожал ювелирный стиль «а-ля Цезарь» с характерными лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта – чистейшей воды ампир, одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен: не терпит серебра, его оправа - платина и восемнадцати каратное золото украшенное элитными камнями - бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами.

Коронация

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал стране: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа». Кого-то напоминает…

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Ей предшествовала серьезная подготовка. К празднику в стиле Цезаря по всему Парижу окна богачей завесили знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались на сквозняках разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные минувшей революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Римской Империи.

И вот карета запряженная восемью лошадьми остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике расшитой золотом и Жозефина в белом атласном платье с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия вышитая золотыми пчелами весила восемьдесят фунтов, её услужливо поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины несли за ней три сестры Наполеона.

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер граф Луи Филип де Сепор отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где после беспредела революции можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка: во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», тут Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе - он сам знает, что делать дальше, и тут же собственноручно короновал себя и Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII ничего не оставалось как кисло объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Корона Карла Великого (Шарлеманя) - древняя регалия королей франков, а после 1237 года — королей Франции. Увенчанные крестом четыре золотые пластины были украшены драгоценными камнями, а позднее — большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий возводила на трон французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, соединенные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали весьма нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон, как давний поклонник Римской империи, лоббировал все относившееся к тому времени и месту. Он спал и видел: римские императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он - Бонапарт? Французские ювелиры спешно ковали золотой лавровый венок. Символ доблести обошелся казне в 8 000 франков.

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен разгневанным королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог постичь её пропорции. Император надел лавровый венок, но пока пристраивал на голове, отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Жозефина

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее мадам де Богарне станет владелицей сотен, затем тысяч украшений и камней без оправы. А Наполеон будет безостановочно покупать новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В её шкатулки переехали драгоценности французской короны, кроме одной - алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся страшные камни — опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности мрачно именуемый «Сожжение Трои».

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир (основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году) изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и ещё пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) к началу декабря 1804 года.

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Покрасовался, снял, и «запросто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к стоящей на коленях Жозефине и поднял корону над её головой. Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана честно с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, а ее фотографии свидетельствуют, насколько фантазия живописца разнится с действительностью. Можете сравнить сами - обе короны тут присутствуют.

Картина

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьёзный заказ серьёзного человека, без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел (до этого он был придворным живописцем короля). Этот навык пригодился, когда пришлось изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами казненными за приставку «де» перед именами, куска кружева на одежде или кольца знатности… Мелкий дворянин Бонапарт, в вышитых перчатках и платье из пурпурного бархата, настоял чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили: ни одна из королев в течение нескольких веков не удостаивалась подобной чести.

В первом варианте давидовской картины Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой держал шпагу с «Регентом», прижимая её к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора коронующим Жозефину. Повторяю: это была редкая наглость.

Картина Давида — вольный полёт фантазии. Император хотел непременно видеть на полотне мать, которая была обижена на него и находилась во время коронационных торжеств в Риме. Послушный Давид изобразил Летицию Рамолино в центре. Сегодня гигантское полотно находится в Лувре, галерея Денон.

Продолжение следует…

Вконтакте

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Где прошла коронация Наполеона I?

  • A. в Соборе Парижской Богоматери
  • B. на месте разрушения Бастилии
  • C. в Пантеоне
  • D. в Лувре

Правильный ответ A. в Соборе Парижской Богоматери

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали собор Парижской Богоматери.
Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.
Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Рассматривая драгоценности Жозефины нельзя не упомянуть о том, кто ей их дарил - о Наполеоне. Ему и самому драгоценности не давали покоя, особенно его беспокоили Грандиозные завоевания Древнего Рима. Его неизменно восхищал романский ювелирный стиль с лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта - чистейшей воды ампир: одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен — не терпит серебра, его оправа — платина и 18-ти каратное золото, элитные камни — бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины.

Особенного рассказа заслуживает - Коронация: и торжество, и блеск, и драгоценности в изобилии, да и история уж очень занятная:

Андреа Аппиани, коронация Наполеона

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа».


Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни.


Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Прибытие Наполеона в ратушу

И вот, карета, запряженная восемью лошадьми, остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике, расшитой золотом и Жозефина, в белом атласном платье, с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия, вышитая золотыми пчелами, весила восемьдесят фунтов, ее поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины, за ней несли три сестры Наполеона.

Наполеон, коронация

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер — граф Луи Филип де Сепор, отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами, и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где, после беспредела революции, можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка — во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Наполеон, коронация
Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Бьенне, корона Карла Великого (Шарлеманя), Лувр

И еще одна корона. Имперская корона или Корона Карла Великого (вид спереди). X век

вид сбоку

Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

«Лавровый венок» Наполеона

Наполеон - давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Подлинный лист сохраненный Изабе, придворным художником Наполеона I

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции. Император надел лавровый венок и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист - единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

А что же Жозефина?
А Наполеон ее тоже короновал. Сам!

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Кстати сейчас подлинная тиара Жозефины является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels.

Энгр, Наполеон на троне

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное информативное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьезный заказ серьезного человека - без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, была завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Корона Карла Великого в представлении Жака-Луи Давида

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел, до этого он был придворным живописцем короля. Это умение ему пригодилось, чтобы изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами, казненными за приставку «де» перед именами, куска кружев или кольца знатности… Мелкий дворянин, в вышитых перчатках и платье пурпурного бархата, настоял на том, чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили — ни одна из королев, в течение нескольких веков, не удостаивалась подобной чести.

Жак-Луи Давид, Жозефина на коронации

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость (смотрите выше).

и еще раз, крупнее:
Лувр. Картина Жака-Луи Давида

Тщеславие Наполеона выплеснулось в нарядах из бархата расшитого пчелами - символами королевской власти. Этот знак, минуя Бурбонов, связал нового императора с древними Меровингами. Пчела заменила геральдическую лилию.

Франция, Париж

Впервые Наполеон занял Милан в 1796 году после победы над австрийцами при Лоди, с 1797 года Милан стал столицей марионеточной Цизальпинской республики. В августе 1799 году русско-австрийские войска одержали победу над французской армией, и Милан вновь попал под австрийское владычество.

Уже в должности первого консула Наполеон вновь отбирает Милан у австрийцев после победы над войсками Второй коалиции в битве при Маренго в 1800 году. По условиям Люневильского мира, заключенного 9 февраля 1801 года, республика была восстановлена (в 1802 – 1805 с включением в состав части Венето и Фриули называлась Итальянской республикой, президентом которой стал Наполеон). Через полгода после того, как становится императором Франции, 18 мая 1805 года Наполеон провозглашает создание Итальянского королевства со столицей в Милане, а себя – королем Италии. Принимается решение, что Наполеон будет коронован 26 мая в Миланском кафедральном соборе Железной короной Лонгобардского королевства.

22 мая организаторы церемонии выехали на трех повозках с сопровождением 50 вооруженных всадников в Монцу, где в кафедральном соборе хранилась главная реликвия Ломбардии - Железная корона, по легенде, сделанная из гвоздя Креста господня, найденного святой Еленой на Святой Земле. Именно этой короной короновались лонгобардские короли, а также большая часть германских императоров, от Карла Великого до Карла V. Вечером того же дня процессия прибыла в миланский кафедральный собор, где передала корону кардиналу – архиепископу Милана, который установил ее на алтаре собора.

К 10 часам утра 26 мая в кафедральный собор прибыли главы и представители судебной и исполнительной властей, военачальники. В 11 часов архиепископ Милана покинул свою резиденцию и также отправился к собору. К этому времени над парадной дверью собора был установлен герб королевства, стены и колонны собора были покрыты шелком и позолоченными тканями.

В 11 часов 45 минут 26 мая 1805 года Наполеон, императрица Жозефина и сестра Наполеона принцесса Элиза покинули Королевский дворец и отправились в кафедральный собор. Следует отметить, что между Королевским дворцом и Дуомо (находятся неподалеку, на одной площади), была организована длинная галерея. Проход был богато украшен, покрыт сверху и открыт со сторон.

В 12 часов дня началась церемония коронации. Наполеон вошел в Собор в императорской короне. Возложение Железной короны сопровождалось бурными аплодисментами присутствующих на церемонии. При этом Наполеон сказал: «Бог дал мне это, остерегайтесь того, к чему он прикасается». Вечером состоялись фейерверки в честь коронации, на следующий день – скачки в честь нового короля. Тогда же Железная корона была с теми же почестями отправлена обратно в Монцу. 31 мая 1805 года состоялся грандиозный бал, который новый король дал в «Ла Скале».

7 июня 1805 года был издан указ о назначении Евгения Богарне вице-королем Италии, именно он и стал фактическим руководителем государства на ближайшие годы.

В Итальянское королевство вошло большинство земель северной Италии. В 1806 году под власть Наполеона попал Неаполь, а в 1809, после ссоры Наполеона с папой Пием VII, Папская область во главе с Римом.

Наполеон Бонапарт - великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.

Жак-Луи Давид в революционный период

Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.

Давид - представитель классицизма во французской живописи. Участвовал в революционном движении и выступал за свержение короля Создал ряд картин на революционную тематику: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч». Примерно в это же время основал Национальный музей в Лувре.

""Коронация Наполеона"" - картина Давида, расположенная в данный момент в Лувре, и посмотреть ее могут все посетители музея. Вообще-то, оригинальное название полотна - "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", но в обиходе чаще используется именно сокращенный вариант.

Предложение Наполеона художник принял с огромной радостью, так как был его приверженцем и полностью разделял взгляды будущего императора. К тому же после смерти Робеспьера он жаждал нового витка своего творчества.

Подготовка к коронации Наполеона I

Наполеон славился своей любовью к Цезарям и Римской империи в целом, поэтому свое восхождение на трон хотел провести в соответствии с собственными вкусами.

Самой коронации в стиле Древнего Рима предшествовала глобальная подготовка, а местом проведения церемонии стал знаменитый который быстро отстраивали после последствий недавней революции, а также украшали в духе древней империи.

‘’Коронация Наполеона’’ стала пиком творчества мастера и способствовала обновлению классицизма посредством реализма.

Полотно Давида

Все фигуры на полотне тщательно проработаны, благодаря чему все действующие лица хорошо узнаваемы. Кроме того, художник явно продемонстрировал свое отношение к определенным аспектам, которые явно подвергаются критике со стороны живописца и в какой-то мере отдают непочтительностью.

На картине ""Коронация Наполеона"" Жак-Луи Давид постарался передать все события данной церемонии.

Например, религиозная обстановка всей процедуры, роскошь и помпезность, да и сам Папа Римский, облаченный в золото и с самодовольным взглядом на лице, вовсе не создают атмосферы духовности, а являются, скорее, насмешкой. Это и есть основное непочтение. Так как Давид обладал революционным характером, он изобразил Нотр-Дам как место сборища дилетантов, а не в качестве храма Господа.

Когда император увидел готовую картину, он потребовал от живописца изменить сцену, где Папа сидит с отсутствующим видом, с руками, сложенными у себя на коленях. Аргументация Наполеона была предельно ясна: он заставил приехать слугу Бога из такой дали не для того, чтобы тот ничего не делал.

Классический реализм Давида

Сам Наполеон был представителем мелкой буржуазии, и его вид в шикарном королевском одеянии сам по себе должен был вызвать насмешки, но живописцу удалось сгладить этот факт, сделав акцент на мужественности и величии его позы.

Будущая императрица Жозефина имела весьма дурную славу, но ее муж потребовал короновать и ее, несмотря на то что ни одна королева не была удостоена подобной чести. Чтобы замять этот факт, Давид изобразил покорность женщины, уделив особое внимание ее внешней красоте.

На пороге становления нового императорского режима во Франции реализм Давида отдает некой карикатурной направленностью. Некоторые критики видят эти проявления в изображении всей церемонии. Обладая критичным умом, Давид мог так поступить, если его что-то не устраивало, несмотря на симпатию к новому лидеру.

Хотя Давид присутствовал на самой церемонии и делал некоторые подготовительные эскизы, картина не является стопроцентным отображением реальных событий. Художник внес некие коррективы. Ярким примером является изображение матери императора, величаво устроившейся между двумя центральными колоннами на заднем фоне. Ведь на самом деле она не присутствовала на коронации сына, а находилась в это время в Риме. На холсте же она окидывает Наполеона встревожено-печальным взглядом.

Можно заметить еще одно искажение действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Многие считали, что венок подходит императору больше, чем корона, поэтому после определенных колебаний Давид отдал предпочтение именно ему.

Если бы художник следовал реальности, ему надлежало бы изобразить Наполеона в ногах у Папы Римского, а Жозефину поставить еще ниже. Однако, зная о непростых отношениях между правителем и представителем духовенства, он отказался от этой идеи.

Поэтому Давид остановился на коронации императрицы Наполеоном.

Мастер также отдал должное изображению величественности архитектурного сооружения. Это прослеживается через многочисленные вертикальные оси - три колонны, алтарь с высокими свечами.

Главные герои картины

На картине изображено от 153 до 200 человек, но не все они поддаются идентификации. Однако безошибочно узнаются следующие персонажи:

  • кардинал Фэш, кардинал Капрара, греческий патриарх, которые обосновались вокруг Пия VII;
  • принцы Нэвшателя и Понте-Корво, французский канцлер, принц Мурат и три маршала - они составляли группу офицеров императора, на голове у каждого шляпа с перьями;
  • братья и сестры Наполеона, фрейлины, принцессы, составляющие свиту императрицы;
  • повернутые лицом к зрителю мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Боумон.

Окончание работы над картиной

В 1807 году работа над картиной ""Коронация Наполеона"" была закончена. Наполеон рассматривал полотно около часа, после чего восторженно воскликнул, что Давид прекрасно справился с задачей и создал императору нужное амплуа. Впоследствии картину выставили на обозрение публики, что придало ей значительной популярности.

""Коронация Наполеона"" (год примечательного события указан в начале статьи) радовала парижан на протяжении всего года. Примечательно, что за свой труд Давид попросил всего сто тысяч франков, что вызывало множество споров с имперской ""бухгалтерией"", которая находила массу причин, чтобы не выдавать гонорар.

Картина ""Коронация Наполеона"" (дата начала работы над полотном - 21 декабря 1805 года, завершения - январь 1808 г.) стала самым великим творением ее автора.